УДК 332.651
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Т. Ю. Анопченко, В. Р. Муратов Южный федеральный университет
В данной статье авторами с достаточной обоснованностью рассматриваются вопросы формирования и развития системы экологического страхования, что позволит в значительной степени улучшить финансирование природоохранной деятельности и поддержание экологического равновесия на прилегающих территориях.
Ключевые слова: формирование; развитие; система; экология; страхование.
In this article authors with sufficient validity consider questions of formation and development of system of ecological insurance that will allow to improve substantially financing of nature protection activity and maintenance of ecological equilibrium in adjacent territories.
Key words: formation; development; system; ecology; insurance.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды Ростовской области назрела насущная необходимость в использовании экономических инструментов, направленных на предупреждение повреждения и восстановление компонентов природной среды в случае наступления неблагоприятных событий.
В настоящее время рабочей группой при Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии ведется разработка законопроекта об обязательном экологическом страховании - проект федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности».
Как показывает мировая практика, введение обязательного вида страхования возможно при наличии достаточного опыта и практической деятельности по вводимому виду страхования, До настоящего времени экологическое страхование в России не получило такого развития и на этапе своего становления нуждается в методологическом обеспечении, достаточной координации и поддержке, в том числе и со стороны государственных структур, осуществляющих природоохранные функции и функции обеспечения экологической безопасности страны.
Проект по экологическому страхованию представляет собой инновационный проект, консолидирующий усилия всех заинтересованных сторон, и направлен на отработку и апробацию механизма страхования ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, заложенного в законопроект об обязательном экологическом страховании, и практическую отработку принципов и организационных вопросов, необходимых для введения в России обязательного экологического страхования.
Основной целью проекта является защита интересов хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению вреда природной среде, а также вреда жизни и здоровью граждан, причиненному в результате аварийного загрязнения окружающей среды, возникшего при осуществления страхователем или лицом, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован, хозяйственной или иной деятельности, а также создание условий для предупреждения возникновения загрязнения окружающей среды и ликвидации его последствий посредством использования механизма страховой защиты.
Основными задачами проекта являются:
- создание системы, гарантирующей возмещение вреда природной среде и лицам, пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды, возникшего в результате хозяйственной или иной деятельности;
- апробация на практике принципов страхования, предусмотренных законопроектом об обязательном экологическом страховании, организация необходимых структур и инструментов;
- отработка и совершенствование механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов, государственных структур, экспертных организаций, страховых компаний и иных организаций при заключении договора страхования, его сопровождении, а также и при урегулировании убытков в случае реализации риска аварийного загрязнения окружающей среды;
- апробация и отработка механизма независимой оценки экологической безопасности деятельности и ее задач для предоставления информации, необходимой для заключения договора страхования ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности;
- отработка механизмов установления причинно-следственной связи между страховым событием и вредом окружающей среде и методик комплексной оценки ущерба природной среде по следующим видам компонентов природной среды: почва, вода, растительный и животный мир;
- апробация и отработка существующих методик оценки вреда окружающей среде;
- актуализация принципа «загрязнитель платит» и построение системы требований и государственного контроля, направленной на защиту природной среды, с обязательным фиксированием всех случаев причинения вреда и с предъявлением исков загрязнителям и виновным;
- создание условий и отработка возможностей страхового механизма для предупреждения и уменьшения вреда природной среде;
- разработка совместно с хозяйствующими субъектами перечня возможных предупредительных мероприятий по видам хозяйственной и иной деятельности;
- разработка инструментов для обеспечения целевого исполнения страховых выплат для ликвидации последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- развитие участия общественности в защите и представлении интересов пострадавших от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Для целей апробации и отработки механизма страхования ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в перечень участников проекта включены следующие субъекты:
1. Страховые организации;
2. Предприятия и организации, осуществляющие экологически опасные виды деятельности);
3. Государственные структуры и их территориальные отделения -Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные управления, Федеральная служба экологического, технологического и атомного надзора РФ, Министерство природных ресурсов РФ и его агентства, органы государственной власти, осуществляющие регулирование отдельных отраслей экономики, органы местной власти;
4. Некоммерческое объединение страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование «Ассоциация экологического страхования»;
5. Экспертные организации, осуществляющие оценку экологических рисков хозяйствующего субъекта и оценку вреда, причиненного окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения;
6. Общественные организации.
Страховые организации, осуществляющие экологическое страхование в соответствии с условиями проекта, выполняют следующие функции:
- участвуют в проведении совещаний и обсуждений по организации проекта в регионе;
- оказывают помощь Страхователю в заполнении Заявления на страхование и разъясняют условия страхования;
- совместно со страхователем осуществляют сбор документов, необходимых для заключения договора страхования;
- анализируют предоставленные Страхователем документы и осуществляют окончательный расчет страховой суммы, тарифной ставки и размера страховой премии;
- согласовывают со Страхователем условия страхования и заключают договор страхования;
- осуществляют сопровождение договора страхования в течение всего срока его действия, при возможности, осуществляют финансирование и контроль за проведением превентивных мероприятий;
- составляют страховой акт;
- определяют суммы страхового возмещения и осуществляют страховые выплаты;
- в зависимости от условий договора и обстоятельств дела оказывают юридическую помощь Страхователю при урегулировании убытков;
- определяют размер собственного удержания по договору и по региону;
- перестраховывают свои обязательства.
Предприятия и организации, осуществляющие экологически опасные виды деятельности (Страхователи), выполняют следующие функции:
- заключают договор на проведение независимой оценки экологических рисков;
- предоставляют информацию, необходимую для проведения оценки экологических рисков и заключения договора страхования;
- заключают договор страхования ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности и выполняют его условия;
- проводят превентивные мероприятия в соответствии с планом мероприятий, если они были оговорены при заключении договора страхования;
- получают компенсацию произведенных расходов на разработку плана оценки вреда окружающей среде, наступившего при аварийном загрязнении, на проведение оценки вреда окружающей среде, на составление сметы расходов, а также на проведение восстановительных работ и непосредственно восстановление поврежденных компонентов природной среды;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные управления:
- информируют об аварийной ситуации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие подведомственные и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и МЧС России;
- осуществляют координацию работ по ликвидации последствий аварий и катастроф, а также их руководство и проведение специальных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
- осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности населения;
- в случаях особо крупных аварий, повлекших человеческие жертвы, а также эвакуацию населения и загрязнение источников питьевой воды, МЧС России вносит предложения о создании Правительственной комиссии по расследованию причин аварий и принятию необходимых мер по ликвидации их последствий;
- устанавливают факт и причину чрезвычайной ситуации;
- предоставляют Страховщику копию протокола или справку о чрезвычайной ситуации и причинах ее наступления.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство выполняют следующие функции;
- устанавливают факт и причину аварии или инцидента, являющимися страховым событием;
- предоставляют Страховщику копии документов, необходимых для подтверждения наступления страхового события, в том числе таких как:
• акт технического расследования причин аварии или инцидента или справку о событии и причинах его наступления;
• положение о порядке технического расследования причин аварий или инцидентов на опасных объектах;
• протокол осмотра места аварии или инцидента;
• протокол заседания комиссии по расследованию аварии или инцидента;
• определение о передаче дела об административном правонарушении судье, должностному лицу, уполномоченному назначить наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;
• протокол о временном запрете деятельности;
• протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию выполняют следующие функции:
- совместно с соответствующими подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и заинтересованными организациями выявляют источник аварийного загрязнения, обследуют его, участвуют в установлении причины возникновения аварии или инцидента, возможности повторения выбросов (сбросов) и информируют МЧС России;
- участвуют в разработке мер по ликвидации последствий аварии или инцидента;
- при необходимости выдают в установленном порядке предписание на приостановку работы предприятия (объекта);
- устанавливают (уточняют) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и участвуют в определении уровней и зон загрязнения объектов окружающей природной среды;
- организуют работы по определению масштабов негативного воздействия аварийного загрязнения на окружающую природную среду с учетом прогнозов органов Росгидромета по распространению зоны аварийного загрязнения и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти принимают меры к ликвидации (снижению) его последствий;
- контролируют ход выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийного загрязнения для окружающей природной среды;
- определяют ущерб, причиненный наземному животному миру в результате аварийного загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к установленной законодательством административной ответственности;
- проводят предварительную оценку вреда окружающей среде;
- разрабатывают план проведения оценки вреда окружающей среде;
- проводят оценку фактического вреда окружающей среде;
- реализуют план восстановительных работ или контролируют ход восстановительных мероприятий по предписанному плану и принимают выполненные восстановительные работы на основе акта сдачи-приемки.
Органы исполнительной власти Ростовской области и местного самоуправления:
- организуют комиссию, состоящую из специалистов подведомственных и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, для оценки последствий аварийной ситуации и определения участия федеральных органов исполнительной власти, в том числе являющихся владельцами объектов-загрязнителей, в организации работ по ликвидации последствий аварийной ситуации.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды выполняет следующие функции:
• обследует зоны распространения аварийного загрязнения, производит отбор и анализ проб объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы) вне санитарно-защитной зоны предприятия;
• составляет оперативные прогнозы распространения зоны аварийного загрязнения;
• обеспечивает работу комиссий необходимой гидрометеорологической информацией и данными об уровнях загрязнения окружающей природной среды в районе аварии;
• участвует в установлении источника загрязнения.
Федеральное агентство водных ресурсов выполняет следующие функции:
- участвует в выявлении и обследовании предприятия или организации- источника аварийного загрязнения поверхностных вод суши и морских вод, установлении причин возникновения аварии, возможности повторения сбросов, других факторов экологических рисков;
- совместно с органами Росгидромета осуществляет контроль распространения зоны загрязнения;
- участвует в разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварийного загрязнения и контролирует ход их выполнения;
- участвует в определении размера ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.
Государственный Комитет Российской Федерации по рыболовству:
- осуществляет контроль влияния аварийного загрязнения на жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а также состояния мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, нагульные площади, миграционные пути);
- участвует в разработке мероприятий по максимальному снижению возможных потерь для рыбного хозяйства и контролирует ход их выполнения;
- определяет ущерб рыбному хозяйству в результате аварийного загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к административной ответственности, установленной законодательством.
Федеральное агентство водных ресурсов совместно с Федеральным агентством по недропользованию выполняют следующие функции:
• осуществляет контроль качества подземных вод в зоне аварийного загрязнения;
• проводит расследование причин загрязнения подземных вод.
• при необходимости выдает предписание по предложениям Роскомвода на
приостановку работы организации и на ликвидацию очага и последствий
загрязнения подземных вод.
Министерство сельского хозяйства Ростовской области выполняет следующие функции:
- участвует в обследовании зоны распространений аварийного загрязнения почв сельскохозяйственных угодий и определении размеров причиненного ущерба;
- участвует в разработке мероприятий по ликвидации последствий загрязнения и осуществляют контроль их выполнения.
Федеральное агентство лесного хозяйства выполняет следующие функции:
- обследует зоны загрязнения лесов;
- организует расследование причин загрязнения, повреждения или гибели лесов;
- определяет ущерб лесному хозяйству, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к административной ответственности, установленной законодательством.
Ассоциация экологического страхования осуществляет:
- методологическое обеспечение проектов, разработку и совершенствование нормативно-правовых и методических документов, необходимых для проведения проекта по экологическому страхованию;
- организацию рабочих совещаний по обсуждению и презентацию проектов в регионах;
- взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти для оперативного решения вопросов нормативноправового обеспечения реализации проектов;
- проведение необходимого обучения и разъяснительной работы с участниками проекта;
- сбор, анализ и обработку информации, полученной в ходе реализации проектов с целью корректировки условий реализации проекта (страховые события, тарифы и факторы, оказывающие на них влияние и др.), а также предложений от участников проекта по совершенствованию условий его проведения;
- подготовку предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения проектов и развития экологического страхования регулирования отношений экологического страхования.
Литература
1. Закон Ростовской области «Об охране окружающей среды в Ростовской области», 2003.
2. Эндрес А., Квернер И. Экономика природных ресурсов. - СПб.: Питер, 2007.
3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс,
2007.
Татьяна Юрьевна Анопченко - доктор экономических наук, профессор, декан факультета управления Южного федерального университета.
Tatyana Yurevna Anopchenko - the Doctor of Economics, professor, the dean of faculty of management of the Southern federal university.
Муратов Владислав Равшанович - соискатель кафедры теории и технологии в менеджменте Южного федерального университета.
Muratov Vladislav Ravshanovich - the competitor of chair of the theory and technology in management of the Southern federal university.
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42 344022, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 105/42 Тел.: +7(863) 201-98-21;