УДК 338.439(571.13) Н.Ф. Вернигор,
И.Ю. Миненко ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЯГОД В СТРУКТУРЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Ключевые слова: продовольственная
безопасность, структура агропродоволь-ственного рынка, формирование рынка ягод, принципы здорового питания.
Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является продовольственная безопасность — важная составляющая демографической политики, направленная на повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Однако потребление ряда продовольственных товаров населением России значительно отстаёт от рекомендуемых медицинских норм, в частности, потребление фруктов и ягод в 2009 г. составило 55 кг/чел. при норме 98 кг/чел., при этом импорт фруктов и ягод превышает 70% от объёмов потребления. Валовой сбор плодов и ягод в хозяйствах всех категорий РФ в 2009 г. составил 2768 тыс. т, т.е. 19,5 кг на одного россиянина. В этой ситуации целесообразно рассмотреть наличие отечественных резервов по формированию рынка ягод.
Целью проводимого исследования является разработка основных направлений формирования и развития рынка ягод в Алтайском крае. Для этого рассмотрена роль сельскохозяйственных организаций, предпринимателей и садоводов в формировании рынка ягод, проанализирована инфраструктура рынка ягод, показаны перспективы формирования оптового рынка свежих и переработанных ягод, изучены особенности ягодоводства в Алтайском крае.
В качестве теоретической и методологической основы исследования взяты труды отечественных и зарубежных учёных, фундаментальные положения экономической теории, а также документы законодательных и исполнительных органов Российской Федерации. При исследовании использовались методы: системного анализа, экономико-статистический, абстрактно-логический, монографический и др.
Основные итоги исследования
Исследование проводилось в 20092011 гг., куда было включено промышленное и индивидуальное садоводство Алтайского края (выборка составила 100% от территории края).
Продовольственная безопасность является одной из важных и острых глобальных проблем человечества. Проблема продовольственной безопасности для России является на сегодняшний день одной из ключевых. Это связано, в том числе, с влиянием глобального кризиса и спадом производства во всех отраслях экономики. В своём существе проблема продовольственной безопасности является важнейшим элементом благосостояния нации.
Продовольственная безопасность представляет собой способность государства гарантировать каждому гражданину физическую и экономическую доступность качественных продовольственных товаров в нужном ассортименте и требуемом объёме [1].
Таким образом, продовольственная безопасность представляет собой состояние защищенности интересов населения страны в достижении удовлетворения потребности в продовольственных товарах по научно обоснованным нормам, гарантируемым государством. Обеспечить продовольственную безопасность возможно только через развитие всех отраслей отечественного агропромышленного комплекса.
Для обеспечения стабильного развития продовольственного рынка России разработан ряд программно-целевых документов, в частности Доктрина продовольственной безопасности страны. Это основополагающий для отрасли документ, который определяет пороговые значения по доле импорта на российском рынке [1].
По прогнозам МСХ РФ уровень самообеспечения продовольствием к 2020 г. достигнет 85,3%. Однако по свежим фруктам и ягодам ситуация иная, их потребление за последние пять лет выросло незначительно (рис. 1).
Проведённые расчеты показали, что в настоящее время при норме потребления данной продукции 98 кг/год собственное производство в 2009 г. составило:
— в РФ — 19,5 кг/год, или 19,8% от нормы;
— в Сибирском федеральном округе — 8,8 кг/год, или 8,9% от нормы;
— в Алтайском крае — 7,9 кг/год, или 8,1% от нормы.
К сожалению, характеризуя структуру агропродовольственного рынка, учёные не всегда уделяют внимание плодово-ягодной продукции, выделяя рынки мяса, молока,
зерна и продукции из них. Между тем производство витаминной продукции является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса России.
Ягодоводство — часть плодоводства, которая представляет одну из растениеводческих отраслей сельского хозяйства. Ягоды используются в свежем и переработанном виде. Отличаясь высокими вкусовыми качествами, они содержат необходимые человеку питательные вещества (в большом количестве сахар, органические кислоты), а также витамины. В России произрастает до 25 плодово-ягодных пород, имеющих различное хозяйственное значение.
В результате проведённых исследований автором разработана структура регионального продовольственного рынка, включающая в себя рынок плодово-ягодных продуктов, который делится на семь сегментов (рис. 2): семечковых, косточковых, орехоплодных, цитрусовых, субтропических, прочих плодовых, ягодных (смородина, крыжовник, малина, виноград, земляника, клубника, ежевика, черника, брусника, клюква, морошка, лимонник).
Ягоды поставляются сельхозтоваропроизводителями напрямую конечным потребителям (реализация через собственную фирменную торговую сеть, на продовольственных рынках), а также предприятиям торговли, общественного питания и перерабатывающей промышленности.
Важным элементом продовольственной безопасности и функционирования продовольственного рынка является региональная система оптовой и розничной торговли продовольствием, через которую осуществляется снабжение населения и организаций социальной сферы продуктами питания, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности сырьём.
На региональном уровне инфраструктура рынка ягод должна включать следующие предприятия продовольственного комплекса:
— заготовительные организации;
— оптовые базы со складами общего назначения и охлаждаемыми;
— оптовые продовольственные рынки;
— продовольственные рынки розничной торговли, на которых могут реализовать свою продукцию товаропроизводители из всех хозяйств, в том числе садоводы;
— предприятия розничной торговли, в том числе розничные сети;
— организации общественного питания, закупающие ягодную продукцию;
— предприятия перерабатывающей промышленности [2-4].
Проведенный анализ пропорций между имеющимися мощностями рыночной инфраструктуры и уровнем производства пищевых
продуктов показал, что большая часть регионов России, в том числе и Алтайский край, характеризуются недостаточностью мощностей складского хозяйства, специализированного транспорта, тарно-контейнерного фонда, торговых площадей продовольственных магазинов, неразвитостью экономико-информационной инфраструктуры.
Анализ современного состояния и тенденций производства ягод в Алтайском крае показал, что географическое расположение региона, его природно-экономические условия являются одними из лучших в Сибири для возделывания большинства как традиционных (смородина, крыжовник, малина, земляника, облепиха), так и ряда малораспространенных ягодных культур (смородина золотая, ежевика, жимолость, брусника и др.).
Алтайский край занимает скромное 41-е место среди регионов России по производству ягод, тогда как соседи имеют гораздо лучшие рейтинги: Красноярский край — 18-е место, Омская область — 28-е, Кемеровская область — 30-е место. Развитием садоводства в крае в основном занимаются хозяйства населения, которые производят более 80% плодов и ягод, на их долю приходится более 71% площади садов и ягодников. Серьёзной проблемой Алтайского края является снижение площадей под плодово-ягодными насаждениями, больше всего пострадали ягодники, площадь которых в 2009 г. составила 95,1% по отношению к 2004 г., валовой сбор плодов и ягод достаточно стабилен и составляет 17 тыс. т, урожайность — 27,5 ц/га убранной площади.
Крестьянские (фермерские) хозяйства за последние годы активизировали производство плодов и ягод, увеличив его вдвое, однако удельный вес К(Ф)Х в общем объёме производства плодов и ягод составляет 1,6%. Таким образом, удельный вес сельскохозяйственных организаций в производстве плодово-ягодной продукции составляет 12,3%.
Наиболее перспективным направлением развития отрасли в Алтайском крае считается выращивание облепихи. В структуре насаждений она занимает около 80% всех площадей. Значительные объёмы продукции из облепихи — концентрат облепихового масла, 75% которого производится на Алтае. Медицинские препараты на её основе, натуральные соки и другие виды продукции поставляются в европейскую часть России, страны Ближнего зарубежья. Целевым выращиванием смородины, малины, крыжовника в настоящее время сельскохозяйственные предприятия занимаются ограниченно, только опытные хозяйства Сибирского НИИ садоводства им. Лисавенко.
150
100
50
0
н ■ ■ ■ и
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
-рекомендуемая норма потребления потребление в Алтайском крае
Рис. 1. Потребление фруктов и ягод, на душу населения, в год
Региональные производители сельскохозяйственной продукции (хозяйства всех категорий)
Государственное регулирование:
- поставок на национальный и мировой продовольственный рынки;
- безопасности продукции;
- транспортных услуг
Посреднические организации Российской Федерации
Зарубежные посреднические организации
П О С Т А В ЩИ К И
1
О П Т О В Ы Й А Г Р О П Р О Д О В О Л Ь С Т В Е Н Н Ы Й Р Ы Н О К
Рынок мо- Рынок ры- Рынок Рынок Рынок пло-
Рынок мяса лока и бы и рыб- зерна карто- дово-
и мясопро- молочных ных и зерно- феля и ягодных
дуктов продуктов продуктов продуктов овощей продуктов
п
1
т
3
Сегмент Сегмент Сегмент Сегмент Сегмент Прочие
семечко- косточковых орехоплодных цитрусовых субтропиче- плодовые
вых ских
Сегмент ягодных: смородина, крыжовник, малина, виноград, земляника, клубника, ежевика, черника, брусника, клюква, лимонник
П О К У П А Т Е Л И
(организации различных форм собственности)
Региональный продовольственный фонд Перерабаты- вающие предприятия Предприятия розничной торговли Предприятия общественного питания
▲ 1 І і
і і. -"Г
-І і ▼
Конечные потребители
Рис. 2. Структура регионального продовольственного рынка
Изучение структуры плодово-ягодной продукции, представленной в розничной торговле Алтайского края, показало, что свежих ягод местного и сибирского производства нет, только импортные виноград и клубника.
Свежие ягоды реализуются на продовольственных рынках городов и районных центров Алтайского края как самими производителями, так и посредниками. Замо-
роженные ягоды (брусника, черника, клюква), произведенные в других регионах РФ, как фасованные, так и не фасованные, реализуются в розничных торговых сетях и на продовольственных рынках. Практически отсутствует система сбыта, направленная на заготовку и фасовку свежих ягод, произведенных в хозяйствах населения.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для повышения эффектив-
ности ягодоводства следует провести комплекс мероприятий:
обеспечить концентрацию производства ягод в специализированных хозяйствах;
развивать промышленное ягодоводство с применением новых агротехнических мер и химзащитных мероприятий, всемерно расширять его в фермерских хозяйствах, в личных подсобных хозяйствах населения и на дачных участках;
во вновь закладываемых садах использовать только районированные сорта, для чего необходимо активизировать работу питомников;
расширить производственные мощности по переработке и хранению выращенной ягодной продукции.
Необходимо разработать региональную программу по развитию инфраструктуры и логистического обеспечения рынка ягод, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту растениеводческой продукции, в том числе произведенной
в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Библиографический список
1. Об утверждении Доктрины продо-
вольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от
01.02.2010 г. URL: http://kremlin.ru/acts/ 6752. (дата обращения 11 октября 2011 г.)
2. Зинчук Г.М. Развитие инфраструктуры
продовольственного рынка. URL:
http://www.science-education.ru/11-363 (дата обращения 10 октября 2011 г.).
3. Продовольственная безопасность го-
рода Москвы. Структура продовольственного комплекса. URL: http://www.
mosprod.ru/ru/trade/trade1/ (дата обращения 15 сентября 2011 г.).
4. Скрынник Е.Б. Стратегия развития растениеводства на среднесрочную перспективу // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 4. - С. 21-35.
+ + +
УДК 338.486 Э.Н. Климова
ИМИДЖЕВЫЙ ДИСКУРС: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
Ключевые слова: дискурс, имидж, маркетинговые коммуникации, организация, целевая аудитория, экономика.
Ряд серьезных изменений, происходящих в общественной, политической и экономической сферах в последние годы, привели к тому, что появляется новый язык взаимодействия разных субъектов экономической деятельности. Эволюционирует предпринимательская деятельность и различным компаниям и организациям становится труднее найти свое место и закрепиться на тех или иных рынках. В связи с этим требуется обращать внимание на такие характеристики организации, как имидж, репутация товара или услуги, которые существенно влияют на мнение и выбор потенциального потребителя.
Ситуация, в которой действует современный маркетинг, существенно отличается от той, которая была несколько десятилетий назад: рынки с их гиперконкуренцией — с одной стороны, специалисты по маркетингу, в арсенале которых имеются многочисленные коммуникационные инструменты — с другой. Поэтому перед организациями
встает проблема выбора наиболее эффективного средства продвижения или определения максимально действенного набора коммуникационных инструментов для воздействия на потребителей.
Расширение пространства массовых коммуникаций и появление все новых способов ее организации, активно влияющих на различные стороны общественной жизни, активизирует научную деятельность в области междисциплинарного изучения коммуникации. Поэтому перед маркетологами стоит задача, которая связана с поиском новых методов и подходов, находящихся на пересечении разных научных областей и исследований.
Одним из современных понятий в области коммуникаций является дискурс, четкого и общепризнанного определения, охватывающего все случаи его употребления, не существует. Не исключено, что именно это способствовало широкой популярности, приобретенной этим понятием за последние десятилетия.
Дискурс (англ. dicourse — рассуждение (письменное или устное); лекция, доклад,