Научная статья на тему 'Формирование и развитие рынка ягод в структуре агропродовольственного рынка'

Формирование и развитие рынка ягод в структуре агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРУКТУРА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЯГОД / ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ / FOOD SECURITY / AGRI-FOOD MARKET STRUCTURE / FORMATION OF MARKET OF BERRIES / HEALTHY EATING PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вернигор Надежда Фёдоровна, Миненко Ирина Юрьевна

Показан авторский взгляд на современную структуру агропродовольственного рынка, роль и место рынка ягод в данной структуре, предложены направления развития рынка ягод Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вернигор Надежда Фёдоровна, Миненко Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors' view of the modern structure of the agri-food market, the role and place of the market of berries in that market structure is presented, the directions of the berries market development in Siberia are proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие рынка ягод в структуре агропродовольственного рынка»

УДК 338.439(571.13) Н.Ф. Вернигор,

И.Ю. Миненко ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЯГОД В СТРУКТУРЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Ключевые слова: продовольственная

безопасность, структура агропродоволь-ственного рынка, формирование рынка ягод, принципы здорового питания.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является продовольственная безопасность — важная составляющая демографической политики, направленная на повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Однако потребление ряда продовольственных товаров населением России значительно отстаёт от рекомендуемых медицинских норм, в частности, потребление фруктов и ягод в 2009 г. составило 55 кг/чел. при норме 98 кг/чел., при этом импорт фруктов и ягод превышает 70% от объёмов потребления. Валовой сбор плодов и ягод в хозяйствах всех категорий РФ в 2009 г. составил 2768 тыс. т, т.е. 19,5 кг на одного россиянина. В этой ситуации целесообразно рассмотреть наличие отечественных резервов по формированию рынка ягод.

Целью проводимого исследования является разработка основных направлений формирования и развития рынка ягод в Алтайском крае. Для этого рассмотрена роль сельскохозяйственных организаций, предпринимателей и садоводов в формировании рынка ягод, проанализирована инфраструктура рынка ягод, показаны перспективы формирования оптового рынка свежих и переработанных ягод, изучены особенности ягодоводства в Алтайском крае.

В качестве теоретической и методологической основы исследования взяты труды отечественных и зарубежных учёных, фундаментальные положения экономической теории, а также документы законодательных и исполнительных органов Российской Федерации. При исследовании использовались методы: системного анализа, экономико-статистический, абстрактно-логический, монографический и др.

Основные итоги исследования

Исследование проводилось в 20092011 гг., куда было включено промышленное и индивидуальное садоводство Алтайского края (выборка составила 100% от территории края).

Продовольственная безопасность является одной из важных и острых глобальных проблем человечества. Проблема продовольственной безопасности для России является на сегодняшний день одной из ключевых. Это связано, в том числе, с влиянием глобального кризиса и спадом производства во всех отраслях экономики. В своём существе проблема продовольственной безопасности является важнейшим элементом благосостояния нации.

Продовольственная безопасность представляет собой способность государства гарантировать каждому гражданину физическую и экономическую доступность качественных продовольственных товаров в нужном ассортименте и требуемом объёме [1].

Таким образом, продовольственная безопасность представляет собой состояние защищенности интересов населения страны в достижении удовлетворения потребности в продовольственных товарах по научно обоснованным нормам, гарантируемым государством. Обеспечить продовольственную безопасность возможно только через развитие всех отраслей отечественного агропромышленного комплекса.

Для обеспечения стабильного развития продовольственного рынка России разработан ряд программно-целевых документов, в частности Доктрина продовольственной безопасности страны. Это основополагающий для отрасли документ, который определяет пороговые значения по доле импорта на российском рынке [1].

По прогнозам МСХ РФ уровень самообеспечения продовольствием к 2020 г. достигнет 85,3%. Однако по свежим фруктам и ягодам ситуация иная, их потребление за последние пять лет выросло незначительно (рис. 1).

Проведённые расчеты показали, что в настоящее время при норме потребления данной продукции 98 кг/год собственное производство в 2009 г. составило:

— в РФ — 19,5 кг/год, или 19,8% от нормы;

— в Сибирском федеральном округе — 8,8 кг/год, или 8,9% от нормы;

— в Алтайском крае — 7,9 кг/год, или 8,1% от нормы.

К сожалению, характеризуя структуру агропродовольственного рынка, учёные не всегда уделяют внимание плодово-ягодной продукции, выделяя рынки мяса, молока,

зерна и продукции из них. Между тем производство витаминной продукции является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса России.

Ягодоводство — часть плодоводства, которая представляет одну из растениеводческих отраслей сельского хозяйства. Ягоды используются в свежем и переработанном виде. Отличаясь высокими вкусовыми качествами, они содержат необходимые человеку питательные вещества (в большом количестве сахар, органические кислоты), а также витамины. В России произрастает до 25 плодово-ягодных пород, имеющих различное хозяйственное значение.

В результате проведённых исследований автором разработана структура регионального продовольственного рынка, включающая в себя рынок плодово-ягодных продуктов, который делится на семь сегментов (рис. 2): семечковых, косточковых, орехоплодных, цитрусовых, субтропических, прочих плодовых, ягодных (смородина, крыжовник, малина, виноград, земляника, клубника, ежевика, черника, брусника, клюква, морошка, лимонник).

Ягоды поставляются сельхозтоваропроизводителями напрямую конечным потребителям (реализация через собственную фирменную торговую сеть, на продовольственных рынках), а также предприятиям торговли, общественного питания и перерабатывающей промышленности.

Важным элементом продовольственной безопасности и функционирования продовольственного рынка является региональная система оптовой и розничной торговли продовольствием, через которую осуществляется снабжение населения и организаций социальной сферы продуктами питания, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности сырьём.

На региональном уровне инфраструктура рынка ягод должна включать следующие предприятия продовольственного комплекса:

— заготовительные организации;

— оптовые базы со складами общего назначения и охлаждаемыми;

— оптовые продовольственные рынки;

— продовольственные рынки розничной торговли, на которых могут реализовать свою продукцию товаропроизводители из всех хозяйств, в том числе садоводы;

— предприятия розничной торговли, в том числе розничные сети;

— организации общественного питания, закупающие ягодную продукцию;

— предприятия перерабатывающей промышленности [2-4].

Проведенный анализ пропорций между имеющимися мощностями рыночной инфраструктуры и уровнем производства пищевых

продуктов показал, что большая часть регионов России, в том числе и Алтайский край, характеризуются недостаточностью мощностей складского хозяйства, специализированного транспорта, тарно-контейнерного фонда, торговых площадей продовольственных магазинов, неразвитостью экономико-информационной инфраструктуры.

Анализ современного состояния и тенденций производства ягод в Алтайском крае показал, что географическое расположение региона, его природно-экономические условия являются одними из лучших в Сибири для возделывания большинства как традиционных (смородина, крыжовник, малина, земляника, облепиха), так и ряда малораспространенных ягодных культур (смородина золотая, ежевика, жимолость, брусника и др.).

Алтайский край занимает скромное 41-е место среди регионов России по производству ягод, тогда как соседи имеют гораздо лучшие рейтинги: Красноярский край — 18-е место, Омская область — 28-е, Кемеровская область — 30-е место. Развитием садоводства в крае в основном занимаются хозяйства населения, которые производят более 80% плодов и ягод, на их долю приходится более 71% площади садов и ягодников. Серьёзной проблемой Алтайского края является снижение площадей под плодово-ягодными насаждениями, больше всего пострадали ягодники, площадь которых в 2009 г. составила 95,1% по отношению к 2004 г., валовой сбор плодов и ягод достаточно стабилен и составляет 17 тыс. т, урожайность — 27,5 ц/га убранной площади.

Крестьянские (фермерские) хозяйства за последние годы активизировали производство плодов и ягод, увеличив его вдвое, однако удельный вес К(Ф)Х в общем объёме производства плодов и ягод составляет 1,6%. Таким образом, удельный вес сельскохозяйственных организаций в производстве плодово-ягодной продукции составляет 12,3%.

Наиболее перспективным направлением развития отрасли в Алтайском крае считается выращивание облепихи. В структуре насаждений она занимает около 80% всех площадей. Значительные объёмы продукции из облепихи — концентрат облепихового масла, 75% которого производится на Алтае. Медицинские препараты на её основе, натуральные соки и другие виды продукции поставляются в европейскую часть России, страны Ближнего зарубежья. Целевым выращиванием смородины, малины, крыжовника в настоящее время сельскохозяйственные предприятия занимаются ограниченно, только опытные хозяйства Сибирского НИИ садоводства им. Лисавенко.

150

100

50

0

н ■ ■ ■ и

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

-рекомендуемая норма потребления потребление в Алтайском крае

Рис. 1. Потребление фруктов и ягод, на душу населения, в год

Региональные производители сельскохозяйственной продукции (хозяйства всех категорий)

Государственное регулирование:

- поставок на национальный и мировой продовольственный рынки;

- безопасности продукции;

- транспортных услуг

Посреднические организации Российской Федерации

Зарубежные посреднические организации

П О С Т А В ЩИ К И

1

О П Т О В Ы Й А Г Р О П Р О Д О В О Л Ь С Т В Е Н Н Ы Й Р Ы Н О К

Рынок мо- Рынок ры- Рынок Рынок Рынок пло-

Рынок мяса лока и бы и рыб- зерна карто- дово-

и мясопро- молочных ных и зерно- феля и ягодных

дуктов продуктов продуктов продуктов овощей продуктов

п

1

т

3

Сегмент Сегмент Сегмент Сегмент Сегмент Прочие

семечко- косточковых орехоплодных цитрусовых субтропиче- плодовые

вых ских

Сегмент ягодных: смородина, крыжовник, малина, виноград, земляника, клубника, ежевика, черника, брусника, клюква, лимонник

П О К У П А Т Е Л И

(организации различных форм собственности)

Региональный продовольственный фонд Перерабаты- вающие предприятия Предприятия розничной торговли Предприятия общественного питания

▲ 1 І і

і і. -"Г

-І і ▼

Конечные потребители

Рис. 2. Структура регионального продовольственного рынка

Изучение структуры плодово-ягодной продукции, представленной в розничной торговле Алтайского края, показало, что свежих ягод местного и сибирского производства нет, только импортные виноград и клубника.

Свежие ягоды реализуются на продовольственных рынках городов и районных центров Алтайского края как самими производителями, так и посредниками. Замо-

роженные ягоды (брусника, черника, клюква), произведенные в других регионах РФ, как фасованные, так и не фасованные, реализуются в розничных торговых сетях и на продовольственных рынках. Практически отсутствует система сбыта, направленная на заготовку и фасовку свежих ягод, произведенных в хозяйствах населения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для повышения эффектив-

ности ягодоводства следует провести комплекс мероприятий:

обеспечить концентрацию производства ягод в специализированных хозяйствах;

развивать промышленное ягодоводство с применением новых агротехнических мер и химзащитных мероприятий, всемерно расширять его в фермерских хозяйствах, в личных подсобных хозяйствах населения и на дачных участках;

во вновь закладываемых садах использовать только районированные сорта, для чего необходимо активизировать работу питомников;

расширить производственные мощности по переработке и хранению выращенной ягодной продукции.

Необходимо разработать региональную программу по развитию инфраструктуры и логистического обеспечения рынка ягод, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту растениеводческой продукции, в том числе произведенной

в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Библиографический список

1. Об утверждении Доктрины продо-

вольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от

01.02.2010 г. URL: http://kremlin.ru/acts/ 6752. (дата обращения 11 октября 2011 г.)

2. Зинчук Г.М. Развитие инфраструктуры

продовольственного рынка. URL:

http://www.science-education.ru/11-363 (дата обращения 10 октября 2011 г.).

3. Продовольственная безопасность го-

рода Москвы. Структура продовольственного комплекса. URL: http://www.

mosprod.ru/ru/trade/trade1/ (дата обращения 15 сентября 2011 г.).

4. Скрынник Е.Б. Стратегия развития растениеводства на среднесрочную перспективу // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 4. - С. 21-35.

+ + +

УДК 338.486 Э.Н. Климова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИМИДЖЕВЫЙ ДИСКУРС: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Ключевые слова: дискурс, имидж, маркетинговые коммуникации, организация, целевая аудитория, экономика.

Ряд серьезных изменений, происходящих в общественной, политической и экономической сферах в последние годы, привели к тому, что появляется новый язык взаимодействия разных субъектов экономической деятельности. Эволюционирует предпринимательская деятельность и различным компаниям и организациям становится труднее найти свое место и закрепиться на тех или иных рынках. В связи с этим требуется обращать внимание на такие характеристики организации, как имидж, репутация товара или услуги, которые существенно влияют на мнение и выбор потенциального потребителя.

Ситуация, в которой действует современный маркетинг, существенно отличается от той, которая была несколько десятилетий назад: рынки с их гиперконкуренцией — с одной стороны, специалисты по маркетингу, в арсенале которых имеются многочисленные коммуникационные инструменты — с другой. Поэтому перед организациями

встает проблема выбора наиболее эффективного средства продвижения или определения максимально действенного набора коммуникационных инструментов для воздействия на потребителей.

Расширение пространства массовых коммуникаций и появление все новых способов ее организации, активно влияющих на различные стороны общественной жизни, активизирует научную деятельность в области междисциплинарного изучения коммуникации. Поэтому перед маркетологами стоит задача, которая связана с поиском новых методов и подходов, находящихся на пересечении разных научных областей и исследований.

Одним из современных понятий в области коммуникаций является дискурс, четкого и общепризнанного определения, охватывающего все случаи его употребления, не существует. Не исключено, что именно это способствовало широкой популярности, приобретенной этим понятием за последние десятилетия.

Дискурс (англ. dicourse — рассуждение (письменное или устное); лекция, доклад,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.