Научная статья на тему 'Формирование и развитие рынка органической сельскохозяйственной продукции в Казахстане и республиках центральной Азии'

Формирование и развитие рынка органической сельскохозяйственной продукции в Казахстане и республиках центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органическое сельское хозяйство / рынок органического продукта / региональный рынок / модель регионального рынка / инфраструктура рынка / ценовая политика. / organic agriculture / organic produce market / a regional market / a regional market model / a market infrastructure / a pricing policy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караматов Озодбек Орунбаевич

На мировом уровне с каждым годом развивается рынок органической продукции. Рынки органического продукта в республиках Центральной Азии и Казахстана находятся на различных стадиях формирования и развития. Хотя имеются определенные достижения в этой области, есть общие и локальные проблемы, к примеру, соблюдение международного стандарта органического продукта, информация о состоянии внутреннего и регионального рынков, различные подходы к организации органического сельскохозяйственного производства и ценовой политике. Данное исследование нацелено на изучение и анализ органического сельскохозяйственного производства в республиках Центральной Азии и Казахстана, оценку возможностей развития регионального рынка органического продукта с учетом специфики аграрного сектора и концептуальных подходов каждой республики. В работе также предложена модель регионального рынка и инфраструктуры, обеспечивающая эффективное функционирование рынка в регионе в целом и в каждой республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Караматов Озодбек Орунбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming and development of the organic agricultural produce market in Kazakhstan and other Central Asian republics

The organic produce market is developing globally from year to year. The organic produce markets in Kazakhstan and the rest of Central Asia are at different stages of forming and development. Although there are certain achievements in this area, there are various common and local problems, for example, maintaining international standards for organic products, updates on the state of the art of the domestic and regional markets, as well as different approaches to providing organic agricultural produce and pricing policy. This study is aimed at exploring and reviewing organic agricultural produce in the republics of Central Asia and Kazakhstan, as well as at assessing the potential for developing the regional organic produce market an account of specific features of the agricultural sector and conceptual approaches of each republic. The paper also suggests a model and an infrastructure for a regional market that will ensure the effective functioning of the market across the region and in each of the republics

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие рынка органической сельскохозяйственной продукции в Казахстане и республиках центральной Азии»

ИКТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCES

UDK: 338.43

ORCID: 0000-0002-7308-6648

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В КАЗАХСТАНЕ И РЕСПУБЛИКАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация. На мировом уровне с каждым годом развивается рынок органической продукции. Рынки органического продукта в республиках Центральной Азии и Казахстана находятся на различных стадиях формирования и развития. Хотя имеются определенные достижения в этой области, есть общие и локальные проблемы, к примеру, соблюдение международного стандарта органического продукта, информация о состоянии внутреннего и регионального рынков, различные подходы к организации органического сельскохозяйственного производства и ценовой политике. Данное исследование нацелено на изучение и анализ органического сельскохозяйственного производства в республиках Центральной Азии и Казахстана, оценку возможностей развития регионального рынка органического продукта с учетом специфики аграрного сектора и концептуальных подходов каждой республики. В работе также предложена модель регионального рынка и инфраструктуры, обеспечивающая эффективное функционирование рынка в регионе в целом и в каждой республике.

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, рынок органического продукта, региональный рынок, модель регионального рынка, инфраструктура рынка, ценовая политика.

МАРКАЗИЙ ОСИЁ ВА ЦОЗОГИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ОРГАНИК ЦИШЛОЦ ХУЖАЛИГИ МА^СУЛОТИ БОЗОРИНИНГ ШАКЛЛАНИШИ ВА

РИВОЖЛАНИШИ

Аннотация. Дунё мщёсида йил сайин органик цишлоц хужалиги маусулоти бозори ривожланиб бормоцда. Марказий Осиё ва Козогистон Республикасида органик цишлоц хужалиги маусулоти бозори фарцли босцичларда шаклланмоцда ва ривожланмоцда. Бу борада маълум ютуцларга эришилган булса-да, умумий ва локал муаммолар уали уам мавжуд. Масалан, органик маусулот учун халцаро стандартлар олиш, ички ва минтацадаги бозор уолати тугрисидаги маълумотларнинг етарли эмаслиги, органик цишлоц хужалигини ташкил этиш ва бауолаш сиёсатидаги фарцли ёндашувлар шулар жумласидан. Ушбу

Караматов Озодбек Орунбаевич,

доктор экономических наук, доцент кафедры "Экономика и управление" Университета Кастамону, Турция; e-mail: okaramatov@kastamonu.edu.tr

Караматов Озодбек Орунбаевич,

иктисод фанлари доктори, доцент, Кастамону университета Иктисод ва бошкарув" кафедраси, Туркия

тадцщот Марказий Осиё ва Козогистон Республикасида органик цишлоц хужалиги ма^сулоти бозорини урганиш ва та^лил цилиш уамда %ар бир республиканинг цишлоц хужалиги хусусиятлари ва концептуал ёндашувларни цисобга олган цолда минтацада органик цишлоц хужалиги бозоринингривожланиш имкониятларини бауолашга царатилган. Илмий мацолада минтацада органик ма^сулот бозорининг модели ва бозорнинг %ар бир республика ва минтацада самарали ишлашини таъминловчи бозор инфраструктурам тавсия цилинган.

Калит сузлар: органик цишлоц хужалиги, органик ма^сулот бозори, минтацавий бозор, минтацавий бозор модели, бозор инфраструктураси, ба^олаш сиёсати.

FORMING AND DEVELOPMENT OF THE ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCE' MARKET IN KAZAKHSTAN AND OTHER CENTRAL ASIAN

REPUBLICS

Karamatov Ozodbek Orunbaevich,

Associate Professor, DSc, Kastamonu University, Department of Economics and Administrative Sciences,

Department of Economics, Turkey

Abstract. The organic produce market is developing globally from year to year. The organic produce markets in Kazakhstan and the rest of Central Asia are at different stages offorming and development. Although there are certain achievements in this area, there are various common and local problems, for example, maintaining international standards for organic products, updates on the state of the art of the domestic and regional markets, as well as different approaches to providing of organic agricultural produce and pricing policy. This study is aimed at exploring and reviewing organic agricultural produce in the republics of Central Asia and Kazakhstan, as well as at assessing potentials for developing the regional organic produce market at an account of specific features of the agricultural sector and conceptual approaches of each republic. The paper also suggests a model and an infrastructure for a regional market that will ensure effective functioning of the market across the region and in each of the republics.

Keywords: organic agriculture, organic produce market, a regional market,a regional market model, a market infrastructure, a pricing policy.

Введение

Начиная с конца 80-х годов прошлого века на рынке аграрной продукции формируется сегмент органической продукции, и с каждым годом на мировом рынке увеличивается спрос и предложение на данную продукцию. В связи с этим страны, производящие органические продукты, ежегодно увеличивают объемы производства. По данным FiBL & IFOAM, по состоянию на 2017 год в мире площади органического сельского хозяйства составили 69,845 млн га, из которых на долю Азии приходится 6,116 млн га, что

составляет 9 % от общей площади органического сельского хозяйства [1, с. 40]. За год площади органического сельского хозяйства увеличились на 1,27 млн га и составили соответственно 71,115 и 6,537 млн га [2, с. 37].

В зарубежной литературе 2000-х годов основной упор делается на слияние органического продукта с экологически чистым продуктом, также на затратный механизм, принимая во внимание, что фермеры во избежание затрат на пестициды и другие химикаты стараются вести интенсивное орга-

ИКТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCES

Я

ническое хозяйство, избегая производить продукцию, требующую использования различных химикатов [3, с. 241].

Общеизвестно, что в конкурентной среде основной вопрос - реализация производимого продукта. Немалый интерес представляет в этой части работа А. Креттера и И. Убреизова, где произведен SWOT-анализ факторов, влияющих на рынок органических продуктов [4, с. 359-360]. В более современной литературе описаны основные принципы ведения органического сельского хозяйства и агроэкологии, а также указана роль ГРОАМ в развитии органического сельского хозяйства в мире [5, с. 41-42; 6, с. 479].

Хотя в России рынок органической продукции зародился в 2000-х годах, на законодательном уровне понятие «органическое сельское хозяйство» было закреплено в 2008 году. Согласно ГОСТ, органическое сельское хозяйство - это производственная система, которая улучшает экосистему, сохраняет плодородие почвы, улучшает здоровье человека и, принимая во внимание местные условия и опираясь на экологические циклы, сохраняет биологическое разнообразие, не использует компоненты, способные принести вред окружающей среде [16, с. 560].

Краткий обзор исследований показывает, что до сегодняшнего дня в данной области имеются фрагментарные исследования, которые состоят в изучении тенденций развития органического сельского хозяйства, принципов и факторов, влияющих на развитие органического сельского хозяйства.

На волне интеграционных процессов, имея приемлемые для производства органического сельскохозяйственного продукта природно-климатические условия, Казахстан и республики Центральной Азии за последние годы активно развивают органическое производство. В целях развития органического сельского хозяйства в этих республиках приняты нормативно-правовые акты, разработаны экономические механизмы, способствующие совершенствованию формы организации аграрного и перера-

батывающего производства органического продукта. Однако имеется ряд проблем, характерных как отдельно для республик, так и для региона в целом, к примеру, отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование рынка органической продукции, высокие цены на сертификацию органического продукта, зависимость от зарубежных экспертов и сертификаторов. Решение этих проблем является актуальным для каждой республики, в целом для региона, что требует тщательного изучения и нового подхода. Этим и обосновывается актуальность данного исследования.

Данное исследование нацелено на изучение тенденций развития органического сельского хозяйства в каждой республике и в целом в регионе, возможности создания регионального рынка органического продукта.

Задача данного исследования - обосновать создание единого рынка органического продукта в регионе, способствующего скоординировать стратегии республик, увеличению объемов органической сельскохозяйственной продукции, укреплению позиции каждой республики на мировом рынке, устранению вышеперечисленных проблем, связанных с развитием нового рынка сельскохозяйственной органической продукции.

Предложенные нами концептуальные подходы, модель рынка органической продукции, рекомендации по созданию необходимой рыночной инфраструктуры в регионе обеспечат реализацию программных целей каждой республики, будут способствовать эффективному функционированию и развитию рынка органической продукции.

Материалы и методы

В данном исследовании на основе анализа динамики развития изучены проблемы органического сельского хозяйства центральноазиатских республик и Казахстана, также предложены пути решения этих проблем. Объектом исследования выбраны производители органического сельскохозяйственного продукта, в ходе

исследования использованы открытие данные этих хозяйств. Эти данные позволили изучить тенденции развития органического сельского хозяйства каждой республики региона. Хотя это и соседствующие республики, но имеют разный стартовый потенциал в данном сегменте сельскохозяйственного производства, поэтому на основе изучения тенденций и анализа развития органического сельского хозяйства выявлены проблемы, свойственные для каждой республики.

В ходе исследования применены методы от частного к общему, логические методы, эмпирические методы. Принимая во внимание то, что решение перечисленных проблем требует формирования рынка органического продукта с развитой инфраструктурой, применены методы моделирования рынков.

Результаты исследования

Органическое сельское хозяйство расширяет свою географию. За последние годы площади увеличились в 4 раза, сертифицировано более 2 млн производителей из 170 стран мира, годовой оборот органического продукта в 2019 году составил 98 млрд долларов [7]. Сформированы общие для всех производителей органического сельскохозяйственного продукта международные стандарты и правила. Во всех развитых странах усовершенствована нормативно-правовая база, созданы государственные структуры, обеспечивающие контроль и поддержку производителей органического продукта. Также создана рыночная инфраструктура продвижения и сбыта органического продукта. К примеру, реализация органического продукта европейским потребителям осуществляется через следующие каналы:

- прямой сбыт (продажа непосредственно в хозяйстве, еженедельные рынки, собственный магазин в городе, продажа через систему почтовых пересылок и сеть Интернет);

- прямое соглашение между фермерами и представителями розничной торговли и ресторанами;

- продажа перерабатывающим предприятиям, которые прошли сертификацию (мельницы, пекарни, мясные лавки, молокозаводы, пивоварни и т. д.);

- продажа представителям оптовой торговли [7].

Краткий анализ тенденций развития органического сельского хозяйства в изучаемом регионе показал, что в Республике Казахстан принятой в 2013 году указом Президента Концепцией по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013-2020 годы и законом 2015 года «О производстве органической продукции» заложена правовая основа органического сельского хозяйства в республике. Также утверждены Правила производства и оборота органической продукции и список разрешенных средств, применяемых в ее производстве. В 2013 году Фондом объединения экологической культуры (ФОЭК) совместно с REAL-iNVEST GROUP.KZ создана Федерация органического движения Казахстана «KazFOAM».

В настоящее время под органическое сельское хозяйство занят 303381 га земельной площади. Более 25 видов сельскохозяйственных культур производятся органическим способом, переработкой органического продукта занимаются 19 предприятий. Объем производства сертифицированной органической продукции составляет 302844 т, из которых зерновые составляют 161447 т, масличные культуры - 84872 т, бобовые -47845 т, кормовые культуры и лекарственные травы - 8700 и 300 т соответственно [6, с. 74].

Несмотря на достижения и принятые меры в области органического сельского хозяйства, по мнению ученых, в республике имеется ряд факторов, сдерживающих полную реализацию и освоение потенциала аграрного сектора республики, удовлетворение потребности внутреннего и внешнего рынков [7, 8].

В Республике Узбекистан за последние 5 лет увеличиваются объемы экспорта сер-

ИКТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCES

ft

Я

тифицированной органической продукции. Являясь основным производителем и экспортером аграрной продукции в регионе, принята Концепция поэтапного перехода к производству органического продукта. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению показателей качества и безопасности сельскохозяйственной продукции международным стандартам» от 18 мая 2020 года № ПП-5995, предусмотрено до 2025 года доведение сертифицированной по международным стандартам площади экс-портоориентированного органического производства до 168709 га. При этом по прогнозным показателям 10 % от общей площади под сельскохозяйственные культуры будут заняты под органическое сельское хозяйство.

Узбекистан, являясь одним из основных мировых лидеров по производству хлопка, только с 2019 года начал производить органический хлопок. В 2020 году под органический хлопок было занято 1200 га площади орошаемой пашни. В целях увеличения экспорта органического хлопка и эко-текс-тиля разработана «Дорожная карта», где отмечены меры по постепенному развитию производства органического хлопка и текстиля в соответствии с нормами международного стандарта.

Созданные структурные единицы в форме агрокластеров способствуют как формированию цепочки добавленной стоимости, так и цепочки органической сельскохозяйственной и переработанной продукции. Реализация принятой стратегии развития органического сельского хозяйства является залогом укрепления лидерской позиции республики на региональном рынке органической продукции. Кроме того, по оценке FAO сельское хозяйство Узбекистана низкозатратно и основано на органических удобрениях [10, с. 46].

В Кыргызской Республике органическое сельскохозяйственное производство стартовало в 2003 году с производства ор-

ганического хлопка в рамках проекта, финансируемого швейцарской организацией развития «Хельветас». В 2007 году был создан кооператив «Био Фермер» и организован консальтинговый общественный фонд «Био Сервис», донорами которого являются международные организации SECO, Hivoc, 1ССО и «Хельветас». «Био Фермер» на сегодняшний день имеет международные сертификаты на органический продукт EU, NOP, JAZ и Fairtrade. В 2012 году создана Федерация органического движения Кыргызстана - ФОД «BIO-KG» [11, 12].

По состоянию на 2018 год в республике используется 22117,6 га органической орошаемой земли, что составляет 0,21 % от общей площади орошаемой пашни. Из них земли, занятые под производство органического хлопка, составляют 11155 га или 50,4 % от общей органической площади. Площадь под бобовые культуры составляет 624 га, под пшеницей заняты 236,4 га, рис, овощи и фрукты выращиваются на площадях 57 га и 40,7 га соответственно. Количество фермеров, производящих органический продукт, составило 1045 [11].

Концепцией развития органического сельскохозяйственного производства в Кыргызской Республике на 2017-2022 годы предусмотрено увеличение площади пашни, используемой под органическое земледелие, до 60,0 тыс. га или 4 % всей пахотной земли, содержание более 60,0 тыс. голов крупного рогатого скота и 400,0 тыс. голов овец в сфере органического сельского хозяйства. Производство сертифицированной либо несертифицированной органической продукции будут осуществлять свыше 20,0 тыс. хозяйствующих субъектов сельского хозяйства. Концепция нацелена на доведение объема отечественного рынка органической продукции до 1,0 млрд сомов, экспортного потенциала до 10 млн долларов США.

В Республике Таджикистан в 2009 году фермеры начали реализовывать про-

ект по производству органического хлопка. В 2011 году органическая площадь составила 463 га, под хлопчатник - 235 га [13]. В 2012 году организован кооператив производителей органического продукта «Биоки-шоварз» и консалтинговая компания «САС Органик». Объемы органических сельскохозяйственных продуктов с каждым годом увеличиваются. Причиной тому является высокие доходы в органическом сельском хозяйстве. Проведенный экспертами анализ прибыли в традиционном и органическом производстве хлопка показал разницу почти в 5 тыс. сомони [13, с. 67]. По оценке исследователей, в 2019 году органическая площадь составила 4500 га, под хлопчатник - 2300 га, количество фермеров, производящих органический продукт, составило 1600 [14].

Выводы

Краткий обзор тенденций развития производства органического продукта в регионе позволил сделать следующие выводы:

1. В каждой республике региона с каждым годом увеличиваются площади под органическое сельское хозяйство. По нашим расчетам, с учетом прогнозных показателей отдельных республик и динамики ежегодного увеличения органической площади, до 2025 года площадь органического сельского хозяйства в регионе составит примерно 762790 га, в основном движение органического продукта будет ориентировано на внешний рынок.

2. В каждой республике разработаны концептуальные подходы и определены стратегические цели, создана необходимая нормативно-правовая база, однако не в полной мере созданы экономические механизмы, стимулирующие производство органического продукта.

3. Мотивация фермеров, производящих органический продукт, совпадает и в целом сводится к следующему:

- возможность реализовать продукцию по высоким ценам на внутреннем, региональном и внешнем рынке;

- обеспечение конкурентоспособности за счет обеспечения экологического производства;

- повышение прибыли за счет создания организационной структуры, обеспечивающей цепочку производства, переработки и сбыта органического продукта;

- повышение экспортного потенциала в связи с растущим спросом на органическую продукцию на международном рынке;

- повышение цен на минеральные удобрения и химические средства защиты растений.

4. Хотя в каждой республике частично создана инфраструктура, но она не способствует полноценному функционированию рынка органического продукта.

5. Из-за отсутствия местных специалистов эксперты и специалисты по органическому сельскому хозяйству являются в основном зарубежными. Приглашение их сопровождается большими финансовыми затратами.

На основе анализа тенденций развития органического сельского хозяйства выявлены проблемы регионального рынка органического сельского хозяйства. Наряду с имеющимися достижениями в области органического сельского хозяйства в республиках имеется ряд проблем развития этого сегмента рынка. Они свойственны по всему региону и сводятся к следующему:

1. Отсутствие организационно-экономических механизмов реализации принятых законов и других нормативно-правовых актов, стимулирующих производство органического продукта.

2. Затраты на получение международного сертификата органического продукта. Производители органического продукта вынуждены тратить немалые финансовые средства на приглашение зарубежных специалистов-сертификаторов для анализа почвы, произведенного продукта и отправки проб в иностранные лаборатории.

ИКТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCES

Я

3. Отсутствие единой информационной базы об объемах, структуре органического продукта на региональном уровне.

4. Нехватка специалистов и отсутствие у фермеров навыков производства органического продукта.

5. Недостаточное развитие инфраструктуры продвижения и сбыта органического продукта.

Следует отметить, что такого рода недостатки наблюдаются и в России, особенно в плане сертификации, организации по которой находятся за рубежом, высокая стоимость сертификации и процесса продвижения органического продукта [17, с. 163]. По мнению Н.Н. Рябчиковой, эти недостатки можно устранить путем создания агропромышленных органических кластеров, объединяющих весь цикл продвижения органической продукции [18, с. 103]. При этом можно отметить, что в Узбекистане за последние годы созданные агрокластеры увеличивают удельный вес произведенной сельскохозяйственной продукции, что указано в постановлении Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию плодоовощеводства и виноградарства, созданию в отрасли цепочки добавленной стоимости» от 11 декабря 2019 года № ПП-4549. Эти агрокластеры в перспективе смогут стать одними из лидеров производства органической продукции, так как созданная в агрокластерах организационная структура объединяет весь цикл продвижения продукции.

Для решения вышеназванных проблем необходимы, по нашему мнению, следующие меры:

- разработка региональной программы развития органического сельского хозяйства, где должны быть предусмотрены оптимизация и специализация производителей органического продукта с учетом возможностей каждой республики;

- финансовая и научно-техническая помощь при реализации концептуальных программ и проектов, направленных на развитие рынка органического продукта;

- создание региональной федерации производителей органического продукта;

- создание региональной информационной базы данных о спросе и предложении на органический продукт на внутреннем, региональном и внешнем рынках;

- создание регионального научно-исследовательского центра органического сельского хозяйства;

- создание региональной сертификационной службы;

- создание региональной инфраструктуры продвижения и хранения органической продукции.

Реализация вышеназванных мер на региональном уровне будет способствовать устранению перечисленных недостатков развития органического сельского хозяйства с наименьшими затратами. Для этого всем республикам Центрально-Азиатского региона необходимо скоординировать свои программные цели и разработать общую стратегию.

Модель регионального рынка органического продукта

Для решения вышеперечисленных проблем развития рынка органического продукта в регионе нами предлагается модель регионального рынка органического продукта (рис. 1).

По нашему мнению, эффективное функционирование регионального рынка будет способствовать развитию органического сельскохозяйственного производства, повышению экспортного потенциала производителей как в регионе в целом, так и в каждой республике. При этом необходимо учесть, что понятие «органический продукт» имеет несколько категорий, и эти категории создают определенный сегмент рынка.

Рис. 1. Модель регионального рынка органического продукта1

Как показывает практика, для производства органического продукта необходим определенный переходный период, и этот этап зависит от степени загрязнения почвы химическими элементами, как показывает практика, переходный период длится 3 года. Произведенная продукция на переходных этапах получила название «несертифициро-ванная продукция», качество этой продукции выше, чем у произведенной при помощи традиционных технологий. По нашему мнению, на региональном уровне необходимо унифицировать стандарты «несерти-фицированной продукции», обозначив при

этом уровень предельной допустимой концентрации (ПДК) химических веществ для продукции переходных этапов.

Общеизвестно, что для эффективного функционирования рынка необходима соответствующая инфраструктура. В каждой республике постепенно создается и развивается соответствующая специфике рынка органического продукта рыночная инфраструктура. Для развития и эффективного функционирования регионального рынка органического продукта, по нашему мнению, в регионе необходимы создание и развитие нужной инфраструктуры (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 В данной модели в числе производителей органического продукта отсутствует Республика Туркменистан. В силу того, что на данный момент отсутствуют данные об органическом сельском хозяйстве, на перспективу можно включить и хозяйства этой республики.

Рис. 2. Инфраструктура регионального рынка органического продукта

В структуре рыночной инфраструктуры немаловажная роль отводится государству. Государство, обеспечивая законодательную и нормативную базу для функционирования и развития рынка, одновременно создает организационно-правовые условия и экономические механизмы, необходимые для формирования инфраструктуры рынка. Для разработки общей региональной стратегии развития органического сельского хозяйства, общих правил производства и продвижения органической продукции необходимо создание Регионального Совета по развитию органического сельского хозяйства. На начальном этапе формирования регионального рынка республикам региона необходимо финансировать создаваемые инфраструктуры с дальнейшим их переходом на частичное или полное самофинансирование.

Таким образом, каждая республика региона имеет определенный потенциал для раз-

вития органического сельского хозяйства, и с каждым годом увеличивает как площади, так и объемы производства органического продукта. Переход на органическое сельское хозяйство для всех республик станет не только оптимальным решением для улучшения плодородия почвы, экологических проблем, проблем здоровья населения, связанных с химизацией аграрного производства.

Одним из факторов повышения экспортного потенциала аграрного сектора каждой республики и региона в целом является то, что цели, стратегия и тактика, созданная и создаваемая инфраструктура для перехода на органическое сельское хозяйство каждой республики идентичны друг другу. Этот фактор облегчает формирование и развитие регионального рынка органического продукта, создание необходимой инфраструктуры. Также облегчается разработка для региона единой концепции перехода на ор-

«

ИКТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCES

ганическое сельское хозяйство и формирования рынка органической продукции. Для достижения намеченных целей в концепции необходима разработка кратко- и долгосрочных региональных программ развития рынка органического сельского хозяйства. Кроме того, необходимо разработать единую для региона кадровую политику, предусматривающую подготовку кадров, способных в перспективе заменить зарубежных экспертов и специалистов.

И, наконец, по нашему мнению, имеющийся научный потенциал, опыт внедре-

ния инновации и стратегические подходы в Республике Узбекистан позволяют создать необходимую инфраструктуру для развития рынка органической продукции в регионе. Созданные для каждой отрасли сельского хозяйства агрокластеры, объединяющие весь цикл продвижения органической продукции, могут стать эталоном для других республик региона.

(Тезисы данной статьи опубликованы в материалах X международной конференции «Sciense and innovations: Sentral Asia». Nur-Sulatan (Astana)/ Kazakistan. 17.08.2020).

REFERENCES

1. Organik qishloq ho'jaligi dunyosi-statistika va rivojlanish tendentsiyalar 2019 yil [The World of Organic Agriculture - Statistics and Emerging Trends 2019]. Available at: http://ciaorganico. net/documypublic/486_2020-organic-world-2019.pdf/ (accessed 13.02.2021).

2. Organik qishloq ho'jaligi dunyosi-statistika va rivojlanish tendentsiyalar 2020 yil [The World of Organic Agriculture - Statistics and Emerging Trends 2020]. (In Eng.). Available at: https:// www.arc2020.eu/wp-content/uploads/2020/03/organic-world-2020.pdf/ (accessed 13.02.2021).

3. Klonsky K. (2000). Organik oziq-ovqat mahsulolarini ishlab chiqarishga ta'sir qiluvchi omillar qishlok ho'jaligi va inson qadriyatlari [Forces impacting the production of organic foods, Agriculture and Human Values]. 17, 233-243 (WOS) (In Eng.). Available at: https://link.springer. com/article/10.1023/A:1007655312687/. (accessed 14.02.2021).

4. Kretter A., Ubreziova I. (2006). Organik bozorlarning muvaffaqiyat omillari [Factors of successfulness of organic markets Qishloq Ho'jaligi Iqtisodiyoti]. Agricultural Economics -Zemëdëlskâ Ekonomika. 52 (8), 358-360 (WOS, SCOPUS) (In Eng.). Available at: https:// www.researchgate.net/publication/239604488_Factors_of_successfulness_of_organic_markets/ (accessed 14.02.2021).

5. Migliorini P., Wezel A. (2017). Organik qishloq ho'jaligi qoidalari va agroeqolojiya prinsiplari va amaliyotlarini bir biriga yaqinlashtirsh va ajratish. Shrah, Barqaror rivojlanish agronomiyasi [Converging and diverging principles and practices of organic agriculture regulations and agroecology. A review, Agronomy for Sustainable Development]. 37, 63 (WOS) (In Eng.). Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s13593-017-0472-4/ (accessed 14.02.2021).

6. Van Maksveld Ya.D., Temirbekova S.K. Organichskoe selskoe hozyaystvo: printsipi,opit i perspektivi [Organic agriculture: principes, experienties and perspectives]. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/organicheskoe-selskoe-hozyaystvo-printsipy-opyt-i-perspektivy/viewer/ (accessed 14.02.2021).

7. Grigoryuk V.V., Klimov E.V. Razvitiye organicheskogo selskogo hozyastvo v mire [Development of organik agriculture in the world and in Kazakhstan]. Available at: http://www. fao.org/3/a-i5454r.pdf/ (accessed 14.02.2021).

8. Grigoryuk V.V., Akimbayeva Ch.U., Klimov E.V. Mehanizm stimulirovaniya proizvodstva produktsii organicheskogo selskogo hazyaystva (metodicheskiye rekomendatsii) [Mechaizm for stimulating ste prodation of organic agriculture products (quidelines)]. (in Russ.). Alma-Ati, 2017. 32 p.

ИКТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCES

9. Kak organika pomojet prevratit Kazahstan v«aziatskuyu Shveytsariyu» [How organics wiil help turn Kazakhstan into an «Asian Switzerland»]. Available at: https://forbes.kz/finances/

05.08.2020).

10. Organicheskoye selskoye hozaystvo v Uzbekistane: sostoyaniye, praktika i perspektivi [Organic agriculture in Uzbekistan: state, practice and perspectives]. Available at: http://www. fao.org/3/i8398ru/I8398RU.pdf/ (accessed 14.02.2021).

11. Jian N., Haldarov A. Organicheskiy hlopok. Mateiali treninga Nii organicheskogo selskogo hozyastva Shveytsarii (FiBL) [Organic cotton. Trening materials. Research institute of Organic Agriculcural Switszerland (FiBL)].

12. Saginbayeva M. Organicheskoe selskoe hozaystvo v Kirgizstane kak simvol ekologicheskoy modernizatsii [Organic agriculture in Kyrgyzstan as a sumbol of ekolojical modernization]. Available at: https://cabar.asia/ru/organicheskoe-selskoe-hozyajstvo-v-kyrgyzstane-kak-simvol-ekologicheskoj-modernizatsii/ (accessed 05.08.2020).

13. Tehniko-ekonomicheskoe obosnovanie. Potensial organicheskih produktov, proizvedennih v Tadjikistane [Feasibility study. Potential of organic produkts produced in Tajikistan]. Available at: CANDY2_RU_feasibility-study_organic-production.pdf/ (accessed 14.02.2021).

14. Potensial organicheskih produktov, proizvedennih v Tadjikistane [Potential of organic produkts produced in Tajikistan]. Available at: http://www.hilfswerk.tj/wp-content/uploads/ 2020/02/CANDY2_RU_feasibility-study_organic-production.pdf/ (accessed 14.02.2021).

15. V Evroaziyskom ekonomicheskom soyuse virabativaet pravila obrasheniya organicheskoy produktsii [The Eurosian Ekonomik Union is developing rules for the circulation of organic prodducts]. Available at: https://soz.bio/v-evrazijskom-ekonomicheskom-soyuze-vyrabatyvayut-pravila-obrashcheniya-organicheskoj-produkcii/ (accessed 05.08.2020).

16. Svechnikova T.M. Organic agriculture: essence and development trends. Moskov Ekonomik Jornal. 2019. No 8, рр. 559-563. doi 10.24411/2413-046Х-2019-18087. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/organicheskoe-selskoe-hozyaystvo-suschnost-i-tendentsii-razvitiya/ viewer/ (accessed 08.04.2021).

17. Shcherbakova-Ponomareva A.S. Organic agriculture in Russia. in the World of scentific dicovery, 2017, vol 9, no 4. doi: 10.12731/wsd-2017-4-151-173 pp. Available at: https://www. researchgate.net/publication/320862096_ORGANICESKOE_SELSKOE_HOZAJSTVO_V_ ROSSII/ (accessed 08.04.2021).

18. Ryabchikova N.N. Managing the development of organic agriculture in Russia on the basis of the cluster approach. Food Policy and Sekurity. 2020, vol. 7, no 2, pp. 97-106. doi: 10.18334/ ppib.7.2.110184. Available at: https://1economic.ru/lib/110184/ (accessed 08.04.2021).

19. Konsepsiya razvitiya organicheskogo selskohozyaystvennogo proizvodstva v Kirgizskoy Respublike na 2017-2022 godi [Concept for the development of organic agricultural production in the Kyrgyz Republic for 2017-2022]. Available at: https://agroprod.kg/language/ru/struct/ subordinate-organizations/agro-bio/ (accessed 13.08.2020).

Рецензент: Рахмонов Ш., доктор экономики, начальник отдела международного сотрудничества ТИИИМСХ.

markets/kak_organika_pomojet_prevratit_kazahstan_v_aziatskuyu_shveytsariyu/ (accessed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.