Научная статья на тему 'Формирование и развитие психофизиологических состояний подростков в условиях влияния факторов внешней среды'

Формирование и развитие психофизиологических состояний подростков в условиях влияния факторов внешней среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
369
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATES / CONDITIONS OF LEARNING / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хватова Марина Владимировна

В статье рассматриваются взаимоотношения в системе человек-среда с позиции комплексного подхода. Выявлены факторы и их влияние на формирование и развитие психофизиологических состояний подростков разных условий обучения. Показано, что в условиях обучения в лицее выражено влияние факторов, приводящих к психоэмоциональному напряжению, тремору, напряжению со стороны вегетативной системы регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хватова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming and development of psychophysiological states of teenagers under the influence of external environment factors

The article considers interrelations in the system human being-environment from the point of complex approach. The article reveals the factors and their influence on formation and development of psychophysiological states of teenagers having different conditions for studies. The author shows that in conditions of training in lyceum the influence of the factors leading to psycho-emotional tension, tremor, and tension of vegetative system of regulation take place.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие психофизиологических состояний подростков в условиях влияния факторов внешней среды»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

М.В. Хватова

В статье рассматриваются взаимоотношения в системе человек-среда с позиции комплексного подхода. Выявлены факторы и их влияние на формирование и развитие психофизиологических состояний подростков разных условий обучения. Показано, что в условиях обучения в лицее выражено влияние факторов, приводящих к психоэмоциональному напряжению, тремору, напряжению со стороны вегетативной системы регуляции.

Ключевые слова: психофизиологические состояния, условия обучения, факторный анализ.

Исследования взаимоотношений в системе человек - среда с позиции комплексного подхода являются актуальными на этапе развития психологии как постнеклассиче-ской науки. Проблема взаимоотношения человек - среда входит в число общеметодологических. В современной дифференциальной психофизиологии и нейробиологии накоплено достаточное количество фактов о влиянии средовых условий на формирование, развитие и сохранение функций организма [1-3]. Полученные на животных факты, доказывающие влияние обогащенной и обедненной внешней среды, находят подтверждение при изучении роли внешних сигналов в онтогенезе человека. Так, исследования, касающееся влияния обучения на характеристики ЭЭГ детей третьего года жизни, позволили автору заключить, что в пределах нормы интенсифицированное умственное обучение оказывает влияние на психофизиологические параметры [4].

Существенным является и тот момент, что установление адекватного соответствия между организмом и средовым воздействием предполагает создание определенной системы регуляции функций. Это становится возможным благодаря реорганизации функциональных систем организма и может быть чревато нежелательными последствиями, поскольку активация одних систем организма и улучшение их функциональных возможностей нередко происходит в ущерб другим системам организма [5]. Поэтому крайне важно учитывать разноплановое влияние интенсификации среды обитания.

Г.И. Морозова отмечает, что «интенсивная учебная нагрузка, по данным ряда авторов, является существенным фактором, адаптация к которому приводит к столь значи-

тельному напряжению приспособительных возможностей организма, что эта нагрузка приобретает для учащегося характер избыточного перманентного стресс-фактора, адаптация к которому приводит к значительному напряжению приспособительных возможностей организма» [6]. Иными словами, в условиях интенсивного обучения, учитывая одну сторону - накопление знаний и развитие познавательных функций, - не уделяется должного внимания анализу функциональных изменений, определяющих «цену адаптивной реакции», не учитывается адекватность реагирования регуляторных систем организма на интенсивные учебные нагрузки, недостаточную двигательную активность с позиции конечного приспособительного эффекта.

На сегодня существует не так много работ по изучению пролонгированного влияния интенсивного обучения в современных условиях на формирование, развитие функций организма [7-10], среди которых единичны комплексные исследования. Однако потребность в такого рода знаниях постоянно возрастает.

В целом, условия среды являются существенным фактором, влияющим на формирование, развитие и сохранение функций организма, особенно детей и подростков. Современный образовательный процесс должен строиться с учетом адекватности условий обучения психофизиологическим возможностям организма.

В нашей работе мы рассматриваем адаптацию к школьному обучению (особенно в современных условиях интенсификации) с позиции установления равновесия с предъявляемыми условиями и создания определенной системы регуляции функций; мы пред-

приняли попытку комплексно оценить эффекты влияния образовательной среды на психофизиологическое состояние организма.

Цель настоящей работы - выявить факторы и их влияние на формирование и развитие психофизиологических состояний подростков разных условий обучения.

В проведенном нами комплексном исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов обоих полов в количестве 90 человек. Среди подростков, которые обучались в профильных классах лицея не менее пяти лет, основную группу составили мальчики математического класса и девушки гуманитарного класса. В контрольную группу вошли подростки, обучающиеся с первого класса в условиях общеобразовательной школы.

При проведении исследования использовались следующие экспериментальные модели - состояние физиологического покоя и модель выполнения умственной нагрузки в виде решения задач в условиях ограничения времени.

Исследование закономерностей регуляции функций организма подростков в разных условиях обучения включало три основных блока: психофизиологический, физиологический и психодиагностический.

Психофизиологический блок включал методики, направленные на оценку нейроди-намических характеристик: показателей теп-пинг-теста (ТТ), статического тремора, реакции на движущийся объект (РДО).

Физиологический блок включал регистрацию и анализ вариабельности сердечного ритма (СР), реализованных в программноаппаратном компьютеризированном комплексе «Поли - Спектр». В анализ были включены следующие показатели: среднее значение мощности спектра (мс2) и его процент от суммарной мощности колебаний (%) в диапазонах высокочастотных 0,15-0,40 Гц (ИР), низкочастотных 0,04-0,15 Гц (ЬР) колебаний; суммарную мощность спектра (ТР, мс2), ЬР/ИР- соотношение средних значений низкочастотного и высокочастотного компонентов вариабельности СР, а также индекс напряжения регуляторных систем (81) и стандартное отклонение кардиоинтервалов (БОВД.

Психодиагностический блок включал методики, характеризующие субъективное

состояние подростков (тесты Спилбергера-Ханина, САН), личностные и типологические особенности (тест Кеттелла, Айзенка).

Статистический анализ полученных данных проводился с использованием пакета программ SPSS 11.0 for Windows. В связи с необходимостью поиска комплексных факторов, которые объясняют наблюдаемые связи между имеющимися в наличии переменными, был проведен факторный анализ. Для выделения факторов использовали метод главных компонент. В изучаемой модели с помощью критерия Кайзера и критерия «каменистой осыпи» (scree-test) выделено 6 наиболее значимых факторов, собственные значения которых превышают 1. При анализе пространства общих факторов в целях как максимизации величин факторных нагрузок выделенных факторов, так и достижения максимально «интерпретабельного» решения производили вращение факторов методом Варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 5 итераций. В дальнейшем в анализ были включены переменные, имеющие факторные нагрузки выше 0,4 (табл. 1).

Процент описанной дисперсии выделенных 6 факторов составляет 70,8%, что свидетельствует о достаточной адекватности разработанной модели, при этом на первый фактор приходится 20,59% общей дисперсии, на второй - 15,23%, на третий фактор - 10,9%, четвертый - 9,89%, пятый - 7,25%, шестой -6,96% вариации признаков.

Анализируя многообразие проявлений показателей у подростков разных условий обучения на основании результатов факторного анализа, мы установили, что определяющими параметрами являются шесть факторов: FI «вегетативный баланс»; FII «динамика вегетативного баланса»; FIII «напряжение регуляции вегетативных функций»; FIV «психоэмоциональный»; FV «динамика моторики»; FVI «моторика и тремор».

Первый, второй и третий факторы (в совокупности 46,72% от общей дисперсии выборки) обнаруживают значительную корреляционную зависимость с вегетативными показателями состояния организма.

Первый фактор (FI) имеет наибольшие нагрузки на измерения, связанные с спектральными характеристиками сердечного ритма, а именно с балансом симпатических и парасимпатических влияний. Данный фактор

условно назван нами как фактор «вегетативный баланс».

Второй фактор (Е11) наиболее сильно нагружает признаки, связанные динамикой показателей баланса ВНС. Этот фактор характеризует динамику показателей на нагрузку и назван «динамика вегетативного баланса».

Третий фактор (Е111) имеет высокую положительную корреляцию с показателями регуляции сердечного ритма, характеризующими напряжение в регуляции вегетативных функций и интерпретирован нами как фактор «напряжение регуляции вегетативных функций».

Четвертый фактор (Е1У) объединил переменные, характеризующие психоэмоциональные состояния и назван «психоэмоциональный». В состав этого фактора входят показатели самочувствия, активности, настроения, нейротизма и личностных особенностей.

Пятый фактор (ЕУ) наиболее сильно нагружает признаки, связанные динамикой

показателей теппинг-теста и исходным значением РДО. Этот фактор характеризует динамику показателей на нагрузку и назван «динамика моторики».

Шестой фактор (ЕУ1) имеет наибольшие нагрузки на измерения, связанные с максимальной частотой движений, и имеет высокую положительную корреляцию с показателями статического тремора. Данный фактор интерпретирован нами как фактор «моторика и тремор».

В дальнейшем все полученные нами факторы были восстановлены как переменные и рассчитаны их величины. Эти величины представляют собой стандартизированные 2-значения, отражающие отклонения от среднего в единицах среднеквадратического отклонения. Далее были получены средние значения величин факторов (И, Ш, ИП, ИУ, БУ, БУ1) для выделенных в исследовании групп подростков разных условий обучения и проведена количественная оценка статистической значимости их различий по 1> критерию Стьюдента.

Таблица 1

Матрица факторных нагрузок психофизиологических показателей после вращения Варимакс

Показатели Компонента

1 2 3 4 5 6

HF norm ,956

LF norm -,955

HF, % -,876

LF, % ,872

LF/HF -,816

Относит. разность LF/HF ,872

Относит. разность LF norm ,871

Относит. разность LF, % ,870

Относит. разность HF norm -,817

LF, мс2 ,909

SDNN ,872

TP ,857

SI -,655

Настроение (САН) ,789

Самочувствие (САН) ,768

Активность (САН) ,763

Фактор С, по Кеттеллу ,614

Нейротизм, по Айзенку -,564

Фактор А, по Кеттеллу ,556

Относит. разность ТТ, количество ,912

Относит. разность ТТ, частота ,895

РДО средние значения, мс -,681

ТТ кол-во нажатий ,752

ТТ частота нажатий, Гц ,744

Статический тремор, количество касаний ,682

Статический тремор, время касаний ,678

В результате анализа распределения факторов по группам (по условиям обучения и полу) были получены следующие результаты. Для учащихся школы и лицея средние значения факторов Ш (р < 0,05), ИУ (р < 0,0001), БУ1 (р < 0,03) различаются (рис. 1). Причем размах средних значений фактора ИУ наибольший для учащихся лицея и школы, далее фактор БУ1, а наименьший размах - для фактора Ш. Это свидетельствует о таких принципиальных моментах, что в условиях лицея выражено действие факторов, вызывающих:

- психоэмоциональное напряжение, проявляющееся в нейротизме и оценке своего состояния по показателям самочувствия, активности, настроения как низкое (вероятными причинами являются: интенсивные интеллекту ально-инфрмационно-эмоциональные нагрузки, образ жизни, психологические проблемы, связанные с регуляцией эмоций и социальной адаптацией);

- тремор и высокую скорость максимальной частоты движений, свидетельствующих о высокой нервно-мышечной возбудимости;

- смещение вегетативного баланса и показателей спектрального анализа (после умственной нагрузке) в сторону усиления симпатической доли в регуляции функций и лимбико-ретикулярных механизмов.

Далее был проведен анализ достоверных различий средних значений факторов попарно в следующих четырех группах: мальчики лицея, мальчики школы, девушки лицея, девушки школы (рис. 2, 3).

Для мальчиков лицея и мальчиков школы достоверно различаются средние значения по факторам И (р < 0,010), Ш (р < 0,017), ПУ (р < 0,0001). Причем для мальчиков лицея отклонение от средних значений факторов И и Ш выражено и больше, чем для мальчиков школы, у которых они приближены к средним. По фактору ИУ выявлен высокий уровень значимости (р < 0,0001) между группами, при этом мальчики школы имеют положительный факторный вес и значительное отклонение от средних значений, что свидетельствует о высоком проявлении хорошего самочувствия, активности, настроения и эмоциональном благополучии, в то время как у мальчиков лицея отрицательный факторный вес соответствует нейротизму и эмоциональному напряжению. Приведенные факты позволяют заключить, что исходная вегетативная регуляция и тип ее динамики на нагрузку, а также психоэмоциональное состояние принципиально различаются у мальчиков лицея и школы.

0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6

лицей школа ф

Рис. 1. Распределение факторов у учащихся школы и лицея

Обозначения: * - достоверность различий между факторами для учащихся лицея и школы; Б1, БИ, БШ, Б1У, БУ, БУ - факторы соответственно с 1 по 6

□ РІ

■ Ріі

□ РІІІ

□ РІУ

■ РУ

□ РУІ

1,

0,

0,

0,

-0,

-0,

-1,

Рис. 2. Распределение факторов у учащихся разных условий обучения.

Обозначения: Б1, БП, БШ, БГУ, БУ, БУ - факторы соответственно с 1 по 6. Достоверность различий между факторами для групп: ■ - мальчики лицея - мальчики школы; ▲ - девушки лицея - девушки школы; • - мальчики лицея - девушки лицея; ♦ - мальчики школы - девушки школы

□ РІ

□ Ріі

□ Рііі

□ РіУ

□ РУ

□ РУІ

Рис. 3. Распределение факторов у подростков разного пола: А - достоверность различий между факторами для мальчиков и девушек; БІ, БІІ, БІІІ, БІУ, БУ, БУ - факторы соответственно с 1 по 6

0,8т

0,4-

-0,4-

*

Ж У )— ▲

т 1 ▲ -к к А 11^'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-0,8-

мальчики

девушки

0

VI > СО ■

9-" »

Ь-" ЧГН?} — — г—рл

•ЇЇ Ти- Г і ■1 ▲ }

• г Ф1—V 1[

♦ 1 1 1 1— ■ ♦ ♦

мальчики лицея мальчики школы девушки лицея девушки школы

□ РІ ПРИ □ Рііі ПРІУ ПРУ ПРУІ

Для девушек лицея и девушек школы достоверно различаются средние значения по факторам БГ (р < 0,04) и БУГ (р < 0,001) (рис. 2). Для девушек школы значение фактора БГ близко к среднему и имеет отрицательный вес. Фактор БУГ различен на высоком уровне значимости (р < 0,001), значения степени проявления свойств разнонаправле-ны и свидетельствуют о том, что тремор и высокая динамика моторики не характерна для девушек школы, а девушкам лицея присущи признаки, которые отражаются переменными статического тремора и максимальной частоты движений. В целом, для девушек школы и лицея характерны различные признаки вегетативной регуляции и ней-родинамических процессов.

Далее были проанализированы имеющиеся различия между мальчиками и девушками одного учебного заведения (рис. 2). Так. мальчики и девушки лицея отличаются по факторам БГ (р < 0,0001), ИГ (р < 0,001), факторные веса разнонаправлены, отклонение от средних значений выраженное, что свидетельствует у них о принципиально разном типе вегетативной регуляции как в исходном состоянии, так и после выполнения умственной нагрузки. Мальчики и девушки школы отличаются по факторам БШ (р < 0,004), НУ (р < 0,0001). Кроме того, выявлены различия средних значений факторов для мальчиков и девушек: БГ (р < 0,029), ИГ (р < 0,0001), БГУ (р < 0,007). Данные различия говорят о пси-хоэмоцинальном различии между мальчиками и девушками и в типе вегетативной регуляции.

Таким образом, нами выявлены факторы и их влияние на формирование и развитие психофизиологических состояний подростков разных условий обучения.

Факторы, вызывающие психоэмоциональное напряжение, тремор, напряжение вегетативной системы регуляции более выражены в лицее, чем в школе.

Исходная вегетативная регуляция и тип ее динамики на нагрузку, а также психоэмоциональное состояние принципиально различаются у мальчиков лицея и школы. Фактору психоэмоциональное напряжение более подвержены мальчики математического класса лицея, причем как по сравнению с мальчиками школы, так и девушками лицея и школы.

Для девушек школы и лицея характерны различные признаки вегетативной регуляции и нейродинамических процессов.

Мы считаем, что к объективным внешним факторам, вызывающим выявленные выше проявления, можно отнести интеллектуально-информационные нагрузки (высокие в условиях лицея), образ жизни (двигательная активность, сон - низкие в условиях лицея), психологические проблемы, такие как коммуникативность, регуляция эмоции, которые, с одной стороны, объяснимы с позиции возраста, с другой - их разрешение требует помощи со стороны службы психологического сопровождения обучающихся. Перечисленные объективные внешние факторы во взаимодействии с индивидуальными, внутренними (пол, типологические особенности нейродинамики, тип вегетативной регуляции, личностные характеристики) определяют вектор развития психофизиологических состояний подростков.

1. Развивающийся мозг и среда / под ред. A.A. Волохова. М., 1980.

2. Роль сенсорного притока в созревании функций мозга / под ред. Е.В. Максимова, К.В. Шулей-кина. М., 1987.

3. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

4. Ибатуллина, A.A. Влияние обучения на характеристики ЭЭГ детей третьего года жизни // Журнал высшей нервной деятельности. 1986. Т. 36. Вып. 3.

5. Раевский В.В. Реорганизация функциональных систем в онтогенезе // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2002. Т. 38. № 5. С. 502-506.

6. Морозова Г. И. Влияние электромагнитных полей радиочастотного диапазона на взаимоотношения полушарий головного мозга: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Ростов н/Д. 1998. С. 20.

7. Безруких М.М., Юргенев Л.Г. Оценка функционального состояния организма школьников VIII-IX классов под влиянием учебной нагрузки // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников: сб. науч. тр. / редкол.: В.И. Козлов, М.В. Антропова и др. М., 1986. С. 86-95.

8. Валеева Э.Р. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников при различных технологиях обучения // Инфор-мац. бюллетень ЗНиСо. 2003. № 9. С. 26-28.

9. Прасолова О.В. Состояние центральной нервной системы у учащихся инновационных школ // Альманах «Новые исследования». М., 2004. № 1-2 (6-7). С. 317.

10. Чернякина Т.С. Профилактика заболеваемости старшеклассников при интенсивном обучении путем коррекции дизаптационных и донозоло-гических состояний // Вестн. СПб ГМА им. И.И. Мечникова. 2004. № 3. С. 26-33.

Поступила в редакцию 4.02.2008 г.

Khvatova M.V. Forming and development of psycho-physiological states of teenagers under the influence of external environment factors. The article considers interrelations in the system human being-environment from the point of complex approach. The article reveals the factors and their influence on formation and development of psy-chophysiological states of teenagers having different conditions for studies. The author shows that in conditions of training in lyceum the influence of the factors leading to psycho-emotional tension, tremor, and tension of vegetative system of regulation take place.

Key words: psychophysiological states, conditions of learning, factor analysis.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М.А. Кузьмин

В статье приведены результаты исследования особенностей мотивации творческой деятельности младших школьников: рассмотрены виды мотивов творческой деятельности, их соотношение и особенности динамики (устойчивости) творческой мотивации у разных категорий младших школьников (высококреативных, среднекреативных и низкокреативных).

Ключевые слова: творчество, творческая активность, творческая деятельность, мотивация творчества, младшие школьники.

Исследование мотивации творческой деятельности младших школьников имеет особую актуальность, так как именно в этот возрастной период происходит переход от так называемой наивной креативности к культурной (термин введен B.C. Юркевич). Данная тема является одним из аспектов изучения проблемы творчества. Проблема творчества включает в себя как различные подходы к определению творчества, так и попытки объяснить источники творческой активности.

Все многообразие определений творчества можно свести к двум подходам: творчество объясняется через различные модели мышления, интеллекта (Дж. Гилфорд, С. Медник,

Э. де Боно, П.Я. Пономарев), творчество объясняется через мотивацию и личностные черты (А. Танненбаум, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская); так, например, к числу черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам и т. д. Приоритет в этих подходах принадлежит моделям мышления и интеллекта, так как именно они объясняют механизм создания нового продукта.

Каждая концепция творческих способностей предлагает свой критерий творчества: так, для концепции Дж. Гилфорда таким критерием является вариативность и оригинальность ответов испытуемого, для концепции С. Медника - отдаленность ассоциативной связи между двумя объектами, в теории П.Я. Пономарева - перестройка логической схемы действия на основе найденного интуитивного решения [1] и т. д. Однако данные подходы имеют ограничения при отнесении конкретных форм поведения к творческим или нетворческим. Во многом это объясняется тем, что некоторые модели творческой деятельности являются психометрическими (Дж. Гилфорд, С. Медник), т. е. творчество в них описывается на основе выполнения тестовых заданий (придумывание различных способов использования газеты в тесте Дж. Гилфорда и установление ассоциаций в тесте С. Медника). В противоположность тестовым заданиям реальный творческий процесс невозможно свести к установлению ассоциации или дивергентности мышления.

Другие модели, например теория

П.Я. Пономарева, создавалась применитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.