Научная статья на тему 'Формирование и развитие процесса управления инновациями с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности'

Формирование и развитие процесса управления инновациями с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприн Андрей Анатольевич, Жук Игорь Васильевич

Рассматривается современный этап развития предпринимательства, который характеризуется не только условиями активного включения субъектов предпринимательства в экономические отношения, расширением связей, выходом на мировые рынки, но и необходимостью выпуска продукции, направленной на использование результатов научных исследований, т.е. созданием инновационных технологий с последующим их внедрением и реализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие процесса управления инновациями с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности»

ББК 65.29 УДК 339.13

А.А. Куприн, И.В. Жук

формирование и развитие процесса управления инновациями с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности

Рассматривается современный этап развития предпринимательства, который характеризуется не только условиями активного включения субъектов предпринимательства в экономические отношения, расширением связей, выходом на мировые рынки, но и необходимостью выпуска продукции, направленной на использование результатов научных исследований, т.е. созданием инновационных технологий с последующим их внедрением и реализацией.

Ключевые слова:

инновации, инновационная активность, инновационные технологии, инновационный процесс, инновационное предпринимательство.

Современный этап развития современного предпринимательства характеризуется не только условиями активного включения субъектов предпринимательства в экономические отношения, расширением своих связей, выходом на мировые рынки, но и необходимостью выпуска продукции, направленной на использование результатов научных исследований, т.е. созданием инновационных технологий с последующим их внедрением и реализацией.

Все больше стран и Россия не составляет исключения, стараясь укрепить свою конкурентоспособность, переходит от развития, которое формировалось на основе факторов производства и инвестиций в них - к иной более эффективной форме развития, формирующейся на основе инновационности. И надо заметить, что лишь в этих условиях деятельность субъектов предпринимательства приводит к эффективному росту производительности и динамичной последовательности в реализации новых и перспективных идей (см. рис. 1).

Существуют системные проблемы, которые накладывают серьезный отпечаток на условия развития и эффективность реализации инвестиционных проектов в инновационной сфере. С одной стороны -квалификация организационных ресурсов и существующий научно-технологический потенциал, с другой - его неготовность к интеграции в технологическую цепочку современного инновационного процесса.

При значительном научном интересе к проблеме, связанной с формированием инновационности предпринимательства, имеется много дискуссионных вопросов о самой организации инновационных процессов, а значит, и дальнейшем развитии современного инновационного предпри-

нимательства, т.е. и формирование, и развитие инновационности предпринимательства необходимо рассматривать уже как проблему, имеющую важное значение в социальной и экономической жизни.

Научные исследования, посвященные проблематике управления инновационного развития предпринимательских структур и разработкам вопросов динамики инновационного развития посвящены труды таких исследователей как Л. Абалкин, А. Г. Аганбегян и др. [1; 2]. На уровне организационной культуры в структуре предприятия названные вопросы находят

Поиск инновационных идей

Отбор наиболее перспективных идей

Оценка жизнеспособности новых идей

Разработка бизнес-плана идей

Оценка бизнес-плана идей _I I_

Производство инновационного продукта

Продвижение инновационного продукта на рынке

Массовое производство и продвижение продукта с учетом корректировки

И

Рис. 1. Алгоритм реализации инновационного продукта в предпринимательстве

решение в работах Д.А. Кобицкого, И.А. Благих, М.В. Любимовой и др. [4; 5; 8].

В поле зрения исследователей чаще находятся лишь традиционные сферы, а такие факторы, как управление интегриро-ванностью инновационного продукта, его международная технологическая специализация не всегда учитываются, вернее даже эти факторы не воспринимаются как доминирующие, что, безусловно, позволяет говорить не только о необходимости формирования эффективности механизма управления инновациями, но и о стимулировании активности предпринимательских структур. Под инновационной активностью предпринимательской структуры в данном контексте необходимо понимать комплексную характеристику ее инновационной деятельности, восприимчивость к новациям, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации инноваций, оперативность (своевременность) и способность мобилизации потенциала инновационных предпринимательских структур в достижении качества выпускаемого продукта или услуг, а также латентные стороны этого процесса: обоснованность методов, рациональность технологий инновационного процесса по его составу, последовательность и др.

К сожалению, именно в тех областях деятельности, где уже сосредоточены высокотехнологичные научные достижения и шансы на экспорт объектов интеллектуальной собственности и инновационной продукции должны быть высоки, система управления и внедрения инновационной структуры в меньшей степени соответствует требованиям современной международной рыночной экономики и ее интеграции. А значит, и новые задачи, порождаемые самим процессом формирования, функционирования и развития инновационных предпринимательских структур, представленных в различных его формах, видах и сферах экономической деятельности, требуют более глубокого анализа и исследований.

Необходимо помнить, что именно инновационная активность характеризуется готовностью предпринимательской структуры к обновлению основных элементов инновационной системы технологического оснащения, условий эффективного использования и восприимчивость к новациям. Сама же инновационная активность как правило характеризуется следующими показателями [3]:

- качество проводимой инновационной стратегии;

- уровень привлечения;

- уровень размера привлеченных ка питаловложений;

- иное более высокое качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;

- обоснованность формирования инновационной активности и соответствие реакции предпринимательской структуры характеру конкурентной ситуации требований современного рынка;

- оперативность в проведении стратегических инновационных изменений и др.

Если рассматривать инновационные предпринимательские структуры как структуры, ориентированные на решение вышеназванных проблем, эффективность реализации собственных возможностей, то в отличие от традиционных организаций, для них характерны:

- неудовлетворенность существующим положением и стремление к улучшению;

- адаптивность организационной структуры и методы действия;

- восприимчивость к новым идеям;

- интеграция и стимулирование новых методов работы.

К сожалению, основными причинами низкого уровня инновационной активности российского предпринимательства необходимо отнести:

- более доступные способы получения прибыли, например технологические заимствования;

- низкая активность работы государственных институтов, гарантирующих свободу и эффективность развития инновационного предпринимательства;

- отсутствие источников финансирования;

- ограниченность профессиональных кадров в сфере инновационного предпринимательства;

- невысокий процент открытий доведенных до коммерческого продукта или услуги.

Анализ исследований проведенных многими экономистами убедительно доказывает, что инновации, внедряемые в предпринимательских структурах, в основном, направлены на экономические, финансовые и производственные аспекты деятельности [4]:

- снижение издержек производства;

- расширение ассортимента продукции и замена снятой с производства продукции;

- создание новых и сохранение традиционных рынков сбыта;

3 ю О

— улучшение качества продукции и обеспечение ее соответствия современным стандартам и др.

Рассматривая инновационную деятельность как целый комплекс работ, который включает стратегический маркетинг, организационно-техническую подготовку (оформление новшества), а также распространение или замещение новаций (модернизация) в других сферах экономики, крайне важно определить взаимосвязь и степень влияния основных видов инноваций для реализации стратегических целей предпринимательских структур, для чего формируется балльно-рейтинговая система (см. табл. 1), с помощью которой анализируется и дается оценка новации для реализации стратегической цели конкретного экономического субъекта (повышение роста оборота; расширение рынка сбыта; снижение затрат и потерь и др.), что в дальнейшем позволяет классифицировать взаимосвязь экономических, технологических и рыночных показателей новаций в деятельности предпринимательских структур.

Качество инноваций в предпринимательских структурах с одной стороны зависит от состояния производственной среды, а с другой - от рынка, который делает необходимым отбор в тех или иных инноваций, т.е. тип применяемой технологии связан с критериями рынка, где четко прослеживается взаимосвязь экономических, технологических и рыночных показателей (см. табл. 2).

На основании изучения существующих критериев классификации инноваций можно предложить классификацию

инноваций для предпринимательских структур по семи критериям (см. табл. 3)., такие как: степень новизны; зависимость от воздействия на эффективность функционирования традиционных факторов производства; характер применения; стимул появления инноваций; масштаб инноваций; возможность коммерциализации; место возникновения.

Необходимо учитывать и факторы риска при внедрении новаций в предпринимательских структурах, к которым можно отнести [7]:

— недостаточно глубокий анализ внешних факторов среды функционирования предпринимательских структур и перспектив развития товарного рынка;

— недостаточно глубокий анализ внутренних инновационных, производственных, финансовых факторов предпринимательской структуры;

— неэффективный маркетинг и недостаточное позицинирование нововведений (нового товара или услуги) на рынке.

Еще одним из факторов, препятствующим развитию инновационной деятельности, является недостаточность собственных средств у предпринимательских структур, и тут особую значимость приобретают вопросы поиска и развития различных форм финансирования инновационного процесса (например, венчурного финансирования). И в этом случае именно использование совместного воздействия государственного и предпринимательского секторов экономики на инновационную деятельность просто необходимо, что позволит сделать механизм венчурного финансирования более действенным и

Таблица 1

Влияние инноваций на стратегические цели предпринимательской структуры [5]

стратегическая цель основные инновации для реализации данных целей

1 2 3 4 5 6 7 8

Повышение роста оборота + + + + +

Расширение рынка сбыта + + + + +

Рентабельность денежного потока для возможностей финансового маневрирования + + + + +

Сокращение претензий покупателей и потребителей услуг + + + +

Снижение затрат (гарантийный ремонт) + + + +

Снижение потерь (брак) + + + +

Создание сервисных центров по гарантийному и техническому обслуживанию + +

Разработка инновацинных видов продукции и услуг + +

Таблица 2

Взаимосвязь экономических, технологических и рыночных показателей новаций в деятельности предпринимательских структур [9]

Показатель Технология и уровень ее изменчивости

Традиционная Модернизированная Изменчивая и нарастающая Технологические прорывы

Рыночная стратегия предпринимательской структуры Традиционная, основанная на прошлой деятельности Реактивная, основанная на экспертных оценках Предвосхищающая, основанная на альтернативном подходе Творческая, новаторская, лидирующая

Степень открытости предпринимательской структуры Отрицание и закрытость Адаптация и частичная открытость Поиск перемен и альтернативная открытость Активный поиск новаций и высокая открытость

Доля затрат на на-учно-исследователь-ские работы Очень низкая Низкая Средняя Высокая

Жизненный цикл продукта до 10 лет 5 лет и более до 5 лет 1-3 года

Преобладающая структура рынка Монополия Олигополия Олигополия Конкурентная

Производственная мощность >1 >1 1 < 1

Прибыль Высокая Умеренная Ниже среднего Низкая

Критические факторы успеха Снижение издержек Адаптация к спросу Совершенствование технологии Стратегическое обновление

Таблица 3

Классификация инноваций [8]

Критерий Виды

По степени новизны — базисные инновации — улучшающие инновации — псевдоинновации

Воздействия на эффективность функционирования традиционных факторов производства — трудосберегающие инновации — капиталосберегающие инновации — нейтральные инновации

По характеру применения — продуктовые инновации — технологические инновации — организационно-управленческие инновации — социально-психологические инновации — комплексные инновации

По стимулу появления — инновации вызванные развитием современной науки — инновации как результат и потребность производства — инновации для потребности рынка — инновации вызванные потребностями социума

По масштабу — сложные инновации — простые инновации

По возможности коммерциализации — коммерческие инновации — некоммерческие инновации

По источникам финансирования — внутрикорпоративные инновации — внекорпоративные инновации

учитывающим особенности хозяйственной среды, назначить приоритеты в его развитии. Государственная поддержка участников инновационных процессов обязательна должна быть построена на определенных принципах, таких как [6]:

— возможность привлечения дополнительных финансовых средств из бюджетов всех уровней и частных инвесторов; о

— приоритетность государственного ¡5 финансирования в соответствии со страте- Ц гией развития; о

— целенаправленность финансирования;

— совместимость форм и методов финансовой поддержки с другими экономическими регуляторами на основе учета мо-тивационных факторов производства;

— взаимосвязь государственных средств с частными инвестициями;

— подконтрольность эффективности использования финансовых средств.

Оценка развития инновационной активности предпринимательских структур в рыночной среде позволяет установить несколько важных факторов инновационного процесса предпринимательской структуры (восприимчивости к новациям; обеспеченность ресурсами; организованность инновационного процесса; мера компетентности) и отнести к показателям инновационной активности следующее [9]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) инновационная активность самого потребителя технологий и методов, продуктов, услуг и др., где оценивается уровень инновационной восприимчивости потребителей инновационных услуг.

2) инновационная активность, заключающаяся в поиске, подготовке и использовании именно тех ресурсов, которые можно оценить и использовать для инновационного бизнеса (обеспеченность инновационного бизнеса инвестициями; обеспеченность человеческим ресурсом; технологическая и методическая оснащенность сотрудников; обеспеченность знаниями и информацией; техническая оснащенность);

3) инновационная активность в организации самих процессов, где можно выделить такие две составляющие как общение исполнителей процесса и состояние самого инновационного процесса, где оценивается уровень общения (что определяется состоянием информационно-коммуникационных технологий);

4) инновационная авторитетность поставщика, где оценивается фактор влияния на внешнюю среду, т.е. уровень предлагае-

мых новшеств, технологии и инновацион-ности продуктов.

Далее оцениваются те факторы, которые отражают состояние внутренней среды, т.е. уровень профессионализма сотрудников предприятия (организации).

Крайне важно чтобы этапу утверждения инновационной программы предшествовала конкретизация ее структуры и ожидаемых результатов, например, путем наполнения программ проектами, ориентированными на конкретных исполнителей; при этом необходимо использовать самые современные методы экспертизы предложений, где для обеспечения четкого и своевременного выполнения инновационных программ, следует иметь четкое представление об их источниках финансирования, т.к. определенная финансовая нагрузка в этой поддержке ложится на бюджет.

Именно к таким мерам поддержки, в частности, относятся экономические стимулы (см. табл. 4), создаваемые государством для организаций, особенно важные на стадиях доведения научных исследований и конкретных нововведений до изготовления опытного оборудования и образцов продукции, т.е. мы говорим о формировании организационно-экономического механизма регулирования инновационного предпринимательства.

Система экономических «побудительных моментов» должна охватывать:

— систему финансовых и налоговых льгот;

— налоговые скидки на инновации в машины и оборудование;

— проведение реконструкции и технической модернизации производства;

— получение льготных кредитов и целое их употребление;

— получение целевых дотаций для потребителей новаций;

— проведение более ускоренной амортизации основных производственных фондов;

организационно-экономический механизм регулирования инновационного предпринимательства

Таблица 4

государственное региональное Экономическое

регулирование регулирование саморегулирование

ее с Экономическое, социальное Конкретизация и формализа- Регулирование субъектами ин-

р и др. обеспечение среды для ция тех правил, которые воз- вестиционного процесса своей

и формирования и устойчиво- действуют на инновационные инновационной предпринима-

ее го развития инновационного процессы в регионах тельской деятельности

о предпринимательства

— получение льгот финансового лизин- 2) Обеспечивать высокую оператив-

га и т.п. ность выведения инновационного товара,

В заключение необходимо подчерк- работ и услуг на рынок. нуть, что качество инноваций в предпри- 3) Внедрять многомерные инновации

нимательских структурах с одной стороны для достижения устойчивых конкурент-

зависит от состояния производственной ных преимуществ одновременно на всех

среды, а с другой - от рынка, который де- уровнях бизнеса.

лает необходимый их отбор, а сам процесс 4) Минимизировать риски инновацион-

внедрения инноваций должен быть уп- ного процесса, которые связаны с творчес-

равляемым. Для решения основных задач кой стороной инноваций, где существует

эффективного управления инновациями неопределенность сроков их реализации. необходимо: 5) Уметь использовать те методы реа-

1) Ориентировать создаваемые иннова- лизации инноваций, которые способны

ции на потребителя товара, работ или ус- обеспечить эффективный и мгновенный

луг, предлагая для него новую ценность. рост.

Список литературы:

[1] Абалкин Л.И. Российские академики-экономисты: Уроки двух веков. Исторические заметки // Абалкин Л.И. Избранные труды / В 4-х тт. Т. III. - М.: НПО «Экономика», 2000. - 639 с.

[2] Аганбегян А. Задача России на ближайшее тридцатилетие - войти в «золотой миллиард» цивилизации // Экон. стратегии. Т. 3. - 2001, № 1. -С. 6-15.

[3] Гильярди Ю.А. Управление инновациями как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2009, № 12. - С. 92-94.

[4] Кобицкий Д.А. Экономико-организационные проблемы развития модернизационной экономики. // Научные ведомости Белгородского государственного университета: история, политология, экономика, информатика. - 2011, № 13(108). - С. 50-58.

[5] Кобицкий Д.А., Благих И.А. Роль предпринимательства в процессе модернизации российской экономики. // Проблемы современной экономики. - 2011, № 2(38). - С. 168-171.

[6] Кутюков Д. В. Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве // Право: история, теория, практика: материалы международная заочая научая конференция. - СПб.: Реноме, 2011. - С. 85-88.

[7] Крутик А.Б. Предпринимательская деятельность. - СПб.: ACADEMIA, 2009. - С. 224.

[8] Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. - М.: МЗ Пресс, 2002. - С. 3-25.

[9] Любимова М.В. Инновации, как фактор конкурентоспособности предприятия // Инновации: информационная база, финансы, экономика. Юбилейный сборник научных статей профессорско-преподавательского состава аспирантов и студентов, посвященный 20-летию кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. - Великий Новгород: НовГУ, 2008. - С. 7-13.

3 ю о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.