Научная статья на тему 'Формирование и развитие профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА'

Формирование и развитие профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / БАКАЛАВРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / BACHELOR OF ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зелепухин Юрий Валентинович

Статья посвящена анализу формирования и развития профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зелепухин Юрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR BACHELORS OF ECONOMIC PROFILE OF SSASSH

The Article is devoted to the improvement of the formation and development of professional competencies for bachelors of economic profile SSASSH.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА»

бо забавные исторические данные). Эти сведения могут быть почерпнуты из постоянных или тематических сменяемых этикеток, размещенных на вольере соответствующего животного.

3.1. Тематическая маршрутная игра, зафиксированная на временной игровой площадке. Такая игра может быть посвящена, например, дню Африки и быть завязана на антропометрических сравнениях. Участники могут померяться ростом с новорожденным жирафом, сравнить длину своего шага с носорожьим, а отпечаток ладони - со следом льва. Все эти данные вносятся в маршрутный лист не только в письменном виде, но и в форме рисунка.

3.2. Заполнение тематического кроссворда по ссылке на этикетку или стенд с познавательной информацией. Такая форма игры ведет к популяризации информационных стендов как источника интересных сведений. Кроссворд основан на какой-либо теме и несет дополнительные данные в виде короткого пояснительного текста.

3.4 Поиск животного по фрагменту (часть изображения) или птицы - по перьям. Такой подход к игре позволяет участникам почувствовать себя исследователем, который увидел в лесу случайно мелькнувшего зверя или нашел птичье перо и теперь должен определить вид этих случайных «знакомых». В маршрутном листе подписываются изображения фрагментов.

3.5. Задания на наблюдательность - в маршрутный лист вносятся особенности поведения в стандартных ситуациях, количество детенышей, сезонные изменения внешнего вида и поведения.

Таким образом, привлекая огромное число посетителей и позитивно влияя на их отношение, восприятие, мировоззрение и поведение, зоопарки являются уникальным местом общения человека с окружающим миром. Роль зоопарка в экологическом просвещении населения чрезвычайно важна, поскольку из всего мира

живой природы наиболее эмоционально ярко и неравнодушно человек воспринимает последних, что сказывается на формировании экологической культуры посетителей. Деятельность по развитию экологической культуры становится стержнем нового образования, позволяющего познавать самого себя и свои связи с окружающим миром, строить его с учётом законов экологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего : материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3-х ч. Ч. 1.Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2003. 478 с.

2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание : учебное пособие. М. : Логос, 2001. 376 с.

3. Научно-просветительная работа в зоопарках. Выпуск 15. Межвед. сбор. науч. и науч.-метод. тр. М. : Московский зоопарк, 2008. 285 с.

4. Научно-просветительная работа в зоопарках. Выпуск 23. Межвед. сбор. науч. и науч.-метод. тр. М. : Самарский зоопарк, 2008. 155 с.

5. Колыванова Л.А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа // Известия Самарского научного центра РАН. .№ 2 (40) (6). Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2011. Том 13. С. 1326-1331.

6. Научно-просветительная работа в зоопарках : сборник статей / под ред. Т.В. Ворониной, Е.Я. Мигуновой и Н.Р. Рубинштейн. Тверь : ООО «Издательство «Триада», 2012. 386 с.

7. Носова Т.М., Дмитриева О.И. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся медико-технического лицея // Известия Самарского научного центра РАН. .№ 2 (2). Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. Том 14. С. 328-333.

© 2014

ZOO AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR VISITORS

N.S. Zavgorodneva, postgraduate student of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Health and Safety

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article characterizes zoos as social integration institutions that raise students' ecological awareness. This is possible thanks to biological and ecological constituents, values and environmental activities that zoos imply. Keywords: zoo; ecological environment of the zoo; ecological paths; quests.

УДК 378.096

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПГСГА

© 2014

Ю.В. Зелепухин, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономического образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена анализу формирования и развития профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; бакалавры экономического профиля.

Одной из важнейших проблем сегодняшнего конкурентоспособность выпускника на рынке труда. времени является противоречие между объективной Как показал анализ последних исследований

необходимостью подготовки бакалавров и публикаций, посвященных различным аспектам

экономического профиля, имеющих профессиональные формирования профессиональной компетентности компетенции, способствующие их быстрой адаптации специалистов, большинство из них осуществлены

в реальном секторе экономики и высокому качеству в рамках экономических и социальных наук, не результатов профессиональной деятельности, и затрагиваютпедагогическиеаспектыпрофессионального

недостаточной разработанностью организационно- образования и особенности подготовки бакалавров педагогических условий их подготовки, позволяющей экономического профиля. Между тем, изменения формировать востребованные работодателями в российском обществе требуют решения многих

профессиональные компетенции. Именно с теоретических и практических вопросов, связанных формированием профессиональных компетенций с содержанием и процессом подготовки этих

будущего специалиста связывают сегодня качество специалистов.

профессионального образования, обеспечивающее Цель статьи - анализ организации формирования

профессиональных компетенций бакалавров экономи- «Мировая экономика» и «Экономическая теория и

ческого профиля ПГСГА в соответствии с требованиями работодателей.

финансово-кредитные отношения»).

Бакалавры экономического профиля должны быть

По нашему глубокому убеждению, подготовка готовы к профессиональной деятельности в новых кадров, способных эффективно руководить социально-экономических условиях. Поэтому задача инновационными процессами, разрабатывать и внедрять образования бакалавра экономического профиля инновационные проекты, является приоритетной состоит в гармоничном развитии его способностей, региональной и федеральной проблемой. В связи с этим позволяющих эффективно проявлять себя в различных следует подчеркнуть, что объективная потребность сферах деятельности (научно-познавательной, инновационного развития, становления инновационной коммерческой, общественно-политической и др.), экономики требуют разработки новой концепции выработать свой стиль поведения, определенные

хозяйственные взгляды и интересы, в результате которых создается система обеспечения положительной самореализация результативности труда.

Анализ учебного плана показывает, что фундаментальная и практическая компоненты

подготовки кадров. В ее основу, положены следующие принципы:

- становление, развитие и творческой личности;

- постоянная нацеленность на генерацию

перспективных научно-технических нововведений и экономического образования на факультете экономика,

изыскание путей и методов их практической реализации управления и сервиса ПГСГА связаны отношением

в инновации; дополнительности [1].

ориентация на подготовку Современная экономическая деятельность в условиях

высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных быстрого устаревания знаний диктует нужду не только

специалистов, системных менеджеров инновационной в человеке, обладающем строго профессиональным деятельности;

- рассмотрение обучения и подготовки кадров как

набором знаний, умений и навыков, но и в специалисте с высоким уровнем фундаментальной подготовки, составной части производственного процесса, а расходов способном к анализу и синтезу, умеющим быстро на подготовку кадров - не как издержки на работников, осознать сложившуюся ситуацию, сформулировать а как долгосрочные инвестиции, необходимые для проблему, отобрать необходимую для решения процветания предприятий, отраслей и регионов;

- обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания подготовкой бакалавра экономического профиля наукоемких нововведений, использованию определяет главенствующую роль первой, ее приоритет.

поставленной задачи информацию.

Корреляция между фундаментальной и практической

творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;

При построении обучения вопреки этой связи мы получаем специалиста, способного в стандартных, стереотипных ситуациях успешно применять профессиональные

- создание системы непрерывного обучения и знания, но не способного генерировать новые в случаях повышения квалификации кадров, интегрированной в нестандартных ситуациях. Поэтому фундаментализация систему производства инновационной продукции; становится необходимостью для экономического

- сотрудничество университетов и других вузов образования [2; 3; 4; 5; 6]. Оптимальное сочетание

региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их

теоретической и практической подготовки формирует у наших студентов глубоко профессиональное понимание

совместную деятельность в области разработки явлений экономической жизни, умение анализировать

учебных программ, издания учебников и монографий сложные хозяйственные процессы и вырабатывать

по инновационным технологиям, системам машин и рациональные организационные решения. Как

оборудования, в деле подготовки специалистов высшей следствие, бакалавры экономического профиля ПГСГА

квалификации по новым профессиям и перспективным смогут реализовать свои способности в любой сфере

научно-инновационным направлениям.

Сейчас требуется как минимум два типа экономистов:

экономической деятельности и на самых разных должностях, легко адаптироваться к любым видам

квалифицированные исполнители, которые осваивают экономической деятельности в условиях постоянных уже имеющиеся должностные инструкции разной колебаний на рынке труда.

степени сложности, и специалисты новаторского типа,

Практическая компонента экономического

которые могут разрабатывать новые продукты, новые образования на факультете экономики, управления

системы управления, новые структуры. Во втором типе в и сервиса знакомит студентов с широким спектром

большей степени нуждается экономика, претендующая методов, средств и форм экономической деятельности,

на инновационный тип развития. Этих специалистов ориентирована на конкретную специализацию. Она отличает знание законов развития природы, общества, умение применять их на практике.

Очевидна необходимость поддерживать и учебных задач на семинарских и практических

развивать фундаментальную теоретическую занятиях, учебная и производственная практика,

подготовку бакалавров экономического профиля. Эта учебная и исследовательская работа в практикумах, на

позиция не противоречит необходимости усиливать кафедре и научно-исследовательских подразделениях функциональную подготовку через специальные и вуза; самостоятельная работа студентов по освоению

прикладные дисциплины. Каждая экономическая практической составляющей образовательной

содержит различные виды учебной и самостоятельной работы студентов. К их числу относятся: решение

дисциплина должна подниматься до теоретического и методологического уровня, имея соответствующие разделы в своих курсах. Это совершенно органично для любой учебной дисциплины, если она имеет научные основания.

Подобная схема связывает большинство курсов

программы обучения; выполнение рефератов, проектов, курсовых и дипломных работ.

Для студентов нашего факультета читаются учебные курсы по банковскому делу, предпринимательству и бизнесу, бухгалтерскому учету и аудиту, налогам и налогообложению, менеджменту, маркетингу,

в направлении реализации фундаментальной экономике образования, эконометрике и другим подготовки бакалавров экономического профиля, она экономическим дисциплинам, а также по педагогике,

нашла отражение в нашем вузе в учебных планах по направлению подготовки «Экономика».

С 2011 года наш вуз готовит бакалавров по направлению подготовки «Экономика» (профили

методике преподавания экономической теории. Бакалавры экономического профиля получают хорошую подготовку по экономике предприятия, изучают финансы и кредит, внешнеэкономическую

деятельность, овладевают методами проведения маркетинговых исследований, расчета прибыли, повышения эффективности производства, этикой делового общения. Во время обучения студенты вовлекаются в серьёзную научную работу, принимают активное участие в олимпиадах, конференциях, публикуют свои статьи, тезисы докладов.

Деканат и кафедры факультета стремятся сделать учебные планы максимально гибкими, вариативными за счет курсов по выбору - с учетом интересов студентов и требований рынка. При этом предпочтение имеют такие учебные курсы, которые хорошо ориентированы на приобретение дополнительных знаний в избранной области и формирование практических навыков. Примером могут служить такие курсы, как экономическая психология, бизнес и предпринимательство, бухгалтерский учет, и т. д.

Свыше 70% профессорско-преподавательского состава факультета имеют ученые степени и звания. К проведению занятий на факультете, кроме штатных профессоров и доцентов, привлечены высококвалифицированные преподаватели других вузов, в частности Самарского государственного технического университета, Самарского

государственного университета, Самарского государственного экономического университета. В числе преподавателей специальных дисциплин немало практиков, работающих на биржах, в банках, в различных коммерческих структурах. Дисциплины бухгалтерского цикла ведет преподаватель - член Ассоциации профессиональных бухгалтеров России. Мы стремимся полнее использовать кадровый и интеллектуальный потенциал кафедры, читать интегрированные учебные курсы, издавать методические пособия, укреплять экономическую и управленческую подготовку бакалавров экономического профиля в соответствии с требованиями ФГОСов и работодателей.

В последние годы серьезные изменения в экономике и производстве привели к увеличению роли некоторых дисциплин, на которые нужно обратить внимание в первую очередь, внести изменения и расширить их содержание.

Одна из задач факультета - повышать уровень компьютерной грамотности будущих специалистов и формировать практические навыки в области информационных технологий. Задача решается двумя путями:

во-первых, в учебный план дополнительно включается дисциплина - профессиональные компьютерные программы, целью которой является формирование у студентов-экономистов навыков использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

во-вторых, традиционные предметы федерального и регионального компонента (например, статистика, эконометрика, бухгалтерский учет и т. д.), изучаются с применением компьютеров. Компьютерные технологии используются также в ходе защиты курсовых и дипломных работ.

Высокий уровень владения иностранным языком, в том числе деловым, - необходимое условие при поступлении на работу в большую часть компаний. Именно поэтому при подготовке бакалавров экономического профиля этому вопросу уделяется огромное внимание. Наряду с изучением иностранного языка, в учебном плане предусмотрено еще и дисциплина по выбору студентов - деловой иностранный язык.

Студенты факультета получают хорошую математическую подготовку. При этом изучение математики не является самоцелью: она помогает развивать аналитическое мышление, обеспечивает фундамент для овладения новейшими технологиями и для внедрения в экономическую и управленческую деятельность математических моделей при решении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нестандартных хозяйственных задач.

Другой важный вопрос - это технология проведения практических занятий и семинаров.

На факультете экономики, управления и сервиса при проведении семинаров и практических занятий студентов обучают решению различных задач в области экономики (например, экономический анализ и учет показателей деятельности предприятия, статистический учет и прогнозирование, составление отчетности), также уделяется внимание практике, связанной с менеджментом.

Управление на предприятии - это, прежде всего, управление людьми, поэтому будущий специалист должен уметь работать в команде, вести за собой, быть лидером, уметь убеждать. В связи с новыми запросами рынка в процессе обучения проводятся различные деловые игры и тренинги, влияющие на развитие управленческих и профессиональных навыков, на уверенность в себе, на желание самовыражаться и проявлять инициативу, брать на себя ответственность, на стимулирующее желание узнать больше, учиться самостоятельно; использовать заинтересовывающие, втягивающие в образовательный процесс, методы.

Тематика курсовых и дипломных работ, выполняемых нашими студентами, направлена на применение ими полученных знаний и умений на практике.

Бакалавры экономического профиля должны быть готовыми к работе в сложной меняющейся обстановке, поэтому, кроме знаний и практических навыков, ему необходимы также определенные деловые и организаторские качества, которые студенты нашего факультета приобретают во время практик, в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы, участвуя в различных общественных мероприятиях на факультете и в академии. В организации практики, в профессиональной подготовке будущих экономистов с нами сотрудничают банки Самарской области, налоговые инспекции, аудиторские фирмы и коммерческие организации.

Учитывая повышенные требования работодателей к компетенциям выпускников вузов факультет начал использовать отдельные элементы дуальной системы подготовки кадров.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров экономического профиля являются высшие учебные заведения, лицеи, общеобразовательные школы, научно-исследовательские институты, предприятия, объединения, различные коммерческие организации: банки, аналитические и консалтинговые компании.

Существенной помощью в адаптации на рынке труда является взаимодействие факультета с Центром занятости студентов ПГСГА и психологической службой ПГСГА.

Существенным фактором повышения практической составляющей подготовки бакалавров экономического профиля к профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики является также развитие лидерства студентов факультета экономики, управления и сервиса ПГСГА. Это развитие происходит путем выявления особенностей студентов, выявления сильных и слабых сторон студентов посредством проведения различных психологических тренингов и методик, развития у них лидерских качеств. На факультете проводятся круглые столы «Как найти работу», мастер-классы на тему «Как правильно написать резюме», рекомендации «Как пройти собеседование», осуществляются профориентационные мероприятия со студентами и выпускниками, происходит ознакомление студентов факультета с профессиональной этикой и воспитание у них культуры труда. Все это проводиться при тесном взаимодействии с психологической службой ПГСГА (проведение тренингов, работа кураторов групп).

Учеба - это всегда сложный, нелегкий процесс, но это и одно из самых увлекательных занятий. На факультете учиться трудно, но очень интересно. Здесь есть у кого поучиться, перенять любовь к знаниям, подготовиться к будущей профессиональной деятельности - наши преподаватели всегда готовы помочь словом и делом, поделиться практическим опытом. Здесь есть чем заняться в свободное время: студенческое научное общество, команда эрудитов, прекрасные спортивные команды. Студенты факультета с удовольствием участвуют в работе творческих коллективов академии, вместе с кураторами групп выезжают на экскурсии, принимают участие в благотворительных акциях. Внеучебная работа - это тоже путь к профессиональной деятельности: студенты факультета ищут применение своим талантам, учатся работать в команде, нести ответственность за порученное дело [7; 8].

Набор изучаемых дисциплин и методика их преподавания, продуманное сочетание теоретической подготовки и практического опыта обеспечивают:

- системность экономического образования;

- фундаментальный характер и универсальность получаемых знаний;

- способность свободно ориентироваться в экономических проблемах самого разного уровня и содержания;

- хорошую подготовленность, как к аналитической, так и к практической работе в различных областях;

- способность адекватно реагировать на любые изменения в экономике и учитывать их в своей деятельности;

- базу для последующего самообразования как условия непрерывного профессионального роста.

Таким образом, эффективное формирование профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА возможно, если:

1) формирование профессиональных компетенций является частью учебного процесса;

2) при определении содержания, форм, методов и средств работы со студентами учтены их возрастные и индивидуальные особенности;

3) оптимально использованы индивидуальные,

групповые и коллективные формы обучения студентов при увеличении доли самостоятельной практической работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (приказ от 21.12.2009 № 747) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97653/

2. Шагимуллин А.Р. Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 75-78.

3. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержание образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 292-295.

4. Данилова С.В. Социально-экономическая эффективность образования и система оценки качества образовательных услуг с участием потребителей // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 99-102.

5. Ходырев П.М., Ходырева Е.А. Качество образования и вопросы ответственности вуза перед студентом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2012. № 3. С. 66-69.

6. Сысоева Ю.Ю. Рейтинг эффективности работы вузов как показатель их конкурентоспособности // Вестник НГИЭИ. 2013. № 11 (30). С. 98-102.

7. Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 250-252.

8. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Повышение качества обучения путем совершенствования самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 145-150.

DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCES IN TEACHING FUTURE BACHELORS

OF ECONOMICS

© 2014

J.V. Zelepukhin, Candidate of technical sciences, head of Department of Economic Education

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: the article dwells upon developing professional competences in teaching future bachelors of Economics. Keywords: professional competence; a bachelor of Economics.

УДК 330.88

О ВОЗВРАТЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ К. МАРКСА

© 2014

Ю.В. Зелепухин, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономического образования Г.Р. Шакирова, студентка 4 курса факультета экономики, управления и сервиса

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования экономического наследия К. Маркса при преподавании экономических тем школьного курса «Обществознание».

Ключевые слова: школьный курс «Обществознания»; экономическое наследие К. Маркса.

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе. В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, призванному сформировать современное экономическое мышление и подготовить подрастающие поколения к эффективной практической деятельности. Однако школьное экономическое

образование не заостряет внимание на изучении наследия исторических личностей экономической науки. В то же время трудно представить себе современное образование, которое бы не использовало при обучении экономике идей К. Маркса. Печален тот факт, что на протяжении последнего десятилетия учение К. Маркса было абсолютно исключено из учебной программы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.