Научная статья на тему 'Формирование и развитие познавательных интересов учащихся в условии информатизации образования'

Формирование и развитие познавательных интересов учащихся в условии информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Л. И.

В статье рассматриваются подходы к формированию и развитию познавательных интересов учащихся при использовании информационных технологий с учетом целостности всех элементов педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming and development of cognitive interests of pupils in conditions of information of education

Approaches to forming and development of cognitive interests of pupils by means of information technologies in view of integrity of all elements of pedagogical system are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие познавательных интересов учащихся в условии информатизации образования»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.И. Карташова

Кафедра информатики и прикладной математики Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

В статье рассматриваются подходы к формированию и развитию познавательных интересов учащихся при использовании информационных технологий с учетом целостности всех элементов педагогической системы.

На современном этапе развития образования, когда особое внимание уделяется развитию и воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией, способной самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их для решения жизненных проблем, одним из ведущих становится принцип целостности, требующий направленности всех элементов педагогической системы на достижение поставленной цели. В условиях, когда методика и практика обучения все больше обращаются к личности учащегося, актуальными становятся вопросы, связанные с целенаправленным формированием потребности в познании, эффективным использованием информационных технологий для развития устойчивых познавательных интересов учащихся.

Социальный заказ общества ориентирует школьное образование на развитие творческой личности, умеющей определить себя в новой экономической и социально-политической системе, а также на эффективное использование достижений современных технологий. Однако систематическое использование современных информационных технологий происходит только на уроках информатики, что не позволяет максимально эффективно и полно реализовать задачи, стоящие перед образованием, его информатизацией. Готовность к применению информационных технологий в процессе изучения учебных дисциплин не возникает сама по себе, ее формируют в специально созданных для этого условиях и при целенаправленном воздействии на субъекты образовательного процесса.

В условиях информатизации образования актуальной становится проблема формирования и развития познавательного интереса школьника, побуждение его к познанию окружающего мира средствами современных информационных технологий.

Глубокое и продуктивное изучение естественно-научных дисциплин на сегодняшнем этапе уже немыслимо без использования компьютерных технологий. Компьютерные технологии предоставляют практически неограниченные возможности экспериментирования и самообразования и тем самым усиливают интерес к изучению естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Однако без своевременной поддержки и руководства учителя этот интерес может угас-

нуть. Поэтому необходимо создание целостной системы педагогических ситуаций, направленных на стимулирование мотивации познания, обучение методам познавательной деятельности, помощь в овладении средствами познания.

На формирование познавательного интереса учащихся влияет разнообразная, творчески организованная учебная деятельность. Одним из самых распространенных технических средств, позволяющих реализовать многие учебные задачи, является компьютер, а его рациональное использование на уроках может оказать огромное влияние на формирование и развитие интересов учащихся.

С одной стороны, использование компьютера является неотъемлемой частью деятельности современного человека, поэтому для формирования необходимых умений и навыков огромное значение играет непосредственная работа школьников с этим техническим средством, открывающим новые возможности в обучении. С другой стороны, важно сформировать у школьника познавательные интересы, которые станут успешной основой его учебы, жизни, возможно, дальнейшего обучения и, конечно же, профессиональной деятельности. Поэтому в качестве средства формирования познавательных интересов учащихся, с целью обучения и воспитания личности, которой предстоит жить и работать в информационном обществе может и должен быть использован компьютер.

Формирование познавательного интереса школьника с использованием компьютера — сложный процесс, который следует рассматривать с разных сторон [1]. Во-первых, формирование интереса должно опираться на внешнюю составляющую познавательного интереса, с которой связана проблема занимательности. Самым ярким примером такой занимательности может служить увлечение компьютерными играми. Именно с такой формой заинтересованности учащихся компьютером чаще всего встречаются учителя информатики в школе, и если ее не развивать, то интерес к изучению компьютера как средства информатизации, использованию его различных возможностей, исчезает. Для процесса формирования познавательного интереса школьника важно, чтобы внешняя занимательность обязательно переросла во внутренний мотив. Развитие внутренней мотивации возможно вследствие расширения кругозора школьника, изучения различных видов учебной деятельности, связанных с применением компьютера и нахождение такого вида, который будет соответствовать внутренним потребностям и способностям учащихся.

Формирование познавательного интереса должно происходить постепенно. На начальном этапе следует особое внимание обратить на новизну, яркость и занимательность стимула. Хотя потребность во впечатлениях наиболее ярко выражена у совсем маленьких детей, ее следует учитывать и при обучении школьников любого возраста. Увлечение компьютерными играми как раз и является характерным примером удовлетворения данной потребности.

Следующий этап — потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, и т.д. Для перехода на данный уровень учащихся можно заинтересовать тем, каким образом происходит управление виртуальными объектами и как с помощью компьютера можно моделировать информационные процессы. Для перевода учащихся на высшую

ступень развития познавательной потребности, формирования устойчивых познавательных интересов учителю необходимо создавать проблемные ситуации, вовлекать учащихся в проектную и творческую деятельность с использованием компьютера.

Для успешного формирования познавательных интересов необходимо пройти последовательно все уровни развития познавательных потребностей и обязательно достигнуть последнего уровня. Важно поддержать развитие познавательных потребностей учащихся, в частности, от потребности во впечатлениях, через любознательность и до потребности в творческой деятельности.

Таким образом, у каждого учащегося в зависимости от возраста, личностных особенностей, уровня владения компьютером имеются специфические потребности и мотивы, учитывая которые при организации учебного процесса, можно стимулировать познавательную деятельность. Поэтому в условиях информатизации образования очень важно правильно организовать работу учащихся с использованием информационных технологий на уроках, стремиться к тому, чтобы внешняя занимательная сторона применения компьютера обязательно переходила во внутренний мотив использования этого мощного технического средства с целью реализации способностей школьника, формирования и развития его познавательных интересов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Левченко И.В., Карташова Л.И. Подготовка преподавателей к формированию познавательных интересов школьников средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». — 2006. — № 1(3). — С. 20—23.

FORMING AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS OF PUPILS IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

L.I. Kartashova

Computer Science and Applied Mathematics Chair Moscow City Pedagogical University

2nd Selskohozaystvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226

Approaches to forming and development of cognitive interests of pupils by means of information technologies in view of integrity of all elements of pedagogical system are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.