Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ МОНАСТЫРЯ ТХАМ ТАПАН В ТАИЛАНДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ МОНАСТЫРЯ ТХАМ ТАПАН В ТАИЛАНДЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАИЛАНД / БУДДИЗМ / ЦВЕТНАЯ СКУЛЬПТУРА ХРАМА АДА И РАЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ / THAILAND / BUDDHISM / COLORED SCULPTURE OF THE TEMPLE OF HELL AND PARADISE / MORALITY IN THE EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котышов А.В.

Рассматривая вопросы нравственности, ее формирования и закрепления как традиции в буддизме, можно понять природу источника познания, влияющую на воспитание положительных качеств человека независимо от вероисповедания. Изучая наследие монастыря Тхам Тапан в Таиланде, четко прослеживается влияние визуального метода в духовном воспитании подрастающего поколения. Фантастические образы, воплощенные в реалистические формы, воспринимаются человеком настолько действенно, что неиспорченное сознание ребенка непременно впитает и оценит важность увиденных событий и действий, представленных в окрашенных скульптурах данного монастыря. Этот внешне простой метод воздействия на ребенка в воспитательных целях, в какой-то мере, помогает решать проблему духовно-нравственного воспитания человека, связывая вечные истины веры с современностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MORALITY IN ART ON THE EXAMPLE OF THE MONASTERY THERE IS TAPAN IN THAILAND

Considering the issues of morality, its formation and consolidation as a tradition in Buddhism, we can understand the nature of the source of knowledge that affects the education of positive qualities of a person regardless of religion. Studying the heritage of the monastery there Tapan in Thailand, clearly traced the influence of visual method in the spiritual education of the younger generation. Fantastic images embodied in realistic forms are perceived by a person so effectively that the unspoiled consciousness of the child will certainly absorb and appreciate the importance of the events and actions seen in the painted sculptures of this monastery. This seemingly simple method of influence on the child for educational purposes, to some extent, helps to solve the problem of spiritual and moral education of man, linking the eternal truths of faith with modernity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ МОНАСТЫРЯ ТХАМ ТАПАН В ТАИЛАНДЕ»

им нужно поработать над собой и вспомнить себя, какие они были в этом возрасте. К подросткам следует обращаться как к взрослым людям, и часто разговаривать со своими детьми по душам, дарить любовь и показывать, что они самое сокровенное для своих них.

Государство должно уделять огромное внимание проблемам молодежи: оказывать психологическую и социальную помощь подросткам; больше привлекать молодое поколение к профессиональному спорту. Время от времени нужно больше проводить пропаганды о здоровом образе жизни молодежи, привлекать для этого не только государственные организации и учреждения, но и частные компании и средства массовой информации. И тогда наше Российское общество успешно пойдет по пути искоренения выше указанных проблем будет успешным и привлекательным.

Список литературы

1. Бакаев АА. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст]/ А.А. Бакаев. — М., 2004. — 211 с.

2. Глинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие / Я. Глинский, В. Афанасьев. — СПб.: Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1993. — 168 с.

3. Жириновский В.В. ЛДПР. Отрезвление. — М.: Издание Либерально- демократической партии России, 2011. — 64 с.

4. Жириновский В.В. Здоровье нации. — М.: Издание Либерально-демократической партии России, 2013. — 48 с.

5. Ягодинский В.Н. Книга для учащихся «Школьнику о вреде никотина и алкоголя». 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.

УДК 7.033/.038

А.В. Котышов,

профессор кафедры «Декоративно-прикладное искусство» ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ МОНАСТЫРЯ ТХАМ ТАПАН

В ТАИЛАНДЕ

A.V. Kotyshov,

Professor of the Department «Arts and crafts» оf the «Gzhel state University», Moscow region E-mail: akotyshov@mail.ru

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MORALITY IN ART ON THE EXAMPLE OF THE MONASTERY THERE IS TAPAN

IN THAILAND

Аннотация. Рассматривая вопросы нравственности, ее формирования и закрепления как традиции в буддизме, можно понять природу источника познания, влияющую на воспитание положительных качеств человека независимо от вероисповедания. Изучая наследие монастыря Тхам Тапан в Таиланде, четко прослеживается влияние визуального метода в духовном воспитании подраста-

ющего поколения. Фантастические образы, воплощенные в реалистические формы, воспринимаются человеком настолько действенно, что неиспорченное сознание ребенка непременно впитает и оценит важность увиденных событий и действий, представленных в окрашенных скульптурах данного монастыря. Этот внешне простой метод воздействия на ребенка в воспитательных целях, в какой-то мере, помогает решать проблему духовно-нравственного воспитания человека, связывая вечные истины веры с современностью.

Ключевые слова: Таиланд, буддизм, цветная скульптура храма Ада и Рая, нравственность в воспитании молодежи.

Abstract. Considering the issues of morality, its formation and consolidation as a tradition in Buddhism, we can understand the nature of the source of knowledge that affects the education of positive qualities of a person regardless of religion. Studying the heritage of the monastery there Tapan in Thailand, clearly traced the influence of visual method in the spiritual education of the younger generation. Fantastic images embodied in realistic forms are perceived by a person so effectively that the unspoiled consciousness of the child will certainly absorb and appreciate the importance of the events and actions seen in the painted sculptures of this monastery. This seemingly simple method of influence on the child for educational purposes, to some extent, helps to solve the problem of spiritual and moral education of man, linking the eternal truths of faith with modernity.

Key words: Thailand, Buddhism, colored sculpture of the temple of Hell and Paradise, morality in the education of youth.

Древняя культура Таиланда удивляет сохранившимися до наших дней историческими памятниками. Все храмы Таиланда украшены и изобилуют скульптурными изображениями Будды различных размеров и сюжетами из его жизни. Буддизм в воспитании молодого поколения использует один из древнейших и эффективных способов воздействия на формирование духовно-нравственных и личностных положительных качеств подрастающего поколения, применяя визуальный метод, выраженный в объемно-пространственных композициях окрашенной (цветной) скульптуры. «С первых дней своей жизни человек оказывается включенным в некую специфическую систему объективных отношений окружающих его людей и действительности, в систему взаимоотношений этих людей друг с другом и с ним самим, которая имеет ярко выраженный национальный характер» [10, с. 3]. Эти скульптуры, имеют вытянутые формы и напоминают фигуры авангардного художника Альбер-то Джакометти, который в своих работах пытался передать страдания души, одиночество, хрупкость человеческой жизни и невозможность гармонии в современном мире. «Любая из национальных культур занимает в этом процессе одно из ведущих мест, так как вбирает в себя факты отечественной и мировой материальной и духовной культуры, культурные реалии сов-

ременности и прошлого, специфические национальные обряды и обычаи, религиозные представления» [2, с. 207].

Скульпторы создали данный храмовый комплекс, используя наблюдение и созерцание различных природных форм и явлений, сочетая их с основополагающими постулатами буддизма [8]. Чтобы оценить и понять важность этого комплекса, необходимо знать географические и климатические особенности Таиланда и «формирование эстетического образа среды средствами монументального искусства того времени» [6, с. 357].

Королевское государство Таиланд — это страна с бурной растительностью, населённая экзотическими животными, омываемая тёплыми морями с великим множеством островов и нареченная райским местом (рис. 1).

Там, в провинции Пханг Нга, недалеко от острова Пхукет, находится буддийский монастырь Тхам Тапан — Храм Ада и Рая, в котором представлено большое разнообразие скульптур, выполненных как профессиональными скульпторами, так и народными мастерами [3]. Для создания храмовых скульптур авторы использовали различные материалы: дерево, гипс, терракоту, цемент, декоративные вставки из мелких цветных стекол и гальки. «С самой древности люди думали над проблемой синтеза искусств, но изначально они реализовы-вали синтез в своем творчестве» [1, с. 126].

Безусловно, в картине мира почти каждого народа есть собственное представление об аде, но, какими бы ни были разными описания преисподней, обычно это самое страшное, жуткое место, куда лучше не попадать.

На обширной территории Храма Ада и Рая очень мало монахов и посетителей, мы видим лишь статуи Будды, животных, олицетворяющих знаки зодиака, и огромную фигуру дракона с разинутой пастью (рис. 2).

Рис. 1. Таиланд. Острова

Рис. 2. Скульптура Дракона ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В Таиланде у верующих в Будду прихожан существует обычай — оставлять денежные пожертвования, если тебя преследуют жизненные невзгоды и несчастья, а общая сумма оставленных в отверстии живота статуи монет должна быть равной году рождения вносимого и его прожитых лет. На благоухающей зелёной территории монастыря, разросся большой старый сад с огромным количеством разнообразных скульптур, которые и являются главной достопримечательность храмового комплекса [13]. При входе — деревянный указатель с весьма странной надписью-приглашением «Добро пожаловать в Ад», точно такой же слоган был на воротах концлагеря Освенцим, но в отличии от фашистского лагеря смерти в саду монастыря Тхан Тапан это отображение буддийской этнографии ада и потустороннего мира в целом [9].

Первые фигуры перед входом в Ад представляют собой, бестелесные стилизованные скульптуры бродячих среди людей призраков, которые пытаются очистить свою карму. Есть и другие призраки, один из которых Прет — с большим животом, вытянутыми конечностями, огромной головой и длинной шеей. После смерти жад-

Рис. 3. Молодой Будда

ные, завистливые люди превращаются в таких несчастных духов, которые постоянно голодны и не могут насытить свою плоть. На огромной территории создана определенная атмосфера безумной игры нечистой силы, которая заманивает посетителя храмового комплекса в пасть дракона, где есть проход на суд с грешниками. Посетитель выходит из чрева дракона и попадает на настоящий Страшный суд. Лица грешников так деформированы, что создаётся ощущение страха и жутковатого внутреннего состояния человека перед спуском вниз, куда он попадает после тщательного судейского отбора.

Рассматривая вопросы реализации творческих идей, важно отметить, что «основой творческого замысла в изобразительном искусстве являются образные ассоциации, представляющие собой важнейшее средство художественного воображения и влияющие на качественный показатель предметной среды и формирующие её» [11, с. 410]. Авторы великого множества скульптур и всего храмового комплекса творчески все представили и вылепили, не поскупившись во всех подробностях изобразить сцены Ада и Рая (рис. 3-4).

Рис. 4. Предсказатель судьбы

Похожие образы можно увидеть и в православных храмах в изображениях на фресках сцен рая и мук ада, но в православной традиции человек не может выйти из ада без помощи Иисуса Христа. Буддийское представление о жизни и смерти отличается от христианского мировоззрения. Основное отличие — это бесконечная череда перерождений человека, накопление бун — положительной кармы, для просветления и перехода в нирвану. Достаточно нарушить одну из пяти основных заповедей, таких как: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики, так можно оказаться в тайском аду. Хорошие и плохие дела человека накапливаются, как на чаше весов, и от того, как он провел свою земную жизнь, после смерти его дух переносится либо в Саван на небеса, или в Нарок — олицетворение ада.

Чтобы искупить негативную карму дух грешника проживает жизнь в бесчисленных адских кругах мучений. Затем из Савана и Нарока дух перерождается на земле. Любое живое существо проходит такую серию перерождений. Если у растений и животных нет возможности совершать благие поступки, то человек полностью ответственен за земную жизнь и последующие перерождения. Например, вы встречаете очень злого сварливого человека. Вполне возможно, что это его первое человеческое воплощение, а в прошлой жизни он был собакой и пока не в полной мере освоил принцип накопления кармы. Так, применяя в скульптуре цвет, в образах Рая подчеркнута умиротворенность, а в фигурах и сценах Ада акцентно выделен ужас страданий человека. «В качестве средства развития колорита возможно использование природных свойств цвета, посредством наблюдения цветовых явлений и изменений в природе...» [4, с. 129].

У входа в храм людей встречают стражники и царь Ада, зачитывающий дурные поступки и должное наказание. Если пройти ещё немного вниз по лестнице, то взору посетителей предстанет самый настоящий буддийский Ад с устрашающими скульптурами. Если скульптуры Рая в верхнем ярусе монастыря сделаны по буддийским канонам и выполнены профессиональны-

ми скульпторами, то Ад поражает своей экспрессией, обобщённостью формы, непосредственным воображением и фантазией автора. Монахи будто бы специально доверили народным мастерам выразить свои чувства и эмоции, пренебрегая пропорцией фигур и объёмов, достигая яркого образного выражения. «Были использованы все принципы «декоративности» как базовой основы формирования монументальной композиции» [7, с. 51].

Здесь же находятся мученики, нарушившие принципы буддийской морали: воздерживаться от убийства любого живого существа, от воровства, от одурманивающих напитков и веществ, от лжи и прелюбодеяния. Статуи, пусть и покрытые мхом, где-то уже побитые временем, создают должный эффект. На территории монастыря и на примере больших и малых скульптур и скульптурных групп людей и животных тайские родители показывают и рассказывают своим детям, к чему приводят дурные поступки (рис. 5). Статуи в Аду во всех подробностях показывают мучения за дурные поступки: лжецам вырывают язык; чрево женщин, сделавших аборт, сжимают в гигантских тисках; насильников и неверных супругов пронзают копьём; алкоголиков и наркоманов поят из ковша раскалённым маслом, а затем поджаривают [12].

Внимательный посетитель обязательно заметит, с каким настроением, и с какими мыслями были созданы изображения и скульптуры, страшные и умиротворяющие сцены и весь утопающий в зелени замечательный комплекс монастыря — храм Ада и Рая «на райской» земле, которые, в итоге, более всего влияют на нравственное состояние зрителя. По результатам посещения солнечного королевства Таиланд финалом размышлений о вечном и неизбежном следует сделать обобщающие выводы: удивительные по красоте сказочные пейзажи, улыбчивые и отзывчивые люди, восточная мудрость.

А посещение храмового комплекса: изображения и его содержание, оставляют незабываемое впечатление и влияют на развитие духовно-нравственных качеств человека, независимо от вероисповедания, половых различий, возраста, должности и профессии.

9вГ' •

Рис. 5. Сцены Ада

Учитывая и используя в творческой деятельности «...наблюдение и изучение природных явлений, которые влияют на творческое воображение, развитие тонких форм восприятия и ощущений, возникающих в результате связи с растительным и животным миром, укрепляя духовную составную личности, возможны высокие творческие достижения в области организации объема и пространства» [5, с. 146].

Список литературы

1. Василенко П.Г., Василенко Е.В. Декоративное панно как центр концептуального оформления дизайна интерьера // Образование. Наука. Культура материалы международного научного форум. — 2018. — С. 125-127.

2. Василенко Е.В., Василенко П.Г. Использование ценностей народной художественной культуры при создании современных художественных произведений // Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. — 2018. — С. 206-208.

3. Искусство Таиланда. [Электронный ресурс]: http://www.orientalart.ru/ artarticle7.html (дата обращения 20.01.2019).

4. Кукенков В.И. Колориты древнерусской иконописи // Инновации в дизайне и дизайн-образовании. — Екатеринбург: РГППУ, 2017. — С. 128-133.

5. Кукенков В.И. Типология пространства интерьера на основе когнитивной деятельности в визуальной культуре // Визуальные образы современной культуры: светские и религиозные стратегии построения жизненного мира. — Омск: ОГУ, 2017. — С. 145146.

6. Лопасова Е. В. Формирование эстетического образа городской среды средствами современного монументального искусства // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. — 2014. — С. 354-361.

7. Лопасова Е.В., Паллотта В.И. К вопросу формирования у студентов понятия «декоративность» как базовой

основы формирования профессионального мышления на занятиях монументальной живописью // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. — 2012. — С. 49-55.

8. Мировая скульптура. Виды и жанры, этапы развития, стили и направления. — Санкт-Петербург: СЗКЭО: Кристалл; Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 96 с.

9. Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. — М.: Искусство, 1978. — 360 с.: 240 ил.

10. Савельева Е.В. Проект введения этнокультурного компонента в содер-

жание образовательного процесса на факультете технологии и предпринимательства МГПУ: Монография. — М.: МПГУ, 2008.

11. Смирнова МА. Ассоциативная композиция // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. — М., 2018. — С. 407-412.

12. Тайский адище. Только 18+. [Электронный ресурс]: https://life-thai. сот/Ь-ат-гауа^^а/ (дата обращения 03.01.2019).

13. Храм Рая и Ада. Путеводитель по Пху-кету. [Электронный ресурс]: https:// rino4ka.ru/content/hram-raya-i-ada (дата обращения 10.01.2019).

УДК 7.033/.038

Е.В. Василенко,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Российская Федерация

Ю.С. Мареева,

магистрант кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Российская Федерация

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИЗАЙНЕ РОССИИ

E.V. Vasilenko,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department «Design and applied art».

K.G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russian Federation

E-mail: v-a-s-e-l-e-n-a@mail.ru.

Yu.S. Mareeva,

graduate student of the Department «Design and decorative arts» msutm named after K.G. Razumovskiy (RAS), Moscow, Russian Federation

NATIONAL CULTURE IN RUSSIAN DESIGN

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности национального дизайна России от истоков возникновения государства до современного времени. Если говорить о России, то наша страна пережила многие сложные времена. Ее завоевывали и пытались завоевать, ее хотели разрушить и подчинить. Но, как раз, русской национальной особенностью является патриотизм, сила духа, смелость и преданность. Поэтому еще с древних времен мы сохранили те достояния и предметы искусства, за которые славится наша страна. Особенно выделился наш русский дизайн в советское время. Появились такие направления как конструктивизм и советский ампир или сталин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.