Тип. II Отд-ния Собств. Его Императ. Величества Канцелярии, 1830.
7. Полное собрание законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая Павловича составленное. С 25 декабря 1825 года. Собрание второе: в 129 т. СПб.: Тип. II Отд-ния Собств. Его Императ. Величества Канцелярии, 1830-1885.
8. Российский государственный военно-исторический архив.
9. Российский государственный исторический архив.
10. Ульяновская-Симбирская энциклопедия: в 2 т. / ред.-сост. В.Н. Егоров. Ульяновск: Сим-бир. кн., 2000-2004. Т. 2: Н-Я. 2004. 590 с.
КЕВБРИНА Ольга Борисовна - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].
НЕСТЕРОВА Нина Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: nesterova@rucoop. ru.
KEVBRINA, Olga Borisovna - Doctor of Science (History), Professor, the Head of the Department of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
NESTEROVA, Nina Viktorovna - Candidate of Science (History), Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
УДК 614:331.108(470.344)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ ПУБЛИЧНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ
Д.С. Комина
Исследованы теоретические основы процесса формирования и развития кадров в системе здравоохранения Чувашской Республики, разработанные в контексте единой государственной политики. Предложены рекомендации по решению проблемы непрерывного профессионального развития медицинского персонала. Выводы исследования могут быть использованы при формировании эффективной кадровой политики, направленной на опережающее прогнозирование процесса их воспроизводства в системе здравоохранения.
Ключевые слова: кадры; система здравоохранения; кадровое обеспечение; непрерывная подготовка кадров
D.S. Komina. THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MANPOWER IN THE HEALTH SYSTEM OF THE CHUVASH REPUBLIC IN THE CONTEXT OF A PUBLIC DECLARATION OF GOALS AND TARGETS DEVELOPMENT
The theoretical bases of process of formation and development of manpower in the health system of the Chuvash Republic carried out in the context of a unified state policy are studied. The problem solving recommendations of the continuing professional development of medical personnel are offered. The conclusions of the study can be used in the formation of an effective human resources policies to advance the process of forecasting their reproduction in the health system.
Keywords: frames; health system staffing; continuous manpower training.
Здравоохранение имеет стратегическое значение для социально-экономического развития России, поскольку отражает «глубину социализации экономических отношений» [8], про-
являющейся в том числе в качестве населения, росте его потенциала, социальном воспроизводстве (т.е. в основных характеристиках производительной силы общества).
50
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 2(32)
Развитие российского здравоохранения на период 2018-2025 гг. определено соответствующей государственной программой [1] и направлено на реализацию девяти приоритетных подпрограмм стратегического назначения и трех ведомственных проектов, в том числе: по обеспечению своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам в рамках новой модели медицинской организации и на основе внедрения информационных технологий; формированию здорового образа жизни; созданию современной модели долговременной медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста; развитию медицинской науки и инноваций в здравоохранении; обеспечению отрасли квалифицированными кадровыми специалистами. Под медицинскими кадрами в исследовании рассматриваются трудоспособные граждане, состоящие в трудовых отношениях с различными медицинскими организациями, получившие профессиональную подготовку, а также обладающие специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в медицинской сфере.
Исследование вопроса подготовки и использования медицинских кадров по профессиональной направленности является актуальным международным концептом, особенно в аспекте прогнозируемого к 2035 г. дефицита медицинских кадров в количестве 12,9 млн работников здравоохранения [6]. Согласно международным нормам расчетная потребность во врачебных и средних медицинских кадрах в стране должна составлять 45,2 и 117,5 на 10 тыс. населения соответственно. Для сравнения, показатель по врачебным кадрам выглядит следующим образом: в Российской Федерации 46,4 (2016 г.); в Германии 41,1 (2014 г.); в США 25,5 (2013 г.); в Китае 18,2 (2015 г.); в Великобритании 28,1 (2015 г.); в Австрии 51,5 (2015 г.) [10].
Ситуация, сложившаяся в последние годы в России в кадровой структуре медицинских учреждений, свидетельствует о наличии тенденции к снижению общего количества врачей и среднего медицинского персонала (показатели варьируются по регионам).
Численность работников, занятых в здравоохранении РФ и Чувашской Республики, за период 2010-2016 гг. представлена в табл. 1.
Как следует из данных табл. 1, к концу 2016 г. в Российской Федерации количество врачей снизилось на 5 % (в Чувашии выросло на 3,5 %), а количество среднего медицинского персонала выросло на 2 % (в Чувашии снизилось на 3,5 %).
Основной задачей повышения качества
оказываемой гражданам медицинской помощи как в Российской Федерации, так и в Чувашской Республике является решение проблемы дефицита медицинских кадров, особенно оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в том числе в сельской местности. При этом стремительное развитие медицинских технологий требует также высокой квалификации врачей.
В Чувашской Республике реализуется подпрограмма «Обеспечение здравоохранения кадрами высокой квалификации» государственной программы «Развитие здравоохранения», целью которой является поэтапное устранение дефицита медицинских кадров. В рамках принимаемых мер по устранению дефицита специалистов в медорганизациях за последние 5 лет по программе «Земский доктор» на село привлечено 315 молодых специалистов, из них почти половина - врачи первичного звена. С 2016 г. с целью обеспечения шаговой доступности медицинской помощи запущена работа мобильной консультативной поликлиники. Ведется целевая подготовка медицинских специалистов. В целях привлечения внимания жителей республики к труду медицинских работников, повышения статуса и престижа их профессии реализован проект «Медицина - мое призвание», разработан и внедрен «Профиль здоровья предприятия», запущен новый проект - цикл лекций «Общественный университет здоровья» [4]. Новое развитие в 2017 г. получили такие направления, как школьная медицина, цеховая медицина, важное значение уделяется развитию медицины высоких технологий, охране материнства и детства, реализации приоритетных проектов по информационным технологиям в здравоохранении, в том числе телемедицины.
Перераспределение многих полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти привело к разделению ранее единой национальной системы здравоохранения на отличающиеся автономностью секторы - государственный, муниципальный, частный. Основным из них, по объему сосредоточенных ресурсов и оказываемой медицинской помощи, является государственный (табл. 1). В Чувашии последовательно осуществляется оптимизация сети медицинских организаций, в том числе технических, кадровых и технологических ресурсов, в форме реорганизации маломощных организаций посредством присоединения к крупным многопрофильным больницам, а также через создание межрайонных территориальных центров в форме слияния нескольких организаций и централизации ряда специа-
Таблица 1
Среднегодовая численность занятых в здравоохранении Российской Федерации и Чувашской Республике за 2010-2016 годы [7; 11]
Показатели Годы
2010 2013 2014 2015 2016 2016 г. в % к 2010 г. (±)
Всего занятых в здравоохранении, тыс. человек 4617 4523 4496 4625 4606 99,8
В процентах от среднегодовой численности занятых в экономике В Чувашской Республике 6,8 н/д 6,7 6,4 6,6 6,5 6,4 6,6 6.4 6.5 - 0,4 + 0,1
Всего занятых, в % Из них по формам собственности: 100 100 100 100 100 - 0,0
Го сударственная 46,1 73,8 78,3 81,7 82,9 + 36,8
Муниципальная 47,5 18,1 11,9 7,9 5,9 - 41,6
Частная 4,5 6,3 7,9 8,4 9,3 + 4,8
Численность врачей всех специальностей, тыс. чел. В Чувашской Республике 715,8 5,9 702,61 6,1 709,41 6,0 673,0 6,1 680,9 6,1 95,1 103,4
Доля врачей в общей численности, на 10 тыс. чел. населения В Чувашской Республике 50,1 47,6 48,91 49,1 48,51 48,6 45,9 49,3 46,4 49,3 92,6 103,6
Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел. В Чувашской Республике 1508,7 14,4 1518,5 14,2 1525,1 13,8 1549,7 14,1 1537,9 13,9 101,9 96,5
Численность среднего медицинского персонала, на 10 тыс. чел. населения В Чувашской Республике 105,6 114,9 105,7 114,2 104,3 111,2 105,8 114 104.8 112.9 99.2 98.3
Среднемесячная заработная плата работников за деятельность в здраво-охранении, тыс. руб. В Чувашской Республике 16,53 н/д 25,58 17,29 28,16 18,92 29,24 19,60 30,88 20,47 в 1,9 р. 118,4
Средний возраст занятых, лет 42,3 42,9 43,0 43,3 43,2 + 0,9
Уд. вес занятых с высшим образованием, % В Чувашской Республике 31,1 н/д 34,2 н/д 33,7 н/д 34,5 н/д 34,9 23,6 + 3,8
лизированных служб, которая направлена на повышение эффективности их деятельности в соответствии со стандартами по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации. На начало 2017 г медицинскую помощь населению республики оказывали 54 медицинские организации государственной системы здравоохранения с общей плановой мощностью 36693 посещения в смену и общим коечным фондом на 9523 круглосуточные койки [5]. На протяжении последних лет Чувашская Республика устойчиво занимает лидирующие позиции в общероссийском рейтинге эффективности региональных систем здравоохранения - 2 место среди 85 субъектов Российской Федерации и среди регионов Приволжского федерального округа. Направления своего развития система осуществляет в рамках публичной декларации целей и задач, обобщенных за период 2013-2018 гг. в табл. 2.
Кадровое обеспечение системы здравоох-
ранения в республике занимает особое место. Подготовка медицинских работников осуществляется в рамках многоуровневой системы организации образовательного процесса, направленной на обеспечение медицинскими специалистами практического здравоохранения, включающей центры подготовки медицинских специалистов на базах ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии, медицинский факультет ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» Минздрава Чувашии.
В целях внедрения механизмов мотивации и стимулирования эффективного труда медицинских работников Чувашской Республики с ними заключены эффективные контракты, названные лучшими практиками внедрения в России наряду с Ленинградской, Тюменской областями и Ставропольским краем (в частности, по данным Минздрава РФ, по состоянию
Таблица 2
ю
Содержание целей и задач Министерства здравоохранения Чувашской Республики за период 2013-2017 гг. и на 2018 г. [9]
Годы
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни Диспансеризация населения (23 % взрослого населения и 100 % детей) Реализация мер по проведению Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями Совершенствование первичной медико-санитарной помощи Внедрение новой модели медицинской организации на принципах бережливого производства
Охрана здоровья матери и ребенка (в т.ч. паллиативная специализированная помощь) Совершенствование медпомощи матери и ребенку (создание системы раннего выявления отклонений) Аккредитация специалистов. Информресурс «Личный кабинет застрахованного лица» Обеспечение доступности высокой технологичной медпомощи Приоритет профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения
Реализация системы территориального планирования субъектов РФ. Развитие информатизации в здравоохранении Повышение доступности высокой технологичной медпомощи Обеспечение населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Информатизация и цифровизация здравоохранения. Внедрение проекта «Мобильная поликлиника» Внедрение проекта «Медицина для каждого», продолжение проекта «Земский доктор». Развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении
Кадровое обеспечение системы здравоохранения: - проведение единой государственной политики; - системные изменения в кадровой политике, направленные на опережающее прогнозирование процесса воспроизводства трудовых ресурсов; - многоуровневая, гибкая и оптимальная система организации образовательного процесса; - заключение эффективных контрактов; - развитие трудовой культуры и восприимчивости к изменениям; - раскрытие внутренних возможностей медицинских работников Проект «Новые кадры современного здравоохранения». Программа целевого обучения студентов медколледжей с их прикреплением к медорганизации на селе
ва -
0 а.
<и а н 5
У 1
1 ч в % § в
^ и
Э«
и
и
в
а ва
я к
а 5 в 5 * £ — ¥
Л Й § &
§ 8
^ о
№ ва
с« с«
В &.
В" Ч
В "
ч
»с
В
(ч
О £
Чз о
0
3
I'
1
а; £
§
0
1 I
С) I-«
Оо &
и
3
на 1 января 2017 г. на «эффективный контракт» переведено 82,8 % от общей численности работников, занятых в здравоохранении).
Фактически достигнутый размер среднереспубликанской заработной платы в 2016 г. составил: врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование, - 32136,9 руб. (темп роста заработной платы по отношению к 2015 г. - 104,1 %); среднего медицинского (фармацевтического) персонала, предоставляющего медицинские услуги, - 18452,5 руб. (темп роста заработной платы по отношению к 2015 г. - 104,6 %); младшего медицинского персонала - 13657,0 руб. (темп роста заработной платы по отношению к 2015 г. - 120,1 %). В 2016 г. в сфере охраны здоровья продолжалась работа органов исполнительной власти Чувашии, как и всех субъектов Российской Федерации, по совершенствованию систем оплаты труда, ориентированной на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60 %.
Можно определить следующие проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения: нерациональное использование существующих кадровых ресурсов; отток кадров, в том числе из системы здравоохранения; переход кадров из бюджетной системы здравоохранения в коммерческие структуры; падение престижа профессии врача, связанное с низким уровнем заработной платы (низкая профессиональная «стоимость») и тяжелыми условиями труда; отсутствие перспективы карьерного роста в сфере здравоохранения; наличие дисбаланса между требованиями рынка труда к уровню профессиональной подготовки медицинских кадров и качеством их подготовки; существенная диспропорция в распределении врачебных кадров (излишняя концентрация их в стационарах и нехватка в амбулаторно-поликлинических учреждениях); недостаточное техническое оснащение рабочих мест; профессиональная изолированность, отсутствие возможности обмениваться опытом и использовать в своей практике медицинские достижения; слабая поддержка со стороны управляющего персонала; устаревшие принципы работы кадровых служб; непривлекательная социальная инфраструктура сельских населенных пунктов и др.
Предлагается, что функционирование и развитие системы профессионально-квалификационного развития медицинских работников должно строиться на общих принципах, определяющих проведение единой государственной политики: опережающий характер
обучения, поскольку качество медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования; гибкость и оптимальность сочетания всех видов и уровней обучения; обеспечение образовательных учреждений и центров повышения квалификации врачей высококвалифицированным научно-педагогическим и информационно-методическим потенциалом, а также единое управление. Такой подход в работе с кадрами системы здравоохранения будет способствовать повышению их компетентности, инновационной активности, раскрытию внутренних возможностей, развитию трудовой культуры и восприимчивости к изменениям. Обеспечение системы кадрами соответствующей квалификации закреплено в Паспорте проекта «Новые кадры современного здравоохранения» [2] с указанием на реализацию следующих обязательных мер:
1) внедрение новой процедуры персонального допуска специалистов к профессиональной деятельности с учетом приобретенных в ходе обучения компетенций. Предполагается, что к концу 2019 г. будет разработано 64 актуализированных образовательных стандарта подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры с учетом требований профессиональных стандартов;
2) аккредитация 100 % специалистов к 2025 г. Для этого число функционирующих аккредитационно-симуляционных центров будет увеличено с 97 в 2018 г. до 114 единиц в 2025 г.; утверждено Положение об аккредитации специалистов, определяющее контингент специалистов, подлежащих аккредитации, порядок прохождения первичной, первичной специализированной и периодической аккредитации, основы формирования и организации работы аккредитационной комиссии (приказ Минздрава России от 02.06.2016 г. № 334н); установлены порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства и технические требования к нему (приказ Минздрава России от 06.06.2016 г. № 352н);
3) внедрение системы непрерывного дополнительного профессионального образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей. Динамика получения врачами непрерывного дополнительного профессионального образования с использованием интерактивных образовательных модулей составит 60 % в 2019 г. и 99 % в 2025 г. Уже в 2017 г. были разработаны 1 000 интерактивных образовательных модулей, включенных в систему непрерывного медицинского образования, в 2019 г. таких модулей должно быть не менее 3 000, а в 2025 г. - 5 000.
Очевидно, что решение вопросов обеспечения медицинскими кадрами региональных систем здравоохранения должно строиться на основе базовых принципов научности, комплексности и системности. Это позволит на фоне неизбежных дополнительных инвестиций сократить прямые и косвенные экономические потери, эффективно использовать имеющийся ресурс и время. Логика построения продуманной кадровой политики должна быть направлена на опережающее прогнозирование процесса воспроизводства трудовых ресурсов учреждений здравоохранения, исходя из предпосылки о ключевой роли квалифицированного медицинского персонала в реализации медицинских услуг.
Примерная совокупность мероприятий по совершенствованию кадровой политики в сфере здравоохранения на территории Чувашской Республики:
1. Мероприятия, направленные на определение потребности медицинских кадров с учетом структурных преобразований (мониторинг кадрового состава сферы здравоохранения, разработка экономико-математической многофакторной модели прогнозирования потребности кадровых ресурсов на различных уровнях для целей формирования государственного заказа для медицинских учебных заведений).
2. Мероприятия, направленные на привлечение медицинских кадров для работы в структурах здравоохранения (профориентационная работа в школах, эффективное привлечение выпускников медицинского факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова и Чебоксарского медицинского колледжа, создание автоматизированной информационной системы «Банк вакансий государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики»; оказание мер социальной поддержки медицинским работникам (единовременные компенсационные выплаты, обеспечение жильем, реализация социальных программ и др.).
3. Мероприятия, направленные на внедрение новых организационных форм работы (усиление роли среднего медицинского персонала в предоставлении медицинских услуг населению; разработка и реализация основных образовательных программ и программ дополнительного образования по обучению среднего медицинского персонала в связи с расширением их полномочий и функциональных обязанностей).
4. Мероприятия, направленные на сохранение кадрового потенциала (предотвращение профессионального выгорания медицинских работников, формирование и развитие корпо-
ративной культуры работников в учреждениях здравоохранения).
5. Мероприятия, направленные на создание безопасных условий труда медицинских работников (разработка программ по улучшению условий и охраны труда в учреждениях здравоохранения; фотохронометражные исследования в целях утверждения типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением врача одним пациентом [3]).
6. Мероприятия особого порядка, направленные на формирование привлекательного конкурентного предложения для специалистов, занятых в сельских и отдаленных районах (изучение достижений «лучших практик» в сфере социальной поддержки сельских медицинских кадров в субъектах или отраслях РФ, а также за рубежом; обеспечение облегченного доступа сельских медицинских кадров к имеющимся диагностическим и исследовательским ресурсам, а также мобильным диагностическим комплексам и информационно-коммуникационным средствам).
Предложенный комплекс мер поможет усилить содержание Концепции кадровой политики в сфере здравоохранения Чувашской Республики.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которое признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 294.
2. Паспорт приоритетного проекта «Новые кадры современного здравоохранения»: утв. 26.07.2017 г. Кабинетом министров (Правительством) РФ.
3. Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2016 г. № 973н.
4. Об объявлении в Чувашской Республике 2016 года Годом человека труда: указ Главы Чувашской Республики от 07.09.2015 г. № 119.
5. О государственном докладе «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2016 году»: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.06.2017 г. № 261.
6. Доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «A Universal Truth: No health
without a workforce» (III глобальный форум по кадровым ресурсам здравоохранения, ноябрь 2013 г.) // Сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int (дата обращения: 10.01.2018).
7. Здравоохранение в России. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 170 с.
8. Калинина Г.В., Никифоров Ю.Г. Проблемы социализации экономических отношений современной России // Экономические науки. 2009. № 50. С. 281-286.
9. Публичная декларация целей и задач Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ЧР) за 2013-2017 гг. // Сайт Министерства здравоохранения Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru (дата обращения: 10.01.2018).
10. Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: http://www.rosmin-zdrav.ru (дата обращения: 10.01.2018).
11. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2017: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2017. 445 с.
КОМИНА Дарья Сергеевна - студент. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
KOMINA, Darya Sergeyevna - Student. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 332.143
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
С.Г. Кочергина, М.С. Абросимова
В статье рассматривается инновационная активность и уровень развития научного и инновационного потенциала Российской Федерации, Приволжского федерального округа, Чувашской Республики. Проведена сравнительная оценка дифференциации инновационной активности регионов Приволжского федерального округа, определены передовые и отстающие регионы, обозначены актуальные проблемы и причины недостаточного уровня развития инновационной системы Чувашской Республики, выделены наиболее важные направления инновационной активности предприятий.
Ключевые слова: регион; инновационный потенциал; инновационная активность; затраты на инновации.
S.G. Ko^ergina, M.S. Abrosimova. ANALYSIS AND EVALUATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION
The article considers innovative activity and the level of development of the scientific and innovative potential of the Russian Federation, the Volga Federal District, the Chuvash Republic. A comparative assessment of the differentiation of innovative activity in the regions of the Volga Federal District has been made, the leading and lagging regions have been identified, topical problems and reasons for the insufficient level of development of the innovation system of the Chuvash Republic have been named, and the most important areas of innovative activity of enterprises have been outlined.
Keywords: region; innovation potential; innovation activity; innovation costs.
В настоящее время переход к инновационной экономике является одним из условий ускоренного развития регионов. В связи с этим оценка инновационного потенциала имеет большое значение для разработки программ регионального развития и обоснования инновационной политики. В табл. 1 представлены данные, характеризующие динамику количества организаций и численности персонала, занятого научными исследованиями, по Российской Фе-
дерации, Приволжскому федеральному округу и Чувашской Республике.
По данным статистики, в 2016 г. по сравнению с 2014 г. в целом по стране количество организаций, выполняющих научно-исследовательскую работу (далее - НИР), увеличилось на 428 ед., однако по сравнению с 2015 г. произошло незначительное снижение - на 143 ед. Аналогичная ситуация характерна и для регионов Приволжского федерального округа, при этом доля орга-