Научная статья на тему 'Формирование и развитие институтов региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры'

Формирование и развитие институтов региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL FINANCIAL INSTITUTIONS / FINANCIAL AND INVESTMENT INFRASTRUCTURE / FINANCIAL AND INVESTMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстолесова Людмила Анатольевна

В статье рассмотрены проблемы недостаточного развития институтов финансовоинвестиционной инфраструктуры на уровне регионов. Обоснована необходимость и важность их реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL FINANCIAL AND INVESTMENT INFRASTRUCTURE’S INSTITUTIONS

The article discusses problems of insufficient development of the regional financial and investment infrastructure’s institutions. The author substantiates necessity and urgency of their reformation.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие институтов региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры»

УДК 336.132

Толстолесова Людмила Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Тюменского государственного университета dom-hors@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Tolstolesova Ludmila Anatolyevna

PhD in Economics, Assistant Professor of the Finance, Money Circulation and Credit Department, Tyumen State University dom-hors@mail.ru

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL FINANCIAL AND INVESTMENT INFRASTRUCTURE’S INSTITUTIONS

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы недостаточного развития институтов финансовоинвестиционной инфраструктуры на уровне регионов. Обоснована необходимость и важность их реформирования.

Ключевые слова:

региональные финансовые институты; финансово-инвестиционная инфраструктура; финансово-инвестиционная система.

Summary:

The article discusses problems of insufficient development of the regional financial and investment infrastructure’s institutions. The author substantiates necessity and urgency of their reformation.

Keywords:

regional financial institutions, financial and investment infrastructure, financial and investment system.

Современная модель финансово-инвестиционной стратегии развития регионов России должна включать не только процессы определения приоритетов и формирования инвестиционных программ, но и механизм привлечения ресурсов, необходимых для реализации этих программ, а следовательно, и развитие инфраструктурных и административных институтов, призванных аккумулировать финансовые ресурсы потенциальных инвесторов.

Решение этой задачи должно организационно выражаться в формировании сети финансовокредитных и инвестиционных институтов, способствующих инвестиционным процессам в регионах и стимулировании новых форм мобилизации свободных денежных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов. Вопросам необходимости и важности развития финансовой и инвестиционной инфраструктуры на региональном уровне в последнее время уделяется много внимания в исследованиях отечественных ученых (Н.И. Климова, Т.Б. Иванова, В.В. Рудько-Селиванов и др.)

Инфраструктурная роль финансово-кредитной и инвестиционной системы заключается в ее способности аккумулировать раздробленные, разобщенные денежные средства и направлять их в интересах всего воспроизводственного накопления, что дает возможность финансовым ресурсам воздействовать на процесс расширенного воспроизводства. Следовательно, главной целью функционирования институтов финансово-инвестиционной системы является аккумуляция временно свободных денежных средств для их последующего вложения в реальный сектор экономики, в инфраструктурные проекты, ценные бумаги.

Основной функцией финансово-инвестиционной инфраструктуры является целенаправленная деятельность по созданию условий для развития инвестиционных процессов. Активизация этих процессов предполагает: объединение возможностей регионального бюджета, коммерческих банков, инвестиционных компаний, страховых и паевых фондов по реализации региональных инвестиционных программ, что позволит снизить риск отдельных инвесторов и диверсифицировать инвестиционные вложения; создание инвестиционного центра с привлечением инновационного банка, бюро экспертиз, маркетингового и информационного центра, рекламного агентства; проведение в регионе институциональных преобразований, направленных на формирование или совершенствование сети консалтинговых фирм, научно-технических центров, венчурного капитала, развития лизинговых операций.

В качестве основных элементов, формирующих региональную финансовоинвестиционную систему, можно выделить:

- совокупность финансовых и инвестиционных структур посреднического характера, функцией которых является повышение эффективности регионального инвестиционного процесса;

- нормативно-правовое обеспечение, регулирующее инвестиционные отношения субъектов хозяйствования и создающее им равные возможности для инвестирования и учитывающее интересы всех участников инвестиционного процесса;

- совокупность видов деятельности, направленных на реализацию целей финансовоинвестиционной инфраструктуры;

- механизм функционирования инфраструктуры, создающий условия для инвестиционной деятельности субъектов экономики и способствующий повышению эффективности инвестиционного процесса.

Многие элементы инфраструктуры в том или ином виде в регионах уже существуют, поэтому целиком создавать их заново нет необходимости, нужно только развить и дополнить. Задача заключается в том, чтобы разрозненные усилия многих региональных коммерческих структур подчинить единым целям инвестирования реального сектора экономики. К институтам финансово-инвестиционной инфраструктуры традиционно относятся:

1. Коммерческие банки: универсальные; специализированные (инвестиционные, инновационные, ипотечные и др.).

2. Кредитно-финансовые институты небанковского типа: кредитные союзы, кредитные товарищества, кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, страховые общества, финансовые компании, негосударственные пенсионные фонды.

3. Инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, дилеры, инвестиционные консультанты и др.).

Все эти группы институциональных инвесторов объединяет то, что они аккумулируют временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, государства с целью последующего размещения в экономику. Однако каждая из групп обладает собственной спецификой, которая связана как с выполнением определенных функций, так и с механизмом аккумуляции финансово-инвестиционных ресурсов и их последующим размещением.

Оценка развития финансово-инвестиционных институтов, получивших наибольшее распространение в 28 регионах с сырьевой направленностью экономики, генерирующих мощные финансовые потоки, позволила сделать следующие выводы.

Наиболее мощной и развитой институциональной структурой в составе региональных финансово-инвестиционных систем является банковская система. Несмотря на финансовый кризис, количество банковских учреждений в РФ хотя и сократилось, но является весьма многочисленным: 2008 г. - 1 108 организаций, 2009 г. - 1 058, 2010 г. - 1 012 организаций. Банки сырьевых регионов не являются самыми представительными в этом составе: в 2008 г. - 209 организаций (18,9 %), 2009 г. - 197 ед. (18,6 %), 2010 г. - 186 организаций (18,4 %). За период кризиса 23 кредитных учреждения лишились лицензий и прекратили существование. Количество филиалов за этот период сократилось на 153 учреждения [1].

Банковский сектор призван формировать инвестиционную и кредитную политику с учетом спроса реального сектора экономики на кредитные и инвестиционные вложения. Однако часто участие этих институтов в развитии региона ограничено, так как они не обладают ресурсами для финансирования крупных региональных инвестиционных программ или сталкиваются с проблемой их нехватки по сравнению с потребностями крупных клиентов в кредитных ресурсах для производственного инвестирования.

Проблема заключается в том, что большинство мелких и средних региональных банков не способны концентрировать ресурсы, необходимые для финансирования крупных проектов, поскольку имеют неблагоприятную структуру привлеченных ресурсов и отсутствие партнеров и клиентов, способных сформировать долгосрочные ресурсы.

Причиной такой ситуации является не только несовершенство взаимоотношений кредитных учреждений и заемщиков, но и низкий уровень капитализации многих региональных банков, что не позволяет в полной мере осуществлять финансирование производственного комплекса, сдерживает долгосрочные инвестиции в инфраструктурные проекты. В результате основная финансовая нагрузка по инвестированию крупных программ и проектов ложится на несколько системообразующих банков региона, поддерживаемых властями. Кроме того, как крупным, так и мелким региональным банкам сложно выстоять в конкурентной борьбе с сильными банками других регионов, образующими ядро национальной банковской системы как в области ценовой, так и депозитно-кредитной политики.

Необходимо признать, что уровень развития рыночной финансово- инвестиционной инфраструктуры многих территорий сырьевой специализации не соответствует их высокому природному и промышленному потенциалам, уступает другим регионам РФ по развитости банковских структур, фондового рынка, обеспеченности банковскими услугами.

По итогам отчетов Центрального банка РФ за период 2002-2011 гг., как это ни странно, самые низкие совокупные индексы обеспеченности банковскими услугами демонстрируют регионы, которые в высокой степени зависят от разработки сырьевых ресурсов (республики Коми и Саха (Якутия), Оренбургская, Тюменская, Архангельская, Сахалинская области). Этот индекс немногим выше, чем в дотационных республиках Северного Кавказа и других слаборазвитых в экономическом плане регионах [2, с. 169-170].

Низкая обеспеченность регионов банковскими услугами свидетельствует о слабости банковской системы и ее проблемах в сфере формирования и размещения ресурсов. Это проявляется в следующем:

- основу банковской системы сырьевых регионов, как правило, формируют несколько крупных системообразующих банков, пользующихся поддержкой властей и крупных добывающих предприятий;

- ресурсная база региональных банков сформирована за счет средств населения и предприятий и носит в значительной степени краткосрочный характер, в то время как клиенты предъявляют спрос на средне- и долгосрочные услуги;

- темп роста депозитных источников отстает от роста кредитных вложений, что приводит к разбалансированности пассивов и активов банков по срокам и может привести к утрате банками ликвидности;

- небольшие банки имеют невысокие возможности для конкуренции в области депозитнокредитной и процентной политики с более крупными банками регионов, а тем более с крупными банками других регионов и зарубежными банками.

Наиболее развита в регионах сеть страховых региональных организаций (175 ед., что составляет 28 % всех страховщиков страны). В некоторых субъектах (Архангельская, Астраханская, Мурманская области, Республика Коми) собственных значимых страховых компаний нет, их место занимают подразделения крупных международных или российских страховщиков.

Другим более развитым сегментом финансово-инвестиционной инфраструктуры выступают консалтинговые и оценочные компании (160 подразделений в регионах), осуществляющие оценку земли, бизнеса, недвижимости или оказывающие консультации по вопросам инвестирования. Следующая составляющая финансово- инвестиционной системы - это финансовые и инвестиционные компании, осуществляющие операции с ценными бумагами (90 организаций в составе 500 крупнейших в России).

Лизинговых компаний в сырьевых регионах - 77 ед. Это связано с тем, что частично функции лизингодателя выполняют крупные коммерческие банки регионов, а также наличием филиалов крупнейших национальных лизинговых компаний. Сеть кредитных учреждений небанковского типа получила в регионах довольное слабое развитие (32 организации), в основном в виде организаций ипотечного кредитования.

Исследование показало, что наиболее развитые финансово-инвестиционные системы сложились в республике Татарстан, Пермском крае, Самарской, Тюменской, Кемеровской, Новосибирской Волгоградской, Ростовской области. Это свидетельствует о том, что истощение запасов полезных ископаемых и резкое сокращение доходов от их добычи подталкивает эти регионы к активному созданию современной финансово-инвестиционной инфраструктуры, способной управлять региональными финансовыми потоками, трансформировать сбережения в инвестиции, предлагать новые механизмы финансирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности региональных финансово-инвестиционных институтов являются: финансовое обслуживание производства; финансирование инвестиционных проектов и социально-экономических программ; участие в проектном финансировании; организация синдицированного кредитования; регулирование финансовых и инвестиционных потоков; концентрация капитала в интересах региона; формирование эффективного финансового рынка.

Финансово-инвестиционные институты, следовательно, выступают не просто в качестве посредников между экономическими субъектами региона, но и играют решающую роль в осуществлении движения финансово-инвестиционных ресурсов и стимулировании инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. Несмотря на существующие проблемы, они, обладая информацией о финансовых потоках, формируемых в регионах и располагая крупными финансово-инвестиционными ресурсами, способны направлять эти ресурсы в те сферы региональной экономики, которые способствуют окупаемости и эффективности вложенных средств.

Однако формирование современной финансово-инвестиционной инфраструктуры, соответствующей рыночным отношениям, не должно ограничиваться формальным изменением существующих структур и их связей с различными звеньями экономики, поскольку требует кардинальной перестройки в соответствии с особой ролью в механизме реализации финансовоинвестиционных стратегий управления развитием регионов.

Институциональное реформирование финансово-инвестиционной системы должно происходить по двум направлениям: формирование института посредников в сфере реальных инвестиций; формирование хорошо развитой и эффективно функционирующей финансовоинвестиционной инфраструктуры.

Реформирование существующих финансово-инвестиционных институтов должно осуществляться на основе следующих принципов [3, с. 182-183]:

- переориентация финансового рынка с финансирования операций краткосрочного характера на финансирование инвестиционных проектов;

- внедрение на финансовом рынке современных технологий замещения долговых обязательств коммерческих банков долгосрочными ценными бумагами с их продажей на вторичных рынках и получением ликвидных денежных средств;

- привлечение на финансовый рынок временно свободных денежных средств внебюджетных фондов, бюджетов различных уровней путем развития системы залоговых операций, покупки ими специальных ценных бумаг;

- переход институтов финансового рынка на международные стандарты, регулирующие деятельность основных участников финансового рынка, а также процессы их оценки;

- развитие регионального уровня финансового рынка;

- развитие взаимодействия между региональными и центральными финансовыми рынками на основе взаимной выгодности и равноправного доступа к финансовым ресурсам;

- формирование и реализация региональных программ реформирования кредитной системы.

Исходя из роли в обслуживании движения финансовых и инвестиционных потоков, эти институты весьма неоднородны, что позволяет подразделить их на следующие группы:

- институты, осуществляющие операции на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская деятельность, доверительное управление, негосударственные пенсионные фонды, кредитная кооперация, коммерческие банки и т.п.);

- организации, учитывающие права собственности по ценным бумагам (депозитарная деятельность, ведение реестров);

- организации, создающие условия для более эффективного осуществления сделок с ценными бумагами (клиринговая деятельность, организация торговли на рынке ценных бумаг, в том числе фондовые биржи).

С дальнейшим развитием рыночных отношений спектр услуг этих институтов, естественно, должен расширяться, что будет свидетельствовать о степени их диверсификации. В отношении финансово-инвестиционной инфраструктуры диверсификация будет развиваться по всем стадиям: при аккумуляции ресурсов (фонды взаимного инвестирования; паевые, пенсионные и страховые фонды, дилерские и брокерские компании, задействованные в размещении ценных бумаг, ипотечные банки и др.), при осуществлении инвестиционной деятельности (лизинговые фирмы, страховые компании - при страховании инвестиционных рисков, тендерные и аукционные комитеты и т.д.), при распределении и обмене инвестиционной продукции (биржевые структуры, предприятия оптовой торговли).

Немаловажной задачей является создание специфических элементов инвестиционной инфраструктуры, которые, хотя и будут отличаться в каждом регионе, в то же время имеют сходные формы и принципы функционирования. К таким институтам можно отнести: региональные венчурные фонды, региональные инновационные бизнес инкубаторы, региональное инвестиционное агентство, департамент инвестиционного развития, региональный банк развития, региональное агентство передачи технологий, региональные фонды прямого инвестирования и др.

Региональные власти могут принимать участие в капитале этих институтов напрямую либо через контролируемые структуры. Деятельность указанных структур должна способствовать: эффективному использованию финансово-инвестиционного потенциала региона; содействию развития региональных финансовых рынков, способствующих привлечению финансовых ресурсов; активизации областей деятельности, относящихся к региональным приоритетам; созданию новых высокотехнологичных производств; созданию условий для реализации вложений венчурных инвесторов.

Исходя из этого, в ходе реализации долгосрочных стратегий социально-экономического развития указанных субъектов РФ особое внимание должно быть уделено: развитию региональных институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры, основанных на использовании современных технологий и достижений науки, расширении спектра предоставляемых услуг и повышении их качества; формированию и развитию законодательной базы для осуществления инвестиционной деятельности.

Ссылки:

1. Банк России. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г. URL: http://www.cbr.ru/

2. Толстолесова Л.А. Финансово-инвестиционная стратегия развития сырьевых регионов. Тюмень, 2011.

3. Там же.

References (transliterated):

1. Bank Rossii. Otchet o razvitii bankovskogo sektora i bankovskogo nadzora za 2008 g., 2009 g., 2010 g., 2011 g. URL: http://www.cbr.ru/

2. Tolstolesova L.A. Finansovo-investitsionnaya strategiya razvitiya syr'evykh regionov. Tyumen', 2011.

3. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.