Научная статья на тему 'Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг'

Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК ТРУДА / СФЕРА УСЛУГ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ЗАНЯТОСТЬ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акавова Гозель Калсыновна

В статье обоснована значимость развития инфраструктуры рынка труда в решении проблемы занятости в сфере услуг, предлагаются формы, методы, направления формирования и развития соответствующей инфраструктуры обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг»

26

Известия ДГПУ, №2, 2014

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.46

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ УСЛУГ

THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF THE INFRASTRUCTURE OF THE LABOUR MARKET MAINTENANCE IN THE HUMAN SERVICES

© 2014 Акавова Г. К.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Akavova G. K. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье обоснована значимость развития инфраструктуры рынка труда в решении проблемы занятости в сфере услуг, предлагаются формы, методы, направления формирования и развития соответствующей инфраструктуры обслуживания.

Abstract. The author of the article substantiates the importance of development of infrastructure of labour market in solving the problem of employment in services offered to forms, methods, directions of creation and development of infrastructure maintenance.

Rezjume. V stat’e obosnovana znachimost’ razvitija infrastruktury rynka truda v reshenii problemy zanjatosti v sfereuslug, predlagajutsja formy, metody, napravlenija formirovanija i razvitij asootvetstvu-jushhej infrastruktury obsluzhivanija.

Ключевые слова: инфраструктура, рынок труда, сфера услуг, нормативно-правовая база, занятость, факторы развития.

Keywords: infrastructure, labour market, services, regulatory, employment, development factors.

Kljuchevye slova: infrastruktura, rynok truda, sfera uslug, normativno-pravovaja baza, zanjatost’, factory razvitija.

В условиях развития рыночных отношений отмечается доминирование сферы услуг, в которой обеспечивается занятость всевозрастающей численности трудовых ресурсов, в связи с чем возникает необходимость изучения проблемы организационно-экономического обеспечения функционирования и развития рынка труда в сфере услуг.

Так, по мнению большинства ученых-экономистов, в будущем будет все заметнее возрастать ценность интеллектуальной собственности. Основными ресурсами, являющимися предметом конкуренции между компаниями станет трудовой потенциал, который будет способен создавать новое. Средства, вложенные в образование и научно-техническое развитие, кажутся наиболее важ-

ным, стратегическим капиталовложением. Другим существенным требованием современности является желание и стремление человека совершенствовать свои знания в течение всей жизни [5.

С. 74]. В связи с этим можно высказать предположение, что программа развития непрерывного образования и система образовательных технологий, которые позволят основательно и достаточно в короткие сроки осваивать накопленные и новые знания должно стать одним из главных направлений, что, в свою очередь, обеспечит приток дополнительных рабочих мест в сферу услуг.

Например, к области наукоемкого сервиса относят и развитие системы услуг, которые базируются на уникальных медицинских технологиях [1. С. 34]. Это

Общественные и гуманитарные науки •••

услуги по диагностике, оздоровлению, профилактике, лечению, а также консультации, связанные с мониторингом самочувствия и рекомендациями фирмам по сохранению здоровья коллектива сотрудников, кроме того мониторинг экологических характеристик окружающей среды и их влияния на организм человека. Рост трудового потенциала в этой области может быть зафиксирован на достаточно высоком уровне.

Наряду с вышеизложенным и дальнейшим повышением роли кредитных учреждений в организации производственных процессов следует ожидать в будущем существенное расширение посреднических услуг по обслуживанию акционерного капитала, аудиту на предприятиях и в учреждениях. В связи с дальнейшим развитием рыночных отношений можно ожидать широкое использование услуг посреднических фирм, связанных с повышением ликвидности акций путем организации их обращения на центральных и региональных площадках, страхованием рисков, защитой прав инвесторов, проведением собраний акционеров, организацией выплаты дивидендов, повышением доверия инвесторов к предприятиям-эмитентам, защитой эмитента от агрессивной скупки акций и т. п. По предположению В. Моисеенко, с которым трудно не согласиться, расширение деятельности аудиторских фирм позволит улучшить учет, повысить внутренний контроль на предприятиях и в учреждениях, что в целом будет служить оздоровлению хозяйственной жизни [4. С. 77]. Этому будет способствовать не только наличие региональных межбанковской валютной и фондовой бирж, но и возможность сформировать высокопрофессиональный корпус финансовых специалистов.

В результате общий прирост рабочих мест по всем рассматриваемым направлениям в данной отрасли будет иметь мультиэффект и реально способствовать не только качественному, но количественному росту численности работников, занятых в сфере услуг.

В этих условиях большое значение приобретает формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг, которая в свою очередь находится под влиянием факторов внутренней и внешней среды, опираясь в известном смысле на социальноэкономическое и политическое пространство. По определению Г. А. Резни-

27

ка, эти факторы оказывают как прямое, так и опосредованное влияние, меняя, прежде всего, качественные и количественные характеристики услуг и условия их формирования. Проведенный анализ позволяет сформулировать факторы, которые оказывают влияние на внутреннее развитие рынка труда в сфере услуг:

• реструктуризация экономики;

• продолжающаяся структурная перестройка занятости, связанная с перетоком рабочей силы в более высокооплачиваемые сектора экономики;

• профессионально-квалифика-цион-ный дисбаланс рабочей силы, представленной на рынке труда в сфере услуг;

• рассогласованность действий на рынке труда различных институтов;

• нестабильность трудовой сферы;

• несовершенство нормативной правовой базы;

• выпуск учебными заведениями профессионального образования специалистов, не пользующихся спросом на рынке труда;

• неразвитость информационной базы, в том числе отсутствие единой базы данных в целом по Российской Федерации по имеющимся у работодателей вакансиям.

При этом к числу макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на формирование инфраструктуры рынка труда в сфере услуг можно отнести: инфляцию, некоторую несбалансированность между экспортной и импортной деятельностью, банкротством и санацией отдельных предприятий, неразвитость инвестиционных потоков.

Автор работы "Глобализация финансовой системы" А. А. Субботина подчеркивает, что помимо общих проблем развития инфраструктуры обслуживания рынка труда существуют особенности их формирования и функционирования на уровне регионов [9. С. 88-89]. Так, в различных регионах инфраструктура обслуживания рынка труда имеет тенденцию формироваться в зависимости от проводимой в ней экономической политики и кроме того под влиянием исторически сложившихся, культурных и социальнодемографических традиций. Кроме того положительное влияние оказывают факторы экономического роста, а также макроэкономические показатели, которые характеризуют повышение уровня жизни в различных регионах.

28

Известия ДГПУ, №2, 2014

Уровень зарегистрированной безработицы, характеризующий состояние дел на рынке труда, при анализе возможностей развития инфраструктуры обслуживания рынка труда может быть использован лишь частично. Поскольку, согласно экспертным оценкам и мировой практике, только третья часть безработного населения ищет работу при содействии органов службы занятости. Более того, не все зарегистрированные безработные реально ищут работу и готовы приступить к ней, определенная часть из них стремится за государственной социальной поддержкой в случае вынужденной безработицы - а именно, за пособием по безработице.

Государственная регулятивная составляющая инфраструктуры обслуживания рынка труда в Российской Федерации представлена Федеральной службой по труду и занятости.

Негосударственная регулятивная составляющая инфраструктуры обслуживания рынка труда представлена в основном профессиональными союзами наемных работников и объединениями работодателей, а также различными негосударственными бюро по трудоустройству, биржами труда, негосударственными организациями по повышению квалификации.

Анализ состояния и основных тенденций развития инфраструктуры рынка труда в сфере услуг показал, что среди основных проблем, снижающих эффективность ее функционирования, можно выделить следующие:

- отсутствие единого координационного центра развития инфраструктуры рынка труда в сфере услуг;

- отсутствие единых подходов и стандартов к развитию инфраструктуры рынка труда;

- отсутствие единой государственной политики в отношении сферы услуг;

- определенный дисбаланс в развитии различных инструментов инфраструктуры;

- недостаточное внимание к развитию инфраструктуры рынка труда со стороны органов государственной власти.

Для того чтобы оценить эффективность функционирования инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг нами предлагается использовать следующие расчетные показатели:

• численность безработных граждан, имеющих соответствующие специальности в расчете на одну заявленную в органы службы занятости населения вакансию в сфере услуг;

• удельный вес граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по специальностям, востребованным на рынке труда в сфере услуг в общей численности, направленных на профессиональное обучение (подготовку);

• удельный вес граждан, трудоустроенных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по специальностям, востребованным на рынке труда в сфере услуг, в общей численности трудоустроенных по соответствующим специальностям;

• период безработицы граждан, имеющих специальности, востребованные на рынке труда в сфере услуг;

• средние сроки поиска работы безработными гражданами, имеющими специальности, востребованные на рынке труда в сфере услуг;

• отношение величины средней заработной платы работников к средней заработной плате по отрасли сферы услуг;

• удельный вес вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости по сфере услуг в общем количестве заявленных вакансий;

• удельный вес расходов на выплату пособия по безработице гражданам, имеющим специальности, предоставляющие возможность трудоустроиться в сфере услуг в общем объеме средств, направляемых на материальную поддержку безработных граждан;

• удельный вес предприятий сферы услуг, имеющих коллективные договоры в общем количестве предприятий данной отрасли.

Помимо этого, указанные показатели можно дополнить рядом стоимостных индексов в числе которых: среднедушевая налоговая мощность предприятий сферы услуг, среднедушевой инвестиционный капитал, объем платных услуг на душу населения, оборот розничной торговли на душу населения индексы потребительских цен (тарифов) на платные услуги населению, позволяющие скорректировать приведенную систему пока-

Общественные и гуманитарные науки •••

зателей, увязав динамику инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг с динамикой экономической конъюнктуры.

Авторами монографии "Новые формы занятости" предложены три методики, которые направлены на то, чтобы оценить эффективность, функционирования инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг, а именно:

- интегральные методы оценки развития инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг, основанные на сопоставлении показателей с их эталонными значениями;

- методы ресурсной оценки, связанные с анализом затрат живого и овеществленного труда предприятий инфраструктуры;

- методы оценки функционирования отдельных элементов инфраструктуры, базирующиеся на статистико-экономических методах [6. С. 74].

При этом сущность первого метода заключается в соотношении каждого из нормативных показателей, которые характеризуют инфраструктуру сферы услуг, с эталонным показателем, имеющим максимальное значение. Второй и третий метод предполагают их использование при подготовительных расчетах для разработки государственных и региональных программ развития инфраструктуры рынка труда в сфере услуг.

Как отмечал А. Семенов, с учетом высокой социальной значимости развития и эффективного функционирования сферы услуг развитие соответствующей инфраструктуры обслуживания рынка труда имеет первостепенную роль [8.

С. 14]. Необходимость введения государственного регулирования инфраструктуры обслуживания рынка труда в сфере услуг Л. Леденева объясняет присутствием комплекса экономических, законодательных, административных и организационных мер, управление которыми возможно лишь в рамках единой государственной программы развития такой отрасли, как сфера услуг [3. С. 77].

Само же программное регулирование может заключаться в стимулировании роста инфраструктуры, реализации дополнительных программ, направленных на подготовку (переподготовку) рабочей силы и развитие сети инфраструктуры сферы услуг, что в комплексе должно и обеспечить успешное функционирование института рынка труда в сфере ус-

29

луг. Особое внимание при этом заслуживают территориальные программы развития инфраструктуры сферы услуг, представляющие собой один из механизмов воздействия на инфраструктуру сферы услуг. О. Н. Чернина обращала внимание в своем исследовании: "О новой модели занятости", что указанные региональные программы выступают в качестве одного из главных инструментов государственной региональной политики и основным рычагом, поскольку основываются на общих принципах и подходах в развитии рабочих мест, с учетом социально-экономических, демографических, национальных и природных особенностей территорий и ситуаций, складывающихся на местных рынках труда [10. С. 88-89].

Сторонники данного подхода определяют, что для программ всех уровней и направлений важнейшими являются следующие общие принципы: привлечение к их формированию и реализации возможно большего числа заинтересованных сторон, результативность количественных показателей по практической деятельности, четкое планирование источников и объемов реализации предусматриваемых мероприятий, гибкое реагирование и своевременная корректировка положений программы в процессе ее реализации с учетом изменений, происходящих в экономике, информирование населения об основных положениях программ.

Очевидно, что программы, направленные на стимулирование роста инфраструктуры сферы услуг, напрямую связаны с решением проблем совершенствования управления развитием инфраструктуры рынка труда.

Исходя из изложенного для дальнейшего улучшения функционирования инфраструктуры рынка труда в сфере услуг нами выработаны следующие рекомендации для заинтересованных сторон:

- укрепление государственной системы профориентационного обслуживания населения, осуществляемого органами федеральной государственной службы занятости населения, за счет унификации технологии профдиагностики и создания автоматизированных рабочих мест профконсультанта;

- активизация информационной деятельности органов службы занятости с целью пропаганды рабочих профессий, востребованных на рынке труда в сфере услуг;

30

Известия ДГПУ, №2, 2014

- определение депрессивных регионов с точки зрения развития рынка труда в сфере услуг и создания в них особого организационно - экономического механизма благоприятствования и стимулирования инфраструктуры сферы услуг;

- использование механизма административных мер и применение финансово-кредитных льгот для обеспечения роста инвестиционной привлекательности вложения средств, сохранение и создание на этой основе экономически целесообразных рабочих мест;

- использование финансовых рычагов, в том числе создание региональных фондов, акционерных обществ, общественного капитала, целью которых является повышение технического уровня отрасли, модернизация и обновление используемого оборудования, что будет способствовать не только повышению престижности рабочих мест, но и выступит в качестве эффективного механизма управления инфраструктурой.

Новое положение дел и возможности в области занятости меняют сложившееся представление о возникающих рисках.

Изоляция в трудовом процессе, готовность откликнуться на предложение работы, трудности, возникающие в обмене опытом с коллегами, отсутствие (или ограничение) контакта с профсоюзами, а зачастую и не соответствующие требованиям эргономики рабочие места показывают, что новые формы труда нуждаются в реформировании и тщательном регулировании. Чтобы обеспечить внедрение новых форм труда и снизить связанные с ними риски, необходимо соответствующее законодательство. Прежде всего, по нашему мнению, требуется уточнить определение понятия наемной рабочей силы. Новые формы занятости нуждаются и в разработках общественно-договорных норм, благодаря чему будут закреплены, в частности, индивидуальные права наемной рабочей силы. Есть, однако, веские аргументы, ставящие под вопрос широкое внедрение новых форм труда. Дело в том, что перемещение рабочего места в домашнюю обстановку затрудняет разработки "ноу-хау", которые являются продуктом взаимного общения работников на предприятии.

Литература

1. Алиев М. А., Манатилова Ф. И. Вопросы оценки системы здравоохранения в экономическом развитии региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2. С. 302307. 2. Алиев М. А., Манатилова Ф. И. Инновационное образование как фактор развития человеческих ресурсов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 2. 3. Леденева Л., Тюрюканова Е. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию. М., 2002. 4. Моисеенко В. М., Чу-диновских О. С. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. 5. Некипелова Е. Динамика и структура занятости в сфере исследований и разработок // ЦИСН. Информационный бюллетень. 2003. № 11;12.

6. Новые формы занятости. М., 1998. Социально-трудовые исследования / РАН. ИМЭМО. Вып. 12. Н/15574 № 12. 7. Пинтаева М. Ю. Развитие инфраструктуры рынка труда в России в условиях экономического кризиса // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика. Право. 2009. Вып. 2. 8. Семенов А. Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист. 1995. № 2. 9. Субботина А. А. Глобализация финансовой системы // Инвестиционные процессы в условиях глобализации // под ред. В. П. Колесова, М. Н. Ось-мовой. М., 2002. 10. Чернина Н. О новой модели занятости // Российский экономический журнал. 2000. № 1; 11. С. 50-59.

References

1. Aliev M. A., Manatilova F. I. The evaluation issues of the health-care system in the economic development of the region // Regional problems of transformation of the economy. 2013. # 2. P. 302307. 2. Aliev M. A., Manatilova F. I. The innovative education as a factor of human resource development // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences. 2013. # 2. 3. Ledeneva L., Tyuryukanova E. Russian students abroad: the prospects of returning to Russia. M., 2002. 4. Moiseenko V. M., Chudinovskikh O. S. The theory of human capital and migration studies in Russia // Prognostication problems. 2000. # 4. 5. Nekipelova E. Dynamics and structure of employment in the sphere of research and development // CISN. The newsletter. 2003. # 11; 12. 6. New forms of employment. M., 1998. Social labour researches / RAS. IMEMO. V. 12. H/15574 # 12. 7. Pantaeva M. Yu. Development of infrastructure of labour market in Russia in conditions of the economic crisis // Bulletin of Buryat State University. Economy. Law. 2009. Issue 2. 8. Semenov A. The labour productivity and economic growth prospects // Economist. 1995.

Общественные и гуманитарные науки

31

# 2. 9. Subbotina A. A. The financial system globalization // Investment processes in conditions of globalization / ed. by B. N. Kolesov, M. N. Osmovoy. M., 2002. 10. Chernina N. The new employ-

ment model // Russian economic journal. 2000. # 1; 11. P. 50-59.

Literatura

1. Aliev M. A., Manatilova F. I. Voprosy ocenki sistemy zdravoohranenija v jekonomicheskom razvitii regiona // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2013. № 2. S. 302-307. 2. Aliev M. A., Manatilova F. I. Innovacionnoe obrazovanie kak faktor razvitija chelovecheskih resursov // Izves-tija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshhestvennye i gumani-tarnye nauki. 2013. № 2. 3. Ledeneva L., Tjurjukanova E.. Rossijskie studenty za rubezhom: per-spektivy vozvrashhenija v Rossiju. M., 2002. 4. Moiseenko V. M., Chudinovskih O. S. Teorija

chelovecheskogo kapitala i issledovanija migracionnyh processov v Rossii // Problemy prognoziro-vanija. 2000. № 4. 5. Nekipelova E. Dinamika i struktura zanjatosti v sfere issledovanij i razrabotok // CISN. Informacionnyj bjulleten'. 2003. № 11; 12. 6. Novye formy zanjatosti. M., 1998. Socialno-trudovye issledovanija / RAN. IMJeMO. Vyp. 12. N/15574 № 12. 7. Pintaeva M. Ju. Razvitie infra-struktury rynka truda v Rossii v uslovijah jekonomicheskogo krizisa // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika. Pravo. 2009. Vyp. 2. 8. Semenov A. Proizvoditel'nost' truda i perspektivy jekonomicheskogo rosta // Jekonomist. 1995. № 2. 9. Subbotina A. A. Globalizacija finansovoj sistemy // Investicionnye processy v uslovijah globalizacii / pod red. V. P. Kolesova, M. N. Os'movoj. M., 2002. 10. Chernina N. O novoj modeli zanjatosti // Rossijskij jekonomicheskij zhur-nal. 2000. № 1; 11. S. 50-59.

Статья поступила в редакцию 16.03.2014 г.

УДК 332.83

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ РОССИИ

THE ANALYSIS OF CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPING THE RESIDENTIAL REAL ESTATE

MARKET IN RUSSIA

© 2014 Рамазанов Г. Э. Дагестанский государственный технический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2014 Ramazanov G. E.

Dagestan State Technical University

Резюме. В статье проведен анализ основных показателей рынка жилой недвижимости России в период с 2000 по 2010 годы. Выявлены основные проблемы развития жилищностроительной отрасли и определены перспективы развития.

Resume. The author of the article analyzes the main indicators of real estate market in Russia in the period from 2000 to 2010. The basic problems of development of housing and construction industry and the prospects of the development are revealed.

Rezjume. V stat’e proveden analiz osnovnyh pokazateei rynka jiloi nedvijimosti Rossii v period s 2000po 2010 goda. Vyyavleny osnovnye problemy razvitiya jilischno-stroitel'noi otrasli i opredeleny perspektivy razvitiya.

Ключевые слова: жилищное строительство, анализ показателей, рынок жилья, динамика, развитие.

Keywords: housing construction, analysis of the factors, housing market, dynamics, development.

Klyuchevyeslova: jilischnoe stroitel'stvo, analizpokazatelei, rynok jil'ya, dinamika, razvitie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.