Научная статья на тему 'Образование как фактор совершенствования занятости в сфере услуг'

Образование как фактор совершенствования занятости в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СФЕРА УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акавова Гозель Калсыновна

В статье исследуются вопросы развития рынка образовательных услуг во взаимосвязи с совершенствованием отраслевой структуры занятости сферы услуг; определяются пути и формы углубления взаимодействия образования и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор совершенствования занятости в сфере услуг»

36

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.46

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ

© 2013 Акавова Г.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье исследуются вопросы развития рынка образовательных услуг во взаимосвязи с совершенствованием отраслевой структуры занятости сферы услуг; определяются пути и формы углубления взаимодействия образования и рынка труда.

The author of the article explores the issues of the development of the educational services market in relation with the improvement of the sectoral structure of the employment services; and determines the ways and forms of deepening interaction between the education and the labour market.

V stat'e issledujutsja voprosy razvitija rynkao brazovatel'nyh uslug vo vzaimosvjazi s sovershenstvovaniem otraslevoj struktury zanjatosti sfery uslug; opredeljajutsja puti i formy uglublenija vzaimodejstvija obrazovanija i rynka truda.

Ключевые слова: образовательные услуги, сфера услуг, рынок труда, занятость, модернизация, потребители услуг, система образования.

Keywords: educational services, services, labour market, employment, modernization of the consumers of services, the system of education.

Kljuchevye slova: obrazovatel'nye uslugi, sfera uslug, rynoktruda, zanjatost', modernizacija, potrebiteli uslug, sistema obrazovanija.

Отраслевая структура занятости, распределение работников по сферам общественного производства являлась характерной чертой плановой экономики. В новых условиях хозяйствования и в связи с переходом к рыночной экономике существенно изменились подходы к распределению трудовых ресурсов по сферам производства.

Например, модернизация производства, сокращая производящий труд, расширяет потребность в обслуживающем труде, связанным с подготовкой и обеспечением производственных процессов и послепроизводственным обслуживанием. Крупные предприятия все больше нуждаются в обслуживающих сферах, таких как НИОКР, информационные операции, маркетинг и т.п., которые требуют подготовленных высококвалифицированных кадров. Обратной стороной этого процесса является то, что внедрение результатов НТП приводит к тому, что увеличение объемов производства происходит без привлечения допол-

нительного количества рабочей силы. Это, в свою очередь, ведет к безработице и другим социальным проблемам, связанным с занятостью в сфере услуг. Без образовательных и информационнокоммуникационных услуг качество и емкость рынка труда не может быть полным. К существенным проблемам управления занятостью в сфере услуг в настоящее время можно отнести:

- неравномерность развития отраслей народного хозяйства;

- неравномерность развития секторов экономики;

- неравномерное состояние занятости на рынках труда в регионах;

- увеличение безработицы в результате инновационных преобразований;

- качество образования;

- уровень образования и др.

С другой стороны, экономика сферы услуг - это совокупность различных видов деятельности: производственная

сфера (финансовые услуги, услуги по страхованию, риэлтерские и др.); распре-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

37

делительные услуги (торговля, транспорт, связь); личные (гостиничный бизнес, ЖКХ, туризм и др.); социальные (здравоохранение, образование, госуслуги). Она характеризуется тем, что она стала источником рабочих мест не только в производственных областях, но и потребителем рабочих мест в сферах связанных с обслуживанием населения. Отсюда вывод: развитие непроизводственной сферы услуг показывает, что отраслевая занятость населения в данной сфере востребована на региональных и мировых рынках труда, где особую значимость имеют научная продукция и образовательные услуги. Так, на мировых рынках есть возможность оказывать образовательные и информационные услуги другим странам, например: Индия является мировым лидером в области оффшорного программирования и информационных услуг; Сингапур обслуживает пациентов из всех стран Азии, расширяя сеть поликлиник; Филиппины динамично развивают коллцентры и т.д. Более того, на развитых мировых рынках услуг все большую часть долю занимают инновационные, ключевые для экономического роста и высокооплачиваемые услуги. К таковым относятся: телекоммуникационные, транспортные, интеллектуальные, туристические, финансовые и др. [1. С. 17-18].

Все это говорит о том, что структура занятости в сфере услуг является неравномерной и разнообразной. Эта особенность характерна и для рыночных услуг в России, которые по назначению делятся на три основные группы: услуги потребителям, услуги бизнесу, услуги одновременно потребителям и бизнесу. Но, несмотря на их особенности, вся сфера услуг сегодня, как и другие отрасли экономики, подвержена влиянию глобализации.

По мере развития глобализации и интернационализации сфер услуг расширяются и углубляются области потребления таких услуг, как:

- профессиональные (юридические, аудиторские, консультационные, образовательные, медицинские и т.п.);

- технологические (компьютерные, информационные, оптовая торговля, подбор кадров, транспортные, связь и др.);

- посреднические (почтовые услуги, финансовое посредничество, хранение, логистика и др.).

Именно поэтому и в связи с реформированием экономической системы России в начале 90-х годов занятость населения значительно снизилась в производственном секторе страны. При этом новые рабочие места создавались именно в сфере услуг: это примерно около 50% занятых в экономике. В настоящее время отличительная особенность структуры занятости в сфере услуг состоит в том, что при достижении более высокого уровня благосостояния населения, больше рабочих мест создаются именно в сфере услуг, чем на производстве. Так, для сравнения: в экономически развитых странах в сфере услуг сосредоточено в среднем 62% активного населения, а в России - около 60%.

Здесь также существует разрыв в значениях долей занятости в сфере услуг и промышленного производства, который объясняется недостаточной экономической продуктивностью таких отраслей, как машиностроение, транспорт, связь, здравоохранение, образование, культура и искусство и др. Именно эти отрасли оказывают более существенное влияние на развитие образовательных услуг и рынка труда.

Рациональным связующим звеном взаимодействия внутренних и внешних факторов развития национальной экономики и достижения максимальной эффективности, во всех сферах народного хозяйства, является рынок образовательных услуг, где в современных условиях одним из основных критериев их конкурентоспособности выдвигается степень инновационности.

Современное общество к рынку образовательных услуг предъявляет все более высокие требования, в связи с чем возникает необходимость модернизации системы образования и переход к инновационной системе непрерывного образования. Рынок образовательных услуг, где поставщиками являются как тренинговые компании, провайдеры МВА -программ, вузы, учебные центры компаний (анализ конкурентной среды, оценка предлагаемых услуг, характеристика спроса, логистика), так и конечные потребители - вузы, студенты, корпоративные клиенты относится к сфере услуг. Экономика сферы услуг включает в себя также образовательные услуги в области высшего и среднего профессио-

38

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

нального образования, общего образования, дошкольного образования, дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Структура занятости в сфере услуг показывает, что доля рынка

образовательных услуг растет в связи с ростом экономики.

Так, с 1996 г по 2011 год доля занятых в сфере услуг к общей численности занятых в экономике по РФ отражена в таблице.

Таблица

Динамика занятости в отраслях сферы услуг _________в Российской Федерации________

Отрасли сферы услуг 1996 г. 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2011 г.

Транспорт и связь 7,9 7,9 7,8 7,9 8,0 7,9

Торговля и общественное питание, оптовая торговля средствами производства 8,9 10,4 12,0 14,3 17,2 18,3

Материально-техническое снабжение и сбыт 1,5 1,5 1,7 1,6 1,7 8,1

Информационно-вычислительное обслуживание 0,2 1,0 2,1 2,5 3,0 8,1

Жилищное и коммунальное хозяйство 5,0 4,9 4,8 4,9 4,8 3,5

Наука и научное обслуживание 2,5 2,3 2,1 1,9 1,9 8,6

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 7,1 7,1 7,2 7,2 7,2 6,9

Образование, культура, искусство 11,2 11,0 11,0 10,9 10,9 8,5

Прочие (операции с недвижимым имуществом, финансовые операции и др.) 0,4 0,8 1,4 2,5 2,7 1,7

Всего производство услуг 44,7 46,9 50,1 53,7 57,4 71,6

Источник: Социально-экономическое положение России. М. : Роскомстат, 2012

Данные показывают, что доля занятых в образовании, здравоохранении, транспорте, ЖКХ на 2011 год меньше по сравнению с предыдущими годами, здесь сказываются демографические проблемы, а в других направлениях сферы услуг идет рост занятости населения.

Степень влияния образования на повышение уровня занятости населения в отдельных отраслях сферы услуг можно характеризовать как взаимосвязь между ростом образовательных услуг и рынком труда. За последние годы появились новые форматы обучения. При этом традиционные формы обучения профессионального образования стали более доступными и требования работодателей к выпускникам вузов претерпели значительные изменения. В России до начала 2014 года насчитывалось около 3 тыс. вузов и филиалов, из которых каждый год выпускались 1,1 млн дипломированных специалистов. Однако качество подготовки таких специалистов желает лучшего. Поэтому в связи с жесткими требованиями рынка труда к качеству выпускаемых специалистов, неэффективные вузы будут сокращены и они должны уйди с рынка образовательных услуг, что может привести к значительному снижению предложения соответствующих услуг.

Особенность потребления образовательной услуги в сфере услуг заключается в том, что ее используют не только сам гражданин, но одновременно с ним и предприятие - работодатель, и государство. Поэтому, если следовать тому, что сфера услуг становится высокодоходным сектором экономики, то рынок образовательных услуг становится привлекательным для инвесторов. В то же время уровень качества всех других услуг зависит от наличия высококвалифицированных специалистов, которых может предоставить именно рынок образовательных услуг [5. С. 75]. Потребители образовательных услуг распределяются в основном в зависимости от потребностей тех или иных отраслей экономики и оформляются в виде запросов к наименованию специальности, к характеристике учебного заведения, цене и качеству обучения.

Таким образом, рынок образовательных услуг в общей структуре сферы услуг является институтом взаимодействия спроса и предложения на образовательные услуги на основе рыночных категорий (цен, заработной платы и т. п.) и рыночных механизмов. Отраслевая структура занятости населения в сфере услуг, несомненно, отражается на увеличении ВВП.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

39

Степень занятости в сфере услуг показывает взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг в вопросах формирования и эффективного функционирования трудовых ресурсов в отдельных отраслях и сферах.

Приобретение способностей к труду через систему общего и специального образования, повышение квалификации, переподготовки и развития способностей к труду, в совокупности с естественным воспроизводством населения, составляет фазу воспроизводства трудовых ресурсов необходимых для отраслей национальной экономики. Рынок образовательных услуг многообразен, он не функционирует локально, а должен реагировать на экономику всей сферы услуг расширяя структуру ее занятости.

Таким образом, занятость в сфере услуг может обеспечивать потребности растущей экономики в разных направлениях. В связи модернизацией экономики и попыткой возрождения материального производства в стране возникла потребность в профессиональных кадрах, которые могут быть подготовлены рынком образовательных услуг в лице высших и средних специальных образовательных организаций. Рынок труда испытывает острую нехватку специалистов инженерно-технических специальностей и избыток специалистов гуманитарных специальностей, таких как экономисты, юристы и т.д. Кроме того данный дисбаланс усугубляется еще и тем, что выпускники российских вузов не желают работать по специальности по известным причинам (из-за низкой оплаты труда, непрестижности профессии).

Этот недостаток создает на рынке труда условия для привлечения иностранной рабочей силы, новых поставщиков услуг, создавая конкурентную среду. По сравнению с либерализацией торговли, либерализация присутствия иностранцев на российском рынке услуг дает увеличение количества услуг и как следствие занятости населения. Поэтому в основном квалифицированная рабочая сила уходит в сферу услуг, где есть возможность реализовать свои способности за более высокую стоимость труда (информационные услуги, консалтинговые, посреднические, ремонт техники, репетиторство, подготовка к ЕГЭ и др.), а не в материальное производство. Рынок

учебных мест 2012 года обеспечивал занятость учащихся средних специальных заведений (2925 тыс.) и студентов высших учебных заведений профессионального образования (6453 тыс.) [4. С. 97]. Сфера услуг не может полностью удовлетворить потребности рынка образовательных услуг в трудоустройстве, где субъектами выступают предприятия, организации, учреждения, учебные заведения, государство.

При существующем уровне безработицы проблемы содействия трудоустройства выпускников Вузов является главной задачей служб занятости и органов управления образованием. Государственная служба занятости заключила договор с Министерством образования и науки Российской Федерации о сотрудничестве в вопросах социальной защиты выпускников учебных заведений по следующим направлениям:

- координировать и согласовывать объемы незанятого населения;

- разработать и организовать выполнение программ по трудоустройству выпускников образовательных организаций;

- информировать руководителей о состоянии занятости и рынка рабочей силы.

Степень занятости зависит от создания рабочих мест и от потребителей образовательных услуг, к которым относятся:

• выпускники общеобразовательных полных средних школ;

• выпускники гимназий и лицеев;

• выпускники средних и специальных училищ, колледжей;

• выпускники техникумов;

• граждане, которые работают и желают получить высшее образование на базе среднего общего и среднего профессионального образования (старше 22 лет);

• граждане, которые работают и желают получить второе высшее образование;

• граждане, которые работают и желают получить дополнительные виды образовательных услуг.

Здесь естественным продолжением и соответственно результатом рынка образовательных услуг является рынок труда специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведе-

40

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

ний, являющийся сегментом общего рынка труда.

Спрос на образовательные услуги населения и, прежде всего, молодежи, формируется под влиянием социального спроса, на основе личных интересов и предпочтений, т. е. определяется населением субъективно. Как правило, социальный спрос на образовательные услуги формируется спонтанно и ориентирован на удовлетворение потребности личности в самореализации. В сфере услуг создается и формируется сфера разнообразных бизнес-услуг образовательного характера, которая увеличивает процент занятых в нерыночном секторе. Занятость на рынке образовательных услуг должна соответствовать запросу сегмента рынка труда специалистов, что позволит определить связь между системой образования и отраслями народного хозяйства.

Отсюда следует, что есть взаимосвязь структуры занятости сферы услуг и

рынка образовательных услуг, которая характеризуется следующей устойчивостью связи: потребность экономики -потребность рынка труда - возможность рынка образовательных услуг - потребность населения в конкретном образовании.

В современной конкурентной среде к квалифицированной рабочей силе предъявляются совершенно новые, по сравнению с прошлыми годами, требования: обеспечение высокого качества оказываемых услуг, обеспечение высокого качества продукции; сохранение низкой себестоимости изделий за счет модернизации производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания. Естественно, что все это требует высокого уровня и качества всей системы образования и профессиональной подготовки специалистов на рынке образовательных услуг.

Примечания

1. Алиев М.А., Акавова Г.К. О некоторых аспектах перспектив развития сферы услуг // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем // Мат-лы III Всероссийской науч.-практ. конф. Махачкала: ДГТУ, 2006. 2. Алиев М.А., Акавова Г.К. Управление занятостью в сфере услуг. Монография. Махачкала: ДГПУ, 2008. 3. Алиев М.А., Манатилова Ф.И. Инновационное образование как фактор развития человеческих ресурсов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 2. 4. Лифанова С.А. Настоящее и будущее сферы услуг в обществе // Экономические науки. 2007. № 6. 5. Пастухов А.Л. Ускорение развития сферы услуг как необходимое условие модернизации экономики // Технико-технологические проблемы сервиса. 2012. № 20. 6. Социально-экономическое положение России. М.: Роскомстат, 2012.

Notes

1. Aliev MA, Akavova G.K. About some aspects of the prospects of the development of sphere of services // Problems of theory and practice of management of the development of socio-economic systems // Materials of the 3rd all-Russia scientific-practical conf. Makhachkala: DSTU. 2006. 2. Aliev MA, Akavova G.K. Control of the employment in the human services. Makhachkala: DSPU, 2008. 3. Aliev MA, Manatilova F.I. The innovative education as a factor of the human resource development // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Social and humanitarian science. 2013, # 2. 4. Lifanova SA The past and the future of the human services in the society // Economic science. 2007. # 6. 5. Pastukhov A.L. Accelerating the development of the human services as a necessary condition for the economy modernization // Technical and technological problems of the service, 2012. # 20. 6. Socio-economic situation in Russia. M: Roskomstat, 2012.

Primechanija

1. Aliev M.A., Akavova G.K. O nekotoryh aspektah perspektiv razvitija sfery uslug // Problemy teorii i praktiki upravlenija razvitiem social'no-jekonomicheskih system // Mat-ly III Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. Ma-hachkala: DGTU. 2006 g. 2. Aliev M.A., Akavova G.K. Upravlenie zanjatostju v sfere uslug.monografija. Ma-hachkala: DGPU, 2008. 3. Aliev M.A., Manatilova F.I. Innovacionnoe obrazovanie kak faktor razvitija

chelovecheskih resursov. Nauchnyj zhurnal // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pepa-gogicheskogo universiseta. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. 2013. № 2. 4. Lifanova S.A. Nastojash-hee i budushhee sfery uslug v obshhestve //Jekonomicheskie nauki. 2007. № 6. 5. Pastuhov A.L. Usko-renie razvitija sfery uslug kak neobhodimoe uslovie modernizacii jekonomiki // Tehniko-tehnologicheskie problemy servisa. 2012. № 20. 6. Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Rossii. M.: Roskomstat, 2012.

Статья поступила в редакцию 20.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.