Научная статья на тему 'Формирование и развитие информационной компетентности студентов вуза в системе управления учебной деятельностью при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла'

Формирование и развитие информационной компетентности студентов вуза в системе управления учебной деятельностью при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозицкий В.Л.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития информационной компетентности студентов высших учебных заведений в аспекте организации и осуществления учебной деятельности при изучении социально-гуманитарных дисциплин. Автором обосновываются теоретические и практико-ориентированные положения, учет которых в педагогической практике будет способствовать повышению эффективности и качества обучения для достижения целей вузовского гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозицкий В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS IN THE CONTROL SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITY WHEN STUDYING DISCIPLINES OF THE SOCIAL AND HUMANITARIAN CYCLE

Article is devoted to an actual problem of formation and development of information competence of students in aspect of the organization and implementation of their educational activity when training in disciplines of a social and humanitarian cycle. The author the theoretical and practical-focused provisions which account in student teaching will promote efficiency and quality and to achievement of the objectives of high school arts education locate.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие информационной компетентности студентов вуза в системе управления учебной деятельностью при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 947.6 : 004

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

В.Л. ЛОЗИЦКИЙ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь и национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы [1; 2], принятые Советом Министров Республики Беларусь, в качестве одной из ведущих целей в рамках своей реализации выделяют существенное повышение качества образования и обеспечение его доступности за счет внедрения новых образовательных технологий. При этом одним из актуализируемых направлений исследований в образовательной сфере обозначено определение научно-методических основ дидактического обеспечения учебно-познавательной деятельности учащихся высшей школы посредством применения разрабатываемых электронных информационных ресурсов. Учет данных теоретических и практико-ориентированных положений важен для обеспечения повышения качества обучения в рамках осуществляемой оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования Республики Беларусь. В данной взаимосвязи представляется педагогически целесообразным научное обоснование использования положений теории алгоритмизации обучения и управления учебно-познавательной деятельностью студентов с учетом проблематики формирования и развития их информационной компетентности как одной из ключевых в системе профессиональной подготовки специалиста - выпускника вуза.

Педагогической наукой и практикой накоплен определенный теоретический потенциал и опыт применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных средств обучения (ЭСО) в образовании. Результаты исследований В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Л.Н. Ланда, Л.А. Растригина и М.Х. Эренштейна [3-7] позволили интегрировать в дидактику идеи кибернетики и положения теории поэтапного формирования умственной деятельности учащихся. Разработанная методика алгоритмизации учебной деятельности стала попыткой поиска эффективной системы обучения, ориентированной на значительное увеличение объема усвоенной учебной информации и индивидуализацию обучения в условиях развития информационного общества. Важную роль в научной области разработки проблематики организации и осуществления управляемой учебной деятельности студентов сыграли и разработки белорусских авторов [8-12].

Вместе с тем, существующие исследования, посвященные вопросам совершенствования системы вузовского образования на основе разработки и применения ИКТ в обучении, не дают пока целостного и завершенного представления о всех психолого-педагогических аспектах, определяющих интеграцию данных технологий в целостный педагогический процесс. В рамках компетент-ностного подхода в обучении остается открытым вопрос об эффективности и технологичности процесса формирования и развития у студентов вуза ключевых профессиональных компетент-ностных приращений (в том числе и информационной компетентности). Реализация положений Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования в Республике Беларусь [13] предполагает выстраивание такой модели подготовки специалиста, осуществление которой обеспечивало бы эффективное соединение содержания обучения с организуемой самостоятельной учебной деятельностью студентов в развитии их индивидуальных способностей и компетенций, а также интересов профессионального самоопределения. На наш взгляд данная комплексная задача не может быть решена вне взаимосвязи с рассмотрением проблематики эффективного дидактического обеспечения самостоятельной работы студентов при организации и управляемом осуществлении различных видов их учебной

деятельности с учетом условий формирования и развития значимой составляющей части информационной культуры будущего молодого специалиста - информационной компетентности.

Основная часть. Низкая эффективность организации управления учебно-познавательной деятельностью студентов вузов при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла в одном из своих аспектов обусловлена недостаточным вниманием как к механизмам адаптации и закономерностям выстраивания целостного процесса обучения при его алгоритмизации, так и неполнотой знания о совокупном комплексе методов, приемов и средств, обеспечивающих продуктивность педагогического взаимодействия всех его субъектов. Для господствующего репродуктивно-знаниевого подхода в обучении с точки зрения эффективности управления учебно-познавательной деятельностью студентов характерно:

- наличие одного управляющего субъекта (преподаватель) и множества управляемых объектов (студенты с различными уровнями сформированности личностных и профессиональных компетенций, а также уровнями психо-физиологического развития) в рамках поставленной задачи качественного управления учебно-познавательной деятельностью всех обучаемых без учета индивидуализации процесса обучения;

- отсутствие постоянной обратной связи, несущей информацию об эффективности дидактического процесса и достигаемых уровнях усвоения студентами учебного материала, а также об освоенных способах учебной деятельности;

- отсутствие обусловленной необходимости своевременного применения механизма коррекции процесса обучения;

- низкая степень индивидуализации процесса обучения;

- значительное снижение эффективности процесса обучения ввиду пассивности обучаемых в рамках господствующей репродуктивной системы преподавания.

Подобная практика входит в очевидное противоречие по отношению к требованиям образовательного стандарта, определяющих целесообразность обеспечения проблемно-теоретического, поискового и исследовательского подходов в изучении предметных курсов при комплексном применении традиционных и электронных компонентов учебно-методических комплексов (УМК). Отмеченные недостатки могут быть преодолены через реализацию технологического и дидактического потенциала интегрируемых в обучение средств ИКТ, а также развитие информационной компетентности всех субъектов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Информационная компетентность студентов и преподавателей вуза как субъектов процесса обучения является личностным образованием, т. е. присвоенной системой знаний, умений и навыков работы с информацией, а также способностью и готовностью осуществлять различные виды деятельности с применением этой системы, в том числе и применительно к социально-гуманитарной сфере. Исходя из этого, информационную компетентность студентов вуза представляется целесообразным рассматривать в качестве совокупности двух составляющих - информационной грамотности и информационного поведения. Первая составляющая определяется наличием у обучаемых соответствующих компетенций - знаний, умений и навыков применения средств ИКТ для работы с информацией (ее поиск, хранение, обработка и передача). Вторая составляющая - совокупность действий и деятельности обучаемых по использованию своей информационной грамотности в интересах решения учебных и прикладных задач в ходе осуществления учебной деятельности при изучении предметной области социально-гуманитарных дисциплин. В результате этих действий и деятельности у студентов формируются личностные качества, ценностное отношение к информации, вырабатываются способы действий, способность и готовность адекватно реагировать на изменения, происходящие в информационном пространстве изучаемого предмета. Таким образом, в нашем понимании информационную компетентность студента в аспекте системного применения электронных и традиционных средств обучения по социально-гуманитрным дисциплинам целесообразно рассматривать не только в качестве уровня знаний, умений и навыков, позволяющих оперативно ориентироваться в информационном пространстве знаниевой области, но и как значимый опыт в поиске, оценке, использовании и хранении информации, полученной с помощью компьютерных средств, как готовность к решению профессиональных учебных и практических задач. В этой взаимосвязи осуществляемое управление учебно-познавательной деятельностью студентов, опосредованной использованием компьютерных систем, представляется целесообразным выстраивать поэтапно с учетом специфики процесса обучения в высшей профессиональной школе и его алгоритмизации.

В соответствии с положениями теории управления познавательной деятельностью учащихся предметное обучение должно осуществляться при последовательном поэтапном выполнении ло-

гически взаимосвязанных операций и целенаправленном управлении процессом изменения состояния обучаемого путем организации специальных информационных воздействий на него. Алгоритмы управления обучением в данном случае целесообразно интерпретировать в качестве алгоритмов выработки учебных заданий, которые должны определяться объективными законами познания и избираемой методикой обучения. Сама алгоритмизируемая учебная деятельность обучаемых в рамках ее управляемой организации с помощью электронных и традиционных компонентов предметных УМК по социально-гуманитарным дисциплинам предполагает следующие этапы осуществления: мотивация; постановка и принятие учебной задачи; учебные действия по выполнению актуализируемой учебной задачи; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку; возможная коррекция, переходящая в самокоррекцию [14; 15]. Очевидно, что в такой плоскости рассмотрения процесса все субъекты педагогического взаимодействия обязаны иметь определенную уровневую сформированность информационной компетентности, позволяющей в своих знаниевой и деятельностной составляющих реализовывать свою деятельность - учебную и профессиональную.

Рассмотрение проблемы уровневости в формировании и развитии информационной компетентности студентов вуза целесообразно в аспекте выявления ключевых компонентов в структуре процесса обучения с учетом их субъект-объектных и субъект-субъектных взаимосвязей. В качестве субъекта, осуществляющего непосредственное управляющее воздействие, может выступать преподаватель, электронное средство обучения, а также сам обучаемый в процессе самообучения. Студент вуза, осуществляющий учебную деятельность в рамках организуемого управления, определяется нами самоорганизующимся активным субъектом - элементом педагогического взаимодействия. При этом активизация роли обучаемого как субъекта осуществляемой учебной деятельности предполагает:

- высокий уровень мотивации деятельности;

- усиление самоорганизующего начала при вовлечении в процесс учения актуализируемого личностного опыта обучаемого;

- свободный доступ обучаемых к различным видам учебных информационных ресурсов;

- определение последовательности выполнения заданий в рамках дидактического цикла в зависимости от их уровней сложности с учетом возможной коррекции достигнутых уровней учебных достижений;

- выстраивание обучаемым собственной траектории учения с учетом осознания личных целей и прогнозируемых результатов учебной деятельности - личностных и профессиональных компе-тентностных приращений;

- выполнение преподавателем функции управления и координации, помощи и экспертизы;

- реализация проблемно-теоретического, поискового и исследовательского подходов в процессе обучения;

- наличие эффективного дидактического и технологического инструментария реализации научно-методических положений по организации и осуществлению учебной деятельности студентов на продуктивных уровнях;

- обеспечение обучаемого постоянной информацией о ближайших и отдаленных целях обучения, а также степени их достижения с помощью инструментария средств ИКТ.

С учетом выделенных нами аспектов уровень развития информационной компетентности студента как субъекта обучения целесообразно определять в качестве одного из значимых факторов в системе эффективного управления учебной деятельностью обучаемых с учетом ее знаниевой и деятельностной составляющих (таблица).

Сформированность информационной компетентности студентов вуза в аспекте системного применения традиционных и электронных компонентов УМК по дисциплинам социально-гуманитарного цикла представляется необходимым дифференцировать по ряду уровней - начальному, достаточному, нормативному.

Начальный уровень характеризуется отсутствием у обучаемого мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, а также потребности и готовности в получении и расширении знаний в этой области; знания поверхностные, формальные и бессистемные. С учетом предметной специфики студенты на данном уровне способны к решению наиболее простых, знакомых задач по заданному алгоритму, составленному преподавателем.

Таблица - Соотнесение знаниевой и деятельностной составляющих в содержании информационной компетентности студентов вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин

Знаниевая составляющая Деятельностная составляющая

знание научно-методических основ системного применения ЭСО по социально-гуманитарным дисциплинам применение разработанных теоретических основ использования ИКТ в процессе обучения

знание инструментальных сред, используемых в обучении практическое применение соответствующего программного обеспечения в учебных целях

знание комплекса методов, приемов и средств использования инструментальных сред, применяемых в обучении определение эффективности применяемого в учебных целях программного обеспечения

знание существующих информационных ресурсов (в том числе и сети Интернет) и их учебного потенциала осуществление сравнительно-сопоставительного и оценочного анализа содержания существующих информационных ресурсов (в том числе и сети Интернет)

знание методов поиска и отбора тематического учебного материала в существующих информационных ресурсах (в том числе и сети Интернет) практическое применение в учебных целях отобранного в существующих информационных ресурсах (в том числе и сети Интернет) тематического учебного материала

Достаточный уровень определяется проявлением мотивации и интереса к овладению ИКТ; наличием знаний компьютерных методов обработки информации и основных ЭСО, используемых в процессе организации учебно-познавательной деятельности, умений работать с информационными объектами, потребности и готовности в получении и расширении знаний в области изучения предметов социально-гуманитарной направленности. К данному уровню сформированности информационной компетентности относятся адекватная самооценка значимости своего участия в информационной деятельности и само ценностное отношение к информации.

Нормативный уровень сформированности информационной компетентности студентов характеризуется наличием умений организовать собственную информационную деятельность в предметной области и спланировать ее результат, применять средства ИКТ в учебно-познавательной деятельности при достижении продуктивных уровней усвоения знаний, а также выработкой способов действий и деятельности для решения учебных задач практико-ориентированного характера.

Организация и осуществление учебной деятельности студентов вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин предполагает непрямое управление познавательной деятельностью, в рамках которого в качестве помощи обучаемому дается либо эвристическое указание, либо предъявляется вспомогательная задача. Введение непрямого управления представляется значимым во взаимосвязи с осуществляемой оптимизацией содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования Республики Беларусь и увеличением сегмента самостоятельной учебной деятельности студентов в структуре образовательного процесса. Непрямое управление позволяет использовать творческие поисковые и исследовательские виды познавательной активности, стимулирует самостоятельный поиск решения и т.д. Во-вторых, эвристические указания в силу своей обобщенности относятся к более широкому классу обучающих воздействий, чем указания конкретные, а, следовательно, вероятность того, что такое указание будет не конкретизированным, минимизируется.

Активным управляющим элементом, осуществляющим управление, является преподаватель. Его деятельность в наиболее широком представлении алгоритмически определяется через реализацию следующих обязательных шагов:

- предъявление обучаемым учебной задачи, решение которой позволяет усвоить содержание учебного материала;

- системное и целенаправленное использование преподавателем методов, приемов и средств активизации учебно-познавательной деятельности студентов;

- сочетание форм фронтальной, групповой и индивидуальной учебно-познавательной деятельности студентов по решению учебных задач;

- организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при системном применении электронных и традиционных компонентов УМК.

Немаловажным компонентом управления учебной деятельностью студентов вуза является мониторинг процесса формирования и развития профессиональных компетенций (в том числе и средствами ИКТ), что позволит отслеживать его динамику и качество.

Заключение. Осуществленный выше научный анализ позволяет сделать вывод о том, что эффективное управление процессом усвоения студентами вуза многокомпонентного состава учебных знаний и освоения способов учебной деятельности на продуктивном уровне возможно в том случае, если в основу такого обучения будут положены теоретические и методические положения, отражающие основные закономерности дидактики и специфику их применения в педагогической практике. В качестве подобных положений, позволяющих эффективно решать актуализируемые педагогической практикой задачи, целесообразно выделять разработанные в научной теории основания алгоритмизации обучения и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на компетентностной основе. Информационная компетентность как важный компонент информационной культуры субъектов педагогического взаимодействия определяется нами не только в качестве уровня знаний, умений и навыков, позволяющих студенту оперативно ориентироваться в информационном пространстве знаниевой области, но и как значимый опыт в поиске, оценке, использовании и хранении информации, полученной с помощью компьютерных средств, как готовность к решению профессиональных учебных и практических задач. Формирование профессиональных компетентностных приращений студентов вуза представляется не столько как процесс передачи знаниево-деятельностных составляющих, отрабатываемым по уже готовым образцам на основе фиксированных ситуативных заданий и упражнений, сколько как системная реализация активных практико-ориентированных методов, форм и средств обучения с использованием всей полноты дидактического и технологического потенциала применяемых ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года: Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.08.2010 № 1174 // Национальный правовой портал Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: 1Шр ://www.pravo .ЬуМеЬпраАех1.авр?КК=С21001174.

2. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2011 г., № 384 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 38. - 5/33546.

3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 352 с.

4. Гальперин, П.Я. К теории программированного обучения / П.Я. Гальперин. - М. : Знание, 1967. - 44 с.

5. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н.Ф. Талызина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 133 с.

6. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л.Н. Ланда. - М. : Просвещение, 1966. - 523 с.

7. Растригин, Л.А. Адаптивная модель обучения с адаптируемой моделью обучаемого / Л.А. Растригин, М.Х. Эренштейн // Кибернетика. - 1984. - № 1. - С. 28-32.

8. Белокоз, Е. И. Управление самостоятельной работой студентов с учетом их индивидуально-типологических особенностей / Е.И. Белокоз // Юраванне у адукацьи. - 2005. - № 7. - С. 40-52.

9. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов : компетентностный подход / О.Л. Жук. - Минск : РИВШ, 2009. - 336 с.

10. Лозицкий, В.Л. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов при системном применении электронных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (на примере истории) / В.Л. Лозицкий // Вестник Полесского государственного ун-та. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2010. - № 2. - С. 23-27.

11. Сергеенкова, В.В. Управляемая самостоятельная работа студентов: модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В.В. Сергеенкова. - Минск : РИВШ, 2005. - 131 с.

12. Цыркун, И.И. Теоретико-методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся и студентов / И.И. Цыркун, В.Н. Пунчик // Адукацыя i выхаванне. - 2003. - № 1. - С. 31-41.

13. Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования / Информационная база // Республиканский институт высшей школы [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.nihe.bsu.by/info.php. - Дата доступа : 18.07.2012.

14. Давыдов, В.В. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем / В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, А.Г. Крицкий // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2. - С. 68-72.

15. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М. : Академия, 2007. - 352 с.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS IN THE CONTROL SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITY WHEN STUDYING DISCIPLINES OF THE SOCIAL AND HUMANITARIAN CYCLE

V.L. LOZITSKY

Summary

Article is devoted to an actual problem of formation and development of information competence of students in aspect of the organization and implementation of their educational activity when training in disciplines of a social and humanitarian cycle. The author the theoretical and practical-focused provisions which account in student teaching will promote efficiency and quality and to achievement of the objectives of high school arts education locate.

© Лозицкий В.Л.

Поступила в редакцию 11 ноября 2013г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.