Научная статья на тему 'Формирование и психолого-педагогическая коррекция отношений младших школьников'

Формирование и психолого-педагогическая коррекция отношений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ / FORMATION OF INTERPERSONAL RELATIONS / ASSESS OF THE PERSON AND ASSESS OF THE SUCCESS / AN ADEQUATE SELF-ASSESSMENT / PEDAGOGICAL CORRECTION OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкуричева Наталья Александровна

Гармоничные отношения детей в классе способствуют успешности в обучении. Как их выстроить?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и психолого-педагогическая коррекция отношений младших школьников»

ФОР

МИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГО-

педагогическая коррекция отношений младших школьников

Наталья Александровна Шкуричева,

педагог-психолог высшей категории 307-й московской школы, кандидат педагогических наук

Гармоничные отношения детей в классе способствуют успешности в обучении и развитии школьников, исключают конфликты, появление «отверженные». Как же выстроить такие отношения, начиная с первого класса? Проблема отношений детей в современной школе весьма актуальна. Считаем целесообразным обсудить её на секции классных руководителей августовской конференции.

• формирование межличностных отношений • оценка личности и оценка успешности • адекватная самооценка • педагогическая коррекция отношений

Начальная школа — фундамент образования. Эта педагогическая истина не утратила своей актуальности. В начальной школе закладываются многие нравственные качества детей. Но к сожалению в современной начальной школе многие учителя не готовы решать проблемы, преодолевать противоречия, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, строить «помогающие» отношения, стимулировать развитие позитивных межличностных отношений младших школьников. Во всём этом проявляется явно недостаточная коммуникативная культура учителей призванных формировать позитивные межличностные отношения.

Способность к коммуникации — необходимый компонент профессиональной культуры учителя.

Существует чёткая зависимость между знанием ученика, его характера, специфики взаимоотно-

шений со сверстниками и деятельностью учителя с детьми, богатством его контактов. Конечным результатом работы учителя по формированию межличностных отношений становятся позитивные изменения в личностном развитии школьников, их отношение к себе, одноклассникам и учителю. Достижение таких успехов обусловлено потребностью учителя начальных классов в постоянном повышении своей психологической культуры, в стремлении проникнуть в личностный мир маленького человека, в его мысли, чувства, умении видеть школьную жизнь, её радости и трудности глазами детей.

Сегодня одной из острых проблем начальной школы стало формирование позитивного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающим в школе — одноклассникам, учителям. По данным нашего исследования, 34% младших школьников испытывают серьёзные трудности в процессе общения. Можно выделить несколько причин этой проблемы.

1. Агрессивное поведение одноклассников. Около 22% учащихся отметили этот факт как отрицательно влияющий на их самочувствие, на отношение к одноклассникам: «Моя соседка по парте всё время мне грубит, толкается»; «На перемене они драки устраивают»; «Не играют, а бьют и обзываются». Агрессия одних по отношению к другим приводит к тому, что у 97,5% школьников сформирована стойкая антипатия к одноклассникам. В этих условиях трудно создавать учебный коллектив, учитель не осознаёт важности этой задачи, пускает дело на самотёк. По образному выражению Н.К. Крупской, школьники при этом многие годы учатся «не вместе, а в одной комнате».

2. Отождествление оценки личности ребёнка с оценкой успешности его обучения. Заметная группа детей (16,6%) негативно относится к своим сверстникам только потому, что они неуспешны в учёбе. Вот их характеристики товарищей: «Он плохо пишет», «Его сильно учительница ругала», «В нашем классе есть плохие ребята — они двойки получают» и т.д. Выходит: получил «двойку» (неважно, по какой причине), и с тобой уже никто и общаться не хочет...

3. Желание общаться с одноклассниками зависит от их плохого знания товарищей: во взаимоотношениях детей часто проявляются чёткие доминанты «старых», хорошо известных друзей: «Мой лучший друг — из другого класса», «С подружкой из соседнего подъезда всегда не скучно, поиграть можно,

а в этом классе не с кем.» и т.д. Дети просто не знают способностей своих сверстников, их интересов, в классной жизни они просто не проявляются.

4. В межличностных отношениях школьников к учителю проявляются их представления

о норме поведения. Многие младшие школьники считают нормативными такие качества учителя, как строгость, крикливость, агрессивность: «Нельзя злить учителя плохим поведением и учёбой, а то она на тебя накричит.», «Наша учительница добрая, но иногда кричит на уроках, надо же нас учить.».

5. Заниженная самооценка ребёнка, вызван ная отношением, глазами одноклассников,

учителей: «Я плохой, со мной никто не дружит, никто не разговаривает.», «Учительница меня не любит, я её боюсь, трясусь на каждом уроке».

Учителя ежедневно сталкиваются с подобными проблемами. Нередко они обращаются за помощью к школьному психологу: «Более десяти лет работаю в начальной школе и вижу, что есть немало ребят, которым необходима моя помощь. Как можно определить, насколько хорошо ребёнку в школе, как он относится к себе, к классу?»

Оценка ребёнком собственных качеств, достоинств и недостатков (самооценка) формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, напротив, от неуспешности в школе. Именно от того, насколько ученик позитивно относится к себе, зависит успешность его отношений с другими детьми, со взрослыми, с миром. Но самооценка ребёнка во многом зависит от отношений учителя к нему. И здесь мы встречаемся с типичной для школы ситуации: учителя хотят овладеть психологической культурой, понимают её значимость в процессе формирования межличностных отношений детей. Но продолжают оценивать их по-прежнему по уровню школьной успешности. Мы провели исследование и вот что выявили: 82,5% говорят о том, что им гораздо важнее знать индивидуальные характеристики детей, особенности их общения, их самооценку, чем уровень интеллектуального развития. Хотя многие чувствуют эту свою ущербность: нередки такие высказывания — «Понимаю, что дети стали другими, они не такие, как 5 — 10 лет назад, нужно как-то по-другому с ними общаться, а как — не представляю»; «Или во мне что-то не так, или дети менее развитые»; «Чего им надо, чего им не хватает, ведь всё для них делаю, и как об стенку горох».

Проблема понимания — главная в отношениях, в процессе межличностного

взаимодействия. Чтобы создать условия для понимания каждым ребёнком себя, своих одноклассников, нужно знать внутренний мир ученика, его переживания, сомнения, страхи, радости и надежды. Очень часто после психологического исследования и консультации по его результатам слышишь почти одинаковую фразу: «Ну, надо же, я-то думала ..., а оказалось совсем не так, и не догадаешься сразу, что у ребёнка внутри — у меня ведь их в классе почти тридцать».

Вот и получается, что учитель начальных классов прежде всего должен быть психологом, а затем уже преподавателем. Ему просто необходимы профессиональные знания психологии личности младшего школьника, умение выстраивать позитивные межличностные отношения. Поэтому развитие психолого-педагогической компетентности учителя, исходя из тех трудностей, с которыми он сталкивается, — насущная задача школы. Чтобы помочь учителю, мы разработали методику «Лесенка самооценки». Она эффективно используется в течение уже ряда лет нашими учителями. Цель методики — изучение самооценки младших школьников. «Лесенка самооценки» используется в двух вариантах: групповом и индивидуальном.

Групповой вариант позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки учеников. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала ту или иную самооценку школьника, чтобы в дальнейшем при необходимости начать коррекцию трудностей, возникающих у детей.

Начнём с группового изучения самооценки учащихся 1—2-х классов.

Учебные материалы: у каждого ученика — бланк с нарисованными тремя лесенками, красный, синий и зелёный карандаши; на классной доске нарисованы три лесенки.

Инструкция:

1. Работа с первой лесенкой. «Ребята, сегодня мы выполним задание «Лесенка». У каждого из вас есть листки,

на которых нарисованы лесенки. Такие же нарисованы на доске. Возьмите красный карандаш и посмотрите на доску. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя её номер) будут стоять самые хорошие ребята, здесь (показать вторую и третью) — хорошие, а здесь (показать четвертую) — ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) — плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) — самые плохие. На какую ступеньку вы поставите себя? Там нарисуйте на ней красный кружок».

2. Работа со второй лесенкой. «Теперь возьмите синий карандаш и посмотрите на доску. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя её номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) — хорошие, здесь (показать четвертую) — ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) — плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) — самые плохие. На какую ступеньку тебя поставят ребята из класса (твои одноклассники)? Нарисуй на ней синий кружок».

3. Работа с третьей лесенкой. «Теперь возьмите зелёный карандаш и посмотрите на доску. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя её номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) — хорошие, здесь (показать четвертую) — ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) — плохие,

а здесь (показать седьмую ступеньку) — самые плохие. Как вы думаете, на какую ступеньку тебя поставит учительница? Нарисуй на ней зелёный кружок».

4. Поблагодарите ребят за работу.

Теперь приступим к групповому изучению самооценки учащихся 3—4-х классов.

Учебные материалы — те же, что и прежде.

1. Работа с первой лесенкой — та же, что и в работе с 1—2 классами. Дополните задания просьбой. Почему ты считаешь, что должен стоять именно на этой ступеньке? (то есть на 1-й ступеньке.)

Отдельные два задания — те же, только после их выполнения попросите детей написать, почему они так считают.

Индивидуальное изучение самооценки учащихся 1—4-х классов. При индивидуальной работе с ребёнком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. Учебные материалы: у ученика бланк с нарисованными лесенками, красный, синий и зелёный карандаши. Задания те же.

Лесенка выглядит так (рис. 1). Верхняя ступенька — первая, нижняя — седьмая. Все ступеньки имеют одинаковый размер, кроме четвёртой. Важно, чтобы именно четвёртая ступенька была длиннее, чем все остальные, так как самооценка выше неё считается психологической нормой для ребёнка младшего школьного возраста, а ниже — уже повод для беспокойства психолога или педагога. На бланке для ребёнка лесенки даются без

цифр.

Интерпретация результатов. При анализе полученных данных исходите, пожалуйста, из следующего:

Ступенька 1 — завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребёнок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряжённо думает. Это связано со слабо развитой рефлексией — способностью анализировать свою деятельность

и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих.

Именно поэтому в первом классе не используется балльная оценка. Ведь первоклассник (нередко и ребята второго класса) в подавляющем большинстве принимают отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня «пятёрка» («звёздочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня «тройка» («дождик», «синий кирпичик», «чёрточка», «см.»).

Ступеньки 2 и 3 — адекватная самооценка. У ребёнка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность:

Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни «пятёрки», книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 — заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определённой психологической проблемой ученика. В беседе ребёнок может о ней рассказать (Например: «Я ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым, когда помогаю папе, а бываю злым, когда на братика

кричу»). Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Ступеньки 5 и 6 — низкая самооценка.

По нашей статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8—10%. Следует оговориться, что иногда у ребёнка ситуативно занижается самооценка. В момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачная поделка на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался сегодня с Сережей на перемене, но мы с ним друзья», «Я плохая, потому что написала диктант на «три», а так у меня одни «четвёрки» и «пятёрки» — и так далее.

В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребёнка другой ответ — с положительной самооценкой.

Гораздо серьёзнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребёнка очень надолго, иногда — на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, природных способностей, но и превратит свою жизнь в череду неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника — без этого нельзя помочь ребёнку. Приведу примеры ответов ребят, из которых становится понятно, какую помощь надо оказывать им.

«Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (на пятую), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тет-

радях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых объяснить родителям индивидуальные особенности ребёнка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать родителям о том, что ребёнок в этом возрасте ещё не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему ученику. Крайне важна похвала ребёнка при малейших успехах, информированность родителей о положительных качествах, динамике успешности их ребёнка.

«Учительница меня поставит на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а в классе меня ставит в угол». Такая самооценка ребёнка говорит об уровне профессионализма такого учителя. Первое, что необходимо сделать, — выявить причину неуспешности школьника (его учёбы, «плохого» поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом и с родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка деятельности и отношения ученика к выполнению учебных заданий. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учёбы, а лишь формируют негативное отношение к школе. Искать положительное в деятельности ученика, замечать даже незначительные его успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность — основные способы повышения самооценки школьников.

«Я дерусь с ребятами, они со мной не играют, поэтому поставят меня на шестую ступеньку». Несформированность межличностных отношений — одна из острейших проблем в современном начальном образовании. Неумение ребят общаться, сотрудничать друг с другом — основные причины конфликтов в детской среде.

В наших исследованиях показано, что ученики, стабильно проявляющие интерес к совместной деятельности, имеют более высокий уровень межличностных отношений, хорошо адаптируются к школе. Поэтому организация совместной деятельности младших школьников (работа в парах, в группе, в коллективе) как на уроке, так и во внеурочное время должна стать одним из приоритетных направлений деятельности учителя.

Ступенька 7 — резко заниженная самооценка. Ребёнок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на ученика факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из этих факторов.

Отсутствие своевременной квалифицирован -ной помощи в определении и устранении причин трудностей в обучении и общении ребёнка, несформированность позитивных межличностных отношений с учителями, одноклассниками — наиболее частые причины резко заниженной самооценки и неуспешности детей. Чтобы скорректировать самооценку, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога и социального педагога (в ситуации неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки и психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьёй, вера в ученика, знание причин и своевременное преодоление трудностей ребёнка способны формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Таким образом, одно из главных и определяющих условий развития личности младшего школьника — позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к себе. Поэтому так необходимо педагогу учитывать это в своей

практике. Развивать умения младших школьников выстраивать отношение к себе и к окружающим — необходимое условие успешных контактов, правильной организации жизнедеятельности коллектива, создания условий для решения детьми их возрастных задач.

Формирование психологической культуры учителей в процессе позитивных межличностных отношений можно вести в рамках методического объединения учителей начальной школы. Мы разработали программу занятий. Одно из них проводится в форме дискуссии. Организовать и провести его может школьный психолог, учитель-методист или завуч начальных классов.

Тема занятия — «Педагогическая коррекция нарушений межличностных отношений». Проводится оно в форме дискуссии.

План:

1. Дискуссия (по Н.К. Крупской).

2. Деловая игра «Не хочу ходить в школу!».

Комментарий для ведущего

Поставьте перед участниками занятия вопрос: «Современно ли звучат слова Н.К. Крупской: «В современной школе всё направлено к тому, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их. Отметки, соревнование — всё это ведёт к развитию зависти, тщеславия. Всё направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что-либо спрашивать у своего соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий...»

В процессе обсуждения дайте возможность всем желающим обосновать личную точку зрения, не старайтесь всех сразу привести к единому мнению. Можно предложить коллективно выработать «законы», которые определят

позицию ученика в учебной деятельности. Например:

• коллективная деятельность — это работа вместе, а не рядом;

• при совместной деятельности единая цель объединяет участников, рождает ответственность за соответствие результатов поставленной цели;

• в совместной деятельности укрепляется ролевое поведение ученика — его новые позиции: «помоги», «объясни», «докажи», «выслушай совет», «посоветуй», «подчинись коллективному мнению»

Следующая часть занятия — деловая игра «Не хочу ходить в школу!».

Ведущий сообщает воображаемую ситуацию: «В середине октября к учителю первого класса обратилась мама одной из учениц с просьбой о помощи. Она рассказала о том, что ребёнок категорически не хочет ходить в школу, так как некоторые мальчики обижают, дразнят и даже толкают её дочь на переменах». Что делать учителю?

Педагоги по очереди предлагают свои варианты выхода из этой ситуации, а ведущий, разделив доску на две половины, тезисно записывает их. В результате могут появиться такие суждения:

• Собрать класс и, обсуждая эту ситуацию, призвать детей к хорошему поведению, предложить мальчикам извиниться.

• Провести беседу с девочкой, если надо — диагностику. Если есть необходимость — обратиться за консультацией к психологу.

• Прочитать рассказ о дружбе или о плохом поступке и обсудить с ребятами.

• Организовать наблюдение за участниками конфликта, установить его причину, факторы дезадаптации каждого ребёнка.

• Вызвать в школу родителей провинившихся детей.

• Организовать совместную игру на уроке, после уроков — совместную трудовую деятельность, объединяя детей в рабочие группы.

• С помощью социометрической методики выявить статус каждого ученика, обратить внимание детей на положение участников конфликта.

В процессе обсуждения задайте учителям вопрос: «Какие из предложенных вариантов педагогически целесообразны?» «Какова доля вербального влияния на изменения межличностных отношений?». Обобщая высказывания, постарайтесь, чтобы учителя пришли к таким выводам: существует, по крайней мере, три подхода к формированию межличностных отношений младших школьников.

Первый сводится к расширению представлений о том, как нужно взаимодействовать друг с другом (условно его можно назвать вербальным подходом). Второй заключается в разборе ситуаций, требующих от учеников высказывания своей собственной точки зрения; обосновании причин возникающих конфликтов, оценки поведения их участников (мотивационный подход. Третий направлен на организацию совместной деятельности «конфликтующих» детей. Социальные психологи утверждают, что чем чаще учитель вовлекает первоклассников в совместную деятельность, тем больше развиваются коллективистские отношения в классе. В коллективе межличностные отношения опосредуются общим делом, его содержанием и ценностями. Это — основа педагогической коррекции межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, можно констатировать, что психолого-педагогическая культура учителей начальных классов является эффективным средством гуманизации межличностных отношений не только детей, но и всех участников образовательного процесса. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.