Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ КАРАКАСА)'

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ КАРАКАСА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ГЕОКОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / «УГОЛКИ» КАРАКАСА / GEOCONCEPT / CARACAS / GEOCONCEPTUALIZATION OF SPACE / "CORNERS" OF CARACAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдоров Игорь Иванович

В статье предпринимается попытка рассмотреть такую важную культурно-географическую особенность ландшафта Каракаса, как «уголки», историю их формирования, развития и концептуализации. «Уголки», расположенные по углам кварталов города (отсюда и название), представляют собой важный элемент городского ландшафта. В качестве теоретической основы работы используются представления о культурном ландшафте, геоконцепте и концептуализации пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARACAS AS A CULTURAL LANDSCAPE: FORMATION HISTORY AND SPATIAL ORGANIZATION

The article attempts to consider an important cultural and geographical feature of Caracas – the “corners” located in the corners of the city's quarters (hence the name). The corners of Caracas are an important element of the urban landscape. The theory of the geoconcept is used as a theoretical basis for the work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ КАРАКАСА)»

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ КАРАКАСА)

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-338-23-33

Игорь Иванович ФЁДОРОВ,

аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

e-mail: [email protected]

В статье предпринимается попытка рассмотреть такую важную культурно-географическую особенность ландшафта Каракаса, как «уголки», историю их формирования, развития и концептуализации. «Уголки», расположенные по углам кварталов города (отсюда и название), представляют собой важный элемент городского ландшафта. В качестве теоретической основы работы используются представления о культурном ландшафте, геоконцепте и концептуализации пространства.

Ключевые слова: культурный ландшафт, геоконцепт, концептуализация пространства, «уголки» Каракаса.

CARACAS AS A CULTURAL LANDSCAPE: FORMATION HISTORY AND SPATIAL ORGANIZATION

Igor I. Fedorov, Postgraduate at the Department of Area Studies,

the Faculty of Foreign Languages and Area Studies,

the Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

The article attempts to consider an important cultural and geographical feature of Caracas - the "corners" located in the corners of the city's quarters (hence the name). The corners of Caracas are an important element of the urban landscape. The theory of the geoconcept is used as a theoretical basis for the work.

Keywords: geoconcept, Caracas, geoconceptualization of space, "corners" of Caracas.

Концепция культурного ландшафта за время своего развития прошла солидный путь: от понимания культурного ландшафта как сочетания природных и культурных объектов, совместного историко-геогра-фического феномена (А. Геттнер «География, её история, сущность и методы») до самоценного объекта исследования (концепция культурного ландшафта самостоятельно стала рассматриваться на заре ХХ века, и генезис термина «культурный ландшафт» связан с именем немецкого географа Отто Шлютера, который трактовал культурный ландшафт

как материальное единство природных и культурных объектов, доступных восприятию человека [8, с. 6]) и современного гуманитарного этапа, в котором сосуществуют как ранние антропогеографические теории (родоначальником принято считать немецкого географа Фридриха Рат-целя [2, с. 7]), так и эстетическое (ландшафтный дизайн), культурно-экологическое (взаимосвязь концепции культурного ландшафта с вопросами охраны всемирного наследия отражена в работах Ю. А. Веденина, в том числе в статье «Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия» [1]), этнокультурное (работы В. Н. Калуц-кова «Ландшафт в культурной географии» [9], «Основы этнокультурного ландшафтоведения» [8]), феноменологическое направления (монография В. Л. Каганского «Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство» [5]).

Городское пространство представляет большой интерес для исследования с точки зрения раскрытия его культурных слоёв в исторической ретроспективе. В нашем случае данный тезис усиливается не только плотностью и концентрацией геосимволов и геоконцептов на единицу городской площади, но административным фактором Каракаса - столицы Венесуэлы, что даёт возможность автоматически проецировать процессы геоконцептуализации пространства на территорию всей страны.

Изначально проблему концепта в гуманитарных науках разрабатывали французские философы Ж. Делёз и Ф. Гваттари, по мнению которых «география не просто даёт материю переменных местностей для истории как формы. Подобно пейзажу, она оказывается не только географией природы и человека, но и географией ума» [7].

Вскоре появились потребности в теоретических основаниях при дальнейшей разработке данного понятия, что привело к появлению понятия географического концепта. В структурном плане любой геокоцепт состоит из трёх слоёв - информационно-образного, ономастического (назывного) и территориальной основы. В качестве собирательного понятия он удерживает как целое образ места, топоним и определённую территорию, место [6].

Под концептуализацией пространства понимается «процесс сознательного, конструктивного выстраивания новых смыслов территории и географических образов» [4, с. 28].

Исходя из данной точки зрения, применительно к нашей работе мы можем сказать, что некоторые «уголки» действительно пережили сознательную трансформацию как в буквальном, физическом, отношении, так и в образном (например, «уголок» «де Ла Принсипаль», о котором подробнее речь пойдёт ниже).

Целью данной работы является изучение своеобразия и концептуализации культурного ландшафта Каракаса. Для достижения поставленной

цели необходимо выделить наиболее существенные геоконцепты столичного городского пространства и рассмотреть их природу: определить местоположение (центр/периферия), характер и степень нагруженности образами, территориальные составляющие геоконцептов, а также проследить историю их (ре)концептуализации.

Главной исторической культурно-географической особенностью Каракаса является понятие esquina, или «угол». С позиции городского жителя «уголок» является местом «отсчёта» пространства, вокруг которого могут строиться привычные маршруты, назначаться встречи, планироваться городские мероприятия. С точки зрения «чужака», гостя - это удобные пространственные ориентиры на местности, а также своего рода культурно-географический и исторический феномен, представляющий собой «концентрат» множества событий и фактов, относящихся к разным историческим периодам, но объединённых определённым пространством.

Древний центр Каракаса был построен по симметричному плану, согласному которому строились все колониальные города XVI века. План похож на шахматную доску с равномерно расположенными улицами и проспектами, ориентированными с севера на юг и с запада на восток, что разграничивало городское пространство на квадраты, обычно именуемые кварталами. Точки пересечения каждого перпендикуляра и составляли «уголки». «Уголки» Каракаса порой не менее важны, чем памятники, которые в них возводятся [10]. К настоящему моменту в Каракасе насчитывается около 370 «уголков», большинство из которых расположено в центре города.

Изучив основные особенности ключевых «уголков», представляется возможным допустить следующую классификацию:

- «уголки», связанные с историческими моментами борьбы за независимость и знаменитыми историческими личностями;

- «уголки», связанные с природными элементами определённого места (растения, деревья);

- «уголки», связанные с именами святых или хранящие память о различных легендах.

Если посмотреть на функциональность таких уголков, можем сказать, что они являются особыми географическими точками, пользующимися большой популярностью. В столичных «уголках» были построены символические здания или заведения для коммерческого использования, такие как продуктовые магазины, аптеки или пекарни, которые хранят множество городских историй.

Остановимся отдельно на методологии исследования. Среди основных характеристик, по которым выделялись объекты, можно назвать местоположение «уголка» (рядом с установленным «центром» или

на периферии), связь с известными в историческом или локальном масштабах личностями, изменения в ландшафте, наконец, развитие образа «уголка».

Отправной точкой в изучении данной категории городских объектов является памятник Симону Боливару, который образует исторический и смысловой центр всего города. Об этом свидетельствует и высокая плотность «уголков» вокруг данного памятника.

Так, одним из наиболее близко расположенных к памятнику является «уголок», названный в честь епископа Диего Антонио Диеса Мадрореньо, или отца Сьерры (падре Сьерра). Это один из немногих уголков Каракаса, который сохранил своё имя с колониальных времён, так как здесь находился его дом.

В колониальном венесуэльском обществе XVIII века церковь являлась органом контроля и идеологической цензуры. Многочисленные составляющие повседневной городской жизни входили в компетенцию этого института. Так, межличностные взаимоотношения, верования, ритуалы, образование, культура являлись объектом регламентации и контроля со стороны церкви.

В этом отношении епископ Диего Антонио Диес Мадрореньо, занимавший кафедры с 1756 по 1769 год, являлся воплощением упомянутой политики. Во многом это объясняется фактом его рождения и воспитания в метрополии - Испании. Одним из наиболее сложных вызовов, с которым пришлось столкнуться епископу Мадрореньо, стала эпидемия чумы.

Эпидемия чумы разразилась в середине 1763 года. Церковь охарактеризовала этот феномен как «Божественную кару». Заболевание нарушило привычное течение городской жизни, а смертность достигла 30% при населении города около 30 тыс. жителей. Епископ Мадрореньо, будучи человеком высоких гуманистических идеалов, проделал большую работу, помогая исцелять больных, подвергая при этом риску собственную жизнь.

21 октября 1766 года в Каракасе произошло крайне разрушительное землетрясение (7,9 баллов). Епископ Мадрореньо принял активное участие в оказании помощи пострадавшим, однако пал жертвой продолжавшейся чумы.

Кроме того, необходимо отметить, что в этом же «уголке» в детстве и юности жил генералиссимус Франсиско де Миранда (до отъезда в 1771 году в Испанию в возрасте 21 года).

«Уголок «Помощи». На этом месте находился образ Божьей Матери Неустанной Помощи, чтобы на данной местности смогли сориентироваться представители коренного населения, а также прибывавшие иностранцы.

Необходимо отметить, что Богоматерь Неустанной Помощи - это тип изображения Богородицы в католической иконографии. Аналогичный

иконографический тип есть и в православии - это Страстная икона Божьей Матери (иконописный тип Одигитрия) [15].

С течением времени, когда разрастание площади Каракаса, связанное с ростом населения, достигло этой точки и оформилось в район, начались стычки и драки. В целях поддержания мира появилась практика празднования дня покровительницы этого места.

Также существует версия, что место получило такое название по более практической причине: здесь находился пункт оказания помощи.

В 1811 году место, где находился большой дом со штаб-квартирой Патриотического общества, получило название «уголок Общества». Хотя впервые здесь по поручению короля Карлоса III состоялось заседание «Экономического общества и друзей страны». Это был дом с большим садом, окружённый элегантными колоннами.

Здесь же в том же году впервые был услышан Симон Боливар и его призывы к независимости от Испании. Это было местом встреч видных исторических личностей и революционеров (Франсиско де Миранда, Мигель Пенья, Антонио Муньос Тебар, Франсиско Эспехо), в ходе которых обсуждались вопросы избавления от испанского владычества [14]. С этим местом прочно связана успешная борьба Венесуэлы за независимость. На примере данного «уголка» становится очевидна трансформация данного места и геоконцепта: из колониального прошлого в независимое республиканское настоящее и будущее страны.

Другим близко расположенным к памятнику Симона Боливара является уголок «Лас Монхас». История гласит, что в XVII веке здесь жила богатая вдова, которая посвятила свою жизнь церкви и отдала ей своё состояние. В том здании, на месте которого сейчас находится Капитолий, был двухэтажный дом, в котором в 1636 году донья Хуана де Вильела и её близкие основали монастырь и приняли монашеский обет.

Наконец, самым интересным с историко-географической точки зрения нам представляется ближайший уголок к востоку от памятника Симону Боливару - «Уголок ступенек», или «Градильяс». Он был так назван в честь строительства небольших ступеней во время первых работ по мощению улиц Каракаса, которые предполагали, учитывая его наклон, выравнивание уровня земли между Пласа Майор (Главная площадь), ныне Пласа Боливар (Площадь Боливара), и другими прилегающими улицами [12].

Туда, как и на «уголок Сосьедад», прибывали телеги со множеством товаров, а у северо-восточной части в начале XIX века располагалось кладбище.

Считается, что на том месте, где находится Дворец архиепископа, находился дом первого Боливара, приехавшего в Венесуэлу. Дон Симон «Эль Вьехо» (Старик) приехал из Санто-Доминго в 1589 году.

В 1641 году этот дом принадлежал Бартоломе де Эското - главе Духовного Собора. Так называемое землетрясение Сан-Бернабе (первое зарегистрированное землетрясение в истории города, произошедшее спустя 74 года после основания Каракаса) сильно повредило здание, и в 1661 году оно было перестроено под резиденцию епископа. Дом был продан Луису де Боливару, прадеду Симона Боливара. В 1684 году дон Луис продал его обратно церкви, и с тех пор это епископальный дворец Каракаса. В этом доме Симон Боливар прожил до смерти своей матери в 1792 году.

«Угол Градильяс» известен ещё и тем, что в комнатах, примыкающих к дому Боливара, находился печатный станок Дона Симона Боливара «Эль Вьехо», на котором был составлен и опубликован Акт о независимости от 5 июля 1811 года, а также документы, относящиеся к Первому национальному конгрессу Венесуэлы, созванному 2 марта 1811 года сторонниками независимости испанский колоний в Южной Америке.

В 1802 году Боливар вместе с женой поселился в доме на Градильяс, но несколько месяцев спустя супруга умерла от жёлтой лихорадки. Во время своей первой ссылки на Кюрасао Боливар узнал о конфискации его собственности роялистами, включая дом на Градильяс.

Во время войны за независимость дом был восстановлен и снова конфискован. В 1821 году Боливар вернулся в Каракас, но затем переехал в Новую Гранаду. Вернувшись в 1827 году, он остановился в своём доме в Лас-Градильяс. Это был его последний визит в этот дом, поскольку 4 июля он уехал в Боготу. Лишь в 1842 году, спустя 12 лет после смерти Симона Боливара, его останки будут перенесены в дом на Градильяс из Санта-Марты, в соответствии с его последним завещанием: «Я хочу, чтобы мои останки покоились в Каракасе, моей родной стране» [16].

Было время, когда этот «уголок» становился «местом встречи» интеллигенции. Там назначались встречи, особенно в полдень и ближе к вечеру, обсуждались различные социально-политические темы, авторы обменивались своими работами.

Кармен Клементе Травьесо в своей работе «Уголки Каракаса» («Las Esquinas de Caracas») уверяет, что «Градильяс» - это сердце города [14]. На наш взгляд, популярный «уголок Градильяс», возможно, наиболее тесно связан с жизнью Симона Боливара.

Уголок «де Ла Принсипаль» своим названием обязан главному гвардейскому корпусу, который располагался в северо-западном углу, напротив площади Пласа Майор в Каракасе.

В колониальные времена здесь находился форт, задачей которого была защита города от нападений пиратских набегов, случавшихся очень часто в те времена.

Согласно версии венесуэльского историка, писателя и дипломата Сантьяга Ки-Айялы, бараки были расположены внутри ограды самой площади, своего рода двухэтажного форта, один для офицеров, другой для солдат. Оттуда поступали приказы военных властей в гарнизон города [18].

По версии других учёных это был просто главный гвардейский пост, которому в охране порядка помогали войска и офицеры милиции, организованной по социальным кастам, типичным для колонии, - по цвету кожи: бланкос (белые), пардос (многорасовые потомки европейцев, коренных американцев) и моренос (чернокожие).

Кроме того, функционал форта дополнялся элементами пенитенциарной системы - в данном месте находилась королевская тюрьма, которая «прославилась» пытками заключённых.

Вскоре правительство приобрело этот дом, и он стал именоваться Правительственным дворцом, а поскольку он был окрашен в цвет торжествующего «либерализма» Гусмана Бланко, люди стали называть его Каса амарилья, или «Жёлтый дом».

Этот дом был построен около 1610 года, и, несмотря на несколько модификаций, он сохранился во времени и в памяти Каракаса. В его просторных помещениях в разные времена располагались органы внутренних дел, юстиции, полиции, финансов, иностранных дел. Дом был объявлен национальным историческим памятником в 1979 году.

Первый революционер Хосе Мария Эспанья был повешен утром 8 мая 1799 года на месте, которое сегодня занимает конная статуя Симона Боливара. Через одиннадцать лет после этого события, потрясшего город, здесь произошли события 19 апреля 1810 года.

Позже этому уголку вернётся имя «Принсипаль», когда на этом месте будет основан Театр Принсипаль, напоминающий о том, что когда-то здесь располагался гвардейский корпус.

Считается, что известное нам сегодня место под названием «Ла Торре» было обозначено в плане города его основателем Диего де Лосада для строительства приходской церкви, посвящённой апостолу Сантьяго. Отсюда и название столицы «Сантьяго-де-Леон-де-лос-Каракас»; «Сантьяго» (в русской традиции - Иаков) - чтобы почтить память апостола; «Леон» представляет Испанскую империю и «Каракас» - намёк на храбрых аборигенов, населявших долины в то время.

Своим названием «уголок» обязан башне упомянутой церкви, которая строилась в период с 1665 по 1775 год, её высота составляла 45 метров, а колокольню украшали 10 колоколов. Храм стал жертвой нескольких землетрясений; одно из них, известное как землетрясение Санта-Урсула, произошло в 1766 году, в результате которого церковь была почти полностью разрушена. Затем землетрясение, случившееся в Великий

четверг 26 марта 1812 года, почти полностью разрушило столицу Венесуэлы, наклонив башню на северо-запад и расколов её.

С момента постройки церковь, будучи одним из самых высоких зданий в колониальные времена, удивительным образом сопротивлялась агрессии природы. Возможно, отсюда происходит обычай поспешно креститься, проходя через это место, отдавая дань уважения.

В этой церкви служил священник Хуан Висенте Эчеверриа, который сдал одного из первых революционеров и борцов за независимость Венесуэлы Хосе Марию Эспанью представителям испанской короны, о чём мы говорили выше [19].

Этот «уголок» и бой знаменитых часов сопровождает жизнь столичных жителей и иностранцев, населяющих долину, а колокола оживляют сердца пешеходов.

«Уголок Сан-Франциско». Название и история этого «уголка» тесно связаны с церковью Сан-Франциско, которая была построена в 1593 году. Название происходит от монастыря Непорочного Зачатия, основанного францисканской общиной в 1575 году. Позднее церковь Сан-Франциско стала центром религиозной жизни жителей района.

Помимо связи с орденом францисканцев, это место прославлено в истории Венесуэлы другим важным событием. В конце военной «Восхитительной кампании» Симона Боливара 1813 года, в результате которой была провозглашена Вторая Венесуэльская республика, в этом храме он был наделён титулом генерал-капитана армии Венесуэлы и наречён Освободителем. Впоследствии этот храм принял останки Симона Боливара 7 декабря 1842 года, прежде чем они были перенесены в Каракасский собор.

Кроме того, в этом «уголке» выросло дерево сейба, которое стало одной из самых ярких достопримечательностей города. Дерево сейба было объявлено памятником природным наследия в 2001 году. Сегодня оно находится внутри специальной дорожной перегородки, построенной на проспекте Авенида Универсидад, и его высота составляет около 35 метров.

В продолжение природной темы можно отметить «уголок Гуанабана», на месте которого растёт дерево сметанного яблока, чьи ветви и листья в жаркую погоду создают уютную тень.

Таким образом, рассмотрев ряд «уголков» Каракаса, представляющих наибольший культурно-географический интерес, становится очевидна вся палитра функций и субстанций данного феномена. С самого начала каждый «уголок» Каракаса как колониального города занимал важное место в народной памяти. В каких-то проходили события национального масштаба («уголок Общества»), какие-то названы просто по имени тех, кто проживал в определённом месте («уголок де Мадрисес»).

Если отталкиваться от формулы геоконцепта, которую можно выразить как геоконцепт = образ + топоним + территория [5, с. 27], то в случае с Каракасом, при понимании под геоконцептом любого значимого для определённого сообщества места, обладающего устойчивым образом, можно утверждать о превалирующей роли геоконцептов, связанных с борьбой Венесуэлы за независимость. Вместе с тем другие стороны жизни, отличные от общественно-политической, также отражены в истории «уголков». Любой «уголок» Каракаса для каждого жителя свой: кто-то назначает свидание, для кого-то это точка на пути на работу и обратно, для третьих это место встречи компании друзей.

Город успешно синтезирует множество типов памяти, а его жители продолжают из поколения в поколение впитывать эту атмосферу, по-своему формировать её и формироваться самим.

Список литературы

1. Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культур-

ного и природного наследия // Известия РАН. Серия географическая. - 2001.

- № 1. - С. 7-14.

2. Воронкова Л. П. Структура и состав современного культурологического зна-

ния // Наука о культуре: итоги и перспективы. - 2000. - Выпуск 1. - С. 3-27.

3. Геттнер А. География, её история, сущность и методы / перевод с немец-

кого Е. А. Торнеус ; под редакцией Н. Баранского. - Ленинград ; Москва : Государственное издательство, 1930. - 416 с.

4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / перевод с французского С. Н. Зенкина. - Москва : Институт экспериментальной социологии ; Санкт-Петербург : Алетейа, 1998. - 286 с.

5. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство :

сборник статей. - Москва : Новое литературное обозрение, 2001. - 576 с.

6. Калуцков В. Н. Геоконцепты в географии [Электронный ресурс] // Культур-

ная и гуманитарная география : [веб-сайт]. - Электронный данные. - 2012.

- Том 1, № 1. - С. 27-36. - URL: https://gumgeo.ru/index.php/gumgeo/article/ view/29/23

7. Калуцков В. Н. Геоконцепты в региональных исследованиях // Россия и

Запад: диалог культур : [веб-сайт]. - Электронные данные. - 2012. - № 1. -URL: http://regionalstudies.ru/joumal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-16-38/168--l-r.pdf

8. Калуцков В. Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения : учебное посо-

бие. - Москва : Изд-во Московского университета, 2000. - 96 с.

9. Калуцков В. Н. Ландшафт в культурной географии. - Москва : Новый хроно-

граф, 2008. - 320 с.

10. Калуцков В. Н. Этнокультурное ландшафтоведение // Вестник Московского университета. Серия 5. География. - 2006. - № 2. - С. 6-12.

11. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 [Электронный

ресурс] // официальный сайт Президента россии: [веб-сайт]. - Электронные данные. - URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41451/page/1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Abreu Edgar (2012) La primera Caracas y sus esquinas históricas. Available at: https://hectorucsar.files.wordpress.com/2012/12/leer-la-primera-cara-cas-y-sus-esquinas-histc3b3ricas.pdf

13. Bharatdwaj K. (2009) Physical Geography: A Landscape Appreciations. - Discovery Publishing House Pvt. Ltd. : 312.

14. Clemente Travieso Carmen (2004) Las esquinas de Caracas. Caracas: Ediciones El Nacional : 178.

15. Esquina de Socorro. Available at: https://caracasenesquinas.wordpress. com/2014/01/27/esquina-de-socorro/

16. Esquina de Gradillas. Available at: http://conociendolasesquinasdecaracas.blog-spot.com/2011/04/esquina-de-gradillas.html

17. Esquina de Sociedad. Available at: http://conociendolasesquinasdecaracas.blog-spot.com/2011/06/esquina-de-sociedad.html

18. Esquina de La Principal. Available at: http://conociendolasesquinasdecaracas. blogspot.com/2011/04/esquina-de-la-principal.html

19. Fundación de Caracas y la Esquina de la Torre. Available at: http://conociendo-lasesquinasdecaracas.blogspot.com/2011/07/fundacion-de-caracas-y-la-esqui-na-de-la.html html

Примечание

Рисунок 1. Карта наиболее значимых «уголков» центральной части Каракаса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.