Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родин Д.Я., Зиниша О.С., Иваненко И.Н.

В статье рассмотрены теоретические проблемы построения и функционирования предпринимательских экосистем, адаптационные механизмы продвижения цифровых инновации и их вклад в устойчивое развитие территориальных пространств. В процессе исследования авторами определена системообразующая роль индустриальных корпораций, которые становятся ядром, организатором и драйвером экосистемы, своеобразным центром продвижения инноваций, основанных на цифровых платформах, посредством стратегического вовлечения заинтересованных сторон пространственного развития территорий. Раскрыты адаптационные механизмы формирования институционального окружения цифровой среды, позволяющие сформировать и реализовать конкурентные преимущества предпринимательских экосистем. На основании проведённых исследований, авторы отмечают вклад прорывных инноваций цифровой среды в устойчивое развитие территориального пространства. Обладая достаточными ресурсами, цифровыми инновационными технологиями и социально-корпоративной ответственностью перед обществом, предпринимательские экосистемы нацелены на масштабирование междисциплинарных направлений достижения эффективности стратегических параметров территорий опережающего роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND PROMOTION OF DIGITAL INNOVATIONS OF ENTREPRENEURIAL ECO-SYSTEMS FOR SPATIAL DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article discusses the theoretical problems of building and functioning of entrepreneurial ecosystems, adaptive mechanisms for promoting digital innovations and their contribution to the sustainable development of territorial spaces. In the course of the research, the authors determined the system-forming role of industrial corporations, which become the core, organizer and driver of the ecosystem, a kind of center for promoting innovations based on digital platforms through the strategic involvement of stakeholders in the spatial development of territories. The adaptive mechanisms of the formation of the institutional environment of the digital environment, allowing to form and realize the competitive advantages of entrepreneurial ecosystems, are disclosed. Based on the conducted research, the authors note the contribution of breakthrough innovations of the digital environment to the sustainable development of the territorial space. With sufficient resources, digital innovative technologies and social and corporate responsibility to society, entrepreneurial ecosystems are aimed at scaling interdisciplinary areas to achieve the effectiveness of strategic parameters of territories of advanced growth.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

EDN: VCCCNB

Д.Я. Родин - д.э.н., доцент кафедры денежного обращения и кредита, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, rodin17@mail.com,

D.Y. Rodin - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department money circulation and credit, FSBEI HE Kuban SAU;

О.С. Зиниша - к.э.н., доцент кафедры денежного обращения и кредита, ФГБОУ ВО ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, zinisha@rambler.ru,

0.5. Zinisha - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department money circulation and credit, FSBEI HE Kuban SAU;

И.Н. Иваненко - к.ю.н., доцент кафедры административного и финансового права, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ivanenko.igor@mail.ru,

1.N. Ivanenko - candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law, FSBEI HE Kuban SAU.

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ FORMATION AND PROMOTION OF DIGITAL INNOVATIONS OF ENTREPRENEURIAL ECO-SYSTEMS FOR SPATIAL DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические проблемы построения и функционирования предпринимательских экосистем, адаптационные механизмы продвижения цифровых инновации и их вклад в устойчивое развитие территориальных пространств. В процессе исследования авторами определена системообразующая роль индустриальных корпораций, которые становятся ядром, организатором и драйвером экосистемы, своеобразным центром продвижения инноваций, основанных на цифровых платформах, посредством стратегического вовлечения заинтересованных сторон пространственного развития территорий. Раскрыты адаптационные механизмы формирования институционального окружения цифровой среды, позволяющие сформировать и реализовать конкурентные преимущества предпринимательских экосистем. На основании проведённых исследований, авторы отмечают вклад прорывных инноваций цифровой среды в устойчивое развитие территориального пространства. Обладая достаточными ресурсами, цифровыми инновационными технологиями и социально-корпоративной ответственностью перед обществом, предпринимательские экосистемы нацелены на масштабирование междисциплинарных направлений достижения эффективности стратегических параметров территорий опережающего роста.

Abstract. The article discusses the theoretical problems of building and functioning of entrepreneurial ecosystems, adaptive mechanisms for promoting digital innovations and their contribution to the sustainable development of territorial spaces. In the course of the research, the authors determined the system-forming role of industrial corporations, which become the core, organizer and driver of the ecosystem, a kind of center for promoting innovations based on digital platforms through the strategic involvement of stakeholders in the spatial development of territories. The adaptive mechanisms of the formation of the institutional environment of the digital environment, allowing to form and realize the competitive advantages of entrepreneurial ecosystems, are disclosed. Based on the conducted research, the authors note the contribution of breakthrough innovations of the digital environment to the sustainable development of the territorial space. With sufficient resources, digital innovative technologies and social and corporate responsibility to society, entrepreneurial ecosystems are aimed at scaling interdisciplinary areas to achieve the effectiveness of strategic parameters of territories of advanced growth.

Ключевые слова: цифровые инновации; предпринимательская экосистема; институциональная среда; устойчивое развитие; территории опережающего роста.

Keywords: digital innovations; entrepreneurial ecosystem; institutional environment; sustainable development; territories of advanced growth.

На современном этапе эволюции общественно-экономических формаций под воздействием глобальных процессов и явлений, неравенства доступа к ресурсам, в том числе и цифровым, обостряются системные противоречия, связанные с диспропорциональным развитием отдельных отраслей и территориq. Цифровое неравенство территорий порождает неравномерный доступ к инфраструктурным институтам, не позволяет разрабатывать и применять системный механизм реализации стратегических программ развития разных отраслей и территориальных образований.

На современном этапе идет смена парадигмы развития постиндустриального общества «Индустрии 4.0» и цифровых технологий, наблюдается всеобщий тренд к информатизации и цифровой трансформации приоритетных отраслей и видов экономической деятельности. Предпринимательские экосистемы становятся открытыми к взаимодействию и вовлечению всех заинтересованных сторон инновационного процесса.

Среда открытых инноваций является одной из самых востребованных и имеющих позитивное влияние на устойчивое развитие, как отдельных корпоративных институтов, так и в целом на результативность инновационной деятельности в индустриальном и социальном предпринимательстве.

Принципы построения инновационной среды раскрывают стратегический потенциал применения внешних источников информационно-финансового и человеческого капитала для разработки новых бизнес-моделей корпоративных отношений, их когнитивные и нейросетевые взаимодействия с разнообразными консорциями.

Развитие инновационной среды способствует формированию условий разработки и внедрения эффективных междисциплинарных решений за счет ускорения вывода на рынок и диффузии глобально превосходящих и конкурентных инновационных продуктов и технологий, роста инновационной активности индустриальных компаний, что в целом ведёт к повышению социальной и экологической ответственности предпринимательских экосистем [1,3,4].

Данная тенденция актуализирует проблему системного поиска теоретического обоснования, разработки и реализации управленческих решений по модернизации и цифровой трансформации такой стратегической отрасли экономической деятельности, как индустриальное производство [7,10,11].

Развитие цифровой трансформации предпринимательских структур индустриальной сферы является основополагающим фактором устойчивого развития всей отрасли и повышения качества жизни Федеральных округов и территориальных формирований. Современная отечественная и зарубежная наука уже имеют положительный опыт работы с разработкой технико-технологических и социальных проблем отельных отраслей и территорий.

Однако, существует дефицит в области концептуального обоснования механизмов стратегического управления отраслевым индустриальными устойчивым развитием территориальных формирований.

Под воздействием конъюнктурных рыночных процессов всё большее число индустриальных корпораций понимает необходимость цифровой трансформации своей бизнес-модели.

Формирование предпринимательских экосистем вокруг крупных индустриальных компаний является качественным рывком не только к системной трансформации их бизнес-процессов, но и несет в себе выгоду для окружающего социально-экономического пространства региона. Построение экосистем формирует базисные условия экономического роста и структурного развития экономики пространственного развития территорий посредством создания цифровых платформ, связывающих все звенья экосистемы в единое инфокоммуникационное пространство.

Целью настоящего исследования служит развитие теоретических и методологических положений, методического инструментария, механизмов формирования, продвижения цифровых инноваций предпринимательских экосистем и их вклад в устойчивое развитие территориальных пространств.

В 2015 году Генеральная ассамблея ООН приняла программную доктрину «Преобразование современного миропорядка: Повестка дня в области устойчивого развития на период 2030 года». В концептуальном контексте доктрина глобальной повестки устойчивого развития современной цивилизации реализуется в следующих пространственных плоскостях: экономика, экология и общество [8,11,12]. По мнению авторов, концепция устойчивого развития ББО имеет мультидисциплинарное преломление, которое отражает эволюционное движение общественного прогресса, обеспечивающего решение стратегических задач. К приоритетным его направлениям можно отнести снижение напряжённости на продовольственных рынках, повышение уровня реальных доходов домохозяйств, сохранение биоразнообразия ландшафтной среды и природно-ресурсного потенциала с целью воспроизводства человеческого капитала, а также сохранение их ресурсов, которые обеспечивают будущие поколения [16,21]. Данная концепция отражает важный методологический посыл, который концентрирует усилия не просто структурного взаимодействия и разновекторного движения составляющих устойчивого развития (эколо-

гия, социум, экономика), но и достижение и развитие согласования интересов, поддержание конкурентности среды, сбалансированности и пропорциональности индикативных параметров социально-экономического роста сельских и городских территориальных пространств, достижение которых реализуется посредством поддержания динамического равновесия системных характеристик социально-экономических и природных циклов.

Глобальный интерес к проблеме устойчивого развития в условиях климатических шо-ков и ухудшения природной среды требует переориентацию экономической модели хозяйствования к новому её технологическому укладу - «зеленой» экономики. Именно «зеленая» экономика отражает закономерности взаимодействия экономического роста и природной среды. В этом контексте следует отметить работы нобелевского лауреата У. Нордхауса, который в своих исследованиях на основе интегрированной имитационной модели выявил негативное влияние развития промышленных компаний на состояние глобального изменения климата и природной среды [15].

Развитие «зеленой» экономики зиждется на результативно функционирующей системе «зеленого» финансирования экологических проектов [16,21]. Таким образом, финансирование экологических проектов банковскими и корпоративными институтами институционально встраивается в целый комплекс мероприятий по сохранению природно-экологического баланса и устойчивого экономического роста. Поддерживая равновесие природно-экологического баланса, индустриальные корпорации как центральное ядро предпринимательских экосистем, формируют адаптационные механизмы к взаимодействию с цифровой (искусственной) средой, в основе которых лежат следующие методологические положения:

• любая система стремится к саморегуляции, при этом сохраняя постоянство структурного внутреннего состояния. Достижение целостных пропорций в предпринимательских системах зиждется на матрице сформированных естественных экосистем;

• качественные параметры состояния экосистемы могут изменяться под воздействием внешних факторов цифрового окружения, иерархических уровней функционирующих бизнес-моделей;

• в функционирующей системе все её структурные элементы должны стремиться к равновесию в инновационно-развивающейся цифровой среде пространственных территорий.

Согласно программному документу ООН прорывными ориентирами устойчивого развития являются достижение инновационных результатов конкретных отраслевых и территориальных мега-проектов: возможность доступа к качественному здравоохранению и образованию, рост человеческого и интеллектуального капитала, ликвидация цифрового неравенства, безопасные и оптимальные цифровые логистические сети, доступная «умная» городская среда, бережливое производство и сохранение экологического баланса циркулярной экономики, развитие и поддержание стратегических инициатив индустриального и социального предпринимательства, зелёное финансирование социальных проектов пространственного развития территорий [12, 20].

Действительно, в глобальной экономике стратегические прорывные ориентиры ООН носят программный и, в большей степени, декларативный характер. Вместе с тем, решение конкретных задач в рамках национальных проектов и получение конкретных результатов достигается посредством государственно-частного партнёрства. Практическая реализация указанных стратегических проектов, по большому счёту, невозможна без системного построения и диффузии инновационных технологий цифрового индустриального производства: кайзен- и карио- резервов экономического роста; возможностей инициативных дискуссионных площадок научно-образовательных пространств; вовлечения федеральных округов, макрорегионов и территориальных образований к формированию цепочек ценностей конечного продуктового ряда индустриального производства и перерабатывающей промышленности; управления природными ресурсами посредством формирования природно-экологического каркаса территориальных и рекреационных зон [7,21].

В своём исследовании авторы подчёркивают приоритетность конкурентного взаимодействия индустриальных компаний, финансово-кредитных институтов, научно-образовательных

центров предпринимательской экосистемы, функционирующих в рамках единой цифровой платформы. Авторы в своём исследовании отмечают особую значимость целостной взаимосвязи междисциплинарных компетенций, конкурентного взаимодействия заинтересованных сторон, финансового, материального и интеллектуального капитала в процессе формирования и диффузии прорывных инноваций. Эффективное взаимодействие элементов предпринимательской экосистемы строится на фундаменте межфункциональных компетенций и критической массы знаний, трансформирующихся в инновационный продукт или технологии.

Синергетический и сингулярный эффект расширения экосистемного влияния на формирование новых рынков проявляется в непрерывном движении инновационного капитала и технологий в рамках цепочки добавленной стоимости, формирующей ценность как для конечного потребителя, так и общества в целом.

Функционирование индустриальной компании как микроэкономической системы зиждется на устойчивом развитии ее структурных иерархических звеньев. Конкурентным преимуществом окружающей цифровой среды является омниканальность, которая способствует формированию новых рынков аккумуляции, обработки реальных и виртуальных информационных потоков В1§;Оа1а и их трансформацию в банки данных. Центральное ядро экосистемы - индустриальная компания- как бы «помещается» в пространственную когнитивную оболочку, которая позволяет разделить её на составные фракции, транслировать динамические информационные потоки об изменении оценочных индикаторов поведения компании как системы [1,2,14].

Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития общественных отношений и проникновения в них цифровых инноваций, любой экономический агент основывается на конкурентном выборе экосистемы, в которой наиболее полно и эффективно раскрывается и реализуется имеющийся потенциал. В тоже время, не каждый экономический субъект может стать лидером, архитектором собственной экосистемы. С точки зрения целевого сегмента рынка экосистема представляет собой целостную цепочку взаимосвязанных и генерирующих определённую ценность инновационных продуктов и технологий. В свою очередь корпоративные институты рассматривают экосистему через упорядоченную систему отношений и взаимодействий, реализация которых позволяет управлять временными и транзакционными издержками, повышать устойчивость к конъюнктурным факторам цифрового пространства, реализовывать и защищать свои имущественные и интеллектуальные права [11,14].

Новая парадигма устойчивого развития ББО цифрового пространства способствует трансформации индустриальных корпораций из простых коммерческих структур, реализующих частно-корпоративные интересы, в ядро и драйвера экосистемы, институт социального предпринимательства, расширяя границы конкурентного взаимодействия и вовлечения её участников, предоставляя стейкхолдерам и обществу инновационные продукты и технологии, обладающие ценностными и качественными характеристиками [16,17].

Цифровая платформа, функционирующая на основе применения технологии искусственного интеллекта, формирует качественные параметры разработки и реализации инновационных решений в сфере достижения стратегических ориентиров и тактических действий заинтересованных сторон, оказывая стратегические и оперативные услуги, анализируя закономерности В1§Ра!а. Разработка и реализация инновационных решений направлена на создание новой линейки продуктового ряда, как для индивидуальных потребителей, так и общества в целом. Крупные индустриальные корпорации формируют через экосистему инфраструктуру компе-тентностного обмена информационно-финансовыми потоками (Р2Р-платежи и транзакции, Р2Р-кредитование). Практическая реализация данного подхода способствует расширению пространства ресурсного обмена и цифровых платформ, развитию инфокоммуникационных каналов, формированию и продвижению в предпринимательской экосистеме инновационных облачных сервисов. Индустриальные компании как драйвер экономического роста стимулируют конкурентное взаимодействие межфункциональных связей, выстраивают доверительные отношения с элементами других экосистем и инфраструктурными институтами цифрового пространства.

Значимыми конкурентными преимуществами функционирующих экосистем нами выделены экономическое доверие и приверженность стейкхолдеров к её бренду, рациональное использование цифрового, технического, технологического, интеллектуального, финансового капитала реальных и потенциальных потребителей, устойчивые каналы инфо-коммуникаций. Профессиональные компетенции команды менеджеров, отзывы агентов целевых аудиторий, программы лояльности, надежность, безопасность и позитивный бренд компании способствуют расширению инвестиционной привлекательности и инновационной активности предпринимательской экосистемы. Архитектурное построение результативной бизнес-модели индустриальных компаний, сформированной на доступности мобильных приложений и облачных сервисов, комплементирует ожидания конечных потребителей в реальный продукт или технологию, что способствует результативности не только частных отраслевых направлений, но и всей предпринимательской экосистемы.

Информационные потоки рисунка 1 отражают авторское видение построения предпринимательской экосистемы, ядром которой является индустриальная корпорация.

Рисунок 1 - Авторская модель построения предпринимательской экосистемы

Практическая реализация предложенного авторского подхода способствует:

• инфраструктурному взаимодействию индустриальных корпораций с отраслевыми профессиональными сообществами посредством меритократических целевых установок;

• вовлечению заинтересованных сторон в развитие логистических цепочек ценностного обмена через построение каналов цифровых коммуникаций и моделей непрерывного устойчивого роста;

• движению полного цикла проектной активности индустриальных корпораций и выводу конечного продукта на цифровые торговые площадки;

• тестированию поведенческих моделей функционирования цифровых площадок посредством процесса диффузии инноваций экосистемы, основанных на межотраслевом взаимодействии и переливе информационно-финансового капитала;

• трансформации всех производственных и обменных взаимодействий в экосистемное пространство корпоративного партнёрства как основы результативности функционирования предпринимательской экосистемы.

Следовательно, каждое новое междисциплинарное взаимодействие или улучшение существующих способствует приращению общественной ценности экосистемы. Ожидание социума от расширенного воспроизводства в цифровой среде основано на реализации механизма социального партнёрства, позволяющего сохранить стабильность и динамическое равновесие экосистемы.

Целевой ориентир человеческого капитала в предпринимательской экосистеме направлен на достижение динамического равновесия между получением благосостояния и возможностями самореализации. Сформированный потенциал устойчивого развития предпринимательской экосистемы можно рассматривать как базовое условие оптимизации раскрывающихся возможностей саморазвития корпораций и преодоления цифрового неравенства [6,11]. Формирование инновационных механизмов экономической деятельности на основе предпринимательской парадигмы предполагает изменение:

• сущностных характеристик состояния предпринимательской экосистемы, отражающих производственную, социальную, экологическую составляющие, а также открытость, ин-новационность, устойчивость, цифровое лидерство;

• бизнес-моделей, характеризующих состояние ресурсного потенциала индустриальных корпораций, функционирующих в предпринимательской экосистеме, отражающих их стратегическую вовлеченность в цифровое пространство и циркулярную экономику;

• индикативных параметров результативности предпринимательской экосистемы в разрезе стратегических ориентиров и тактических задач в области социальной, экономической и экологической эффективности, лидерства в реализации целей.

Информационные потоки таблицы 1 отражают рейтинговую оценку устойчивого развития крупных индустриальных, перерабатывающих и логистических корпораций в разрезе составных структурных элементов: социальная направленность, экология и природоохранные мероприятия, развитие территорий, взаимодействие и развитие стратегического партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства, корпоративная экономика.

Таким образом, предпринимательская экосистема инновационного типа в современной системе хозяйственных отношений является её экономическим базисом, основой природно-экологического и социального развития общества, что проявляется в достижении целей устойчивого развития.

Таблица 1 - Рейтинговая оценка устойчивого развития индустриальных корпораций

(составлено авторами)

Компания Совокупный рейтинг Социальная политика Экология и природоохранная деятельность Пространственное развитие территорий Развитие малого и среднего предпринимательства Корпоративная экономика

1 2 3 4 5 6 7

Газпром 84,4 92,8 86,8 85,5 62,4 94,5

Роснефть 81,0 90,3 87,5 83,6 49,3 94,5

ЛУКойл 79,3 86,7 71,3 82,7 61,1 94,5

РЖД 76,6 78,8 88,4 79,7 58,6 77,6

Аэрофлот 75,1 86,2 87,2 78,5 47,6 76,1

Норильский никель 74,4 82,6 76,7 75,2 43,2 94,5

Куйбышев азот 73,4 84,7 76,7 72,6 38,6 94,5

Русал 69,4 77,3 76,8 77,1 38,2 77,4

Русгидро 67,2 77,2 73,6 70,1 37,2 77,8

Продожение таблицы

1 2 3 4 5 6 7

Ростех 64,1 74,0 69,7 72,0 33,6 71,0

Мечел 61,8 67,5 77,1 58,7 38,5 67,3

Уралкалий 61,2 58,6 71,4 67,4 36,8 71,6

Тольятти азот 59,4 74,6 63,6 57,2 28,7 73,0

ТНС Энерго 57,0 57,0 57,8 69,4 30,7 70,2

Первая грузовая Компания 51,5 69,4 62,5 47,4 11,0 67,1

Камаз 48,8 56,2 50,8 46,7 27,6 62,7

Вертолёты России 48,3 55,8 55,3 45,8 21,4 63,2

Автоваз 45,3 57,4 68,8 45,6 7,0 47,5

Группа ГАЗ 42,8 58,1 47,6 42,9 20,4 45,2

Ростсельмаш 41,9 52,0 47,1 35,0 20,4 55,2

Source Compiled by the authors based on [8, 12]

Инновационный вектор устойчивого развития предпринимательской экосистемы направлен на поддержание её целостности, адаптивности, диффузии прорывных инноваций, способствующих преодолению цифрового неравенства, способности к саморазвитию.

Социальная ориентация индустриальных корпораций на приоритеты устойчивого развития формирует уровень доверия как величину социального капитала, признание доминирующей роли компании в информационной среде. В процессе исследования авторами сделан акцент на приоритет выбора траекторий устойчивого развития индустриальных корпораций, ориентированный на достижение симбиоза экономического и социального доверия, роста ценностного капитала компании.

На основании проведённого исследования, авторы отмечают вклад прорывных инноваций в устойчивое развитие территориального пространства. Обладание достаточными ресурсами, инновационными технологиями и уровнем социально-корпоративной ответственности перед обществом позволяет масштабировать достижение эффективности стратегических параметров опережающего роста территорий. Проникновение цифровых технологий направлено не только на производство и диффузию конечного продукта, который приносит коммерческую выгоду, но и на инфраструктурное развитие территорий, строительство дорог, транспортно-логистических центров, образовательных и социальных объектов. За счёт реализации эффекта масштаба в крупных корпорациях сокращается миграция трудовых ресурсов, повышается уровень системного взаимодействия и качество человеческого капитала.

Ориентированность на конечных потребителей и общественные потребности проявляется в вовлечении в производственные и обменные отношения, которые реализуются посредством формирования биржи идей. Реализация краудсорсинговых проектов инновационного типа способствует оптимизации человеческого и интеллектуального капитала, снижению цифровых и материальных транзакций, улучшению качества реальных и виртуальных инновационных технологий, формированию конкурентного предложения и доступности цифровых платформ социально-экономического пространства территориальных образований.

Источники:

1. Banga, J. (2018). The green bond market: A potential source of climate finance for developing countries. Journal of Sustainable Finance and Investment, 9(1),17—32.

2. Barabasi, A.-L. (2003). Linked: How Everything Is Connected to Everything Else and What It Means. USA: Plume.

3. Beckenbach,F., Briegel, R.,&Daskalakis, M. (2007). Evolution and Dynamics of Networks in Regional Innovation Sys-tems.RIS.Retrieved fromhttp://www. wiwi.unijena.de/mikro/dime_ws-10-2007/papers/becken bachbriegeldaskalakis.pdf.

4. Bettencourt, L. (2010). Service innovation: How to go from customer needs to breakthrough services. McGraw Hill Professional.

5. Castells, M. (2001). The Internet Galaxy. Reflections on the Internet.Business and Society. Oxford: Oxford Univer-sity Press.

6. Curzio, A. Q., Fortis, M.,& Zoboli, R. (2012).Innovation, resources and economic growth.Springer Science & Business Media.

7. Edquist, C. (1997)Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations. London: Pinter Publishers/Cassell Academic. - 432 p.

8. Глазьев, С. Ю. (2017). Экономика будущего Есть ли у России шанс? - Москва, Россия: Книжныймир.

9. Godin, B. (2006). The Linear Model of Innovation. The historical construction of an analytic framework. Science, Technology, & Human Values,Vol. 31,6.

10. Intarakumnerd, P., Chairatana, P., &Tangchitpiboon, T. (2002). National innovation system in less successful developing countries: the case of Thailand. Research policy, V. 31, 8, 1445-1457.

11. Jacobides, M. G.,Cennamo, C., &Gawer, A.(2018). Towards a theory of ecosystems.Strategic Management Journal, 39, 22552276. DOI: 10.1002/smj.2904.

12. Klejner, G. (2018). Novye ekonomicheskie faktory [New economic factors] / How to achieve the announced growth, Vol'naya ekonomika [Free economy], April-June, 12-17.

13. Newman, M.E.J., &Watts, D.J. (2006). The structure and dynamics of networks. USA: Princeton University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Newman, M. (2010). Networks: An Introduction. 1st ed. USA: Oxford University Press.

15. Nordhaus, W. D. (1977).Economic growth and climate: The case of carbon dioxide.The American Economic Review,67(1), 341-346.

16. Resnick, M. (2003). Thinking Like a Tree (and Other Forms of Ecological Thinking.International Journal of Computers for Mathematical Learning, Vol. 8, 1, 43 - 62.

17. Rheingold, H. (2000). The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Revised edition.USA:TheMITPress.

18. Stiglitz, J. E., Sen, A., &Fitoussi, J.-P. (2010)Mis-measuring our lives: Why GDP doesn't add up. The report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. New York, London: The New Press. - 176 p.

19. Watts, D.J. (2004). Six Degrees: The Science of a Connected Age. W. W. Norton & Company.

20. Watts, D.J. (2003). Small Worlds: The Dynamics of Networks between Order and Randomness. USA: Princeton University Press.

21. Zimmerman, R., Brenner, R., & Abella, J. L. (2019). Green infrastructure financing as an imperative to achieve green goals. Climate, 7(3), 39-52.

References:

1. Banga, J. (2018). The green bond market: A potential source of climate finance for developing countries. Journal of Sustainable Finance and Investment, 9(1),17-32.

2. Barabasi, A.-L. (2003). Linked: How Everything Is Connected to Everything Else and What It Means. USA: Plume.

3. Beckenbach, F., Briegel, R., & Daskalakis, M. (2007). Evolution and Dynamics of Networks in Regional Innovation Sys-tems.RIS.Retrieved from http://www. wiwi.unijena.de/mikro/dime_ws-10-2007/papers/beckenbachbriegel daskalakis.pdf.

4. Bettencourt, L. (2010). Service innovation: How to go from customer needs to breakthrough services. McGraw Hill Professional.

5. Castells, M. (2001). The Internet Galaxy. Reflections on the Internet.Business and Society. Oxford: Oxford University Press.

6. Curzio, A. Q., Fortis, M., & Zoboli, R. (2012). Innovation, resources and economic growth. Springer Science & Business Media.

7. Edquist, C. (1997) Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations. London: Pinter Publishers/Cassell Academic. - 432 p.

8. Glaziev, S. Yu. (2017). Economy of the future Does Russia have a chance? - Moscow, Russia: Knizhnymir.

9. Godin, B. (2006). The Linear Model of Innovation. The historical construction of an analytic framework. Science, Technology, & Human Values, Vol. 31.6.

10. Intarakumnerd, P., Chairatana, P., & Tangchitpiboon, T. (2002). National innovation system in less successful developing countries: the case of Thailand. Research policy, v. 31, 8, 1445-1457.

11. Jacobides, M. G., Cennamo, C., & Gawer, A. (2018). Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal, 39, 22552276. DOI: 10.1002/smj.2904.

12. Klejner, G. (2018). Novye ekonomicheskie faktory [New economic factors] / How to achieve the growth announced, Vol'naya ekonomika [Free economy], April-June, 12-17.

13. Newman, M.E.J. & Watts, D.J. (2006). The structure and dynamics of networks. USA: Princeton University Press.

14. Newman, M. (2010). Networks: An Introduction. 1st ed. USA: Oxford University Press.

15. Nordhaus, W. D. (1977). Economic growth and climate: The case of carbon dioxide. The American Economic Review, 67(1), 341-346.

16. Resnick, M. (2003). Thinking Like a Tree (and Other Forms of Ecological Thinking. International Journal of Computers for Mathematical Learning, Vol. 8, 1, 43 - 62.

17. Rheingold, H. (2000). The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Revised edition.USA:TheMITPress.

18. Stiglitz, J. E., Sen, A., & Fitoussi, J.-P. (2010) Mis-measuring our lives: Why GDP doesn't add up. The report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. New York, London: The New Press. - 176p.

19. Watts, D.J. (2004). Six Degrees: The Science of a Connected Age. W. W. Norton & Company.

20. Watts, D.J. (2003). Small Worlds: The Dynamics ofNetworks between Order and Randomness. USA: Princeton University Press.

21. Zimmerman, R., Brenner, R., & Abella, J. L. (2019). Green infrastructure financing as an imperative to achieve green goals. Climate, 7(3), 39-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.