Научная статья на тему 'Формирование и изменение этнических стереотипов, как ключевой фактор формирования иноэтничного образа'

Формирование и изменение этнических стереотипов, как ключевой фактор формирования иноэтничного образа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иноэтничный образ / «свой» и «чужой» / стереотипизация / «мы»-группа / «они»-группа / этнический стереотип. / Other-ethnic image / friend or foe / stereotyping / ingroup / out-group / ethnic stereotype.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юрченко Екатерина Дмитриевна

В современном постиндустриальном обществе процессы глобализации, межкультурной коммуникации, межнациональной интеграции, всестороннего сотрудничества между странами обусловливают необходимость взаимодействия с представителями разных этнических групп. Одним из ключевых факторов качественного и продуктивного межнационального диалога является правильно сформированный иноэтнический образ. Большинство существующих подходов акцентируют внимание на том, что формирование и изменение стереотипов – это сложный многофакторный процесс, на который влияют как внешние факторы социокультурного, экономического, политического характера, транслируемые внутригрупповые установки, воздействие ближайшего окружения, так и внутренние когнитивно-психологические особенности индивида. Статья посвящена проблемам формирования и изменения этнических стереотипов, как одного из факторов создания иноэтничного образа. В статье проводится анализ соотношения понятий «образ», «имидж», «стереотип», «предубеждение». Особый интерес представляет описание основных подходов объясняющих возникновение стереотипов, а также анализ многофакторной интегративной модели формирования и изменения этнических стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND CHANGE OF ETHNIC STEREOTYPES AS A KEY FACTOR IN THE OTHER-ETHNIC IMAGE

In modern post-industrial society, the processes of globalization, intercultural communication, interethnic integration, and comprehensive cooperation between countries necessitate interaction with representatives of different ethnic groups. One of the key factors of high-quality and productive interethnic dialogue is a correctly formed foreign ethnic image. Most existing approaches focus on the fact that the formation and change of stereotypes is a complex multifactorial process, which is influenced by both external factors of a sociocultural, economic, political nature, transmitted intragroup attitudes, the influence of the immediate environment, and internal cognitive psychological ones. characteristics of the individual. The article is devoted to the problems of the formation and change of ethnic stereotypes, as one of the factors in creating a foreign image. The article analyzes the relationship between the concepts “image”, “image”, “stereotype”, “prejudice”. Of particular interest is the description of the main approaches explaining the emergence of stereotypes, as well as the analysis of multifactorial integrative model of the formation and change of ethnic stereotypes.

Текст научной работы на тему «Формирование и изменение этнических стереотипов, как ключевой фактор формирования иноэтничного образа»

Формирование и изменение этнических стереотипов, как ключевой фактор формирования иноэтничного образа

Юрченко Екатерина Дмитриевна,

преподаватель высшей школы социальных и политических наук ФГБОУ ВО «Тихоокеанского государственного университета»

E-mail: katerina-yurchenko@mail.ru

В современном постиндустриальном обществе процессы глобализации, межкультурной коммуникации, межнациональной интеграции, всестороннего сотрудничества между странами обусловливают необходимость взаимодействия с представителями разных этнических групп. Одним из ключевых факторов качественного и продуктивного межнационального диалога является правильно сформированный иноэтнический образ. Большинство существующих подходов акцентируют внимание на том, что формирование и изменение стереотипов - это сложный многофакторный процесс, на который влияют как внешние факторы социокультурного, экономического, политического характера, транслируемые внутригрупповые установки, воздействие ближайшего окружения, так и внутренние когнитивно-психологические особенности индивида. Статья посвящена проблемам формирования и изменения этнических стереотипов, как одного из факторов создания ино-этничного образа. В статье проводится анализ соотношения понятий «образ», «имидж», «стереотип», «предубеждение». Особый интерес представляет описание основных подходов объясняющих возникновение стереотипов, а также анализ многофакторной интегративной модели формирования и изменения этнических стереотипов.

Ключевые слова: иноэтничный образ, «свой» и «чужой», сте-реотипизация, «мы»-группа, «они»-группа, этнический стереотип.

В современном постиндустриальном обществе процессы глобализации, межкультурной коммуникации, межнациональной интеграции, всестороннего сотрудничества между странами обусловливают необходимость взаимодействия с представителями разных этнических групп. Одним из ключевых факторов качественного и продуктивного межнационального диалога является правильно сформированный иноэтнический образ.

Кроме того, движение глобальных социокультурных потоков в информационном обществе предполагают тесную взаимосвязь с бинарными оппозициями глобального и локального, всеобщности и идентичности, обуславливающую особый интерес к исследованию образов «своего» и «чужого», их происхождению, содержанию и исторической изменчивости.

Изучением создания, функционирования и интерпретацией образов «чужих», инородных для воспринимающего объектов занимается научная дисциплина имагология [5]. Будучи изначально направлением лингвистической компаративистики, имагология приобрела междисциплинарный характер, тесно связанный с проблемами, изучаемыми в социальной психологии, социологии, культурологии и других гуманитарных науках [14], [17]. Таким образом, предметом исследования в имаго-логии являются образы «чужих» - истинные и ложные представления о других странах и о жизни других народов. Кроме того, в рамках этой дисциплины изучаются характер и типология стереотипов и предубеждений, существующих в общественном сознании, их происхождение и закономерности развития, их общественная роль [4], [8].

Необходимо отметить, что в отечественных исследованиях посвящённых изучению репрезентаций и восприятия «чужого» принято разграничивать понятия «образ» и «имидж». Данная необходимость возникла из-за широкого использования двух понятий как в научном обороте, так и в повседневной жизни, что нередко приводит к путанице между ними.

Понятие «образ» представляет собой «результат отражения объекта в сознании человека, субъективную картину мира или его фрагментов». Образ «чужого» является «отражением социокультурного восприятия представителей другой страны в глазах народных масс своей страны» [3].

Понятие «имидж» может трактоваться как «сознательно сформированный образ субъекта, который наделяет последнего дополнительными ценностями. Он даёт возможность продуцировать впечатления, отношения и оценку субъекта, которые обеспечивают эффективность его жизнедеятельности и оптимальный при данных условиях уровень качества жизни» [2].

Таким образом, в нашем исследовании «образ» служит базовым понятием, являющимся гиперонимом по отношению к понятию «имидж», так как последний формируется в результате определенных целенаправленных действий.

В круг понятийных структур исследования формирования иноэтничного образа наряду с понятиями «образ» и «имидж» входят понятия «стереотип» и «преду-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

беждение», которые являются гипонимами по отношению к «образу».

На формирование иноэтничного образа особое влияние оказывают устойчивые широко распространённые социальные представления об этнической группе в целом и её челнах в частности - стереотипы.

В социальных науках впервые термин «стереотип» ввёл У. Липпман, трактуя его как «отражающие человеческие поступки картинки, которые индивид рисует сам или получает от кого-то другого». Такие «картинки мира» детерминируются наследием и культурой, носят упорядоченный и схематичный характер и служат для экономии усилий индивида при восприятии сложных объектов окружающей действительности [16].

Позднее понятие стереотипа было дополнено Г. Ол-портом. Он разделил понятия «стереотип» и «предубеждение», определив первое как «связанное с конкретной категорией преувеличенное убеждение» и обозначив его генерализованность, то есть обладание как отрицательной, так и положительной коннотацией. «Предубеждение» Г. Олпорт определяет как «отрицательную или враждебную необоснованную эмоционально окрашенную оценку группы или принадлежащего ей индивида» [9].

Оба автора отмечают, что стереотип служит механизмом для категорического принятия или отвержения группы, а также средством скрининга для поддержания простоты восприятия и мышления.

Западные современники У. Липпмана и Г. Олпорта понимают стереотипы как связанные с определенными категориями людей обобщённые убеждения. Они основаны на представлении о коллективно присущих всем членам одной социальной группы характерных черт и/ или поведенческих реакций. При этом отмечается, что стереотипизация всегда включает в себя оценочный элемент, и в случае негативной оценки данный стереотип называют предубеждением. Стереотипы позволяют легко и эффективно сформировать впечатление, однако они не отличаются высокой точностью и объективностью [15].

Этнический стереотип является формирующим межэтническое взаимодействие социальным представлением, которое способствует более быстрому пониманию ожидаемой модели поведения от члена этнической группы, а также отражает упрошенный и в некоторой степени искажённый иноэтничный социально-культурный образ [1].

Учёными выделяется два основных типа этнических стереотипов, основанных на категории «свой» / «чужой»:

- автостереотипы - представления о собственной этнической группе,

- гетеростереотипы - отражение представлений о других этнических группах [7].

Описывая процесс формирования стереотипа, В.Д. Попков выделяет социализацию как основополагающий фактор процесса стереотипизации, так как стереотип является частью культуры, «привычкой» думать о других группах определенным образом. Он подчёркивает, что стереотипы чаще всего приобретаются в процессе первичной социализации, во время общения с людьми, с которыми индивид проводит большое количество времени: семья, друзья, учителя [6].

Развитие стереотипа также может осуществляться через ограниченные личные контакты и исходя из ограниченной информации.

В.Д. Попков указывает на то, что средства массовой информации занимают особое место в образовании стереотипов, так как они способствуют заполнению актуальных информационных пробелов о других группах

за короткий промежуток времени. Однако в СМИ нередко транслируется специально искажённый имидж многих этнических групп. В рамках нашего исследования мы предполагаем, что процесс создания имиджа и его влияние на формирование иноэтничного образа должен рассматриваться отдельно от процесса стереотипизации.

Таким образом, в связи с тем, что первоначалом формирования стереотипов является социализация можно сделать вывод о том, что все индивиды имеют определенные устойчивые стереотипы относительно других групп. Кроме того, каждый раз общаясь с представителями аутгрупп люди применяют и транслируют свои «знания» о данной культурной группе [6], [10].

Ряд исследователей подчёркивают, что формирование и изменение стереотипа происходит под влиянием множества факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся все воздействия окружающей среды на индивида, в том числе влияние культурного, социально-экономического, политического характера, внутри-групповые отношения, в том числе передача устойчивых представлений от предшествующих поколений, непосредственные контакты с представителями других этносов. Внутренние факторы обусловлены когнитивно-психологическими характеристиками индивида [1], [12].

В. Бергманн выделяет четыре группы факторов, влияющих на формирование и изменение стереотипов.

1. Индивидуально-психологические факторы, в том числе внутриличностные конфликты и недостаточное развитие. В данном случае индивид стремится за счёт стереотипизации выработать защитный механизм.

2. Когнитивные факторы, способствующие переработке информации и социальному восприятию. Признаки (этническая принадлежность, раса, пол, возраст и т.д.) полученные в ходе восприятия окружающего мира, образуют определенный порядок, согласно которому распределяются индивиды.

3. Фактор принадлежности индивидов к различным группам. Радикальное разделение на бинарные оппозиции «свой» / «чужой» и «мы-группа» / «они-груп-па», этноцентрическая переоценка собственной группы укрепляет отношения и усиливает внутреннюю сплочённость ингруппы, и в то же время приводит к искажённому восприятию представителей чужих групп. Преобладание данного фактора в процессе формирования и изменения стереотипов приводит к образованию негативных представлений о «чужих».

4. Фактор социально-культурного обучения и распространения стереотипов. При влиянии такого фактора стереотип формируется не на основании личного опыта взаимодействия с членами других групп, а передаётся между членами ингруппы [13]. Описание многофакторной интегративной модели

формирования и изменения этнических стереотипов представил Д. Бартал. Схема данной модели отражена на рисунке 1. В рамках этой модели стереотипное содержание рассматривается как знание, формируемое на основе трёх факторов:

- фоновые переменные,

- транслирующие механизмы,

- опосредующие переменные.

Эти факторы определяют само стереотипное содержание, его интенсивность - степень уверенности индивида в стереотипном содержании, и экстенсивность - степень консенсуса, при котором члены группы придерживаются определенного стереотипного содержания [12].

Рис. 1. Многофакторная интегративная модель формирования изменения этнических стереотипов

Фоновые переменные, к которым относятся: природа и история межгрупповых отношений, социально-политические, экономические условия, характеристики и поведение аутгруппы, служат основой для формирования стереотипного содержания.

Информация о внешних группах передаётся при помощи транслирующих механизмов, таких как политические, социальные, культурно-образовательные каналы групповой коммуникации, прямой контакт с членами внешней группы и семейные источники.

На обработку передаваемой информации влияют опосредующие личностные переменные, включающие в себя убеждения, черты характера, когнитивные навыки и т.д. Таким образом пройдя через транслирующие механизмы и опосредующие механизмы фоновые переменные формируют стереотипное содержание.

Многофакторная интегративная модель предполагает, что стереотипное содержание не только является результатом межгрупповых отношений, внутригрупповых и межличностных процессов, но и расширяет знания индивида и влияет на характер межгрупповых взаимодействий. Стереотипное содержание и отношения между представителями ингруппы и аутгруппы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Стереотипы в рамках данной

модели служат одновременно предпосылками и последствиями межгрупповых отношений [12].

Описанный цикл может носить как положительный, так и отрицательный характер. В последнем случае стереотипы формируются и изменяются на основе конфликта или войны и одновременно способствуют их эскалации. При этом изменение стереотипов приводит к делегитимизации представлений о аутгруппе в целом и её представителях в частности [11].

Таким образом, большинство существующих подходов акцентируют внимание на том, что формирование и изменение стереотипов - это сложный многофакторный процесс, на который влияют как внешние факторы социокультурного, экономического, политического характера, транслируемые внутригрупповые установки, воздействие ближайшего окружения, так и внутренние когнитивно-психологические особенности индивида.

Стереотип - ключевой компонент формирования иноэтничного образа, однако на создание представления о «чужих» этносах также влияют существующие предрассудки и имидж. Кроме того, формирование ино-этничного образа неразрывно связано с процессом самопознания, самосознания и установления собственной культурной идентичности, так как только в сравнении

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

и во взаимодействии со «своей» культурой возможно

увидеть «чужого» и составить представления о нём.

Литература

1. Алистанова З.Ф. Исследование этнических стереотипов: подходы и методы // Теория и практика общественного развития, 2018, № 4. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/issledovanie-etnicheskih-stereotipov-podhody-i-metody (дата обращения: 11.11.2023).

2. Константинова В.Г. Феномен имиджа в научных исследованиях // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социокинетика, 2011, № 4. -C.221-225.

3. Ли Минда. Восприятие России в современной китайской культуре: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. - Владивосток, 2020. - 235 с.

4. Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Rhema. Рема, 2011, № 4. - С. 31-40.

5. Поляков О.Ю. Имагология. Киров, ВятГУ, 2015. -184 с.

6. Попков В.Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии, 2002, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-i-predrassudki-ih-vliyanie-na-protsess-mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 23.11.2023).

7. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М., Смысл, 1998. - 386 с.

8. Хорев В.А. Польша и поляки глазами русских литераторов: имаголог. очерки. М., Индрик, 2005. - 231 с.

9. Allport G. The nature of prejudice. New York, 1954. URL: https://archive.org/stream/in.ernet.dli.2015.1886 38/2015.188638.The-Nature-0f-Prejudice_djvu.txt (дата обращения: 27.11.2023).

10. Aronson E. Sozialpsychologie: menschliches verhalten und gesellschaftlicher einfluss. Heidelberg, 1994. -464 p.

11. Bar-Tal D. Causes and consequences of delegitimiza-tion: models of conflict and ethnocentrism. // Journal of Social Issues, 1990, № 46 (1). - P. 65-81.

12. Bar-Tal D. Formation and change of ethnic and national stereotypes: an integrative model. // International Journal of Intercultural Relations, 1997, № 21 (4). - P. 491523.

13. Bergmann W. Psychologische und soziologische theorien zu vorurteil und diskriminierung // Lerntag uber Vorurteilsforschung heute. Gemeinsam mit der Research Foundation for Jewish Immigration. New York, 1987. - 92 p.

14. Dyserinck H. Imagology and the problem of ethnic identity // Intercultural Studies, 2003, № 1. URL: http://www. interculturalstudies.org/lCSl/Dyserinck.shtml (дата обращения: 17.12.2023).

15. Gilmour J. Formation of stereotypes. // Behavioural Sciences Undergraduate Journal, 2015, № 2 (1). -P. 67-73.

16. Lippmann W. Public opinion. New York, 1922. URL: https://monoskop.org/images/b/bf/Lippman_Walter_ Public_Opinion.pdf (дата обращения: 12.10.2023).

17. Thiele M. Categories, stereotypes, images, and inter-sectionality // New Perspectives on Imagology, 2022. P. 277-296.

£7 FORMATION AND CHANGE OF ETHNIC STEREOTYPES

£ AS A KEY FACTOR IN THE OTHER-ETHNIC IMAGE

о Yurchenko E.D.

,_ Pacific National University

In modern post-industrial society, the processes of globalization, intercultural communication, interethnic integration, and comprehensive cooperation between countries necessitate interaction with representatives of different ethnic groups. One of the key factors of high-quality and productive interethnic dialogue is a correctly formed foreign ethnic image. Most existing approaches focus on the fact that the formation and change of stereotypes is a complex multifactorial process, which is influenced by both external factors of a so-ciocultural, economic, political nature, transmitted intragroup attitudes, the influence of the immediate environment, and internal cognitive psychological ones. characteristics of the individual. The article is devoted to the problems of the formation and change of ethnic stereotypes, as one of the factors in creating a foreign image. The article analyzes the relationship between the concepts "image", "image", "stereotype", "prejudice". Of particular interest is the description of the main approaches explaining the emergence of stereotypes, as well as the analysis of multifactorial integrative model of the formation and change of ethnic stereotypes.

Keywords: Other-ethnic image, friend or foe, stereotyping, in-group, out-group, ethnic stereotype.

References

1. Alistanova Z.F. A study of ethnic stereotypes: approaches and methods // Theory and practice of social development, 2018, № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/iVissledovanie-etnicheskih-stereotipov-podhody-i-metody (дата обращения: 11.11.2023).

2. Konstantinova V.G. The phenomenon of "image" in scientific research works // Vestnik Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2011, № 4. - P. 221-225.

3. Li Minda. The perception of Russia by modern Chinese culture: dissertation ... candidate of culturology: 24.00.01. - Vladivostok, 2020. - 235 p.

4. Papilova E.V. Imagology as a humanitarian discipline // Rhema, 2011, № 4. - P. 31-40.

5. Polyakov O.Y. Imagology. Kirov, VSU, 2015. - 184 p.

6. Popkov V.D. Stereotypes and prejudices: their impact on intercultural communication // The journal of sociology and social anthropology, 2002, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/stereotipy-i-predrassudki-ih-vliyanie-na-protsess-mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 23.11.2023).

7. Soldatova G.U. The psychology of interethnic tension. М., Smysl, 1998. - 386 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Horev V.A. Poland and the Poles through the eyes of Russian writers: русских литераторов: imagological essay. М., Indrik, 2005. - 231 p.

9. Allport G. The nature of prejudice. New York, 1954. URL: https:// archive.org/stream/in.ernet.dli.2015.188638/2015.188638.The-Nature-Of-Prejudice_djvu.txt (дата обращения: 27.11.2023).

10. Aronson E. Sozialpsychologie: menschliches verhalten und gesellschaftlicher einfluss. Heidelberg, 1994. - 464 p.

11. Bar-Tal D. Causes and consequences of delegitimization: models of conflict and ethnocentrism. // Journal of Social Issues, 1990, № 46 (1). - P. 65-81.

12. Bar-Tal D. Formation and change of ethnic and national stereotypes: an integrative model. // International Journal of Intercultural Relations, 1997, № 21 (4). - P. 491-523.

13. Bergmann W. Psychologische und soziologische theorien zu vorurteil und diskriminierung // Lerntag uber Vorurteilsforschung heute. Gemeinsam mit der Research Foundation for Jewish Immigration. New York, 1987. - 92 p.

14. Dyserinck H. Imagology and the problem of ethnic identity // Intercultural Studies, 2003, № 1. URL: http://www.inter-culturalstudies.org/lCSl/Dyserinck.shtml (дата обращения: 17.12.2023).

15. Gilmour J. Formation of stereotypes. // Behavioural Sciences Undergraduate Journal, 2015, № 2 (1). - P. 67-73.

16. Lippmann W. Public opinion. New York, 1922. URL: https:// monoskop.org/images/b/bf/Lippman_Walter_Public_Opinion. pdf (дата обращения: 12.10.2023).

17. Thiele M. Categories, stereotypes, images, and intersectionali-ty // New Perspectives on Imagology, 2022. P. 277-296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.