УДК 316.752
DOI: 10.37493/2409-1030.2021.1.17
Н.А. Шаожева М.Х. Гугова
ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-Е ГГ. ХХ В. (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ)
В статье анализируется формирование политических партий в 1990-е гг. в России. Показано, что после ухода КПСС с политической арены на ее основе были созданы различные партии, придерживающиеся традиционалистской (коммунистической) идеологии; на базе Демократической партии России сформировались политические организации и движения в основном либерального толка. Центристы в партийной системе представляли собой «третью власть» - «партию власти». На этом общероссийском фоне в Кабардино-Балкарии сформировались региональные отделения общероссийских политических партий и движений, которые сыграли определенную роль в политическом пространстве региона.
Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что трансформация коммунистического режима, сопровождающаяся политическими и социально-экономическими преобразованиями, сформировала специфику либерализации российского общества, которая заключалась в том, что именно правящая коммунистическая и посткоммунистическая политическая элита инициировала реформы, играла ключевую роль в партийном строительстве и пыталась сохранить за собой контроль за политическими процессами, в том числе и в Кабардино-Балкарии.
Основными источниками исследования послужили архивные материалы, собранные в Центре документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики, которые содержат подробные данные, позволяющие изучить вопросы, связанные с формированием и деятельностью региональных отделений федеральных политических партий в указанный исторический период. Информация, полученная из архивных статистических документов, дополняется опубликованными сведениями из средств массовой информации.
Сделан вывод о том, что партогенез в Кабардино-Балкарии в 90-х гг. ХХ в. начался позже, чем на федеральном уровне и стал результатом общих тенденций российского партийного строительства. Показательно, что в регионе с появлением партий либерально-демократической направленности зародилась определенная партийная конкуренция. Не располагая значительными политическими ресурсами и механизмами партийного строительства, региональные отделения федеральных партий КБР формировались как избирательные штабы в период выборных компаний и участвовали в основном в общероссийских мероприятиях.
Ключевые слова: трансформация, посткоммунистический режим, Кабардино-Балкарская Республика, демократизация, этапы, региональные отделения федеральных партий.
Natal'ja Shaozheva Marina Gugova
FORMATION AND ACTIVITIES OF POLITICAL PARTIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE 1990s (REGIONAL CONTEXT)
The article analyzes the formation of political parties in the 1990s in Russia. It is shown that after the CPSU left the political arena on its basis, various parties adhered to traditionalist (communist) ideology were created, and on the basis of the Democratic Party of Russia formed political organizations and movements mainly liberal. Centrists in the party system were the «third power» - the «party of power.» Against this background, in the 1990s, the regional branches of all-Russian political parties and movements were formed in Kabardino-Balkariya, which played a role in the political space of the region.
The relevance of the stated theme is due to the fact that the transformation of the communist regime, accompanied by political and socio-economic transformations, has formed the specifics of the liberalization of Russian society. It was that it was the ruling communist and post-communist political elite that initiated reforms, played a key role in party building and tried to maintain control over political processes, including in Kabardino-Balcaria.
The main sources of the study were archival materials collected at the Centre for Documentation of the Recent History of the Kabardino-Balkar Republic, which contain detailed data to examine the issues related to the formation and activities of regional offices of federal political parties during the historical period. Information from archival statistics is supplemented by published information from the media.
It is concluded that the party-management in Kabardino-Balkariya in the 1990s began later than at the federal level and was the result of general trends of Russian party building. It is significant that in the region with the advent of liberal-democratic parties, a certain party competition has begun. Lacking significant political resources and party building mechanisms, the regional branches of the federal parties of the CBD were formed as electoral headquarters during the period of elected companies and participated mainly in all-Russian events.
Key words: transformation, post-communist regime, Kabardino-Balkarian Republic, democratization, stages, regional branches of federal parties.
м
*С \
В конце ХХ в. в России произошла трансформация коммунистического режима, которая привела к реформированию политической и социально-экономической систем. Однако, несмотря на провозглашенные руководством страны цели, она представляла собой минимальную либерализацию общественной жизни, проявившуюся в частичном формировании демократических ценностей, политических структур, неспособных реализовать взаимосвязь между элитами и массами, в неконкурентных выборах.
Отсутствие в России необходимых структурных предпосылок демократии, таких как: развитая экономика, высокий уровень жизни, мощный средний класс, рыночные механизмы, демократические ценности, защищенные законом, не давали возможностей для развития эволюционных механизмов становления либерального режима в стране. На повестке дня стоял совсем другой вопрос, а именно, удастся ли власти, навязавшей обществу направление и способ движения, сохранить единство элиты, удержать отдельные ее части от соблазна воспользоваться в своих интересах плодами либерализации [11, с. 71]. Речь могла идти не столько о смене политического режима, сколько о внутрирежимных изменениях.
Поэтому, в указанный исторический период либерализация общественной жизни в России представляла собой вариант «навязанного демократического транзита» [8, с. 13], при котором вектор движения к демократии зависел от деятельности небольшой группы политической элиты, изначально инициирующей реформы и пытающейся сохранить за собой контроль за политическими процессами.
Активизация общественной жизни в России в 90-е гг. ХХ в. предопределила становление партий и общественных движений, которые должны были приобрести качественно новые характеристики, высокий правовой статус и играть значимую политическую роль в обществе. Существенное влияние на развитие партийной системы оказывали как федеральные, так и региональные политические элиты, раскол в которых зародился не в постсоветский период, а сформировался в недрах советского общества. Он и способствовал формированию идеологических альтернатив, создающих почву для политической конкуренции.
Цель данного исследования - анализ становления и деятельности региональных организаций федеральных политических партий в Кабардино-Балкарии в 90-е гг. ХХ в. Теоретической основой работы явились идеи о социальной обусловленности общественных эволюционных тенденций в сфере политического плюрализма, концепт их важности в политической модернизации общества, разработанные отечественными и зарубежными учеными. Наиболее значимыми работами, связанными с осмыслением демократизации российского общества, являются ис-
следования Коргунюка Ю. Г., Заславского С. Е., Шмачковой Т. В., Гельмана В .Я, Голосова В.Т., Лапкина В. В., Пантина В. И., Лапаевой В. В. [10] и др. В них освещаются различные аспекты многопартийности в России, анализируется расстановка сил накануне избирательных компаний, исследуются правовые аспекты деятельности политических партий. Немало работ посвящено периодизации истории становления многопартийности в России. Это работы Шашковой Я. Ю., Лебедева В. А., Макаренко Б. И., Кобринского А. Л. [37] и др. Понимание сущности и роли политических партий представлены в работах Дюверже М., Роккана С., Лейпхарта А., Липсета С. [3].
Различные аспекты этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарии в период с 1991 по 1999 гг. рассматривались в работах региональных исследователей: Аккиевой С. И., Тетуева А. И., Борова А. Х., Гуговой М. Х. и др. [1].
Особую группу источников представляют архивные данные, собранные в Центре документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики и материалы средств массовой информации.
Формирование федеральных
политических партий в 1990-е гг.
Вступление России в новую эпоху после 1991 г. сопровождалось распадом двух основных политических сил - КПСС и Демократической партии России, что явилось основанием для создания новых партий и движений, которые сохранили идеологическую и структурную преемственность по отношению к этим политическим организациям. И, если раньше «партийное размежевание отражало конфликт, прежде всего, по линии «консерваторы-либералы», то теперь по линии... традиционалисты-прогрессисты» [9, с. 234].
Так, после ухода КПСС с политической арены были созданы различные партии, придерживающиеся традиционалистской (коммунистической) идеологии. Консервативное крыло представляли: Коммунистическая партий Российской Федерации, Российская коммунистическая рабочая партия, Российская партия коммунистов, объединение «Союз» и др., отстаивающие идею сохранения СССР и выступающие против реформ. КПРФ заняла центристскую позицию. Она осталась не только верна социалистическим идеалам, но, с учетом современных трендов предприняла попытки вписаться в систему «устойчивого развития». Специализированную версию традиционализма представляла Аграрная партия России, цели и задачи которой отражали модернизацион-ные аспекты экономического и социального развития. Это касалось демократии, народовластия, широкого самоуправления, внедрение рыночных механизмов в систему агропромышленного комплекса, но вместе с тем, выступающая против купли-продажи земли и за спасение отечественной духовности и культуры [20].
На базе Демократической партии России сформировались политические организации и движения в основном либерального толка: Социал-демократическая партия Российской Федерации, Демократическая партия России, партия А. Руцкого «Свободная Россия», Либерально-демократическая партия России В.В. Жириновского. Их идеологические концепции акцентировали внимание на частной собственности и рынке, которые выступали в качестве условий свободы, минимальном вмешательстве государства в экономику и на экономической целесообразности реализации социальных функций государством.
В указанный период были созданы партии эт-нократической направленности: Национал-республиканская партия России, Русское национальное единство. Их идеи заключались в создании такой модели политической власти, при которой управление экономическими, социальными, политическими и духовными процессами осуществлялось бы с позиций примата национальных интересов.
С 1993 г. стали формироваться новые принципы партийного строительства, обусловленные тем, что партии получили возможность участвовать в избирательных компаниях. Идеологическая направленность партийных программ стала наполняться социально-политическим содержанием, где политический расчет и отстаивание интересов политической элиты определяли линию партий и общественно-политических движений. В массовом сознании партии стали ассоциироваться с их лидерами, деятельность которых была направлена на концентрацию властных и материальных ресурсов с целью достижения и реализации своих интересов в общественной и политической сферах.
В этих условиях власть начинает занимать центристскую позицию и более активно формировать собственную партию - «партию власти», так как политической элите в своей деятельности для проведения пропрезидентского и проправительственного курса необходима была новая структура, которая обеспечила бы ей участие в демократических выборах и формировании своей фракции в парламенте. Данный тренд был обусловлен тем, что передел собственности уже закончился, открытая борьба за власть прекратилась, между элитами стал складываться определенный консенсус, направленный на необходимость выработки совместных правил игры, дающих им возможность выжить в непростых политических условиях.
Интерпретация «партии власти» может быть представлена в качестве «совокупности структур, объединений и группировок, консолидированных вокруг главы государства и проводящих его курс, которые в той или иной степени участвуют в определении целей и стратегий развития Рос-
сии и отдельных, входящих в нее, регионов [36, с. 28]. Иными словами, это был конгломерат, куда входили Президент РФ, его команда, Председатель Правительства РФ и его заместители, министры, главы республик и губернаторы регионов, которые группировали вокруг себя региональные элиты. По словам С. Хенкина, основные структурные элементы «партии власти», так называемые «команды», группировались вокруг своих лидеров и держались на «патронажно-клиентских связях», соперничающих между собой за раздел сфер влияния и близость к Президенту, который, как правило, «остается «над схваткой», лавируя и поддерживая сложный баланс интересов [36, с. 30].
Первоначально такая ставка делалась на «Демократическую Россию», затем на политическое объединение «Выбор России» и «Партию российского единства и согласия». Но надежды в отношении этих движений не оправдались, так как они погрязли в политических склоках, кроме того, ДВР и ПРЕС провалили парламентские выборы 1993 г. И в мае 1995 г. был создан крупнейший партийный блок «Наш дом - Россия», в который вошли политические группы, депутатские группы, общественные объединения. Это была политическая машина, выражавшая интересы, сложившейся в 90-е гг. ХХ в. административно-хозяйственной номенклатуры, а также региональной политической элиты, политическая сила которых определялась степенью влияния на федеральную власть. Поэтому идеология не играла сколько-нибудь значимой роли в политической жизни НДР. Тем не менее, либеральные компоненты определяли НДР как партию правоцентристскую. Заметными были социально-демократические лозунги, отражающие интересы широких народных масс, например, принцип социальной защиты, справедливости, устойчивый рост доходов и т.д. Консервативное направление проявлялось в идее сильного государства и сильной власти.
НДР представляла собой иерархическую структуру, по сути, вертикаль исполнительной власти, внутреннее устройство которой было «многоэтажным и многокорридорным». Она включала огромный бюрократический аппарат, «штаты которого заметно возросли даже по сравнению с советским периодом». Она была перегружена всевозможными советами и комиссиями при государственных институтах. Входящие в нее центры влияния нередко дублировали друг друга, что замедляло процессы принятия политических и управленческих решений [36, с. 30]. Формально эту партию возглавлял В.С. Черномырдин, а на деле ею управляла администрация Президента РФ. Региональные отделения возглавлялись либо главами республик, либо губернаторами и их ставленниками.
В 1998 г. по инициативе мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова было сформировано общественное движение «Отечество». Уже в 1999 г. на
м
*С \
II съезде ОПОО «Отечество» Ю.М. Лужков выступил с идеей создания избирательного блока, состоявшего из движения «Отечество» и движения «Вся Россия» под председательством М. Шаймиева (Президента республики Татарстан), М. Рахимова (Президента республики Башкортостан), Р. Аушева (Глава республика Ингушетия) и губернатора Санкт-Петербурга В. Яковлева. Председателем избирательного блока был избран Е. Примаков [1]. В общем, избирательный блок «Отечество - Вся Россия» составляли избирательные объединения: ОПОО Отечество, ОПОО «Регионы России», ОПОД «За равноправие и справедливость», Аграрная партия России, политическая партия «Союз христианских демократов России». Движение ОВР стало практически первой центристской организацией, которая не признавала, как левый, так и правый радикализм [19, л. 2].
В 1999 г, в связи с политической неудачей партии «Наш дом - Россия» власть предприняла шаги по формированию новой «партии власти». Так было создано межрегиональное движение «Единство». В дальнейшем, противостояние ОВР и «Единства» станет ключевым политическим событием, которое кардинально изменит расстановку сил в стране.
Формирование и деятельность
региональных отделений федеральных
политических партий в 1990-е гг.
Воссоздать общероссийскую картину становления многопартийности невозможно без обобщений на региональном уровне. В 1990-е гг. в Кабардино-Балкарии сформировались региональные отделения общероссийских политических партий и движений - Коммунистическая партия Кабардино-Балкарии, Кабардино-Балкарская республиканская организация Аграрной партии России, региональная организация «Наш дом - Россия», Нальчикская городская организация «Либерально-Демократическая партия России», Кабардино-Балкарское региональное отделение Общероссийской политической общественной организации «Отечество».
17 октября 1992 г. в Кабардино-Балкарии на состоявшемся Учредительном собрании коммунистов была создана первая после ликвидации КПСС партия «левой» (традиционалистской) направленности - Коммунистическая Трудовая партия Кабардино-Балкарской Республики. Основными ее постулатами явились: отстаивание интересов рабочего класса, трудового крестьянства и интеллигенции, принципов бесклассового общества и установление подлинного народовластия через формирование Советов [33, л. 5].
Данную общественно-политическую организацию можно рассматривать в большей степени как клуб по интересам, объединяющий ветеранов войны и труда, которые в прошлом не занимали высоких должностей в государственных струк-
турах республики и до конца оставались верны коммунистическим идеалам. Кроме того, в нее входили представители научной, военной и творческой интеллигенции, которые так и не смогли адекватно воспринять реформирующуюся действительность.
С первых шагов Коммунистическая Трудовая партия КБР открыто выступала против проведения незаконной приватизации, изменения общественного и экономического строя страны, за возвращение власти Советам. 11 декабря 1992 г. на заседании бюро оргкомитета партии было принято постановление, адресованное VII Съезду народных депутатов РФ, в котором выражалось возмущение в отношении увеличивающегося числа миллионеров, «выкормившихся за счет распродажи страны и обнищания народа» [24, л. 3].
6 февраля 1993 г. на первой конференции Коммунистической Трудовой партии КБР было принято решение о переименовании ее в Коммунистическую партию Кабардино-Балкарской Республики (КП КБР), основные задачи которой заключались в создании организационных и материальных условий для деятельности республиканской парторганизации на основе принципа демократического централизма и расширения прав первичных парторганизаций. Председателем исполкома КП КБР был избран Шхагошев Ш.А. [22, л. 82, 83]
Компартия КБР открыто отстаивала все то, что было завоевано советским строем во главе с КПСС, что напрямую сказывалось на численности партии, которая была самой крупной массовой партией в республике и обладала целой сетью первичных парторганизаций - 1994 г -2337 тыс. чел., 1995 г. - 3237 тыс. чел., 1996 г. -3647 тыс. чел. (в этом году только у республиканского отделения Аграрной партии России численный состав приблизился к этой цифре - 3660 тыс. чел.) [17, л. 22 ], 1997 г. - 3058 тыс. чел., 1998 г. -3174 тыс. чел. [31, л. 1-21, 81].
В 90-х гг. активная деятельность Коммунистической партии КБР проявилась в решении вопроса, касающегося восстановления бывших балкарских районов и провозглашения республики Балкария. В обращении Президиума исполкома Компартии КБР к участникам референдума 17 декабря 1994 г., который проводился по решению Парламента КБР в населенных пунктах республики, входивших на момент выселения балкарского народа в состав Эльбрусского, Че-гемского и Хуламо-Безенгиевского районов, было отмечено, что «за прошедшие десятилетия в Кабардино-Балкарии произошли значительные демографические и социально-экономические изменения и восстановить то, что было полвека назад практически невозможно. Игнорировать данные обстоятельства - значит сознательно обрекать людей на ничем не оправданные ли-
шения и тяготы, усугублять экономическую и политическую ситуацию в республике» [13, л. 1]. В этой ситуации Компартия КБР открыто призвала проголосовать за сохранение всех районов в том виде, в котором они существуют. В ноябре 1996 г на заседании Президиума КП КБР решение V Съезда балкарского народа о восстановлении Эльбрус-ского и Черекского районов Кабардино-Балкарской Республики на момент выселения балкарцев было признано неконституционным [26, лл. 28, 30].
Позже, группа активистов-балкарцев Компартии КБР подготовила обращение к Президенту КБР с требованием приостановить деятельность Национального Совета балкарского народа, так как его практические шаги могли вовлечь значительную часть балкарской молодежи республики в межнациональный конфликт, способствуя его эскалации. Что касается образования республики Балкария, было выражено мнение о необходимости собрать Съезд общественности КБР с участием представителей всех наций и «решить этот вопрос раз и навсегда». В результате, решение о создании республики Балкария на V Съезде балкарского народа было также признано неконституционным, а сам съезд - незаконным [25, л. 27, 27 об.].
Компартия КБР остро ставила вопрос о социально-экономических проблемах в СМИ, в Парламенте КБР Это касалось роста безработицы в республике, который был обусловлен тем, что большинство населения трудилось в негосударственном секторе экономике, так как 20 государственных заводов было закрыто, 24 работали частично. Неплатежеспособность предприятий, достигшая более 54%, порождала обнищание народа [21, л. 9]. В октябре 1998 г. КП КБР организовала и провела во всех районах КБР массовые акции протеста против протаскивания в ГД закона о купле-продаже земли на основе внедрения новых форм собственности: смешанной, частной и фермерской [4, л. 2, 11].
В 2002 г. Компартия КБР была переименована в Кабардино-Балкарское региональное отделение политической партии КПРФ.
12 марта 1994 г. на Учредительном собрании была создана Кабардино-Балкарская республиканская организация Аграрной партии России (АПР). Председателем организационного правления был избран Бесланеев Ч.М. Ее структуру составляли городские, районные первичные отделения, которые действовали на основании Устава Аграрной партии России. С 1994 по 1996 г. на территории республики было создано 109 первичных парторганизаций, объединенных в 10 районных, в том числе одну в г. Нальчике [6, лл. 20]. Высшим руководящим органом республиканского отделения являлись конференция или общее собрание членов республиканского отделения, Совет республиканского отделения и Правление Совета республиканского отделения.
На протяжении 1990-х гг. единственным направлением в деятельности регионального Совета АПР было целенаправленное расширение политического представительства АПР в органах государственной власти и участие в региональных и федеральных выборных компаниях для решения своей основной политической задачи -обеспечение достойного политической представительства.
В силу определенной слабости организационных структур АПР и лидерства в республике КП КБР, накануне выборов в Государственную Думу 1995 г. члены Правления АПР предприняли шаги по налаживанию конструктивного диалога с руководством КП КБР для создания блока оппозиционных сил. Однако коммунисты приняли решение самостоятельно участвовать в выборах.
24 августа 1999 г. на внеочередной конференции регионального отделения АПР обсуждался вопрос вхождения в блок Е. М. Примакова, но сохраняя свою политическую самостоятельность в качестве политического объединения [23, л. 3]. В 2002 г. Председатель республиканского отделения «Аграрной партии России» А.А. Маремуков, заменивший на этом посту З.Х. Балкизова, назначенного в 1998 г., обратился с письмом к Председателю АПР В.Н. Плотникову по вопросу объединения АПР с партией «Единая Россия». И только в 2008 г. 10 октября на XV внеочередном съезде политической партии АПР было принято решение об объединении Аграрной партии России и Всероссийской политической партии «Единая Россия» [16, л. 1. 2].
К моменту создания регионального отделения партии «Наш дом - Россия» в республике не было серьезной общественно-политической организации демократической направленности. Сформировавшиеся в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. как местные организации, так и региональные отделения общероссийских партий, выступавших под демократическими лозунгами, к 1995 г. либо утратили свое влияние, либо распались, либо продолжали существовать номинально.
14 июня 1995 г. в Кабардино-Балкарской Республике было создано региональное отделение федеральной партии «Наш дом - Россия» (НДР). На первоначальном этапе организационную работу возглавил Вице-президент КБР Г.С. Губин. Позже Председателем Совета Кабардино-Балкарской региональной организации ВОПД «Наш дом - Россия» стал Г К Пытов (заместитель Председателя Правительства КБР, с 1997 г. он стал помощником Президента КБР В.М. Кокова), руководителем исполкома - А.Ш. Кушхаунов [28, л. 19]. Совет региональной организации НДР был сформирован из 21 человека. В его состав входили главы администраций районов и городов республики и их заместители, депутаты Парламента КБР, члены Правительства, ректоры вузов
м
1С \
и директора НИИ, генеральный директор Союза предпринимателей и промышленников КБР. В структуру региональной организации входило 11 городских и районных организаций, количество членов составляло 76 человек [5, л. 2].
Либеральные, консервативные и заметные социал-демократические лозунги, содержащиеся в Уставе регионального отделения НДР, определяли ее как партию центризма. Руководитель исполкома А. Кушхаунов четко выразил позицию партии, указав на то, что она «не хочет идти ни вправо, ни влево... мы именно партия центра, стремящаяся оказать стабилизирующее влияние, укрепить мир и единство в республике [12, с. 2].
Так как «блок строился не по принципу идейной общности, а по сугубо корпоративному признаку отношения к исполнительной власти» [36, с. 32], то платформа регионального отделения НДР отражала интересы и содержала задачи, важные только для региональной правящей элиты: возможность беспрепятственно участвовать в выборах, активно взаимодействовать с политическими фракциями в парламенте и органах местного самоуправления, вступление в коалиции, блоки и избирательные объединения и осуществление общеполитических акций, направленных на содействие свободным демократическим выборам органов государственной власти [32, л. 3, 4].
Деятельность Совета, исполкома актива региональной организации НДР в течение 1995 - 1997 гг. была связана с агитационно-пропагандистской работой и мероприятиями, направленными на проведение выборов в Государственную Думу, Президентов РФ и КБР, проведением IV съезда ВОПД НДР, принятием новой Конституции КБР, выборами в Парламент КБР. Это имело определенный общественный резонанс, а участие в их подготовке и проведении способствовало укреплению влияния НДР в общественно-политической жизни в республике.
После дефолта, произошедшего в августе 1998 г. и затяжной болезни Б. Н. Ельцина, политический рейтинг НДР существенно снизился. В октябре 1999 г. на VIII съезде движения руководство НДР выступило с инициативой создания массовой правоцентристской партии. 25 февраля 2000 г. на расширенном заседании Совета Кабардино-Балкарского регионального отделения ВОПД «Наш дом - Россия» эта идея была поддержана. Предполагалось, что эта партия будет создана не под конкретного лидера и не для обслуживания интересов власти, а для реализации определенной идеологии [15, л. 1,2]. Но осуществить задуманное не удалось, так как наблюдалось резкое падение доверия к существующим политическим организациям, как левого, так и правово толка.
Деятельность Движения «Наш дом Россия» в Кабардино-Балкарии завершилась 22 сентября 2000 г. На конференции региональной организа-
ции НДР было принято решение о прекращении деятельности партии в связи с вхождением в состав партии «Единство» [29, л. 1].
Возникшая в 1989 г. Либерально-демократическая партия Советского Союза, являлась таким же добровольным общественным объединением как все другие партии, созданные в целях участия в политической жизни и стоящая на правоцентристских позициях. Это была «карликовая» партия, которая, хоть и находилась в оппозиции к КПСС, но пользовалась покровительством у нее по причине того, что коммунисты всеми силами пытались дезориентировать общественное сознание: разрушить политическую дихотомию демократы -коммунисты и дискредитировать саму идею многопартийности. Именно на ее основе в 1992 г. и была создана Либерально-демократическая партия России (ЛДПР).
Нальчикская городская организация «Либерально-Демократическая партия России» была зарегистрирована Минюстом КБР 27 ноября 1996 г. Изначально она строилась по территориальному принципу. Высшим руководящим органом регионального отделения ЛДПР являлась конференция, проводившаяся не реже одного раза в два года. В компетенцию конференции входило выполнение решений руководящих органов ЛДПР, определение основных направлений деятельности регионального отделения в период выборных компаний, выборы Координационного Совета, который в период между конференциями должен был стать руководящим органом регионального отделения ЛДПР и избирался он сроком на два года [35, л. 1].
6 августа 1999 г. Нальчикский городской суд вынес решение, в котором партия была признана прекратившей свою деятельность за несоблюдение действующего Закона о политических партиях и общественных организациях Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. 12 октября 2002 г. прошла первая учредительная конференция Кабардино-Балкарской региональной организации общероссийской общественно-политической организации ЛДПР, на которой было принято решение о возобновлении деятельности региональной партии, принятие нового Устава и Программы. 10 октября 2006 г. Кабардино-Балкарская региональная организация ЛДПР прошла перерегистрацию в Минюсте КБР и была переименована в Кабардино-Балкарское региональное отделение политической партии ЛДПР. С 2006 г. организация название не меняла [35, л. 1].
Кабардино-Балкарское региональное отделение ОПОО «Отечество» (КБ РО ОПОО «Отечество») было образовано 8 декабря 1998 г. под председательством первого заместителя Председателя Правительства КБР Ю.К. Альтудова. Но уже к марту 1999 г. на V съезде регионального отделения ОВР он был освобожден от обязан-
ностей Председателя региональной организации «Отечество - Вся Россия» и назначен З. А. На-хушев, на тот момент занимавший должность Председателя Совета Республики Парламента КБР [7, с. 1]. Высшим руководящим органом КБ РО ОПОО «Отечество» являлась конференция, которая созывалась не реже одного раза в шесть месяцев. Контрольный орган регионального отделения - контрольно-ревизионная комиссия. В период между конференциями региональным отделением руководил Совет, состоявший из 18 человек, избираемый сроком на один год. При региональном отделении было создано 11 местных отделений [34, л. 1,2].
Деятельность регионального отделения ОВР в 1999 г. сводилась к следующему. Во-первых, к конструктивному взаимодействию местных отделений ОВР и глав муниципальных образований, принимающих активное участие в работе Советов регионального и местных отделений «Отечества». Например, из 130 глав муниципальных образований 62 являлись председателями местных отделений ОВР [30, л. 16] Во-вторых, велась активная работа по поддержке блока на парламентских выборах. 1 декабря 1999 г. в Нальчике состоялся митинг в поддержку избирательного блока ОВР, в котором приняли участие 1500 чел. Участники митинга жестко осудили беспрецедентную травлю, которой подверглись лидеры блока со стороны СМИ [14, л. 65].
Несмотря на сокращение численности ОВР в Кабардино-Балкарии (уменьшение на 1854 человека, что составило в общей сложности 30 %. Наибольшие потери имели Майский район (61,2 %), Зольский район (55,4 %) и г. Прохладный (51,4 %). Наименьшие - Прохладненский район (12 %), г. Нальчик - 18,2 %, Черекский район (20 %), Баксанский район (20,8 %) [18, л. 4]), позиции ОПОО «Отчество» в республике были достаточно прочными. Так, среди депутатов Советов местного самоуправления в Урванском районе 80% от общего числа депутатов были представители «Отечества». В Городском Совете местного самоуправления г. Нальчика из 35 депутатов - 19 члены «Отечества». В Черекском районе в Совет местного самоуправления входили 11 человек от «Отечества», что составляло 62% от общего числа [18, лл. 13, 14, 17].
В 2001 г. произошло слияние блока ОВР с движением «Единство» в партию «Единая Россия». В связи с чем, на IV съезде ОПОО «Отечество» 9 апреля 2002 г. было принято решение о самороспуске ОВР. 9 февраля 2002 г. уже в соответствии с Уставом регионального отделения ОПОО «Оте-чество-вся Россия» было ликвидировано Кабардино-Балкарское региональное отделение ОПОО ОВР [27, л. 2].
Таким образом, партогенез в Кабардино-Балкарии в 90-х гг. ХХ в. начался позже, чем на федеральном уровне и стал результатом общих тенденций российского партийного строительства. Деятельность региональных отделений федеральных политических партий и движений можно охарактеризовать следующим образом:
• формировались они как избирательные штабы в период выборных компаний 90-х гг. и, несмотря на активность, они так и смогли в полной мере стать субъектами региональной политики и завоевать устойчивые позиции в политическом пространстве Кабардино-Балкарии; (роль региональных политических партий в период выборов будет рассмотрена в дальнейшем);
• ярко выраженного партийного плюрализма в Кабардино-Балкарии не сложилось (впрочем, как и на федеральном уровне), так как региональные партии не смогли выстроить отношения сотрудничества с местной властью. Ни партии коммунистической, ни либерально-демократической направленности, сформировавшиеся в указанный период, не имели влияния на органы власти в регионе, хотя лидерство и оппозиционность в республике «левых» партий были очевидными;
• оставаясь малочисленными, за исключением КП КБР, региональные отделения политических российских партий не имели определенной социальной базы, соответственно значительной поддержкой населения не пользовались.
К началу 2000 г. в Кабардино-Балкарии сформировалась своего рода «двухпартийная система», при которой на политической арене появилась новая «партия власти» («Единая Россия») и оппозиция. Их деятельность в дальнейшем изменит расстановку сил в республике.
Источники и литература
1. Аккиева С.И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (постсоветский период). М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН. 2002. 441 с.
2. Боров А.Х. Кабардино-Балкария на выборах 1990-х г.: поиск стабильности в нестабильной политической среде. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. №5(73). С. 166-170.
3. Второй этап II съезда ОПОО Отечество // Архив официального сайта ОПОО Отечество. URL:http://web.archive.org/ web/20010311232852/http://www.otech.ru/docs/22.html. (Дата обращения: 20.08. 2020).
4. Гельман В.Я. О становлении российской партийной системы и практиках политических коалиций // Полис. 1997. №3. С. 188-191
5. Голосов В.Т. Партийные системы России и стран Восточной Европы: тенденция, структура, динамика. М.: Магистр, 1999. 284 с.
м
fr I
6. Гугова М.Х. Формирование многопартийности в Кабардино-Балкарии в последней четверти ХХ в. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2007. №1(17). С. 123-135.
7. Дюверже М. Политические партии. М.: академический проект, 2000. 538 с.
8. Кабардино-Балкарская правда. 1999. 30 марта.
9. Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы. Размышления по поводу применения транзитологической парадигмы при изучении посткоммунистических трансформаций/Полис. 2004. № 4. С. 6-27.
10. Кобринский А. Лидеры ЛДПР, КПРФ и «Яблока» в Государственной Думе 1995 - 1999. По материалам стенограмм пленарных заседаний Государственной Думы. М.: МГУ, 2003. 503 с.
11. Коргунюк Е.Г. Становление партийной системы в современной России. М.: Фонд ИНДЕМ, Московский городской педагогический университет, 2007. 544 с.
12. Коргунюк Е.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие) М.: Ва-гриус, 1996. 249 с.
13. Лапаева В.В. Становление многопартийности в России (социально-правовой анализ) // Государство и право. 1995. №8. С. 3-13.
14. Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции// Полис. Политические исследования. 1999. № 6. С. 70-80.
15. Лебедев В. А. Идеологическое многообразие и российская многопартийность: размышления о судьбе статьи 13 Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. №11. С. 2-5.
16. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследовании. М.: Аспект Пресс, 1997. 287 с.
17. Липсет С., Роккан С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей. Предварительные замечания // Политическая наука. 2004. №4. С. 204-234.
18. Макаренко Б.И. Партийная система в России: эволюция, нынешнее состояние и перспективы. М.: Центр Карнеги, Центр полит. исслед. 2001. С. 11.
19. Моя республика. 1997. 30 октября.
20. Программа Аграрной партии России. Принята на учредительном съезде АПР 23 февраля 1993 г. URL: http:// viperson.ru/articles/programma-agrarnoy-partii-rossii. (Дата обращения: 6.10.2020).
21. Тетуев А.И. Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции. Нальчик: Принт Центр, 2018. 240 с.
22. Управление центра документации новейшей истории Архивной службы КБР (далее - УЦДНИ АС КБР). Ф. 2623.
Оп. 1. Д. 1.
23. УЦДНИ АС КБР Ф. 2623. Оп. . Д. 10.
24. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2623. Оп. . Д. 14.
25. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2623. Оп. . Д. 60.
26. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2623. Оп. . Д. 61.
27. УЦДНИ АС КБР Ф. 2638. Оп. . Д. 1.
28. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2638. Оп. . Д. 118.
29. УЦДНИ АС КБР Ф. 2638. Оп. . Д. 12.
30. УЦДНИ АС КБР Ф. 2638. Оп. . Д. 34.
31. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2638. Оп. . Д. 39.
32. УЦДНИ АС КБР Ф. 2638. Оп. . Д. 97.
33. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д. 17.
34. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д. 2.
35. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д. 22.
36. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д. 34.
37. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д. 35.
38. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д. 4.
39. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д. 76.
40. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д.21. Л. 1-21
41. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д23.
42. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2665. Оп. . Д9.
43. УЦДНИ АС КБР Ф. 2679. Оп. . Д. 1.
44. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2692. Оп. . Д. 161.
45. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2692. Оп. . Д. 23.
46. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2692. Оп. . Д. 36.
47. Хенкин С.М. «Партия власти»: штрихи к портрету // Полития. 1997. 31(3). С. 28 -36.
48. Шашкова Я.Ю. Динамика руководящего состава региональных отделений политических партий в Юго-Западной Сибири в 1990-2000-е гг. // Вестник Томского государственного университета. 2016. №413. С. 162 - 171.
49. Шмачкова Т.В. Теории коалиции и становление российской многопартийности: методики рационализации политического процесса // Полис. 1996. №5. С.28-52.
References
1. Akkieva S.I. Razvitie etnopoliticheskoj situacii v Kabardino-Balkarskoj Respublike (postsovetskij period). (Development of the ethnopolitical situation in the Kabardino-Balkar Republic (post-Soviet period). Moscow: In-t of ethnology and anthropology of the Russian Academy of Sciences publ, 2002. 441 p. (In Russian).
2. Borov A.H. Kabardino-Balkariya na vyborah 1990-h g.: poisk stabil'nosti v nestabil'noj politicheskoj srede (Kabardino-Balcaria in the elections of the 1990s: the search for stability in an unstable political environment) // Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2016. No. 5(73). P. 166-170. (In Russian).
3.
4.
5.
6.
7.
9.
Vtoroj etap II s»ezda OPOO Otechestvo (The second level congress OPOO Native land). URL:http://web.archive.org/ web/20010311232852/http://www.otech.ru/docs/22.html. (Accessed: 20.08. 2020). (In Russian).
Gel'man V.Ya. O stanovlenii rossijskoj partijnoj sistemy i praktikah politicheskih koalicij. (On the formation of the Russian party system and the practices of political coalitions) // Polis. 1997. No. 3. P. 188-191. (In Russian). Golosov V.T. Partijnye sistemy Rossii i stran Vostochnoj Evropy: tendenciya, struktura, dinamika. (Party systems of Russia and Eastern Europe: trend, structure, dynamics). Moscow: Master, 1999. 284 p. (In Russian).
Gugova M.H. Formirovanie mnogopartijnosti v Kabardino-Balkarii v poslednej chetverti HH v. (Formation of multi-partyism in Kabardino-Balkariya in the last quarter of the 20th century) // Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2007. No. 1(17). P. 123-135. (In Russian).
Dyuverzhe M. Politicheskie partii (Political parties) Moscow: An academic project, 2000. 538 p. (In Russian). Kabardino-Balkarskaya pravda. March 30. 1999. (In Russian).
Karl T.L., Shmitter F. Demokratizaciya: koncepty, postulaty, gipotezy. Razmyshleniya po povodu primeneniya tranzitologicheskoj paradigmy pri izuchenii postkommunisticheskih transformacij. (Democracy: concepts, postulates, hypotheses. Reflections on the application of the transit paradigm in the study of post-communist transformations) // Polis. 2004. No. 4. P. 6-27. (In Russian).
10. Kobrinskij A. Lidery LDPR, KPRF i «Yabloka» v Gosudarstvennoj Dume 1995 - 1999. Po materialam stenogramm plenarnyh zasedanij Gosudarstvennoj Dumy. (Leaders of the LDPR, cpr and Yabloko in the State Duma 1995 - 1999. According to the transcripts of the plenary sessions of the State Duma). Moscow: MSU publ., 2003. 503 p. (In Russian).
11. Korgunyuk E.G. Stanovlenie partijnoj sistemy v sovremennoj Rossii. (The formation of a party system in modern Russia. M.: INDEM Foundation). Moscow City Teachers' University, 2007. 544 p. (In Russian).
12. Korgunyuk E.G., Zaslavskij S.E. Rossijskaya mnogopartijnost' (stanovlenie, funkcionirovanie, razvitie). (Russian Multiparty (formation, functioning, development)) Moscow: Vagrius, 1996. 249 p. (In Russian).
13. Lapaeva V.V. Stanovlenie mnogopartijnosti v Rossii (social'no-pravovoj analiz). (Becoming multiparty in Russia (social and legal analysis))//State and law. 1995. No. 8. P. 3-13. (In Russian).
14. Lapkin V.V., Pantin V.I. Politicheskie orientacii i politicheskie instituty v sovremennoj Rossii: problemy koevolyucii. (Political orientations and political institutions in modern Russia: the problems of co-evolution)// Polis. Political research. 1999. No. 6. P. 70-80. (In Russian).
15. Lebedev V. A. Ideologicheskoe mnogoobrazie i rossijskaya mnogopartijnost': razmyshleniya o sud'be stat'i 13 Konstitucii Rossijskoj Federacii. (Ideological Diversity and Russian Multipartyism: Reflections on the Fate of Article 13 of the Constitution of the Russian Federation) // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2010. No. 11. P. 2-5. (In Russian).
16. Lejphart A. Demokratiya v mnogosostavnyh obshchestvah: sravnitel'noe issledovanii (Democracy in multi-part societies: comparative research). Moscow: Aspect Press, 1997. 287 p. (In Russian).
17. Lipset S., Rokkan S. Struktury razmezhevanij, partijnye sistemy i predpochteniya izbiratelej. Predvaritel'nye zamechaniya (Structures of disassociation, party systems and preferences of voters. Preliminary observations) // Politicheskaja nauka. 2004. No. 4. P. 204 - 23. (In Russian).
Makarenko B.I. Partijnaya sistema v Rossii: evolyuciya, nyneshnee sostoyanie i perspektivy. (Party system in Russia: evolution, current state and prospects). Moscow: Carnegie Center, Political Center. Research publ, 2001. (In Russian). Moya respublika. 1997. October 30. (In Russian).
Programma Agrarnoj partii Rossii. Prinyata na uchreditel'nom s»ezde APR 23 fevralya 1993 g. (The program of the Agrarian Party of Russia. Adopted at the founding congress of the APR on February 23, 1993).URL: http://viperson.ru/ articles/programma-agrarnoy-partii-rossii. (Accessed: 06.10.2020). (In Russian).
Tetuev A.I. Etnopoliticheskie processy v Kabardino-Balkarii v period sistemnoj transformacii rossijskogo obshchestva: osobennosti i osnovnye tendencii (Ethnopolitical processes in Kabardino-Balkariya during the systemic transformation of Russian society: features and major trends). Nalchik: Print Center, 2018. 240 p. (In Russian).
22. Directorate of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archival Service of the KBR (UTSDNI AS KBR). F. 2623. Inv. 1. D. 1. (In Russian).
23. ODCMH AS CBR. F. 2326.Inv. 1. D. 10. (In Russian).
D. 14. (In Russian). D. 60. (In Russian). D. 61. (In Russian). D. 1. (In Russian).
18
19
20
21
24. ODCMH AS CBR. F. 2623. Inv. 1
25. ODCMH AS CBR. F. 2623. Inv. 1
26. ODCMH AS CBR. F. 2623. Inv. 1
27. ODCMH AS CBR. F. 2638. Inv. 1
28. ODCMH AS CBR. F. 2638. Inv. 1
29. ODCMH AS CBR. F. 2638. Inv. 1
30. ODCMH AS CBR. F. 2638. Inv. 1
31. ODCMH AS CBR. F. 2638. Inv. 1
32. ODCMH AS CBR. F. 2638. Inv. 1
33. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
34. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
35. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
36. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
37. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
38. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
39. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
40. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
41. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
42. ODCMH AS CBR. F. 2665. Inv. 1
D. 118. (In Russian) D. 12. (In Russian) D. 34. (In Russian) D. 39. (In Russian) D. 97. (In Russian) D. 17. (In Russian) D. 2. (In Russian). D. 22. (In Russian) D. 34. (In Russian) D. 35. (In Russian) D. 4. (In Russian). D. 76. (In Russian) D. 21. (In Russian) D. 23. (In Russian) D. 9. (In Russian).
м
fr I
43. ODCMH AS CBR. F. 2679. Inv. 1. D. 1. (In Russian).
44. ODCMH AS CBR. F. 2692. Inv. 1. D. 161. (In Russian).
45. ODCMH AS CBR. F. 2692. Inv. 1. D. 23. (In Russian).
46. ODCMH AS CBR. F. 2692. Inv. 1. D. 36. (In Russian).
47. Henkin S.M. «Partiya vlasti»: shtrihi k portretu. («Party of Power»: touches to touches to the portrait.) // Politia. 1997. No. 31(3). P. 28-36. (In Russian).
48. Shashkova Ya.Yu. Dinamika rukovodyashchego sostava regional'nyh otdelenij politicheskih party v Yugo-Zapadnoj Sibiri v 1990-2000-e gg. (The dynamics of the leadership of the regional branches of political parties in South-Western Siberia in the 1990s and 2000s) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. No. 413. Р 162-171. (In Russian).
49. Shmachkova T.V. Teorii koalicii i stanovlenie rossijskoj mnogopartijnosti: metodiki racionalizacii politicheskogo processa. (Theories of coalition and the formation of Russian multipartyism: methods of rationalization of the political process) // Polis. 1996. No. 5. P. 28-52. (In Russian).
Сведения об авторах
Шаожева Наталья Анатольевна - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (Нальчик) / disana05@ mail.ru
Гугова Марина Хабасовна - кандидат исторических наук, Института гуманитарных исследований - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (Нальчик) / gugowa@mail.ru
Information about the authors
Shaozheva Natal'ja - Doctor of Political Science, Lead Researcher, Center for Social and Political Studies, Kabardino-Balkaria Research Center of the Russian Academy of Sciences (Nalchik) / disana05@mail.ru
Gugova Marina - PhD in History, Institute of Humanities Studies - a branch of the Federal State Budgetary Research Institution Kabardino-Balkaria Research Center of the Russian Academy of Sciences (Nalchik) /gugowa@mail.ru