Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА "НОРМАНДИЯ-НЕМАН"'

ФОРМИРОВАНИЕ И БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА "НОРМАНДИЯ-НЕМАН" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маков Михаил Александрович

9 октября 2007 года в Москве был открыт памятник боевому содружеству советских и французских лётчиков во Второй мировой войне. Событие неординарное хотя бы потому, что этот символ боевого братства открывали Президент Российской Федерации В.В. Путин и Президент Французской Республики Н. Саркози. Странно в этой истории другое. На всю страну диктор Первого канала дал анонс, где говорилось, что памятник открывается в честь французской эскадрильи «Нормандия-Неман». Однако в выступлении российского президента прозвучало, что весомый вклад в нашу общую Победу внёс истребительный авиационный полк «Нормандия-Неман». Возможно, об этом и говорить не стоит, и мало кто обратил на этот факт внимание. Да и столь ли уж важно, что это было: эскадрилья или полк, ведь немало лет прошло с той поры. Но всё-таки любого человека, изучающего военную историю, это не может не волновать. Во многих энциклопедиях и словарях есть упоминания о легендарной французской авиационной части, и все они однозначно говорят, что это был полк. Предлагаемая статья приглашает читателей «Военно-исторического журнала» обратиться к истории этого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА "НОРМАНДИЯ-НЕМАН"»

3559132человека были выявлены и взяты на учёт, остальных, более 1,2миллиона человек, можно считать погибшими3.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Repatriato — возвращение на родину. Надо отметить, что к концу войны на территории Германии и Австрии насчитывалось около 14млн человек, принудительно вывезенных гитлеровцами из других государств.

2 Часть граждан следует считать внутренними перемещёнными лицами, ибо они возвращались в освобождённые регионы из Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Правобережной Молдавии, Северной Буковины, но в отчётах указывались как репатрианты. Таких гражданских лиц по состоянию на 1марта 1946г. насчитывалось 873тыс. 4человека. К тому же десятки тысяч потерявших работоспособность «иностранных рабочих» были возвращены гитлеровцами в 1942—1943гг. на оккупированную ими территорию СССР. См.: Земсков В.Н. К вопросам о репатриации советских граждан. 1944—1951годы // История СССР. №4. 1990. С. 28, 37, 40.

3 См.: Лавренёв С.Я., Попов И.М. Крах III Рейха. М., 2000. С.444.

Маков Михаил Александрович — полковник запаса, доцент (г.Саратов)

формированиЕ и боевАЯ деятельность истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман»

9 октября 2007 года в Москве был открыт памятник боевому содружеству советских и французских лётчиков во Второй мировой войне. Событие неординарное хотя бы потому, что этот символ боевого братства открывали Президент Российской Федерации В.В. Путин и Президент Французской Республики Н. Саркози. Странно в этой истории другое. На всю страну диктор Первого канала дал анонс, где говорилось, что памятник открывается в честь французской эскадрильи «Нормандия-Неман». Однако в выступлении российского президента прозвучало, что весомый вклад в нашу общую Победу внёс истребительный авиационный полк «Нормандия-Неман».

Возможно, об этом и говорить не стоит, и мало кто обратил на этот факт внимание. Да и столь ли уж важно, что это было: эскадрилья или полк, ведь немало лет прошло с той поры. Но всё-таки любого человека, изучающего военную историю, это не может не волновать.

Во многих энциклопедиях и словарях есть упоминания о легендарной французской авиационной части, и все они однозначно говорят, что это был полк. Предлагаемая статья приглашает читателей «Военно-исторического журнала» обратиться к истории этого вопроса.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Советское правительство оказывало поддержку всем силам, которые были готовы вести борьбу против фашизма, в том числе и французским патриотам, сражавшимся против Германии.

В 1940 году в Лондоне было основано антифашистское движение «Свободная Франция» (с 1942 г. «Сражающаяся Франция»). 24сентября 1941 года в английской столице учредили Французский национальный комитет во главе с Шарлем де Голлем. Через два дня Советское правительство признало комитет «как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились...»1, одновременно выразив готовность оказать французам всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с гитлеровской Германией и ее союзниками.

В феврале 1942 года по инициативе Французского национального комитета в Лондоне начались переговоры о формировании французской авиационной части в СССР2. Затем они были продолжены в Москве генералом Э.ПетиЗ, прибывшим в СССР в качестве постоянного военного представителя Французского национального комитета. В последующем он стал главой французской военной миссии и находился в Советском Союзе в течение всей Великой Отечественной войны.

31 марта 1942 года Э. Пети встречался с заместителем уполномоченного Ставки Верховного Главнокомандования по иностранным формированиям генерал-майором Л.П. Панфиловым. Во время переговоров обсуждался вопрос о формировании французской авиационной части. Результаты этой встречи Э.Пети изложил на следующий день в телеграмме генералу Ш. де Голлю. «Советское правительство, — указывалось в телеграмме, — командование и народ горячо желают, чтобы войска "Свободной Франции" сражались вместе с Советской Армией, дабы скрепить дружбу братством по оружию»4.

Начатые переговоры завершились 25 ноября 1942 года подписанием соглашения об участии французских авиационных частей в боевых операциях на советско-германском фронте. Соглашением предусматривалось формирование в СССР истребительной авиационной эскадрильи. Его подписали заместитель командующего ВВС Красной армии (КА) генерал-лейтенант авиации Ф.Я. Фалалеев и бригадный генерал Э. Пети.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Документы и материалы. М.: Госполитиздат, 1959. С. 47.

2 Франсуа де Жоффр. Нормандия — Неман. Воспоминания военного лётчика / Пер. с фр. М.: Воениздат, 1960. С.14.

з Генерал Э. Пети — глава французской военной миссии в СССР во Второй мировой войне. После окончания войны являлся президентом-исполнителем общества «Франция — СССР». В связи с восьмидесятилетием со дня рождения указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1968 г. генерал Э. Пети был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

4 Шарль де Голль. Военные мемуары. Призыв. 1940—1942годы / Пер. с фр. М.: ИЛ, 1957. С.

798.

военное искусство

БОБРОВ Михаил Александрович —

заместитель начальника научно-исследовательского отдела ВВА им. Ю.А. Гагарина, полковник, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (пгт. Монино Московской обл.)

борьба за господство в воздухе на советско-германском фронте. 1941—1945 гг.

Разработка теории борьбы за господство в воздухе строилась советской военной наукой в предвоенные годы на основе опыта межвоенных локальных вооружённых конфликтов и начавшейся в сентябре 1939 года Второй мировой войны. И уже тогда эта проблема рассматривалась не изолированно от военных действий, а как часть всей вооружённой борьбы. Так, в проекте Полевого устава Красной армии (1939 г.) подчёркивалось, что «главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в бою и операции», а также «в обеспечении господства в воздухе»1. Добиваться последнего предполагалось уничтожением вражеских авиационных группировок, запасов авиационного горючего, боеприпасов и других материальных средств противника, разрушением его предприятий авиационной промышленности, срывом планомерной подготовки лётно-технических кадров2.

С учётом всё возрастающей роли авиации в войне Военно-воздушные силы Красной армии (ВВС КА) строились как самостоятельный вид Вооружённых сил. Они включали: авиацию Главного командования (дальнебомбардировочную), фронтовую (ВВС военных округов), армейскую (ВВС общевойсковых армий) и войсковую (корпусные авиаэскадрильи). Удельный вес первой из них составлял 13,5, второй — 40,5, третьей — 43,7 и четвёртой — 2,3 проц. При этом в боевом составе ВВС пяти западных военных округов истребители составляли 59, бомбардировщики — 31, штурмовики — 4,5, разведчики — 5,5 проц.

Война убедительно показала, что господство в воздухе — не самоцель, а лишь одно из важнейших условий для достижения победы над врагом, которую можно одержать только объединёнными усилиями и в тесном взаимодействии всех родов войск и видов Вооружённых сил. От успешной борьбы за такое превосходство в значительной степени зависели и ход, и исход всей вооружённой борьбы на советско-германском фронте. Он, этот успех, ощутимо влиял на характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.