Научная статья на тему 'Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман'

Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3117
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болотова Олеся

В центре данного исследования находится проблема участия авиаполка «Нормандия-Неман» в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Как известно, свой вклад в разгром фашизма внесли многие страны Европы, в том числе и Франция. Французские летчики авиаполка «Нормандия-Неман» вписали много славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Актуальность данной темы очевидна. Объектом исследования является боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман». Хронологические рамки исследования охватывают боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман» с декабря 1942 года по май 1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман»

Автор:

Болотова Олеся, Городской дворец творчества детей и молодежи, г. Набережные Челны Республики Татарстан

Научный руководитель:

Л.П.Ерохина

Работа стала лауреатом XVII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского в 2010 году

Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман

В центре данного исследования находится проблема участия авиаполка «Нормандия-Неман» в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Как известно, свой вклад в разгром фашизма внесли многие страны Европы, в том числе и Франция. Французские летчики авиаполка «Нормандия-Неман» вписали много славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Актуальность данной темы очевидна.

Объектом исследования является боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман».

Хронологические рамки исследования охватывают боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман» с декабря 1942 года по май 1945.

Степень разработанности проблемы

В период с 1970 по 1990 годы школы и клубы нашей страны вели поисково-изучающую работу в данном направлении под руководством Советского комитета ветеранов войны и Ассоциации французских летчиков. В постперестроечный период проводилось мало исследований, посвященных данной теме. Сегодня эта работа практически не ведется. В этом я убедилась, проведя опрос среди старшеклассников лицея № 78 им. А. Пушкина г. Набережные Челны. Результат был такой: знают о существовании полка 7% учащихся, остальные 93% не знают. В клубе «Лингва» Городского дворца детского творчества, где я занимаюсь, в объединении «Друзья французского языка» существует литература, газетные публикации, письма французских летчиков и советских механиков, фотографии, памятные значки. Вышеперечисленные материалы были мною изучены, составлен текст экскурсии, оформлена выставка, проведены 5 экскурсий для школьников нашего города. Планируется еженедельное проведение экскурсий в связи с приближающимся 65-летием побе-

Болотова Олеся

ды над фашизмом. При изучении данной проблемы использовалась литература четырех видов:

1. Книги, посвященные боевому пути авиаполка «Нормандия-Неман». Наиболее интересны следующие книги:

Лукашин В.И. «Против общего врага»; Захаров Г.Н. «Я - истребитель»; Беловол Н., Лавриненков В. «Шкала Чести»; Франсуа де Жоффр. «Нормандия-Неман»; Яковлев А.С. «Цель жизни».

2. Письма французских летчиков и советских механиков, непосредственно участвовавших в боевых действиях на советско-германском фронте в период с декабря 1942 года по май 1945 года. Письма, воспоминания летчиков и механиков явились особым источником, раскрывающим данную проблему. Они содержат достоверные факты, подтверждающие участие французских летчиков в разгроме фашизма и в становлении дипломатических российско-французских отношений.

3. Фотографии и копии документов летчиков и механиков авиаполка «Нормандия-Неман».

4. Материалы периодической печати, посвященные данной проблеме.

Таким образом, использованные в исследовании источники позволяют проследить боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман».

Цель данной исследовательской работы состоит в том, чтобы показать роль авиаполка «Нормандия-Неман» в разгроме фашизма и становлении российско-французского сотрудничества. В соответствии с целью определены следующие исследовательские задачи:

- изучить литературу по данной проблеме, архив писем и фотографий;

- выяснить, на каком фронте воевал полк «Нормандия-Неман», в каких военных операциях принимал участие;

- рассмотреть примеры боевого содружества французских летчиков, советских летчиков и механиков в годы Великой Отечественной войны;

- выяснить причины успеха, изучить итоги боевой работы, награды авиаполка.

- разработать текст экскурсии по теме «Боевое содружество»;

- познакомить школьников моего города с боевым путем авиаполка «Нормандия-Неман» через организацию экскурсий. Практическая значимость моей исследовательской работы

заключается в том, что она представлена в виде экскурсии и выставки архивных документов, видеофильма, которые могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного образования, школ города в учебно-воспитательной работе. Таким образом, знакомство с разработанными материалами позволит формированию у школьников интернациональных и патриотических чувств, взглядов и убеждений.

«Нормандия-Неман» - символ французско-российской дружбы

Более 60 лет народ нашей страны живет в мире, но история Великой Отечественной войны не забыта, она хранит много славных страниц героизма, мужества, стойкости советских солдат. Их имена не забыты, навечно в памяти людской. В истории Великой Отечественной войны есть и страницы братской дружбы, страницы боевого содружества (приложение № 1).

Замечательной страницей дружбы и сотрудничества нашей страны и Франции называют боевое сотрудничество полка «Нормандия-Неман», рожденное в годы Великой Отечественной войны. Год 1942. После упорной борьбы на Волге героическая Советская Армия перешла в наступление. Взоры всех патриотов Франции, которые боролись против фашизма, были обращены к СССР. Растерзанной и растоптанной пала Франция к ногам фашистов. Французское правительство не оказало должного сопротивления и капитулировало. Но капитуляция Франции не означала, что покорился французский народ. Французы не могли смириться с захватом их страны и организовали яростное сопротивление. В марте 1942 года Национальный комитет «Свободной Франции» обратился к правительству СССР с предложением направить в Советский Союз французских летчиков и механиков для участия в боевых действиях против фашистов.

25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. В декабре 1942 года первые французские добровольцы (их было 14 летчиков и 58 механиков) прибыли в СССР. Формирование эскадрильи проходило на аэродроме в городе Иваново. Первым командиром полка «Нормандия-Неман» был Жан Луи Тюлян (приложение № 2). Французские летчики назвали свой полк «Нормандия». Почему? Нормандия - так называется северная провинция Франции (приложение № 3). Она больше других областей Франции пострадала от фашистов, и французские летчики решили отомстить за поруганную и разрушенную Нормандию. Первый командир полка «Нормандия-Неман» тогда сказал: «Пусть это название всегда будет напоминать нам о муках и страданиях наших жен и детей. Пусть оно переполняет наши сердца ненавистью к проклятому врагу и станет постоянным призывом к беспощадной борьбе» [12, с. 13]. Эмблемой полка стала эмблема Нормандии (приложение № 4). Львы на гербе обозначают силу, мужество и отвагу. И если немецкие летчики видели на фюзеляжах самолетов разукрашенных львов со стрелой, они знали, что в бой летят французские летчики. Гитлер издал специальный указ, в котором говорилось о том, что французские летчики не берутся в плен и не отправляются в концлагеря, а расстреливаются на месте точно так же, как и партизаны. Но это нисколько не пугало французских летчиков, и они

1 Болотова Олеся

вылетали на боевые задания, чтобы громить врага. У французских летчиков были свои знаки отличия, своя форма. Но летали они на советских самолетах: ЯК-1, ЯК-3, ЯК-9, ЯК-7, ЯК-9т (приложение № 5). Днем французские летчики громили врага в небе, а ночью советские механики в любую погоду при свете керосиновых ламп проводили технический осмотр, ремонтировали самолеты.

Начало боевых действий

4 декабря 1942 года эскадрилья была включена в состав советских военно-воздушных сил и начала тренировочные полеты на аэродроме в городе Иваново. 22 марта 1943 года, после того как французские летчики овладели самолетами ЯК, они вылетели на боевое задание. Эскадрилья «Нормандия» была направлена на западный фронт.

Западный фронт

(Баграмян И.Х.)

3-й Белорусский фронт

1 Первая Воздушная Армия

| (ГромовА.)

1 303-я Смоленская краснознаменная Ордена Суворова дивизия

| (генерал Захаров Г.Н.) (приложение № 6)

18-й гвардейский Авиаполк «Норман- 9-й гвардейский 523-й истребительный

Истребительный дия» (Жан Луи Тюлян истребительный авиаполк (генерал

Авиационный Пьер Пуйяд,Луи авиаполк (Лавренен- Пильщиков А.)

Витебский дважды Дельфино) ков В.)

краснознаменный

Ордена Суворова

Полк (Голубов А.Е)

5 июня 1943 года в жизни эскадрильи «Нормандия» произошло знаменательное событие. Она была переформирована в авиаполк «Нормандия». Теперь в полку было 4 эскадрильи, которые носили название французских городов и их эмблемы: Руан, Гавр, Шербур, Кан (приложение №7).

Боевое оружие. ЯКи

4 декабря 1942 года эскадрилья «Нормандия» была включена в состав советских военно-воздушных сил нашей страны, после подготовки в городе Иваново в марте 1943 года начинает боевые действия. На вооружение «Нормандии» были даны лучшие советские самолеты-истребители: ЯК-1, ЯК-3, ЯК-9, ЯК-7, ЯК-9т авиаконструктора Яковлева Александра Сергеевича. Самолет ЯК по своим техническим данным немного превосходил «Мессершмидты» и «Фокке-Вульфы». Преимущество самолетов типа ЯК состояло в том, что эти самолеты были меньше весом, была большая сила огня,

машиной могли управлять летчики, имевшие небольшую подготовку. Успехи французских летчиков были во многом обеспечены советскими самолетами. Только в октябре 1943 года «Нормандия» сбила 119 немецких самолетов, со своей же стороны французы имели только двух раненых летчиков. Именно в это время «Нормандия» была вооружена самолетами ЯК-3, а сбитыми немецкими самолетами в основном были «Мессершимиты-109г» и «Фокке-Вульфы-190». Почему же французские летчики одерживали победу на самолетах ЯК? Потому что это был самый легкий истребитель в мире, он мог легко маневрировать и лететь близко к земле. За создание такой прекрасной машины А.С. Яковлев был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (приложение № 8).

Боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман»

Полк «Нормандия-Неман», начав свой боевой путь в городе Иваново в марте 1943 года, прошел по территории Белоруссии, Украины, Прибалтики, участвуя в операциях:

1. Ржевско-Вяземской;

2. Брянской;

3. Орловско-Курской;

4. Смоленской.

Полк принял участие в освобождении Белоруссии и Литвы, а также в первой и второй Восточно-Прусской, Кенигсбергской операциях. Закончил свой боевой путь полк «Нормандия-Неман» в мае 1945 года под городом Эльбингом (Восточная Пруссия). Когда «Нормандия-Неман» освобождал Литву, то очень жестокие бои шли за взятие реки Неман. По рассказам очевидцев-ветеранов, « вода в реке была красной от крови людской», но враг был побежден. Река Неман была успешно форсирована. За участие в форсирование реки Неман полку было присвоено звание «Неман». И в 1945 году, когда закончилась война, и полк полетел во Францию, в его названии было два слова: одно французское - «Нормандия», другое русское - «Неман».

Примеры боевой дружбы. Побратимы русского неба

Французские летчики навсегда стали побратимами русского неба. В истории совместной борьбы советского и французского народов против фашизма есть много примеров боевого содружества, боевой товарищеской выручки, поддержки.

Героический подвиг французского летчика Морриса де Сейна и механика Владимира Белозуба, является символом нерушимой дружбы между французскими и русскими солдатами (приложение № 9 - Моррис де Сейн, приложение № 10 - Владимир Белозуб). Моррис де Сейн, пытаясь спасти своего друга Владимира Белозуба, погиб, но не выпрыгнул с парашютом. В свою очередь, Белозуб, отказался выпрыгнуть с парашютом с подбитого самолета, так как парашют был один на двоих.

Болотова Олеся

Ранней весной 1945 года самолет французского летчика Франсуа де Жоффра был подбит над Балтийским морем (залив Фриш Гав) (приложение №11). Летчик упал в нейтральные воды. Более 14 часов он проплавал в холодной воде, ухватившись за бревно. Когда стемнело, один советский солдат вызвался пойти в разведку. Рискуя жизнью, он спас француза. Имени этого солдата Франсуа де Жоффр не знал долгое время. Спустя 25 лет после окончания войны его имя стало известно. Это был рядовой советской армии Назарян. За этот подвиг он был представлен к французской награде (военный крест с шестью пальмами). После войны Франсуа де Жоффр написал книгу «Нормандия-Неман» или Воспоминания французского летчика».

Самолет советского летчика Николая Пинчука был подбит, он был ранен и упал на территорию, занятую фашистами (приложение №12).Враги могли его окружить и расстрелять на месте. Экипаж Роллана де Ля Пуап увидел эту ситуацию с воздуха и обстреливал местность, куда упал Пинчук, до тех пор, пока не подоспела помощь. Французские летчики, рискуя своей жизнью, не давали фашистам окружить Пинчука. Экипаж Роллана де Ля Пуап пролетел над землей на «бреющем полете», и Николай Пинчук был подобран с земли. Он был спасен!

Советский летчик Степан Филиппович Якубов спас жизнь летчику Жанну Эмоне (приложение № 13). Он сам был ранен, но вынес с поля боя раненого француза. За свой героический поступок Степан Филиппович был награжден французским крестом. Долгое время после войны дружили эти два солдата - французский и русский. Они были в гостях друг у друга. Степан Филиппович - во Франции, а Жанн Эмоне - в Одессе. Дружба, рожденная в суровые годы войны, не может быть забыта.

Советские механики полка

Крепкая дружба была между французскими летчиками и советскими механиками. Летчики очень ценили мастерство механиков, дорожили их дружбой. Вот что они говорили по этому поводу: «Советские механики своим героическим трудом в тяжелых фронтовых условиях обеспечивали высокую боевую готовность самолетов. Они - неутомимые люди, кажется, что они вовсе не отдыхают. Зато благодаря заботам технического состава наши Яки всегда в отличном порядке. И, честно говоря, в победе над врагом в воздухе заслуга принадлежит не только нам, летчикам, но и нашим друзьям - русским механикам» [12, с. 145]. Большое мастерство, самоотверженность, выносливость проявлял весь технический состав полка во главе с инженером - капитаном Сергеем Давыдовичем Агавельяном (приложение №14). Часто самолеты прилетали с боевого задания поврежденными, но техники и механики не давали им долго застаиваться. Одна бессонная ночь - и машины были готовы к вылету. Француз-

ских и советских солдат объединяла крепкая настоящая дружба, которая родилась в совместной борьбе против фашизма...

Имена техников-механиков полка (приложение №15): Гурилев Вениамин Геннадьевич; Зорихин Николай Михайлович (приложение №16); Луничкин Иван Иванович (приложение №17); Кузьмин Дмитрий Тимофеевич; Рыжов Федор Романович; Стрижак Иван Трофимович; Туниев Николай Михайлович (приложение №18); Васильев Александр Васильевич; Капралов Александр Алексеевич; Профателюк Михаил Григорьевич (приложение №19); Вдовин Иван Яковлевич; Ильин Игорь Ростиславович.

После войны Сергей Давыдович Агавельян руководил работой Советского Комитета ветеранов войны. Много раз ребята моего клуба встречались с ним. В клубе хранятся его письма. Николай Михайлович Зорихин после войны жил в городе Красноярске. Игорь Ростиславович Ильин после войны занимался научной работой в области сельского хозяйства. Одним словом, ветераны после войны вернулись к мирному труду, вели переписку с клубами и школами, в том числе и с моим клубом «Лингва» Городского дворца детского творчества.

Французские летчики - герои советского союза

Четыре французских летчика по окончании войны были удостоены высокого звания нашей Родины - звания Героя Советского Союза, это:

• Марсель Леффевр (посмертно) (приложение № 20);

• Марсель Альберт (приложение № 21);

• Жак Андре (приложение № 22);

• Роллян де ля Пуап (приложение № 23);

Марсель Леффевр навечно зачислен в списки 18-го гвардейского полка 303-й Смоленской авиадивизии. А это значит, что и сегодня имя Леффевра звучит каждый день на вечерней перекличке солдат 18-го полка. Марсель Леффевр был летчиком-- инструктором, он не только летал сам, но и учил летать молодых летчиков. Его самолет был подбит, но он выполнил все по инструкции. Посадив самолет на посадочную полосу, Марсель Леффевр освободил ее для своих товарищей, т.к. в любое время посадочная полоса могла быть нужной либо для взлета, либо для посадки. Но, когда он подрулил к стоянке, его самолет взорвался. Семь суток врачи боролись за жизнь Марселя. Но спасти летчика от полученных ожогов не удалось. После войны в нашей стране вышла почтовая открытка в память о Марселе Леффевре (приложение №24).

Болотова Олеся

Звание Героя Советского Союза было присвоено французскому летчику Жаку Андре. После войны он остался жив, и членам моего клуба удалось разыскать и установить с ним переписку. Вот что он пишет: «Люди всех стран могут сделать много хорошего и доброго, когда они борются за одни идеалы. Это вам, молодежи, предоставлено почетное право - бороться за будущее настойчиво и уверенно». После войны Жак Андре занялся цветоводством, выращивал новые сорта цветов (приложение №25).

Французский летчик Роллян де ля Пуап припыл в СССР в конце 1942 года с первой группой французских летчиков-добровольцев. Он провел несколько десятков воздушных боев, в которых сбил 16 вражеских самолетов. Вот что он пишет в одном из своих писем: «Воспоминания о полке «Нормандия-Неман», советско-французской дружбе живы в моей памяти». После войны Роллян де ля Пуап был занят мирным трудом, он работал директором дельфинария на юге Франции. А еще он создал самый маленький французский автомобиль (приложение №26).

Пьер Пуйяд был одним из командиров авиаполка «Нормандия-Неман», после войны он боролся за мир и дружбу между людьми всех стран (приложение №27). Бывший французский летчик был награжден международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами». После войны в нашей стране вышел почтовый конверт с изображением Пьера Пуйяда (приложение №28 - конверт, приложение № 29 - письмо).

Враг разбит. Долгожданный день победы

Весть о победе советского народа над фашистской Германией пришла в полк «Нормандия-Неман» утром 9 мая 1945 года. Полк базировался под Кенигсбергом на территории Восточной Пруссии. К ним пришло поздравление от главы французской военной миссии в СССР - дивизионного генерала Э. Пети. Он благодарил французских летчиков и советских механиков за одержанную победу. «Во имя службы и во имя блага Франции вы хорошо служили Родине, и вы вписали славную страницу в ее историю...», говорилось в телеграмме [12, с. 155].

Герой Советского Союза, французский летчик Жак Андре тогда сказал такие слова: «Было трудно, но мы объединились, выстояли в этой борьбе против фашизма. Мы победили!»

В тот день, 9 мая 1945 года, советские и французские солдаты, прошедшие суровые годы войны, поклялись друг другу в том, что они сделают все, чтобы хранить мир на Земле, Мир во имя светлого будущего детей.

Чуть позже в полк пришло известие от Главного маршала авиации А.А. Новикова, в котором сообщалось, что домой во Францию французские летчики полетят на своих боевых Яках. Советское командование передает 40 боевых машин, на которых воевали летчики, в дар Франции.

Гуманитарное направление Итоги боевой работы. Награды полка

За время пребывания на советско-германском фронте с 22 марта 1943 года по 9 мая 1945 года полк прошел славный боевой путь от Подмосковья до главного города Восточной Пруссии - Кенигсберга. Его летчики в общей сложности совершили более 5000 тысяч боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, в которых сбили 268 и подбили 80 немецких самолетов. Кроме того, атакуя наземные объекты, они уничтожили большое количество живой силы и боевой техники врага. За все время пребывания на советско-германском фронте полк потерял 42 летчика.

96 летчиков, проходивших службу в полку «Нормандия-Неман», были награждены 112 орденами и медалями Советского Союза.

Полк награжден советскими и французскими орденами и медалями.

Французские награды:

1. Орден Почетного Легиона;

2. Орден Освобождения;

3. Военная медаль;

4. Военный крест с шестью (золотыми) пальмами.

Советские награды:

1. Золотая звезда Героя Советского Союза;

2. Орден Ленина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Орден Красного Знамени;

4. Орден Александра Невского;

5. Орден Красной Звезды;

6. Медаль за Победу;

7. Медаль за взятие Кенигсберга.

8. Почетное звание «Неман» (приложение №30).

Смелость, умение и отвага личного состава полка 7 раз отмечались в приказах Советского Верховного Главнокомандующего, 4 раза - в приказах по Французским Вооруженным силам.

Возвращение на родину. Дружат ветераны полка

Французские летчики полка «Нормандия-Неман», оставшиеся в живых, возвращались домой во Францию. Советское командование приняло решение: подарить французским летчикам истребители ЯК-3, на которых они громили врага. Великая Отечественная война, длившаяся 5 лет, закончилась победой над фашизмом. Погибло около 27 миллионов советских людей. После войны ветераны стараются сделать все для того, чтобы рассказать молодому поколению о войне. И вот в 1960 году выходит художественный французско-советский фильм «Нормандия-Неман». В 1964 году нашу страну посетила делегация французских ветеранов полка во главе с генералом Луи Дельфино, Жаком Андре и Роллян де ля Пуап. 9 мая 1965 года советские ветераны

1 Болотова Олеся

приняли в Москве делегацию ветеранов полка во главе с Пьером Пуйядом. В Москве в Париже создавались Комитеты ветеранов полка «Нормандия-Неман». Мой клуб «Лингва» устанавливал с ними дружескую переписку и вел поисково-изучающую работу (приложение № 31, 32, 33, 34).

Подвиги французских и русских солдат не забыты.

Заключение

1. Участие французских летчиков авиаполка «Нормандия-Неман» в боевых действиях на территории СССР в составе рядов Советской Армии внесло большой вклад в разгром фашизма и способствовало становлению и укреплению дружбы и сотрудничества между СССР и Францией.

2. Исследованная проблема, тексты экскурсий, выставка материалов могут быть использованы педагогами школ города на учебных занятиях и в воспитательной работе.

3. Знакомство со страницами истории СССР и Франции будет способствовать воспитанию у учащихся интернациональных и патриотических чувств, взглядов, убеждений.

4. Вышеизложенный текст был составлен мною на основе изученных материалов (письма, фотографии французских летчиков и советских механиков, газетные статьи, литература). Г?

Список литературы

1. Андреев С. Крылом к крылу. - М.: Знание, 1962.

2. Баграмян И.Х. Тропою героев. - М.: Молодая гвардия, 1977.

3. Беловол Н., Лавриненков В. Шпага чести. - Киев: Изд-во политической литературы Украины, 1980.

4. Голиков А. Нормандия-Неман в Москве // Огонек. - 1977. -№32, август.

5. Грандова В. Крылом к крылу // Пионерская правда. - 1978. -№48.

6. Елинсон Л., Покровская К. Мы за правое дело дрались, камарад // Неделя. - 1985. - №19.

7. Ермаков Р. Нормандия-Неман снова в Туле // Молодой коммунар. - 1989. - 1 июля.

8. Ерусалимчик Л.Ф. Помнят те, кому выпало жить. - Мн., 1988.

9. Захаров Г.Н. Я - истребитель. - М.: Знание, Военное издательство, 1982.

10. Ильин И. В полку Нормандия-Неман // Днепропетровская правда. -1975. - 9 мая.

11. Курье И. Время войны. - Париж: Городская пресса, 1979.

Лукашин В.И. Против общего врага. -М.: Военное изд-во, 1965.

Луньков Ю. Свадьба в Нормандии-Неман // Неделя. - 1981. Михайлов П. Крылом к крылу // Известия. - 1981. - 15 декабря.

Пальм А. Память сердца // Комсомольская правда. - 1979. -28 апреля.

Пальм. А. Покровское - Париж // Работница. - 1981. Подвиг Нормандии // Знамя коммунизма. - 1982. -№224. -10 ноября.

Фельдзер К. Крылом к крылу // Техника молодежи. - 1981. -№1.

Франсуа де Жоффр. Нормандия-Неман. - М.: Военное изд-во, 1982.

Чудаков А. Как имя твое, пилот? // Комсомольская правда. -1987. - 20 сентября.

Чудаков А. Кто не вернулся из боя? // Комсомольская правда. -1987. - 13 сентября.

Щедрое И. В небесах мы летали одних // Правда. - 1985. -21 апреля.

Яковлев А.С. Цель жизни. - М.: Изд-во политической литературы, 1966.

Приложения

1. Боевой путь авиаполка «Нормандия - Неман» Сплотила дружба боевая. Сплотила ненависть всех нас, И мы сражались, побеждая В суровый грозный, грозный час.

2. Жан Луи Тюлян (в центре) - первый командир авиаполка «Нормандия - Неман»

3. Виды провинции Нормандия

4. Эмблема провинции Нормандия

5. Самолет «ЯК-3» в полете

6. Георгий Нефедович Захаров - командир 303-й Смоленской авиадивизии

7. Эскадрильи авиаполка «Нормандия - Неман» носили названия французских городов и их эмблемы

8. Авиаконструктор самолета ЯК. А.С. Яковлев (в центре), слева -Жак Андре, фр. летчик, Герой СССР справа - Леон Кюффо, фр. Летчик.

9. Морис де Сейн - французский летчик авиаполка «Нормандия -Неман», героически погиб, спасая своего механика Владимира Белозуба

ч .

10. Владимир Белозуб- советский авиамеханик авиаполка «Нормандия - Неман»

11. Франсуа де Жоффр - французский летчик, автор книги «Нормандия - Неман». Весной 1944 года был спасен солдатом Советской Армии Г. Назаряном

Болотова Олеся

12. Николай Григорьевич Пинчук - советский летчик. Сбил 14 вражеских самолетов. Присвоено звание Героя Советского Союза

13. Степан Филиппович Якубов - советский летчик. Во время войны он спас жизнь французскому летчику Жану Эмоне

14. Сергей Давидович Агавельян - главный инженер авиаполка «Нормандия - Неман». После войны руководил работой советского комитета ветеранов войны

15. Гурилев Вениамин Геннадьевич (в центре) - советский механик авиаполка «Нормандия - Неман»

16. Николай Михайлович Зорихин - советский механик авиаполка «Нормандия - Неман»

17. Иван Иванович Луничкин - советский механик авиаполка «Нормандия - Неман»

18. Николай Михайлович Туниев «Нормандия - Неман»

советский механик авиаполка

19. Михаил Григорьевич Профателюк - советский механик авиаполка «Нормандия - Неман»

Болотова Олеся

20. Марсель Леффевр - французский летчик. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленную при этом отвагу ему присвоено звание Героя Советского Союза

21. Марсель Альберт - французский летчик. Сбил 23 вражеских самолета. В 1944 году отважному патриоту - интернационалисту присвоено звание Героя Советского Союза

22. Жак Андре - летчик французского полка «Нормандия - Неман», удостоенный звания Героя Советского Союза

23. Роллан де ля Пуап - французский летчик. За мужество и отвагу в борьбе против фашистов ему присвоено звание Героя Советского Союза

24. Почтовая открытка, выпущенная в честь памяти французского летчика, командира третьей эскадрильи «Нормандия - Неман», Героя СССР Марселя Леффевра

25. Письмо членам моего клуба «Лингва» от французского летчика Героя Советского Союза Жака Андре

26. Миниавтомобиль, созданный бывшим французским летчиком, Героем СССР Ролланом де ля Пуап

27. Пьер Пуйяд - французский летчик, один из командиров авиаполка «Нормандия - Неман», лауреат Ленинской премии «За укрепление мира между народами»

Болотова Олеся

28. Памятный конверт, посвященный памяти командира авиаполка «Нормандия - Неман» генерала Пьера Пуйяда

р(«i м-Маце* Я'*' МИйи association v

Ptril, 1( 2 »ft 1973.

Chen «l-ll du Club 4'taltll PUUIW.

—JE •SSlSîSS

£ÜjÜ

J*ii ICC très heureux at recevoir votre lettre qui m*a été retransmise pir l'Association *France-Urs5"

laisser-moi d'abord *ous féliciter pour votre bonne connaissance du français : Je serai* heureux de pouvoir mot-mime «'exprimer tussi bien dans votre langue que vous dm la mienne,

Vous m'excuserez aussi de vous répondre avec bien du retard, c'est que je notais pas k PARIS» mrfs dans te Sud de la France où Je réside maintenant 1 cause de ma santé qui en ce moment n'eu psi bonne, mit qui, je le pense, >e permettra diris 4e courant de l'été de ne rendre en U.R.S.S. \

Je vous adresse cette lettre sans y Joindre les d'oti ments que vous souhaitez recevoir, pareeque lé oû ji suis en ce moment, je ne dispose pas de ces documents, mais Je vous les enverrai dès que je les aurai rassemblés,

Considtreï-donc cette lettre comme un mot d'excuse de ne pouvoir vous envoyer de suite tes renseignevents demandés*

Dès que possible, je le ferai, mais d'ores et dÉjl, je vous «dresse les amitiés de tous les anciens pilotes français du *Normand1e-Ktémen", très heureu; et très fiers de savoir que dans votre pays des jeunes gens comme vous s'intéressent 4 notre histoire et en gardent le souvenir.

En leur nom I eux tous et au mien, Je vous remercie et vous adresse mes voeux les meilleurs pour votre santé, votre bonheur» pour le bonheur de tous ceux que vous aimez et pour votre grand et beau pays que pendant les années difficiles nous avons appris 1 connaître et i aimer.

\

Л

Très tlnctreitht,

Gintril Pltrr» fOUÏWT-Jncien CoHundant du 'lo'i"idie-K' tner' • : PrlK Ltnlnt Inttrnitlonil pour U Pin

29. Письмо, адресованное членам клуба «Лингва» командира авиаполка «Нормандия - Неман» генерала Пьера Пуйяда

31. Игорь Эйхенбаум- переводчик авиаполка «Нормандия - Неман»

32. На спортивном аэродроме у самолета ЯК - 18. Слева: А. Теплов -секретарь советского посольства во Франции; Ж. Риссо - президент французских ветеранов полка «Нормандия - Неман»; С.Агавельян -почетный председатель авиаполка «Нормандия - Неман»; Н. Туниев -председатель Совета авиаполка «Нормандия - Неман»

33. На открытии проспекта им. «Нормандия-Неман» в городе Марселе, 1987 год. Г. Шило - Герой Советского Союза; Ж. Риссо - летчик ави-

Болотова Олеся

аполка «Нормандия - Неман»; А. Анри - французский авиамеханик эскадрильи «Нормандия»; Н. Туниев - председатель Совета ветеранов авиаполка «Нормандия - Неман»; Е. Бакланов - референт СКВВ

34. Французские летчики носили темно-синюю форму французских ВВС, все ордена и знаки отличия французской армии

Комментарий специалиста:

С.А. Рябов, кандидат военных наук, доцент, ведущий научный сотрудник РНИИ культурного и природного наследия

Представленная работа посвящена истории создания и рассмотрению участия авиаполка «Нормандия - Неман» в совместном с Вооруженными силами СССР разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Тема, избранная для исследования, имеет особенно актуальное значение в настоящее время и наполняется особым содержанием сегодня, когда в ряде европейских стран, включая государства из состава республик СССР и стран Варшавского договора, пытаются пересмотреть итоги войны, представить СССР чуть ли не оккупантом, принизить роль и значение совместной борьбы народов многих стран против фашизма.

В этих условиях обращение к опыту боевого содружества советских, а это представители многих национальностей, составлявших единый советский народ, и французских военно-воздушных сил, имеет особую актуальность. Представляется, что авторы работы должны были об этом сказать, а не ограничиваться фразой, что «актуальность данной темы очевидна». Идут годы, а своевременность обращения к авиаполку «Нормандия - Неман» всегда остается обоснованной особо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большой интерес представляет широкий перечень литературных источников, которые использовала автор работы для раскрытия истории авиаполка и обоснования своих выводов. Работа сопровождается хорошо выполненными и продуманными приложениями, содержащимиуникальныефотоснимки, отдельные из которых увидели свет впервые и, видимо, разысканы лично автором. Это придает работе особую ценность. Заслуживает внимания анализ степени разработанности темы до обращения к ней автором.

Несмотря на то что в целом работа представляет вполне законченный лаконичный и в то же время полный отчет о результатах проведенного исследования, написана хорошим литературным языком и прекрасно структурирована, есть пожелания к автору и его руководителю.

Если в целом поставленные цели выполнены,то сказать это о том, что в работе представлен текст экскурсии по теме «Боевое содружество» - нельзя сказать. Все-таки это в большей степени предварительные материалы для подготовки плана-конспекта такой экскурсии. Исходным для этого должны стать подготовка и представление карты или схемы самого боевого пути авиаполка. На ней хорошо было бы отразить места дислокации, состав полка, главные боевые действия в тот или иной период участия в войне. Направления перемещения, аэродромы. Это бы дополнительно ярко показало бы значимость и пространственный размах боевого пути авиационного полка «Нормандия - Неман».

Полагаю, что автором - молодым исследователем - проделана большая и кропотливая работа, которую целесообразно продолжить. Было бы полезным оказать помощь исследователю по обращению через интернет к французским исследователям, друзьям и родственникам французских летчиков. Рассказать им о результатах своей работы, поделиться планами.

В целом работа заслуживает высокой оценки и широкой пропаганды ее результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.