Научная статья на тему 'Формирование художественного восприятия химических объектов на основе интегративного подхода к обучению как средство пробуждения интереса школьников к дисциплине "химия" на пропедевтическом этапе'

Формирование художественного восприятия химических объектов на основе интегративного подхода к обучению как средство пробуждения интереса школьников к дисциплине "химия" на пропедевтическом этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП / ХИМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / INTEGRATIVE APPROACH TO LEARNING / ARTISTIC PERCEPTION / TEACHING METHODS / PROPAEDEUTIC STAGE / CHEMICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Лидия Алексеевна

Статья посвящена вопросу изучения дисциплины «Химия» на пропедевтическом этапе. В основе методики преподавания названной дисциплины лежит интегративный подход к обучению. Использование художественных приемов при изучении дисциплины «Химия» вызывает интерес школьников к этому предмету и способствует развитию химического мышления. Автор акцентирует внимание на необходимости проведения практических работ с веществами и соблюдения правил техники безопасности. Большое значение автор отводит вопросу оформления практических работ посредством «прорисовывания» химических объектов и реакций. В статье обобщен опыт преподавания дисциплины «Химия» на пропедевтическом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Лидия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование художественного восприятия химических объектов на основе интегративного подхода к обучению как средство пробуждения интереса школьников к дисциплине "химия" на пропедевтическом этапе»

Список литературы /References

1. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностная модель современного педагога / Д.А. Иванов // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования, 2011. № 3. С. 4.

2. Родыгина И. Структура педагогической деятельности / И. Родыгина // Наука, 2012. № 3 (9). С. 26.

3. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2003. С. 480.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ХИМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ Ермакова Л.А. Email: [email protected]

Ермакова Лидия Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, г. Орел

Аннотация: статья посвящена вопросу изучения дисциплины «Химия» на пропедевтическом этапе. В основе методики преподавания названной дисциплины лежит интегративный подход к обучению. Использование художественных приемов при изучении дисциплины «Химия» вызывает интерес школьников к этому предмету и способствует развитию химического мышления. Автор акцентирует внимание на необходимости проведения практических работ с веществами и соблюдения правил техники безопасности. Большое значение автор отводит вопросу оформления практических работ посредством «прорисовывания» химических объектов и реакций. В статье обобщен опыт преподавания дисциплины «Химия» на пропедевтическом этапе. Ключевые слова: интегративный подход к обучению, художественное восприятие, методика преподавания, пропедевтический этап, химическое мышление.

FORMATION OF ARTISTIC PERCEPTION OF CHEMICAL OBJECTS ON THE BASIS OF THE INTEGRATIVE APPROACH TO TEACHING AS A MEANS OF REVIVAL OF THE INTEREST OF SCHOOLCHILDREN TO THE DISCIPLIN "CHEMISTRY" AT THE PROPEDIQUE STAGE Ermakova LA.

Yermakova Lidiya Alekseevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF NATURAL SCIENCES AND HUMANITIES, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OREL STATE AGRARIAN UNIVERSITY NAMED AFTER N. V. PARAKHIN, OREL

Abstract: the article is devoted to the question of studying the discipline "Chemistry" at the propaedeutic stage. At the core of the teaching methodology of this discipline is an integrative approach to learning. The use of artistic techniques in the study of the discipline "Chemistry" causes the interest of students in this subject and contributes to the development of chemical thinking. The author emphasizes the need for practical work with substances and compliance with safety regulations. Of great importance, the author assigns to the issue of the design of practical work through the "drawing" of chemical objects and reactions. The article summarizes the experience of teaching the discipline "Chemistry" at the propaedeutic stage.

Keywords: integrative approach to learning, artistic perception, teaching methods, propaedeutic stage, chemical thinking.

УДК 37.022

Несколько последних лет в образовании любой ступени отмечалось многообразие учебных программ, в том числе авторских, экспериментальных программ на два, три года, многообразие учебников. В учебном процессе применялось множество инновационных образовательных технологий с мультимедийными приложениями. Бесспорно, это важно и нужно для того, чтобы школьник научился ориентироваться в информационном потоке. Но есть такие дисциплины в учебном плане, при изучении которых нельзя заменить реально существующие объекты и явления виртуальными картинками. К таким дисциплинам относится химия. Как известно, химия - это наука, изучающая химические вещества, их свойства и их взаимные превращения. Таинство этой науки кроется в понятии «взаимные превращения». И для понимания школьником этих взаимных превращений нередко в школах вводится пропедевтический курс химии. Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова дает следующее определение: « Пропедевтика - введение в какую-нибудь науку, предварительный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме» [1]. Положительный эффект дает методика обучения пропедевтическому курсу химии, основанная на интегративном подходе. Так, М.С. Пак под интегративным подходом в обучении понимает «методологический подход со своеобразной «призмой видения» всего учебно-воспитательного процесса, в основе которого интеграция содержания и методов обучения»[2]. Наш эксперимент базировался на интеграции художественного восприятия реальных химических объектов и содержания дисциплины. Реальные химические объекты - это химическая посуда, нагревательные приборы, химические реакции, а также химические явления в повседневной жизни. Под художественным восприятием реальных химических объектов можно понимать неординарное, особенное узнавание химических предметов, реакций, признаков реакций. Так, первый урок химии на пропедевтическом этапе посвящен вопросу «Что изучает дисциплина «Химия»? Учитель дает домашнее задание: выполнить рисунок на тему «Химия вокруг нас». Школьники с удовольствием рисуют, рассматривают вместе с родителями вещества, входящие в состав бытовой химии, разбираются, какие вещества используются в сельском хозяйстве, машиностроении, самолетостроении. На следующем уроке учащиеся защищают свои рисунки, объясняют, какая область применения химии изображена на рисунке, почему выбран для рисунка определенный цвет. Зачастую такие рисунки имеют определенный характер, выраженный в отношении учащегося к химии как к науке. На первой лабораторной работе учащиеся знакомятся с химической посудой, строением пламени, строением спиртовки. Перед каждым школьником на столе стоит штатив с пробирками, разные колбы, спиртовка, мерная посуда и т.д. Каждый имеет возможность взять в руки эти предметы, рассмотреть и зарисовать, используя такой цвет, который, по мнению учащегося, больше всего отражает практическую значимость данного предмета. Как показывает практика, ученик уже никогда потом не спутает пробирку с колбой, круглодонную колбу с

конической колбой. В настоящее время все чаще учителя используют видео-уроки, на которых демонстрируется химическая реакция. Даже практические работы, на которых нужно работать с веществами, подменяются видео-реакциями. Нельзя показать и увидеть сущность химической реакции посредством видео. Ученику необходимо работать с веществами, соблюдая все правила техники безопасности. Только так он увидит, как протекает химическая реакция, что представляет собой вещество, выпавшее в осадок, какие вещества при этом остались в растворе, и почему медь, растворяясь в азотной кислоте любой концентрации, окрашивает раствор в голубой цвет. Важно акцентировать внимание ученика на окраске веществ, растворов, выделяющихся газов. И, конечно, особого внимания заслуживает оформление практической работы. Необходимо, чтобы ученик прорисовывал химическую реакцию, происходящую в пробирке, отражал с точки зрения своего видения структуру осадка, окраску раствора, правильно показывал на рисунке расположение осадка и выделение газа. Такое художественное восприятие химических объектов и явлений на пропедевтическом этапе изучения химии дает толчок развитию химического мышления. Все меньше становится учеников с химическим типом мышления. По мнению Волковой Е.В., «химическое мышление формируется на базе таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, установление тождества-различия, выявление причинно-следственных связей и вероятностное оценивание как результат отбора тех звеньев мыслительных процессов и их последовательности, которые в большей мере соответствуют качественно-количественным отношениям химического взаимодействия» [3, 4]. Таким образом, было установлено, что применение интегративного подхода к обучению химии на пропедевтическом этапе способствует развитию химического мышления школьников. Это возможно при организации формирования художественного восприятия химических объектов.

Список литературы /References

1. КузнецовВ.Г. Словарь философских терминов. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2013. 730 с.

2. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении: учебное пособие к спецкурсу-Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990. 112 с.

3. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 304 с.

4. Волкова Е.В. Общий универсальный закон развития, развитие когнитивных структур химического знания и химические способности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.