Научная статья на тему 'Формирование художественно-эстетической компетенции будущих педагогов посредством ниточного дизайна'

Формирование художественно-эстетической компетенции будущих педагогов посредством ниточного дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ARTISTIC AND AESTHETIC COMPETENCE / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / TRAINING OF TEACHERS OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / НИТОЧНЫЙ ДИЗАЙН / НИТЯНАЯ ГРАФИКА / THREAD DESIGN / ИЗОНИТЬ / IZON / TEXTILE GRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумахидзе Т.Л.

В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы формирования художественно-эстетической компетенции будущих педагогов начального общего образования. Охарактеризованы основные позиции работы с обучающимися направления подготовки «Педагогическое образование» в технике декоративно-прикладного искусства «ниточный дизайн (изонить)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумахидзе Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS THROUGH THREAD DESIGN

This work raises the problem with formation of artistic and aesthetic competence of future teachers contributes to the development of national consciousness of students, respect for the historical and cultural heritage of the peoples of Russia and the world. From the native songs, native words, paintings of native wildlife to understanding the art of their neighbors and to world culture. Future teachers need to know that modern children are used to different kinds of artistic and aesthetic activities of art and folk crafts. The widespread use of various types of aesthetic activities should contribute to the awakening of artistic interest, to promote the artistic imagination, artistic and creative abilities of students of primary education, to foster their interest in education, performing activities, promote various forms of art. The success of the various aesthetic activities depends on how future teachers master various artistic and creative activities and feel the need and the pleasure of it. Modern educational process is characterized by the diversity of contradictions in the development of pedagogical science and practice, however, is determined by the positive trends that reflect the system of social relations country. Thus, the system of professional training of future teachers is being developed in close interaction with society, which in view of the changes and updates of the socio-historical conditions, put forward new requirements to the specialist. The complex of these requirements reflects the social order of society, defines the fundamental period for the development of the country values. Analysis of the practice demonstrates that the level of professionalism in the field of art education and qualitative characteristics of the future teacher: aesthetic culture, aesthetic and artistic taste dаo not always meet the requirements of modern society. This confirms not only the relevance of the study, but also the need to find and systematize forms and methods aimed at the formation of artistic and aesthetic competence of future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование художественно-эстетической компетенции будущих педагогов посредством ниточного дизайна»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского

Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 62-68.

УДК 378.147.88.746.3

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ НИТОЧНОГО

ДИЗАЙНА

Чумахидзе Т. Л.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г Ялте, Ялта, Республика Крым

e-mail: tanya-chl@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы формирования художественно-эстетической компетенции будущих педагогов начального общего образования. Охарактеризованы основные позиции работы с обучающимися направления подготовки «Педагогическое образование» в технике декоративно-прикладного искусства «ниточный дизайн (изонить)».

Ключевые слова. художественно-эстетическая компетенция, подготовка педагогов начального общего образования, ниточный дизайн, изонить, нитяная графика.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы подготовки педагогических кадров в настоящее время находятся в центре внимания как национальных правительств, так и международных организаций, занимающихся вопросами развития высшего образования. Это обусловлено реализацией стратегии образования в течение всей жизни, которая предполагает расширение возможностей, форм и способов формирования профессиональных компетенций будущих квалифицированных специалистов, а также их конкретизацию и совершенствование в рамках высшего образования.

Для повышения качества образования в организациях высшего педагогического образования, а также профессионального уровня преподавателей и административных работников системы педагогического образования потребовалась переориентация процесса обучения на освоение и формирование компетенций. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (2015 г.) [10], требования к результатам освоения программы бакалавриата раскрываются через призму формирования трилогии компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Выбор и конкретизация данных компетенций обучающихся обусловлен видами

профессиональной деятельности: педагогической, проектной,

научно-исследовательской, культурно-просветительской.

Однако с ростом спроса на компетенции в современном образовательном обществе, сформулированные и конкретизированные образовательными стандартами, они перестают быть достаточными для профессиональной деятельности будущих педагогов. Рождается необходимость углубления, систематизации и конкретизации отдельных компетенций по видам деятельности.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Творческая созидательная деятельность педагога и воспитанников является движущим звеном психолого-педагогических исследований, об этом свидетельствуют исследования ведущих ученых нашей страны. За последнее десятилетие проблема профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов претерпевает определенные фундаментальные изменения, вследствие чего рождаются новые взгляды и идеи организации образовательного процесса в высшей школе: формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы (Арябкина И. В., 2010 г.) [2], подготовка будущего учителя начальных классов к формированию творческой ориентации учащихся в условиях осуществления межпредметных связей (Ахмадов М. С., 2012 г.) [3], подготовка будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности (Березина, Ю. Ю., 2006 г.) [4], подготовка будущего педагога профессионального обучения к духовно-творческому общению с учащимися (Исаева Е. Ю., 2009 г.) [5], подготовка будущих учителей начальных классов к формированию эстетических чувств младших школьников (Краснокутская О. А., 2009 г.) [6], интеграция искусств как средства художественно-творческой подготовки будущих педагогов в учреждениях среднего профессионального образования (Лупу С. Л., 2011 г.) [1], подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «технология» (Павлова Л. А., 2002 г.) [7], художественная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «изобразительное искусство» в начальной школе (Петров Н. Е., 2007 г.) [8], формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна (Фалько В. П., 2009 г.) [9].

Целью статьи является краткий очерк проблемы формирования художественно-эстетической компетенции будущих педагогов начального общего образования, а также краткая характеристика техники декоративно-прикладного искусства «ниточный дизайн (изонить)» как ведущей в формировании художественно-эстетической компетенции будущих учителей начальных классов. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Возрастающие требования современного общества к качеству художественного образования уже не могут быть удовлетворены только усилиями преподавателей художественно-эстетического направления, а требуют активной деятельности всех педагогов, независимо от профиля преподаваемых дисциплин. Достаточная компетентность в каком-либо виде искусства и умение применять художественно-эстетические знания в практических эстетико-воспитательных ситуациях не является уделом лишь особо одаренных в художественном отношении педагогов. Так, уровень профессионализма и качественные характеристики современного педагога - эстетическая культура, эстетический и художественный вкус - не всегда отвечают потребностям современного общества, требованиям высшей и средней школы.

С этой целью образовательные организации высшего образования прибегают к реализации разных концепций. Так, реализация концепции художественного образования Российской Федерации до 2025 г. предполагает подготовку творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества.

Важными задачами образования и воспитания, согласно данным документам, являются:

- формирование духовности и культуры;

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов;

- использование потенциала искусства как средства духовного развития личности. Основываясь на вышеизложенном, возникает необходимость в вычленении,

обосновании и конкретизации, позже и формировании художественно-эстетической компетенции, признанной решать задачи развития восприятия искусства, понимания прекрасного и безобразного в искусстве и окружающем мире, развития эстетических чувств и переживаний, формирования эстетических умений и стремления создавать прекрасное, развития художественных способностей, одаренности в какой-либо сфере искусства, включения в созидательную творческую деятельность как средства самореализации личности будущих педагогов.

Анализ опыта работы позволил выделить один из эффективных видов декоративно-прикладного искусства - ниточный дизайн (изонить, ниткография). Это вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на картоне, предположительно появившийся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок. Техника изонити базируется на двух основных принципах, которые позволяют работать с любым типом изображений: угловое заполнение круговое заполнение.

На практических занятиях обучающиеся направления подготовки 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное

образование», магистерская программа «Внеурочная деятельность в начальной школе» знакомились с базовыми элементами ниточного дизайна, усваивали и запоминали алгоритм выполнения вышивки по бумаги (заполнение углов, окружности). С каждым практическим занятием задания усложнялись. Результатом освоения техники декоративно-прикладного искусства «ниточный дизайн (изонить)» явилась самостоятельная разработка схемы изонити, будущего рисунка, искусно вышитого по бумаге (см. рис. 1).

Рис. 1. Самостоятельная разработка, зачетная работа обучающейся 61/2-НОВ группы Разумовой С. О.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование художественно-эстетической компетенции будущих педагогов способствует развитию национального самосознания обучающихся, уважению к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы - к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре.

Будущим педагогам необходимо знать, что на современном уровне творчества детей используются различные виды художественно-эстетической деятельности, изобразительного искусства и народно-прикладного творчества. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей обучающихся начального общего

образования, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.

Успех разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько будущие педагоги овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.

Современный педагогический процесс характеризуется многообразием противоречий в развитии педагогической науки и практики, вместе с тем определяется позитивными тенденциями, отражающими систему общественных отношений в стране. Так, система профессиональной подготовки будущих педагогов развивается в тесном взаимодействии с обществом, которое, в силу изменения и обновления общественно-исторических условий, выдвигает новые требования к специалисту. Комплекс этих требований отражает социальный заказ общества, определяющий основополагающие для данного периода развития страны ценности.

Анализ практики работы свидетельствует о том, что уровень профессионализма в области художественного образования и качественные характеристики будущего педагога - эстетическая культура, эстетический и художественный вкус - не всегда отвечают требованиям современного общества. Это еще раз подтверждает не только актуальность исследования, но и необходимость поиска и систематизации форм и методов, направленных на формирование художественно-эстетической компетенции будущих педагогов.

Список литературы

1. Александрова Н. С., Лупу С. Л. Формирование профессиональных художественно-творческих

умений и навыков будущих педагогов средствами синтеза искусств: теоретико-прикладной аспект. - Н. С. Александрова, С. Л. Лупу // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2010. - № 3 (3). - С. 51-53.

2. Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода : теоретические аспекты : монография / И. В. Арябкина. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2010. - 184 с.

3. Ахмадов М. С. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию творческой

ориентации учащихся в условиях осуществления межпредметных связей: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ахмадов Муртазо Содикович; [Место защиты: Академия образования Таджикистана]. - Душанбе, 2012. - 24 с.

4. Березина Ю. Ю. Подготовка будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших

школьников в художественно-творческой деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ю. Ю. Березина - Волгоград, 2006. - 171 с.

5. Исаева Е. Ю. Подготовка будущего педагога профессионального обучения к духовно-творческому

общению с учащимися : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Исаева Елена Юрьевна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Чита, 2009. - 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/684.

6. Краснокутская О. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию эстетических чувств младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Краснокутская Ольга Алексеевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. - Астрахань, 2009. - 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/272.

7. Павлова Л. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. А. Павлова. - Новокузнецк, 2002. - 242 с. РГБ ОД, 61:02-13/1567-7.

8. Петров Н. Е. Педагогическая система как основа процесса художественной подготовки будущих

учителей начальных классов / Н. Е. Петров // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции (Казань, КФУ, 30.10.2014 г.) / под ред. Г. Ж. Фахрутдиновой. - Казань: Отечество, 2014. - С. 385-389.

9. Фалько В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального

обучения в области дизайна : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Фалько Вера Павловна; [Место защиты: ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»]. - Екатеринбург, 2009. - 27 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_44.03.01.pdf.

UDC 378.147.88.746.3

FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS THROUGH THREAD DESIGN

Chumakhidze T. L.

This work raises the problem with formation of artistic and aesthetic competence of future teachers contributes to the development of national consciousness of students, respect for the historical and cultural heritage of the peoples of Russia and the world. From the native songs, native words, paintings of native wildlife to understanding the art of their neighbors and to world culture.

Future teachers need to know that modern children are used to different kinds of artistic and aesthetic activities of art and folk crafts. The widespread use of various types of aesthetic activities should contribute to the awakening of artistic interest, to promote the artistic imagination, artistic and creative abilities of students of primary education, to foster their interest in education, performing activities, promote various forms of art.

The success of the various aesthetic activities depends on how future teachers master various artistic and creative activities and feel the need and the pleasure of it.

Modern educational process is characterized by the diversity of contradictions in the development of pedagogical science and practice, however, is determined by the positive trends that reflect the system of social relations country. Thus, the system of professional training of future teachers is being developed in close interaction with society, which in view of the changes and updates of the socio-historical conditions, put forward new requirements to the specialist. The complex of these requirements reflects the social order of society, defines the fundamental period for the development of the country values.

Analysis of the practice demonstrates that the level of professionalism in the field of art education and qualitative characteristics of the future teacher: aesthetic culture, aesthetic and artistic taste dаo not always meet the requirements of modern society. This confirms not only the relevance of the study, but also the need to find and systematize forms and methods aimed at the formation of artistic and aesthetic competence of future teachers.

Keywords: artistic and aesthetic competence, training of teachers of primary general education, thread design, izon, textile graphics.

References

1. Alexandrova N. S., Lupu S. L. The formation of professional artistic and creative skills and skills of future teachers by means of the synthesis of arts: the theoretical and applied aspect. N.S. Alexandrova, S.L. Lupu // Bulletin of Vyatka State Humanitarian University, 2010. - №3 (3). - P. 51 - 53.

*JyMaxud3e T. H.

2. Aryabkina I. V. Forming the cultural-aesthetic competence of the primary school teacher on the basis of the personality-oriented approach: theoretical aspects: monograph / I.V. Aryabkina. - M.: Flint: Science, 2010. - 184 p.

3. Akhmadov M. S. Preparation of the future teacher of primary classes for the formation of students' creative orientation in the context of the implementation of intersubject communications: the abstract of the dis. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Akhmadov Murtazo Sodikovich; [Place of protection: Academy of Education of Tajikistan]. - Dushanbe, 2012. - 24 p.

4. Berezina Yu.Yu. Preparation of the future teachers of initial classes for development of freedom of younger schoolboys in is art-creative activity: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Ju. Berezina - Volgograd, 2006. - 171 p.

5. Isaeva E. Yu. Preparation of the future teacher of vocational training for spiritual and creative communication with students: the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Isaeva Elena Yurevna; [Place of protection: Zabaik. State. Humanitarian.-ped. Un-t them. N.G. Chernyshevsky]. - Chita, 2009. - 229 p.

6. Krasnokutskaya O. A. Preparation of future teachers of primary classes for the formation of aesthetic feelings of younger schoolchildren: the thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Krasnokutskaya Olga Alekseevna; [Protection: Astrakhan. State. Un-t] .- Astrakhan, 2009. - 146 p.

7. Pavlova L. A. Preparation of future teachers of primary classes for the training of junior schoolchildren of the educational area "Technology": Dis .... Cand. Ped. Sciences: 13.00.08 / L.A. Pavlova. - Novokuznetsk, 2002. - 242 p.

8. Petrov N. Ye. Pedagogical system as the basis of the process of artistic preparation of future teachers of primary classes. - N.E. Petrov // Polycultural Educational Space of the Volga Region: Integration of Regional and International Experience: Sat. Sci. Works of the International Scientific and Practical Conference (Kazan, KFU, 30.10.2014) / ed. G.Zh. Fahrutdinova. - Kazan: Fatherland, 2014. - P. 385 - 389.

9. Falko VP Formation of artistic and project competence of the teacher of professional training in the field of design: the author's abstract of the dissertation. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Fal'ko Vera Pavlovna; [Place of protection: Russian State Vocational and Pedagogical University]. - Ekaterinburg, 2009. - 27 p.

10. Federal state educational standard of higher education in the direction of 44.03.01 "Pedagogical education" - [Electronic resource] - Access mode: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_44.03.01.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.