Научная статья на тему 'Формирование групп с высоким риском алкоголизации среди слушателей образовательных учреждений МИД на основе их изучения по методике СМИЛ'

Формирование групп с высоким риском алкоголизации среди слушателей образовательных учреждений МИД на основе их изучения по методике СМИЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А Г. Кузнецов, Л Н. Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование групп с высоким риском алкоголизации среди слушателей образовательных учреждений МИД на основе их изучения по методике СМИЛ»

Формирование групп е высоким риском алкоголизации среди слушателей образовательных упреждений МИД на основе иж изучения но методике СМ И Л

Доктор социологических наук, профессор А.Г.Кузнецов, кандидат медицинских наук Л.Н.И ванов

Саратовская высшая школа МВД России

Шесмотря на успехи в повышении качества профессионального отбора сотрудников органов внутренних дел, проблема ранней диагностики нервно-психических расстройств среди личного состава МВД остается актуальной, как и выявление лиц, склонных к противоправному поведению, в частности, на почве злоупотребления алкоголем.

Комментарием к имеющим место негативным тенденциям может служить анализ дисциплинарной практики учебных заведений МВД, который отражает недостаточное качество профессионального отбора, осуществляемого комплектующими органами. Так, число отчисленных с первого курса слушателей (в период адаптации к учебному процессу и служебной деятельности) в Саратовской высшей школе МВД России составило в 1996 г. 2,1 % при 0,75% в 1994 г. и 0,83% в 1995 г. В целом по России в период обучения отчисляется каждый десятый слушатель. Проблема усугубляется низкой успеваемостью, 30% слушателей не справляются с учебными планами, а 20% выпускников имеют трудности в профессиональной адаптации (1).

Перечисленные обстоятельства требуют совершенствования системы профессионального отбора и профессиональной ориентации личного состава ОВД, а также разработки системы четкого динамического контроля, в первую очередь — за нарушениями психического здоровья, так как изменения психической сферы наиболее часто сказываются на выполнении служебных обязанностей, являются причиной не только снижения работоспособности и инвалидизации сотрудников, но и лежат в основе профессиональных ошибок, а также чрезвычайных происшествий (2).

32

Цель настоящего исследования — изучение возможности раннего выявления лиц с высоким риском алкоголизации среди слушателей высших учебных заведений МВД на основе данных психометрии. Использованы, в частности, шкалы достоверности и дополнительные шкалы стандартизированного многофактурного метода исследования личности (СМИЛ) (3).

Автоматизированная статистическая обработка результатов исследования производилась на персональном компьютере с использованием методов вариационной статистики. При расчете показателей достоверности в соответствии с критерием Стьюдента и проведении корреляционного анализа применялся пакет статистических программ АТАТС ПАРЫ 1С8 фирмы ЗТ5С ШС.

В исследование включено 242 человека (223 респондента мужского пола и 19 — женского), из них 72 слушателя второго курса, 23 слушателя третьего курса и 147 слушателей четвертого курса Саратовской ВШ МВД России. Средний возраст всех респондентов, включенных в исследование, составил 21,5± 0,09 лет.

После предварительного анализа результатов психометрии из последующего обобщения были исключены материалы с недостоверными результатами по оценочным шкалам (Ь — ложь, Р — аггравация, К — коррекция (3)) и сформированы 2 группы наблюдения. В первую группу (В) были включены респонденты с доминированием шкалы 007 (алкоголизм), усредненный показатель данной шкалы в этой группе составил 44,81:0,26 (8В) и статистически достоверно превысил показатель всех респондентов, включенных в обследование, который равнялся 37,510,27 (8В (Р < 0,001)).

На основе доминирования шкалы 009 (степень алкогольного изменения) была выделена вторая группа наблюдения (С). Показатель этой шкалы составил 70,212,97 и статистически достоверно превысил показатель аналогичной шкалы в группе В, который равнялся 37,210,74 (Р < 0,001).

Общая численность группы с доминированием шкалы 007 (алкоголизм) составила 36 человек или 15,3% от общего количества (242 человека) включенных в обследование, из них 32 человека мужского пола, что составляет 14,3% от общего количества мужчин, включенных в исследование, и 5 слушателей женского пола, что соответствует 21,0% от общего количества женщин, вошедших в исследование. Таким образом, число слуша-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

телей женского пола на 6,7% превысило число слушателей мужского пола.

Анализ численности выделенной группы (В) по курсам позволил отметить тенденцию к ее уменьшению к концу обучения в учебном заведении. Так, численность выделенной группы среди слушателей второго курса составила 13 человек, или 18% от общего числа учащихся, включенных в обследование по данному курсу, среди слушателей третьего курса 4 человека, или 17,4% от общего числа слушателей третьего курса, вошедших в исследование, и соответственно 18 человек (12,2%) четвертого курса.

Полученная картина, на наш взгляд, объясняется общей тенденцией к снижению численности переменного состава в процессе обучения (табл. 1).

Анализ результатов, представленных в табл.1, свидетельствует о том, что тенденция к уменьшению численности слушателей в процессе обучения достигает пика в начале 4 курса, что, по нашему мнению, независимо от причин следует трактовать как негативное явление, косвенно отражающее недостаточно высокое качество профессионального отбора и профессиональной ориентации.

Проведение более детального анализа в выделенной на основе высоких показателей шкалы 007 (алкоголизм) группе (В), позволило отметить ряд особенностей. В частности, данная группа характеризовалась высокими показателями по шкале Ь (ложь), К (коррекция), 007 (алкоголизм), 049 (доминирование), 092 (интеллект), 106 (лидерство), 197 (реальная социальная включенность) и более низкими показателями по сравнению со всеми респондентами по шкале 026 (самоконтроль), 057 (зависимость) и 074 (контроль над враждебностью). При этом была получена статистически достоверная разница не только при сопоставлении показате-

лей шкалы 007, но и показателей шкалы Ь, который составил 6,31 0,47 (ЗВ) при показателе всех респондентов, включенных в исследование 5,41 6,34 (ЗВ (Р<0,05)), показателей шкалы 026, который был равен 23,3 ± 0,50 (ЗВ), при общем показателе 24,61 0,29 (ЗВ (Р < 0,03)), шкале 057, который составил 17,010,21 (8В) при показателе всех респондентов 22,11 0,21 (ЗВ (Р < 0,001)) и соответственно шкале 074 составил 6,0 1 0,32 (ЗВ), при общем показателе 8,6 1 0,09 (ЗВ (Р < 0,05)). По остальным шкалам статистически достоверная разница сопоставляемых величин не получена.

Результаты показателей оценочных и дополнительных шкал СМ ИЛ, характеризующих выделенную группу (В) в сопоставлении всех респондентов, включенных в исследование, представлены в табл.2.

Полученные результаты позволили предположить наличие взаимосвязи между уровнем алкоголизации, уровнем самоконтроля и уровнем контроля над враждебностью, что потребовало проведение корреляционного анализа, который дополнил характеристику выделенной группы (табл.З).

Представленные в табл.З результаты корреляционного анализа, проведенного в выделенной группе риска, отражают наличие статистически значимой линейной связи между показателем шкалы 007 и показателем шкалы К (г = 0,23), показателем шкалы 049 (г = 0,23), а также обратной корреляционной связи между показателями шкалы 057 (г = -0,24), 074 (г = -0,30), 092 (г = -0,14) и 197 (г = -0,42).

Полученные результаты не противоречат общепринятым представлениям о личности субъекта, склонного к злоупотреблению алкоголем, более того, можно сказать, что они дополняют “классический” психологический портрет и выявляют ряд особенностей,

Таблица 1

Численность переменного состава Саратовской ВШ МВД России по курсам (по состоянию на 1.09.1997г.)

Курс Набор Кол-во зачисленных на 1 курс Обучаются фактически Кол-во отчисленных

1 1997 332 332 -

2 1996 332 316 16 (4,8%)

3 1995 361 329 32 (8,9%)

4 1994 264 238 26 (9,8%)

Всего — 1289 1215 74 (5,7%)

Примечание. В скобках указана доля (%) от числа зачисленных на первый курс.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7) 33

Таблица 2

Характеристика группы с доминированием шкалы 007 (алкоголизм) на основе оценочных и дополнительных шкал СМИЛ (8В (М ± ш))

Шкалы Группы сопоставления Р

А (N=242) В (N=37)

Ь (ложь) 5,4 ±6,34 6,3 ±0,47 < 0,05

Р (аггравация) 7,8± 0,14 7,6 ±0,42 > 0,05

К (коррекция) 17,4± 0,33 20,8 ± 0,45 > 0,05

007 (алкоголизм) 37,5 ±0,27 44,8 ±0,26 < 0,001

026 (самоконтроль) 24,6 ± 0,29 23,3 ±0,50 < 0,05

049 (доминирование) 18,2± 0,21 19,5± 0,34 > 0,05

057 (зависимость) 22,1 ±0,21 17,0 ±0,21 < 0,001

074 (контроль над враждебностью) 8,6± 0,09 6,0 ±0,32 < 0,05

092 (интеллект) 28,4 ±0,32 31,1± 0,35 > 0,05

106 (лидерство) 36,6± 0,36 39,2 ± 0,45 > 0,05

197 (реальная социальная включенность) 15,1 ±0,19 17,0± 0,12 > 0,05

Примечание. А - все слушатели, включенные в исследование; В - группа слушателей с доминированием шкалы 007 (алкоголизм).

характерных для изучаемого контингента. В частности, по нашему мнению, заслуживает внимания тот факт, что данная группа лиц характеризуется доминированием, высоким уровнем интеллекта, качествами лидера, а также высоким уровнем социальной включенности.

В виде достаточно обособленной группы (В1) была выделена часть респондентов из числа слушателей, входящих в группу В, численность которых составила 5 человек, или 13,5% от общего числа слушателей группы В. При этом следует отметить, что на данную подгруппу (В1) в целом распространялась характеристика группы В, но при этом имелся ряд особенностей, выражающихся в сочетании доминирования шкалы 007 (44,110,29)

с высоким уровнем самоконтроля (шкала 026), который составил 26,8-. 1,11, при показателе группы В 23,310,50 (Р <0,05). При сравнении данного показателя с общим показателем 24,610,29 статистически достоверная разница не получена, что объясняется большим разбросом показателей (Р > 0,05). Кроме этого, выделенная подгруппа (В1) отличалась от группы В высокими показателями шкалы 172 (рецидивизм), который составил 14,610,18, при показателе группы В 8,210,12 (Р < 0,001) и показателе всех респондентов, включенных в исследование, 11,410,17 (Р < 0,05). При сопоставлении показателей группы В1 по остальным шкалам с показателями группы В и показателями всех респондентов, включенных в исследование, статистически достоверная разница не получена (Р > 0,05).

Таблица 3

Коэффициенты корреляции (г) показателей шкалы 007 (алкоголизм) с показателями дополнительных шкал, характеризующих группу В

Оценочные шкалы СМИЛ Дополнительные шкалы СМИЛ

1 Р к 026 049 057 074 092 106 197

0,06 0,03 0,23 -0,06 0,23 -0,24 -0,30 -0,14 -0,005 -0,42

34

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

Таблица 4

Характеристика группы (С) с доминированием шкалы 009 (степень алкогольного изменения) на основе оценочных и дополнительных шкал СМИЛ (8В (М + т))

Шкалы СМ ИЛ Группы сопоставления

А ^ = 242) В (14 = 37) С (14 = 5)

Ь (ложь) 5,416,34 6,310,47 Р2-3 < 0,05 3,010,31 РЗ-1 < 0,05

Р (аггравация) 7,8+0,14 7,6Ю,42 Р2-3 > 0,05 19,410,24 РЗ-1 < 0,05

К (коррекция) 17,410,33 20,8 10,45 Р2-3 > 0,05 11,0 1 1,09 РЗ-1 > 0,05

009 (степень алкогольного изменения) 42,510,46 37,210,74 Р2-3 < 0,05 70,2 12,97 РЗ-1 < 0,05

016 (тревога) 14,61 0,16 9,610,34 Р2-3 < 0,05 27,412,35 РЗ-1 < 0,05

019 (отзывчивость) 32,71 1,01 29,510,15 Р2-3 < 0,05 38,410,24 РЗ-1 < 0,05

057 (зависимость) 22,110,21 17,01 0,21 Р2-3 < 0,05 34,6 12,65 РЗ-1 < 0,05

099 (осознанная враждебность) 17,71 0,45 16,310,22 Р2-3 < 0,05 27,010,31 РЗ-1 < 0,05

139 (идеи преследования) 2,010,20 1,210,14 Р2-3 < 0,05 10,4 10,24 РЗ-1 < 0,05

162 (предубежденность) 13,1 10,30 10,210,12 Р2-3 < 0,05 17,410,50 РЗ-1 > 0,05

165 (психастения) 8,71 0,88 4,910,43 Р2-3 < 0,05 29,01 1,76 РЗ-1 > 0,05

Примечание. Л - все слушатели, включенные в исследование; В — группа с доминированием шкалы 007 (алкоголизм); С — группа с доминированием шкалы 009 (степень алкогольного изменения).

Осуществление корреляционного анализа позволило выявить дополнительные особенности подгруппы В1. В частности, была получена статистически достоверная обратная зависимость между уровнем алкоголизации и уровнем самоконтроля (г = -0,96), а также прямая линейная зависимость с показателем шкалы 172 (рецидивизм (г = 0,31)) при отсутствии статистически достоверной связи в группе В.

Общая численность группы с доминированием шкалы 009 (степень алкогольного изменения) составила 5 человек, или 2,1% от общего количества слушателей, включенных в обследование, из них 3 слушателя мужского пола, или 1,34% от общего количества мужчин, включенных в исследование и 2 слушателя женского пола (10,5%). Таким образом, количество женщин в данной группе

на 9,2% превысило количество респондентов мужского пола.

Выделенная на основе высоких показателей шкалы 009 группа (С) характеризовалась высокими показателями шкалы 016 (уровень тревоги), 019 (отзывчивость), 057 (зависимость), 099 (осознанная враждебность), 139 (идеи преследования), 162 (предубежденность), 165 (психастения). При этом была получена статистически достоверная разница по всем указанным шкалам, за исключением шкал Р (аггравация), К (коррекция).

Характеристика группы С в сопоставлении с показателями группы В и показателями всех респондентов, включенных в исследование, представлена в табл.4.

В табл. 5 представлены результаты корреляционного анализа в данной группе.

3 5

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

Таблица 5

Коэффициенты корреляции (г) показателей шкалы 009 (степень алкогольного изменения) с показателями дополнительных шкал, характеризующих группу С

Оценочные шкалы С МИЛ Дополнительные шкалы СМИЛ

Ь Р К 016 019 057 099 139 162 165

0,05 0,59 0,66 0,67 0,81 0,47 0,60 -0,77 0,63 0,86

Представленные в табл. 5 результаты корреляционного анализа свидетельствуют о статистически достоверной связи между сопоставленными величинами, за исключением шкалы 007 (алкоголизм) и 009 (степень алкогольного изменения) целесообразно продолжить в динамике на основе сопоставления результатов психометрии и клинического наблюдения.

Преобладание в выделенных группах женского пола свидетельствует о необходимости целенаправленного изучения данного вопроса и разработки программ психологического сопровождения личного состава ОВД с учетом отмеченной особенности.

Полученные результаты свидетельствуют о возможности формирования групп “интенсивного” психологического сопровождения на основе результатов психодиагностики, в частности, использования шкал достоверности и дополнительных шкал СМ ИЛ. Последующее консультирование и соответствую-

щее обоснование позволит сформировать группы с высоким риском алкоголизации и (или) группы диспансерного наблюдения в плане реализации медицинского направления в системе комплексного сопровождения сотрудников ОВД.

Литература

1. Бовин Б.Г., Калашников М.О., Лебедев А.Н., Носков В.А., Савченко В.И., Чумаков В.В. Методические рекомендации по психологическому отбору абитуриентов и сопровождению курсантов высших школ милиции МВД РФ. — М., 1995. — 62 с.

2. Виноградов М.В., Калинин И.Я., Кутушев В.Г., Сыникэ А.Б. Методические рекомендации по формам и методам раннего выявления нервно-психических расстройств среди работников внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД СССР. - М., 1982. - 22 с.

3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. — М., 1990. - 70 с.

36

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.