ББК 74.200.54 УДК 74.200.51 Б-28
Погосян Люба Хасимовна, заместитель директора по учебно-воспита-тельной работе МКОУ СОШ№30 г. Нальчик, КБР, т. 8(905)4352173;
Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т. 8(928)6580970
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(рецензирована)
Гражданское становление личности учащихся в условиях учебно-воспи-тательного процесса расширяет диапазон проявления их способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность.
Ключевые слова: формирование, гражданственность, подросток, эффек-тивность, учебно-воспитательный процесс.
Pogosyan Lyuba Hasimovna, deputy director for teaching and educational work of MSEI SES No. 30. Nalchik, KBR, tel.: 8(905)4352173;
Batchayeva Ghalimat Hadgi-Muratovna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Pedagogics and Pedagogical Technologies of Pedagogical Faculty of Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev, tel.: 8(928)6580970.
FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS IN A SECONDARY SCHOOL
(reviewed)
Civic consciousness of a person in educational process widens horizons of their skills, increases chances of school-leavers to become a noble citizen and lead socially active life.
Keywords: formation, civic consciousness, teenager, efficiency, educational process.
Начало XXI века обозначилось актуальными проблемами формирования гражданской культуры общества.
Об этом свидетельствуют нормативные документы: «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009), Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2010 годы», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Закон «Об образовании РФ» (2013 г.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего (основного) образования отмечается необходимость воспитания и развития качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, но ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе. Школа как институт воспитания и социализации может предоставить педагогические средства, технологии, методы
воспитания гражданина, однако определение его ценностных основ происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры, морали.
Современные задачи гражданского становления, воспитания ответственного гражданина России требуют изменения подходов в образовании как в содержании, так и в методике и технологиях преподавания, что влечет за собой и изменение позиции учителя.
Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, уважение и доверие к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
В числе обязанностей, возлагаемых на учителя, согласно новому федеральному закону «Об образовании» (2013 г.) - развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от профессионализма педагога, целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Современная общеобразовательная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.
Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в гражданском воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Осваивая гуманитарные дисциплины, учащиеся получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмо-циональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.
Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции.
С целью выявления подготовленности педагогических кадров к целенаправленной систематической учебно-воспитательной работе, в гражданском воспитании учащихся было проведено анкетирование 65 учителей г. Нальчика, Кабардино-Балкарской республики преподающих различные дисциплины. Анализ анкет показал, что педагоги понимают необходимость формирования качеств гражданина в их совокупности, отмечают различные аспекты гражданского воспитания. Однако многие участники анкетирования (67%) отметили недостаточную реализацию гражданского воспитания своей педагогической деятельности. Помимо анкетирования учителей, имеющих различный педагогический стаж и опыт работы, были использованы методы беседы и наблюдения. Практически все педагоги (90%), принимающие участие в беседе, отметили важность гражданского воспитания, необходимость усиления роли школы в деле становления гражданина.
Анализ опыта работы в этом направлении ряда общеобразовательных школ КабардиноБалкарской республики показал, что в формировании гражданственности учащихся подросткового возраста не достает целенаправленности системности, целостности педагогического процесса. Отсутствие комплексного, целостного и системного подхода значительно снижает эффективность процесса формирования гражданственности у подростков.
Социально-гуманитарные предметы: русский язык, литература, родной язык, родная литература, история России, история КБР, обществознание - являются основой гражданского самоопределения личности учащегося, способствуют формированию ее интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, познанию истоков своего народа, его традиций, обычаев, культуры, формируют уважение и любовь к родному народу, Отечеству.
Изучение родного языка, родной литературы имеет общекультурное значение, поскольку органически сочетает усвоение учащимися основ родной и русской культуры.
Сопоставление родной литературы с русской литературой помогает учащимся вырабатывать представления и понятия о своеобразии видения мира в родной литературе, о связи родной литературы с русской и мировой, усваивать характерные для народов Кавказа духовнонравственные ценности, формирует у них сопричастность к национальной культуре, толерантность, развивает национальное самосознание и сознание гражданина России, вырабатывает общечеловеческую нравственность. Воспитание любви к большой Родине - России начинается с любви к малой Родине.
Таким образом, осуществляется процесс формирования личности, способной
идентифицировать себя с определенной этнокультурой и в то же время самореализоваться в современном российском обществе, ощутить себя гражданином многонациональной России.
Успешность гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает все содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.
Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал К.Д.
Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [1]. Отличительной особенностью воспитания гражданина является важность учета многонационального характера российского государства. Учет национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Он предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов, имеющих общечеловеческое значение.
Принцип народности, учет национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников.
Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.
Национально-региональный компонент инвариантной части учебного плана МКОУ СОШ представлен предметами: история КБР, география КБР, культура народов Кабардино-Балкарской Республики, кабардинский и балкарский языки и литературы.
В условиях многонациональной поликультурной образовательной среды в СОШ г. Нальчика важнейшее значение приобретает рассмотрение отдельных исторических периодов развития родной культуры, когда национальный язык особенно интенсивно преодолевал замкнутое пространство собственного русла, становясь частью мировой культуры. Поэтому для учителей родного языка на уроках характерно обращение к историческим корням языка, к истокам культуры, фольклору, устному народному творчеству подтверждающим самобытность духовных достижений. Подчеркивается, что через родное слово шло формирование эстетических, нравственных, гуманистических идеалов балкарского народа.
В процессе изучения родных (национальных) литератур учителя опираются на тезис М.М. Бахтина о том, что литература - «неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать вне целостного контекста культуры». Сформулированное им положение, согласно которому «один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, преодолевающий замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство, самобытность и открытую целостность, но они взаимно обогащаются» [2, с. 344].
Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создает фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.
Приобщение учащихся к культуре своего Отечества, этноса, формирование потребности в высоких самобытных культурных (этнонациональных) и духовных ценностях - еще одна стратегическая задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды социокультурной деятельности старшеклассников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот весомый вклад, который внесли предшествующие поколения, отечественные ученые, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки, технологий. При этом нужно иметь ввиду, что одна из главных особенностей традиционных культур народов России - их высокая духовность, нравственноэтический стержень.
В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине
мира - природе, обществе и мышлении. Большое значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных связей.
Основным педагогическим условием эффективности гражданского воспитания школьников является ее системность. Система гражданского воспитания учащихся включает: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики уровней развития гражданственности.
Литература:
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5 / сост. С.Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1990. 528 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Мысль, 1979. 344 с.
References:
1. Ushinsky K.D. Pedagogical compositions: in 6 v. V. 5 / comp. by S.F. Egorov. Moscow: Pedagogics, 1990. 528 p.
2. Bakhtin M. M. Esthetics of verbal creativity. Moscow: Thought, 1979. 344 p.