Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТ БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТ БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / БЕЛОРУССКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЛОРУССКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранова Алла Саввична

Актуальная проблема формирования гражданской культуры студентов рассматривается в связи с изучением работ белорусских просветителей, которые с гражданских позиций освещали вопросы белорусского просвещения, показали значимость народного образования, огромную роль интеллигенции в этом процессе. Гражданская позиция просветителей состоит в том, что вопросы народного образования они тесно связывали с благосостоянием населения. Подробно рассматриваются значимые педагогические идеи, представленные в работах М. Богдановича, И.Д. Горбачевского и Н.Я. Никифоровского. Они анализируют проблемы сельских учителей, от которых во многом зависело улучшение просвещения народа; отмечают важность трудового, нравственного воспитания, уважения старших, необходимость развития огородничества, садоводства, пчеловодства, охраны окружающей среды, актуальность образования и воспитания женщин, реализации индивидуального подхода к учащимся. В работах просветителей отмечается толерантность и миролюбие белорусов, их стремление постигать другие культуры, уважать права других национальностей. Формированию гражданской позиции студентов способствует исследование и анализ вопросов, связанных с возникновением белорусской письменности, особенностями развития белорусской культуры, белорусского языка, а также способами взаимодействия белорусской культуры с культурами других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ CIVIC CULTURE IN THE STUDY OF WORKS BY BELARUSIAN EDUCATORS

We consider the current issue of the formation of the students’ civic culture in connection with the study of the works by Belarusian educators. They from a civil position covered the Belarusian enlightenment issues, showed public education importance, the huge role of the intellectuals in this process. The civil position of the enlighteners is that they closely linked the issues of public education with the welfare of the population. The significant pedagogical ideas presented in the works of M. Bogdanovich, I.D. Gorbachevsky and N.Ya. Nikiforovsky are considered in detail. They analyzed the rural teachers problems as the education improvement of the people largely depended on rural teachers; they note the importance of labor, moral education, respect for elders, the need to develop gardening, gardening, beekeeping, environmental protection, the relevance of education and upbringing of women, the implementation of an individual approach to students. The works of the enlighteners note the tolerance and peacefulness of Belarusians, their desire to comprehend other cultures, respect the rights of other nationalities. The formation of students’ civic position is facilitated by the study and analysis of issues related to the emergence of Belarusian writing, the peculiarities of the development of Belarusian culture, the Belarusian language, as well as ways of interaction of Belarusian culture with the cultures of other peoples.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТ БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). C. 97-104. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

УДК 378.147

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-97-104

Поступила в редакцию / Received 12.10.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 18.11.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021

оригинальная статья

Формирование гражданской культуры студентов в процессе изучения работ белорусских просветителей

Баранова Алла Саввична О

УО «Минский государственный лингвистический университет» 220034, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, 21

albar55@mail.ru

Аннотация. Актуальная проблема формирования гражданской культуры студентов рассматривается в связи с изучением работ белорусских просветителей, которые с гражданских позиций освещали вопросы белорусского просвещения, показали значимость народного образования, огромную роль интеллигенции в этом процессе. Гражданская позиция просветителей состоит в том, что вопросы народного образования они тесно связывали с благосостоянием населения. Подробно рассматриваются значимые педагогические идеи, представленные в работах М. Богдановича, И.Д. Горбачевского и Н.Я. Никифоровского. Они анализируют проблемы сельских учителей, от которых во многом зависело улучшение просвещения народа; отмечают важность трудового, нравственного воспитания, уважения старших, необходимость развития огородничества, садоводства, пчеловодства, охраны окружающей среды, актуальность образования и воспитания женщин, реализации индивидуального подхода к учащимся. В работах просветителей отмечается толерантность и миролюбие белорусов, их стремление постигать другие культуры, уважать права других национальностей. Формированию гражданской позиции студентов способствует исследование и анализ вопросов, связанных с возникновением белорусской письменности, особенностями развития белорусской культуры, белорусского языка, а также способами взаимодействия белорусской культуры с культурами других народов.

Ключевые слова: гражданская культура; белорусские просветители; народное образование; белорусская культура; просвещение

Для цитирования: Баранова А.С. Формирование гражданской культуры студентов в процессе изучения работ белорусских просветителей // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 97-104. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-97-104

© Баранова А.С., 2021

original article

Formation of students' civic culture in the study of works by Belarusian educators

Alia S. Baranova

Minsk State Linguistic University 21 Zakharova St., Minsk 220034, Republic of Belarus

albar55@mail.ru

Abstract. We consider the current issue of the formation of the students' civic culture in connection with the study of the works by Belarusian educators. They from a civil position covered the Belarus-ian enlightenment issues, showed public education importance, the huge role of the intellectuals in this process. The civil position of the enlighteners is that they closely linked the issues of public education with the welfare of the population. The significant pedagogical ideas presented in the works of M. Bogdanovich, I.D. Gorbachevsky and N.Ya. Nikiforovsky are considered in detail. They analyzed the rural teachers problems as the education improvement of the people largely depended on rural teachers; they note the importance of labor, moral education, respect for elders, the need to develop gardening, gardening, beekeeping, environmental protection, the relevance of education and upbringing of women, the implementation of an individual approach to students. The works of the enlighten-ers note the tolerance and peacefulness of Belarusians, their desire to comprehend other cultures, respect the rights of other nationalities. The formation of students' civic position is facilitated by the study and analysis of issues related to the emergence of Belarusian writing, the peculiarities of the development of Belarusian culture, the Belarusian language, as well as ways of interaction of Belarus-ian culture with the cultures of other peoples.

Keywords: civic culture; Belarusian educators; public education; Belarusian culture; enlightenment

For citation: Baranova A.S. Formirovanie grazhdanskoy kul'tury studentov v protsesse izucheniya rabot belorusskikh prosvetiteley [Formation of students' civic culture in the study of works by Belarusian educators]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 97-104. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-97-104 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В творческом наследии белорусских просветителей содержится огромный потенциал для формирования гражданской культуры студентов. Белорусские просветители, этнографы, фольклористы И.Д. Горбачевский и Н.Я. Никифоровский в своих работах обосновали важные педагогические идеи, которые являются актуальными в наши дни. Просветители уделяли большое внимание вопросам просвещения и образования. Гражданская позиция просветителей состоит в том, что вопросы народного образования они тесно связывали с благосостоянием населения. В работах М. Богдановича раскрывается роль интеллигенции в процессе белорусского возрождения, особенности развития белорусской культуры, белорусского языка. Исторические, философские аспекты рассмотрения вопросов

развития белорусской культуры в работах М. Богдановича органически сочетаются с практическими вопросами, связанными с развитием литературного белорусского языка, что убедительно показывает гражданскую позицию поэта. Литературное творчество М. Богдановича содействует развитию гордости за Беларусь, формирует патриотические чувства и активную гражданскую позицию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В работе «Сельскошкольное обучение в юго-восточной окраине Витебской Белоруссии, каким застает его реформа 19 февраля 1861 г.» Н.Я. Никифоровский отвергает уверение в косности, неразвитости, умственной бедности простолюдина Витебской Белоруссии, которая (умственная бедность) не позволяет ему выйти из постоянной материальной

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 97-104. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

нужды. Он утверждает, что «искание грамотности составляет неостанавливающуюся потребность местного простолюдина» [1, с. 225]. Однако сельские школки имели всего от 2 до 5 учеников в возрасте от 10 до 15 лет, находились в тесных помещениях и на полузапретном положении. В работе «Четыре листка из памятной книжки сельского учителя» Н.Я. Никифоровский показывает тяжелое положение сельского учителя. Он проанализировал проблемы сельских учителей, от которых во многом зависело улучшение просвещения народа. Серьезной проблемой была материальная бедность. Единовременная или более постоянная помощь учителям от крестьянских обществ была небольшой и оказывалась не каждому. Пособия от крестьянских обществ были слишком непрочны и подлежали часто внезапному исчезновению. Проблемой было и лишение нравственной поддержки. Н.Я. Никифоровский также указывал на проблему служебного положения учителя и трудность перехода к другой деятельности, так как служебное положение сельского учителя было непрочно в гораздо большей степени, чем служебное положение лиц других ведомств. Должность сельского учителя была неопределенной и невысокой в общественном мнении. Постоянный страх за свое существование ослаблял энергию сельского учителя. Однако Н.Я. Никифоровский называл сельских учителей «доблестными тружениками святого дела». С большим уважением он обращался к ним: «Да благословенно будет доброе имя ваше за тот истинный любовный свет науки, который вы когда-то пролили в своем последнем земном убежище» [1, с. 226].

Белорусский этнограф, краевед, фольклорист, педагог конца XIX века И.Д. Горбачевский в своих работах [2] отмечал, что нужда и нищета прежних времен принижала белоруса и убивала в нем всякое стремление к просвещению. Рост благосостояния и достаток развивали и увеличивали в народе потребность в образовании. По количеству народных училищ Ле-пельский уезд занимал первое место в губернии. Этому способствовало большое число находящихся в уезде местечек, жители которых отличались большим развитием и стремлением к образованию. И.Д. Горбачевский приводит цифры, характеризующие состояние народного образования в Лепельском уезде: «В

1893 г. в уезде на 140859 человек населения состояло одно двухклассное городское училище с 118 учащимися, одно приходское училище с женской сменой, два еврейских начальных училища и 27 народных. В названных училищах обучались 1414 мальчиков и 132 девочки» [2, с. 19]. И.Д. Горбачевский перечисляет типы учебных заведений, которые существовали в Лепельском уезде: наряду с министерскими школами были церковноприходские училища и школы грамотности, число которых быстро увеличивалось с каждым годом. И.Д. Горбачевский приводит цифры, свидетельствующие о росте грамотности населения и необходимости дальнейшего роста просвещения и грамотности: «В 20 церковноприходских училищах и 14 школах грамотности обучалось до 594 человека. Всего же по уезду во всех училищах состояло 2140 учащихся, что составляет около 2 % всего населения. Из призывавшихся в 1892 г. к отбыванию воинской повинности 497 человек составляло по уезду всего 26 % грамотных» [2, с. 19-20]. Лепельский уезд подразделялся на 27 волостей. При каждой волости имелось народное училище, а в Контовичской волости их было два [2, с. 30]. В работах И.Д. Горбачевского отмечается, что в рассматриваемый период трудно было найти деревушку, в которой не было бы хотя бы одного грамотного человека, в местечках же встречались целые семейства, все члены которых были обучены грамоте.

И.Д. Горбачевский показывает связь образования с экономическим состоянием общества. Он отмечает, что по мере осложнения общественных отношений крестьян и экономического состояния образование в крестьянской среде становилось органической потребностью. Народ стал понимать важность образования. Однако сравнительно с потребностями народа училищ в уезде было мало, в увеличении их числа чувствовалась настоятельная потребность. И.Д. Горбачевский считал греховным и преступным отказывать детям в поступлении в училища, когда народ с жадностью стремится к образованию. Он считал необходимым давать детям образование, чтобы «хотя немного открыть глаза и видеть свет». Гуманизм И.Д. Горбачевского проявляется в том, что он отмечал необходимость для крестьян гуманной опеки и разумного руководства просвещенных лиц. К сожалению, он

видел негативные примеры, когда крестьяне Франопольской волости по давлением заинтересованных лиц в 1893 г. отказались от содержания своего народного училища.

И.Д. Горбачевский отмечал слабую материальную базу народных училищ, которые были обставлены так, что для их успеха оставалось пожелать весьма многого. Особенно чувствовалась нужда в библиотеках для чтения. Каждое народное училище вместе с общественным содержанием учащихся обходилось волостям до 550 руб. [2, с. 20]. Церковноприходские школы были обставлены крайне бедно, особенно школы грамотности, которые получали всего 10 или 30 руб. пособия от училищного совета. Учителя лучших церков-но-приходских школ получали от 80 до 120 рублей содержания, что являлось большой редкостью.

И.Д. Горбачевский говорил о необходимости знания садоводства и огородничества, которые принесли бы учащимся в жизни существенную пользу. По его мнению, вместо того, чтобы по окончании курса поступать в писцы и влачить жалкое существование мелких канцелярских пролетариев, юноши должны возвращаться на отцовские хозяйства и заниматься их улучшением на пользу себе и для доброго примера окружающим. И.Д. Горбачевский настаивал на необходимости школы с прикладными знаниями, которая сократит число этих простодушных неудачников и избавит их от нужды и напрасных страданий. Он выступил также с идеей создания профессиональных школ. Для того чтобы поднять местные ремесла и дать занятие многочисленным безземельным мещанам, уезд нуждался в профессиональной школе, которой, по его мнению, уместно находиться в Бешенковичах или местечке Улле.

В своих работах И.Д. Горбачевский рассматривает и вопросы женского образования. В работе «Сельский учитель», изданной в Витебске в 1895 г., большое значение придается воспитанию и обучению женщин. Грамотность важна для женщин, так как грамотная, просвещенная мать будет хорошо воспитывать своих детей. Он отмечал, что в женском образовании крестьяне не видели практической пользы, поэтому не отдавали дочерей в училища, руководясь невежественной пословицей: «не бабье дело книги читать». Только в

местечках встречались грамотные женщины. В деревнях же грамотные женщины представляли собой большую редкость. Но опыт показал, что не так трудно убедить крестьян бросить старинное заблуждение. И.Д. Горбачевский приводит пример организации женского образования. В Черствятском училище раньше не обучались девочки, но жена учителя А.М. Пучковская начала привлекать их в училище, обучая домоводству, кухонному делу, кройке, шитью, вышиванию и другим женским рукоделиям. Число учениц скоро превысило 10 человек. Крестьянам очень понравилось, что их дочери по выходе из училища, кроме грамоты, знают все то, что необходимо знать всякой опытной, хорошей хозяйке, умеющей принять и обойтись с каждым человеком. И.Д. Горбачевский делает вывод о том, что знание грамоты женщине так же важно и необходимо, как и для мужчины, тем более что на ее обязанности лежит первоначальное воспитание детей, будущих граждан. В любом случае без посторонней помощи она сможет устроиться в жизни. Для этого девочек надо учить кройке, шитью, кухонному делу, домоводству. И.Д. Горбачевский утверждает, что немногие, но удачные опыты громко говорят о том, что народная школа скорее исполнит свою просветительскую миссию, начав влиять на деревенскую женщину, нежели действуя только на мужчин. В этом отношении он видел весьма широкое поле плодотворной деятельности для народных учительниц.

В работе «Сельский учитель» И.Д. Горбачевский представил важные просветительские идеи: важность трудового, нравственного воспитания, уважения старших, необходимость развития огородничества, садоводства, пчеловодства, охраны окружающей среды, необходимость воспитания женщин, индивидуального подхода к учащимся. В лице Николая Ивановича представлен образ народного учителя, который «для удовлетворительного выполнения своей миссии вместе с тем непременно должен быть сведущим хозяином и ремесленником» [1, с. 210]. Привить учащимся любовь к труду он может только тогда, когда лично покажет им пример трудолюбия, «когда с его собственных рук не будут сходить почтенные мозоли». Во избежание таких проблем сельский учитель прививает любовь

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 97-104. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

к труду путем создания питомника плодовых деревьев: яблонь, груш, слив, вишен и ягодных кустов.

Учитель также начал обучать детей садоводству и огородничеству, осуществлял индивидуальный подход к учащимся. Осенью ученики собирали семена фруктовых деревьев. Учитель при участии учеников приготовлял для посева семян землю, засевал семена и затем всю засеянную площадь делил на участки по числу поступивших учеников, поручая каждому их них для ухода один из участков. Дети пололи и окапывали деревца, делали прививку. В награду за труды каждый ученик получал от учителя молодые саженцы для того, чтобы посадить их у себя дома. Благодаря этому в деревнях появлялись молодые садики, улучшалась окружающая среда. Учащиеся знакомились с пчеловодством на практике. Учитель также знал полдюжины ремесел, которым обучал детей. После занятий в мастерской учителя до полуночи раздавался стук топоров и визжание пил. В результате ученики не уходили от трудовой деревенской жизни, уважали труд и людей труда, жили со всеми в мире и согласии, заботились об улучшении хозяйства.

Для формирования гражданской культуры студентов важны исторические сведения, которые приводит в своих работах М. Богданович. В работе «Белорусы» он утверждает, что «ясно обозначившейся самостоятельной народностью белорусы являются уже в XII и XIII столетиях, то есть в непосредственном преддверии возникновения двух наиболее крупных и своеобразных русских государственных величин: Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского» [1, с. 470]. М. Богданович отмечал, что белорусская культура не была изолированной. По своим географическим, экономическим и отчасти политическим условиям жизни Белоруссия была связана с Западной Европой, входила в оборот западноевропейской жизни. В эту эпоху Белоруссия представлялась горнилом, в котором перерабатывались и своеобразно соединялись русские и чужеземные начала. М. Богданович отмечал своеобразие белорусской культуры, в которой росла культура, опиравшаяся не только на славянскую деревню, но и на белорусский город европейского типа.

Для формирования гражданских и патриотических качеств важно утверждение М. Богдановича об оригинальности белорусской культуры: «Белорусская культура была культурой самостоятельной, а не вариантом культуры великорусской. В лице белорусского и великорусского народов встретились две самостоятельные национально-культурные величины, формировавшиеся и выросшие независимо друг от друга» [1, а 472].

В «Очерках истории белорусской письменности» [3] М. Богданович отмечает, что возрождение белорусской письменности относится к началу XIX столетия, когда среди местной шляхты понемногу начала появляться интеллигенция. Это были сознательные люди, которые несли свою сознательность на пользу простого народа. Раскрывая тему интеллигенции, М. Богданович убедительно показывает, что белорусская интеллигенция заботилась о народе, делала все возможное для его просвещения. Он приводит примеры гуманистически настроенных белорусских деятелей, которые стремились облегчить жизнь простого народа. Это маршалок Завиша, который в 1818 г. на Виленском шляхетском сейме высказался против крепостничества. Храптович, Бжастовский освободили своих мужиков от крепостничества. Таких людей было немного, но число их возрастало. У белорусской шляхты появилось уважение к простому народу. Этому способствовало чувство гражданина, любви к родному краю. Эти патриотические чувства рождала белорусская земля, белорусские сказки и песни, пущи, озера, реки белорусского края, белорусский народ, среди которого воспитывалась интеллигенция. Все это срослось с их душой.

М. Богданович утверждал, что белорусское возрождение проявлялось, прежде всего, в создании литературы на белорусском языке. Эта литература никогда не замирала окончательно в крае. Народную интеллигенцию он считал основой белорусского движения. Интеллигенция окончательно закрепила и демократический облик его идеологии. Демократизм взглядов М. Богдановича проявляется в том, что защиту и подчеркивание национальных прав белорусского народа он рассматривал как защиту и подчеркивание прав трудового народа. Он писал: «Понятие «нация» и «демократия» в данном случае точно совпадают» [3, с. 477]. Отмечая тесную связь белорусской

интеллигенции и народа, М. Богданович утверждал, что белорусская интеллигенция делала именно то, что составляет смысл существования всякой интеллигенции: она развивает народную культуру.

В работах М. Богдановича отмечается толерантность и миролюбивость белорусов: «Защищая интерес своего народа и кладя в основу этой деятельности наличность самостоятельной белорусской национальности и белорусской культуры, белорусская интеллигенция никогда не впадала в шовинизм, не стремилась к умалению прав соседних национальностей на всю полноту самостоятельного культурного развития. В частности, она приветствует рост как великорусской, так и польской культуры в крае, добиваясь лишь того, чтобы этот рост не имел своей основой денационализацию белорусского народа» [3, с. 477-478].

М. Богданович отмечает, что патриотизм белорусской интеллигенции проявлялся в ученых трудах. Он называет известных белорусских археологов, историков, этнографов, которые сделали очень многое для развития белорусской культуры и которые являются примером служения белорусскому народу. Известные ученые способствовали формированию белорусского самосознания, а также лучшему познанию белорусского языка. В их работах отражалась жизнь белорусских крестьян и мелкой шляхты. Положительным было то, что на страницах журналов начали появляться белорусские сказки и песни, встречались белорусские высказывания. Это все предопределило появление белорусских произведений. М. Богданович отмечал, что они не могли иметь большого значения, так как основывались не на широких гражданских потребностях, а в душевном настроении группы лиц, сросшихся с польской или российской культурой, до народа эти произведения почти не доходили. М. Богданович утверждал, что "белорусской интеллигенции не было, и ее необходимо было выработать. Питомником для нее и явилась "Наша нива" [4, с. 290]. Войдя в соприкосновение с народной массой, она их неуклонно закрепляла и увеличивала. Зарождающаяся народная интеллигенция имела активную гражданскую позицию, тесно соприкасалась с народом, знала народные нужды и народные язвы и стремилась их навсегда уничтожить. Этот процесс

не был легким. М. Богданович отмечает, что даже Ян Чечет в 1845 г. сомневался в том, что белорусский язык когда-либо станет литературным. Поэтому становится понятным шутливый дух первых белорусских произведений, их случайность. Первой ласточкой новейшей белорусской письменности М. Богданович считал "Энеиду", переработанной с украинского языка.

Он активно выступал против изоляции белорусской культуры, белорусского языка. Напротив, отмечает большое значение сближения белорусской национальности с Западной Европой, с которой она издавна имела географические и экономические связи. М. Богданович также показывает роль торгового города европейского типа, организованного на основах магдебургского права, в развитии белорусской культуры. Братства он считал оплотом белорусской народности. В эпоху Возрождения на белорусских землях начался общий умственный подъем, закладывались типографии, учреждались школы с неожиданно широкой по тому времени программой, письменная литература стала разнообразнее.

Анализируя исторические аспекты, М. Богданович отмечает обнищание белорусской культуры к концу XVII века, когда исчезли печатные книги на белорусском языке. В XVII, XVII, отчасти XIX веке идет широкое развитие рукописной белорусской литературы, которая имела практический характер (лечебники). М. Богданович подчеркивает положительную роль униатского духовенства, которое произносило проповеди на белорусском языке. Он выступал против устранения белорусского языка из школ, так как это ведет к растрате результатов громадной, многовековой духовной работы целого народа, грубо урезывает душевный мир ребенка.

В работе «О гуманизме и неосмотрительности» М. Богданович с чувством гордости отмечает, что попытки поднять Белоруссию на уровень самостоятельной нации были очень удачны. Он отмечал, что за восемь лет была создана белорусская пресса, издано несколько сот тысяч экземпляров брошюр и книг, взращены кадры белорусской народной интеллигенции, и на нее прочно опирается дело национального возрождения. Как положительное явление он констатирует, что почти все, изда-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). C. 97-104. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

ваемое на белорусском языке, идет в деревню, проникает в самые глухие уголки, всюду пробуждает национальное самосознание. М. Богданович утверждает: «И это не просто литература для народа, в то же время литература самого народа, ибо она результат писательского труда сотен крестьянских рук, на время отрывающихся от сохи, чтобы взяться за перо» [3, c. 467]. М. Богданович отмечал, что в Белоруссии существовало шесть белорусских органов печати, белорусское движение обслуживалось органами на русском и еврейском языках. Разница в вероисповедании не раскалывала белорусский народ на две несходные по культуре величины, так как «у белоруса, будь он католик или православный, один и тот же психический тип, язык, бытовой уклад» [3, c. 467].

Гражданская позиция М. Богдановича ярко выражается в защите белоруской культуры, белорусского языка. Белорусскую культуру он не рассматривал как простой вариант великорусской культуры. В их лице он видел два самостоятельных культурных комплекса, «с самого начала росших и развивавшихся независимо друг от друга» [3, c. 424-425]. Отличались они по бытовым первоосновам, влияниям извне и событиям дальнейшей исторической жизни. На белорусском языке проходили суды, писались акты и грамоты, велись переговоры с иностранными государствами.

Ярко проявляется патриотизм М. Богдановича, который призывал защищать родной край, людей в грозные часы: «белорусский народ не tabula rasa, а самостоятельная национальная величина, белорусское же движение -живая культурно-общественная сила» [5, с. 458]. Подчеркивая тесную связь с народом, он отмечал, что можно брать богатства их народной песни, брать и вставлять в свои стихи, можно учиться у народа, учиться у него творческим подходам.

Предметом особой гордости и радости для М. Богдановича являлось то, что белорусская поэзия являлась живой поэзией. Он не только призывал создавать величайшие образцы белорусской поэзии, но и сам ответственно и тщательно подходил к этому вопросу. Просветитель писал в 1911 г. о желании не только привить белорусской письменности достижения

чужеземного поэтического труда, помочь ей получить европейский вид, но и довести возможности белорусского языка до самых строгих требований стихотворной формы. М. Богданович писал, что он удовлетворял им в мелочах, порой самых трудных. Поэт просил, чтобы, как только его стихи пойдут в печать, поместить вместе с тем и присланный поэтом сжатый очерк сонетной формы.

Оптимистично и жизнеутверждающе звучит предсказание и своеобразное завещание М. Богдановича: «Развитие белорусского движения позволяет надеяться, что еще один народ не исчезнет с лица земли, не расточится бесследно громадный психический труд многих поколений, и белорусская культура - создание этого труда - устоит против напора других сил и течений» [3, а 473].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работы белорусских просветителей в значительной мере способствуют формированию гражданской культуры студентов. Они выступали против нужды, нищеты и бесправия народа, призывали к его просвещению, показывали необходимость женского образования, анализировали проблемы сельских учителей, от которых во многом зависело просвещение народа. И.Д. Горбачевский и Н.Я. Никифоровский в своих работах выразили гуманные педагогические идеи, способствовали развитию просвещения и народного образования. Формированию гражданских и патриотических чувств способствует утверждение М. Богдановича об оригинальности белорусской культуры, значительной роли белорусской интеллигенции в процессе возрождения и совершенствования белорусской культуры. В его работах отмечается толерантность и миролюбие белорусов, их стремление постигать другие культуры, уважать права других национальностей. Творческое наследие М. Богдановича обладает огромным воспитательным потенциалом, воспитывает чувство гордости за белорусский язык, белорусских просветителей, белорусскую культуру, нацеливает на ее развитие и совершенствование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост. Э.К. Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев. М.: Педагогика, 1986. 468 с.

2. Лепельский уезд Витебской губернии / сост. И.Д. Горбачевский. Витебск: Губернская типография, 1895. 38 с.

3. Багдановiч М.А. 1нтымны дзеншк. Мн.: «Радые-Плюс», 2006. 528 с.

4. БагдановiчМ. Выбраныя творы. Мн.: «Беларуси кшгазбор», 1996. 494 с.

5. БагдановiчМ. Поуны збор творау: у 3 т. Мн.: Белорусская наука, 2001. Т. 2. 600 с.

REFERENCES

1. Doroshevich E.K., Myatelskiy M.S., Solntsev P.S., compilers. Antologiya pedagogicheskoy mysli Belorusskoy SSR [Anthology of Pedagogical Thought in Byelorussian SSR]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986, 468 p. (In Russian).

2. Gorbachevskiy I.D., compiler. Lepel'skiy uezd Vitebskoy gubernii [Lepelskiy Uezd of Vitebsk Province]. Vitebsk, Gubernskaya Typography, 1895, 38 p. (In Russian).

3. Bagdanovich M.A. Intymny dzennik. Minsk, "Radye-Pljus" Publ., 2006, 528 p. (In Belarusian).

4. Bagdanovich M. Vybranyja tvory. Minsk, "Belaruski knigazbor" Publ., 1996, 494 p. (In Belarusian).

5. Bagdanovich M. Powny zbor tvoraw: u 3 t. Minsk, Belorusskaja nauka, 2001, vol. 2, 600 p. (In Belarusian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Баранова Алла Саввична - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики. Минский государственный лингвистический университет, г. Минск, Республика Беларусь. Е-шаП: albar55@mail.ru ОКСГО: https://orcid.org/QQQQ-Q0Q2-3767-947Q Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

Alla S. Baranova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy Department. Minsk State Linguistic University, Minsk, Republic of Belarus.

E-mail: albar55@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3767-9470 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.