Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СССР (НА МАТЕРИАЛАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СССР (НА МАТЕРИАЛАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / гражданская идентичность / молодёжь / СССР / плакат / советская идеология. / art / Soviet Union / civic identity / youth / poster / soviet ideology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Токмакова Полина Дмитриевна

В статье рассматривается формирование гражданской идентичности в советский период российской истории с помощью изобразительного искусства. Через идеологические установки, почти сразу после Октябрьской революции советская власть выпускает ряд декретов, которые формируют основные направления в изобразительном искусстве, включающие в себя новую государственную коммунистическую идеологию. С помощью монументальных объектов, плакатов и живописи советское правительство формировало в сознании своих граждан образ советского человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIC IDENTITY OF YOUTH IN THE USSR (BASED ON THE MATERIALS OF FINE ART)

For the new state like the Soviet Union it was important to form different identity of the state in the minds of its citizens. The article discusses the methods of formation of civic identity in the USSR through art. The posters, monumental objects and paintings were the instrument of Soviet government for forming the image of the state with communist ideology and the image of the Soviet man in the minds of citizens. The article deals with soviet documents and decrees as evidence of government policy in the formation of official state propaganda in arts. We believe that art is able to influence people's consciousness and perform state functions. This can be seen through the example of the USSR history. The formation of civic identity began with the younger generation, which was building a new state. This also starts with children’s books as an early way of influencing human life.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СССР (НА МАТЕРИАЛАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)»

УДК 94(47) П. Д. Токмакова

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СССР (НА МАТЕРИАЛАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)

В статье рассматривается формирование гражданской идентичности в советский период российской истории с помощью изобразительного искусства. Через идеологические установки, почти сразу после Октябрьской революции советская власть выпускает ряд декретов, которые формируют основные направления в изобразительном искусстве, включающие в себя новую государственную коммунистическую идеологию. С помощью монументальных объектов, плакатов и живописи советское правительство формировало в сознании своих граждан образ советского человека.

Ключевые слова: искусство, гражданская идентичность, молодёжь, СССР, плакат, советская идеология.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-146-93-99

Вместе с крушением Российской империи в 1917 году зарождалось новое государство. Спустя пять лет после Октябрьской революции была подписана декларация об образовании СССР. С конца 1922 года начинается официальная история новой Советской России. Перед советской властью стояла тяжёлая задача, которая заключалась в создании совершенно нового государства, с новой идеологией, политическим устройством и гражданским самосознанием. Сложность также заключалась в исторически сложившемся многообразии наций в бывшей Российской империи, которое также сохранилось и в новом Советском государстве.

Успешное формирование не просто новой государственной идеологии взамен уничтоженной прошлой, но и преобразование народного самосознания большого государства с целью идентификации гражданином себя, как «советского человека» требовало от высших структур власти скрупулёзной работы на всех уровнях жизни каждого человека. Без закрепления гражданской идентичности в головах советских граждан, которые совсем недавно были поддаными Российской империи, новая страна не могла продержаться долго.

Токмакова Полина Дмитриевна — студент (Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия); e-mail: tokmakovapolya@mail.ru.

Работа подготовлена в рамках проекта № 073-00065-21-01 от 14.07.2021 государственного задания Министерства просвещения РФ.

© Токмакова П. Д., 2022

93

Серьёзные исследования советской идентичности начались только с распадом СССР. Например, М. Кастельс писал, что «Советский Союз был сконструирован вокруг принципа двойной идентичности: этнических/национальных идентичностей (включая русскую) и советской идентичности в качестве основания новой культуры нового общества» [8, с. 467]. С учётом большого многообразия наций и этносов на территории Советского Союза, проблема закрепления национального и этнического единства стояла наиболее остро. В. Тишков соглашался, что в советский период шёл интенсивный процесс формирования национальной идентичности и определял её как «общеразделяемое представление граждан о своей стране, её народе и как чувство принадлежности к ним» [11, с. 67]. То есть мы можем говорить о национальной идентичности как о гражданской, относительно исследования советского периода.

Помимо очевидных организационно-правовых механизмов, реализующих национальную политику советского государства, важным компонентом этой политики были также идеологические установки, которые занимали важное место в функционировании государственной машины.

В апреле 1918 года был принят и подписан Владимиром Лениным Декрет «О памятниках республики», а именно об уничтожении памятников «царей и их слуг», а также о необходимости «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции» [6, с. 96].

В мировой истории советское монументальное искусство является уникальным примером разработки государственной пропаганды. Не исключая высокой художественной ценности, осуществление декрета о памятниках республики имело огромное практическое значение «для патриотического воспитания народа на прогрессивных революционных идеях» [7, с. 333]. Именно этот декрет послужил началом революционного преобразования искусства в полностью подчинённое государству орудие. Например, выдающийся памятник монументального искусства, символ всей советской эпохи и её идеалов — «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной (1937) — воплощение всей сути советской пропагандистской политики в области искусства. Именно «Рабочий и колхозница» знаменуют собой великие дни «Российской социалистический революции» и все идеалы строительства коммунизма.

Наиболее ярким визуальным примером советской пропаганды как формирования новой гражданской идентичности является советский плакат. До революции, в начале XX столетия плакат использовался в рекламных целях, но с приходом новой власти он стал мощным агитационным инструментом, который не терял своей актуальности на протяжении всей советской истории. «О том, что властью придавалось огромное значение выпуску плакатов, говорят следующие факты: доставка политических плакатов по важности была равна доставке срочных воен-

94

ных грузов. Также на каждом плакате была суровая надпись: «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело» [1, с. 112]. Взращивание советской идентичности в народе через плакат хорошо иллюстрирует плакат времён гражданской войны с лозунгом: «Долг каждого честного гражданина прийти на помощь раненному и больному красноармейцу» [10, с. 18]. В период гражданской войны ещё очень трудно было говорить о государстве, где укрепились коммунисты. Шли ожесточённые бои между красной и белой армиями, едва ли на большей части территории бывшей Российской Империи крепко установилась власть большевиков. В различных областях страны власть переходила от белых к красным и наоборот. Страна разрывалась на части и понятие «гражданин» не имело значения. Но плакат уже указывает на долг честного гражданина, на его обязанности перед государством.

Интересный образ государства предстаёт в тот же период на плакате с лозунгом «Советская Россия осажденный лагерь. Все на оборону!» [10, с. 34]. На плакате представлены в иллюстративном виде задачи каждой части населения, например: «Молодёжь обучается военному делу!» или «Крестьянин везёт хлеб». Здесь очевиден призыв к объединению во имя защиты «крепости», которую «осадили» враги. И здесь же мы уже встречаем не просто Россию, а именно Советскую Россию, чтобы подчеркнуть — в стране именно советская власть, а никакая другая. Психология «осаждённой крепости» — один из действенных способов объединить разрозненное государство против общего врага, пусть даже не материального.

6 июля 1922 года вышло Постановление политбюро ЦК РКП (б) «О молодых писателях и художниках» в ответ на записку Л. Д. Троцкого в политбюро, в которой он настоятельно рекомендовал вести учёт всех молодых поэтов, писателей, художников и других деятелей искусства. Также он выдвинул предложение о материальных субсидиях для наиболее даровитых и революционных деятелей. Сталин поддержал его, и уже в Постановлении бюро принимает предложение Троцкого с незначительными поправками [4, с. 40]. В это время уже начинает формироваться стремление Советской власти на контролировать и поддержевать государственное направление в искусстве.

По мнению И. С. Воробьёва, в искусстве 20-х годов начало формироваться новое направление, которое было принято как официальная позиция власти — социалистический реализм. «Эстетические конструкции <...> официальной власти опирались на идеи создания государственного искусства и огосударствления искусства» [5, с. 47]. 18 июня 1925 года вышло Постановление политбюро ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», где была чётко сформулирована цель партийного искусства «.в период пролетарской диктатуры перед партией пролетариата стоит вопрос о том, как ужиться с

95

крестьянством и медленно переработать его; <...> вопрос о том, как поставить на службу революции техническую и всякую иную интеллигенцию и идеологически отвоевать её у буржуазии» [4, с. 54]. Воробьёв также пишет, что первым масштабным государственным проектом, объединившим вокруг одной центральной темы все виды искусства, стали первомайские демонстрации в честь Октябрьской революции. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне. Например, картина К. С. Петрова-Водкина, написанная к 10-летию Октября, «Смерть комиссара», которая пронизана трагизмом и сочувствием к умирающему комиссару, ярко подчёркивает осмысление как самой революции, так и гражданской войны, при взгляде на картину зритель должен идентифицировать смерть советского комиссара как личную трагедию, связанную с героическим прошлым страны.

В 1930-е годы соцреализм стал официальным направлением в искусстве советской власти. «Творческая самооценка и оценка «художественной значимости» произведений искусства формировалась в контексте соответствий основным принципам марксистско-ленинской эстетики: партийности, массовости и народности» [9, с. 7]. Одним из ярчайших представителей таких художников является Александр Дейнека, множество картин которого посвящено теме социализма с выраженной симпатией к советскому направлению в искусстве. Например, его картины «Оборона Петрограда» (1928), «На допросе. Штаб белых» (1933), посвя-щённые Гражданской войне. Его творчество возвеличивает марксистско-ленинские идеалы и всячески дискредитирует альтернативные, несоциалистические принципы.

Что касается политики воспитания молодёжи в Советском Союзе, следует отметить, что, помимо пионерского движения, школ и кружков, также тщательно относились и к детской литературе, издаваемой в стране. В Постановления секретариата ЦК ВКП(б) об издательстве «Молодая гвардия» от 29 декабря 1931 года мы видим требование к оформлению литературы для детей: «Детская книга должна быть большевистски бодрой, зовущей на борьбу и победу. В ярких и образных формах детская книга должна показать социалистическую переделку страны и людей и воспитывать детей в духе пролетарского интернационализма» [6, с. 165]. Перед художниками-иллюстраторами стояла та же задача создания книжных иллюстраций, которые в лучшем виде отражали бы идеалы социализма. Например, уже в букварях 1932 года мы видим, вперемешку со стандартными стихами вроде «Мама мыла Милу с мылом» идут истории о Ленине, пятилетке, Октябрьской революции, Красной армии — главных атрибутах советской России, на которых основывается её история. На каждой странице букварей педагогический текст сопровождают иллюстрации с советскими символами и образами. Обязательным для первой страницы! было изображение Владимира Ленина. Также мы видим яркие образы положительных персонажей — красноармейца, рабочего, крестья-

96

нина, и отрицательных — священника или капиталиста. В букваре «Дружно за работу» мы можем увидеть возвеличивание всех атрибутов Советской власти, неоднократно встречающихся на страницах, — портреты Сталина и Ленина, серп и молот или даже семью Ульяновых [2].

Таким образом, для создания абсолютно нового государства Советская власть активно прибегала к широким возможностям изобразительного искусства, потому что понимала его ценность в установлении советской и гражданской идентичности населения. Подобная работа помогла укрепить в массовом сознании новые идеалы и принадлежность к новому государству. Инструменты и методы воздействия, разработанные для воспитания советской идентичности, уникальны своей универсальностью. Было выработано официальное направление партии в искусстве и пропаганде, которое воплотилось в удивительном направлении соцреализма. До сих пор, вспоминая советское прошлое, невозможно не отметить советскую эстетику, пропитывающую каждый фильм, фотографию, плакат или книгу. Воспитание гражданской идентичности проводилось настолько успешно, что уже с раннего детства человек попадал в специально созданную среду, обеспечивающую взращивание коммунистических идеалов советского гражданина. Отголоски этой политики мы встречаем до сих пор.

Список литературы

1. Аквазба Е. О., Дроздецкий П. А., Медведев П. С. Плакат как инструмент массового воздействия на сознание народа в Советской России / / Лучшая научная статья 2017: сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса. В 2 ч. Ч. 1. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 111 —113.

2. Богатырева Е. Т. Дружно за работу: букварь для городских школ ЦЧО / [сост.: Е. Т. Богатырева, М. Н. Меркулов, А. С. Словесова, П. И. Сухорукова]. Воронеж: Коммуна, 1932. 82 с.

3. Бушуева Т. С. Общественные настроения в Красной армии. 1920-е — 1934 г.: монография. М.: МПГУ, 2020. 444 с.

4. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917 — 1953 / сост. А. Артизов, О. Наумов. М.: Демократия, 1999. 872 с. (Россия. ХХ век: Документы).

5. Воробьев И. С. Соцреализм как «третья эстетика» в художественной культуре СССР 1920-х годов / / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12 (26). Ч. III. С. 45 — 48.

6. Декреты Советской власти. Т. 2. М.: Политиздат, 1959, 446 с.

7. История русского и советского искусства. М.: Высш. шк., 1989. 448 с.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

9. Лиманская Л. Ю. Типическое и архетипическое в соцреализме и соц-арте / / Артикульт. 2016. № 1 (21). С. 6 — 15.

10. Полонский В. П. Русский революционный плакат. М.: ГИЗ, 1925. 312 с.

97

11. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013. 649 с.

•Je -Je -Je

Tokmakova Polina D.

FORMATION OF CIVIC IDENTITY OF YOUTH IN THE USSR (BASED ON THE MATERIALS OF FINE ART)

(Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia)

For the new state like the Soviet Union it was important to form different identity of the state in the minds of its citizens. The article discusses the methods of formation of civic identity in the USSR through art. The posters, monumental objects and paintings were the instrument of Soviet government for forming the image of the state with communist ideology and the image of the Soviet man in the minds of citizens. The article deals with soviet documents and decrees as evidence of government policy in the formation of official state propaganda in arts. We believe that art is able to influence people's consciousness and perform state functions. This can be seen through the example of the USSR history. The formation of civic identity began with the younger generation, which was building a new state. This also starts with children's books as an early way of influencing human life.

Keywords: art, Soviet Union, civic identity, youth, poster, soviet ideology. DOI: 10.24412/2227-1384-2022-146-93-99

References

1. Kastels M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura (Information Age: Economics, Society and Culture), Moscow, 2000. 608 p.

2. Tishkov V. A. Rossijskij narod: istoriya i smysl nacionalnogo samosoznaniya (Russian people: the history and meaning of national self-consciousness), Moscow, Nauka Publ., 2013. 649 p.

3. Dekrety Sovetskoj vlasti (Decrees of the Soviet power), Moscow, 1959, vol. 2. 446 p. (In Russ.).

4. Istoriya russkogo i sovetskogo iskusstva (History of Russian and Soviet art), Moscow, 1989. 448 p. (In Russ.).

5. Akvazba E. O., Drozdeckij P. A., Medvedev P. S. Poster as a tool of mass influence on the consciousness of the people in Soviet Russia [Plakat kak instrument massovogo vozdejstviya na soznanie naroda v Sovetskoj Rossii], Luchshaya nauchnaya stat'ya 2017: sbornik statey XIII Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa (), in 2 parts, part 1, Penza, Nauka i Prosveshcheniye Publ., 2017, pp. 111 —113.

6. Polonskij V. P. Russkij revolyucionnyj plakat (Russian revolutionary poster), Moscow, 1925, 312 p.

7. Vorobev I. S. Social realism as a "third aesthetic" in the artistic culture of the USSR in the 1920s [Socrealizm kak «tretya estetika» v hudo-zhestvennoj kulture SSSR 1920-h godov], Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2012, no. 12 (26), part III, pp. 45—48.

8. Vlast i hudozhestvennaya intelligenciya. Dokumenty CK RKP(b) — VKP(b), VChK — OGPU — NKVD o kulturnoj politike. 1917—1953 gg. (Power and artistic intelligentsia. Documents of the Central Committee of the RCP (b) — VKP (b), VChK — OGPU — NKVD on cultural policy. 1917-1953), Moscow, Demokratiya Publ., 1999. 872 p. (In Russ.).

98

9. Limanskaya L. Yu. Typical and archetypal in social realism and social art [Tipicheskoe i arhetipicheskoe v socrealizme i soc-arte], Artikult, 2016, no. 1 (21), pp. 6 — 15.

10. Bushueva T. S. Obshestvennye nastroeniya v Krasnoj armii. 1920-e — 1934 g. (Public sentiment in the Red Army. 1920s — 1934), Moscow, MPGU Publ., 2020. 444 s.

11. Bogatyreva E. T., Merkulov M. N., Slovesova A. S., Sukhorukova P. I. [compiled by] Druzhno za rabotu: bukvar' dlya gorodskikh shkol TSCHO (Together for work: a primer for urban schools of the Central Chernobyl region). Voronezh, Kommuna Publ., 1932. 82 p.

•Jc -Jc -Jc

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.