Научная статья на тему 'Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи'

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексико-грамматический строй / грамматика / логика языка / грамматическая система речи

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боронина Е.М., Слонова А.А.

В статье речь идёт о важности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ТНР. Описаны разделы по формированию грамматического строя речи, игры и игровые упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический материал, который необходимо использовать в беседе:

- фото и иллюстрации;

- ордена и медали (если есть);

- фронтовые письма;

- георгиевская лента;

- аудиодиски с песнями военных лет;

- полевая каша;

- схема генеалогического древа (с отметкой о прадедушке).

В разговоре с ребенком старайтесь употреблять различные эпитеты, чтобы придать беседе эмоциональную окраску.

Если вы впервые проводите такие беседы, старайтесь придерживаться плана:

- вступительное слово о том, что такое семья и родословная;

- какое место в родословной занимает прадедушка ребенка;

- как его зовут и кем он приходится малышу;

- рассматривание фото и иллюстраций о его жизни и событиях тех дней;

- профессия прадедушки;

- какие доблестные поступки он совершил;

- чем он так важен для вашей семьи и почему необходимо сохранить память о нем в своей душе.

При регулярных беседах такого характера у ребенка к 6-7 годам должно сформироваться четкое представление о том, что семья - это ядро его родословной, а родословная - это в свою очередь общность людей, объединенных по родственному признаку, включая «дальних» родственников в третьем, четвертом и даже пятом поколении.

Литература

1. Губанихина Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.В. Губанихина // Детский сад от А до Я. - 2004. - №4. - 43 с.

2. Губанихина Е.В. Семейная педагогика: учебное пособие / Е.В. Губанихина. - Арзамас: АГПИ, 2012. - 154 с.

3. Демидова Н.И. Взаимодействие детского сада и семьи в процесс формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н.И. Демидова // Детский сад от А до Я. - 2004. - №4. - С. 79-83.

4. Прохорова Т.В. Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи / Т.В. Прохорова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. - 2013. - №2.

5. Ривина Е. Родословная в детском саду. История и образ семьи / Е. Ривина // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - С. 37-42. EDN ICFFMR

УДК 37

РС! 10.21661/Г-560980

Воронина Е.М., Слонова А.А.

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

В статье речь идёт о важности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ТНР Описаны разделы по формированию грамматического строя речи, игры и игровые упражнения.

и Ключевые слова: лексико-грамматический строй, грамматика, логика языка, грамматическая система речи.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Согласно п. 2.6. Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), в области речевого развития, а именно в разделе грамматического строя речи основными задачами образовательной

деятельности являются: совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов; познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматиче-ского строя речи.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т. п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению.

К. Д. Ушинский говорил, что грамматика - логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем. Грамматика - свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это изучает раздел морфология) и их сочетании в предложении (это изучает синтаксис).

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

Грамматическая система речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Грамматический строй речи включает в себя морфологический уровень развития (приемы словоизменения и словообразования) и синтаксический уровень (составление предложения и сочетание слов в предложении).

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ТНР содержит следующие разделы.

1. Словоизменение:

- категории числа: «Один - много» (стол - столы, красивый - красивые, едет - едут);

- категории рода: «Он, она, оно» (он - заяц, она -девочка, оно - солнце);

- категории падежа:

родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

2. Словообразование:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование существительных от существительных;

- образование прилагательных от существительных;

- образование приставочных глаголов;

- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

- образование сложных слов.

3. Согласование:

- существительных с местоимениями;

- существительных с прилагательными;

- существительных с числительными;

- глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

- простые нераспространённые предложения;

- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);

- предложения с использованием предлогов (пред-ложно-падежные конструкции);

- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе.

Игры и упражнения:

Словообразование.

1. «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол - стал столик.. .Кровать - кроватка; стул - стульчик; ведро - .. .,воробей -.и т. п.

2. «Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги - бумажный кораблик. Шуба из меха.. .Стол из дерева.. .Рыбка из стекла. Снегурочка из ваты .Хлопушка из бумаги .Лошадка из картона .. .Звёзды из пластмассы .Машина из металла.. .Снежинка из полиэтилена.. .Баба из снега .

3. «Назови детенышей», «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). «Измени по образцу»: У мамы с папой родился ребенок. У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - ., у козы - ., у волка - ., кто вылупился у грача -.(грачата, грачонок).

4. «Доскажи словечко». Машина в гараж . (въезжает). Мальчик из школы . (выходит). Шофёр к машине . (подходит). Девочка с горы .(съезжает). Старушка через улицу . (переходит). Девочка через лужу . (перепрыгивает). Птичка из клетки . (вылетает).

5. Образование сложных слов Пыль сосет - пылесос, сам летает - ., сам катится - ., сам варит - .,

i

везде ходит - ..., по луне ходит - ..., сено косит - ..., землю пашет - ..., мясо рубит - ..., кофе варит - ...

Словоизменение.

1. «О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже)

2. Платье - я мечтаю о платье. Туфли - я мечтаю о.

3. «Один - много». Взрослый называет 1 предмет, ребенок много, потом наоборот. Стул - стулья. Столы - стол.

4. «Есть - нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет.». У меня есть свежая капуста. - А у меня нет, свежей капусты.

5. «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)

6. Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров

7. «Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно. В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт

много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т. д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка («Вкусняшки». Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» на тарелочку, затем вы.) По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику. необходимо только ваше желание и терпение.

Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.

Литература

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / Б.А. Бондаренко. -М., 1991.

3. Сорокина А.И. Дидактическая игра в детском саду / А.И. Сорокина. - М., 1982

4. Швайко Г.В. Дидактические игры в детском саду / Г.В. Швайко. - М., 1998.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1998.

6. Боронина Е.М. Формирование грамматического строя речи у детей старшего до-школьного возраста / Е.М. Боронина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-gramaticheskogo-stroja-rechi-u-detei-s1arshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 07.11.2023).

УДК 37

Вукалова О.А., Качур А.А., Самофалова Ю.Н.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОО как важнейшее условие развития физических и музыкальных способностей у дошкольников с ТНР

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье авторы показывают важность создания такой организованной предметно - пространственной среды в ДОО, которая будет способствовать развитию физических и музыкальных способностей дошкольников. Также они делятся опытом по организации среды в своём дошкольном учреждении.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, физические способности, физкультурный центр, двигательная активность, двигательные задачи, зона актуального развития, зона ближайшего развития, музыкальное сопровождение, развитие музыкальных способностей.

I

ДЕ

е' развитие

ошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека. А гармоничное развитие невозможно без овладения ребёнком различного рода движениями, потому как движения являются биологической потребностью человека, и служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма. В детском саду двигательные навыки у детей формируются на физкультурных и музыкальных занятиях. Не секрет, что некоторые трудности в освоении

движениями возникают у дошкольников с ТНР, в следствии нарушения общей моторики и мелкой моторики и координации движений. Поэтому педагогический коллектив нашего ДОУ задумался над созданием такой предметно-пространственной развивающей среды, которая бы способствовала детям с ТНР наиболее эффективному развитию физических и музыкальных способностей.

Предметно-пространственная развивающая среда -среда, насыщенная различными играми, игрушками, ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.