Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе университета'

Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Вера Александровна, Закирова Лилия Анатольевна, Карпова Ольга Леонидовна

В статье выделяются компоненты готовности к самореализации; дается понятие «готовности»; выделены четыре признака образованности; представлены компоненты образованности, направленные на педагогическое содействие становлению готовности обучающихся к самореализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students' readiness to self-realization in educational process at university

In the article the components of readiness for self-realization are separated. It is given the concept of «readiness». Four signs of education are isolated and the components of education, directed toward the pedagogical assistance to the formation of the readiness of trainers for self-realization are represented

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе университета»

УДК 378 В. А. АНИСИМОВА

Л. А. ЗАКИРОВА О. Л. КАРПОВА

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА__________________________________

В статье выделяются компоненты готовности к самореализации; дается понятие «готовности»; выделены четыре признака образованности; представлены компоненты образованности, направленные на педагогическое содействие становлению готовности обучающихся к самореализации.

По проблеме формирования готовности студентов к самореализации существуют различные точки зрения. С философских позиций самореализация — выбор личностью своего жизненного пути в соответствии со своими наклонностями. Поиск человеком подходящей для себя культурной ниши и примеривание различных социальных ролей. Самость и самосознание, собеседуя друг с другом, помогают определить личности собственный путь самореализации. Самость всегда обозначает именно целостность человека. Это величина относящаяся к сознательному Я, как целое к части. Она охватывает не только сознательную, но и бессознательную психею и потому есть личность [1, с. 105].

С педагогической точки зрения смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому себе, своим близким, обществу в котором он живет, человеческой цивилизации в целом. Концепция самореализации личности, рассматриваемая в аспекте смысла человеческой жизни, коренным образом меняет статус личности в социуме, способствует ее востребованности, возвышает ее роль в решении многоплановых общественных проблем [2, с. 207].

Психологи понимают под самореализацией осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также соде-ятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются обществом. Человек способен реализовать свою «самость», поскольку способен осознавать свою ценность, возвыситься над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдаленные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психологической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями умений.

Эффективность самореализации во многом будет зависеть от того, как человек понимает и оценивает реальные условия по отношению к себе. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств, становятся основой способности к самореализации. Условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений.

Под самореализацией мы понимаем деятельность, направленную на претворение в действительность лично значимых замыслов, обусловливаемых ценностными ориентациями человека. Понятие «ценностные ориентации» выступает необходимым условием для самореализации. Под ценностными ориентациями мы будем понимать составной компонент направленности личности, состоящий из ее мировоззрения, системы ценностей и нравственных норм.

В современной педагогике происходит осмысление понятия «готовность к самореализации» [3, 4, 5]. В обобщенном плане готовность к самореализации в социально приемлемых условиях предстает как специфический элемент самости. Данная готовность является синтезом неких природоопределенных предпосылок, части сущностных свойств и усвоенного личного и социального опыта. В ней заложены личные потенциалы рационального соотношения с окружением. Выделяются следующие компоненты готовности к самореализации: эмоциональное отношение человека к себе, своему положению в мире; интеллектуальная просвещенность в человекознании; личный опыт самоуправления; физическое и духовное здоровье. Готовность к самореализации Т. А. Мельниковой определяется как внутреннее качество студента, которое приобретается в жизнедеятельности, в частности в образовательном процессе, характеризующееся степенью сформированности обобщенных характеристик, благодаря которому студенты могут

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

Умапоспя,:

способность К иптшиимни клксги: ЕНКЬСХ ЗНаККН Н ТЛ[=ККН поотнсшзнию к пр=д\[=‘гуслл[орзапкзлцкк с учеим фиЛСЧ=ЖОП1 И ДуКОЕНОШ ;ДОрСБЬЯ

Рис. 1. Компоненты образованности, направленные на педагогическое содействие становлению готовности обучающихся к самореализации

осуществлять самореализацию значимых для себя замыслов [6, с. 87].

Остановимся на понятии «готовность» подробнее. В философии оно рассматривается как мировоззрение, в котором можно выделить следующие составляющие мировоззрения:

а) познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях и представляет конкретно-научную и универсальную картину мира;

б) ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на обобщенные значения, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами;

в) морально-волевой компонент. Это эмоциональноволевое освоение знаний, ценностей и норм и превращение их в личные взгляды, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента;

г) практический компонент. Мировоззрение — не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Мировоззрение проектирует, стимулирует определенный тип поведения личности.

В данном случае правомерно говорить о готовности как уже сложившемся мировоззрении.

В толковом словаре «готовность» рассматривается как «Готовый (о человеке), изготовившийся, собравшийся совсем, приспособившийся к чему-либо; могущий и желающий что либо исполнить. Готовность — состояние или свойство готового». Это толкование обусловило подходы к готовности как свойству личности и как психическое состояние.

Существует другая точка зрения, сторонники которой рассматривают готовность к деятельности как психическое состояние. Готовность как психическое состояние — это «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Готовность как психическое состояние личности студента — это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении различных задач, установка на активные и

целесообразные действия. Состояние готовности («настрой») включает следующие компоненты: познавательные, эмоциональные, мотивационные и волевые.

Ряд исследователей рассматривает готовность к деятельности как сформированность ряда умений. «Умение — навык в каком-либо деле. Уметь — обладать способностью делать что-нибудь». В. М. Полонский рассматривает умение как «сложное интегрированное образование, динамическая система качеств личности, обеспечивающая успешность, формирование и выполнение творческих действий, то есть эвристических решений задач в различных ситуациях» [7]. В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения, которая подвергает рассмотрению понятия «готовность» как свойство личности.

Опираясь на опыт формирования готовности студентов к самореализации, можно констатировать, что в процессе профессиональной подготовки обучающихся происходит присвоение ими образованности, которое нами понимается как внутреннее свойство человека, приобретение под воздействием системы педагогических условий и зависит от внутриличност-ных предпосылок. Можно выделить четыре признака образованности, которые интерпретируются как характеристики образованности.

Умелость — это мера способностей человека выражать свои актуализированные потребности, пользоваться знаниями в процессе жизнедеятельности посредством образованности обоснованных (в частности, усвоенными знаниями) действий. Показатель — результативность.

Действенность— это мера воздействия осведомленности и сознательности образовывающейся личности не только на ее отношения к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию разных аспектов своей жизнедеятельности. Показатель действенности — активность.

Осведомленность характеризует те аспекты образованности человека, которые могут проявиться посредством воспроизведения овладеваемой (усваиваемой, осваиваемой) в процессе образования частью социального опыта. Показатели осведомленности: полнота, точность, объем и размеренность воспроизводимости субъектом социального опыта.

Сознательность, под которой понимается мера воздействия усваиваемого человеком социального

опыта на способности выражать свое собственное отношение к себе и к окружению. Показатели сознательности: логичность, целенаправленность, соотнесенность.

Содержательно связующие компоненты образованности, направленные на педагогическое содействие становлению готовности обучающихся к самореализации показаны на модели (рис. 1).

Модель, как особая гносеологическая форма, может быть понята лишь в плане ее разнообразных функций на всех уровня педагогического познания, а не только в связи с методом моделирования как формализованным по существу способом познания. По своему месту в процессе познания педагогическая модель характеризуется как средство организации исследования, которое в разных формах присутствует на всех этапах познавательного процесса: в качестве исходного идеализированного объекта, обозначающего непосредственный предмет познания на эмпирическом уровне, систематизирующего начала теоретического исследования, рабочей гипотезы, результата исследования, если построение такового идеализированного объекта являлось целью формирования готовности студентов к самореализации. Моделирование в нашем изыскании выступает как способ многогранного раскрытия причин педагогических явлений. Это позволяет обнаруживать закономерности формирования готовности студентов к самореализации в образовательном процессе университета.

Реализация модели осуществлялась на основании выявленного состояния готовности к самореализации в профессиональной деятельности. Мы назвали выявленным то состояние готовности студентов к самореализации, с которым они пришли в вуз, и определили его в ходе констатирующего эксперимента.

На этапе формирующего эксперимента реализовались следующие задачи: выявление способностей и задатков обучающихся; расширение опыта в области педагогической практики и моральных норм поведения; формирование понятия «самореализация», того насколько важно для каждого самореализоваться в профессиональной деятельности; стимулирование активности и потребности в самореализации в профессиональной сфере деятельности.

Заключительный этап характеризуется формированием: высокой образованности в профессиональной деятельности, социальных и моральных норм поведения; умения использовать накопленные знания в профессиональной деятельности; навыков само-

управления, планирования собственной деятельности; устойчивого стремления к самореализации в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Сериков, Г.Н. Функции учебно-педагогического общения в самореализации учащихся / Г.Н. Сериков, Т.А. Мельникова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Москва-Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. — С.103-106.

2. Шутова, М.В. Некоторые стили педагогического общения, влияющие на самореализацию личности / М.В. Шутова // Модернизация системы профессионального образования : сб. науч. тр. мол. ученых. — Ярославль: ЯГУ, 2005. — С. 206-209.

3.Анисимова, В.А. Основные категории процесса формирования умений исследовательской деятельности обучающихся / В.А. Анисимова: учеб. пособие. — Челябинск: УралГУФК, 2003. — 33 с.

4. Найн, А.Я. Организация опытно-экспериментальной работы и понятийный аппарат исследования: учеб.-метод. пособие / А.Я. Найн, В.А.Анисимова, О.Л.Карпова. — Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 63 с.

5. Закирова, Л.А. Формирование готовности студентов университета к самообразованию / Л.А. Закирова // Образование и наука: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. — Магнитогорск: МаГУ, 2007. — С. 131-134.

6. Мельникова, Т.А. Модель реализации, функций учебно-педагогического общения в побуждении студентов к самореализации / Т.А. Мельникова // Модернизация системы образования на основе эволюционирования : сб. науч. тр. — Челябинск: ЮУрГУ, 2004. — С. 86-89.

7. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.

8. Карпова, О.Л. Исследование проблемы самообразования студентов высшей школы / О.Л. Назарова // Педагогическая наука и образование : темат. сб. науч. тр. / Отв. ред. А.Я. Найн. — Челябинск: Изд-во ЧелГНОЦ УрО РАО, 2007. - Вып. 7. — С. 41-48.

АНИСИМОВА Вера Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. ЗАКИРОВА Лилия Анатольевна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики, КАРПОВА Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики,

Статья поступила в редакцию 08.02.08 г.

© В. А. Анисимова, Л. А. Закирова, О. Л. Карпова

Книжная полка

ББК 88/П85

Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. — 367 с. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 359-364. — ISBN 978-5-7695-3572-7.

В пособии представлены теоретико-методологические основы изучения мотивации, рассматриваются такие вопросы, как специфика собственно трудовой мотивации, мотивация трудовой деятельности в контексте решения управленческих задач, наиболее известные теории трудовой мотивации, типы и уровни профессиональной мотивации, развитие трудовой мотивации на разных этапах профессионализации личности. Особый акцент сделан на ценностно-смысловых и этических сторонах трудовой мотивации. Должное внимание уделено проблеме оплаты труда и ее роли в системе вознаграждения, методам стимулирования труда в организации, а также особенностям оплаты труда в России и за рубежом.

Для студентов-психологов, а также студентов, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям. Может быть полезно всем интересующимся проблемами справедливой оценки труда и развития позитивного отношения к собственной профессиональной деятельности.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.