Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ-ЭКОНОМИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпагина Алина Олеговна, Мартиросова Татьяна Александровна

Данная статья посвящена вопросу физического воспитания в формировании готовности к трудовой деятельности студентов экономического факультета. В работе проанализированы особенности трудовой деятельности экономистов, рассмотрена роль физического воспитания студентов экономического направления и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпагина Алина Олеговна, Мартиросова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Шпагина Алина Олеговна, Сибирский государственный технологический университет, г.Красноярск

E-mail: ya_love_supernatural@mail. ru

Мартиросова Татьяна Александровна, Сибирский государственный технологический университет, г.Красноярск

E-mail: tat.martirosova@yandex. ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу физического воспитания в формировании готовности к трудовой деятельности студентов экономического факультета. В работе проанализированы особенности трудовой деятельности экономистов, рассмотрена роль физического воспитания студентов экономического направления и сделаны выводы.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, студенты-экономисты.

В нашей стране роль физического воспитания всегда занимала лидирующие позиции, во все времена для здоровья нации разрабатывались программы занятий спортом во всех учебных учреждениях, чтобы подготовить достойные кадры в любой сфере деятельности и производства. Если изучить историю развития физического воспитания и последующих изменениях в физкультуре и спорте, можно сделать выводы о социальных изменениях в обществе. В настоящее время большинство молодых людей нацелены на здоровый образ жизни, на занятия спортом, это связано с тем, что открылось достаточное количество спортивных клубов и фитнес-центров, а среди молодежи стало модным иметь красивое спортивное тело. Физическое воспитание, прежде всего, необходимо для поддержания здоровья, поднятия иммунитета и даже для выработки тестостерона - гормона счастья, что

| SCIENCE TIME Щ

положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека.

Физическая подготовка человека влияет не только на физическое и психическое состояние работников, от нее часто напрямую зависит трудоспособность, а это в последствии оказывает огромное влияние на эффективность труда. Давно уже ни для кого не секрет, что чем больше двигаться, тем больше производительность труда, если с утра делать зарядку, то лучше работает мозговая деятельность, повышается мышечный тонус, а также улучшается настроение за счет повышения уровня тестостерона. Работник который уделяет физическим занятиям больше времени, меньше подвержен стрессам, мало болеет, быстрее выполняет поставленные перед ним задачи, стремится к выполнению намеченных целей, более располагает к себе других работников.

В связи с повышением уровня производства и экономическим ростом, на предприятиях предъявляют высокие требования к будущим специалистам, поэтому на вузы, которые готовят будущих экономистов, ложится большая ответственность, так как от них зависит уровень подготовленности и натренированности, включая и физическую подготовленность, и работоспособность, и психосоматическое состояние будущих специалистов. А поскольку процесс трудовой деятельности, как правило не способствует формированию физической культуры личности, то это накладывает на систему подготовки в вузе дополнительную ответственность за формирование у студентов физической культуры личности. Для этого в программах университетов должна быть обязательна учебная дисциплина по профессионально-прикладной физической подготовке. Физическая культура в подготовке студентов к профессиональной деятельности должна стремиться к достижению цели: обеспечить студентов - будущих экономистов знаниями, связанными с профессией, с физическими качествами, которые они смогут применит на практике для успешного выполнения экономических операций и проявления повышенной работоспособности в условиях труда [2]. Ведь именно период обучения в вузе является наиболее благоприятным для целенаправленного и профессионального формирования профессионально-прикладной физической культуры личности [3].

Высшие учебные заведения являются важной ступенькой для подготовки будущих экономистов к профессиональной деятельности, то поэтому в вузах студентам должны пропагандировать здоровый образ жизни, а также побуждать их к занятиям спортом. Исходя из условий труда, каждая профессия имеет свои индивидуальные особенности, следовательно, и направление физической культуры должно быть ориентировано так, чтобы посредством физического воспитания удовлетворить потребность в приобретении молодых людей профессионально значимых навыков и умений. Чтобы подготовить к будущей

| SCIENCE TIME Щ

профессии студентов-экономистов необходимо разработать определенную программу физической подготовки, распределить физическую нагрузку, направленную именно на те группы мышц человеческого организма, которые необходимо развивать для студентов экономических факультетов.

Современная трудовая деятельность требует больших умственных и психических усилий, а также физических сил и повышенной координации движений работников в любой сфере деятельности. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков [2]. Чтобы подготовить студентов экономических факультетов к дальнейшей трудовой деятельности, необходимо рассмотреть подробнее, какому физическому и психическому воздействию больше подвержены специалисты в данной конкретной профессии.

Учебная деятельность студентов экономических вузов и профессиональная деятельность экономистов характеризуется, как умственный, малоподвижный труд, требующий большого напряжения нервной системы и психических нагрузок. Основное время учебного процесса студентов-экономистов и рабочее время специалистов экономической сферы, характеризуется низкой двигательной активностью. В процессе трудовой деятельности в сидячем положении, происходит хроническая перегрузка позвоночника, мышц шеи, плечевого пояса. Профессиональная деятельность в таких условиях требует высокой концентрации внимания, а также оказывает большую нагрузку на зрение. Большая психологическая нагрузка при непосредственном контакте с людьми требует выдержки и стабильной нервной системы. Также работа в душном помещении в окружении большого числа компьютеров и людей, приводит к нарушению функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы, хроническим заболеваниям внутренних органов, опорно-двигательного аппарата. Из-за низкого уровня подвижности мышечной системы головной мозг плохо воспринимает информацию, что приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению мыслительного процесса. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности как умственной, так и физической, ухудшается общее самочувствие [1].

Все перечисленные факторы непременно приведут к переутомлению, снижению работоспособности, как результат появлению ошибок, ухудшению общего состояния организма усугубляется и тем, что оно проявляется на фоне нервно-эмоционального напряжения, усиливающего физическое и психическое утомление организма, что приводит к снижению производительности труда, возникновению профессиональных заболеваний [4].

Такие прикладные качества как сила, гибкость или ловкость, кроме ловкости пальцев и рук, экономистам не нужны, им необходима быстрота и точность движений, а также развитие общей выносливости организма, также

| SCIENCE TIME Щ

необходимо развивать прикладные психические качества личности, это широта оперативного и аналитического мышления, концентрация внимания, умение быстро переключиться, а также умение ладить с людьми, то есть иметь эмоциональную стойкость, обладать выдержку и самообладанию. Рассмотрим, как физическая подготовка может помочь им в этом, за время обучения в вузе студенты экономических факультетов должны научиться использовать физические упражнения, направленные на опорно-двигательный аппарат, в частности на область малого таза и ног, чтобы в дальнейшем избежать последствий гиподинамии. Кроме того, физические занятия тренируют силу воли, положительно влияют и на личностные качества.

Проанализиров специфику экономической деятельности, для будущих экономистов в вузе нужно ставить задачи по физической подготовке для укрепления здоровья и подготовки организма для дальнейшей трудовой деятельности. Обязательно рекомендуется использовать в профессионально-прикладной физической подготовке студентов экономических специальностей физические упражнения, развивающие такие качества как скорость, ловкость и выносливость, которые способствуют повышению устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Одной из важных социально значимых задач физического воспитания в процессе обучения является обеспечение высокой работоспособности и учебно-трудовой активности студентов, так как она во многом определяет эффективность учебно-познавательной деятельности. Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован педагогический процесс. Поэтому перед специалистами физического воспитания стоит важная научно-педагогическая проблема - определить систему средств, форм и методов использования разнообразных физических упражнений оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера в учебное и внеучебное время, с помощью которой можно обеспечить оптимальные условия выполнения студентами своих учебно-трудовых обязанностей, а также достижение физического совершенства.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что физическая культура одна из важнейших учебных дисциплин, которая помогает систематизировать приобретенные жизненно необходимые качества, способности, знания, умения и навыки. Также ее значимость возрастает в связи с получением статуса гуманитарной составляющей высшего образования. Физическая культура -учебная дисциплина, которая обучает студентов сохранять и укреплять свое здоровье, повышать физическую подготовленность, совершенствовать психофизические способности, необходимые в будущей профессиональной

I

SCIENCE TIME

I

деятельности.

Использование средств физической культуры и спорта в профессионально-прикладной физической подготовке студентов вузов способствует повышению эффективности труда, снижает риски неблагоприятного влияния низкой мышечной активности и больших нервно-эмоциональных напряжений, характеризующих деятельность работников умственного труда [1].

Подводя итоги можно сказать, что для формирования готовности студентов экономических факультетов к трудовой деятельности, необходимо внедрять новые методы физической подготовки, разрабатывать новые прогрессивные программы, учитывая определенные особенности трудовой деятельности экономистов, ввести мотивационную и информационную политику здорового и активного образа жизни среди студентов, чтобы подготовить достойные кадры.

Литература:

1. Бочкарева, С.И., Кокоулина, О.П. Физическая культура: Учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина и др.-М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - С.268-272.

2. Улаева, Л. А. Роль занятий физическим воспитанием в подготовке студентов-экономистов к профессиональной деятельности // ScienceRise. - 2014. №1. С.86-

3. Шрам, В. П., Моисеева, А. Г. Профессионально-прикладная физическая культура личности студентов вузов экономического профиля // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №5 - С. 127-130.

4. Кириченко, С. И. Эффективность профессионально-прикладной физической подготовки студентов экономических специальностей // Инженерный Вестник Дона, 2012. №4-2. - С. 192.

89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.