УДК 378.147
A.B. Дорофеев, H.A. Баринова, М.Н. Арсланова, С.Г. Зайдуллина
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Ключевые слова: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, готовностьк использованию информационно -коммуникационных технологий в проектной деятельности, интернет-сервисы, методическая подготовка, методический проект, будущий учитель, формирование готовности к проектной деятельности .
Аннотация: Предмет. Формирование готовности в методической подготовке будущего учителя математики и информатики применять информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности.
Цель исследования. Раскрыть методику применения информационно-коммуникационных технологий в организации методической подготовки будущего учителя по формированию его готовности к проектной деятельности.
Методология. Проектная парадигма в методической подготовке будущего учителя реализуется с позиции компетентностного, личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов. Готовность к проектной деятельности включает способности к выявлению информационных ресурсов, поиску данных и установлению смысловых связей между ними, разработке сюжета методического проекта, выделению и описанию ситуации, структурному анализу ситуации, определению и обоснованию альтернативных вариантов решения с оценкой каждого из них, формулированию результатов и выводов из процесса решения. Эта готовность оценивается по результатам выполнения будущим учителем методического проекта на информационно-планировочном, практическом и рефлексивно-оценочном этапах. Основные методы исследования - метод проектов, метод опроса и анкетирование.
Результаты исследования. Представлена реализация метода проектов с использованием сетевых сервисов в профессиональной подготовке будущего учителя математики и информатики. Обозначены возможности сервисов в реализации методических проектов: выбор интернет-ресурсов для решения задач, расширение пространства и ресурсов обучения, выявление межпредметных связей. В структуре готовности выделены личностный, теоретический и практический компоненты. Готовность будущего учителя к проектной деятельности обусловлена его управлением собственными действиями и утверждением позиции, уточнением траектории продвижения в реализации цели, оцениванием личного вклада и всех членов команды в достижение результата, умением выстраивать отношения в команде.
Область применения результатов. Рекомендации по организации проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий могут использоваться в методической подготовке будущего учителя при изучении самых разных дисциплин.
Для цитирования: Дорофеев, A.B. Формирование готовности к проектной деятельности в методической подготовке будущего учителя / A.B. Дорофеев, H.A. Баринова, М.Н. Арсланова, С.Г. Зайдуллина // Педагогический журнал Башкортостана. -2020. - №2,- С.93-106.
Andrei V. Dorofeev, Natalia A. Barinova, Minzilia N. Arslanova, Svetlana G. Zaidullina
HOW TO GET A FUTURE TEACHER READY FOR THE PROJECT WORK DURING METHODICAL TRAINING
Keywords: project activity, information and communication technologies, readiness to use information and communication technologies in project activities, the Internet services, methodical training, methodical project, future teacher, forming the readiness for project activities.
Abstract. The subject of the work is how during methodical training to prepare future teachers of mathematics and computer science to the use of information and communication technologies in project activities at school.
The purpose of the research is to reveal the methodology of using information and communication technologies in the organization of methodological training of future teachers to form their abilities to fulfil project activities.
Methodology. The project paradigm in the methodological training of future teachers is realized through competence-based, personality-oriented and subject-activity approaches. Readiness for project activity includes the ability to identify information resources, to search data and establish semantic links between them, to develop the plot of the methodological project, to identify and describe the situation, to make structural analysis of the situation, to identify and justify alternative solutions with an assessment of each of them, to formulate results and conclusions from the decision process. The assessment to this readiness is based on the results of the future teacher's implementation of the methodological project at the information planning, practical and reflexive evaluation stages. The main research methods are the project method, interview method and questionnaire poll.
Research results. The project method was implemented through using network services in the professional training of future teachers of mathematics and computer science. The authors identified the possibilities of services in the implementation of methodological projects: the choice of Internet resources for solving problems, expanding the space and resources of learning, identifying interdisciplinary connections. The structure of readiness includes personal, theoretical and practical components. The readinesses of the future teachers for project activities is determined by how they manage their personal actions and maintain their position, how they clarify the progress in the implementation of their goal, how they evaluate both their personal contribution to the result and the one of all the team members, and how they can build relationships within the team.
Area of application. The recommendations how to organize project activities using information and communication technologies can be used in the methodological training of future teachers in the studies of various disciplines.
For citing: Dorofeev A.V., Barinova N.A., Arslanova M.N., Zaidullina S.G. (2020). Formirovaniye gotovnosti k proyektnoy deyatel'nosti v metodicheskoy podgotovke budushchego uchitelya [How to get a future teacher ready for the project work during methodical training]. Pedagogical journal of Bashkortostan. №2: 93-106. (In Russ).
DOI: 10.21510/1817-3992-2020-87-2-93-106
Введение. Комплексный подход к проектированию методической подготовки будущего учителя базируется на содержательном наполнении и изменении организационных форм учебной деятельности. Методологическим основанием процесса формирования предметных, коммуникативных и методических компетенций, как определенной системы смысловых ориентаций, знаний, умений и опыта деятельности, являются
компетентностный, личностно-ориентированный и субъектно-деятельностный подходы. В Декларации Всемирной конференции ЮНЕСКО о высшем образовании обозначается приоритет обучения способам добывания знаний [1, 4-5]. Информатизация образования актуализирует обращение преподавателей к интерактивной методике проблемного обучения, представленной в рамках метода проектов. Проектная парадигма активно внедряется в систему высшего образования [2]. В деятельности по подготовке проектов студент имеет немалые возможности для самореализации и самоорганизации. Эта деятельность направлена на самостоятельное решение студентом профессиональных задач для формирования его умения ориентироваться во внутреннем, внешнем и виртуальном мирах. К методической подготовке учителя предъявляются высокие требования, так как он должен уметь организовывать проектно-исследовательскую деятельность и руководить проектами своих учеников.
Структура готовности к профессиональной деятельности, по своей сути, многокомпонентная. Так, Л.Н. Александрова включает в готовность следующие компоненты: мотивационный (положительное отношение к профессии и другие устойчивые мотивы); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности); операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности); волевой (самоконтроль и умение управлять действиями); оценочный (самооценка профессиональной деятельности и соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам) [3,140-145].
Е.Э. Воропаева выделяет мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты. Первый компонент связан с положительным отношением к профессиональной деятельности, потребностью успешно решать профессиональные задачи и стремлением к достижению успеха. Второй - с пониманием профессиональных задач, оценкой их значимости, знанием способов решения и представлением о вероятных изменениях в трудовой обстановке. Третий - с личными способностями и особенностями мыслительной деятельности, которые адекватны будущим профессиональным требованиям [4, 28]. В работе готовность учителя к деятельности по социально-бытовой ориентации учащихся интерпретируется через взаимосвязанные между собой личностный, когнитивный и деятельностный компоненты [5, 12].
Несмотря на некоторые различия в подходах к структуре понятия «готовность к профессиональной деятельности», мы усматриваем развивающие возможности проектной деятельности в методической подготовке будущего учителя, как, например, стимулирование интереса к проектной деятельности, расширение кругозора, развитие практических умений и навыков. Готовность студентов к проектной деятельности - это сложное структурное образование, которое может быть представлено мотивационной, когнитивной, операционной, рефлексивной и личностной составляющими [6, 24-25].
Обобщим позиции исследователей в структуре готовности и выделим три основных компонента, которые особенно значимы в реализации проектной деятельности будущего учителя:
- личностную готовность (интерес к профессии, нравственно-волевые, профессионально значимые и социальные качества);
теоретическую готовность (владение общекультурными, общенаучными, специальными и психолого-педагогическими знаниями);
- практическую готовность (владение умениями для осуществления профессиональных функций и видов деятельности).
Готовность к проектной деятельности есть составная часть профессиональной компетентности учителя и обусловлена совокупностью мотивов, знаний и способов самостоятельного создания новых проектов. Большое значение, наравне с результатом, имеют содержание, направление и реализация труда студента [7, 143-148]. Работа над проектом связана с созданием банка идей и анализом результатов проектной работы, включающей идеальный или реальный продукт, обладающий объективной новизной.
В проектной технологии сочетаются индивидуальная, парная, групповая, коллективная и дистанционная формы организации деятельности студентов. С развитием сети Интернет особенно востребованы такие сервисы и услуги, которые нацелены на то, чтобы работа с информацией была максимально эффективной и комфортной [8]. Структура проектной деятельности включает несколько этапов, и студент должен не только информационно, но и психологически быть готовым к их выполнению. Здесь мы полностью солидарны с мнением И.Р. Рыбиной и И.Ю. Поповой,что готовность к проектной деятельности - это важный признак профессиональной квалификации учителя [9, 300-301].
Формирование готовности будущего учителя к инновационной и проектной деятельности есть основа его методической подготовки [10]. В работе [11, 135-140] выявлены инварианты методической подготовки, соответствующие когнитивной, социально-гуманитарной, операционально-деятельностной, исследовательской и методической направленностям. Самостоятельно решая профессиональные задачи в проектной парадигме, студент обретает собственную систему смысловых ориентаций, знаний, умений и опыта деятельности. Проектная деятельность с использованием сетевых сервисов характеризуется интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями. Ее отличают высокая мотивация к саморазвитию и постижению нового, а также индивидуальная ответственность за результаты в командной работе. Потенциал современных технологий сети Интернет в реализации личностно-ориентированного обучения довольно высок. К примеру, средствами интернет-сервисов организуются групповая и коллективная деятельность по совместному поиску и хранению информации, использованию фотоматериалов, созданию медиа-материалов, редактированию текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, карт и схем.
Цифровые технологии интенсивно внедряются в систему образования, необходим научно обоснованный подход к их применению [12, 6-9]. Активно использовать возможности цифровой ^шаг^-дидактики в образовании способен такой учитель, который сам овладел проектной деятельностью, знает и применяет информационно-коммуникационные технологии
Методология исследования. Методическая подготовка студента предполагает овладение такими способами действий, которые направлены на активное применение информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности. Обозначим проблему: каковы условия реализации проектной парадигмы в методической подготовке будущего учителя для овладения умениями использовать сетевые сервисы на всех этапах проектной деятельности и формирования его готовности организовывать и руководить исследовательскими и творческими проектами учащихся.
Обращение к сетевым ресурсам в системе методической подготовки студента способствует развитию ИКТ-компетентности и формированию личностных и профессиональных качеств, что значительно повышает уровень его заинтересованности в организации проектной деятельности с учениками. Как представить применение сетевых ресурсов в организации проектной деятельности в методической подготовке будущего учителя? Реализация проектной парадигмы в профессиональной подготовке студента предполагает как разработку этапов проектной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий, так и получение результата в виде методического продукта, который может быть внедрен в образовательный процесс школы.
Материалы и методы исследования. В нашем исследовании особое внимание уделяется практическому компоненту готовности будущего учителя к проектной деятельности. Практическим компонентом выражается степень овладения умениями и навыками применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы. Будущий учитель должен уметь обосновывать проблему и тему проектной деятельности, составлять программу поисковой работы, владеть методами и способами реализации проектной деятельности, а также диагностикой и методикой отслеживания ее результатов.
Для определения уровня овладения практическим компонентом мы используем проектные задания, основная функция которых -сконцентрировать возможности информационно-коммуникационных технологий для реализации методических идей в их проектном решении.
Вот пример одного из направлений методического проекта: «В условиях информатизации образования актуален вопрос эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в организации воспитательной работы с учениками. Аргументируйте, какие инновационные формы воспитательных мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий возможны для учеников разных возрастов?»
Организация проектной деятельности, как отмечает Е.С. Полат [13], напрямую зависит от уровня мотивации, интереса, сформированности профессиональных навыков студента, а также от содержания материала и временных ограничений в разработке проекта. Методический проект реализуется на трех основных этапах:
- информационно-планировочный этап - изучение ситуации, постановка цели проекта, разработка сюжета, поиск необходимых данных и установление смысловых связей между ними;
- практический этап - выделение и описание ситуации, проведение структурного анализа ситуации, определение вариантов решения с оценкой каждого из них, реализация и проверка решения;
- рефлексивно-оценочный этап - познавательный анализ действий, обоснование пути решения, выявление альтернативного способа решения, формулирование результата и выводов из процесса решения.
Рассмотрим возможности сетевых сервисов, занимающих в решении задач каждого этапа проектной деятельности свое особое место. На информационно-планировочном этапе предполагается определение темы проекта и обеспечение готовности будущего учителя к проектной деятельности. Когда у студентов оформлено представление о предметной области исследования, они могут знакомиться с имеющимися в образовательной практике исследованиями (например, социальными и творческими проектами, материалами из онлайн-библиотек). Ценно здесь не столько знакомство с разнообразными материалами, сколько организация их обсуждения для сопоставления скрытых нюансов и возникающих проблем при проведении собственного исследования.
В российском сегменте сети Интернет среди открытых электронных библиотек выделяется научная электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru), построенная на парадигме открытой науки (Open Science). Главные задачи данной библиотеки - популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, открытый доступ к научным результатам, построение инфраструктуры знаний и развитие междисциплинарных исследований. Работа с источниками особенно значима на этапе формулирования темы и описания проблемного поля проектной деятельности. Найденные источники студенты используют при оформлении своих методических проектов.
Здесь актуально обращение к архиву archive.org и его веб-сервису The WaybackMachine. Посетитель сайта фиксирует содержание веб-страницы с указанием ее адреса и может посмотреть, как выглядела та или иная страница ранее, - даже в том случае, если она больше уже не существует. Простые и удобные инструменты для анализа популярности поисковых запросов - сервисы компаний Яндекс и Google (Wordstat и Trends). Ими, например, можно определить популярность темы.
Задача преподавателя - усилить мотивацию студентов в выборе перспективных тематических направлений при выполнении методического проекта. Обсуждается актуальность темы и корректируется ее название.
Актуальность проекта рассматривается в социальном, теоретическом и практическом аспектах. После уточнения сформулированной темы студентам рекомендуется обратиться к анализу информационных источников. Завершается информационно-планировочный этап коллективным обсуждением проблемы и выделением ее узловых частей. В соответствии со своими интересами студенты выбирают микро-темы. Обозначаются сроки работы над проектом. В групповом проекте контроль за ходом его выполнения осуществляется функцией коллективного планирования в сервисе https://habr.com/ru/post/276873/, подобного todoist.com. Веб-сервис позволяет отслеживать сроки выполнения этапов работы. Его основное назначение - управление задачами, создание и отслеживание коллективных проектов с возможностью комментирования, указания приоритетных задач и ответственных за их исполнение. Ценность сервиса для студентов - помощь в ориентировании в предстоящих и выполненных задачах, а для преподавателя - в отслеживании стадий работы по проекту и комментировании особенностей работы над проектом.
На практическом этапе проводятся анализ, обработка, структурирование и обобщение информационных ресурсов. Немаловажно уметь правильно распределять время работы над проектом, который может быть краткосрочным, средней продолжительности или долгосрочным. В краткосрочном проекте контроль со стороны преподавателя минимален. В проектах средней продолжительности и особенно долгосрочных, направленных на решение объёмных исследовательских задач, от преподавателя требуется больший контроль. Деятельность между преподавателем и студентами синхронизируется средствами онлайн-платформ для коллективной работы с файлами. Реализуется это файловыми хостингами (Яндекс Диск, Google Drive) и сервисами для совместной работы (Google Docs, Microsoft OneDrive). Немалые возможности предоставлены на платформе дистанционного обучения LMSMoodle, позволяющей делать коллективные глоссарии, сайты и вики-страницы.
Рефлексивно-оценочный этап предполагает, что студенты осмысливают полученные данные и готовят презентацию результатов работы в виде реферата и устного сообщения, рисунков и графиков. Для оформления презентаций используются ресурсы сайта SlideShare (slideshare.net) или сервиса Google Slides, входящего в состав Google Docs. Средства сетевых сервисов позволяют:
- импортировать и удаленно создавать презентации в онлайн-режиме;
- хранить материалы в виртуальном файл-менеджере;
- публиковать и демонстрировать презентации.
Значительными возможностями для совместного создания и публикации презентации обладает сетевой сервис PowerPoint. Будущие учителя могут использовать библиотеку шаблонов и стоковых материалов (https://badanovag.blogspot.com/p/web-20.html). В создании коротких рекламных видеороликов помогает видеоконструктор Supa. Для выставления проектов для всеобщего ознакомления в сети полезны такие конструкторы сайтов, которые позволяют создавать страницы и размещать их в бесплатном хостинге. К
примеру, конструктор Wix (wix.com) обладает достаточным функционалом и простым интерфейсом. Представление результатов проектной деятельности на веб-странице способствует развитию не только /Г-компетентности его авторов, но также их методической компетентности, а это необходимо для будущей педагогической деятельности учителя математики и информатики.
В проектной деятельности с применением сетевых сервисов субъекты взаимодействия разделены пространством, поэтому особая роль отводится рефлексии. Важна и самооценка - способность личности к мониторингу и критическому анализу собственной деятельности. Рефлексия и самооценка, как свойства личности, свидетельствуют о студенте как о субъекте проектной деятельности [14, 75—80]. Традиционно рефлексия в проектировании осуществляется на завершающем этапе, но в проектах с использованием информационно-коммуникационных технологий она требуется на каждом этапе. В работе [15] отмечается, что интернет-сервисы сокращают время получения обратной связи от участников проекта, способствуя оперативному анализу и обобщению полученных сведений.
Рефлексия может организовываться самыми разными формами. Так, одна из форм - анкетирование, когда участники анализируют способы и средства выполнения задач, оценивают готовность к решению проблемы и новые способы действий. Анкета содержит следующие вопросы-задания:
- опишите, каким Вы видите проблемное поле в совместной сетевой деятельности при выполнении проекта;
- укажите Ваши предложения по применению сетевых сервисов в реализации методического проекта;
- обозначьте идеи, которые могут быть в основе создания рабочей модели образовательного проекта;
- сформулируйте важные, с Вашей точки зрения, задачи проектной деятельности;
- назовите, какие сетевые сервисы значимы в представлении результатов проектной деятельности;
- предложите, как лучше оценить роль каждого участника в разработке группового проекта;
- перечислите средства визуализации, особенно важные на этапах планирования и разработки проекта;
- внесите свои предложения по оптимальному использованию информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности учащихся.
Анкетирование позволяет оценить готовность студента применять информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности. Результаты анкетирования преподаватель учитывает в проектировании дальнейшей работы по формированию готовности будущего учителя к реализации проектной деятельности с использованием сетевых сервисов.
В целом, методический проект оценивается в соответствии с такими критериями, которые определяют способности будущего учителя:
- формулировать проблему исследования;
- обозначать цель проектной деятельности;
- определять тему и четко выражать основную идею проекта;
- ставить задачи и проводить анализ педагогического процесса (явления);
- осуществлять отбор содержания проекта;
- применять информационно-коммуникационные технологии в реализации содержания проекта;
- прогнозировать ожидаемый результат, получаемый в ходе реализации проекта;
- планировать возможные формы реализации методического проекта.
Низкий уровень готовности будущего учителя проявляется в
неустойчивом интересе к изучаемой дисциплине, непонимании предметной, профессиональной и социальной значимости исследования. Высокий уровень -это уверенное владение методами проектной деятельности, творческая активность, самостоятельность и инициативность. Выполняя методические проекты, студент накапливает собственный опыт включения информационно-коммуникационных технологий в будущую педагогическую деятельность, и его позиция, соответственно, становится максимально субъектной.
В ходе проектной деятельности студенты создают совместные сетевые документы, вики-статьи и электронные образовательные ресурсы. Используя интернет-сервисы, они ищут ответы на проблемные вопросы и пробуют себя в качестве руководителя и организатора проектной деятельности.
На этапе подготовки и планировании проектной деятельности рассматриваются и обсуждаются разнообразные вопросы: «Какова целевая аудитория электронного образовательного ресурса?»; «Каково содержание обучающего приложения (электронного ресурса)?»; «Как целесообразно структурировать электронный образовательный ресурс?»; «Какие сервисы и приложения наиболее эффективны в реализации проекта?»; «Каковы отличительные особенности контента?»
На начальном этапе проектной деятельности выявляются интересы и имеющийся опыт студентов. Необходимо как можно точнее определить цель исследования и средства ее достижения. Обсуждаются критерии оценивания. Определяются области ответственности. Прорабатывается шкала тайминга. Планируется использование веб-сервисов. Согласовывается выбор систем программирования и средств реализации проекта.
Среди планируемых задач проекта - создание интерактивных элементов, через которые уже учащиеся должны динамически отслеживать свои результаты усвоения знаний по конкретной теме. Для решения этой задачи будущие учителя находят информацию и выстраивают ментальную карту. На рис. 1 представлен фрагмент проекта на тему «Геометрия в лицах»:
В реализации методического проекта будущие учителя разработали такие интерактивные тренажеры, как «Измерь длину», «Собери пазл» и «Пройди тестирование» для одного из разделов приложения «Геометрия в лицах», посвященного Евклиду и Лобачевскому. Преподаватель курирует работу студентов и консультирует их по возникающим вопросам.
На рис.2 представлен разработанный студентами интерактивный тренажер we6-пpилoжeния «Геометрия в лицах» для проверки измерительных умений учащихся:
используя линейку. Ответ введите в па* (мяЦз2 ^^ I \ дециметр (дм), метр (м). юьлометр (км). 1 Между единицами атниы (единичными отрезками) принято таэ.ое 1 см—10мы; К" 1 \ 1 Й-^Оаа- 100 ей- 1 ОООаос 1к>,- 1000 м-
................1|1.......1[1................11| -Метровой размена®
^ А Загсм по разметан На линейке нллС найтн ЛЛину И Начало н коней сирена соединяют с помощью карандаша, не На этой линейке инфрлмн обозначено количество отрезков в
Рис 2. Интерактивный тренажер weй-пpилoжeния для проверки умений
учащихся (до и после заполнения)
Тренажер «Измерь длину» позволяет развивать умения учеников в использовании линейки в разнообразных практических ситуациях, а также осуществлять перевод одних единиц измерения в другие. После выполнения заданий тренажер автоматически оценивает результаты работы по четырехбалльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка выводится на экран, и учащийся имеет возможность завершить работу или перейти к выполнению другого задания.
После завершения работы над проектом проводится его защита. Будущие учителя демонстрируют результаты исследований и участвуют в обсуждении работ сокурсников. Оцениваются глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход и умения выступать перед аудиторией и аргументировать свою позицию, защищать собственную точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы. Студенты проводят анализ успешности своей работы в проекте. Далее следует итоговое анкетирование, позволяющее выяснить готовность студентов быть авторами других проектов и организаторами проектной деятельности обучающихся.
Результаты нашего анкетирования подтверждают, что большая часть студентов готова к организации проектной деятельности с использованием сетевых сервисов. Будущие педагоги отмечают, что конфликтных ситуаций в спорных вопросах не возникало. Они разбираются в терминологии, знают требования к организации проектной деятельности и умеют дифференцировать роли участников.
В своих ответах будущие учителя указывают на затруднения, возникающие в организации и реализации проектной деятельности. Наиболее затруднительной для студентов оказалась исследовательская часть проектной деятельности, что можно объяснить недостаточным уровнем сформированное™ умений систематизировать и анализировать значительный объем информации. Положительный результат в проекте, как отмечают будущие педагоги, наблюдается тогда, когда команда хорошо скоординирована, и каждый понимает свою функцию в решении проблемы.
Студенты адекватно оценивают результативность применения информационно-коммуникационных технологий в методическом проекте, уровень своей компетентности и личностно-профессиональных качеств. Они демонстрируют готовность к проведению рефлексивного анализа через сетевые сервисы, и, в частности, указывают на недостатки и причины сбоев в работе. А лучшие проекты рекомендуются для участия в конкурсах студенческих работ. В частности, проект «Геометрия в лицах» занял призовое место в IV Международном конкурсе на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век», посвященном 225-летию Н.И. Лобачевского (г. Казань, 2017 год).
Выводы. Охарактеризованы возможности сетевых сервисов в организации проектной деятельности.
Обозначены проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются студенты в проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий: 1) недостаточно высокий уровень сформированное™ умений по систематизации и анализу большого объема информации; 2) отсутствие практического опыта для творческого решения задач из образовательной практики.
Выявлены возможности интернет-сервисов при создании методических проектов: 1) расширение пространства и ресурсов обучения; 2) выбор сетевых ресурсов для решения конкретных задач; 3) выявление межпредметных связей; 4) налаживание контактов с партерами.
Таким образом, проектные методы в методической подготовке будущего учителя способствуют внедрению смарт-дидактики в соответствии с современными требованиями к школьному образованию. Будущие учителя, участвуя в методических проектах, обучаются командному стилю работы, управлению действиями и уточнению собственной образовательной траектории.
Благодарности. Авторы благодарят анонимных рецензентов, ознакомившихся со статьей и сделавших замечания, которые позволили улучшить ее качество.
1. Ильинский, И.М. Высшее образование для XXI века/ И.М.Ильинский// Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 3-7.
2. Knoll, jW.TheProjectMethod: ItsVocationalEducationOriginandlnternationalDevelopment/ М. Knoll// JITE. 1997.Vol. 34, № 3. - URL :https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/Knoll.html (датаобращения: 01.04.2020).
3. Александрова, Л.Н. Компоненты готовности учителя к информатизации образовательного процесса / Л.Н. Александрова// Педагогическая информатика. - 2014. -№ 2.- С. 140-151.
4. Воропаева, Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности / Е.Э. Воропаева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 4. - URL :http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 30.04.2020).
5. Ивенских, ^.^.Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики/ И.В. Ивенских, С.Н. Сорокоумова, О.В.Суворова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, № 1(22). - С. 12-30.
6. Верхотурова, И.А. Формирование готовности к исследовательской деятельности в процессе проектного обучения / И.А. Верхотурова II Наука и школа. -2010.- № 5.- С. 24-26.
7. Соловьев, И.В. Метод проектов в педагогике высшей школы: история и перспективы/ И.В.Соловьев, И.К. Степанян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 4(30). - С. 143-148.
8. Белякова, Е.Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды / Е.Г. Белякова, И.Г. Захарова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 3. - С. 77-105.
9. Рыбина, И.Р. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования / И.Р. Рыбина, И.Ю. Попова //
Ученые записки Орловского государственного университета. - 2014. - № 4(60). - С. 299302.
10. Dorofeev, A.V. Vector modeling for diagnostics of future mathematics teacher methodical training in higher school / A.V. Dorofeev, S.E. Chirkina, D.V. Gagloev, T.N. Savina. - DOI: 10.29333/ejmste/94603// EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - 14(12). - em1617.
11. Дорофеев, A.B. Инварианты методической подготовки будущего учителя /
A.В. Дорофеев, М.Н. Арсланова// Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 1 (74). - С. 134-144.
12. Блинов, В.И. Проблемы цифровой дидактики: каковы пути решения? /
B.И. Блинов, И.С. Сергеев// Профессиональное образование. Столица. - 2018. - № 11. -
C. 5-10.
13. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - Москва: Академия, 2010. -368 с.
14. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности / Г.П. Щедровицкий // Мышление. Понимание. Рефлексия. - Москва: Наследие ММК, 2005. - С. 64-125.
15. Barinova, N. Monitoring of the educational process with the use of information and communication technologies: A case study in computer science / N. Barinova, V. Zakirova,
D. Akhmetova, L. Lysogorova. - DOI: 10.29333/ejmste/89840// EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - 14(6). - P. 2379-2391.
References
1. Ilinskiy I.M.(2012). Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka [Higher education for the 21st century] Knowledge. Understanding. Skill. 2012.№ 4: 3-7.(In Russ).
2. Knol M.(1997). The Project Method: Its Vocational Education Origin and International Development JITE. Vol. 34, № 3. Available from: https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/Knoll.html (accessed: 01.04.2020).(In Engl).
3. Aleksandrova L.N.(2014). Komponenty gotovnosti uchitelya k informatizatsii obrazovatelnogo protsessa [Components of a teacher's readiness for Informatization of the educational process] Pedagogical Informatics. № 2: 140-151.(In Russ).
4. Voropayeva E.E.(2014). Struktura i kriterii gotovnosti pedagoga k innovatsionnoy deyatelnosti [The structure and criteria of readiness of teachers to innovative activity]Modern problems of science and education. № 4. Available from: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (accessed: 30.04.2020). (In Russ).
5. Ivenskikh I.V., Sorokoumova S.N., Suvorova 0.V.(2018). Professionalnaya gotovnost budushchikh pedagogov k rabote s obuchayushchimisya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia i invalidnostyu v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki [Professional readiness of future teachers to work with students with disabilities in an inclusive practice].Bulletin of Minin University. Vol. 6, № 1(22): 12-30.(In Russ).
6. Verkhoturova I.A.(2010). Formirovaniye gotovnosti k issledovatelskoy deyatelnosti v protsesse proyektnogo obucheniya [Forming of readiness for research activities in the process of project training]. Science and school. № 5: 24-26.(In Russ).
7. Solovyev I.V.(2009). Metod proyektov v pedagogike vysshey shkoly: istoriya i perspektivy [Project method in higher school pedagogy: history and prospects]. Bulletin of the Moscow state University of culture and arts. № 4(30): 143-148. (In Russ).
8. Belyakova E.G, Zakharova I.G. (2019). Vzaimodeystviye studentov vuza s obrazovatelnym kontentom v usloviyakh informatsionnoy obrazovatelnoy sredy [Interaction of University students with educational content in the information educational environment].Education andscience.Yol. 21, № 3: 77-105. (In Russ).
9. Rybina I.R., Popova I.Yu. (2014). Proyektnoye obucheniye kak element organizatsii uchebnoy deyatelnosti v kontekste sovremennogo obrazovaniya [Project-based learning as an
element of the organization of educational activities in the context of modern education].Scientific notes of the Orel state University. № 4(60): 299-302.(In Russ).
10. Dorofeev A.V., Chirkina S.E., Gagloev D.V., Savina T.N. (2018). Vector modeling for diagnostics of future mathematics teacher methodical training in higher school. DOI: 10.29333/ejmste/94603 EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. №14(12). em1617.(In Engl).
11.Dorofeyev A.V., Arslanova M.N.(2018) Invarianty metodicheskoy podgotovki budushchego uchitelya [Invariants of methodological training of future teachers] Pedagogical journal of Bashkortostan. № 1 (74): 134-144. (In Russ).
12. Blinov V.I., Sergeyev I.S. (2018) Problemy tsifrovoy didaktiki: kakovy puti resheniya? [Problems of digital didactics: what are the solutions?] Professional education. Capital. №11: 5-10. (InRuss).
13. Polat E.S., Bukharkina M.Yu.(2010). Sovremennyye pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademiya. 368p. (In Russ).
14. Shchedrovitskiy G.P. (2005). Refleksiya v deyatelnosti. [Reflection in the activities]. Thinking. Understanding. Reflection. Moscow: Naslediye MMK. P. 64-125. (In Russ).
15. Barinova, N., Zakirova V., Akhmetova D., Lysogorova L.(2018). Monitoring of the educational process with the use of information and communication technologies: A case study in computer science. DOI: 10.29333/ejmste/89840.EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. №14(6). P. 2379-2391. (In Engl).