Научная статья на тему 'Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения'

Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / COMPETENCE / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH SKILLS / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / WILLINGNESS OF STUDENTS TO SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна

В статье рассматриваются структура и содержание понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности», дается характеристика его основных структурных компонентов. Рассматривается проблема формирования готовности будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности через этапы формирования научно-исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of readiness to the research activities of the future bachelors professional training

The author considers the structure and content of the notion “the willingness of students to scientific and research activity”, describing its main structural components. The author examines the problem of preparedness for future bachelors professional training for scientific and research activities through the stages of formation of research skills.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения»

ART 14086

научно-методический электронный журнал

УДК 378.147

Колдина М. И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14086. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Колдина Маргарита Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]

Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения

Аннотация. В статье рассматриваются структура и содержание понятия «(готовность студентов к научно-исследовательской деятельности», дается характеристика его основных структурных компонентов. Рассматривается проблема формирования готовности будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности через этапы формирования научно-исследовательских умений.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, компетентность, научно-исследовательская компетентность, научно-исследовательские умения, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность развития профессионально-педагогического образования определяется требованиями рынка труда к качеству труда. Востребованными в настоящее время становятся компетентные, конкурентоспособные выпускники, которые могут самостоятельно координировать свою профессиональную деятельность, проявлять творческие способности, демонстрировать высокий уровень адаптивности к изменяющимся социальным условиям и динамичным запросам рынка труда.

Цель профессионально-педагогического образования состоит не только в том, чтобы научить студента что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными профессиональными ситуациями. В связи с этим происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» выпускника, тем самым фиксируется компетентност-ный подход в образовании.

В связи с внедрением в высшую профессиональную школу стандартов третьего поколения и компетентностного подхода ведущей целью преобразований является комплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний. Кроме того, успешное овладение учебными дисциплинами требует от студентов владения и методами научного познания, так как никакое накопление знаний «про запас» не может компенсировать необходимость их самостоятельного пополнения и накопления.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что в ней представлены различные аспекты проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Данная тематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности. Решение проблемы формирования готовности к научно-исследовательской деятельности возможно с опорой на различные методологические подходы (аксиологический, системный, личностно-ориентированный, синерге-тический, культурологический и др.). С нашей точки зрения, в сложившихся социаль-

f\j ■Л f\j

ART 14086

научно-методический электронный журнал

УДК 378.147

Колдина М. И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14086. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

но-экономических условиях развития высшего образования наиболее эффективным и целесообразным является применение компетентностного подхода к решению данной проблематики. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. А. В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [1].

В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в качестве более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетентность». Однако у исследователей нет единого мнения по поводу трактовки данной категории. Одни авторы под компетентностью понимают «совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности» [2]. Другие определяют компетентность как «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [3].

В большинстве трактовок категории «компетентность» так или иначе фигурирует понятие «способность (готовность) к деятельности», тем самым подчеркивается ее деятельностная сущность. Рассмотрение проблемы формирования готовности к научно-исследовательской деятельности в аспекте компетентностного подхода предполагает обращение к таким понятиям, как «научно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская компетенция», «научно-исследовательская компетентность». В нашем исследовании под научно-исследовательской деятельностью понимаем деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей и природной среды и их применение для достижения практических целей.

Структура научно-исследовательской деятельности в общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: мотив (совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования), цель (получение объективно нового знания о реальности и формирование способов деятельности по овладению этим знанием), объект (выделенный для изучения объект материальной действительности), предмет (совокупность устанавливаемых свойств объекта), процесс (последовательность действий, протекаемых в соответствии с логикой научного исследования ), продукт (объективно новое знание о действительности).

Среди множества определений научно-исследовательской компетентности студента наиболее точным, на наш взгляд является определение, данное В. К. Тагировым, который понимает под ней «интегративную характеристику личности, трактуемую как ее свойство или качество, характеризующую готовность студента к решению исследовательских задач методами научного познания», а под научно-исследовательской компетенцией - «совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик, реализуемых в научно-исследовательской деятельности» [4].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что «компетентность» и «готовность» - ключевые понятия профессиональной подготовки современного специалиста, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Компетентность предполагает наличие готовности к определенному виду деятельности. Однако говорить о замещении категории «готовность» понятием «компетентность» не представляется возможным.

«vi nj

ART 14086

научно-методический электронный журнал

УДК 378.147

Колдина М. И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14086. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

На основании анализа научной литературы и с опорой на сущность понятия «научно-исследовательская деятельность студентов» нами было сформулировано определение готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается как личностное образование, обусловливающее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, систему исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении профессионально-педагогических задач.

В соответствии с логикой нашего исследования мы рассматриваем процесс формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности через формирование научно-исследовательских умений. А для этого нами была разработана классификация научно-исследовательских умений и выделены этапы их формирования.

Нами определены следующие группы научно-исследовательских умений: анали-тико-исследовательские умения (сбор информации для исследования, выделение проблем и противоречий, анализ явлений и процессов педагогической действительности); модельно-прогностические умения (разработка прообраза будущего объекта научно-исследовательской деятельности, постановка проблемы, выбор научного направления, определение основных составляющих научного исследования, определение целей и задач научного поиска с учетом состояния науки и потребности практики); организационно-методические умения (планирование опытной или экспериментальной работы, разработка программы исследования, общих и частных методик исследования); профессионально-поисковые умения (осуществление поисковой деятельности, анализ полученной информации, обобщение, систематизация новых данных); рефлексивно-оценочные умения (осознание процесса научно-исследовательской деятельности, осознание и оценка качества продуктов научно-исследовательской деятельности).

Процесс формирования готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения осуществляется в форме создания дополнительных курсов; включения научно-исследовательской составляющей в уже существующие учебные курсы; организации образовательного процесса с учетом возможности совмещения учебной, научной и производственной деятельности, привлечения студентов к разработке и реализации инновационных проектов; создания инновационных учебных программ и траекторий обучения с обеспечением возможности проведения прикладных и фундаментальных исследований.

Динамичный характер формирования готовности студентов - будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности выражается в последовательном формировании научно-исследовательских умений на соответствующих этапах:

- мотивационно-ориентировочный этап обеспечивает развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, развитие потребностей к научно-исследовательской деятельности; этап предварительного ознакомления с программой курса «Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения»;

- аналитико-исследовательский этап обеспечивает формирование аналитико-исследовательских умений (сбор информации для исследования, выделение проблем и противоречий, анализ явлений и процессов педагогической действительности);

- модельно-прогностический этап обеспечивает формирование стратегических научно-исследовательских умений в условиях учебной и внеучебной деятельности (умения осуществлять поисковую деятельность, выбирать стратегию и направление научного поиска, определять основные составляющие исследования);

ru Q м

КОНЦЕПТ

Колдина М. И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14086. - 0,4 п. л. ■

илКМо51СР:'/е49к06П5Се-^55им22ОЗО4^1142О8Х6'И1т' ~ ^ ^

АШ 14086 УДК 378.147

- организационно-методический этап обеспечивает формирование организационно-методических научно-исследовательских умений (разработка программы исследования, разработка общих и частных методик, определение критериев и показателей качества научно-исследовательских работ);

- профессионально-поисковый этап обеспечивает формирование исполни-тельско-поисковых научно-исследовательских умений;

- рефлексивно-оценочный этап обеспечивает осознание процесса формирования научно-исследовательских умений.

В исследовании были разработаны педагогические условия реализации процесса формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:

- ориентация будущего бакалавра профессионального обучения на формирование научно-исследовательских умений;

- определение научно-исследовательских умений (аналитико-исследователь-ские, модельно-прогностические, организационно-методические, профессионально-поисковые, рефлексивно-оценочные);

- обучение через научно-исследовательскую деятельность (разработка творческих заданий, исследовательских ситуаций, участие студентов в научно-исследовательских конференциях);

- определение направлений научно-исследовательской деятельности;

- внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс;

- разработка и реализация учебного курса «Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения», обеспечивающего готовность будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, готовность будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности выражается через высокий уровень развития научно-исследовательских умений.

С целью оценки готовности будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности в исследовании выделены три уровня сформи-рованности научно-исследовательских умений: высокий, средний, низкий (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня сформированности научно-исследовательских умений будущих бакалавров профессионального обучения

Уровни Показатели

Высокий Постоянная мотивация к самостоятельной регулярной научно-исследовательской деятельности

Глубокое понимание сущности, структуры, процесса научно-исследовательской деятельности

Владение системой научно-исследовательских умений

Средний Слабо выраженная мотивация к самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Локальные знания, поверхностное понимание сущности, структуры, процесса научно-исследовательской деятельности

Несистемное владение научно-исследовательскими умениями

Низкий Отсутствие мотивации к научно-исследовательской деятельности

Эпизодичность, отсутствие четкости, ясности и целостного видения процесса научно-исследовательской деятельности

Владение отдельными видами научно-исследовательских умений

ГУ yj nj

КОНЦЕПТ

Колдина М. И. Формирование готовности к научно- | И | jft^i | И | исследовательской деятельности будущих ^^ бакалавров профессионального обучения // Кон_ _ цепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14086.-0,4 п. л. - _ _ _ _

наично-методический эАктпонный жианал URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm. - Гос. per. —"fii1!! научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77.4gg65 _ ,SSN 2304-120Х. Ш ЕГ^ i

ART 14086 УДК 378.147 игл

Для формирования готовности будущих бакалавров профессионального обучения была разработана программа курса «Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения». Целью программы является развитие позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности, понимание сущности и структуры научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, осознания роли и функций научно-исследовательской деятельности в организации педагогической, производственной, технологической деятельности бакалавра профессионального обучения.

Для изучения качественной стороны готовности студентов к научно-исследовательской деятельности было проведено исследование, в котором приняли участие студенты Нижегородского инженерно-педагогического университета - 300 человек, из них 100 человек - экспериментальная группа, 200 человек - контрольная группа. Эксперимент проводился со студентами третьего, четвертого, пятого курсов, обучающимися по специальности 050501.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Констатирующий эксперимент был направлен на выявление отношения студентов к научно-исследовательской деятельности и уровня готовности к ней.

На втором этапе - этапе формирующего эксперимента - апробировалась программа курса «Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения» с целью формирования научно-исследовательских умений.

На третьем этапе - этапе обобщающего эксперимента - был проведен анализ эффективности разработанного курса, который включал оценку уровня сформирован-ности научно-исследовательских умений в результате изучения спецкурса.

В табл. 2, 3 представлена динамика развития научно-исследовательских умений будущего бакалавра профессионального обучения в начале, середине и конце эксперимента. Результаты эксперимента были математически обработаны с использованием многофункционального критерия Фишера. С вероятностью более 98% можно утверждать, что по всем группам научно-исследовательских умений до начала эксперимента в контрольной и экспериментальной группах статистически значимых различий не выявлено. После проведения эксперимента различие в уровнях сформированности научно-исследовательских умений по указанной классификации статистически значимо.

Таблица 2

Динамика сформированности научно-исследовательских умений будущих бакалавров профессионального обучения (экспериментальная группа)

Показа- Кол-во студентов чел. Кол-во студентов,%

Группы умений тель фор- Начало Середина Конец Начало Середина Конец

мирования эксп. эксп. эксп. эксп. эксп. эксп.

Аналитико-иссле- Высокий 7 9 14 7,0 9,0 14,0

довательские Средний 43 49 54 43,0 49,0 54,0

умения Низкий 50 42 32 50,0 42,0 32,0

Модельно- Высокий 8 10 16 8,0 10,0 16,0

прогностические Средний 51 53 57 51,0 53,0 57,0

умения Низкий 41 37 27 41,0 37,0 27,0

Организационно- Высокий 6 7 10 6,0 7,0 10,0

методические Средний 53 54 61 53,0 54,0 61,0

умения Низкий 41 39 29 41,0 39,0 29,0

Профессиональ- Высокий 5 7 11 5,0 7,0 11,0

но-поисковые Средний 60 62 71 60,0 62,0 71,0

умения Низкий 35 31 18 35,0 31,0 18,0

Рефлексивно- Высокий 3 5 8 3,0 5,0 8,0

оценочные уме- Средний 37 43 52 37,0 43,0 52,0

ния Низкий 60 52 40 60,0 52,0 40,0

PU Г М

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14086 УДК 378.147

Колдина М. И. Формирование готовности к научно- | И | ¡tÜfi | И | исследовательской деятельности будущих ^^ бакалавров профессионального обучения // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14086. - 0,4 п. л. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm. - Гос. per. ._.к^ч

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х. Щ НУ-

Таблица 3

Динамика сформированности научно-исследовательских умений будущих бакалавров профессионального обучения (контрольная группа)

Показа- Кол-во студентов чел. Кол- во студентов,%

Группы умений тель фор- Начало Середина Конец Начало Середина Конец

мирования эксп. эксп. эксп. эксп. эксп. эксп.

Аналитико-иссле- Высокий 12 12 12 6,0 6,0 6,0

довательские Средний 85 87 87 42,5 43,5 43,5

умения Низкий 103 101 101 51,5 50,5 50,5

Модельно- Высокий 11 11 12 5,5 %.% 6,0

прогностические Средний 100 103 103 50,0 51,5 51,5

умения Низкий 89 86 85 44,5 43,0 42,5

Организационно- Высокий 11 11 12 5,5 5,5 6,0

методические Средний 105 106 108 52,5 53,0 54,0

умения Низкий 84 83 80 42,0 41,5 40,0

Профессиональ- Высокий 10 10 10 5,0 5,0 5,0

но-поисковые Средний 116 117 120 58,0 58,5 60,0

умения Низкий 74 73 70 37,0 36,5 35,0

Рефлексивно- Высокий 5 5 5 2,5 2,5 2,5

оценочные уме- Средний 75 77 77 37,5 37,5 38,0

ния Низкий 120 120 118 60,0 60,0 59,0

Ссылки на источники

1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 62.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 19.

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: ком-петентностный подход: учеб. пособие для вузов. - М.: МПЭСИ, 2005. - С. 47.

4. Тагиров В. К. Формирование научно-исследовательской компетентности студента в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010. - С. 85.

Margarita Koldina, issn 2304-120X

candidate of pedapopicai Sciences, associate Professor of the Department of professional education and management of educational systems of the Nizhny Novgorod state pedagogical University Kozma Minin, Nizhny Novgorod [email protected]

The formation of readiness to the research activities of the future bachelors professional traininq

Abstract. The author considers the structure and content of the notion "the willingness of students to scientific and research activity", describing its main structural components. The author examines the problem of preparedness for future bachelors professional training for scientific and research activities through the stages of formation of research skills.

Key words: scientific-research activity of students, competence, research competence, research skills, willingness of students to scientific and research activity. References

1. Hutorskoj, A.V. (2003) "Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija", Narodnoe obrazovanie, № 2, p. 62 (in Russian).

2. Zimnjaja, I.A. (2004) Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii, issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Moscow, p. 19 (in Russian).

3. Zeer, Je.F., Pavlova, A.M. and Symanjuk, Je.Je. (2005) Modernizacija professional'nogo obrazovanija: kompetentnostnyjpodhod: uchebnoe posobie dlja vuzov, MPJeSI, Moscow, p. 47 (in Russian).

4. Tagirov, V.K. (2010) Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti studenta v obrazova-tel'nom processe voennogo vuza: diss. kand. ped. nauk, Orenburg, p. 85 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.