Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Людмила Андреевна, Берестнева Ольга Григорьевна

В статье рассматривается феномен готовности к инновационной деятельности как условие становления конкурентоспособности личности. Обозначена значимость конкурентоспособности в контексте рассуждения об успешности специалиста на рынке труда. Анализ научной литературы позволил представить в статье типы готовности личности к инновационной деятельности. Выделены основные компоненты модели готовности к инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Петрова Людмила Андреевна, Берестнева Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY AS A NECESSARY CONDITION FOR FORMING A COMPETITIVE PERSONALITY

The article considers the phenomenon of readiness for innovation activity as a condition for forming the competitiveness of an individual. The article indicates the importance of competitiveness in the context of reasoning the success of a specialist in the labor market. The analysis of scientific literature allowed us to present in the article the types of individual readiness for innovation. The main components of the model of readiness for innovation activity are highlighted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37+331.5 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-118-125

ББК 74.4+65.240

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

DEVELOPING THE READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY AS A NECESSARY CONDITION FOR FORMING A COMPETITIVE PERSONALITY

Петрова Людмила Андреевна

Доцент кафедры педагогики, Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Petrova Lyudmila A.

Assistant Professor at the Department of Pedagogy, State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, PhD in Education

E-mail: [email protected]

Берестнева Ольга Григорьевна

Профессор отделения информационных технологий, Томский политехнический университет, доктор технических наук E-mail: [email protected]

Berestneva Olga G.

Professor at the Department of Information Technology, the National Research Tomsk Polytechnic University, ScD in Technical Sciences

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается феномен готовности к инновационной деятельности как условие становления конкурентоспособности личности. Обозначена значимость конкурентоспособности в контексте рассуждения об успешности специалиста на рынке труда. Анализ научной литературы позволил представить в статье типы готовности личности

Abstract. The article considers the phenomenon of readiness for innovation activity as a condition for forming the competitiveness of an individual. The article indicates the importance of competitiveness in the context of reasoning the success of a specialist in the labor market. The analysis of scientific literature allowed

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Петрова Л. А., Берестнева О. Г., 2022

к инновационной деятельности. Выделены основные компоненты модели готовности к инновационной деятельности.

us to present in the article the types of individual readiness for innovation. The main components of the model of readiness for innovation activity are highlighted.

Ключевые слова: конкурентоспособность, готовность личности к реализации инновационной деятельности, компоненты модели готовности к инновационной деятельности.

Keywords: competitiveness, readiness of the individual to implement innovative activity, components of the model of readiness for innovation activity.

Для цитирования: Петрова Л. А., Берестнева О. Г. Формирование готовности к инновационной деятельности как необходимое условие становления конкурентоспособной личности // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 118-125. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-118125.

Cite as: Petrova L. A., Berestneva O. G. Developing the readiness for innovative activity as a necessary condition for forming a competitive personality. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 118-125. DOI: 10.31862/2218-87112022-4-118-125.

Введение

Одной из стратегических задач российской современной образовательной политики является формирование полноценно развитой конкурентоспособной личности. Сегодня профессиональная деятельность специалиста любого профиля, выстраиваемая только на основе воспроизводства однажды усвоенных методов работы, воспринимается и оценивается как неполноценная.

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере современного российского общества, появление механизмов в выстраивании отношений, вызвавших развитие рыночных отношений на рынке труда, создали принципиально новую ситуацию в области профессионального образования. Возник заказ на специалистов, способных системно мыслить, инициативных и предприимчивых, способных к самообучению, нацеленных на профессиональный и карьерный рост, проявляющих готовность к инновационной профессиональной деятельности.

Современные российские производственные предприятия призваны непрерывно эволюционировать, развиваться, внедрять различные изменения инновационного характера в организации трудовой деятельности, в сфере современных технологий, а также в поиске специалистов нового формата, способных положительно воспринимать и реализовывать нововведения, проявляющих готовность к инновационной деятельности. Это играет огромную роль в эффективном достижении трудовой деятельности специалиста любого профиля, в том числе и педагога.

Психолого-педагогические и социологические исследования проблемы трудоустройства молодых специалистов-выпускников вузов и колледжей показывают, что

работодатели при подборе молодых специалистов акцентируют внимание, прежде всего, на их личностных и профессиональных компетенциях как структурных компонентах конкурентоспособности [1-3].

Изложение основного материала статьи.

Понятие «конкурентоспособность» личности рассматривается в контексте анализа успешности специалиста на рынке труда, и трактуется как ресурс успешных социокультурных изменений в современном обществе. А в решении проблемы формирования конкурентоспособности личности все чаще обсуждается вопрос о подготовке специалиста к реализации инновационной профессиональной деятельности [4-6].

Проведенное исследование позволило установить, что существуют различия в объяснении сущности конкурентоспособности в экономической сфере и системе образования. В экономической сфере акцентируется внимание на соответствии работников требованиям рынка труда, его возможности больше претендовать на занятие определенных вакансий.

В системе образования конкурентоспособность трактуется как совокупность личностных характеристик: коммуникабельность, работоспособность, креативность, рефлексивность, нацеленность на конечный результат: стремление к высокому качеству и эффективности своей деятельности. В системе профессионального образования важным является формирование у обучающихся стремления к максимальному расширению собственных возможностей с целью самореализации.

Для современного специалиста важны способности:

• воспринимать, создавать и реализовывать новшества, демонстрируя готовность к инновационной профессиональной деятельности, а также возможность своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного;

• быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий и научно-технического прогресса;

• проявлять потенциальные возможности в достижении успеха, стремиться к высокому качеству и эффективности своей деятельности [2; 7-10].

Исследование проблемы трудоустройства молодежи показывает, что среди выпускников вуза отношение к инновационной профессиональной деятельности неоднозначно. Например, большинство студентов-выпускников не ориентируется в сущности инноваций, не могут назвать причин обращения к инновациям, не владеют знаниями и умениями, необходимыми для реализации инновационной деятельности разного уровня [1; 9; 11; 12].

Стоит отметить, что в решении инновационной проблематики часто играет большую роль не только и не столько внедряемые новые технологии, сколько человеческий фактор. Из всего многообразия реакции сотрудников организации на внедрение инноваций принципиально выделяются два типа отношений и соответственно поведения: одни работники полностью поддерживают перемены, им нравится принимать участие в инновационных проектах, разрабатывать и внедрять новшества, а другие в результате неприятия нового всячески сопротивляются внедрению нововведений, считая себя даже в некоторой степени жертвами перемен.

Некоторые ученые считают, что к изменениям в организации, а следовательно, к инновационной деятельности готовы в основном все сотрудники, если выполняются определенные условия [3; 10; 13]:

• повышение профессиональной компетентности;

• получение удовлетворенности от достигаемой цели или вообще от результата;

• получение удовлетворенности от самого процесса деятельности.

В научных исследованиях сформулированы типы готовности к инновационной деятельности, различающиеся в зависимости от осознания значимости личностной и профессиональной самореализации в случае:

• следования за лидером, поддержка нововведений, предлагаемых лидером и берущим на себя ответственность и контроль за исполнением;

• ожидания предполагаемого материального вознаграждения;

• предоставления возможности, взяв на себя ответственность за дело и результат, продемонстрировать свои лидерские наклонности;

• предоставления возможности личностной и профессиональной самореализации, почувствовать себя профессионалом классным специалистом, увидеть и осознать перспективу своего профессионального роста, повысить признание со стороны окружающих специалистов;

• наличия эмоционально-позитивного восприятия всего нового, когда прельщает чувство новизны;

• если одобрение и реализация нововведений не вызовет значительные изменения в привычной деятельности;

• если прошлый опыт участия в инновационных проектах был успешным.

Результаты анализа психолого-педагогических исследований показывают, что

феномен готовности к инновационной деятельности можно представить, как модель, включающую компоненты:

• мотивационный компонент (понимание значимости введения новшеств в профессиональную деятельность, осознанное отношение личности к нововведениям);

• личностный компонент (любознательность, работоспособность, креативность, рефлексивность);

• содержательный компонент (знание, представление об инновационной деятельности, понимание специфических особенностей инновационных технологий);

• процессуальный компонент (умение обосновать значимость предлагаемых нововведений в свою профессиональную деятельность, умение применять инновационные технологии в своей профессиональной деятельности) [13-15].

Ученые считают необходимым рассматривать процесс формирования готовности личности к инновационной деятельности как определенную последовательность решения следующих задач-этапов моделирования открытости к нововведениям:

• проанализировать требования социального заказа к результату формирования готовности студента-выпускника к инновационной деятельности в условиях системы профессионального образования;

• изучить профессиональную среду, в которой предстоит работать будущему специалисту, реализующему свою готовность к инновационной деятельности;

• сформулировать цели и задачи моделирования системы профессиональной подготовки обучающихся к инновационной деятельности;

• определить содержание и основные компоненты структуры готовности к инновационной деятельности и критерии оценки уровней ее сформированности;

• разработать технологии организации процесса формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности, обеспечивающего формирование требуемого уровня готовности [3; 10; 16].

В современной системе образования инновация в целом и подготовка будущего учителя к реализации инновационной деятельности в частности имеет свою специфику:

• во-первых, предметом деятельности педагога является личность ребенка (неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями);

• во-вторых, значимость инновационных изменений в педагогической деятельности зависит от объективных условий в виде социального заказа, востребованности обществом;

• в-третьих, необходима психологическая готовность педагога к реализации инновационных технологий в организации образовательного процесса [11; 14; 15; 17].

Анализ теоретических источников показывает, что в характеристике готовности педагога к инновационной деятельности установлены следующие критерии, отражающие сущность педагогического труда:

• осознание необходимости введения инноваций в педагогическую деятельность;

• способность к рефлексивной деятельности, направленной на понимание значимости собственных инновационных поисков и открытий;

• умение по-новому формулировать образовательные цели;

• умение выстраивать выполнение образовательной программы в соответствии с новыми педагогическими ориентирами;

• владение умением нестандартно и успешно организовывать учебно-воспитательный процесс, используя инновационные педагогические технологии [3; 14; 17].

Вывод

Итак, главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому трудовому коллективу и персонально каждому специалисту, в том числе оказывающему услуги в сфере образования.

В условиях современного рынка труда в плане программы формирования профессионального потенциала специалиста на первый план выдвигается интегральное качество личности, ее конкурентоспособность, в становлении которой первостепенную роль играет приобретение потребности в инновационной профессиональной деятельности.

Анализ процесса формирования профессионализма преподавателя с точки зрения уровней его сформированности показал, что коллективы общеобразовательных

учреждений и каждый педагог, пройдя такие уровни становления профессионализма, как репродуктивный (умение пересказывать другим то, что знает сам), адаптивный (умение приспособить свое сообщение к аудитории слушателей) и системно-моделирующего творчества (владение умением осуществлять поиск нового и вносить новшества в организуемый им образовательный процесс), могут по праву считать себя конкурентоспособными.

Размышляя о значимости нововведений в трудовой деятельности специалиста любого профиля, можно смело утверждать, что, сформировав инновационную личность, способную к творению изменений и восприятию изменяемости, мы сможем стать конкурентоспособной нацией [6; 16].

Список литературы

1. Глотова Е. Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 185-187.

2. КорнейченкоН. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Вестн. Астраханского гос. техн. ун-та. 2007. № 6 (41). С. 208-214.

3. Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза: моногр. / С. И. Осипова, Т. А. Сливина, С. П. Орешкова; отв. ред. С. И. Осипова. Красноярск: СФУ, 2011. 286 с.

4. Ахметова А. Т. Формирование конкурентоспособной личности в системе профессиональной подготовки в вузе // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 76-83.

5. Бегидова С. Н., Хазова С. А. Сущность и содержание конкурентоспособности личности // Школьные технологии. 2016. № 1. С. 14-18.

6. Куркина А. В. Конкурентоспособность личности как ресурс социокультурных изменений на этапе становления инновационного общества // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-10. С. 2336-2339. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=32761 (дата обращения: 20.03.2022).

7. Белякова Е. Г. Структурно-содержательная модель конкурентоспособности как качества личности // Вестн. Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3, № 2. С. 189-198. URL: https://vestnik.utmn.ru/upload/ iblock/6ae/189_198.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

8. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.

9. Михайлова Т. А. Конкурентоспособность специалистов в современном обществе // Конкурентоспособность молодых специалистов: развитие профессионализма и самосовершенствование. Тверь: ТГУ, 2017. С. 36-40.

10. Родионова Е. А. Мотивационные характеристики инновационной активности личности // Психология личности: изучение, развитие, самопознание: сб. науч. материалов / под ред. О. И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. СПб., 2015. С. 31-45.

11. Горовая В. И., Петрова Н. Ф. Педагогические условия подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 12. С. 36-38. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25901 (дата обращения: 20.03.2022).

12. Никишина А. О. Безработица среди выпускников образовательных организаций: масштабы и причины // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 96-99. URL: https:// moluch.ru/archive/357/79809/ (дата обращения: 20.03.2022).

13. Загашев И. О. Эффективность труда педагогических работников с разным типом психологической готовности к инновациям // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 2. С. 188-198.

14. Ильин А. С. Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. Вып. 2 (11). С. 69-74.

15. Романенко К. Н. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Молодой ученый. 2020. № 52 (342). С. 435-438. URL: https://moluch.ru/ archive/342/77006/ (дата обращения: 20.03.2022).

16. Чудакова В. П. Психологическая готовность к инновационной деятельности как фактор конкурентоспособности личности в быстро изменяющихся условиях // Вестн. по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 2. URL: http://bulletinpp.esrae. ru/pdf/2015/2/981.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

17. Петрова Л. А., Берестнева О. Г. Готовность педагога к инновационной деятельности как показатель его профессионального роста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 67-2. С. 137-140.

References

1. Glotova E. E. Trebovaniya rabotodateley k vypusknikam vuzov: kompetentnostnyy podkhod. Chelovek i obrazovanie. 2014, No. 4 (41), pp. 185-187.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Korneychenko N. V. Konkurentosposobnost budushchego spetsialista kak pokazatel kachestva ego podgotovki. Vestn. Astrakhanskogo gos. tekhn. un-ta. 2007, No. 6 (41), pp. 208-214.

3. Osipova S. I., Slivina T. A., Oreshkova S. P. Formirovanie konkurentosposobnogo spetsialista v obrazovatelnom protsesse vuza: monogr. Ed. by S. I. Osipova. Krasnoyarsk: SFU, 2011. 286 p.

4. Akhmetova A. T. Formirovanie konkurentosposobnoy lichnosti v sisteme professionalnoy podgotovki v vuze. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2020, No. 1, pp. 76-83.

5. Begidova S. N., Khazova S. A. Sushchnost i soderzhanie konkurentosposobnosti lichnosti. Shkolnye tekhnologii. 2016, No. 1, pp. 14-18.

6. Kurkina A. V. Konkurentosposobnost lichnosti kak resurs sotsiokulturnykh izmeneniy na etape stanovleniya innovatsionnogo obshchestva. Fundamentalnye issledovaniya. 2013, No. 10-10, pp. 23362339. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32761 (accessed: 20.03.2022).

7. Belyakova E. G. Strukturno-soderzhatelnaya model konkurentosposobnosti kak kachestva li-chnosti. Vestn. Tyumenskogogos. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2017. Vol. 3, No. 2, pp. 189-198. Available at: https://vestnik.utmn.ru/upload/iblock/6ae/189_198.pdf (accessed: 20.03.2022).

8. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoy lichnosti. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2002. 400 s.

9. Mikhaylova T. A. Konkurentosposobnost spetsialistov v sovremennom obshchestve. In: Konkurentosposobnost molodykh spetsialistov: razvitie professionalizma i samosovershenst-vovanie. Tver: TGU, 2017. Pp. 36-40.

10. Rodionova E. A. Motivatsionnye kharakteristiki innovatsionnoy aktivnosti lichnosti. In: Psikhologiya lichnosti: izuchenie, razvitie, samopoznanie. Ed. by O. I. Kayasheva, N. V. Ni-kolaeva. St. Petersburg, 2015. Pp. 31-45.

11. Gorovaya V. I., Petrova N. F. Pedagogicheskie usloviya podgotovki studentov k innovatsionnoy professionalnoy deyatelnosti. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2009, No. 12, pp. 36-38. Available at: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25901 (accessed: 20.03.2022).

12. Nikishina A. O. Bezrabotitsa sredi vypusknikov obrazovatelnykh organizatsiy: masshtaby i prichiny. Molodoy uchenyy. 2021, No. 15 (357), pp. 96-99. Available at:https://mo-luch.ru/archive/357/79809/ (accessed: 20.03.2022).

13. Zagashev I. O. Effektivnost truda pedagogicheskikh rabotnikov s raznym tipom psikho-logicheskoy gotovnosti k innovatsiyam. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii. 2020, Vol. 2, No. 2, pp. 188-198.

14. Ilyin A. S. Motivatsiya pedagoga k innovatsionnoy deyatelnosti: erzats ili realnost. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2012, Iss. 2 (11), pp. 69-74.

15. Romanenko K. N. Struktura i kriterii gotovnosti pedagoga k innovatsionnoy deyatel-nosti. Molodoy uchenyy. 2020, No. 52 (342), pp. 435-438. Available at: https://moluch.ru/ar-chive/342/77006/ (accessed: 20.03.2022).

16. Chudakova V. P. Psikhologicheskaya gotovnost k innovatsionnoy deyatelnosti kak faktor konkurentosposobnosti lichnosti v bystro izmenyayushchikhsya usloviyakh. Vestn. po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri. 2015, No. 2. Available at: http://bulletinpp.esrae.ru/ pdf/2015/2/981.pdf (accessed: 20.03.2022).

17. Petrova L. A., Berestneva O. G. Gotovnost pedagoga k innovatsionnoy deyatelnosti kak pokazatel ego professionalnogo rosta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020, Iss. 67-2, pp. 137-140.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 01.04.2022 The article was received on 01.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.