Научная статья на тему 'Формирование готовности бакалавра педагогического образования к практической деятельности по обеспечению безопасности образовательных организаций'

Формирование готовности бакалавра педагогического образования к практической деятельности по обеспечению безопасности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / РУКОВОДИТЕЛЬ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUTURE TEACHER / HEAD OF SECURITY FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / CHILD SAFETY / EDUCATION FACILITIES / INTEGRATED SECURITY / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситников Ю. Е., Савчук А. Н.

Обеспечением безопасности жизни и здоровья детей в образовательных организациях, как объектах с особым статусом охраны, по мнению ряда исследователей, должны заниматься подготовленные специалисты, имеющие педагогическое образование. В данном контексте квалификация «Педагог по безопасности жизнедеятельности и физической культуре» с точки зрения безопасности, будет наиболее полно соответствовать рассматриваемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситников Ю. Е., Савчук А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the pedagogical education bachelor readiness to the activities ensuring the security of educational organizations

According to some researchers, trained specialists with pedagogical education should ensure the safety of life and health of children in educational institutions as sites with special status of protection. In this context and security-wise, the qualification “teacher for life safety and physical education is the most suitable to the question under consideration.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности бакалавра педагогического образования к практической деятельности по обеспечению безопасности образовательных организаций»

2. Margolis A.A. Requirements to modernization of the main professional educational programs (MPEP) of preparation of pedagogical staff according to the teacher's professional standard: offers to realization of activity approach in pedagogical staff training. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014. P. 105-126. [in Russian].

3. Pyanova E.N. Formation of professional consciousness of future teachers on the basis of the organization of network interaction of higher education institution and school. Elabuga. Izdatelstvo EI KFU, 2015. P. 125-127. [in Russian].

4. Yamburg E.A. Management of an escort service of children in the conditions of the educational organization. M.: Boslen, 2013. P. 256. [in Russian].

5. The concept of the pedagogical education development support. Available at: http://si-sv .com/news/2014-01-12-166. [in Russian].

6. The professional standard of the teacher approved by the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation as of October "18", 2013. Available at: www.regulation.gov.ru. [in Russian].

Сведения об авторах: Шагивалеева Гузалия Расиховна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга. Ктай: [email protected]

Юсупова Елена Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга. Ктай: [email protected]

Бисерова Галия Камильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга.

Ктай: [email protected]

Information about the authors: Shagivaleeva Guzalia Rasikhovna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga. E-mail: [email protected]

Yusupova Elena Michailovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga. E-mail: [email protected]

Biserova Galia Kamilyevna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga. E-mail: [email protected]

УДК 371:6 ББК 74.00:30н6

Ю.Е. Ситников, А.Н. Савчук

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ | БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

± ОРГАНИЗАЦИЙ

<

со Обеспечением безопасности жизни и здоровья детей в образовательных организациях, как

| объектах с особым статусом охраны, по мнению ряда исследователей, должны заниматься под-

^ готовленные специалисты, имеющие педагогическое образование. В данном контексте квали-

Ч фикация «Педагог по безопасности жизнедеятельности и физической культуре» с точки зрения

2 безопасности, будет наиболее полно соответствовать рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: Будущий педагог, руководитель по безопасности образовательных организаций, безопасность детей, объекты образования, комплексная безопасность, безопасность жизнедеятельности.

Y.E. Sitnikov, A.N. Savchuk

FORMATION OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION BACHELOR READINESS TO THE ACTIVITIES ENSURING THE SECURITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

According to some researchers, trained specialists with pedagogical education should ensure the safety of life and health of children in educational institutions as sites with special status of protection. In this context and security-wise, the qualification "teacher for life safety and physical education is the most suitable to the question under consideration.

Key words: Future teacher, head of security for educational organizations, child safety, education facilities, integrated security, life safety.

Реальные преобразования, произошедшие за последние два десятилетия в социально-экономическом обустройстве нашего общества, привели к появлению новых форм собственности и трудовых отношений, что в значительной степени обострило криминогенную обстановку в стране. С развитием негосударственного сектора появилась острая необходимость в защите собственности как государственных, так и общественных организаций, коммерческих структур, а также законных прав и интересов граждан от криминальных посягательств. В решении данной проблемы, кроме правоохранительных и силовых ведомств, значительная роль отводится частным охранным организациям.

За период с 1992 по 2015 год количество охранных предприятий возросло в сотни раз. Возникла устойчивая система разнообразных коммерческих и некоммерческих организаций, специализирующихся на различных видах экономической деятельности в области безопасности: информационном обеспечении, физической и технической охране, защите прав собственности. Сегодня работники негосударственной сферы безопасности активно участвуют в предотвращении преступлений против жизни, здоровья и материальных благ граждан, в обеспечении безопасности при проведении общественных мероприятий. Особую значимость данные ведомства вносят в обеспечение общественного порядка в

муниципальные образовательные организации нашей страны [3, с. 41].

В последнее время речь все чаще заходит о подготовке специалистов в области безопасности детей в образовательных организациях. Данную роль должны выполнять менеджеры или руководители по безопасности, которые получают данный статус в результате соответствующей подготовки. Приобретаемые знания, умения и навыки необходимы в организации безопасности самых разных объектов социального назначения.

По мнению всемирно известного американского эксперта в области безопасности Крис Э. Мак Гуи, «Безопасность детей в школе - тема весьма важная и актуальная» [4, с. 28]. В большинстве школ сегодня нет подготовленных специалистов по указанному направлению, тем более имеющих педагогическое образование и умеющих найти правильный подход к детям.

В школе протекает не только образовательный, но и воспитательный процесс, а также хозяйственная деятельность, бытовые отношения между обучающимися и персоналом. Школа - это отдельный живой организм. И охрана влияет на весь алгоритм нашей жизни, на всю ее многогранность, в том числе, и на социализацию ребенка. Чтобы правильно организовать охрану, необходимо детально проработать основные позиции функционирования поста охраны, продумать организационные мероприятия, завися-

I-

о о

X

ф

I-

к ф

ч

о

О ф

т s

Ё го

с

X

го ш

П Щ

iQ го

~ to

О S

о Ï

1- го

i£ О.

о о

Ф V

т Ч

S -Û

1- X

ч I-

Ф го

п. ш

го 2

£ °

s ^

ГО I-

Ю о о

р со ф

s ^

Û.O

s ф 5Ю ао

£ §

>.

т ш го

0

1

<

со

0

1

н О и] й

щие от администрации самого учреждения. Здесь очень важны взаимопонимание и слаженность в работе всего коллектива образовательного учреждения [4].

Преподаватель, как воспитатель и психолог, способен более тонко и своевременно определить неблагоприятную, а тем более конфликтную ситуацию в школьной (подростковой) среде и своевременно отреагировать на ее последствия. Мероприятия по безопасности школы должны быть полностью интегрированы в повседневную жизнь всех сотрудников так, чтобы они не распознавались в качестве отдельной меры. Безопасность школ и находящихся там учащихся являются заботой каждого педагога, а не только делегированных руководителей и сотрудников охраны. Небольшая подготовка по охранной деятельности и четкое выполнение обязанностей каждого педагога может даже из самой неблагополучной школы преобразовать ее в безопасное учебное заведение.

Подготовка специалистов в области охранной деятельности как, например, руководителей по безопасности жизнедеятельности детей и окружающих граждан, которые в результате соответствующего обучения способны организовать комплексную охрану любых объектов, остается в настоящее время очень необходимой и востребованной. Потребность в них на рынке труда довольно велика. В этой связи, проблема подготовки заместителей директора по рассматриваемому направлению образовательных организаций стоит очень остро. Решая подобный вопрос, Министерство образования Российской Федерации ввело в рамках высшего образования учебно-методический комплекс дисциплины «Обеспечение безопасности образовательного учреждения» по специальности 050104.65 - «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура и спорт». Квалификация «Педагог по безопасности жизнедеятельности и физической культуре» предусматривает ведение предметов по специальности, а также возможность получить первичные, базовые знания заместителя руководителя образовательной организации по безопасности. В настоящее время руководство данного направ-

ления в общеобразовательной школе осуществляет заместитель директора по административно-хозяйственной части. В рамках своих полномочий он заключает договора с частными охранными организациями на охрану и безопасность школы, выполняет контроль над деятельностью сотрудников охраны, осматривает помещения, требующие повышенного контроля [3, с. 8]. Оставаясь материально ответственным лицом, руководитель подобного ранга все же отдает предпочтение хозяйственной деятельности в общеобразовательном учреждении, несмотря на совмещение двух должностей.

В решении вопроса подготовки квалифицированных специалистов по безопасности образовательных организаций, по мнению ряда специалистов в области жизнедеятельности, приоритет следует отдавать студентам факультетов и институтов физической культуры и спорта, как наиболее подготовленным в психофизиологическом плане молодым людям. Навыки психологической саморегуляции в экстремальных ситуациях, владение приемами самообороны, способность мобилизоваться в критической ситуации, т.е. все те необходимые качества, которые возникают в чрезвычайных ситуациях, будущим педагогам физической культуры и спорта знакомы из повседневной деятельности.

Еще одной задачей деятельности вуза является формирование готовности будущего педагога к сознательному выбору будущей профессиональной деятельности, т.е. внутренняя мотивация (интерес, любовь к делу), воображение и трудолюбие. Ценностный аспект в стремлении будущего педагога изменить устоявшуюся систему охраны и безопасности в образовательных организациях, является ведущим звеном в мотивированном стремлении овладевать необходимыми знаниями и компетенциями в данной области.

По мнению ряда директоров школ г. Москвы, проблемы, с которыми приходится сталкиваться им при охране образовательных организаций, можно поделить на три категории:

• отсутствие у охранников и некоторых начальников охраны навыков работы по охране объектов образования;

• проблемы, связанные с отсутствием у ряда руководителей понимания в необ-

ходимости перехода на новые стандарты качества охраны образовательных организаций и создания безопасной среды, необходимости сведения угроз и рисков до минимума;

• во многих школах до сих пор отсутствуют современные системы контроля удаленного доступа.

Понятие «Комплексная безопасность» - это не только охранник на входе, это продуманная система защиты жизни и здоровья детей, сотрудников школы от противоправных вмешательств в образовательный процесс, от рисков и угроз, носящих не только локальный характер. Система безопасности в учебных заведениях стоит не менее остро, чем в любом другом государственном или ином учреждении, даже для того, чтобы просто перечислить те задачи, которые ставит перед собой руководитель, нужно время. А реализовать их, продумать структуру, разработать и внедрить стандарты и правила осуществления деятельности по оказанию охранных услуг в образовательных организациях - все это задачи, которые не решаются в один год. Это планомерная и длительная работа [4, с. 28], требующая соответствующих знаний и мотивированного подхода к делу.

В исследуемой работе ключевое значение в повышении знаний будущих учителей принадлежит предмету «Безопасность жизнедеятельности», являющемуся обязательным для изучения на базе среднего и высшего образования. Обучение студентов методам обеспечения их личной и общей профессиональной безопасности в различных ситуациях, выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки педагогических кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение фундаментальных, базисных положений безопасности жизнедеятельности, изложенных в разделах предмета, имеют целью сформировать у специалиста особое мышление, выработать правильное поведение к принятию адекватных решений с учетом требований по сохранению жизни и здоровья детей, а также преподавательского состава школы.

Внедрение новых образовательных технологий позволяет активизировать

роль студентов в учебно-познавательном процессе за счет увеличения доли самостоятельной работы, а также при условии устойчивой социальной образовательной среды, дает возможность проектировать образовательный процесс в информационном обществе с позиции обеспечения качества образования и удовлетворения дефицитов (личных, профессиональных, социальных) [5].

Перспективы развития высшего гуманитарного образования выдвигают в качестве актуальных задач формирование индивидуального стиля деятельности выпускника еще в процессе обучения в вузе, что является фактором, снижающим его психическую напряженность, повышающим эмоциональную устойчивость и регулирующим последовательность перехода от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста.

Активное участие студентов в моделировании (проектировании) учебного процесса в вузе совместно с преподавателями способствует овладению выпускниками методами, позволяющими им включиться в самостоятельный поиск и открытие нового, профессионально необходимого [1, с. 39, 44].

Важнейший вклад в целостную концепцию современного образования вносят разработки в области компетентност-ного подхода. Компетентность - это способность продуктивного действования и способность достигать эффективного результата при решении нестандартных проблем, например в контексте безопасности жизнедеятельности человека в обществе или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, используя для устранения проблем собственные ресурсы и возможности. Повышение уровня компетентности педагога вызывает необходимость совершенствования его подготовленности к профессиональной самореализации. Так, по мере повышения профессиональной компетентности, повышается готовность к осуществлению его профессиональной деятельности [5].

Педагогический эксперимент, проводимый в рамках диссертационных исследований, авторами данной статьи показал, что выборка профессиональ-

I-

о о

X .0

I-

к ф

о ¡£

о ф

т

Ё

го ^

с

К ^

X

го ш

о.:

^ < О "

X

го

а о

о ¡£ о

^ X ч I-

ф го

С Ш

го 2

я а Гою

£ * ^

ГО I-

ю о о

X

о го с

со ф

Ь

о

X

ей о

^ <2 ф ш

йц ^ ф

ао

Ф

>.

т ш го

0

1

<

со

0

1

н О и] й

но важных качеств, характеризующих работу специалиста по безопасности в образовательных организациях, практически полностью совпадает с педагогической деятельностью, за исключением сугубо профессиональных обязанностей, имеющих свою специфику. Однако входной контроль, проведенный в контрольной и экспериментальной группах показал на пробелы в области социально-коммуникативной компетентности.

Данные выводы были сформулированы на основании результатов тестирования социально-коммуникативной компетентности в ходе констатирующего эксперимента, проведенного в декабре 2014 года в институте физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Яры-гина, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Результаты тестирования социально-коммуникативной компетентности показали, что в первой контрольной группе (12 опрошенных студентов): средний уровень - 9 (75%), средне-низкий - 2 (16.7%), низкий уровень -1 (8.3%); во второй экспериментальной группе (12 опрошенных студентов): средне-высокий уровень -1 (8.4%), средний уровень - 5 (41.6 %), средне-низкий уровень - 3 (25%), низкий уровень - 3 (25 %).

Таким образом, результаты тестирования показали низкий уровень социально-коммуникативной компетентности у 25 % в первой контрольной группе и до 50 % во второй контрольной группе. По суммарному показателю можно предположить, что каждому третьему молодому человеку для успешной профессиональной деятельности требуется развивать в себе коммуникативные навыки общения.

Выбор в отношении тестовых заданий социальной компетентности не случаен. По данным социологических исследований, в последнее время, все чаще у многих выпускников вузов наблюдается отсутствие навыков социального коммуникативного взаимодействия. Будущие специалисты не имеют опыта сотрудничества в группе, не умеют находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях и социальная компетентность

у них не имеет практической сформиро-ванности. Пути решения подобных недостатков в исследовательской работе в отношении социальной компетентности у будущих педагогов выполняют активные методы обучения: кейс-стади (метод ситуационного анализа), мозговой штурм, методы проектов. На занятиях они формируют у участников креативное и критическое мышление, компетентность и толерантность.

Концепция модернизации российского образования, осуществляемая в стране в последние годы, направлена на принципиальные изменения, затрагивающие практически все стороны образования. Основной упор при этом делается на перевод всей системы образования на уровень, обеспечивающий достижение качества подготовки специалистов, который проявляется в способности выпускников профессиональной школы не только успешно решать задачи профессиональной направленности, но и обогащать и модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого освоения.

Анализ современных исследований по проблемам профессионального образования позволяет, прежде всего, выделить важнейшие требования к современному специалисту-профессионалу:

• стремление к постоянному пополнению знаний;

• способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера;

• знание основ профилирующих и смежных дисциплин; способность адекватно оценивать свои возможности и способности, соотнося их с запросами общества, и на этой основе осваивать новые для себя виды и способы деятельности.

Уделяя особое внимание повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов, следует отметить, что наиболее значимыми для образовательных учреждений профессионального образования являются установки на мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалифика-

ции; реализацию многоуровневой структуры профессионального образования; подготовку квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [2].

Задачей выпускников вузов в современных условиях является мотивиро-

вание своей готовности к будущей профессиональной деятельности, получении новых знании и эффективное их применение, гибкое реагирование на экономические изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, внедрение инновационных технологий в повседневную практику профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография [Текст]/ В.А.Адольф, И. Ю. Степанова. - Красноярск, 2005. - 214 с.

2. Адольф, В.А. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога : монография [Текст]/ В.А. Адольф, А. Н. Савчук. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. -Красноярск, 2014. - 256 с.

3. Володин, К.М. Попытки определить свое настоящее место и роль в обществе [Текст] / К.М. Володин // Охранная деятельность. - 2011. - № 11. - С. 41-44.

4. Мак Гуи, К.Э. Безопасность в школе - это просто [Текст] / К. Э. Мак Гуи // Охранная деятельность. - 2013. - № 9. - C. 8-28.

5. Татур, Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учебно-методическое пособие [Текст] / Ю. Г. Татур. - Москва: Университетская книга; Логос, 2006. - 256 с.

References

1. Adolf V. A. The Updated teacher training process based on professional activity modeling. Krasnoyarsk, 2005. P. 214. [in Russian].

2. Adolf V.A. Support of health saving activities of a modern educator. Krasnoyarsk, 2014. P. 256. [in Russian].

3. Volodin, K.M. Attempts to define one's position and role in the society. Ohrannaya deyatelnost. 2011. P. 41-44. [in Russian].

4. Mac Gui K.E. Safety at school is simple. Ohrannaya deyatelnost. 2013. P. 8-28. [in Russian].

5. Tatur Yu.G. Higher Education: methodology and design experience. Moscow: Universitetskaya Kniga; Logos, 2006. P. 256. [in Russian].

сведения об авторах: ситников юрий Евгеньевич,

преподаватель центра подготовки охранников при Сибирском государственном технологическом университете, аспирант, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, г. Красноярск.

савчук Александр николаевич,

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физического воспитания, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск. Е-тай: [email protected]

Information about the authors: Sitnikov Yuri Evgenyevich,

post-graduate student of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, Krasnoyarsk.

Savchuk Alexander Nikolaevich,

Candidate of Sciences (Education), Professor, The Department of the theoretical foundations of physical education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk. E-mail: [email protected]

I-

o о

X .0

си I-

к ф

ч

о

О ф

т

го с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К S X

го m О

m ; ГО :

ю о

го

со s

X ^

о

4 I-Ф го с со

5 °

ü s ГО I-Ю о о

р й у

СО ф

2 ^ Q.U S ф

ао

Ig

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.