Научная статья на тему 'Формирование государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст'

Формирование государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВА ДЕТЕЙ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дакал А. В.

В статье обоснованы преимущества междисциплинарного подхода к государственной политике в сфере защиты прав детей на основе систематизации ключевых факторов, влияющих на ее формирование. В качестве примера приведен опыт Совета Европы по разработке политики в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст»

УДК [35:342.7:061.1]-053.2

Дакал А.В.,

Национальная академия государственного управления при Президенте Украины; докторант кафедры социальной и гуманитарной политики, кандидат медицинских наук

(Украина, г. Киев)

Научный руководитель — Скуратовский В.А., Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, профессор кафедры социальной и гуманитарной политики Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины (Украина, г. Киев)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ

В статье обоснованы преимущества междисциплинарного подхода к государственной политике в сфере защиты прав детей на основе систематизации ключевых факторов, влияющих на ее формирование. В качестве примера приведен опыт Совета Европы по разработке политики в этой области.

Ключевые слова: государственная политика, государственное управление, права детей, междисциплинарный подход.

Введение. Вопросы формирования государственной политики в сфере защиты прав детей не могут рассматриваться изолированно от базовых процессов трансформации современного социума, ведь от эффективности реализации такой политики в значительной мере зависят перспективы физического выживания и нравственного развития общества. Актуальность данной темы обусловлена негативными тенденциями в сфере защиты прав детей во многих странах (в том числе и расположенных на постсоветском пространстве), проблемами в создании условий для надлежащего воспитания детей и обеспечения их благополучия. Политика государства по защите прав детей должна быть направлена на решение комплекса взаимосвязанных проблем, что и предопределяет междисциплинарный подход к ее научному обоснованию.

Междисциплинарная проблема передачи кросскультурного опыта, использования его результатов и предвидения возможных адаптационных последствий не нова. Над этой темой работали А. ван Геннеп [1],

Б. Малиновский [2], А.Р. Радклифф-Браун [3]. Их работы иллюстрируют продуктивность кросскультурного подхода и его специфические особенности. Пристальное внимание к кросскультурному методу проявила и американская антропологическая школа (А. Крёбер [4], Дж. Мёрдок [5], Л. Уайт [6], М. Херсковиц [7], Д. Левинсон [8]).

Практически параллельно с холокуль-туральными исследованиями разрабатывались новые идеи кросскультурных исследований в области психологии: Э. Аронсон сформулировал цели, Д. Мацумото — основные направления [9]. Большой вклад в развитие теории кросскультурного анализа внес советский психолог А.Р. Лурия, а в развитие практической этнической и кросс-культурной психологии — Г. Триандис [10]. Вслед за психологией и лингвистикой к концу XX в. сформировался целый ряд новых направлений, в основу которых положены принципы кросскультурного анализа [11].

Что касается непосредственно сферы защиты прав детей, то здесь имеется довольно значительное количество научных исследований. Свой вклад в изучение проблем формирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав детей внесли представители политических наук. Так, В.Ю. Краснова исследовала организационно-политические и институционально-правовые аспекты политики Российского государства по защите детства [12]. В частности, ею была рассмотрена политика государства в сфере охраны здоровья, образования и воспитания детей, а также проблема развития государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. При этом особое внимание В.Ю. Краснова обратила на правовые механизмы защиты детства и, что является очень актуальным в современных условиях, на взаимодействие государства с институтами гражданского общества.

Несколько позже Е.А. Шохина исследовала политические проблемы социальной защиты и охраны детства в Российской Федерации [13]. Она сосредоточила свое внимание на особенностях российских семейных традиций и праве ребенка воспитываться в семье; проблеме обеспече-

ния приоритетности интересов детей в обществе и защите прав ребенка в семье; основных направлениях государственной социальной политики охраны детства в Российской Федерации. Нельзя не согласиться с Е.А. Шохиной в том, что стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики. Заметим, что этот вывод справедлив не только для Российской Федерации, но и для многих других стран, включая и Украину.

Значительным является также вклад представителей юридических наук в рассмотрение широкого спектра вопросов, касающихся государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Она рассматривается как целенаправленная, систематическая, специально организованная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и общественных организаций, образовательных учреждений, различных институтов гражданского общества, направленная на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [14].

Проблемы формирования и осуществления государственной политики по защите детства и материнства в историческом ракурсе были рассмотрены российским историком Я.В. Шабановым. По итогам изучения социальной политики Российского государства в 1990 — 2000 годах ученый пришел к таким выводам: во-первых, на этапе системной трансформации общества, перехода к рыночным отношениям государство менее всего было подготовлено к решению проблем защиты интересов детей; во-вторых, сложившееся противоречие между необходимостью обеспечить нормальное развитие детей и недо-

статочными экономическими возможностями большинства семей явилось главным тормозом в решении проблемы; в-третьих, успешное решение проблем защиты интересов детей возможно только совместными усилиями органов государственной власти, института семьи и общественных объединений [15]. При этом автор весьма обоснованно подчеркивает, что выделение проблематики детства в самостоятельную, оформленную сферу деятельности государства служит интересам общества, всего населения.

Анализ вклада украинских ученых в исследование данной проблемы позволяет отметить работы И.В. Цыбулиной, которая обосновала понятие государственной политики обеспечения защиты прав детей как системы деятельности субъектов государственной власти, местного самоуправления и общественных формирований по обеспечению надлежащих условий всестороннего развития ребенка [16].

С позиций науки государственного управления рассматривает проблемы государственной политики в сфере охраны детства Л. Ф. Крывачук. Она определяет ее как «составляющую общегосударственной политики, специфическую, приоритетную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и других институтов в сфере охраны детства, которая включает систему задач, принципов, основных направлений и механизмов с целью создания социально-экономических, политико-правовых, организационных условий и гарантий для физического, интеллектуального, культурного развития детей, обеспечения и защиты их прав и законных интересов» [17].

Отдавая должное успехам ученых в развитии различных аспектов указанной проблематики, следует отметить необходимость дальнейшего развития исследований, связанных с государственной политикой в сфере защиты прав детей. Ее сущность и конкретные механизмы зависят от целого ряда факторов, требующих углубленного изучения.

Отсюда вытекает и цель данной статьи — обосновать преимущества междисциплинарного подхода к государственной

политике в сфере защиты прав детей на основе выявления ключевых факторов, влияющих на ее формирование.

В современном мире защита прав детей рассматривается не абстрактно, а в контексте доступа к основным благам и услугам, необходимым для полноценного физического и духовного развития ребенка, его социализации. При этом семья является интегральным показателем общественного развития, отображающим моральное состояние общества. Именно от нее зависит воспитание последующих поколений, что является также и условием развития государства. Ведь именно в семье ребенок познает окружающий мир во всем его разнообразии и со всеми его противоречиями. В то же время социально-экономические и иные невзгоды внутреннего и внешнего порядка усиливают кризис семьи, что не может не сказываться на сфере защиты прав детей. Да и семья не всегда рассматривается как субъект и партнер государственных инициатив в области воспитания и социализации детей; недостаточно задействуют-ся социальные стереотипы, приемлемые для общества и формирующие общественное мнение по отношению к семье.

Государственная политика в сфере защиты прав детей призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с конституционными нормами конкретного государства и международными обязательствами. Между тем совершенно очевидно, что без знания фактического положения дел на местах невозможно планировать и реализовать какие-либо меры по улучшению положения детей в стране.

Тем более что в современных условиях специалисты все больше говорят о кризисных явлениях не только семьи, но и других общественных институтов, в том числе и государства. Так, украинские ученые отмечают: «Для людей власть и право все больше перестают быть ценностями, они все меньше уважают их, и даже у законопослушных граждан формируется недоверие к существующей политической социальной системе, распространяются явления социального и правового нигилизма» [18, с. 40].

Защита прав детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с различными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми. Она должна проявляться в среде обитания ребенка, в сферах образования, культуры и спорта, в сфере семейных отношений.

Речь идет об обеспечении как физической, социальной, экономической безопасности, так и определенного уровня жизни ребенка, а также права на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Междисциплинарный подход к формированию государственной политики в сфере защиты прав детей предполагает интеграцию не науки, а знаний из разных областей, он характеризуется трансфером когнитивных схем из различных дисциплинарных полей в сферу государственного управления. Ведь интегративные процессы осуществляются для того, чтобы привести к общему знаменателю увеличивающееся количество эмпирических и теоретических знаний, а также прогрессирующую дисциплинарную фрагментацию и дифференциацию науки.

Политика государства в сфере защиты прав детей должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реали-зовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения некоммерческих организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей и подростков. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей, информационно-методическое сопровождение общественных институтов, а также специалистов и служб, оказывающих помощь (услуги) детям и семьям с детьми, через создание ресурсных центров. Актуальным считаем и формирование единого профессионального сообщества специалистов, со-

провождающих семью на разных стадиях жизненного цикла в рамках межсекторного взаимодействия.

Немаловажную роль играет деятельность в виде развития различных общественных институтов и инициатив, связанных с активным вовлечением самих детей к принятию решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности. Перспективным направлением будет создание муниципальных советов или парламентов, где смогут проявить свой потенциал лидеры школьных активов, детско-подростковых объединений [19].

Следует отметить, что соблюдение прав детей обеспечивается созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи в реализации несовершеннолетними их прав (Уполномоченный по правам ребенка), все большей их информированностью о своих правах. И здесь значительную роль играет международное сотрудничество.

Так, в Европе, к примеру, среди всех межправительственных организаций именно Совет Европы занимает такое место, которое позволяет ему надлежащим образом решать вопросы, связанные с правами детей, поскольку он может:

— сочетать эффективные инструменты: введение стандартов, мониторинг, разработка политики (программы сотрудничества и помощи), проведение мероприятий в сфере образования, профессиональной подготовки и коммуникаций;

— привлечь к активному содействию правительства, парламентариев, местные органы власти и неправительственные организации.

Важнейшее значение имеет мониторинг выполнения государствами-членами взятых на себя обязательств в области прав человека. Уставные органы Совета Европы (Парламентская Ассамблея и Комитет Министров) создали различные системы текущего контроля по странам, по темам или по договорам. Правовая практика Европейского суда по правам человека, решения и выводы Европейского комитета по социальным правам являются яркими примерами в этой области. Значительный вклад в оценку ситуации благо-

даря посещению отдельных стран, вносит Комиссар по правам человека Совета Европы, представляющий собой независимую структуру. В докладах и деятельности Комиссара все большее внимание уделяется проблемам детей [20].

Совет Европы накопил серьёзный опыт в области разработки политики. Основную работу выполняют руководящие комитеты, состоящие из представителей правительств и наблюдателей от неправительственных организаций, а также межправительственных организаций. Они являются участниками формирования политики Совета Европы по отдельным секторам. Все руководящие комитеты в области юридического сотрудничества, прав человека, социальной сплоченности, культуры, образования и молодежи включили в свою повестку дня вопросы, связанные с детьми, в том числе:

— доступ детей цыган к образованию;

— обучение демократической гражданственности;

— права детей с ограниченными возможностями;

— права детей, проживающих в детских учреждениях;

— интеграция детей мигрантов;

— участие детей в принятии решений (разработка методик, инструментов, сети организаций);

— особое внимание — детям — жертвам изоляции (детям-мигрантам, бездомным детям или находящимся в детских учреждениях, детям-инвалидам и т.д.);

— проведение обзоров национальной молодежной политики во взаимосвязи с политикой в отношении детей;

— анализ юридических и институциональных рамок на национальном и местном уровнях, выявление передовой практики и разработка моделей национальных стратегий по защите прав детей;

— анализ национальной и местной превентивной политики, выявление наилучшей практики и разработка моделей предупреждения насилия на национальном и местном уровнях;

— определение основных принципов позитивного отношения к родительским обязанностям;

— разработка набора инструментов для руководителей в области обучения гражданственности и правам человека [20].

На наш взгляд, междисциплинарный подход здесь налицо.

Вне всякого сомнения, неоценимой является роль науки в вопросах прогресса в подходах к формированию политики государства по защите прав детей. В частности, в Украине значительное количество исследований проводят специалисты научных институтов Академии педагогических наук — Института проблем воспитания, Института психологии им. Г. С. Корецкого (по проблемам детской беспризорности, де-виантного поведения детей и подростков, реализации права детей на содержательный отдых, мотивации правонарушений, совершенных детьми, особенностей их ре-социализации в пенитенциарных учреждениях). Хотя в Украине было проведено значительное количество общенациональных исследований по проблемам детства, остается проблемой широкое оглашение их результатов. Следует наработать механизмы доведения результатов этих исследований до специалистов, работающих в сфере охраны детства, на уровне городов и районов. Кроме того, по оценкам экспертов, остается еще значительное количество проблем, требующих углубленного изучения путем проведения общенациональных исследований. В первую очередь это касается вопросов распространения детской бедности, детского труда, особенно в неформальном секторе.

Выводы. Таким образом, проблема формирования государственной политики в сфере защиты прав детей требует междисциплинарного подхода вследствие наличия философско-культурологических, духовно-нравственных, социальных, этических, юридических, психолого-педагогических, финансовых, геополитических и геоэкономических факторов.

Такой подход, характеризирующий-ся трансфером когнитивных схем из различных дисциплинарных полей в сферу государственного управления, даст возможность разрабатывать государственную политику, где главнейшим приоритетом будет здоровая семья с детьми как основа

общества и государственная опора, создать социальный ресурс для ее реализации.

Значительная роль при этом принадлежит образованию, науке, культуре, спорту, социальным службам, органам здравоохранения, молодежным и общественным организациям, средствам массовой коммуникации, координации работы муниципальной власти и организаций различного ведомственного подчинения и различных форм собственности.

Необходимыми являются также регулярный межгосударственный обмен опытом построения и бюджетирования системы защиты прав детей в новых условиях, согласование на межрегиональном уровне общих механизмов трансляции передового опыта.

Перспективными направлениями дальнейших исследований в этой области считаем усовершенствование механизмов государственной политики в развитии системы правового просвещения детей и родителей, повышение уровня их правосознания, а также координацию государственных и негосударственных субъектов политики при организации профилактики семейного неблагополучия.

Библиографический список

1. Геннеп А., ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов / Арнольд ван Геннеп. Пер. с франц. Ю.В. Ивановой, Л.В. Покровской. Послесл. Ю.В. Ивановой.- М.: Вост. Лит., 2002. - 198 с.

2. Малиновский Б. Избранное: Динамика культур / Пер. с англ. - М.: РОССПЭН. 2004. - 959 с.

3. Радклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции / Пер. с англ.- М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2001.- 304 с.

4. Крёбер А.Л. Конфигурации культурного роста // Избранное: Природа культуры. - М.: РОССПЭН, 2003.- 799 с.

5. Мёрдок Дж.П. Социальная структура / Пер. с англ. А.В. Каратаева. - М.: ОГИ, 2003.- 608 с.

6. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 1064 с.

7. Херсковиц М.Дж. Процессы культурного изменения. / Культурология: Дайджест / РАН ИНИОН Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Редкол.: Левит С.Я. (ред.-сост.), Ремезова И.И. (отв. за вып.). - М., 2005. - № 1 (32).

8. Levinson D. A Guide to Social Theory: Worldwide Cross-Cultural Tests volume I Introduction. — New Haven, Connecticut, HRAF, 1977.

9. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — М., 2002.

10. Членов М. А. Холокультурализм // Свод этнографических понятий и терминов. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы / Отв. ред. М.В. Крюков, И. Зеллнов. — М.: Наука, 1988.

11. Холден Н.Дж. Кросскультурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учебное пособие для студентов / Пер. с англ. Под ред. проф. Ерёмина Б.Л. — М.: ЮНИКАН-ДАНА, 2005.

12. Краснова В.Ю. Политика Российского государства по защите детства: организационно-политические и институционально-правовые аспекты: Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / В.Ю. Краснова. — М., 2004. — 206 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/politika-rossiiskogo-gosudarstva-po-zashchite-detstva-organizatsionno-politicheskie-i-instit#ixzz2g wvUPy5h

13. Шохина Е.А. Политические аспекты социальной защиты семьи и охраны детства в Российской Федерации: Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Е.А. Шохина. — М., 2009. — 149 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/politicheskie-aspekty-sotsialnoi-zashchity-semi-i-okhrany-detstva-v-rossiiskoi-federatsii#ixzz2gx1bNtHi

14. Марковичева Е.В. Приоритеты юве-нальной уголовно-правовой политики // Publishing house Education and Science s.r.o. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/TIP/All/ Pravo/20.html

15. Шабанов Я.В. Социальная политика Российского государства и ее приоритеты

(1990 —2000-е гг.): Дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02. / Я. В. Шабанов. — Саратов, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/ docs/index-286494.html?Page = 2

16. Цибулша 1.В. Державна политика у сфер1 забезпечення захисту прав дитини в Украш: Автореф. дис. ... канд. наук з держ. упр.: 25.00.02. / Нац. Акад. держ. упр. при Президентов! Украши. Харк. репон. ш-т держ. упр. / 1.В. Цибулша. — Х., 2006. — 19 с.

17. Крывачук Л.Ф. Государственная политика в сфере охраны детства в Украине: теоретико-методологические основы / Л.Ф. Крывачук // Государственное управление. Электронный вестник. — Выпуск № 39. — Август 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/

vipusk__39._avgust_2013_g./gosudarst-

vennoe_regionalnoe_i_munizipalnoe_up-ravlenie/kryvacuk.pdf

18. Управлшня соц1альним i гуманттар-ним розвитком: навч. пос1б. / [В.А. Скура-т1вський, В.П. Трощинський, Е.М. Л1бано-ва та 1н.]; за заг. ред. В.А. Скурат1вського, В.П. Трощинського: у 2 ч. - К.: НАДУ, 2009. - Ч. 1. - 456 с.

19. Волков А.В. Роль НКО в реализации региональной политики в интересах семей с детьми / А.В. Волков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://p4ec.ru/ ru/030413-v-.html

20. A Council of Europe programme for the promotion of children's rights and the protection of children from violence // Building a Europe for and with children. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coe. int/t/dg3/children/

Literature

1. Gennep A., van. The Rites of Passage / Arnold van Gennep. Translated form French by Iu.V. Ivanova, L.V. Pokrovskaia. Afterword by Iu.V. Ivanova. - Moscow: Vost. Lit., 2002.

- 198 p.

2. Malinowski B. Selected: The Dynamics of Culture Change. / Translated from English.

- Moscow: ROSSPEN. 2004. - 959 p.

3. Radcliffe-Brown A.R. Structure and Function in Primitive Society. Essays and Addresses / Translated from English. - Moscow:

Publishing House "Vostochnaia Literatura", Russian Academy of Sciences, 2001. — 304 p.

4. Kroeber A.L. Configurations of Culture Growth. // Selected: The Nature of Culture.

- Moscow: ROSSPEN. 2003. - 799 p.

5. Murdock G. P. Social Structure / Translated from English by A.V. Karataeva. — Moscow: OGI, 2003. — 608 p.

6. White L. Selected: The Science of Culture / Translated from English. — Moscow: "Rossiiskaia Politekhnicheskaia Entsiklope-diia" (ROSSPEN), 2004. — 1064 p.

7. Herskovits M.J. The Processes of Cultural Change. / Kulturologiia: Digest / Russian Academy of Sciences UNION Center of Scientific and informative Research, Cultural Studies Department; Editorial board: Levit S. Ia. (complying editor), Remezova I.I. (responsible for issue). — Moscow, 2005. — No. 1 (32).

8. Levinson D.A Guide to Social Theory: Worldwide Cross-Cultural Tests volume I Introduction. — New Haven, Connecticut, HRAF, 1977.

9. Aronson, E., Wilson, T.D., Akert, R.M. Social Psychology. — Moscow, 2002.

10. Chlenov M.A. Holocultural Theory // Corpus of ethnographic concepts and terms. Ethnography and related subjects. Ethnographic sub-disciplines. Schools and directions. Methods / Editor-in-chief M.V. Kri-ukov, I. Zellnov. — Moscow: Nauka, 1988.

11. Holden N.J. Cross-cultural Management. A Knowledge Management Perspective: Textbook for students. / Translated from English under editorship of Professor Eremin B.L. — Moscow: IUNIKAN-DANA, 2005.

12. Krasnova V.Iu. Children Protection Policy of the Russian State: Organizational, Political, Institutional and Legal Aspects: Ph.D. thesis in political studies: 23.00.02. / V.Iu. Krasnova. — Moscow, 2004. — 206 p. [Electronic source]. — Access mode: http:// www.dissercat.com/content/politika-rossi-iskogo-gosudarstva-po-zashchite-detstva-or-ganizatsionno-politicheskie-i-instit#ixzz2g wvUPy5h

13. Shokhina E.A. Political Aspects of Social Protection of Family and Childhood in the Russian Federation: Ph.D. thesis in political studies: 23.00.02 / E.A Shokhina. — Moscow, 2009. — 149 p. [Electronic source].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Access mode: http://www.dissercat.com/

content/politicheskie-aspekty-sotsialnoi-za-shchity-semi-i-okhrany-detstva-v-rossiiskoi-federatsii#ixzz2gx1bNtHi.

14. Markovicheva E.V. Priorities of Juvenile Criminal and Judicial Policy // Publishing house Education and Science s.r.o. [Electronic source]. — Access mode: http://www. rusnauka.com/TIP/All/Pravo/20.html.

15. Shabanov Ia.V. Social Policy of the Russian State and its Priorities (1990s-2000s): Ph.D. thesis in historical sciences: 07.00.02. / Ia. V. Shabanov. — Saratov, 2009 [Electronic source]. — Access mode: http://rudocs.ex-dat.com/docs/index-286494.html?Page = 2

16. Tsibulina I. V. State Policy in Protection of Children Rights in Ukraine: Abstract of Ph.D. thesis in public administration: 25.00.02. / National Academy of Public Administration under the President of Ukraine. Kharkiv Regional Institute of Public Administration / I.V. Tsibulina. - Kharkiv, 2006. - 19 p.

17. Kryvachuk L.F. State Policy in Protection of Childhood in Ukraine: Theoretical and Methodological Bases / L.F. Kryvachuk

// Gosudarstvennoe Upravlenie. Elektron-nyi Vestnik. — Issue No. 39. — August 2013 [Electronic source]. — Access mode: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/

vipusk__39._avgust_2013_g./gosudarst-

vennoe_regionalnoe_i_munizipalnoe_up-ravlenie/kryvacuk.pdf

18. Management of Social and Humanitarian Development: educational book / [V.A. Sku-rativskyi, V.P. Troshinskyi, E.M. Libanova and others]; under chief editorship of V.A. Skura-tivskyi, V.P. Troshinskyi: in 2 volumes — Kyiv, NAPA, 2009 - Volume 1. - 456 p.

19. Volkov A.V. Role of Non-Profit Organizations in Implementation of Regional Policy in the Interests of Family with Children / A.V. Volkov. [Electronic source]. — Access mode: http:// p4ec.ru/ru/030413-v-.html

20. A Council of Europe programme for the promotion of children's rights and the protection of children from violence // Building a Europe for and with children. [Electronic source]. — Access mode: http://www.coe. int/t/dg3/children/

Dаkal A., e-mail: alladakal@gmail.com

Century, national Academy of public administration under the President of Ukraine; PhD candidate, Department of social and humanitarian policy; candidate of medical Sciences (Ukraine, Kiev); scientific Director — Skuratovsky VA, National Academy of public administration under the President of Ukraine, Professor, Department of social and humanitarian policy of the National Academy of public administration under the President of Ukraine, doctor of philosophical Sciences, Professor, honoured science and technology worker of Ukraine (Ukraine, Kiev)

FORMATION OF PUBLIC POLICY IN THE SPHERE OF CHILDREN'S RIGHTS PROTECTION:

INTERDISCIPLINARY CONTEXT

Advantages of a multidisciplinary approach to public policy in the field of protection of children's rights on the basis of ordering key factors influencing its formation grounded in the article. The experience of the Council of Europe on the development of policy in this area is given as an example.

Key words: public policy, public administration, children's rights, interdisciplinary approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.