УДК [37. 034+272.2-42]-[053.2+053.81] ББК Ю771+Э371.24-681
И.Ю. СЕМЕНОВА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Ключевые слова: государственная семейная политика, семейные ценности, духовно-нравственное воспитание молодежи, кризис семьи, кризис нравственности. В статье оценивается влияние семейных ценностей, духовности и нравственности на современную молодежь. По результатам работы сделан вывод о том, что для обеспечения поступательного устойчивого развития российского общества, благополучного и безопасного детства необходимо исследование проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как элемента стратегии государственной семейной политики России в условиях кризиса.
I SEMENOVA
SPIRITUAL MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND THE YOUTH AS STATE FAMILY POLICY IN CRISIS CONDITIONS
Key words: state family policy, family values, spiritual moral education of the youth, crisis of a family, morality crisis
The article examines the influence of family values, spirituality and morality on modern youth. By results of the work the conclusion is drawn that ensuring forward sustainable development of the Russian society, happy and safe childhood requires a research of problems in spiritual moral education of younger generation as an element of state family policy in Russia in crisis conditions.
На рубеже XX-XXI вв. в России произошли кардинальные изменения в политической, социально-экономической и, что особенно вызывает серьезную озабоченность, в духовной сферах жизни общества. Российская Федерация оказалась в ситуации культурной нестабильности и переосмысления духовной жизни общества. Иными словами, российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. В связи с чем в последние десятилетия российские парламентарии усилили интерес к совершенствованию законодательства по регулированию всех аспектов социальной и экономической жизни семьи, к идеям духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Более того, по мнению исследователей, «становление правового государства в России поставило перед юридической наукой ряд принципиально важных задач, направленных на создание эффективного законодательства и обеспечение его неуклонного исполнения органами государственной и муниципальной власти, гражданами и юридическими лицами» [1. С. 82].
Общеизвестно, что с 1 июня 2012 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 761 вступила в законную силу Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.1 Как отмечают исследователи, «хотя в правовой
1 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761// Собрание законодательства РФ. 2012. № 23, 4 июня. Ст. 2994.
литературе XXI век именуют "веком ребенка", в современной России детство все же нуждается в государственной охране, поддержке и защите» [5. С. 67]. «Одним из критериев соответствия мировому сообществу является достойная защита прав несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности» [6. С. 70].
Пункт 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации регламентирует, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»1. В последние десятилетия в качестве одного из основных национальных приоритетов России обозначено обеспечение благополучного и защищенного детства. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию поставлены задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. «Сегодня высшие органы государственной власти РФ определили ряд направлений деятельности государства по охране детства, определив основной принцип в работе по охране детства - "Все лучшее - детям"» [5. С. 67]. «Действующее законодательство должно быть направлено на укрепление и защиту института семьи, разработку национальной семейной политики и обеспечение ее реализации» [4. С. 196]. Утвержденные постановлением Правительства РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.2 и Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.3 затронули проблемы детства и определили некоторые пути их решения.
В рамках практической реализации проблемных вопросов по охране и защите детства нельзя не отметить положительную роль федеральных целевых программ, а также приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Были приняты важнейшие законодательные акты, направленные на предупреждение и пресечение возможных угроз осуществлению и реализации прав несовершеннолетних, например: Федеральные законы РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «Об основных гарантиях прав ребенка» (1998), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (2006), «Об опеке и попечительстве» (2008), «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010) и др. Для достижения целей и решения поставленных задач были созданы новые государственные и общественные институты, как то учреждена должность Уполномоченного при Президенте
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237, 25 дек.
2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2025 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (в ред. 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47, 24 нояб. Ст. 5489.
3 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (в ред. 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42, 15 окт. Ст. 5009.
РФ по правам ребенка1; ряд субъектов РФ поддержал федеральную инициативу, создав соответствующий институт Уполномоченного по правам ребен-ка2, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной си-туации3, Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения.
Нельзя не отметить и увеличение объемов государственного финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также принятие новых мер социальной поддержки семей с детьми и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. «В вопросах совершенствования государственной поддержки семьи, материнства и детства значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семьи, которые по своей эффективности реализации не уступают федеральным» [4. С. 50]. Например, в целях сохранения традиционных семейных ценностей, повышения престижа материнства и отцовства, формирования у молодых граждан ответственного отношения к созданию семьи Указом Главы Чувашской Республики в Чувашии 2017 год объявлен Годом Матери и Отца4.
Также нельзя не отметить, что впервые на всей территории страны проведена общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, а также в практику введен единый номер телефона доверия. Принятые меры обозначили увеличение рождаемости и снижение детской смертности; наблюдается определенное улучшение социально-экономического положения семей с детьми; повышение доступности образования и медицинской помощи для детей. Впервые за последние десятилетия зафиксирован рост устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Однако государство осознает и признает, что вместе с тем существуют и острые проблемы, связанные с созданием комфортной, оптимальной и доброжелательной для жизни детей среды, которые далеки от окончательного разрешения. Высказано мнение, «напротив, в современном российском законодательстве имеется немало пробелов, а также прямых противоречий» [2. С. 76]. Справедливым представляется утверждение о том, что «сегодня государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку» [7. С. 987].
1 Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 г. № 986 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 36, 7 сент. Ст. 4312.
2 Об Уполномоченном по правам ребенка Чувашской Республики: Указ Президента Чувашской Республики от 09.10.2009 г. № 67 (в ред. 22.11.2012) [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике: офиц. сайт. URL: http://gov.cap.ru/User-Files/orgs/GrvId_694/zakon_chuvashskoj_respubliki_ot_2_oktyabrya_2012_g._n_55_ob_upo.rtf.
3 О Фонде поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2008 г. № 404 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
4 Об объявлении в Чувашской Республике 2017 года Годом Матери и Отца: Указ Главы Чувашской Республики от 23.11.2016 г. № 174 [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики: офиц. сайт. URL: http://gov.cap.ru/UserFiles/or-gs/GrvId_31/174_2311.doc.
Отметим, что ни для кого не секрет, что происходящий в современных условиях духовно-нравственный кризис российского общества затронул и духовный мир подрастающего поколения. Определенную озабоченность вызывает то обстоятельство, что у современной молодежи теряется опора на базовые духовно-нравственные ценности, исторические традиции страны, элементы национального образа жизни. Общеизвестно, что именно семья формирует основы духовности и нравственности человека. Духовная атмосфера в семье является основой воспитательного процесса. Именно семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, формируют духовно-нравственную основу семейных отношений.
Исследователи отмечают, что в современной России сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следовательно, сегодня российское общество особо остро нуждается в осуществлении и реализации эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционных для российской культуры ценностей. От этого, несомненно, зависят будущее страны, ее сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа. Без духовности, морали и нравственности общество, несомненно, начнет деградировать; формирование морали и нравственности является приоритетом в деятельности любого цивилизованного государства. Молодежь является будущим России, основой ее политического и социально-экономического развития и процветания; поэтому общество и государство должны уделять пристальное внимание ее моральному и нравственному развитию. Только духовно крепкое и нравственно устойчивое молодое поколение будет способно решать стоящие перед государством цели и задачи. Практически все исследователи единодушны в том, что в решении проблем молодежи чрезвычайно важна роль института традиционной семьи со сложившимися многовековыми ценностями и идеалами. «В России молодежная политика формируется и реализуется в сложных экономических и социальных условиях» [8. С. 214]. В связи с чем «в условиях выхода страны из кризиса необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем» [7. С. 985].
С учетом сложившейся ситуации и во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Правительством РФ была разработана «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»1. Документ закрепляет, что приоритетной задачей России в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях совре-
1 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 23, 8 июня. Ст. 3357.
менного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в РФ, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Презюмируя, мы можем говорить о том, что важную роль в демографическом возрождении страны играет духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, которое сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Таким образом, необходимость обеспечения поступательного устойчивого развития российского общества, благополучного и безопасного детства делает очень актуальной проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как элемента стратегии государственной семейной политики России в условиях кризиса.
Литература
1. Александрова Н.В., Федоров И.З. Реализация прав граждан на справедливое судебное разбирательство в гражданском процессе // Вестник российского университета кооперации. 2015. № 4(22). С. 82-85.
2. Александрова Н.В., Иванов Н.В. Совершенствование законодательных основ права собственности на недвижимое имущество // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию юридического факультета. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 75-80.
3. Семенова И.Ю. Правовые аспекты формирования социально здоровой семьи в современной России // Влияние науки на инновационное развитие: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (3 октября 2015г., г. Самара). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 195-197.
4. Семенова И.Ю. Направления деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты материнства и детства // Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. В.И. Долгий, А.И. Карпович. Саратов: Изд-во Академии управления, 2014. Ч. 3. С. 50-51.
5. Семенова И.Ю. Использование правовых стимулов как инструмента охраны детства в современной России // Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч./ отв. ред. С.С. Чернов. Саратов: Изд-во Академии управления, 2014. Ч. 3. С. 67-68.
6. Семенова И.Ю. Нотариат и защита прав несовершеннолетних: пробельность в законодательстве [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. 2016. № 4. С. 70-75. URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2016/4/10.
7. Семенова И.Ю. Государственная семейная политика как фактор укрепления стратегии народосбережения в современной России // Исследование различных направлений современной науки: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (29 января 2016 г.).. М.: Олимп, 2016. С. 984-988.
8. Семенова И.Ю. Государственная молодежная политика как важнейшее направление политики народосбережения в современной России // Новая наука: стратегии и векторы разви-
тия: междунар. науч. период. издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (8 сентября 2016 г., г. Челябинск). Стерлитамак: АМИ, 2016. С. 214-216.
References
1. Aleksandrova N.V., Fedorov I.Z. Realizatsiya prav grazhdan na spravedlivoe sudebnoe raz-biratel'stvo v grazhdanskom protsesse [The right of citizens to a fair trial in civil proceedings]. Vest-nik rossiiskogo universiteta kooperatsii [Bulletin of the Russian University of cooperation], 2015, no. 4(22), p. 82-85.
2. Aleksandrova N.V., Ivanov N. V. Sovershenstvovanie zakonodatel'nykh osnov prava sobstven-nosti na nedvizhimoe imushchestvo [Improving the legislative framework of the right of ownership to immovable property]. Aktual'nye problemy yuridicheskoi nauki ipravoprimenitel'noipraktiki: sb. mate-rialov VIMezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 25-letiyu yuridicheskogo fakul'teta [Proc. of VI Int. Sci. Conf. «Actual problems of legal science and practice»]. Cheboksary, 2016, p. 75-80.
3. Semenova I.Yu. Pravovye aspekty formirovaniya sotsial'no zdorovoi sem'i v sovremennoi Ros-sii [Legal aspects of the formation of the socially healthy family in today's Russia]. Vliyanie nauki na innovatsionnoe razvitie: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (3 oktyabrya 2015g., Samara) [Proc. of Int. Sci. Conf. «The impact of science on innovation development»]. Ufa, 2015, pp. 195-197.
4. Semenova I.Yu. Napravleniya deyatel'nosti organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov RF v sfere zashchity materinstva i detstva [Directions of activity of bodies of state power of subjects of the Russian Federation in the sphere of protection of motherhood and childhood]. Innovatsionnoe razvitie obshchestva v period modernizatsii: ekonomicheskie, sotsial'nye, filosofskie, politicheskie, pravovye zakonomernosti i tendentsii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 3 ch. [Proc. of Int. Sci. Conf. «The innovative development of society in the period of modernization: economic, social, philosophical, political, legal patterns and trends». 3 parts], Saratov, 2014, part 3, pp. 50-51.
5. Semenova I.Yu. Ispol'zovanie pravovykh stimulov kak instrumenta okhrany detstva v sovre-mennoi Rossii [The use of legal incentives as a tool of child protection in contemporary Russia]. Upravlenie innovatsionnym razvitiem sovremennogo obshchestva: tendentsii, prioritety: ekonomi-cheskie, sotsial'nye, filosofskie, politicheskie, pravovye obshchenauchnye zakonomernosti: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 3 ch. [Proc. of Int. Sci. Conf. «Management of innovative development of modern society: trends, priorities: economic, social, philosophical, political, legal, scientific laws». 3 parts]. Saratov, 2014, part 3, pp. 67-68.
6. Semenova I.Yu. Notariat i zashchita prav nesovershennoletnikh: probel'nost' v zakonoda-tel'stve [Notaries public and protection of the rights of minors: the omissions in the legislation]. Oeconomia et Jus, 2016, no. 4, pp. 70-75. Available at: http://oecomia-et-jus.ru/single/2016/4/10.
7. Semenova I.Yu. Gosudarstvennaya semeinaya politika kakfaktor ukrepleniya strategii naro-dosberezheniya v sovremennoi Rossii [The state family policy as a factor of strengthening strategies. in modern Russia]. Issledovanie razlichnykh napravlenii sovremennoi nauki: materialy VIIIMezhdu-narod. nauch.-prakt. konf. [Proc. of VIII Int. Sci. Conf. «The study of various branches of modern science»]. Moscow, Olimp Publ., 2016, pp. 984-988.
8. Semenova I.Yu. Gosudarstvennaya molodezhnayapolitika kak vazhneishee napravleniepoli-tiki narodosberezheniya v sovremennoi Rossii [State youth policy as a key policy direction of the. in modern Russia]. Novaya nauka: strategii i vektory razvitiya: mezhdunar. nauch. period. izdanie po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Int. Sci. Conf. «New science: strategies and vectors of development»]. Sterlitamak, 2016, pp. 214-216.
СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SEMENOVA INNA - Senior Lecturer of Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.