Научная статья на тему 'Формирование государственной поддержки путем финансирования информационно -консультационной деятельности'

Формирование государственной поддержки путем финансирования информационно -консультационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙ- СТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО- КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОД- ДЕРЖКА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / AGRICULTURAL CONSULTING SYSTEM. INFORMATION- CONSULTING SERVICE / STATE SUPPORT / FINANCIAL INSURANCE / TAMBOV OBLAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горюшина Ю. В.

В статье изложены основы формирования госу- дарственной поддержки путем финансирования системы сельскохозяйственного консультирова- ния в России, рассмотрена структура финансового обеспечения информационно-консультационной службы Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF STATE SUPPORT BY MEANS OF INFORMATION-CONSULTING SERVICE

The article tackles the bases of state support by means of financing of agricultural consulting system in Russia, the structure of financial insurance of information- consulting service in Tambov oblast being in the focus of attention.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной поддержки путем финансирования информационно -консультационной деятельности»

Рис. 3 - Растения льна масличного сорта Санлин при норме высева 10 (1) и 12 (2) млн.шт./га

Таблица 1. Масличность и жирнокислотный состав семян льна масличного сорта Санлин в зависимости от уровня минерального питания

Вариант Масличность,% Жирные кислоты, %

простые ненасыщенные многократно ненасыщенные насыщенные

олеиновая линолевая лино- леновая пальми- тиновая стеари- новая

Контроль 41,5 21,5 14,9 54,6 5,8 2,8

о CD hi О CD CL О CD z 41,9 20,8 14,4 55,3 5,5 3,0

N90P6oK6o 42,2 21,2 13,6 55,8 5,9 2,5

hcp05 1,15

шало урожайность культуры. Удобрения обеспечили значительный прирост урожая семян льна по отношению к варианту без удобрений. Наиболее эффективная норма высева семян - 8 млн. шт./га. Четкой закономерности увеличения содержания масла в зависимости от норм высева установлено не было. С повышением уровня минерального питания масличность незначительно повышалась. Фракционный состав масла мало изменялся под действием изучаемых факторов.

Библиографический список

1. Артемова Н.А., Виноградов Д.В., Перегудов

В.И., Поляков А.В. К технологии возделывания льна масличного в условиях южной части Нечерноземной зоны Российской Федерации / Актуальные проблемы нанобиотехнологии и инноваций с нетрадиционными природными ресурсами и соз-

дания функциональных продуктов: материалы 5-й Российской науч.-практич. конф,- М.:РАЕН, 2009,-

С. 44-50.

2. Виноградов Д.В., Артемова Н.А. Методические рекомендации по возделыванию льна масличного в Рязанской области. - Рязань: РГАТУ, 2010.-26 с.

3. Виноградов Д.В., Перегудов В.И., Артемова Н.А., Поляков А.В. Особенности формирования продуктивности льна масличного при разном уровне питания. - Агрохимический вестник, 2010. - №3. - С. 23-24.

4. Гайнуллин P.M., Краснова Д.А., Тагиров М.Ш. Лён масличный (биологические особенности, возделывание, использование). - «Центр инновационных технологий». - Казань, 2005. -80 с.

5. Щербаков В.Г., Лобанов В.Г. Биохимия и товароведение масличного сырья. - М.: КолосС, 2003. - 360 с.

УДК 338.46:659.235 (4)

А

Ю. В. Горюшина, аспирант, Мичуринский государственный аграрный университет

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПУТЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В связи с процессами перехода экономики России на рыночные принципы функционирования возникла необходимость пересмотра и изменения существующих методов хозяйствования и управления. При этом осуществление экономической политики должно быть сопряжено с государственным регулированием. Агропромышленный комплекс и, в частности, сельское хозяйство являются одним из направлений государственного регулирования.

Среди объективных причин, обосновывающих необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, можно выделить следующие.

Во-первых, аграрная сфера экономики обладает спецификой, связанной с зависимостью от природно-климатических условий. В связи с этим, в отличие от других отраслей экономики, в сельском хозяйстве могут возникать некоторые осложнения при реализации намеченных рыночных механизмов. Помимо этого, существуют трудности при внедрении новых экономических и технологических решений.

Во-вторых, предпосылкой к государственному регулированию и государственной поддержке является кризисное состояние и, как следствие, неустойчивое развитие сельскохозяйственной системы России.

В-третьих, специфика развития сельского хозяйства заключается в большом разнообразии различного рода рисков, возникающих в сельскохозяйственном производстве.

Учитывая практику ведущих аграрных стран мира, важно учитывать, что именно со стороны государства оказывается помощь по снижению степени риска и сохранению дальнейшей привлекательности сельского хозяйства для возможных инвесторов.

Помимо перечисленных факторов, необходимость государственной поддержки вызвана: возникающим диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; обязанностью поддерживать экологическое равновесие; неэластичностью сельскохозяйственных рынков; существованием сельскохозяйственных госу-

дарственных предприятий; необходимостью НТП и внедрением его достижений в хозяйственную практику предприятий и др. [3].

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленную на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [1].

В соответствии с ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства» одной из мер по реализации государственной аграрной политики является «информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи». Исходя из этого, к основным направлениям государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства относится «предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства», а также «информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики».

В комплексе мер государственного воздействия на аграрный сектор экономики нашей страны сельскохозяйственное консультирование представляет собой наиболее действенное и экономичное средство, направленное на увеличение производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, а также на формирование оптимальной среды обитания в сельской местности.

Создание и развитие сети государственных информационно-консультационных служб для сельскохозяйственных товаропроизводителей является одним из приоритетных направлений агро-продовольственной политики правительства Российской Федерации.

В концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года среди приоритетных направлений прежде всего выделяются «организационно-экономические

© Горюшина Ю. В., 2012

основы развития инновационно-консультационной деятельности в АПК». В данной концепции также предусматривается, что «отработанные в производственных условиях научные решения через информационные электронные сети, информационно-консультационную службу Мин-сельхоза России рекомендуются к внедрению в хозяйствах различных форм собственности» [2].

ятельности в 2008 году составил 450,5 млн. руб., что оказалось в 3,5 раза больше, чем в 2006 году. Кроме того, в качестве положительного момента можно также отметить почти трехкратное увеличение доли внебюджетных источников в общем объеме финансирования, что стало следствием увеличения доли платных консультационных услуг.

Проведенный анализ структуры финансовой поддержки информационно-консультационной деятельности показал, что в 2008 году 70% выделяемых средств были использованы региональными ИКЦ, в то время как финансирование районных центров состояло на 25% из федерального, на 10% из регионального и на 40% из внебюджетных источников (рис. 1).

Средства из федерального бюджета выделялись на материально-техническое обеспечение районных информационно-консультационных центров, создаваемых в рассматриваемый период в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» - мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности. Данными мероприятиями была предусмотрена государственная поддержка по приобретению оборудования, не вошедшего в сметы строек для создания и открытия на территории субъектов Российской Федерации информационно-консультационных центров. Средства из федерального бюджета на данные цели выделялись на безвозвратной основе в виде субсидий субъектам Российской Федерации по разделу 11 «Межбюджетные трансферты».

Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования, начиная с 2008 года, связаны с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков

Как показывает анализ развития системы сельскохозяйственного консультирования, в период с 2006 по 2008 год ее финансирование было увеличено в 3,5 раза. Уровень финансирования региональных и районных ИКЦ до 2007 года оставался невысоким, большая часть средств выделялась из регионального бюджета (таблица 1).

Объем финансирования консультационной де-

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Программа), которая содержит подпрограмму (направление) «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».

В соответствии с указанной Программой, начиная с 2008 года осуществляется поддержка развития системы сельскохозяйственного консультирования за счет средств, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Для использования субъектами РФ выделяемых бюджетных средств необходимо соблюдение определенных условий, правил их предоставления. Для начала регионам определялся перечень услуг, имеющих государственный характер и подлежащих финансированию средствами из федерального бюджета.

Дальнейшее предоставление бюджетных средств регламентируется «Правилами распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям».

Предоставление субсидий осуществляется в целях оказания финансовой поддержки при исполнении субъектами РФ расходных обязательств, связанных с реализацией региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающих следующие мероприятия по развитию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям:

Таблица 1 - Финансирование консультационной деятельности формирований системы сельскохозяйственного консультирования (2006-2008 гг.)

Источники финансирования Объем финансирования, млн. руб. Отношение 2008 к 2006

2006 2007 2008

Федеральный бюджет 9,1 34,8 157,6 17,3

Бюджеты субъектов Российской Федерации 82,1 104,9 153,1 1,9

Бюджеты муниципальных образований - 25,5 32,9 -

Внебюджетные источники 38,5 52,6 106,9 2,8

Всего 129,7 217,8 450,5 3,5

а) развитие инфраструктуры и материально-технической базы региональных и (или) муниципальных центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах Российской Федерации;

б) оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам сельскохозяйственного производства, социального развития села и альтернативной заня-

тости сельского населения;

в) проведение обучающих и практических мероприятий, связанных с подготовкой специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В рамках реализации данной Программы осуществляется финансирование субъектов РФ в целях дальнейшего развития в них консультационной деятельности (рис. 2).

федцмпькыи

цинр

регион алъ»к-н Ц*нтрь:

рЭМОНЯЫ* ЦФнТр'к:

20

□ ин< и Г'И* г- щік ч;р п де і ШЛ

□ нуШІЦІІГІУІІ.ЧМІІ 'Ф'Д-Ч' I

■ || г ГІЧЧ її,и-ІІ-ГІІ,N1 ОМ.ДОПТ

С ■ 1/1-Л-1| ІІЛ иным и Н.Л+- 1

ІЧІII. |і-|ґи.

■да

г?

і» і-да і'їй

Рисунок 1 - Структура финансового обеспечения информационно-консультационной деятельности

в 2008 году

□ 2005 в Н>10

□ 2011 О 3013

Рисунок 2 - Финансирование информационно-консультационной деятельности в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, млн. руб.

Так, говоря об информационно -консультационном обслуживании Тамбовской области, необходимо отметить, что объем господдержки АПК Тамбовской области увеличился за период с 2008 по 2011 годы в 5 раз, а именно с 638,8 млн. руб. по 3188,9 млн. руб. (рис. 3).

Существенная доля расходной части бюджета Тамбовской области на развитие агропромышленного комплекса отводится на финансирование информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей в лице Тамбовского областного государственного автономного учреждения «Региональный информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» (ТОГАУ «РИКЦ АПК»), (рис.4).

Как видно из рисунка 4, доля средств из бюджета Тамбовской области, выделяемых на информационно-консультационное обслуживание, составила 0,8% в 2009 году, 0,5% в 2010 году,

0,04% в 2011 году и 1,3% в 2012 году от общего

объема средств, направленных на развитие АПК области.

Таким образом, государственная поддержка, путем финансирования информационноконсультационного обеспечения, существенно увеличилась в объемах, начиная с 2008 года, когда перспективы развития сельскохозяйственного консультирования стали напрямую связаны с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. На региональном уровне период с 2008 по 2011 год также характеризуется увеличением доли средств из федерального и областного бюджетов, направляемых на развитие информационно-консультационной деятельности, осуществляемой Тамбовским областным государственным автономным учреждением «Региональный информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса».

□ 'If1 IЛ Г11!1 -'I HI

ООП ЛПНОГО

■ Ef-IACIBd 11

ою-дии

Ж1

2№

ZtH

»11

И IZ

й-ад-1

Рисунок 3 - Объем средств, направляемый на развитие АПК Тамбовской области из федерального

и областного бюджетов за 2008 - 2012 гг.

rtn

ип*

гоп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IM7J

1

12ИЛ :

1

, в 3811

1

| |7Ш и2-14й

1

a^s

11 ф4ДС«НЛНХ

QDIIi'HIHOI* IDCI.IHI.I

■ II 1.4. НЛ им | ■ и .1— ■ p ■ a i ■

oouvfMiDit^ea

o mm hq Ht №t \m not

Рисунок 4 - Объем средств из бюджета Тамбовской области, направляемый на развитие АПК в 2009-2012 гг., в том числе на информационно-консультационное обслуживание

утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 342.

3. Воитлева, З.А. Государственное регулирование сельского хозяйства как инструмент повышения его эффективности / З.А. Воитлева // Новые технологии. 2011. - №1. - С. 43-46.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О развитии сельского хозяйства».

2. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года:

УДК 633.111 .«321 »:621.9

Ю. Н. Иванычева, соискатель, Рязанский ГМУ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАНОМАТЕРИАЛОВ НА ВИТАЛЬНЫЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ

\

Введение

Токсическое действие наночастиц, по современным представлениям, заключается в механическом разрушении наноструктурами органов и тканей, развитии мембранных нарушений и развитии комплекса реакций оксидативного стресса. Все это ведет к некрозам и апоптозам отдельных клеток и к угнетению физиологического стату-

са целого многоклеточного организма. Однако для экспресс-диагностики фитотоксичности наноматериалов искусственного происхождения больше подходят не требующие дорогостоящей материальной базы методы молекулярно-клеточного анализа, а более доступные методики оценки стрес-сированности растений по интегральным мор-фо- физиологическим и биохимическим параме-

© Иванычева Ю. Н., 2012

трам. Если, по сравнению с контрольными, семена в исследуемых образцах не проросли, или же длина корней и стеблей, а также их масса в процентах от контрольного значения менее 70%, то образец наноматериала считается токсичным.

Методика

Согласно ГОСТ 12038-84 при подсчете энергии прорастания учитывают и удаляют нормально проросшие и гниющие семена, при учете всхожести подсчитывают отдельно нормально проросшие, набухшие, твердые, гниющие и ненормально проросшие семена. При определении энергии прорастания и всхожести семян учитывают поражение плесневелыми грибами [1]. Данный метод позволяет изучить действие наноматериалов, равномерно распределенных в культивационной среде, являющейся субстратом для проращивания семян растений, на витальные и морфологические показатели растений.

Наши исследования были выполнены на яровой пшенице. Для опыта использовались семена одного года урожая, которые соответствовали требованиям ГОСТ Р 52325-005, не были обработаны протравителями и имели сертификаты на посевные качества [2].

Нанопорошки оксида меди размером 25-30нм и меди размером 25нм и 200нм были произведены в Московском институте стали и сплавов. Суспензию готовили согласно ТУ 931800-4270760-96 в ультразвуковой ванне (модель ПСБ-5735-5). Изучалось действие нанопорошков в интервале концентраций 0,001-ЮООг порошка на гектарную норму высева семян.

Для анализа воздействия наноматериалов на растительные объекты в лабораторных условиях в качестве субстрата использовали гелеобразные (на основе полисахаридов) культивационные среды. Гелеобразующим компонентом для получения агаризованных сред выбран полисахарид, полученный из морских водорослей (агар «01^0» или микробиологический агар отечественного производства). Некоторые химические параметры микробиологического агара: сульфаты < 1 %; кальций < 0,4 %; магний < 0,2 %; общий азот < 0,25 %; температура застывания > 36°С; температура плавления 1,2 %-го геля < 5°С; pH (1,2 % геля) меняется от 5,7 до 6,1 после автоклавирования. Семена проращивали в чашках Петри в условиях, предусмотренных ГОСТ 12038-84 с помощью термостата, обогреваемого ТСО-1М с диапазоном температур от 0°С до 60°С; допустимые колебания температуры ±1°С. Чашки Петри заполнялись питательной средой на 20% их объема. Семена раскладывались вручную на расстоянии не менее 0,5-1,5 см друг от друга. Повторность опыта четырёхкратная для каждого варианта обработки. Подготовленные чашки Петри помещали в термостат на проращивание при температуре 20±20С в темноте. Установленную температуру проверяли три раза в день — утром, в середине дня и вече-

ром; она не отклонялась от требуемой более чем на ±2°С. Также ежедневно проверяли состояние увлажненности ложа, воду в поддоне на дне термостата меняли через каждые 3-5 суток.

Результаты исследований

При подсчете энергии прорастания и всхожести пшеницы к числу нормально проросших относили семена, имеющие не менее двух нормально развитых корешков размером более длины семени и росток размером не менее половины его длины с просматривающимися первичными листочками, занимающими не менее половины длины ко-леоптиля [1].

Присутствие нанопорошка меди в питательной среде во всем интервале концентраций для семян пшеницы способствовало достоверному повышению энергии прорастания семян (таблица 1) на 9-10%, максимально - при концентрации 1 г/ га. При более высоких концентрациях нанопорошка меди энергия прорастания семян несколько уменьшалась, оставаясь выше контроля, следовательно, нанопорошок меди в данных концентрациях не обладает токсическим действием. Это позволяет рассматривать предпосевную обработку семян наноматериалами как важный агроприем подготовки семян к посеву.

Нанопорошок оксида меди повышает энергию прорастания семян пшеницы до 10 % при концентрациях не выше 1,0г на гектарную норму высева. При более высоких концентрациях оксида энергия прорастания уменьшается на 8 %.

Обработка семян нанопорошками меди и оксида меди вызывала примерно одинаковое по величине повышение всхожести по сравнению с контролем - до 10% при концентрациях ниже 10,Ог/ га. При более высоком содержании напорошков в питательной среде всхожесть в присутствии оксида меди незначительно уменьшалась - до 5%. Таким образом, высокореакционные оксид и медь активно включаются в ферментативные процессы по расщеплению запасных питательных веществ, обеспечивая их энергичное прорастание.

Метрические показатели проростков семян пшеницы при взаимодействии с различными концентрациями нанопорошков меди на гелеобразной культивационной среде представлены в таблице 2. Под действием нанопорошка меди длина надземных и подземных частей ростков пшеницы возрастает во всем интервале концентраций 0,01 г/га-1 ОООг/га, достигая максимальных значений (60%) при концентрации Си 1000 г/га. Нанопорошок оксида меди также способствует росту надземных и подземных частей пшеницы. Максимально при Си 1000 г/га длина надземных частей возрастает на 7 %, подземных - на 15% (таблица 2).

Нанопорошки меди размером 20-25нм значительно увеличивают массу ростков пшеницы, причём корней - на 51%, надземной части - на 15%. При действии нанопорошков оксида меди масса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.