Научная статья на тему 'Формирование государственной городской политики в экономической науке. Теоретический аспект'

Формирование государственной городской политики в экономической науке. Теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА / УРБАНИЗАЦИЯ / CITY / STATE / POLICY / NATIONAL URBAN POLICY / URBANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова А.И., Новиков И.В.

В статье рассматриваются взгляды философов Конфуция, Платона и Цицерона на назначение государства как политического института. Показана роль города как объекта государственной политики и его влияние на состояние общества на разных этапах развития цивилизации, включая современный период. Авторы отмечают важность междисциплинарного подхода при изучении государственной городской политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NATIONAL URBAN POLICY IN THE ECONOMIC SCIENCE. THEORETICAL ASPECT

The article describes the views of the philosophers Confucius, Plato and Cicero to the appointment of the state as a political institution. Authors show the role of the city as an object of national policy and its impact on society at different stages of the development of civilization, including modern period. It was noted the importance of a multidisciplinary approach in the national urban policy research.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной городской политики в экономической науке. Теоретический аспект»

УДК 388.23

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Кузнецова А.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУВО «Московский

университет им. С.Ю. Витте», e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru Новиков И.В., аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУ ВО «Московского университета им.

С.Ю. Витте», e-mail: iv-nov91@yandex.ru

В статье рассматриваются взгляды философов Конфуция, Платона и Цицерона наназначение государства как политического института. Показана роль города как объекта государственной политики и его влияние на состояние обществана разных этапах развития цивилизации, включая современный период. Авторы отмечают важность междисциплинарного подхода при изучении государственной городской политики.

Ключевые слова: город, государство, политика, государственная городская политика, урбанизация.

FORMATION OF THE NATIONAL URBAN POLICY IN THE ECONOMIC SCIENCE.

THEORETICAL ASPECT

Kuznetsova A., Doctor of Economics, Professor of the Urban and service sector economics chair, Moscow Witte University,

e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru

Novikov I., the post-graduate student, Urban and service sector economics chair, Moscow Witte University, e-mail: iv-nov91@yandex.ru

The article describes the views of the philosophers Confucius, Plato and Cicero to the appointment of the state as a political institution. Authors show the role of the city as an object of national policy and its impact on society at different stages of the development of civilization, including modern period. It was noted the importance of a multidisciplinary approach in the national urban policy research.

Keywords: city, state, policy, national urban policy, urbanization.

Непрерывный поиск новых знаний, цель которого познать устройство окружающего нас мира был некогда назван наукой. Наука представляет собой систему знаний о мире и человеке, закономерностях их возникновения и развития, которые получают при помощи определенных методов и которые служат удовлетворению актуальных потребностей людей.

Веками на протяжении историиучёных интересовал такой политический институт как «государство», а также методы управления им.Идея государства глубокозаложена в человеческом сознании. В течение нескольких тысячелетий развития, представители различных народов, своим опытом и умозаключениямиприходили к одной идее, идее создания государства. Данную идею можно рассматривать ка-каксиому, подобно тому, как в геометрии мы используем аксиомы для последующих доказательств теорем. Эта аксиома состоит в том, что государство выступает в качестве главного гаранта безопасности, прав и свободы народа. Со времен древности и до наших дней человечество накопило значительный объем трудов учёных, которые изучают роль государства в жизни общества.Выделим несколько из них, написанные в период Древнего мира.

В Древнем Китае философ Конфуций (551 - 479 до н. э) уделял внимание понятиям добродетели, традиции и ритуала. В своем труде Лунь Юй (Изречения) он сравнивает правителя положившегося на добродетель с северной Полярной звездой. Если он правит с помощью закона и улаживает дела посредством наказания, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если же онправит на основе добродетели, улаживает дела согласно ритуалу, то народ не только устыдится, но и выразит покорность[3]. Отсюда мы можем сделать важный вывод, что в государстве, в котором правитель или государственные деятели помимо принятия законов, проводят справедливую государственную политику в интересах граждан, то в таком случае народ добровольно будет ей следовать и во многом не придется применять меры государственного принуждения.

В Древней Греции философ Платон (428 или 427 - 348 или 347 до н. э.) считал, что государство будет идеальным, если оно будет состоять из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также сословия ремесленников и земледельцев. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Применимость данной идеи в современном мире вызывает сомнения, тем не менее, необходимость высокого уровня образования государственных деятелей, являющихся авторами государственной политики, выглядит справедливой.

В Древнем Риме философ Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н.

э) написал диалог "О государстве". Вэтом труде пишет о государстве как о достоянии народа, собранных и связанных вместесогласием в вопросах права и общностью интересов. А главной причиной его создания является врожденная потребность жить вместе [4]. В словах древнеримского философа мы находим понятиепотребность, играющее столь важную роль в экономической теории. Потребности служат цели поддержания жизнедеятельности и развития отдельной личности и общества в целом, побуждая людей участвовать в экономической деятельности.

Таким образом, на основе идей Конфуция, Платона и Цицерона можем заключить, что люди, имеют врожденную потребность в существовании государства, которое управляется высокообразованными государственными деятелями, опирающимися на добродетель при формировании справедливой государственной политики отражающей общность интересов людей.

В современном понимании государство представляет собой политический институт, который выражается в наличии суверенной политической власти, которая действует в отношении населения государства на закрепленной за ним территории, и использует при этом право и специальный аппарат принуждения. Первичным элементом государственного механизма является государственный орган, который сам по себе является политическим институтом.

Действия государства могут быть направлены по внутреннему и внешнему направлениям. К внутренним функциям относятся: охрана правопорядка, экономико-хозяйственная, идеологическая и социальная функции. К внешним функциям государства относятся: поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях, внешнеэкономическая и военная функции.

Политические институты - это всего лишь орудия, через которые и посредством которых осуществляются политические про-цессы.Политика является сложным социальным явлением. Термин «политика» происходит от древнегреческого слова "polis", которое обозначает город-государство. Категория «политика» было введено в научный оборот благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля, который рассматривал её в качестве высшей формы общения людей.

Понятие "политика" может употребляться в нескольких значениях, которые в английском языке обозначаются разными словами. С одной стороны политика (англ. policy -политика как курс, стратегия) - это некая отражающая общественный строй стратегия, которая выражается в деятельности государственных органов посредством регулирующего воздействия на объекты политики в интересах достижения сформулированных целей. С другой стороны политика

(англ. politics -политическая деятельность) понимается как область общественной жизни, в которой различные политические силы посредством своих программ, целей и мировоззрения ведут борьбу за обладание властью в обществе. В рамках нашего исследования остановимся на первой стороне политики, и будем рассматривать её в качестве государственной стратегии.

Государственная политика является политическим процессом, в ходе которогоорганы государственной власти оказывают тактическое истратегическое воздействие на все аспекты функционирования и развития государства согласно разработанной ими модели поведения, которая отражена в нормативно-правовых актах.

Обратим особое внимание на город как объект государственной политики, который многие века позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей. Город является многогранным явлением, поэтому изучение его понятия и сущности необходимо применение междисциплинарного подхода, включающего рассмотрение города с географических, исторических, правовых, социологических, экологических, экономических и других позиций.

Известный российский урбанист В.Л. Глазычев говорит, что история города является синонимом истории цивилизации, поэтому он является одним из существенных признаков цивилизации наряду с государством, письменностью и разделением труда [1]. Издревле под городом понимали поселение, искусственно укрепленное оградою или валом и рвом для защиты от неприятельских нападений. Город служил убежищем на время опасности для жителей соседних, незащищенных деревень. Города выступают концентрированным воплощением и отражением процесса всеобщего разделения труда, функций и статусов на каждой стадии развития цивилизации, в каждую её эпоху. По мнению американского историка городов Л. Мамфорда самая главная функция города - это выступать агентом изменения человека, органом наиполнейшего выражения личности [2]. Таким образом, история городской цивилизации представляет собой обширный материал для исследований.

За последние два века из-за глобального социально-экономический процессаурбанизации, в мире и образе жизни людей произошли большие перемены. Люди сконцентрировали свою деятельности в городе, повышая роль городских поселений во всех сторонах жизни общества и распространяя городской образ жизни на всю совокупность населенных пунктов. В начале XIX века численность городского населения Земли составляла всего 3%. Сейчас численность городского населения превышает половину от 7 миллиардов людей, живущих на нашей планете, составляя около 54%. В чем же секрет такого роста?

Выдающийся мыслитель классической политической экономии Адам Смит отмечал, что величайший прогресс в развитии производительной силы труда был следствием разделения труда. Разделение труда сыграло значительную роль в истории развития городов, в которой выделяют 3 урбанистические революции: первая была связана с появлением первых городов, вторая с развитием индустриальных городов после 1750 года, а третья со взрывным ростом городов бедных стран в наши дни, ростом мегаполисов и агломераций.

Термин "урбанистическая революция" был введен австралийско-британским историком и археологом Гордоном Чайлдом (1892-1957). В 1950 году им была опубликована статья «Урбанистическая революция»[5] в журнале "TownPlanningReview", которая является одной из самых цитируемых статей, опубликованных когда-либо археологом. В ней он выделил 10 черт, которые отличают ранние города от других древних поселений:

1) в отношении размера первые города должны были быть более значительны и густонаселены, чем любые другие поселения;

2) по составу и функциям городское население уже отличалось от любой деревни, так как они не производят себе еду земледелием, скотоводством, рыболовством или собирательством, а целый день выполняют функции ремесленников, торговцев, чиновников или жрецов;

3) каждый первичный производитель платил десятину или налог своим небольшим излишком продукции, получаемым с земли ограниченным набором технических средств, воображаемому божеству или обожествленному правителю, который таким образом концентрировал у себя излишек продукции;

4) монументальные общественные здания не только отличали каждый известный город от любой другой деревни, но также символизировали концентрацию общественного излишка (например, зиккураты в Шумере, служившие зернохранилищами);

5) жрецы, гражданские и военные лидеры пользовались большей

частью сконцентрированных излишков производства, таким образом они образовывали «правящий класс»;

6) необходимость управления огромными доходами шумерских зиккуратов или фараона Древнего Египта группами жрецов или чиновников, заставила их разработать общепринятые методы записи, которые были бы понятны всем их коллегам и потомкам, то есть была разработана система письма и числового обозначения;

7) изобретение письменности способствовало разработке точных и прогностических наук: арифметики, геометрии и астрономии;

8) появление концептуализированных и сложных стилей искусства;

9) регулярная «иностранная» торговля на дальние расстояния;

10) гарантия безопасности в государстве позволяла городским ремесленникам селится больше по принципу соседского проживания, чем по родовому.

Таким образом, первая урбанистическая революция произошла в результате разделения земледельческой и ремесленной деятельности. Для этого потребовалось создать процесс обмена товарами, называемый торговлей. Ремесленники могли селиться компактно рядом друг с другом и производить нужные земледельцам орудия труда в обмен на запасы продовольствия. Шли века и города становились центрами обширных империй, в которых жили десятки тысяч человек. В целях безопасности города окружали стеной, а улицы таких городов часто были узкими.

Ко времени Средневековья внутри города сформировались различные профессиональные кварталы, включавшие пекарей, плотников, кузнецов и др. Эпоха Возрождения и рост созданного торговлей и финансовой деятельностью нового городского среднего класса, буржуазиипривела к тому, что в середине XVIII века в мировой истории начинается новая урбанистическая революция - индустриальная. Начался процесс массового переселения сельского населения в города. Оказавшись в городе, люди столкнулись с тяжелыми условиями труда и плохим качеством жилья. Однако организованные усилия работников по борьбе за свои права привели к изменениям,как на рабочих местах, так и вусловий проживания, а также способствовали развитию демократии. Развитие городской инфраструктуры, такой как водопровод, электричество и канализация позволили значительно улучшить качество жизни горожан.

Третья урбанистическая революция происходит на наших глазах в развивающихся странах, так как многие бедные страны вступили во вторую фазу демографического перехода, характеризующийся высоким ростом численности населения. В соответствии с теорией демографического перехода страны прогрессируют от группыС (высокая рождаемость и высокая смертность) к группе В (высокая рождаемость и сокращающаяся смертность), а когда полностью индустриализируются, то переходят к группе А (низкая рождаемость и низкая смертность). Падение показателей смертности вызывает рост населения в Латинской Америке, Азии, и особенно в Африке.

Другой ученый, занимавшийся понятием урбанистическая революция был французский ученый Анри Лефевр (1901-1991). В своей работе «Урбанистическая революция»он представляет процесс урбанизации посредством постепенного прохождения четырех стадий развития, характеризующихся постепенным увеличением доли городского населения мира[6]. Первая стадия «политический город» характерна для городов древности, а также раннего и среднего Средневековья. Политический город населяли жрецы, ремесленники, воины, чиновники, а также писцы. Лефевр особо отмечает роль письменности, ведь с помощью неё можно было создавать документы, законы и собирать налоги. Политический город руководит огромными аграрными проектами, как это происходило в Древнем Египте или в Месопотамии с их системами ирригации, таким образом,осуществляя управление множеством деревень. На смену политическому городу в период позднего Средневековья пришел «торговый город». Обмен и торговля, которые являются основой существования города, несут ему богатство и развитие. К XVI-XVII векам город развивает свою собственную форму письма -карту или план города. С середины XVIII века перемены, вызванные промышленной революцией, приводят к появлению «индустриального города». На этой стадии происходит переход значительной части населения планеты от сельского образа жизни к городскому. Последняя стадия развития города является «критической зоной». Городская проблематика становится глобальным феноменом. Процесс, называемый городской реальностью становится, подобно науке, производительной силой.

В современной науке существует несколько подходов к определению понятия «город». С точки зрения количественной теории город характеризуется показателями численности и плотности населения, которые намного выше, чем в окружающих сельских поселениях. Все особенности экономики города и его хозяйства объясняются лишь аккумуляцией большого числа людей на малой территории. Политико-административная теория подходит к объяснению города как к поселению с определенной территорией, которому присвоены отличные от сельского поселения права. В рамках социальной теории анализируется внутренняя общественная структура города, которая обладает определенной правовой формой. С точки зрения социально-экономической теории город выступает в качестве обособленной территориальной социально-экономической воспроизводственной самоорганизующейся системой.

С точки зрения экономической теории понятие города тесно связано с анализом экономических отношений. Она рассматривает город как поселение людей, которое пользуется для своего содержания произведениями чужого земледельческого труда, в котором практикуется интенсивное разделение труда, жители которого занимаются торговлей, оказанием услуг или заняты в обрабатывающей промышленностью, составляющими их основное занятие.

В науке советского периода город определялся как населенный пункт, исторически сложившийся впервые при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому в результате отделения ремесла от земледелия, появления классов и государства, а у некоторых народов возникает с развитием феодализма. В эпоху капитализма противоречие между городом и деревней достигает наибольших размеров. Город эпохи социализма ведет деревню по пути коллективизации сельского хозяйства и ликвидации противоположности между городом и деревней.

Соединяя вместе термины «город» и «политика», мы получаем понятие «городская политика», представляющую собой целенаправленно разработанную, институционально и законодательно сформированную государством систему деятельности властей на разных уровнях управления, а также иных участников политического процесса и воздействующая на развитие городов в рамках определенной концепции в интересах достижения поставленных целей.

Прибавив к этому понятию термин «государство» получим понятие «государственная городская политика» которая представляет собой сферу деятельности государства по регулированию политического, пространственного, социального,экономического и иного развития городав целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения. При этом город является сложным социально-пространственным организмом. В России в процессе государственной городской политики приоритет в основном отдавался государству, которая определяла процессы градообразования и градостроительства

С одной стороныгосударственная городская политика связана с процессами,которые затрагивают материальные и финансовые ресурсы, а с другой стороны она тесно связана с проблемами морали и этики, выступая ценностной основой для реализации государством своих властных решений в таких областях как жилищно-коммунальное хозяйство, образование, инфраструктура, транспорт, озеленение и др.

Таким образом, при изучении понятия«государственная городская политика» важным является использование междисциплинарного подхода, позволяющего наиболее полно раскрыть черты данной это политики, применяя анализ трех составляющих её терминов: государства, политики и города. Человечество имеет врожденную потребность в существовании государства, наличии высокообразованных государственных деятелей, которые опираясь на добродетель при формировании справедливой государственной политики, отражающей общность интересов людей. Одним из основных направлений государственной политики является государственная экономическая политика, а одной из инструментальных её частей является государственная городская политика.

Понятие "политика" может употребляться в нескольких значениях, с одной стороны как стратегия государства, а с другой как борьба за власть в государстве. Под городом мы понимаем один из существенных признаков цивилизации, который прошел в своем развитии несколько урбанистических революций и стал в начале XXI века основной формой расселения людей в мире. Город способен объединять и организовывать территорию в целях обеспечения функции управления. Государство всегда использовало эту функцию путем создания городских поселений как инструмент воздействия

на подвластную ему территорию. При этом город функционировал как элемент в рамках системы государственного управления. В то же время города были способны быть самостоятельными в принятии решений, проявляя самоорганизацию местного сообщества. Такая самостоятельность была реализована в современной России, в которой управление городами было отдано органам местного самоуправления.

В целом успех государства и его жителей состоит в том, насколько хорошо организованны отношения между городами и государством.Города выступают в качестве болевых точек общественного организма. Они способны объективно и наглядно отражать как достижения, так и провалы во всех сферах жизни страны, отвечая за здоровье и жизнедеятельность социума. Поэтому авторы считают актуальной необходимость формирования справедливой государственной городской политики, которая будет направлена на повышение качества жизни граждан современной России.

Литература:

1. Глазычев В.Л. Политическая экономия города: учеб.пособие. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. С. 21.

2. Горнова Г.В. Философия города: монография. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. С. 100.

3. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. М.: ООО "Издательство АСТ", 2000. C. 10-11

4.Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Издательство Наука, 1966. С. 20.

5. Childe V. G. The urban revolution. // Town Planning Review. Vol. 21 No.1, 1950. P. 3-17.

6. Lefebvre H. The urban revolution. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2003. P. 1-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.