Владимир КИСЕЛЁВ
ПН
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается проблема создания единого государственного кадастра объектов недвижимости в Российской Федерации, охарактеризован стартовый фундамент для создания государственного кадастра в трёх субъектах РФ.
The author consider the problem of création of a uniform state cadastre of objects of the real estate in the Russian Fédération, the starting base to creation of the state cadastre in three subjects of the Russian Federation is characterized.
Ключевые слова:
единый государственный кадастр объектов недвижимости, права собственности, кадастровый учёт, регистрация недвижимости; uniform state cadastre of objects of the real estate, the property right, the cadastral account, real estate registration.
'о мнению многих отечественных и зарубежных экономистов, кадастровые системы играют значительную роль в социально-экономическом развитии любой страны, «...при этом важная задача государства — обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снизить издержки граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость. Это предполагает упрощение процедур вовлечения земель в хозяйственный оборот, формирование эффективных государственных систем кадастрового учёта и регистрации прав на недвижимость при развитии конкуренции на рынке кадастровых работ и переходе к саморегулированию кадастровой деятельности, завершение приватизации земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости и выдела земельных участков в счёт земельных долей, образованных в процессе приватизации сельскохозяйственных земель, формирование института массовой оценки недвижимости и введение на этой основе полноценного налогообложения недвижимости»1.
К пониманию необходимости создания единого кадастра объектов недвижимости, являющегося главным условием, обеспечивающим регистрацию права собственности как физических, так и юридических лиц на объекты недвижимости, во многих зарубежных государствах пришли уже давно, в Российской Федерации — только в 2001 г. Успешно развивается кадастровая система в Нидерландах, Германии, Швеции и других европейских странах. Далеко вперёд ушли в этом плане бывшие союзные республики — Литва, Армения, Белоруссия.
Этот опыт учитывался органами государственной власти Российской Федерации при разработке законопроекта о государственном кадастре недвижимости (Закон)2.
Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе; прохождении государственной границы Российской Федерации; границах между субъектами Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов; территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.
КИСЕЛЁВ Владимир Евгеньевич — соискатель РАГС при Президенте РФ
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.».
2 Федеральный закон № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».
Основная задача Закона — регулирование отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (ГКН), осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности (кадастровых отношений). В Законе предусматривается создание единого систематизированного свода сведений и документов о недвижимом имуществе в Российской Федерации (государственного кадастра недвижимости); устанавливается порядок проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, процедура определения местоположения, границ, площади и иных количественных и качественных характеристик земельных участков и других видов недвижимого имущества. В Законе предусмотрено введение платы за постановку на учёт объекта недвижимости и за предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Размер и порядок внесения такой платы устанавливается правительством Российской Федерации.
Главная идея Закона заключается в том, чтобы объединить в одном органе учёт объектов капитального строительства и учёт земельных участков. Кроме того, создание государственного единого кадастра недвижимости должно привести к улучшению делового климата, увеличению объёмов инвестиций в реальные сектора экономики, активизации сделок на рынке недвижимости и земли, совершенствованию системы налогообложения объектов недвижимости. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования получат информационную поддержку, необходимую для успешного и эффективного решения управленческих задач и территориального планирования1.
Формирование государственного кадастра недвижимости должно включать создание единого информационного ресурса, без которого не может существовать учётная система. Это, прежде всего, крупномасштабные кадастровые карты, перевод в электронный вид сведений об объектах капитального строительства и кадастровая
1 Кислов B.C. Единый кадастр недвижимости — основа гарантии прав собственности // Кадастровый вестник, 2007, № 3.
оценка земли и недвижимости для целей налогообложения.
Для осуществления поставленных задач и решения совокупности проблем по созданию и ведению государственного кадастра недвижимости (ГКН) необходим переход к централизованному ведению ГКН на уровне органов кадастрового учёта субъектов Российской Федерации по единому регламенту. Это требует, в первую очередь, всестороннего и полного информационного обеспечения кадастра, для чего необходимо создание единой актуальной картографической основы в виде цифровых ортофотопланов, введение местной (региональной) системы координат по каждому субъекту Российской Федерации, внедрение и поддержание на основе общероссийского классификатора единой объектной адресной системы на населенные пункты Российской Федерации, уточнение и согласование сведений о границах административных и муниципальных образований и зонах с особыми режимами использования2.
Условия функционирования высокотехнологичного современного оборудования, масштабность самого предприятия требуют также создания новой производственной инфраструктуры, включающей в себя приобретение, ремонт и реконструкцию зданий необходимой площади для размещения административного и производственного персонала, ведения приёма граждан и организаций, хранения государственного архива кадастровых и землеустроительных дел, а также оснащения помещений сложными инженерными системами, отвечающими современным требованиям надёжности и безопасности.
По предложенной централизованной схеме информационный ресурс ГКН создаётся только на уровне административного центра субъекта Российской Федерации. Осуществляется чёткое разделение функций работы с заявителями и ведения кадастра. На районном уровне проводятся приём заявителей, визуальный контроль представленных заявителем документов, регистрация заявления на проведение кадастрового учёта недвижимости или заявления на выдачу сведений из ка-
2 Приклонский М.В. Исторический опыт и современная модель организации деятельности земельнокадастровых палат в Российской Федерации// Кадастровый вестник, 2008, № 2.
дастра, сканирование, привязка электронных образов этих документов и далее — передача комплекта документов в соответствующие подразделения на уровень субъекта Российской Федерации. При этом обеспечивается технологическая возможность регистрации и формирования дела по заявке как в режиме непосредственного доступа к централизованной базе данных ГКН с использованием высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи, так и с использованием локальных программных комплексов приёма/выдачи документов, когда введенные локально дела по заявлениям и комплекты документов, сформированные в пакеты, передаются для обработки в подразделение на уровне субъекта Российской Федерации в регламентном режиме (например, по закрытии операционного дня) по электронной почте.
Для того чтобы реализовать централизованное ведение ГКН, правительством Российской Федерации была принята подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006—2011 годы)» в дополнение к действующей федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости (2002— 2007 годы)».
С 2006 по 2007 г. в качестве пилотных регионов для опытного внедрения и «обкатки» технологии централизованного кадастрового учёта объектов недвижимости и ведения информационных ресурсов на региональном уровне были определены три субъекта Российской Федерации — Кемеровская, Самарская и Тверская обл. В рамках проекта была создана структурно-функциональная модель предприятия
— так называемая «фабрика», разработан новый специализированный программный продукт — автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости, значительно увеличен штат кадастровых палат, разработаны необходимая документация и подробный перечень последовательных мероприятий, позволяющих достигнуть поставленной цели.
Результаты использования централизованной схемы кадастрового учёта показали на практике конкретные преимущества и действенность созданной модели. Во многих регионах страны ФГУ ЗКП стре-
мятся по возможности вводить в общую технологию ведения Единого государственного реестра земель те или иные элементы централизации. На 2009—2010 гг. определены следующие 20 регионов для перехода на технологию централизованного кадастрового учёта недвижимости. В настоящее время основной сдерживающий фактор в регионе — это отсутствие необходимой площади для размещения в соответствии с требованиями технологического и инженерного оборудования «фабрики» и организации рабочих мест для сотрудников. Тем не менее за два года было частично реконструировано и отремонтировано около 92 тыс. кв. м площадей в 29 субъектах федерации.
До 2012 г. предполагается закончить создание системы кадастра недвижимости во всех регионах Российской Федерации. С 2012 г. система будет работать на основе самоокупаемости и приносить доход государству. Окупаемость кадастрового учёта будет осуществляться за счёт платности, причём платности доступной.
В результате намеченного реформирования деятельности земельных кадастровых палат последние превращаются в крупные региональные кадастровые центры, осуществляющие в полном объёме ведение государственного кадастра объектов недвижимости как федерального государственного информационного ресурса.
Таким образом, можно говорить о том, что стартовый фундамент для создания государственного кадастра недвижимости заложен:
— система государственного кадастрового учёта земель охватывает всю территорию государства;
— ведение государственного земельного кадастра осуществляет федеральный орган исполнительной власти, имеющий строгую вертикальную организацию и территориальные структуры вплоть до муниципального уровня;
— автоматизированная система централизованного ведения государственного кадастра недвижимости находит своё применение на практике;
— решён вопрос о кадастровой оценке всех земель Российской Федерации, собраны все нормативные акты по утверждению кадастровой оценки по всем категориям земель.