Научная статья на тему 'Формирование горизонтальных связей основа стратегии взаимодействия власти и общества в Саратовской области'

Формирование горизонтальных связей основа стратегии взаимодействия власти и общества в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
502
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование горизонтальных связей основа стратегии взаимодействия власти и общества в Саратовской области»

Иван БРЯНЦЕВ

ФОРМИРОВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ - ОСНОВА СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Процессы формирования в Саратовской области негосударственных некоммерческих организаций получили динамичное развитие. На территории области зарегистрировано более 2700 общественных объединений, в том числе свыше 800 профсоюзов,

300 организаций инвалидов, 58 национально-культурных объединений, 42 региональных отделения политических партий, 40 правозащитных организаций. Кроме того, насчитывается более 900 иных негосударственных некоммерческих организаций.

Однако многие из числа указанных организаций фактически прекратили свою деятельность, но остаются в государственном реестре ввиду сложности процедуры ликвидации. По различным оценкам, на территории субъекта реально работает от 100 до 300 негосударственных некоммерческих организаций (не считая профсоюзов).

Центром информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина в декабре 2006 года было проведено социологическое исследование по теме «Деятельность некоммерческих организаций в Саратовской области», которое показало, что деятельность общественных объединений приобретает заметный и все более массовый по охвату населения характер. Объектом данного исследования стало население в возрасте от 18 лет и старше. Задачами исследования являлось определение состояния функционирования некоммерческих организаций в регионе, отношения к их деятельности населения области, роли государственных органов в деятельности НКО, а также определение перспектив развития данного сектора в Саратовской области.

В ходе исследования было опрошено население Саратовской области в количестве 1004 человек (респондент). Социологический опрос проводился в следующих населенных пунктах: г. Саратов

— 53,8%, г. Балаково — 13,9%, г. Энгельс — 10,4%, г. Маркс — 6%, г. Красноармейск — 4%, с. Новопушкинское Энгельского района — 2%, с. Пробуждение Энгельского района — 2%, с. Каменка Красноармейского района — 2%, с. Садовое Красноармейского района — 2%, с. Ягодная Поляна Татищевского района — 2%, с. Федоровка Татищевского района — 2%. Таким образом, выборка представлена в основном городским населением (88%), однако охватываются и сельские районы — 12%.

Социально-демографические характеристики респондентов составили:

по полу: мужчины — 43,8% и женщины — 56,2%; по возрасту: 18—24 лет — 17,9%, 25—54 года — 53,2%, 55 лет и старше — 28,9%;

по образованию: начальное и ниже — 0,6%, неполное среднее — 5,6%, общее среднее — 26,5%, среднее специальное — 31,5%; незаконченное высшее (не менее трех курсов) — 7,4%, высшее — 28,5%;

по роду занятий: рабочие (промышленности, строительства, транспорта, коммунального хозяйства, сельского хозяйства и др.)

БРЯНЦЕВ

Иван

Иванович —

к. с. н., министр

области

— председатель

комитета

общественных связей

и национальной

политики

Саратовской

области

— 23,2%; инженеры, специалисты технического профиля — 5,2%; работники образования, науки, культуры, здравоохранения — 8,6%; работники торговли, сферы обслуживания — 8,6%; военнослужащие, работники правоохранительных органов, таможни — 3,2%; работники аппарата государственного учреждения

— 4,8%, работники банка, страховой компании и т. п. — 1,2%; предприниматели, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, — 1,2%; неработающие пенсионеры — 21,2%; занимающиеся домашним хозяйством — 5%; временно неработающие — 6,8%; студенты, учащиеся — 9%; другие — 1,8%.

Характеристика материального положения респондента и его семьи показала, что у большинства опрашиваемых (48,6%) денег хватает на еду, но покупать дорогие вещи является затруднительным. При этом практически идентичные показатели по уровню расходов на продукты питания: 34% расходуют на питание от четверти до половины семейного бюджета, 33,8% — от половины до трех четвертей.

Результаты анализа данных социологического исследования практики взаимодействия НКО и власти свидетельствуют о наличии устойчивой потребности в системе их взаимодействия. Накопленный опыт взаимодействия организаций гражданского общества и власти обусловливает актуализацию для органов власти задачи построения эффективной модели управления общественными процессами на основе адекватной оценки и учета всего многообразия гражданских интересов.

Для оценки эффективности решения этой задачи имеющийся эмпирический материал позволил в качестве основных обозначить ряд направлений: оценка уровня информированности населения об НКО; анализ широты социальных услуг НКО, их доступности и эффективности; оценка технологии взаимодействия НКО и органов власти, НКО и бизнеса; анализ перспектив развития общественного сектора; определение позиции по отношению к НКО и социальной активности различных групп населения; поиск наиболее эффективных форм работы органов власти и управления с общественными организациями.

Другим наиболее важным вектором строительства гражданского общества

является взаимодействие некоммерческого сектора с бизнесом. По мнению респондентов, сотрудничество общественных организаций и бизнеса допустимо только в вопросах спонсорской помощи и благотворительности — 37,3% и примерно в равной степени были отмечены безусловная допустимость и недопустимость данного взаимодействия (17,2% и 16,8%). Также наблюдается незначительное различие в ранжировании ответов по поводу возможности того, что бизнесмен (предприниматель) будет возглавлять общественную организацию: допустимо

— 24,8%, недопустимо — 26,1%. В свою очередь незначительное число опрошенных в количестве 19,2% допускают возможность руководства некоммерческой организацией предпринимателем, но считают такую ситуацию желательной.

Анализ ответов респондентов по источникам финансовой стабильности организационной структуры НКО показал, что к наименьшим из них относятся финансовая помощь из-за рубежа (7,7%) и доходы от занятий предпринимательской деятельностью (8,3%). При этом около половины опрошенных (48,1%) отметили, что для общественных объединений занятие коммерческой деятельностью является вполне допустимым условием их функционирования, не оказывающим влияние на статус некоммерческой организации. Данный род занятий приветствуется при условии, что все идет на цели организации.

Таким образом, внешняя среда, в которой существует общественная организация, оказывает прямое воздействие на ее функционирование. Однако оценка респондентами возможности и перспектив сотрудничества акторов гражданского сообщества с властью и бизнесом характеризуется в некоторой степени неопределенностью. По каждому вопросу о взаимодействии общественных организаций с выделенными структурами наблюдается ответ «Затрудняюсь ответить» в спектре от 14 до 21%. На основе данных результатов целесообразно продолжить формирование аналитической и информационной базы для разработки управленческих решений и социальных технологий с целью построения и совершенствования модели эффективного взаимодействия бизнеса с организациями негосударственного сектора. Достижение этой

цели в свою очередь требует реализации определенных мер: выработка пакета рекомендаций для бизнес-структур по вопросам укрепления институтов гражданского общества; создание информационно-аналитической базы и оптимизации взаимодействия с некоммерческими общественными организациями.

Особый акцент в исследовании сделан на оценку эффективности деятельности общественных организаций. Из всего многообразия критериев, по мнению респондентов, наибольшей популярностью пользуется критерий — организация часто проводит общественно полезные мероприятия (отметили 78,8% опрошенных), второе место занимают критерии

— организация ведет регулярный прием граждан и организация регулярно отчитывается о своей деятельности перед населением (76,6% и 75% соответственно). На третьем месте стоит показатель, который характеризует известность организации населению, 64,5% опрошенных отметили эффективной деятельность той организации, название которой хорошо известно населению. Респонденты не согласны со следующими критериями эффективности общественной организации:

1. Организация конфликтует с органами власти — 41,4%.

2. Среди членов организации есть депутаты выборных органов власти — 30,5%.

3. В организации много членов — 28,3%.

4. Организация часто проводит акции протеста — 28,1%.

В среднем более 30% опрошенных отчасти согласны считать деятельность общественной организации полезной, если о ней часто говорят и пишут в СМИ (35,3%), а также если организация тесно взаимодействует с органами государственной власти (34,1%) и ее деятельность активно спонсируется бизнесом (37,1%).

На вопрос «Откуда вы получаете информацию о жизни и событиях, происходящих в вашем городе (селе)?» респонденты выделили два основных информационных канала — это телевидение (36%) и газеты (24,3%). Необходимо отметить, что наименьшим спросом пользуется Интернет как источник информации о жизнедеятельности региона (его отметили лишь 1,8% опрошенных).

О степени возможного сотрудничества с НКО жителей области можно судить

по показателю общей социальной активности населения, проявляющейся в организации и количестве проведенных коллективных мероприятий в регионе. Так, на вопрос: «Приходилось ли вам за последний год принимать участие в каких-либо коллективных мероприятиях, организованных жителями вашего города (села)?» 43,5% опрошенных не принимали участие. Из всего многообразия акций население чаще всего участвовало в субботниках, мероприятиях по уборке двора, улицы — 18,3% и в собраниях (жильцов дома, жителей села, района, города) — 12,7%. Необходимо отметить, что благополучная атмосфера города (села) во многом определяется активной гражданской позицией его жителей. И от личного вклада каждого гражданина в содействие развитию территории, на которой он проживает, зависят благосостояние и уровень жизни. По мнению респондентов, гражданское содействие развитию возможно только по двум выше указанным направлениям: участвовать в субботниках, мероприятиях по уборке двора, улицы — 33,4% и в собраниях — 20,8%. Особое опасение возникает по поводу того, что 22,7% затрудняются ответить на данный вопрос, которое расценивается двояко — либо как нежелание оказывать личное содействие в развитии своего города (села), либо как отсутствие понимания и значимости своего вклада в деятельность местного сообщества.

На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что различного рода общественные мероприятия имеют небольшой кредит доверия людей в решении насущных проблем населения. Можно выявить несколько причин, мешающих широкому распространению гражданских инициатив. Одна из них — то, что граждане не видят связи между решением своих проблем и своей собственной социальной позицией и как следствие вкладом. Иными словами, люди не верят в возможность решить свои проблемы собственными силами или не видят таких возможностей. Безусловно, как и любую мировоззренческую проблему, эту решить также сложно, однако возможно. Частично ее решение может быть связано с появлением учебных программ, повышающих социальную активность людей, а также с наличием у граждан системной информа-

ции по социальным проектам и ресурсам. Вторая причина состоит в отсутствии системной поддержки социальных инициатив, которая связана с отсутствием ресурсных центров, осуществляющих поддержку этих инициатив. Хотя в области существует ряд организаций, оказывающих поддержку гражданам, по ряду причин они не всегда могут оперативно и системно поддерживать возникающие в обществе инициативы. Обозначенные и ряд других проблем требуют дальнейшей идентификации, артикуляции и разрешения на территории Саратовской области и страны в целом.

Таким образом, результаты исследований позволяют формировать аналитическое обоснование и информационную базу для разработки инновационных управленческих решений и социальных технологий с целью построения и совершенствования модели эффективного взаимодействия органов власти и управления с организациями негосударственного сектора как субъектов гражданского общества; вырабатывать пакет рекомендаций для органов государственного управления, местного самоуправления по вопросам укрепления институтов гражданского общества, управления общественными процессами и оптимизации взаимодействия с некоммерческими общественными организациями.

Изменение политической ситуации в регионе после смены в 2004 году главы исполнительной власти привело к разрыву этого контекста в виде отказа от патерналистской, опекунской со стороны власти модели взаимоотношений.

В регионе стала формироваться широкая сеть горизонтальных взаимосвязей, инициированных представителями гражданского общества.

Так, для реализации и мониторинга по национальным проектам развернули деятельность Совет по реализации национальных проектов при правительстве области, Совет по развитию предпринимательства при губернаторе области, Совет экономического развития. В состав этих общественных консультативных органов вошли представители бизнеса, профессиональных и общественных объединений, научных организаций.

Созданный по инициативе лидеров национально-культурных общественных объединений Совет по взаимодействию

с национальными объединениями при губернаторе области занимается разработкой предложений, направленных на развитие и возрождение национальнокультурных традиций народов, проживающих на территории области, и вносит свой заметный вклад в формирование и расширение в обществе так называемой толерантной группы. В настоящее время при активном участии лидеров национально-культурных общественных объединений правительством области готовится областная целевая программа национально-культурного развития народов Саратовской области для выработки политики в сфере межнациональных отношений с участием экспертов федерального и регионального уровня и представителей власти всех уровней, как постоянно действующая экспертная площадка работает Конгресс Ассамблеи народов Саратовской области.

В случае успешной реализации этой модели взаимодействия это позволит обществу и власти выйти на новый для себя, качественный виток развития: от разрозненных действий отдельных его элементов, от обеспечения представительства, в том числе и во властной среде, интересов отдельных категорий граждан, объединенных на национальной, культурной, религиозной, социальной или профессиональной почве, до демонстрации готовности общественности взять на себя инициативу по решению общественно значимых и социально сложных задач, превращаясь в весомую социальную силу, способную не только контролировать действие власти, но и принять ответственность за совместное с властью решение отдельных государственно значимых задач.

В качестве отдельного направления работы в рамках национальных проектов обозначается также работа по обеспечению общественного контроля за расходованием средств федерального бюджета. Сегодня общество выдвигает достаточно обоснованных требований к власти, связанных с открытостью и прозрачностью бюджетных отношений, и власть начинает делать первые шаги навстречу. Пусть это еще только попытки большой административной машины, но все-таки это движение вперед. На примере Саратовской области отметим, что в текущем году правительство Саратовской области при-

ступило к реализации административной реформы, в рамках которой предстоит провести стандартизацию и регламентацию государственных функций органов исполнительной власти общества, выработать механизмы противодействия коррупции, в том числе и с участием общественных структур. Отдельным вопросом административной реформы проходит задача обеспечения оптимального взаимодействия власти и общества. Это и публичное обсуждение, и экспертиза общественно значимых решений правительства области, и разработка механизма обеспечения доступности обществу информации о деятельности органов власти.

Другим ключевым и перспективным направлением формирования диалога власти и общества является формирование механизма обеспечения гражданского контроля работы органов власти со стороны общественности. В качестве позитивного примера построения системы взаимодействия между властью и социумом является формируемая система горизонтальных связей в виде переговорных площадок, о которых говорилось выше. Система горизонтальных общественных коммуникаций между властью и обществом в регионе не ограничивается только исполнительной властью. На территории области действуют Совет при уполномоченном по правам человека по Саратовской области, Главном федеральном инспекторе, при Саратовской

областной думе и общественные советы в муниципальных образованиях области. Организация эффективной коммуникации между этими горизонтальными уровнями способна привести к получению синергетического экспертного эффекта при выработке управленческих решений на различных уровнях.

Сегодня можно констатировать, что наиболее профессионально подготовленные и активные представители общественных объединений Саратовской области отчетливо демонстрируют готовность вести диалог не только как консультанты, но и как субъекты принятия управленческих решений, в том числе и в законодательной сфере.

В современных условиях очень актуальным становится тезис, что развитие государства — это результат общих усилий власти, общества, бизнеса, самих граждан. И успех этой работы во многом зависит от слаженности действий каждого, от осознанного понимания своих собственных задач в контексте общих целей и социальной ответственности за результаты проделанной работы по их достижению. В такой концепции государственного развития все субъекты общегражданского строительства — власть, гражданское общество, бизнес-сообщество получают не только права, но и соразмерные им обязанности по надлежащему их применению с учетом интересов всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.