Научная статья на тему 'Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов'

Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC REGION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ОПОРНАЯ ЗОНА / SUPPORT ZONE / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деттер Геннадий Филиппович

В целях содействия государственной политики России в Арктике в статье изложены основные подходы по формированию инновационной инфраструктуры (ИИ) региональных инновационных систем (РИС) в Арктической зоне РФ (АЗРФ). Показано, что функциональная полнота инновационной инфраструктуры является фундаментальным условием её эффективности, обеспечивающем «безбарьерное» протекание инновационных процессов в региональных экосистемах инноваций. Приведена типовая методика поэтапного создания и развития такой инфраструктуры, а также практические аспекты ее создания при формировании проектов опорных зон развития в условиях четвертой промышленной революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деттер Геннадий Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of a functionally complete innovation infrastructure in the ecosystem of the Arctic regions

In order to promote Russian state policy in the Arctic, the article outlines the main approaches to the creation of an innovative infrastructure (II) of regional innovation systems (RIS) in the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF). We show that the functional completeness of the innovation infrastructure is a fundamental to its efficiency, which ensures a “barrier-free” development of innovation processes in regional innovation ecosystems. We describe a typical method for the phased establishment and development of such an infrastructure, and practical aspects of its creation during formation of the support zones projects under the conditions of the fourth industrial revolution.

Текст научной работы на тему «Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов»

вопросы инновационной экономики

Том 8 • Номер 1 • Январь-март 2018

ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов

Деттер Г.Ф. 1

1 Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Научный центр изучения Арктики», Салехард, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В целях содействия государственной политики России в Арктике в статье изложены основные подходы по формированию инновационной инфраструктуры (ИИ) региональных инновационных систем (РИС) в Арктической зоне РФ (АЗРФ). Показано, что функциональная полнота инновационной инфраструктуры является фундаментальным условием её эффективности, обеспечивающем «безбарьерное» протекание инновационных процессов в региональных экосистемах инноваций. Приведена типовая методика поэтапного создания и развития такой инфраструктуры, а также практические аспекты ее создания при формировании проектов опорных зон развития в условиях четвертой промышленной революции. ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (РФФИ) в рамках научного проекта № 16-02-00741 «Жизнедеятельность постоянного населения в прибрежных зонах Арктики в современных условиях промышленного освоения макрорегиона».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Арктика, региональная инновационная система, инновационная инфраструктура, опорная зона, четвертая промышленная революция.

creation of a functionally complete innovation infrastructure in the ecosystem of the Arctic regions

Better G.F. 1

1 Arctic Research Center of the Yamal-Nenets autonomous district, Russia

введение

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (Стратегия) основывается на концепции комплексного социально-экономического развития Арктики. Стержнем данной концепции является процесс, сочетающий технологическую (инновационную) и социально-экологическую модернизацию [1] (Рофтеу, Ьгк$1п, 2016).

Основным механизмом реализации Стратегии является Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (Программа) [2]. В уточненном варианте Программы, принятом в 2017 году, ключевым меха-

низмом достижения Россией своих стратегических интересов и обеспечением национальной безопасности в Арктике становятся опорные зоны развития, представляющие собой комплексные проекты социально-экономического развития АЗРФ. Важно, что Программа устанавливает разработку концепций формирования и функционирования опорных зон развития, а также развития инновационной инфраструктуры приоритетом государственной политики арктических регионов.

Общепризнано, что инновационные системы содействуют активизации хозяйственной деятельности и социально-экономическому развитию стран и регионов. Однако инструменты и стандарты национальной инновационной системы России, при всем их разнообразии и емкости, труднодоступны для эндемичных компаний. На местах более востребованы региональные формы поддержки, поэтому формируются региональные инновационные системы (РИС), которым характерна зависимость от интеллектуального, промышленного, социального и природного капитала региона. Арктическая специфика дополнительно повышает роль инновационных систем в устойчивом развитии арктических регионов, в т.ч. локальных инновационных систем. Обеспечение жизнедеятельности производственных и социальных систем в сложных природно-климатических условиях требует постоянного поиска и внедрения новых знаний и технологий. Поскольку модернизация экономики арктических регионов не может быть успешной без создания РИС, предлагается тезис об инвариантности инновационного пути развития АЗРФ.

РИС рассматривается отечественной наукой как система государственных, общественных и частных организаций и отношений между ними в области создания,

ABSTRACT:_

In order to promote Russian state policy in the Arctic, the article outlines the main approaches to the creation of an innovative infrastructure (II) of regional innovation systems (RIS) in the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF). We show that the functional completeness of the innovation infrastructure is a fundamental to its efficiency, which ensures a "barrier-free" development of innovation processes in regional innovation ecosystems. We describe a typical method for the phased establishment and development of such an infrastructure, and practical aspects of its creation during formation of the support zones projects under the conditions of the fourth industrial revolution.

KEYWORDS: Arctic region, regional innovation system, innovation infrastructure, support zone, fourth industrial revolution

JEL classification: o31, o32, o44 Received: 22.11.2017 / published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Detter G.F. ([email protected])

CITATION:_

Detter G.F. (2018) Formirovanie funktsionalno polnoy innovatsionnoy infrastruktury v ekosisteme arkticheskikh regionov [Creation of a functionally complete innovation infrastructure in the ecosystem of the Arctic regions]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 8. (1). - 91-104. doi: 10.18334/vinec.8.1.38754

использования и трансфера новых знаний и технологий. При этом делается акцент на отношениях и взаимодействии государства, бизнеса и науки (университетов) как системообразующем ядре РИС [3] (Rodionov, Rudskaya, 2015).

РИС является одной из подсистем социально-экономической системы региона, цель функционирования которой - устойчивое развитие региона на основе новых знаний и технологий. В свою очередь, РИС состоит из следующих подсистем: институциональной, финансовой, информационной, рыночной, генерации знаний и компетенций, производственной, территориальной [4] (Detter, Tukkel, 2016).

Наличие институциональных противоречий между тремя основными функциональными субъектами внедрения новшеств (университеты - бизнес - финансы) требует развития связующего звена - инновационной инфраструктуры, которая призвана выполнять важнейшую функцию снижения рисков взаимодействия и профессионального продвижения новшеств на рынках [5] (Lapaev, 2014).

Системный подход к инновациям подчеркивает важность структур управления, поддерживающих региональные инновационные системы и сети [6] (Amin, 1999). В исследованиях западных ученных делается особый акцент на институты и сети взаимодействия как на ключевые элементы управления и внедрения инноваций [7] (Hirst, 1994). С этой точки зрения для успешной деятельности необходима идеальная институциональная структура управления, заложенная в инновационной инфраструктуре [8].

Согласно российскому законодательству, инновационная инфраструктура -это совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [9].

В научной литературе встречаются разные подходы к определению инновационной инфраструктуры. Первый подход определяет ИИ как совокупность элементов инновационной системы, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности [10]. Во втором подходе ИИ определяется как совокупность организаций, обслуживающих инновационный процесс [5] (Lapaev, 2014). Третий подход рассматривает ИИ как комплекс организационно-экономических институтов и связей между элементами [11] (Maskaykin, 2009), полагая,

ОБ АВТОРЕ:_

Деттер Геннадий Филиппович, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук ([email protected])

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Деттер Г.Ф. Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 1. - С. 91-104. doi: 10.18334/vinec.8.1.38754

что отдельные институты, совместно и каждый в отдельности, вносят позитивный вклад в процесс развития инновационной экономики. Четвертый подход определяет ИИ как совокупность условий, или иначе как инновационную среду [12] (Raykhlina, 2012).

С точки зрения системного подхода ИИ - это совокупность всех подсистем, представленных определенного рода организациями, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности [13, 14] (Dezhina, Saltykov, 2004; Balakireva, 2016).

Системный подход для исследования содержания ИИ позволяет выявлять и оперировать составом, свойствами, функциями подсистем инновационной инфраструктуры, появляется возможность обосновать и эффективно применять системные методы управления инновационной деятельностью в регионе [15] (Palkina, 2009).

Обобщая различные подходы [18] (Detter, 2017), был предложен новый взгляд на инновационную инфраструктуру. ИИ определяется как подсистема РИС, представленная, в свою очередь, совокупностью подсистем и определенного рода элементов (организаций) и связей между ними, которые совместно обеспечивают доступ к различным ресурсам и оказывают услуги участникам инновационной деятельности по содействию в производстве и сбыте инновационной продукции, в комплексе составляющая механизм управления формированием и функционированием РИС.

ИИ арктического региона должна обладать следующими свойствами: функциональной полнотой (в ней есть все необходимые подсистемы и элементы для организации инновационного процесса); территориальной распределенностью (нет единого центра сосредоточения элементов); структурной открытостью (способность к информационному обмену) [16] (Detter, Tukkel, Surina, 2011).

Инновационную инфраструктуру, обладающую функциональной полнотой и обеспечивающей безбарьерное протекание инновационного процесса, можно назвать «бархатной» [17] (Glukhov, Detter, Tukkel, 2015). Функциональная полнота является фундаментальным условием эффективности инновационной инфраструктуры.

С данных позиций в ходе исследования [18] (Detter,2017) уточнена структура основных подсистем типовой инновационной инфраструктуры, их состав и функции (табл. 1).

Предложенный состав подсистем инновационной инфраструктуры отличается от имеющихся тем, что в него введены две дополнительные подсистемы: управляющая и территориальная. Сформулированы состав и основные функции управляющей и территориальной подсистемы, а именно разработка и реализация инновационной политики, нормативно-правовое и ресурсное обеспечение, проектная деятельность, формирование институтов развития, координация деятельности инновационной инфраструктуры и инновационной системы, обеспечение системного единства инновационных систем региона и муниципалитетов. Деятельность управляющей подсистемы осуществляется на региональном уровне, деятельность территориальной

Таблица 1

состав инновационной инфраструктуры

подсистема состав Функции

Управляющая уполномоченный орган (организация) правительства региона, координационные и совещательные органы. 1) координация; 2) постановка задач; 3) активизация организаций государственного сектора экономики; 4) долгосрочное научно-технологическое прогнозирование, в том числе пространственного и экономического развития региона; 5) участие в технологических платформах;

Финансовая региональные государственные и частные фонды, государственные и муниципальные программы. 1) финансирование проектов и программ; 2) привлечение средств; 3) распространение на ЛИИ.

Информационная региональные редакции и агентства специализированных журналов, информационные фонды и банки данных, информационные сети, консалтинг. 1) агитация, пропаганда; 2) распространение на ЛИИ; 3) сбор и обмен информацией между НИС, РИС и ЛИС; 4) трансфер знаний и технологий, консультации, экспертизы.

Рыночная региональные торгпредства, центры анализа рынка и продвижения продукции. 1) составление реестров инновационной продукции; 2) консолидация в РИИ; 3) обеспечение сбыта инновационной продукции; 4) формирование и прогноз спроса на инновационную продукцию.

Кадровая организации, осуществляющие подготовку специалистов для инновационной деятельности, образовательные программы, кадровые агентства. 1) формирование потребности в обучении и специалистах; 2) консолидация в РИИ; 3) формирование и реализация программ, проектов и мероприятий по обучению и повышению компетенций в подсистемах.

Производственная бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и технопарки, центры коллективного пользования, технологические кластеры,технико-внедренческие зоны, пр. 1) создание управляющих организаций, аккумулирование земельных участков, движимого и недвижимого имущества; 2) строительство и ремонт объектов; 3) размещение субъектов инновационной деятельности.

Территориальная уполномоченный орган (организация) муниципалитета, координационные и совещательные органы. 1) координация; 2) постановка задач; 3) активизация организаций муниципального сектора экономики.

Источник: составлено автором

подсистемы - на уровне муниципальных образований в конкретных локальных инновационных системах.

Применение такого подхода в АЗРФ обосновывается слабым развитием РИС, слабым развитием или отсутствием ИИ. Создание управляющей и территориальной подсистемы инновационной инфраструктуры позволяют развивать остальные подсистемы ИИ и воздействовать на все подсистемы РИС, управлять их формированием и деятельностью. К примеру:

• на институциональную подсистему через определение экономической и инновационной политики, принятие законов, установление правил, в т.ч. для иных подсистем, обеспечивать государственную поддержку и регулирование;

• на финансовую подсистему через создание специализированных финансовых организаций, принятие программ развития и поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства;

• на информационную подсистему путем создания элементов системы и формирования среды восприятия инноваций;

• на рыночную подсистему через государственные закупки, формирование благоприятной конкурентной среды в регионе, создание специализированных организаций по продвижению инновационной продукции на различные рынки;

• на подсистему генерации знаний и компетенций через управление региональными организациями науки и образования, их создание и определение приоритетных направлений деятельности;

• на производственную подсистему через государственный и муниципальный секторы экономики, включающие предприятия различных отраслей, в том числе инфраструктурных.

Предложенная структура подсистем инновационной инфраструктуры позволяет выстроить иерархически сложенную функциональную систему, координировать деятельность составляющих ее элементов, проводить многоуровневую пространственную инновационную политику, обеспечить системно-синергетический эффект, устойчивость и нацеленность на саморазвитие.

Основываясь на изложенных выше теоритических предпосылках, принципах проектирования РИС в арктических регионах [4] (Detter, Tukkel, 2016), учитывающие особенности АЗРФ, разработаны и детализированы элементы типовой методики развития региональной инновационной инфраструктуры (РИИ), совмещенной с локальной инновационной инфраструктурой (ЛИИ), которые могут быть адаптированы для построения технологической схемы инновационной деятельности в конкретном регионе (табл. 2).

На первом этапе создается управляющая и территориальная подсистема. Результаты этапа: формирование программы развития инновационной инфраструктуры, активизация инновационной деятельности в государственном и муниципальном секторах экономики, подготовка программы поддержки научно-технической и инновационной деятельности в отраслях.

Таблица 2

элементы развития региональной инновационной инфраструктуры

наименование подсистемы инновационнои инфраструуктуры последовательность развития ответственность и финансирование в: софинан-сирование от: распространяется на: консолидируется в:

1 2 3 4 5 6 7

Управляющая * регион

Информационная * регион ЛИС

Финансовая * регион ФБ,МО фонды ЛИС

Маркетинговая * МО регион РИС

Производственная * МО регион, ОС

Кадровая * МО регион РИС

Территориальная (управляющая ЛИИ) * МО

Источник: составлено автором

На втором этапе создается информационная и кадровая подсистемы. Результат этапа: разработка комплекса научных, инновационных, технологических программ и проектов.

На третьем этапе создается финансовая, производственная и маркетинговая подсистемы. Результаты этапа: активизация инновационной деятельности на действующих предприятиях, создание новых инновационных компаний; увеличение спроса на знания, технологии и компетенции; увеличение объемов производства продукции.

Принципы проектирования РИС в АЗРФ изложены в [4] (Detter, Tukkel, 2016) -потенциальность, креативность, соизмеримость, перманентность, иерархия, эволюция, последовательность. В развитие методики предлагаются факторы, обосновывающие создание подсистем ИИ, и технологические подходы к их формированию (табл. 3).

Предложенная типовая методика создания региональной ИИ наделяет ее рядом специфических функций:

1) ориентация на решение задач социально-экономического развития региона, что придает ей системообразующую роль и адаптационные свойства, повышает эффективность органов власти и местного самоуправления;

2) способность к самоорганизации и самосовершенствованию инфраструктуры путем частичной децентрализации системы управления в подсистемах инновационной инфраструктуры, формирования конкурентной среды в территориальной подсистеме между ЛИС;

3) обеспечение качества и напряженности связей элементов инновационной инфраструктуры между собой, с элементами основных подсистем социально-экономической системы региона, внешних связей, формирующих инновационную среду региона, определяющих производительность и эффективность РИС.

Таблица 3

Факторы и технологические подходы инновационной инфраструктуры

подсистемы Факторы технологические подходы

Управляющая Инвариантность инновационного пути развития арктических регионов Применение новых технологий управления, инновационный менеджмент, модель четвертной спирали

Финансовая Наличие и направленность инновационных проектов ^ платформа, удаленный доступ

Информационная Формирование инновационной среды, отношения и взаимодействия ^ платформа, удаленный доступ

Маркетинговая Конкуренция, изменчивая конъюнктура, новые рынки ^ платформа, удаленный доступ

Кадровая Повышение компетенций участников инновационной деятельности ^ платформа, удаленный доступ

Производственная Наличие и направленность инновационных проектов Использование существующей физической инфраструктуры

Территориальная Инвариантность инновационного пути развития арктических регионов Применение новых технологий управления, инновационный менеджмент, модель четвертной спирали

Источник: составлено автором

Проектируя инновационную инфраструктуру конкретного региона, необходимо восполнить (компенсировать) неразвитые составляющие отдельных подсистем РИС. К примеру, при отсутствии или недостаточной развитости подсистемы генерации знаний и технологий используется модель открытых инноваций, формируются элементы, обеспечивающие внешний источник знаний и интеллектуальной продукции, прилагаются усилия для развития университетов. При отсутствии или неразвитости производственной подсистемы создаются технопарки и система поддержки инновационной деятельности, в результате которой генерируются малые инновационные предприятия, существующие предприятия преобразуются в инновационно-ориентированные производства. При недостаточности внутреннего рынка формируется сбытовая подсистема, которая обеспечивает более гибкое и эффективное предложение товара на различных рынках, создаются условия для экспорта инновационных разработок в другие регионы. При неразвитости подсистемы генерации знаний и производственной подсистемы ИИ региона концентрируется на внедрение инновационных продуктов с межрегионального и международного технологических рынков на потребительский рынок региона, в государственный и муниципальные секторы экономики.

Данная технология проектирования на базе типового решения и позволяет осуществлять быструю генерацию инфраструктуры под конкретный регион, придет ей инвариантность по отношению к разнообразию типов инновационной деятельности.

Таким образом, исходя из достоинств и недостатков региона, выбираются необходимые модули и проектируется конкретная инновационная инфраструктура. Втягивая в создание элементов и подсистем инфраструктуры крупного и малого бизнеса, науки и образования, государственного и муниципального секторов экономики, общественности на принципах четвертной спирали формирует современную инновационную сеть. Инновационная система, развиваясь и расширяясь, будет включать в себя все большее институциональное, экономическое, юридическое и культурное пространство, тем самым наполняя их новым содержанием. Уровень достижения запланированных при проектировании показателей покажет качество проектирования и эффективность ИИ.

Инвариантность создания инновационной инфраструктуры в арктических регионах, помимо аргументов, изложенных ранее, дополнительно актуализируется новыми большими вызовами, угрожающими арктическим регионам потерей конкурентоспособности, в т.ч. в связи с наступлением четвертой промышленной революции, характеризующейся массовой цифровизацией производства, логистики и публичной деятельности. Цифровизация промышленности, в т.ч. добычи и транспортировки углеводородов в арктических регионах, имеет большой потенциал, становится реальным создание малолюдных и даже безлюдных добывающих проектов. В связи с чем, в рамках разработки проектов опорных зон, необходим мониторинг готовности бизнеса и общества к четвертой промышленной революции и выработка механизмов государственного регулирования, направленных, с одной стороны, на активизацию процесса, с другой - на адаптацию общества к неизбежным последствиям цифрови-зации. Поэтому переход на технологии нового поколения должен учитываться при разработке проектов опорных зон, проектов РИС и инновационной инфраструктуры, стать частью промышленной и инновационной политики арктических регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях формирования достойного будущего нарастает необходимость кооперации власти, общества, малого и крупного бизнеса, объединение их усилий по генерации и трансферу технологий, созданию совместных производств, программ обучения и занятости, которые будут противодействовать нарастанию безработицы, что является главным негативным последствием тотальной цифровизации.

Большие возможности внедрения аддитивных технологий для высоких широт заключаются в процессах кастомизации и создании умных фабрик, которые дают возможности арктическим регионам самостоятельно решать проблемы обеспечения промышленными и продовольственными товарами и меньше зависеть от внешних поставок. Создание умных фабрик может быть направлено как на взаимоотношения В2С, так и на В2В, связывая в интересах региона значительные инвестиционные средства крупных компаний, осваивающих территорию.

В этом контексте положения Программы дают дополнительно несколько направлений импортозамещения для развития инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры в арктическом регионе:

• создание перспективной техники и развитие электронной компонентной базы для решения задач в области социально-экономического развития АЗРФ;

• создание радиоэлектронного оборудования для решения задач по социально-экономическому развитию АЗРФ, в т.ч. для обеспечения комплексной безопасности; для освоения месторождений углеводородов; для прогноза и оценки последствий глобальных климатических изменений; для мониторинга геофизической обстановки в АЗРФ;

• организация производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для нужд геологоразведки, добычи и переработки минерального сырья.

Отдельным направлением в развитии инновационной инфраструктуры в АЗРФ Программа предусматривает создание полигонов (испытательных центров) общего доступа: во-первых, по испытанию новых образцов нефтегазового и промышленного оборудования; во-вторых, по отработке технологий проектирования и строительства в условиях Арктики, в целях стабилизации мерзлотной геокриологической обстановки; в-третьих, создание инжиниринговых центров отработки и применения инновационных продуктов и технологий.

Воспользоваться данными направлениями развития может любой арктический регион, адекватно воспринимающий наступление новой технологической эпохи, несущей обновление рынков и экономических основ государств и регионов, что предопределяет нарастание конкуренции за встраивание во вновь формирующиеся технологические и финансовые цепочки.

заключение

1. Предложен и обоснован тезис об инвариантности инновационного пути развития АЗРФ.

2. Инновационная инфраструктура является инструментом управления формированием и функционированием РИС. В целях создания инновационной инфраструктуры в арктических регионах обосновывается ведение двух дополнительных подсистем - управляющей и территориальной, сформулированы их состав и основные функции.

3. Разработаны и детализированы элементы типовой методики развития региональной инновационной инфраструктуры, совмещенной с локальной инновационной инфраструктурой, модернизирована технология проектирования инновационной инфраструктуры конкретного региона на базе типового решения.

4. Обозначены факторы и технологические подходы по формированию конкретных подсистем инновационной инфраструктуры.

5. Предложено синхронизировать формирование опорных зон развития, развитие региональных инновационных систем и создание инновационной инфраструктуры арктических регионов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Порфирьев Б.Н., Лексин В.Н. Выбор геоэкономической стратегии России в Арктике:

приоритет концепции комплексного развития. Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления. / Монография. Под ред. акад. В.В. Ивантера. - СПб: Издательский Дом «Наука, 2016. - 1040 с.

2. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-

экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 года № 366.

3. Родионов Д.Г., Рудская И.А. Региональные инновационные системы, их роль и ме-

сто в формах инновационной кооперации // Финансовые решения XXI века: теория и практика: Сборник научных трудов 16-й Межд. научно-практ. конференции. - СПб, 2015. - с. 157-164.

4. Деттер Г.Ф., Туккель И.Л. О принципах проектирования региональных инноваци-

онных экосистем // Инновации. - 2016. - № 1(207). - с. 70-78.

5. Лапаев С.П. Управление формированием региональной инновационной системы. /

Монография. - Оренбург: Университет, 2014. - 474 с.

6. Amin A. An institutional perspective on regional economic development // International

Journal forUrban and Regional Research. - 1999. - № 23(2). - p. 365-378.

7. Hirst P. Associative Democracy. 1994.

8. Steen M. van der, (1999). Evolutionary Systems of Innovation: Veblian Oriented Study to

the Role of the Government Factor. Van Gorcun, Assen, The Netherlands.

9. О науке и государственной научно-технической политике, Федеральный закон от

23.06.1996 г. № 127-ФЗ.

10. Исмагилов Н., Мухамедьяров А., Хабибрахманова Ю. Инновационная инфраструктура и ее элементы: опыт систематизации. Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bagsurb.ru/about/journal/Part%205_articles.pdf.

11. Маскайкин Е.П. Понятие, содержание и модель региональной инновационной системы // Креативная экономика. - 2009. - № 8(32).

12. Райхлина А.В. Формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук., 2012.

13. Дежина И., Салтыков Б. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Общество и экономика. - 2004. - № 7/8. - c. 188-248.

14. Балакирева О.В. Оценка и планирование развития инновационного потенциала региона с использованием балансовых моделей. / дис. к-та экон. наук : 08.00.05., 126.

15. Палкина М.В. Субъектный состав региональной инновационной системы: открытые вопросы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2009.

16. Деттер Г.Ф., Туккель И.Л., Сурина А.В. О концепции развития инфраструктуры инноваций в регионе // Научно-технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета. - 2011. - № 121. - с. 55-61.

17. Глухов В.В., Деттер Г.Ф., Туккель И.Л. Создание региональной инновационной системы в условиях Арктической зоны Российской Федерации: проектирование и опыт реализации // Инновации. - 2015. - № 5(199). - с. 86-98.

18. Деттер Г.Ф. Управление формированием региональных инновационных систем в Арктической зоне Российской Федерации. / дис.,.. канд.экон.наук.: 08.00.05. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017. - 244 с.

REFERENCES:

Amin A. (1999). An institutional perspective on regional economic development International Journal forUrban and Regional Research. (23(2)). 365378.

Balakireva O.V. (126). Otsenka i planirovanie razvitiya innovatsionnogo potentsiala regiona s ispolzovaniem balansovyh modeley [Assessment and planning of the development of the region's innovative potential using balance models] Rostov-on-Don. (in Russian).

Detter G.F. (2017). Upravlenie formirovaniem regionalnyh innovatsionnyh sistem v Arkticheskoy zone Rossiyskoy Federatsii [Managing the creation of regional innovation systems in the Arctic zone of the Russian Federation] Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy politekhnicheskiy universitet Petra Velikogo. (in Russian). Detter G.F., Tukkel I.L. (2016). O printsipakh proektirovaniya regionalnyh innovatsionnyh ekosistem [On the principles for the design of regional innovation ecosystems]. Innovations. (1(207)). 70-78. (in Russian). Detter G.F., Tukkel I.L., Surina A.V. (2011). O kontseptsii razvitiya infrastruktury innovatsiy v regione [On the concept of innovation infrastructure development in the region]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. (121). 55-61. (in Russian). Dezhina I., Saltykov B. (2004). Mekhanizmy stimulirovaniya kommertsializatsii issledovaniy i razrabotok[Mechanisms to promote the commercialization of research and development]. Society and economics. (7/8). 188-248. (in Russian). Glukhov V.V., Detter G.F., Tukkel I.L. (2015). Sozdanie regionalnoy innovatsionnoy sistemy v usloviyakh Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii: proektirovanie i opyt realizatsii [The creation of a regional innovation systemin the Arctic zone of the Russian Federation: design and implementation experience].Innovations. (5(199)). 86-98. (in Russian). Hirst P. (1994). Associative Democracy Polity, Cambridge.

Lapaev S.P. (2014). Upravlenie formirovaniem regionalnoy innovatsionnoy sistemy [Managing the formation of a regional innovation system] Orenburg: Universitet. (in Russian).

Maskaykin E.P. (2009). Ponyatie, soderzhanie i model regionalnoy innovatsionnoy sistemy [Concept, content and model of a regional innovation system]. Creative economy. (8(32)). (in Russian).

Palkina M.V. (2009). Subektnyy sostav regionalnoy innovatsionnoy sistemy: otkrytye voprosy [The subject composition of the regional innovation system: open-ended issues]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. (in Russian).

Porfirev B.N., Leksin V.N. (2016). Vybor geoekonomicheskoy strategii Rossii v Arktike: prioritet kontseptsii kompleksnogo razvitiya. Arkticheskoe prostranstvo Rossii v XXI veke: faktory razvitiya, organizatsiya upravleniya [The choice of Russia's geo-economic strategy in the Arctic: the priority of the concept of integrated development. Arctic space of Russia in the XXI century: development factors, organization of management] SPb.: Izdatelskiy Dom «Nauka. (in Russian).

Raykhlina A.V. (2012). Formirovanie i razvitie infrastruktury innovatsionnoy deyatelnosti [Formation and development of innovation infrastructure] Yaroslavl. (in Russian).

Rodionov D.G., Rudskaya I.A. (2015). Regionalnye innovatsionnye sistemy, ikh rol i mesto v formakh innovatsionnoy kooperatsii [Regional innovation systems, their role and place in the forms of innovative cooperation] Financial decisions of the XXI century: theory and practice. 157-164. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.