Гораздо скромнее оказались результаты владения коммуникативной культурой у студентов 2 курса специалитета и 2 курса бакалавриата (21 % - высокий уровень, 48 % - средний уровень, 31 % - низкий уровень сформированности коммуникативной культуры).
В процессе обучения использовались инновационные образовательные технологии, методы активного обучения (исследовательский метод; метод проектов; «мозговой штурм»; ролевые, деловые, имитационные игры); разнообразные формы самостоятельной работы (ведение коммуникативного дневника, обсуждений докладов, рефератов, сочинений, эссе и др.); приобщение студентов к новым видам деятельности в образовательной среде вуза (участие в студенческом научном обществе, конкурсах, олимпиадах, творческих мероприятиях, встречах с выпускниками и др.).
Развитию коммуникативной культуры учителя-логопеда как интегративно-го качества и черты индивидуальности способствует изменение коммуникативной личности в процессе вузовского обучения, а также освоение различных форм профессионально-коммуникативной деятельности в процессе практической работы, овладение деонтологическими, коммуникативными нормами и ценностями профессионального сообщества.
Список литературы
1. Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.
2. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителя-логопеда: учеб. пособие. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. - 160 с.
Н. А. Исаева
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием инновационных методик
Формирование речи ребенка тесно связано со способностью мозга ребенка к переработке сенсорной информации, которую он получает от всех органов чувств (слуховую, зрительную, вестибулярную, проприоцептивную и тактильную). Появление речи ребенка - финальная часть длинной цепочки процессов, связанных с созреванием различных структур мозга [2, с. 215]. Основой для овладения речью является слух, который направлен на восприятие речи [4]. Перечисленные выше компоненты обеспечивают готовность ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к школе, школьную адаптацию, успешность в обучении. Все это обеспечивается работой мозга [5, с. 5-6].
Ученые, изучавшие формирование фонематического восприятия, слухового внимания детей с речевой патологией: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.Д. Са-лахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др. Сам термин «фонема» ввел в языкознание знаменитый русско-польский лингвист Иван Бодуэн де Куртенэ. Он считал, что фонема - это психический вариант звуков языка [2, с. 121]. Л. С. Выготский доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской
речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Восприятие рассматривается большинством психологов, как чувственный процесс, включающий осознание (опознание отдельных признаков и узнавание предмета и явления в целом) [4, с. 4-5]. Л. С. Выготский подразумевал под фонематическим слухом следующие способности:
1) определять, есть ли заданная фонема в услышанном слове;
2) различать слова, в которых есть одни и те же фонемы;
3) различать слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Человек обладает тремя видами слуха. 1) Физический (физиологический) слух - позволяет нам воспринимать различные звуки в больших диапазонах громкости - от шелеста опадающих листьев до грохота раскатов грома. С помощью физического слуха мы также воспринимаем и урбанистические звуки: сигнал автомобиля, перестук колес поезда, скрип двери и многие другие. 2) Музыкальный слух помогает нам слушать и наслаждаться музыкой. Как важнейшая музыкальная способность музыкальный слух определяется как сложная функциональная система, способность воспринимать музыкальные звуки, переживать и понимать содержание музыкальных произведений [3]. 3) Речевой слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного. Неречевой слух и речевой представляют две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - это способность ориентироваться в неречевых звуках, т. е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). Он является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем [8, с. 3-4].
Для аудилога или физиолога «фонематический слух» просто не существует. Способность различать фонемы является частью «общего», физиологического, слуха. Если общий слух даже незначительно нарушен, то теряется способность дифференцировать или точно воспринимать некоторые акустические характеристики звука. Ребенок не может воспринимать звуки определенных частот или у него замедлена скорость обработки мозгом слухоречевых сигналов. Это вызывает нарушения процесса декодирования слухоречевой информации - нарушению фонематического слуха. При этом при обследовании у отоларинголога, физиологический слух может считаться совершенно нормальным.
Новорожденные дети могут различать звуки любого языка. Некоторые звуки ребенок слышит еще в утробе матери. Они еще не знают, какие звуки значимы, а какие нет. Но уже через 7-10 мес. дети перестают быть «полиглотами» и начинают выделять из потока звуков только звуки родного языка. Мозг младенца получает информацию по различным каналам: слуховым, вибрационным, зрительным, тактильным и он ищет постоянства, повторения событий, поэтому
на каждый стимул нервные клетки образовывают соединения между собой (синапсы). Прочные межнейронные связи формируются при многократном повторении одних и тех же стимулов. Звуки родного языка - повторяющие стимулы -заставляют нейроны образовывать прочные связи. Таким образом формируется «строительный материал» для будущей речи ребенка [2, с. 120-121].
Говоря о фонематическом восприятии, необходимо понять зависимость между такими понятиями как фонематическое восприятие и фонематический слух. Четкого разграничения этих понятий нет, а ученые в основном указывают на их взаимосвязь. Так, профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «Тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». Фонематическое восприятие автор рассматривает как «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» [10]. В основе фонематического восприятия, по мнению Л.С. Волковой, лежит фонематический слух.
М.Е. Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которые являются основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов [4].
Профессор Г.В. Чиркина считает, что фонематическое восприятие связано с фонематическим слухом, но отличается от него. Фонематический слух представляет собой тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем». Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Д.Б. Эльконин доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа, который является составляющей фонематического восприятия [4, с. 6]. Он выделил три операции, которым необходимо обучать детей для эффективного овладения чтением и письмом.
1) Умение определять последовательность звуков в слове.
2) Умение определять место звука в слове.
3) Умение определять количество звуков в слове.
Операции по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) такие же, как у детей с нормой в развитии при обучении грамоте звуко-буквенным методом [10], зрительно-логическим или смешанным методом [9]. Но применение инновационных методик для формирования фонематического восприятия у этой категории детей позволяет внести игровые элементы, более продолжительно удерживать внимание ребенка, а также комплексно развивать фонематическое восприятие за счет тренировки правого уха.
Сложность в определении нормы и патологии в вопросах развития фонематического слуха заключается в том, что он формируется постепенно. В раннем возрасте то, что ребенок не может вычленять из потока звучащей речи отдельные фонемы, считается нормой. Ближе к четырем годам от ребенка уже требует-
ся владение простыми фонематическими операциями. Логопедическая работа по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ начинается с упражнений на различение неречевых звуков. Это станет предварительным этапом, фундаментом, на котором нервная система ребенка сформирует фонематический слух [2, с. 133]. Остановимся более подробно на инновационных методах, которые помогают улучшить качество логопедических занятий, но ни в коем случае не заменяют их.
Метод Берарда. Это наиболее распространенный в США метод слуховых тренировок. Метод был развит французским отоларингологом в 1960-1990 гг. Методика предусматривает использование специальных устройств для фильтрации и изменения музыки, которая поступает с электронного носителя: флешки, CD и др. Частотные характеристики музыки модифицируются на основе аудио-граммы, которую получают до начала тренировок. Определенные звуки отфильтровываются при прослушивании. Уровень звука в левом ухе периодически понижается с тем, чтобы стимулировать речевые зоны в правом полушарии мозга.
Второй французский отоларинголог, профессор Альфред Томатис создал подобный метод. Дети слушали музыку Моцарта и Григорианские песнопения с целью улучшения аудиторной функции [2, с. 137], которую обрабатывают с помощью устройства под названием «Электронное ухо». Оно постепенно отфильтровывает низкие частоты с помощью специальных фильтров. Когда ребенок слушает такую музыку, то мышцы его уха, а именно стремечка и молоточка тренируются путем поочередного напряжения и расслабления. А. Томатис сделал важное открытие: наиболее целительными и стимулирующими являются звуки высокой частоты. В качестве следующего шага для достижения лечебного эффекта были настройки оборудования, при которых интенсивность звука в левое ухо было уменьшено, с тем, чтобы способствовать доминированию правого уха. Профессор обосновал значение преимущественной роли правого уха для развития речи и музыкальных способностей. Если человек больше слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, потом в левое. По пути звуки немного искажаются, особенно звуки высокой частоты. Тренировки по методу А. Томатиса позволяют сделать правое ухо доминирующим. Дети во время терапии также говорили и пели в микрофон, чтобы услышать их собственные измененные голоса. Таким образом, расширяется диапазон слухового восприятия. Открытие, которое сделал А. Томатис стало широко применяться и было зарегистрировано как «эффект Томатиса» во Французской академии медицины.
Для полноценного развития фонематического слуха важна еще одна характеристика - достаточная скорость декодирования фонем. Огромную работу по проблемам скоростных характеристик речи провела Паула Таллал в 1970-х гг. Она доказала, что у детей с алалией замедлена переработка речевых стимулов. Венцом работы Паулы Таллал вместе с сотрудниками стало доказательство, что левое полушарие не речевое, а просто более быстрое по сравнению с правым. Они выяснили, что длинные гласные обрабатываются в правом полушарии, а короткие согласные - в левом полушарии. В конце 90-х годов прошлого столетия группа американских ученых вместе с П. Таллал разработали программу Fast ForWord, которая улучшает скоростные характеристики слухоречевой системы ребенка. Программа напоминает компьютерную игру, в процессе которой ребенок выполняет различные задания. На начальном этапе звуки ребенок воспринимает в замедленном темпе - это предварительная тренировка нервной системы. Следующим этапом скорость увеличивается и постепенно подача рече-
вых сигналов приближается к скорости разговорной речи. Персонажи в этой игре говорят на английском языке. Программа успешно используется во всем мире и является физиологической тренировкой мозга.
Устройство Виспер фоун (Whisper phone) используется при занятиях с логопедом для развития фонематического слуха у ребенка. Устройство надевается на голову ребенка как гарнитура. Когда ребенок проговаривает слова, его собственный голос попадает в так называемый "хобот" напрямую в правое ухо - за что устройство имеет название "Элефон" (Слон), а затем без искажений звук направляется в ухо ребенка. Весь эффект состоит в том, что ребенок сам себя слышит без искажений "внутренним слухом человека" и способен корректировать речь, в зависимости от услышанного. В устройстве используются только механические принципы передачи звука. Усиление голоса составляет 10-12 db. Есть модели, которые позволяют работать в паре, по принципу «проводного телефона».
Перечисленные инновационные методики являются вспомогательными в логопедии, которые помогают улучшить коррекционный процесс благодаря формирующемуся интересу к процессу обучения и его мотивации у детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
2. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. - М.: «Издательство «ДИЛЯ», 2013. - 224 с.
3. Звонова Е.В. Музыкальная психология. - Коломна, 2010. - 210 с.
4. Ларшина В.С. Фонематическое восприятие: Методические рекомендации / В.С. Лар-шина. - Новокузнецк, 2015. - 62 с.
5. Леонгард Э.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.И. Иванова. - М.: МГППУ, 2011. - 278 с.
6. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. - 64 с.
7. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: пособие для учителя-дефектолога / М.И. Лынская. - М.: ПАРАДИГМА, 2012. - 128 с.
8. Развитие фонематического слуха в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекоменд. для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей // Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов. - Новокуйбышевск, 2008. - 88 с.
9. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2015. - 50 с. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. - С. 107-110.