Научная статья на тему 'Формирование фонда инновационного развития Дальневосточного федерального округа'

Формирование фонда инновационного развития Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекетов Николай Викторович

Статья посвящена вопросам создания фонда инновационного развития Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Особое внимание уделяется анализу современных технологий финансирования инвестиционных и инновационных проектов в базовых отраслях промышленности, позволяющих обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в инновационной экономике региона и стимулировать общий экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the creation of innovation development fund in the Far East Federal District. Particular attention is paid to the analysis of modern technologies and innovative financing investment projects in basic industries, to ensure the progressive structural changes in the innovation economy of the region and stimulate overall economic growth.

Текст научной работы на тему «Формирование фонда инновационного развития Дальневосточного федерального округа»

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

О формировании фонда инновационного развития Дальневосточного федерального округа

Н. В. Бекетов,

д. э. н., профессор Якутский государственный университет

Статья посвящена вопросам создания фонда инновационного развития Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Особое внимание уделяется анализу современных технологий финансирования инвестиционных и инновационных проектов в базовых отраслях промышленности, позволяющих обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в инновационной экономике региона и стимулировать общий экономический рост.

Фонд инновационного развития Дальневосточного федерального округа следует создавать в качестве организационно гибкой структуры, являющейся акционерным обществом открытого типа во главе с холдингом организаций, представляющих интересы правительств субъектов федерального округа, которые должны иметь контрольный пакет акций. Поскольку его величина должна быть в абсолютном выражении достаточно существенной, холдинг сам может быть акционерным обществом, учрежденным наиболее крупными инновационноактивными государственными предприятиями.

При этом желательно, чтобы все предприятия регионов, функционирующих на территории округа нуждающиеся в инновационной поддержке, были ассоциированными членами либо непосредственно представителями фонда инновационного развития Дальневосточного федерального округа (ФИР ДВФО), либо такое присоединение возможно через ассоциацию инновационно активных предприятий, которая могла бы быть одним из учредителей ФИР. Это означало бы, что членам ассоциации потребуется вносить сравнительно небольшой ежегодный взнос, но при этом они получили бы право пользоваться информацией аккумулируемой в подразделениях фонда.

Представляется целесообразным, чтобы члены окружной ассоциации инновационно активных предприятий были клиентами акционерного окружного (уполномоченного) инновационного банка, учрежденного фондом при участии ряда других коммерческих банков, не исключая банки сопредельных регионов других субъектов Российской Федерации.

В качестве инвесторов, вкладывающих средства в создание ФИР ДВФО, могли бы выступать коммерческие страховые организации.

This article is devoted to the questions of constriction and working out of found innovation development DVFO. A special attention is paid to analysis of up-to-date technologies financing and giving to important investment and innovation projects in basic branches of industry in order to provide progressive structural reforms in region of innovation economy and stimulate general economic growth.

В зависимости от типа региона, сосредоточения в нем предприятий минерально-сырьевого, химиколесного, топливно-энергетического, эколого-приро-доохранного, агропромышленного, машиностроительного, транспорта и связи, инвестиционно-строительного, потребительского и др. межотраслевых и отраслевых комплексов учредителями ФИР ДВФО могут быть:

н предприятия и организации одного территориально-производственного, межотраслевого или группы взаимосвязанных отраслевых комплексов производств, или все предприятия округа (в любом случае холдинг образуется крупнейшими в ДВФО инновационно активными предприятиями, в котором от 30 до 50% акций принадлежит органам, представляющих интересы исполнительных органов власти субъектов ДВФО); н ассоциации инновационно активных предприятий округа; н страховые организации;

н банки-держатели кредитных ресурсов на поддержку приоритетных направлений развития производства;

н прочие коммерческие структуры, связанные и инновационной и инвестиционной деятельностью; н организации — владельцы прав на интеллектуальный продукт, продаваемый в качестве учредительного взноса, в том числе в форме нематериальных активов; н республиканские органы власти и управления — распорядители формируемых за счет бюджета резервных и целевых фондов, включая валютные; н внебюджетный фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов; н распорядители средств, выделяемых на реализацию окружных межрегиональных программ;

н распорядители средств фонда поддержки малого и среднего бизнеса.

При определении состава учредителей межрегиональных инновационных образований необходимо учесть, что круг заинтересованных в этом организаций будет расширяться.

В соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации в качестве перспективных образований рыночной инфраструктуры округа могут развиваться следующие институциональные образования:

н Федеральный фонд финансовой поддержки угольной промышленности и сельского хозяйства;

н институты продажи экспортной выручки на внутреннем валютном рынке; н региональные и межрегиональные акционерные центры по продаже акций (инвестиционные торги); н ФПГ на основе холдинговых или трастовых отношений, создаваемых в целях концентрации разрозненных инвестиционных ресурсов предприятий на приоритетных направлениях и обеспечения финансовыми ресурсами НИОКР в округе;

н сеть специализированных банков; н инвестиционные банки с участием государства; н частные пенсионные фонды; н органы контроля за деятельностью финансовых институтов; клиринговые палаты; кредитные союзы и товарищества; структуры организованного оптового рынка сельскохозяйственной продукции;

н сельскохозяйственные кооперативные банки с государственной поддержкой.

В ДВФО уже идет процесс формирования не только указанных структур, но и новых. Участие различных организаций в создании институтов инновационного характера возможно при условии соответствующей их заинтересованности в инновационном процессе. Это делает необходимым реализацию следующей основной задачи — создание окружного инновационного банка с участием государственных средств, выделяемых на формирование специального фонда поддержки малого и среднего бизнеса, или направляемых из централизованных кредитных ресурсов на поддержку приоритетных направлений развития производства.

Важно также часть активов, причем незначительную (порядка 15-20%), формировать за счет включения в Уставный фонд интеллектуального продукта. В соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг», износ по нематериальным активам относится на текущие расходы и включается в себестоимость.

Принципиально важным является положение Бюджетного кодекса о праве представительных и исполнительных органов власти определять направление использования средств бюджетов на совместные программы с представительными органами власти иных национально-государственных и администра-

тивно-территориальных образований. Они имеют право образовывать в пределах доходов своего бюджета резервные и целевые фонды, объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения.

В условиях формирования современной финансово-экономической инфраструктуры развития ДВФО инновационный фонд призван стать головным планирующим, координирующим и связывающим звеном, выступающим как важнейший элемент в создаваемом организационно-экономическом механизме развития современной экономики округа, сочетающем государственное и межрегиональное управление научно-техническим прогрессом в рыночных условиях. Очень важно, чтобы ФИР ДВФО в процессе функционирования мог служить эталоном наиболее полного использования всей системы экономических рычагов и стимулов, современных методов стратегического планирования, управления, маркетинга, прогнозирования и программирования инновационного развития на межрегиональном уровне.

Инновационный фонд ДВФО должен являться юридическим лицом и самостоятельным хозяйствующим субъектом, использующим имеющиеся в его распоряжении финансовые и материально-технические ресурсы, получающим доходы от своей коммерческой деятельности и несущим полную экономическую и юридическую ответственность перед партнерами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Наиболее универсальной и предпочтительной формой ФИР ДВФО можно считать его функционирование в качестве акционерного общества открытого типа. При этом в составе основных учредителей — членов и акционеров ФИР ДВФО — весьма желательно участие региональных органов управления, владеющего довольно высокой долей (пакетом) акций, что способствовало бы принятию и осуществлению наиболее рациональных решений по развитию инновационной деятельности с учетом интересов региона. Вместе с этим ФИР ДВФО может быть наделен региональными органами власти целым рядом делегируемых ему полномочий: экспертиза крупных инновационных проектов с точки зрения социальной, экологической и экономической эффективности; контроль за соблюдением различных нормативов и законодательных актов по вопросам НТП, сертификации; патентно-лицензионное дело; формирование и концентрация целевых средств от отчислений дочерних фирм и других организаций для внедрения значимых проектов, представляющих межотраслевой или межрегиональный, межгосударственный взаимный интерес и т. п.

Наиболее важными задачами и основными направлениями деятельности ФИР ДВФО могли быть, по нашему мнению, следующие:

1) активное участие в создании конкурентной среды, формирование рынка научно-технической и

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

интеллектуальной продукции (услуг), в развитии рыночной инфраструктуры НТП в округе;

2) координация и выполнение регулирующей роли на межрегиональном (окружном) рынке инновационной научно-технической продукции для достижения сбалансированности спроса и предложения, анализ и прогнозирование ресурсных возможностей и потребностей предприятий округа в нововведениях;

3) оказание помощи в наиболее полном использовании субъектами инновационной деятельности форм, методов и потенциальных возможностей, которые органически связаны с переходом к рыночным условиям хозяйствования (конкурентоспособность, качество продукции, самоокупаемость, эффективность, самофинансирование, самоуправление и т. п.);

4) выработка и практическое осуществление широкой системы мер, обеспечивающих укрепление, динамичное и комплексное развитие научно-инновационного потенциала федерального округа;

5) аккумулирование финансовых средств и других ресурсов предприятий, организаций и бюджета в интересах повышения эффективности и активизации инновационного предпринимательства в округе, оказание целевой финансово-ресурсной поддержки во внедрении новейших достижений инновационной сферы предпринимательскими структурами, независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности;

6) создание окружного банка и базы данных по вопросам инновационного развития, ведения окружного реестра изобретений, проектов, рационализаторских предложений, лицензий, патентов и т.п., а также данных о потенциальных заказчиках-партнерах, предоставление различным партнерам информационных услуг;

7) участие в формировании и развитии разнообразных предприятий и организаций, составляющих в комплексе инфраструктуру окружного инновационного рынка, обеспечивающих оказание партнерам научно-практической и организационной помощи, инжиниринговые, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и т. п. услуги в проведении НИОКР и других мероприятий, способствующих ускорению развития инновационной сферы ДВФО;

8) разработка проектов, прогнозов, проектов целевых программ и внесения предложений по осуществлению межрегиональной стратегии развития инновационной системы, обоснование и выбор приоритетных направлений научно-технологического прогресса в федеральном округе;

9) формирование по поручению уполномоченных окружных органов управления заказов партнерам межрегиональных целевых программ по приоритетным направлениям научно-технологического развития, организация и координация работы по их выполнению, поддержка финансовыми и материально-техническими ресурсами;

10) проведение независимой комплексной экспертизы и конкурсного отбора проектов и целевых про-

грамм научно-технологического развития, организация конкурсов, торгов аукционов инновационной продукции. Формирование на конкурсной основе исполнительных дирекций, управляющих реализацией целевых программ, заключение контрактов с заказчиками и исполнителями программ, контроль и оценка результатов выполнения указанных целевых программ;

11) организация рациональных горизонтальных связей между партнерами, участниками инновационного процесса, координация и согласование заданий, сроков, сбалансированность ресурсного обеспечения федеральных, окружных, региональных, отраслевых и межотраслевых целевых программ, а также оказание помощи в реализации перспективных и текущих планов научно-технологического развития предприятий, функционирующих на территории округа;

12) организация и осуществление межрегиональных и внешних научно-технологических связей, обмена опытом разработки и внедрения высокоэффективных научно-технологических достижений, представительство по поручению органов местного самоуправления в защите интересов регионов в составе ДВФО в различных организациях по вопросам развития окружной инновационной системы;

13) содействие в реализации на внешнем рынке инновационной продукции и услуг;

14) проведение учебно-методических мероприятий по организации подготовки и повышения квалификации кадров, связанных с разработкой и реализацией научно-технологических программ и проектов. Оказание предпринимателям помощи в обмене передовым опытом, информационном, научно-методическом обеспечении развития инновационной сферы, качественном совершенствовании кадрового потенциала в ДВФО.

Многому может способствовать ФИР ДВФО и

по другим направлениям инновационной деятельности, например, по оказанию помощи в организации и проведении окружных мероприятий по программе конверсии, расширению выпуска продукции двойного назначения, эффективному перепрофилированию предприятий и диверсификации производства.

Будучи акционерным обществом, ФИР ДВФО, в свою очередь, должен иметь право участвовать на коммерческих, страховых, акционерных, благотворительных началах в сотрудничестве с другими фондами, предприятиями и организациями, выступать как их учредитель, акционер или спонсор.

В зависимости от масштабов деятельности, характера и сложности решаемых задач инновационный фонд может быть комплексной, глубоко диверсифицированной компанией. Он может образовывать и объединять в своем составе различные как коммерческие, так и некоммерческие подразделения, в том числе, например, дочерние мини НИИ, малые опытно-экспериментальные предприятия, малые инновационные фирмы, проектно-конструкторские и исследовательские организации, лаборатории, проектные и лизинговые фирмы, дома техники, инновационные

«инкубаторы», технопарки, консалтинговые и маркетинговые фирмы. Там, где это целесообразно, региональные холдинговые инновационные фонды могут также открывать свои филиалы (представительства, отделения), непосредственно на местах (в отдельных городах, других регионах), на территории соответствующего субъекта ДВФО.

Все это, конечно, не исключает возможности создания и функционирования в ДВФО одновременно нескольких, сотрудничающих и конкурирующих самостоятельных инновационных фондов. Каждый из таких фондов мог бы специализироваться, например, на решении специфических вопросов отдельных проблем, отраслей, видов техники, на предоставлении определенного вида услуг и т. д.

Вместе с этим следует особо подчеркнуть, что наряду с упомянутыми выше холдинговыми комплексами или специализированными инновационными фирмами в ДВФО могут создаваться и функционировать также ряд других моделей организационноэкономической поддержки инновационной деятельности. В их числе, одной из наиболее эффективных форм, как свидетельствует зарубежный опыт, являются венчурные фирмы (венчурный бизнес). Отличительной особенностью венчурных фирм является полная коммерциализация их деятельности. Главная нацеленность функционирования — аккумулирование свободных капиталов и их использование на наиболее оригинальных, отличающихся особой новизной или приоритетных направлениях научно-технологического развития, связанных с высоким риском и требующих надежной поддержки. Создание сети венчурных фирм на коммерческой основе в сочетании с предложенной типовой моделью холдингового комплексного инновационного фонда способствовало бы более полному использованию территориальных потенциальных резервов ускорения инновационного развития в ДВФО.

Венчурные фирмы могут создаваться и функционировать как независимые самостоятельные компании либо входить в состав региональных инновационных фондов как дочерние образования на акционерных началах.

По нашему мнению, необходимо особо учитывать три важнейшие особенности венчурного бизнеса.

Во-первых, характерным может быть довольно большой разрыв в сроках: между вложением капитала в дело и получением надежного коммерческого результата рискового проекта, т. е. отдачи в виде дохода, прибыли. Следовательно, венчурная организация должна иметь необходимый резервный капитал, который как бы «замораживается» на период освоения рискового проекта.

Во-вторых, венчурные фирмы обязаны соблюдать генеральные принципы рискового финансирования — разделение и распределение на паритетных началах риска и возможного экономического ущерба между учредителями венчурной фирмы в случае неудачи проекта.

В-третьих, должно обязательно исключаться применение каких-либо экономических санкций к обанкротившемуся предпринимателю, внедрявшему рисковый проект за счет средств венчурной фирмы. Исключение экономических санкций необходимо предусматривать и гарантировать в соответствующих учредительских и других договорных документах.

Эти принципы только подчеркивают необходимость особо тщательного анализа, обоснования и отбора всех рисковых проектов и бизнес-планов предпринимателей, участвующих в конкурсах на получение средств за счет венчурного финансирования.

Изложенные выше принципиальные вопросы и концептуальные подходы использованы в качестве основы для подготовки проекта типового положения о создании и организации деятельности фонда инновационного развития ДВФО.

п С И И п К

и с к и и

ыноппрн

Дружба

111250. Москва, ул. Красноказарменная ул.. д. 13 к. С Тел.: (495) 707-13-38, 707-13-39; Факс: (495) 362-74-81 Email: info@ruBchinapark.ru; http://www.ruschinapark.ru

В период с 18 по 20 июня 2006 года в г. Фучжоу (провинция Фуцзянь, Китай) проводится Международная выставка высоких технологий «4th Fujian Technology and Projects Fair». Приглашаем к участию в мероприятиях Международной ярмарки высоких технологий «4th Fujian Technology and Projects Fair» научные организации, промышленные предприятия, малые инновационные фирмы, изобретателей.

В рамках проведения года России в Китае, РКТ «Дружба» является организатором экспозиций в ряде выставок и презентаций на территории КНР в 2006 году. РКТ не только создает экспозицию перспективных высокотехнологичных разработок из России, но и организует предварительный поиск предприятий и организаций в Китае, заинтересованных в экспонируемых разработках, а также оказывает содействие в переводе на китайский язык информационных и рекламных материалов, в оформлении выездных документов для экспонентов, в проведении переговоров с китайскими партнерами, в подготовке и заключении соглашений и договоров. При формировании экспозиции наибольший приоритет будет отдаваться разработкам, позволяющим экспортировать российскую высокотехнологичную продукцию в КНР и другие страны Юго-Восточной Азии, создавать совместные предприятия по производству

подобной продукции в Китае или в России.

Заявки направляются по адресу: Россия, 111250, Москва, ул. Красноказарменная, д. 14, Российско-Китайский технопарк «Дружба» или по E-mail: inlo@ruschinapark.ru и ruschinapark@yandex.ru

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.