привести к искажению слуховых образов и затруднить образование акустико-артикуляционных признаков [11. Особо данное явление можно наблюдать при изучении темы «Лётно-технические характеристики летательных аппаратов». Неверно услышанное числительное может значительно исказить информацию, что приведет к ошибкам в понимании основного содержания. Некорректно понятая информация при ведении радиообмена на английском языке может привести к фатальным последствиям.
Также одним из наиболее эффективных методов для вовлечения курсантов в коммуникацию на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык» является ролевая игра.Игровая деятельность считается наиболее естественной и интересной. На разных этапах обучения мы используем ролевые игры для развития дискуссионных навыков. В данном виде деятельности обучающиесяпредставляют себя в различных профессиональных контекстах и играют различные роли: действующего или будущего пилота вертолёта, диспетчера, метеоролога, бортпроводника, командира воздушного судна, бортмеханика и т.д. Ролевая игра активизирует стремление курсантов к активному взаимодействию, заставляет не только говорить, но и слушать, запоминать то, что говорит собеседник и адекватно реагировать.
Преподаватели регулярно применяют метод ролевой игры для обучения курсантов двустороннему переводу, который предполагает максимальное погружение в конкретную ситуацию общения на иностранном языке. К примеру, при изучении темы «Международные организации и сотрудничество»первый курсант выступает в роли представителя одной из международных организаций, второй - в роли русскоязычного гостя международной конференции, третий участник переговоров - переводчик. Представитель международной организации отвечает на вопросы российского гостя об истории создания, целях и задачах организации. Переводчик осуществляет двусторонний перевод: с русского на английский и с английского на русский язык.
Метод дискуссий также является результативным при обучении говорению на английском языке в авиационном вузе. В авиации много проблемных вопросов, которые могут послужить поводом для дискуссии. При этом организация дискуссии может быть направлена как на обмен мнениями, выражение мыслей по поводу прочитанного или прослушанного материала, а также совместный поиск решения той или иной проблемы. При таком методе формируются малые группы (3-5 человек), каждому участнику которых необходимо высказаться. К примеру, при изучении темы «Отечественные и зарубежные самолеты» курсантам предлагается обсудить характеристики самолетов, сравнить и доказать их эффективность. Данный вид работы является очень трудоемким и затратным по времени, так как все участники выполняют огромную подготовительную работу для организации и проведения дискуссии. Преподаватель должен определить цель и тему дискуссии, контролирует процесс, оценивает и подводит итоги, курсанты собирают дополнительную информацию по теме. Несмотря на трудозатраты, данный вид работы эффективно развивает навыки говорения, убирает языковой барьер, способствует развитию критического мышления и умения быстро принимать решения.
Выводы. Итак, коммуникативные способности курсантов являются неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Уделяя достаточное внимание развитию навыков говорения, преподаватель, тем самым, повышает интерес курсантов к изучению авиационного английского языка в целом. Обучающиеся видят результат своего труда, слышат себя, у них возникает желание улучшить качество речи и тем самым повысить свою компетентность и конкурентноспособность в будущем.
Литература:
1. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам. - М., Высшая школа, 2011. - 374 с.
2. Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №4.
3. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам. М., Высшая школа. 2012. - 336 с.
4. Муратова А.С. Специфика развития навыков говорения у студентов неязыковых вузов // Альманах современной науки и образования. - 2006. - №2 (9): в 3-х ч. - 4.II. - C. 120-121.
5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 2012. - 286 с.
Педагогика
УДК: 376
аспирант Легостаева Ольга Тофиковна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСЩЕЛИНАМИ
ГУБЫ И НЕБА
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования фонационного дыхания у детей с врожденными расщелинами губы и неба. В ней представлены результаты исследования состояния дыхания у дошкольников с ринолалией и ринофонией. Также описаны основные этапы развития фонационного дыхания, которое является базовым компонентом для формирования произносительной стороны речи у детей с врожденными расщелинами.
Ключевые слова: дыхание, фонационное дыхание, ротовой выдох, врожденная расщелина губы и неба, ринолалия, ринофония.
Annotation. The article is devoted to the problem of developing of phonatory breath in pre-school children with cleft lip and palate. This study describes results of the investigation of breath condition in pre-school children with cleft lip and palate. The main directions of breath development, the base pronunciation component, were presented in the article.
Keywords: breath, phonatory breath, oral expiration, cleft lip and palate, rhinolalia, rhinophonia.
Введение. Врожденная расщелина губы и неба - один из сложных и часто встречающихся пороков развития. Реабилитация детей с врожденной расщелиной требует комплексного и многоступенчатого подхода. Несмотря на совершенствование методик хирургического и ортодонтического вмешательства, проведение хейлопластики и уранопластики в раннем возрасте, у многих детей сохраняются такие тяжелые речевые нарушения, как ринолалия и ринофония.
В структуру дефекта при ринолалии и ринофонии входят: тотальные нарушения звукопроизношения, голоса, интонации, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, резонанса. Врожденный анатомический дефект, подверженность детей с ВРГН частым простудным заболеваниям приводит к расстройствам дыхания. Степанова Ю.Е., изучавшая состояние резонаторов у детей с нарушениями голоса, отмечает, что любые заболевания полости носа, околоносовых пазух, а также изменения их формы, искривление носовой перегородки, влияет на качество голоса, вызывая ухудшение его акустических показателей [11].
Изложение основного материала статьи. Дыхание является энергетической базой не только красивого голоса, но и правильного звукопроизношения, и резонирования. Формирование правильного дыхания, «дыхательной опоры» звука является важнейшим, базовым этапом формирования произносительной стороны речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба. Профессор старой итальянской школы Ф. Ламперти писал: «Самый лучший друг и самый страшный враг для звука - это дыхание. Дыхание, правильно употребляемое, становится другом, неправильно - врагом».
Недостаточное внимание к формированию речевого дыхания в процессе логопедической работы с детьми с врожденными расщелинами губы и неба приводит к значительным трудностям при постановке звуков, коррекции голосовых нарушений, устранении носовой эмиссии, увеличению сроков реабилитации. По данным зарубежных исследователей (Chapman K, Sell D., Hardin-Jones M., и др.), недостаточная сформированность речевого выдоха у дошкольников с врожденными расщелинами часто является причиной использования в речи коротких простых предложений из 2-3 слов. Многие авторы (Ипполитова А.Г., Вансовская Л.И., Ермакова И.И., Доросинская А.В., Балакирева А.С., и др.) подчеркивают важность и обязательность формирования фонационного дыхания в процессе логопедической работы с детьми с риноллалией и ринофонией. Однако, проблема закрепления сформированных навыков речевого дыхания остается нерешенной. Таким образом, исследование и накопление данных о состоянии дыхания у детей с врожденными расщелинами губы и неба, а также разработка и подборка игр и упражнений в процессе комплексной коррекционной работы является актуальным.
Целью данной работы - исследование состояния дыхания как базового компонента формирования произносительной стороны речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба.
Физиологи отмечают, что при образовании звуков, во время речи, отмечается напряжение мышц, осуществляющих вдох, легких, мускулатуры брюшного пресса. Вследствие напряжения диафрагмы, увеличивается на вдохе объем талии. Напряженные мышцы брюшного пресса создают сопротивление диафрагме. Данное напряжение мышц должно сохранятся в течение всего времени звукообразования. Воздух поступает из легких к голосовым складкам, и прилегающим к ним полостям, таким образом обеспечивается тонкая регуляция воздуха, который находится в легких [9].
Звуки речи образуются в верхних дыхательных путях: легкие раздувают носоглотку, мышцы которой, напрягаясь, становятся твердыми, проходящий через голосовые складки воздух образует звук. По мнению Ю. Парова, механизм образования звука у человека полностью идентичен механизму звукообразования у духовых музыкальных инструментов, «где порция воздуха проходит из полости рта через губы и преобразуется внутри инструмента в звуковые колебания» [9].
H.И Жинкин отмечал парадоксальность движений диафрагмы, производящей движения вдоха на выдохе благодаря эластической тяге легких, накопленной «... как потенциальная энергия в момент вдоха» [7]. В речевом дыхании Н.И. Жинкин выделил две составляющие: работу дыхательных поперечнополосатых мышц, которые обеспечивают смену скорости движения воздуха на выдохе в зависимости от артикуляции, и гладкие мышцы трахеобронхиального дерева, обеспечивающих количество воздуха на выдохе. Движения диафрагмы выполняют две важные функции: функцию усиления/ослабления звука и функцию слогораздела.
Дыхание при фонации, как речи, так и пении, выполняет функцию «опоры», «поддержки» звука. Филиппов А. В. предлагает ввести понятие «фонационное дыхание», куда входит вокальное дыхание, речевое дыхание и сценическо-речевое дыхание. В нашей статье речь пойдет о первых двух составляющих фонационного дыхания.
Исследование проводилось на базе Реабилитационного центра развития речи. Состояние речевого дыхания было изучено у 86 детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), имеющих врожденную расщелину губы, твердого и мягкого неба. Все дети были прооперированы по единой методике в возрасте до 1,5 лет. Из них 60 (51,6%) детей регулярно (год и более) занимались с логопедом в ДОУ.
Во время изучения особенностей дыхательной функции мы отмечали:
I. Тип дыхания: ключичный, грудной, брюшной, смешанный.
2. Особенности вдоха: ротовой, носовой, смешанный.
3. Выдох при фонации: ротовой, носовой, смешанный.
4. Максимальное время фонации (МВФ): необходимо для поддержания стабильной фонации, по мнению Gould, отражает общее состояние мышц гортани. Согласно проведенным исследованиям, МВФ у мальчиков составляет 13,4+_ 3,3 сек, у девочек - 11,4_+ 2,9 сек. По данным Д. К. Вильсона, МВФ при произнесении звонких фонем менее 5 секунд у дошкольников и менее 10 секунд у школьников, подростков и взрослых является показателем голосовых нарушений. МВФ измеряется следующим образом: ребенка просят тянуть/«долго произносить» звук И или А, секундомером измеряя время произнесения, начиная отсчет от момента начала фонации до ее прекращения (шепотной речи). Измерение МВФ проводится четыре раза, учитывается максимальный результат.
5. С/З коэффициент: является индикатором нарушений функций гортани при поражении краев голосовых складок. Коэффициент С/З - отношение МВФ звука С к МВФ звука З. При помощи секундомера измеряется МВФ звуков С и З четыре раза, выбирается максимальный результат. Согласно Д. К. Вильсона, у людей с нормальными голосовыми складками коэффициент С/З равен 1, при полипах и узелках голосовых складок происходит увеличение воздушного потока, уменьшение времени фонации звука З, что приводит к увеличению коэффициента С/З до 1,4.
Обследование дыхания проводилось в процессе бесед с ребенком, в виде специально подготовленных заданий.
В первую очередь определялся тип дыхания в процессе вдоха и выдоха: брюшной, грудной, ключичный (по подъему плеч, грудной клетки или стенки брюшной полости). Если при дыхании в состоянии покоя, а также при фонации фиксировалось движение плеч, отмечался ключичный тип дыхания, если фиксировались
движения в области грудной клетки - грудной тип дыхания, в случае, если движения отмечались в области брюшной стенки - фиксировался диафрагмальный тип дыхания.
Также оценивалось умение ребенка сделать полноценный вдох носом.
Направление выдоха при фонации: ротовой, носовой, смешанный. В случае выраженной назализации отмечалось носовое направление выдоха. В случае незначительной, а также нестабильной назализации, отмечалось смешанное направление выдоха. В случае, если назализация отсутствовала, отмечался ротовой выдох.
Максимальное время фонации (МВФ) определялось максимальным временем произнесения гласного звука А, ребенку предлагалось пропеть звук на одном выдохе три раза, в каждом случае фиксировалось время фонации (в секундах), после этого выбирался максимальный результат.
Исследование показало, что 73 ребенка (84%) имеют ключичный тип дыхания, и не используют диафрагму. У 10 детей (11,6%) был зафиксирован грудной тип дыхания, у 1 ребенка (4,4%) - грудобрюшной тип дыхания.
У подавляющего большинства детей (70%) направление выдоха было смешанным, частично через ротовую, частично через носовую полость, и нестабильным: иногда при фонации дети выдыхали через рот, иногда-через нос. У 18 детей (21%) зафиксирован при фонации носовой выдох, и лишь 8 детей использовали ротовой выдох.
70 детей (81,3%) не могли сделать глубокий вдох носом. 40 детей (46,5%) во время фонации говорили на вдохе. 45 детей (52,3%) имели укороченный ротовой выдох: максимальное время фонации (далее МВФ) составило 5 секунд и меньше. У 33 детей (38,3%) МВФ = 6-10 секунд, у 6 детей (7%) - больше 10 секунд, самый большой показатель МВФ - 17 секунд-был зафиксирован у одного ребенка (2.4%).
С/З коэффициент (СЗК), описанный в монографии Д. К. Вильсона [4], является важным показателем для выявления дисфункции голосовых складок. В норме этот коэффициент равен 1, данный показатель был зафиксирован у 15 детей (17,4%). 26 детей (30%) продемонстрировали СЗК больше 1, что свидетельствовало о сниженном тонусе голосовых складок, а также о наличии узелков и полипов. У 6 детей (7%) СЗК был меньше 1. У 38 детей (44%) измерение СЗК было невозможно, вследствие грубых нарушений звукопроизношения (дети не могли правильно произносить эти звуки), а также вследствие наличия дефектов озвончения.
Таким образом, дети с врожденными расщелинами губы и неба имеют следующие нарушения дыхания: преобладание ключичного типа дыхания, слабый и поверхностный носовой и ротовой вдох, укороченный ротовой выдох, смешанное направление воздушной струи при фонации. На основе результатов исследования нами были выделены следующие этапы формирование речевого дыхания у дошкольников с ВРГН:
• Формирование косто-абдоминального типа дыхания.
• Формирование быстрого и глубокого носового вдоха.
• Формирование длительного и сильного ротового выдоха.
• Дифференциация ротового и носового выдоха, формирование координации между носовым/ротовым вдохом/выдохом.
• Выработка направленной воздушной струи по центру языка.
Начинать формировать речевое дыхание можно уже с 2-летнего возраста. Вследствие того, что понятия «вдох» и «выдох» являются абстрактными и непонятными для детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста, мы заменяли их словами «нюхай» / «дуй». С целью формирования фонационного дыхания нами разработаны и апробированы игры и упражнения для детей дошкольного возраста с врожденными расщелинами губы и неба.
Неотъемлемой частью работы над дыханием является вокальная фонопедия. Использование вокальных приемов при постановке речевого выдоха существенно повышает эффективность логопедических занятий. Одним из наиболее эффективных приемов формирования фонационного дыхания является «вокальный зевок», а также его разновидности: «вдыхание аромата цветка», «скрытый» зевок, зевок с расслаблением челюсти, и тд. От обычного, физиологического, вокальный зевок отличается необходимостью сохранять условия, «при которых следующая постинспираторная фаза дыхания проходит достаточно длительное время» [13]. Данная форма зевка способствует активизации голосовых складок, а также управлению их жесткостью, помогая таким образом интонировать в пении. Кроме того, сильный зевок увеличивает подскладочное давление, усиливая силу звука. Согласно исследованиям ученых, именно вокальное дыхание способствует становлению мелодики речи, способствуя управлению голосовыми складками [13]. В процессе выполнения дыхательных упражнений вдох носом нужно делать спокойный и глубокий, с «выпячиванием» живота, а выдох - через вытянутые «дудочкой» губы без напряжения и гримас. В случае значительной носовой эмиссии на выдохе необходимо попросить ребенка дуть слабее до тех пор, пока эмиссия не исчезнет, и с этого момента постепенно наращивать силу выдоха. Дыхательные упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от состояния речевого дыхания ребенка, каждое упражнение рекомендуется выполнять 4-5 раз.
• Формирование косто-абдоминального типа дыхания.
Формирование косто-абдоминального типа дыхания начинается в положении лежа, чтобы исключить поднятие плеч. Когда ребенок освоит вдох носом и животом, выдох ртом без надувания щек, упражнения усложняются, например, на вдохе и выдохе добавляются движения рук/ног (сгибание/разгибание, и т.д.). Таким образом удается снять мышечные зажимы в области плеч, шеи и спины, а также активизировать участие нижнебрюшных и поясничных мышц в процессе дыхания. По мере закрепления навыка косто-абдоминального типа дыхания в положении лежа, можно переходить к выполнению упражнений сидя и стоя.
Далее мы переходили к вокальным упражнениям с озвученным выдохом, которые также выполнялись в положении лежа, затем сидя и стоя. Необходимо следить за неподвижностью грудной клетки.
• Формирование быстрого и глубокого носового вдоха.
Для формирования носового вдоха мы использовали игры на узнавание различных ароматов, такие, как «Ароматный букет», «Узнай аромат» и др.
• Формирование длительного и сильного ротового выдоха.
На данном этапе мы использовали игры с выдыханием под счет, а также упражнения и игровые ситуации с различными предметами.
• Дифференциация ротового и носового выдоха, формирование координации между носовым/ротовым вдохом/выдохом.
Для отработки данного навыка мы использовали упражнения с аппаратом TRIFLO II, который был разработан для предотвращения осложнений в работе дыхательной системы, развития силы легких, восстановления мощности дыхания. Для работы с детьми с расщелинами этот аппарат используется следующим образом: в положении сидя, мундштук находится во рту у ребенка, ребенок делает ртом вдох так, чтобы поднять один или несколько шариков, носом выдох. Упражнение повторяется 5-10 раз. Далее аппарат переворачивается и выполняется упражнение: вдох носом (диафрагмальное дыхание), выдох ртом, без надувания щек, так, чтобы один-несколько шариков поднялись. Упражнение выполняется 5-10 раз. Такое чередование упражнений позволяет сформировать координацию между вдохом и выдохом, а также формирует навык поднятия небной занавески вверх.
Также для дифференциации ротового и носового выдоха мы использовали гимнастику Е.В. Лавровой [8]:
• Вдох через нос - живот вперед, выдох через рот (губы «трубочкой»);
• Вдох через рот-выдох через рот;
• Вдох через рот - выдох через одну ноздрю (поочередно);
• Вдох и выдох носом через одну ноздрю;
• Вдох и выдох носом поочередно через разные ноздри;
• Выработка направленной воздушной струи по центру языка.
Направленная воздушная струя, проходящая по центру ротовой полости, необходима для произношения практически всех согласных звуков, за исключением звуков М, Н, Л. Данный навык отрабатывался на занятиях с логопедом при помощи различных игр и упражнений.
Выводы:
1. Нарушение дыхания - один из основных признаков речевых нарушений в структуре дефекта при ринолалии и ринофонии.
2. Снижение физиологических возможностей ребенка с врожденной расщелиной губы и неба с самого рождения приводит к формированию непродуктивного для речи, ключичного типа дыхания.
3. Недостаточное смыкание небно-глоточного кольца, слабый и укороченный ротовой выдох, отсутствие координации и дифференциации ротового и носового выдоха приводят к расстройствам резонанса, ухудшению акустических характеристик голоса, а также к грубым расстройствам звукопроизношения.
4. Фонационное дыхание у детей с врожденными расщелинами с возрастом не развивается спонтанно, и требует комплексной работы.
5. Все существующие на данный момент методики коррекции речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба включают этап формирования речевого дыхания, однако, этот процесс занимает длительное время, а сформированные навыки с трудом закрепляются в повседневной речи.
6. Комплексная коррекционная работа, использование наряду с логопедическими приемами, вокальных упражнений, позволяет оптимизировать процесс постановки фонационного дыхания, способствуя закреплению правильных дыхательных навыков.
Литература:
1. Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. - Москва: Секачев, 2011.
2. Бурлакина О.И. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. - Спб.: Детство-Пресс, 2012.
3. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб.: Гиппократ, 2000.
4. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - Москва: Медицина, 1990.
5. Доросинская А.В. Психолого-педагогическая технология коррекции нарушений голосовой функции у детей дошкольного возраста с врожденной расщелиной губы и неба в системе комплексной реабилитации: дис. канд. пед. наук: Екб, 2000.
6. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - Москва: Просвещение, 1996.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - Москва: Издательство Академии Педагогических Наук, 1958.
8. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фониатрии. - Москва: В. Секачев, 2014.
9. Паров Ю. Азбука дыхания. - Минск: Полымя, 1988.
10. Пустынникова Г.Н. Практическое пособие по восстановлению речевого и певческого голоса. -Москва: Издательский Дом Альянс, 2014.
11. Степанова Ю.Е. Состояние резонаторного аппарата у детей с нарушениями голоса // Голос и речь, №1 (6). 2012.
12. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. - Москва: ТЦ Сфера, 2005.
13. Филиппов А. К вопросу о вокальном дыхании / А.В. Филиппов // Голос и речь. - 2011. - №2 (4).
14. Черная И.Е. Воспитание голоса. Резонаторы / И.Е. Черная // Голос и речь. - 2012. - №2 (7).
15. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 2013. - №6, с. 3-22.