В. В. Борисов
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
Работа представлена кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития
СПбГУ.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Бордовская
Статья посвящена анализу проблем взаимосвязанного формирования физической культуры личности и культуры здорового образа жизни в образовательном пространстве современной школы. В центре рассмотрения проблема физической культуры личности как составная часть духовной культуры. Автор показывает взаимозависимость названных свойств личности и убедительно доказывает, что эффективность процесса формирования здорового образа жизни обусловлена культурологическими факторами: ценностями, целями, традициями, значимыми события школьной образовательной среды.
This article is devoted to the analysis of the interconnected problems of physical culture of the person and a healthy way of life formation in educational space of modern school. The central point of consideration is a problem of physical culture as a component of spiritual culture of the person. The author shows interdependence of the named properties of the person and persuasively proves, that efficiency of a healthy way of life formation process is caused by cultural factors: values, the purposes, traditions and significant events of the school educational environment.
Исследование проблем физической культуры человека обуславливает необходимость установления новых взаимосвязей между различными составляющими жизнедеятельности человека и поиска адек-ватных современным условиям развития общества средств влияния на становление здорового образа жизни. Данные последних лет, приводимые как в научной, так и в научно-популярной, массовой литературе, показывают катастрофический рост
и омоложение «заболеваний» человека, в связи с чем проблема «здорового образа жизни» выдвигается на первый план общественной актуальности.
Очевидно, что традиционный подход к физическому воспитанию человека на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сфер, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам же процесс фор-
3 1
мирования физической культуры утрачивает свой культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл, что и приводит к негативным результатам.
Многие исследователи проблем открытого общества отмечают, что информацион-но-креативная обусловленность современной цивилизации выдвигает на первый план принцип языковой и культурологической обусловленности любых процессов, связанных с формированием культуры личности1 .
Весьма примечательно, что впервые Платон представил понятие «культуры тела» в рамках общественно-педагогической системы физической культуры в Древней Греции. И хотя сформулированный в Афинах тезис «Для тела гимнастика, для души музыка» как будто свидетельствует о разделении биологического и социального в представлении о физической культуре, но на самом деле древние философы исходили из приоритета духовного в человеке, а значит, и в средствах (к которым относили гимнастику), используемых в его совершенствовании.
Известно, что в последнее время существенно переосмысляется феномен культуры. «Согласно последним представлениям, культура - это универсальный механизм, который осуществляет самоорганизацию человеческой жизни»2. Вместе с изменением понимания культуры как таковой происходит и трансформация понятия физической культуры. В недалеком прошлом физическая культура преимущественно рассматривалась как «окультуренная» двигательная деятельность. Современное представление о физической культуре значительно богаче. Оно впитало в себя различные смыслы, которые вкладывались в это понятие в разные периоды развития общества и определялись особенностями разви-тия общества. Сегодня физическая культура рассматривается как сложный многоаспектный феномен, соотнесенный с понятием «общая культура». Качественно новая стадия осмысления сущности физической
культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания человека3 .
Существенные признаки, описывающие современное представление о культуре общества и отдельного человека, являются основой для выявления содержательных характеристик физической культуры. При этом для нас особенно значимы социальный, деятель-ностный, духовный и ценностный аспекты, которые выделяются при рассмотрении содержания понятия культуры.
По мнению некоторых современных исследователей физической культуры и спорта (Л. И. Лубышева, Н. И. Пономарев, Ю. М. Николаев и др.), современный этап развития физической культуры характеризуется преодолением узкоспециализированного изучения культурных явлений. Он характеризуется системным рассмотрением этих явлений, обращением к человеку, который в трудах по человековедению все чаще начинает рассматриваться как целостность и многомерность, как интегративная система.
В. М. Выдрин определяет физическую культуру как вид культуры человека и общества, а также как деятельность и ее социально-значимые результаты по формированию физической готовности человека к жизни. По его мнению, физическая культура - это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей4.
В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из ее задач - активное содействие всестороннему и гармоничному развитию членов общества, их преобразование, т. е. то, что составляет сущность культуры в более широком плане. Используя закономерности естественного развития человека, она своими средствами и методами добивается новых качественных результатов, форми-
Формирование физической культуры и культуры здорового образа жизни..,
рует и развивает такие свойства человека, которые не даны ему от природы. Физическая культура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является одним из важных средств формирования в полном объеме его культуры.
В чем же состоит взаимосвязь духовной и физической культуры человечества?
С одной стороны, от духовной культуры физическая культура получает и перерабатывает идейно-теоретическую и научно-философскую информацию. С другой стороны, она обогащает культуру, науку, искусство, литературу социальными ценностями в виде теорий, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки.
Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека - физические качества , двигательные возможности. Духов -ное воплощается в результатах проектирующей и моделирующей двигательной деятельности, в теоретическом обосновании целей и задач физического развития человека, содержания методов погружения человека в мир физической культуры.
Особенно значимо, что физическая культура может рассматриваться как сфера гармонизации естественно-природного и социально-преобразующего в человеке5.
Исследователями выделен ряд существенных характеристик физической культуры:
• физическая культура выступает как базовый аспект общей культуры человека, присутствует (хотя не всегда в осознаваемом и реализованном виде) в любой сфере культурной деятельности, поскольку взаимодействие природного и социального лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек - это всегда «человек телесный», а потом уже «человек разумный» и «человек социальный»;
• физическая культура - это в определенном смысле интегрирующее звено раз-
вития культуры человека вследствие заключенного в ней необходимого взаимодействия и взаимопреобразования атрибутов, характерных для различных уровней бытия человека; в этом проявляется ее особен-ность как механизма встраивания природного начала в социокультурное и адаптация социально-требуемого к естественным основам человеческого существования;
• физическая культура, как ни один другой вид культуры, содержит потенциал проявления личности человека как целостности, не только принимающего, но и воплощающего ценности культуры.
По признанию многих исследователей (В. В. Столбов, С. В. Молчанов и др.), физическая культура россиян обладала своими отличительными чертами. Так, С. В. Молчанов полагает, что физическая культура в России весьма самобытна, поскольку основывается на переплетении разных культур. Здесь соединяются народная и православная идеи. Истоки народной идеи физической культуры следует искать в языческой культуре. Другим источником развития отечественной физической культуры яви -лась православная концепция, принятая на Руси. Именно в ней было определено место физического развития человека в системе общечеловеческих ценностей, а также сформулированы нравственные критерии физического воспитания.
Проблемы функционирования физической культуры и ее развития становятся важным направлением социальной политики в России и во всем мире, что позволяет рассматривать физическую культуру не только как самостоятельный вид культуры общества, но и как средство воспитания всесторонне развитой личности. Уровень развития физической культуры становится показателем цивилизованности общества, поскольку физическая культура - это не область непосредственной работы с телом, хотя именно телесно-двигательные качества человека преимущественно являются предметом ин-тереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая - это преж-
де всего «работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром»6.
Понимание специфичности физической культуры как разновидности общей культуры человека приводит нас к еще одному важному выводу. Если принять за основу положение о том, что культура развивается в рамках культурной среды, то становится очевидным, что само понятие культурной среды является актуальным и для понимания факторов и условий развития физической культуры в целом. В рамках конкретной культурной среды, понимаемой как элемент развития культуры, ее институтов и учреждений, развивается и физическая культура.
Развитие физической культуры, таким образом, тесно связано с развитием и воплощением ее в языке. Принципиально важными становятся языковые конструкции, выражающие смысл и ценности процесса формирования здорового образа жизни. Не случайно в последнее время исследователи проблемы7 отмечают, что на процесс формирования физической культуры человека оказывают существенное влияние такие конструкции, как мифы, легенды, образы, обряды, традиции, присущие той или иной общественной системе, в которую вовлечен человек.
И все же наиболее существенным пара -метром в понимании специфики современ-
ной физической культуры является свободная и творческая деятельность по взаимосвязанному физическому и духовному совершенствованию человека.
Как было уже отмечено, понятие физической культуры многоаспектно и может быть охарактеризовано с нескольких сторон: результативной (наиболее существенными признаками его содержания являются деятельность по освоению двигательного и духовного опыта, передача его из поколения в поколение), деятельностный (деятельность, направленная на совершенствование сущностных сил человека), ценностной (ценностный аспект в сфере физического совершенствования), функциональной (выявление роли и места физической культуры в жизни общества, функций, которые она в нем выполняет или может выполнять). Все названные аспекты находят свое выражение в языке и языковых формах.
Таким образом, физическая культура как вид общей культуры тесно связана с творческой деятельностью человека по са-мосовершенствованию в единстве с освоением и созданием физических и духовных ценностей. Язык культуры здоровья - это язык духовного роста личности, в котором деятельностный и результативный аспекты становления обусловлены развитием создания и мировоззрения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Казакова Е. И., Светенко Т. В. Культура открытого образования. СПб., 2002.
2 Скатов Н. Н. Университет и культура // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 1998. С. 65-66.
3 Пономарев Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996.
4 Выдрин В. М. Физическая культура. Культуроведческий аспект: Учебн. пособие. СПб., 1998.
5 Там же.
6 Быхоеская И. М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени. М.: ФОН, 1 997.
7 Казакова Е. И., Светенко Т. В. Указ соч.