Формирование финансовых результатов предприятия
ЗМ Завьялова, к.э.н, доцент,
И.Н. Выголова, к.э.н., доцент, Оренбургский ГАУ
Ключевые слова: формирование, финансирование, деятельность, организация, баланс, прибыль.
Деятельность любой организации связана с привлечением необходимых ресурсов, использованием их в производственном процессе, продажей произведенных товаров (работ, услуг) и с получением финансовых результатов. В связи с этим особую значимость приобретает анализ процесса формирования финансовых результатов [1]. В условиях рыночной экономики прибыль — важнейший оценочный показатель деятельности предприятия в сфере предпринимательства и бизнеса. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли.
По мнению А.Г. Хайрулина, «прибыль — это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности организации, а с другой — источник доходов бюджета различных уровней» [2].
Д.А. Ендовицкий рассматривает прибыль как конечный результат текущей инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период времени, который может быть определен двумя способами:
— согласно теории статического баланса, финансовый результат определяется как наращение капитала за соответствующий период, скорректированный на прирост капитала за счет эмиссии финансовых инструментов, переоценки основных средств и операций по выкупу собственных акций;
— согласно теории динамического баланса, определение за соответствующий период доходов и связанных с ними расходов дает финансовый результат деятельности организации в этом периоде [3].
Определение финансового результата согласно первому подходу может осуществляться с использованием данных бухгалтерского баланса (форма №1). На практике же широко используется второй подход, и в целях раскрытия и предоставления заинтересованным пользователям информации о порядке формирования финансовых результатов коммерческие организации составляют отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свиде-
тельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.
Основными источниками информации о доходах и расходах предприятия являются его бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность [4].
Финансовый результат деятельности организации за отчетный период определяется как разность между доходами, относящимися к отчетному периоду, и расходами, относящимися к этому же отчетному периоду [5].
Отчет о прибыли и убытках является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нем показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В табл. 1 приведены финансовые результаты деятельности ОАО «Племенной завод им. Свердлова» за последние 7 лет.
Из данных табл. 1 видно, что сумма выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в текущих ценах, ежегодно увеличивается. Однако растет и себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. В 2002 г. себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг превысила сумму выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, поэтому от продаж был убыток в размере 1583 тыс. руб. Наибольшую сумму прибыли от продаж предприятие имело в
2004 г. — 8317 тыс. руб. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. сумма выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 894 тыс. руб., а себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг — на 8419 тыс. руб. Это
привело к резкому снижению суммы прибыли от продаж, в 2005 г. она составила лишь 792 тыс. руб. В 2006 г. и 2007 г. прибыль от продаж значительно увеличилась по сравнению с 2005 г., но не достигла уровня 2004 г.
Весь анализируемый период предприятие имеет доходы от прочих видов деятельности, а прочие расходы наблюдаются только в 2003,2004 и 2006 гг. Прочие доходы значительно превышают прочие расходы, поэтому сумма прибыли до налогообложения весь анализируемый период превышает сумму прибыли от продаж. Суммы уплаченных предприятием налогов и иных обязательных платежей колеблются по годам. Предприятие весь анализируемый период имеет чистую прибыль, размер которой колеблется от 1778 тыс. руб. в 2005 г. до 13362 тыс. руб. в 2007 г.
На сумму прибыли от продаж оказывает влияние изменение выручки от продажи и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Темпы изменения данных факторов к уровню прошлого года приведены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, в 2001 г. сумма выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг ниже по сравнению с 2007 г. на 16,6%, все остальные годы отмечается рост выручки, хотя в 2004 г. и 2005 г. он совсем незначительный.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг снижается по сравнению с предыдущим годом в 2001 г. на 1,8% и в 2004 г. на 10,3%. Все остальные годы себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг растет. В 2002, 2005 и 2007 гг. темпы роста себесто-
1. Финансовые результаты деятельности ОАО «Племенной завод им. Свердлова», тыс. руб.
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Выручка от продажи товаров, 20935 29287 35382 37202 38096 45400 61675
продукции, работ, услуг Себестоимость проданных товаров, 15687 30870 32197 28885 37304 41551 58611
продукции, работ, услуг Прибыль(+), убыток (-) от продаж 5248 -1583 3185 8317 792 3849 3064
Прочие доходы 5807 4588 5484 7897 5149 8599 14549
Прочие расходы - - 1284 1950 - 4235 -
Прибыль до налогообложения 11055 3005 7385 14264 5941 8213 17613
Налоги и иные обязательные платежи 3111 725 3288 7374 4163 1073 4251
Чистая прибыль 7944 2280 4097 6890 1778 7140 13362
2. Динамика финансовых результатов деятельности ОАО «Племенной завод им. Свердлова»
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, 20935 29287 35382 37202 38096 45400 61675
услуг, тыс. руб.
Темп роста выручки к уровню прошлого года, % 83,4 139,9 120,8 105,1 102,4 119,2 135,8
Полная себестоимость проданных товаров, 15687 30870 32197 28885 37304 41551 58611
продукции, работ, услуг, тыс. руб.
Темп роста себестоимости к уровню 98,2 196,8 104,3 89,7 129,1 111,4 141,1
прошлого года, %
Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб. 5248 -1583 3185 8317 792 3849 3064
Темп роста прибыли от продаж к уровню 57,4 х х в 2,6 9,5 в 4,9 79,6
прошлого года, % раза раза
Рентабельность (+), убыточность (-) продаж, % 25,1 -5,4 9,0 22,4 2,1 8,5 5,0
3. Динамика состава и структуры выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Племенной завод им. Свердлова»
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг - всего, тыс. руб., 20935 29287 35382 37202 38096 45400 61675
в т.ч.: от продажи продукции растениеводства, 7482 11964 18092 14540 11170 9673 26459
от продажи продукции животноводства, 12539 16366 16466 21111 25816 33602 34334
от продажи прочей продукции, товаров, работ, услуг Удельный вес в общей сумме, %: 914 957 887 1551 1110 2125 882
выручки от продажи продукции растениеводства, 35,7 40,8 51,0 39,1 29,3 21,3 42,9
выручки от продажи продукции животноводства, 59,9 55,9 46,5 56,7 67,8 74,0 55,7
выручки от продажи других видов продукции, работ, услуг 4,4 3,3 2,5 4,2 2,9 4,7 1,4
имости намного превысили темпы роста выручки, что привело к резкому снижению прибыли от продаж в 2005 г., значительному снижению суммы прибыли от продаж в 2007 г. и получению убытка от продаж в 2002 г.
В 2001 г. прибыль от продаж снизилась по сравнению с 2000 г. на 42,6%, в 2002 г. предприятие имело убыток от продаж, в 2003 г. прибыль от продаж не достигла уровня 2001 г. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. прибыль от продаж уменьшилась в 2,6 раза, а в 2005 г. снизилась по сравнению с 2004 г. более чем в 10 раз. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. прибыль от продаж увеличилась почти в 5 раз, в 2007 г. наблюдается ее снижение к уровню 2006 г. на 20,4%.
Самый высокий показатель рентабельности продаж в 2001 и 2004 гг. — 25,1 и 22,4% соответственно. В 2002 г. предприятие получило на каждые 100 руб. своей выручки 5,4 руб. убытка. В остальные годы наблюдаются низкие показатели рентабельности продаж.
В структуре выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг наибольший удельный вес почти весь анализируемый период (исключение составляет 2003 г.) занимает выручка от продажи продукции животноводства. На долю продукции животноводства приходится от 46,5% в 2003 г. до 74,0% в 2006 г. (табл. 3).
Удельный вес выручки от продажи прочей продукции, товаров, работ, услуг составляет от
1,4 до 4,7%. Более наглядно динамика состава выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг представлена на рис. 1.
Анализ показал, что в составе выручки от продажи продукции растениеводства основную долю занимает выручка от продажи зерна и подсолнечника на зерно, а выручка от продажи продукции животноводства почти полностью представлена выручкой от продажи продукции скотоводства.
Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия.
Изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности.
Окончательные финансовые результаты деятельности предприятия более полно, чем прибыль, характеризуют показатели рентабельности. Динамика основных показателей рентабельности де-
100
80
60
40
20
0
П I
2001
2002
2003
2004
Год
2005
2006
2007
|__I доля выручки от продажи других видов продукции, работ, услуг, %
| | доля выручки от продажи продукции животноводства, %
| | доля выручки от продажи продукции растениеводства, %
Рис. 1 - Динамика состава выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Племенной завод им. Свердлова»
4. Динамика основных показателей рентабельности (+), убыточности (-) деятельности ОАО «Племенной завод им. Свердлова», %
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Рентабельность продаж 25,1 -5,4 9,0 22,4 2,1 8,5 5,0
Рентабельность собственного капитала 10,4 2,8 5,0 7,8 1,9 7,5 14,8
Рентабельность основных средств 9,9 2,8 4,9 7,9 2,0 7,6 16,5
Рентабельность основной деятельности 33,5 -5,1 9,9 28,8 2,1 9,3 5,2
Экономическая рентабельность 8,9 2,4 4,4 7,1 1,7 6,8 13,7
5. Динамика показателей оборачиваемости и рентабельности активов ОАО «Племенной завод им. Свердлова»
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. Среднегодовая сумма активов, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб. Оборачиваемость активов в оборотах Чистая рентабельность, % Экономическая рентабельность, % 20935 89120 7944 0,235 37.9 8.9 29287 94985 2280 0,308 7,8 2,4 35382 93708 4097 0,378 11,6 4,4 37202 96729 6890 0,385 18,5 7,1 38096 101916 1778 0,374 4.7 1.7 45400 104758 7140 0,433 15,7 6,8 61675 97513 13362 0,632 21.7 13.7
ятельности ОАО «Племенной завод им. Свердлова» приведена в таблице 4.
Из табл. 4 видно, что самые высокие значения показателей рентабельности наблюдались в 2001 и 2004 гг. В 2002 г. предприятие имело убытки от продаж: на каждый рубль выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг было получено 5,4 коп. убытков, на каждый рубль затрат
— 5,1 коп. убытков.
В 2002 г. по сравнению с 2001 г. эффективность деятельности предприятия резко снизилась. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. ситуация улучшилась, в 2004 г. отмечается рост всех показателей рентабельности по сравнению с прошлым годом. В 2005 г. все показатели рентабельности резко снижаются, последние два года рентабельность увеличивается, но значительный рост по сравнению с 2005 г. наблюдается только по показателям: рентабельность собственного капитала, рентабельность основных средств и экономическая рентабельность. Это объясняется тем, что в 2007 г. значительно увеличилась по сравнению с предшествующими годами сумма чистой прибыли. Рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности в 2007 г. из-за снижения суммы прибыли от продаж по сравнению с 2005 г. на 785 тыс. руб. снизилась, соответственно, на 3,5% и 4,1%.
Экономическая рентабельность или рентабельность активов в 2007 г. составила 13,7% — это самое высокое значение за исследуемый период. Рентабельность активов зависит от оборачиваемости активов и чистой рентабельности продаж. Динамика показателей оборачиваемости активов и чистой рентабельности продаж приведена в таблице 5.
Из табл. 5 видно, что оборачиваемость активов ежегодно (кроме небольшого снижения в
2005 г.) возрастает. Чистая рентабельность продаж значительно колеблется по годам: от 4,7% в
2005 г. до 37,9% в 2001 г. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. оборачиваемость активов увеличилась на
0.397.оборота, а чистая рентабельность от продаж снизилась на 16,2%. Экономическая рентабельность в 2007 г. по сравнению с 2001 г. увеличилась на 4,8% и составила 13,7%.
Факторный анализ экономической рентабельности (по формуле Дюпона) показал: за счет снижения чистой рентабельности продаж с 37,9% в 2001 г. до 21,7% в 2007 г. рентабельность активов снизилась на 10,2%, за счет увеличения оборачиваемости активов на 0,397 оборота увеличилась на 15,0%.
Рост оборачиваемости активов (+15,0%) выше, чем отрицательное влияние снижения чистой рентабельности продаж (-10,2%), это привело к увеличению экономической рентабельности на 4,8 процентных пункта.
Таким образом, анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия, занимая промежуточное положение между обработкой данных и принятием решения, оказывает непосредственное влияние на качество принимаемых управленческих решений.
Литература
1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. М.: КНОРУС, 2007.
2. Хайрулин, А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 10.
3. Ендовицкий, Д.А. Формирование и анализ прибыли организации // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 4.
4. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2008.
5. Алексеев, Б.Н. Изменения в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. 2007. № 2.