Научная статья на тему 'Формирование финансовых механизмов развития водной отрасли России: институциональный аспект'

Формирование финансовых механизмов развития водной отрасли России: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИПОТЕЧНЫЕ ЗАЛОГОВЫЕ ФОНДЫ РАЗВИТИЯ / MORTGAGE FUNDS OF DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / NEW PARADIGM OF MANAGING NATIONAL WEALTH / НОВАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ БОГАТСТВОМ / PUBLIC WEALTH / РЕЗЕРВНАЯ ЗАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / RESERVE MORTGAGE SYSTEM / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / FINANCE INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сироткин Андрей Сергеевич

В статье на основе новой парадигмы управления национальным богатством приведены результаты исследования, направленного на поиск и обоснование оптимальных механизмов финансирования водной отрасли России. Представленная в статье модель финансирования водной отрасли России затрагивает ключевую основу финансового механизма – его институциональную компоненту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the new paradigm of managing public wealth the author provides findings of the research aimed at disclosing and substantiation of optimal instruments for financing Russian water industry. The model of financing Russian water industry presented in the article touches upon the foundation of the finance instrument, i. e. its institutional component.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовых механизмов развития водной отрасли России: институциональный аспект»

А. С. Сироткин

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ ВОДНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье на основе новой парадигмы управления национальным богатством приведены результаты исследования, направленного на поиск и обоснование оптимальных механизмов финансирования водной отрасли России. Представленная в статье модель финансирования водной отрасли России затрагивает ключевую основу финансового механизма - его институциональную компоненту.

Ключевые слова и словосочетания: ипотечные залоговые фонды развития, национальное богатство, новая парадигма управления национальным богатством, резервная залоговая система, финансовые механизмы.

Мир стоит на пороге новых глобальных потрясений. Финансовый кризис исчерпал возможности мировой экономики для борьбы с потрясениями. Частота возникновения и серьезность рисков для глобальной стабильности повысились, а возможности систем глобального управления, позволяющие бороться с ними, - нет. «Системы XX века не способны управлять рисками XXI века, нам необходимы новые сетевые системы для выявления и устранения глобальных рисков до того, как они перерастут в глобальные кризисы», - такие выводы содержатся в исследовании «Глобальные риски-2011», подготовленном экспертами Всемирного экономического форума1. Среди глобальных рисков выделены три ключевые группы риска, которые и создадут, как полагают эксперты, серьезные проблемы в предстоящее десятилетие: это макроэкономические риски, учитывая, что в основе глобального финансового кризиса лежали долгосрочные структурные недостатки мировой экономики; ресурсные ограничения роста, касающиеся воды, продовольствия и энергии; и нелегальная экономика.

Мы коснемся одного из видов глобального риска - риска ресурсного ограничения. В данной группе риски, связанные с водообеспеченностью населения и экономики, особенно велики в силу проблем, сложившихся с водными ресурсами в мире и, в частности, в России. В связи с необходимостью безотлагательного и кардинального решения водных проблем представим концепцию формирования финансовых механизмов развития водной отрасли России, основанную на новой парадигме управления национальным хозяйством.

Есть все основания полагать, что к середине XXI в. вода станет стратегическим ограниченным ресурсом и Россия благодаря величине своих запасов пресной воды, которые составляют почти четверть мировых (22%), может стать одним из главных поставщиков и держателем питьевой воды в мире.

1 URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalRisks_ExecutiveSummary_2011_RU.pdf

Тем не менее, имея значительные водные запасы, наша страна не в состоянии сегодня грамотно распоряжаться ими. По данным Минприроды, в России расход воды на единицу ВВП практически в полтора раза выше, чем в Белоруссии, вдвое больше, чем в США, и в четыре раза больше, чем в Германии. Среднестатистический россиянин на коммунально-бытовые и хозяйственно-питьевые нужды расходует 184 литра воды в сутки. Однако для питья и приготовления пищи требуется порядка 3-4 литров. В России положение в области обеспечения населения чистой водой достигло критического уровня и составляет реальную угрозу для развития национальной экономики и общества.

В настоящее время все сильнее увеличивается степень истощения основных водных резервуаров в местах сосредоточения населения и промышленности. Эта ситуация может привести к тому, что через 10-20 лет нехватка воды может создать серьезные проблемы для развития и роста основных промышленных центров Российской Федерации. И тогда уже точно идея властей о возможности экспорта в ближайшем будущем российской пресной воды, которая может стать третьей по объему приносимых доходов после нефти и газа, останется лишь неосуществимой мечтой. Поэтому сегодня необходимо комплексное решение по реформированию водной отрасли России, и в первую очередь водно-коммунального хозяйства (ВКХ), так как именно от его состояния зависят здоровье и продолжительность жизни россиян, а также, возможно, в ближайшем будущем граждан приграничных государств.

Текущее состояние ВКХ представляет собой противоречивый комплекс взаимосвязанных проблем, которые возникли по причине безответственного государственного управления1, отсутствия эффективных финансовых механизмов инвестирования и адекватного контроля данного сектора экономики.

Эти причины нельзя рассматривать независимо друг от друга, так как восстановление водно-коммунального хозяйства зависит от способов и условий привлечения финансовых ресурсов, которые должны обязательно сопровождаться государственной поддержкой и надежной системой распределения и контроля. Создание условий для устойчивого развития предприятий ВКХ и достижения цели долгосрочной безопасности питьевого водоснабжения невозможно без адекватной государственной финансово-тарифной политики, в которой присутствуют две компоненты.

Первая компонента - государственная финансовая политика. Для модернизации и развития отрасли требуется привлечение весьма значительных финансовых ресурсов. Базовым источником их формирования могут стать, как

1 Достаточно привести самый последний и весьма показательный пример безответственного отношения региональной власти к решению острой проблемы обеспечения устойчивого водоснабжения в областном центре Воронежской области - городе Воронеже. Воронеж весьма ограничен в водных ресурсах и длительное время испытывает острый водный дефицит. Забор воды для нужд города производится в основном через скважины из водных пластов глубокого залегания. С трибуны Московского экономического форума (МГУ им. М. В. Ломоносова, март 2013) было заявлено: «Уральская горнодобывающая компания по разрешению местных властей начинает разрабатывать шахтным путем добычу никеля в Воронежской области, что, по мнению экспертов, экологов и ученых, приведет к уничтожению всех 6 водоносных пластов области. Местные и федеральные чиновники на жалобы и митинги населения не обращают внимания! И это происходит в стране, в которой нет проблемы нехватки никеля и иностранной валюты, за которую этот никель можно продать!»

нам видится, региональные залоговые фонды развития. В свое время руководителями научной школы «Новая парадигма управления национальным богатством» Т. С. Новашиной и В. И. Карпуниным была предложена и обоснована новая парадигма управления национальным богатством и необходимость построения (формирования) на этой основе национальной резервной залоговой системы (РЗС). Именно РЗС с ее фундаментальной, ключевой компонентой -региональными ипотечными залоговыми фондами развития (ИЗФР), как обоснованно полагают представители данной научной школы, может стать мощным источником инвестиционных ресурсов для системной модернизации водной отрасли России1.

Каковы цели и задачи создания резервной залоговой системы? В контексте поставленной проблемы остановимся только на одной из целей - формировании механизмов капитализации национального богатства. Базисный блок, составляющий материальную основу функционирования РЗС, представляет собой залоговую систему развития, которая формируется на основе интеграции национальных (региональных, федеральных) активов региональных ИЗФР. Регион рассматривается как экономико-географическое понятие, федерация2 - как экономико-политическое понятие, как объединение регионов в правовой форме субъектов федерации.

Правомочия, составляющие право государственной собственности на различного рода объекты национального богатства (владение, пользование и распоряжение ими в пределах территории РФ, к примеру, на недра, в том числе подземные воды), определяются между федерацией и ее субъектами исходя из действующих норм федерального законодательства и осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.

Региональные ипотечные залоговые фонды развития формируются на основе той части национального богатства, которое имманентно присуще данной территории, являясь, с одной стороны, неотъемлемой природной средой расселения и обитания населения региона, а с другой - плодом рукотворной деятельности человека.

Активы (вся совокупность элементов национального богатства) региональных ипотечных залоговых фондов развития, в отличие от активов традиционных залоговых фондов (они сформированы в ряде регионов), выполняющих, как правило, роль прямых (или опосредованных через поручительство) залогов, осуществляют функцию интегрального показателя инвестиционной

1 См.: Карпунин В. И., Новашина Т. С. Евразийская резервная система: предпосылки создания и развития // Современная конкуренция. - 2009. - № 1 (13), № 4 (16); Новашина Т. С. Национальное богатство: новая концепция управления // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 1 (30).

2 Федерация (лат. foederatiб) - объединение, союз. Форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами. В Российской Федерации, к примеру, это автономные округа, области, края, республики.

емкости региона. Основные функции, которые обеспечивает залоговая система: инвентаризация, консолидация, интеграция национальных активов; учет, оценка, хранение как резерва; запуск в экономический оборот как ресурса.

Важными компонентами РЗС должны стать Евразийский финансовый дом, Национальная проектная система и Евразийский открытый университет1.

Основные функции, которые призван выполнять Евразийский финансовый дом: секьюритизация активов региональных ипотечных залоговых фондов развития; капитализация активов региональных ипотечных залоговых фондов развития; внедрение и реализация безинфляционного финансового механизма функционирования экономики регионов; реализация механизмов демпфирования (поглощения) финансовых рисков; управление рисками ликвидности системы; реализация механизмов бюджетирования (финансирования) инвестиционных проектов; реализация механизмов финансирования текущей деятельности РЗС.

Основными функциями Национальной проектной системы являются экспертиза, оценка, подготовка, реализация, обеспечение эффективного функционирования региональных, национальных и международных проектов и программ.

К основным функциям Евразийского открытого университета относятся проектная подготовка и переподготовка высококвалифицированных специалистов и управленцев, призванных обеспечить устойчивое функционирование РЗС.

Началом функционирования РЗС может и должна стать реализация пилотного проекта по созданию на базе нескольких регионов РФ залоговой системы развития. Его цель - запуск финансовых механизмов финансирования водной отрасли России. Основной задачей, стоящей перед пилотным проектом, является разработка механизма формирования и функционирования резервной залоговой системы.

По мере реализации пилотного проекта по формированию и запуску финансовых механизмов финансирования водной отрасли России могут быть созданы необходимые предпосылки для функционирования национальной РЗС, обеспечивающей финансирование всего комплекса проектных решений -реализацию социально значимых региональных, межрегиональных, национальных, международных проектов и программ.

Вторая компонента механизмов финансирования развития водной отрасли России - государственная тарифная политика. Тариф на воду, величина которого оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятий отрасли, занимает отдельное место среди источников финансирования. При существующих на сегодняшний день тарифах большинству предприятий водно-коммунального хозяйства лишь удается выходить в ноль. Тех, кто умудряется работать с прибылью, которая не превышает 5%, буквально единицы. Эксперты настаивают, что при адекватной тарифной политике (а сегодня, например, в некоторых регионах все еще не удается уйти от перекре-

1 Понятие «евразийский» отражает континентально-географический принцип формирования российской национальной резервной залоговой системы, а также вводится нами с учетом формирования общего рынка стран, входящих в ЕврАзЭС.

стного субсидирования) доходность таких предприятий может достигать 30%. Какой же должна быть тарифная политика?

Во-первых, тарифная политика должна перестать быть политизированной. Формирование тарифа сегодня абсолютно непрозрачно, нет возможности рассчитать полную себестоимость оказываемых услуг, выделить размер инвестиционной надбавки и т. д. Поэтому и возникают разнообразные способы необоснованного повышения тарифа. Предприятия ВКХ в разной степени пользуются бесконтрольностью процесса установления начальных расценок и формирования себестоимости услуг. Начало каждого календарного года характеризуется повышением тарифов на услуги ЖКХ (в том числе и на услуги водоснабжения и водоотведения), что в итоге приводит к раскручиванию инфляционных процессов. Ускоренный рост тарифов угнетающе действует на экономику. Власти порой забывают, что тарифы на услуги естественных монополий всегда «сидят» в стоимости каждого товара, поэтому от их величины будет зависеть в конечном итоге, насколько в целом вырастут цены на потребительские товары и услуги для населения, инвестиционные товары и услуги, влияющие на стоимость недвижимости, в том числе жилой.

Во-вторых, важной чертой тарифной политики должна стать долгосроч-ность. Мы полагаем, что без долгосрочных тарифов вывести отрасль ВКХ из кризиса не представляется возможным. Привлечь достаточный объем финансовых ресурсов в водную отрасль возможно только при условии прогнозирования денежных потоков и соответственно сроков окупаемости инвестиционных проектов.

В-третьих, тарифная политика должна сопровождаться жестким государственным контролем, с тем чтобы полностью исключить коррупционное воздействие на ценообразование в этой отрасли. Коррупционные «скандалы», связанные с городскими водоканалами Твери, Нижнего Новгорода и Москвы, обнажили всю глубину этой проблемы. После того как на уровень субъектов РФ было передано право устанавливать верхний предел тарифа, в 1146 муниципалитетах рост тарифов превысил 25%, причем в части этих муниципалитетов тарифы оказались даже выше, чем позволили региональные власти. Только после «ручного управления» Председателя Правительства РФ муниципальные власти пересмотрели свои необоснованные решения.

Высказанные принципы формирования и реализации государственной финансово-тарифной политики, предложенные финансовые механизмы развития водной отрасли России значительно снизят глобальные ресурсные риски и обеспечат нормальное функционирование водной отрасли.

Список литературы

1. Новашина Т. С. Евразийская резервная система - финансовые механизмы функционирования // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35).

2. Новашина Т. С. Проблемы обеспечения устойчивости финансовых систем: вопросы методологии исследования // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 4 (40).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.