Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПРОГРАММА / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / FINANCIAL STRATEGY / FINANCIAL PROGRAM / STAGES OF FORMATION / STRATEGIC GOALS / FINANCIAL DECISIONS / FINANCIAL PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белхороева Э.Р.

Условия современной экономики диктуют абсолютную самостоятельность компаний, ответственность за результаты осуществляемой деятельности, в связи с чем определение тенденций финансового состояния, ориентация в финансовых возможностях и перспективах, оценка финансового состояния других субъектов хозяйствования являются объективной необходимостью. Решению данных вопросов помогает формирование финансовой стратегии компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE COMPANY'S FINANCIAL STRATEGY

In the conditions of market relations, independence of the enterprise, responsibility for the result of its activities, there is an objective need to determine the trends of financial condition, orientation in financial opportunities and prospects, assessment of the financial condition of other business entities. The formation of the company's financial strategy helps to solve these issues.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ»

УДК 657.22

Белхороева Э.Р. студент

Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), Financial University

Россия, г. Москва ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ

Аннотация

Условия современной экономики диктуют абсолютную самостоятельность компаний, ответственность за результаты осуществляемой деятельности, в связи с чем определение тенденций финансового состояния, ориентация в финансовых возможностях и перспективах, оценка финансового состояния других субъектов хозяйствования являются объективной необходимостью. Решению данных вопросов помогает формирование финансовой стратегии компании.

Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовая программа, этапы формирования, стратегические цели, финансовые решения, финансовые перспективы.

Belkhoroeva E.R.

student of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance FGOBUVO «Financial university under the Government of the Russian Federation» (Finuniversity), Financial University, Moscow THE FORMATION OF THE COMPANY'S FINANCIAL

STRATEGY

Abstract

In the conditions of market relations, independence of the enterprise, responsibility for the result of its activities, there is an objective need to determine the trends of financial condition, orientation in financial opportunities and prospects, assessment of the financial condition of other business entities. The formation of the company's financial strategy helps to solve these issues.

Keywords: financial strategy, financial program, stages of formation, strategic goals, financial decisions, financial prospects.

Понятие «финансовая стратегия» можно определить как долгосрочный финансовый план (программу) развития деятельности компании для достижения определенной цели, в котором описывается основной путь, по которому необходимо двигаться компании для достижения установленной цели. При этом каждая компания обладает своими специфическими особенностями, поэтому определить единый подход к выбору финансовой стратегии невозможно. Каждая компания должна самостоятельно определять, какие факторы и каким образом повлияют на ее деятельность, и

формировать такую финансовую стратегию, которая бы минимизировала риски и способствовала увеличению доходности, повышению конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании на рынке.

Все это свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования имеющихся теоретических концептуальных положений формирования финансовых стратегий компаний.

В современной науке нет единого определения финансовой стратегии, но существует множество различных трактовок этого термина, выдвинутых разными деятелями науки. Множество определений стратегии, которые используются в экономической теории и практике, объединяются пониманием финансовой стратегии как сознательной, научно обоснованной совокупности норм, правил, принципиальных установок, лежащих в основе принятия разработанных учеными и практиками стратегических решений, которые положительно влияют на будущее состояние компании.

Следовательно, учитывая обязательные факторы, финансовая стратегия - это генеральный план действий компании, который охватывает формирование, использование, планирование и оптимизацию финансов в целях обеспечения его стабильного положения, экономической безопасности и дальнейшего антикризисного развития.

Понятие «финансовая стратегия компании» интегрирует в себе перечень основных содержательных его характеристик, конкретное проявление которых варьирует по отдельным компаниям в достаточно широком диапазоне в зависимости от особенностей их основной деятельности, внутренней финансовой структуры, объема внутреннего финансового потенциала, внешней финансовой среды и других условий.

Такая вариация целей и условий формирования финансовой стратегии порождает соответствующую вариацию видов этой стратегии, которые должны избираться ими в конкретных условиях финансовой деятельности.

Финансовая стратегия помогает определить соотношение ресурсов компании и их желаемой позиции на рынке, принимая во внимание внутренние и внешние факторы, тем самым уменьшая риск банкротства. Для того чтобы достичь основной цели финансовой стратегии, при её разработке необходимо использовать не только общие классические принципы планирования А. Файоля (участие, единство, непрерывность, гибкость и точность) и общие экономические (системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, директивность и т.д.), но и специфические принципы, адаптированные именно под цели финансовой стратегии.

К таким принципам можно отнести перспективность, то есть направленность на результат в долгосрочном периоде. Приоритетность отражает важное влияние финансовой стратегии на тактические действия.

Важным аспектом финансовой стратегии является реализуемость поставленных целей и учитывается реальные возможности компании в текущих условиях рынка. Учет всех этих принципов при разработке позволяет сделать более точный прогноз, что в свою очередь обеспечивает

оптимальное использование ресурсов и достижение наилучшего результата.

Весь процесс формирования финансовой стратегии состоит из определенных этапов:

• определение общего периода формирования финансовой стратегии;

• исследование факторов внешней финансовой среды;

• оценка сильных и слабых сторон компании, определяющих особенности ее финансовой деятельности;

• комплексная оценка стратегической финансовой позиции компании;

• формирование стратегических целей финансовой деятельности компании;

• разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности;

• принятие основных стратегических финансовых решений;

• оценка разработанной финансовой стратегии;

• обеспечение реализации финансовой стратегии;

• организация контроля реализации финансовой стратегии.

Таким образом, формирование финансовой стратегии компаний

осуществляется поэтапно, то есть для достижения долгосрочных задач осуществляется через реализацию среднесрочных, а те в свою очередь через реализацию краткосрочных. Такой принцип называется принципом интерактивности.

После завершения разработки финансовой стратегии производится её оценка. На этапе оценки производится анализ, и вносятся необходимые коррективы. В каждой компании установлена своя система критериев, относительно которой производится проверка. Чаще всего среди них присутствуют следующие критерии:

• соотношения финансовой стратегии и общекорпоративной;

• соответствие стратегии изменениям внешней среды;

• соответствие внутренних ресурсов и финансовой стратегии;

• баланс внутри финансовой стратегии (соответствие целей и целевых нормативов);

• реализуемость финансовой стратегии;

• экономическая и внешнеэкономическая эффективность разработанной стратегии.

Оценка может осуществляться разными способами. Например, в зарубежной практике популярен метод бенчмаркинга, который основан на сравнении целевых стратегических нормативов с нормативами лидера данного рынка.

Таким образом, при составлении и реализации финансовой стратегии для любой компании необходим комплексный подход: всесторонний анализ для соблюдения реализуемости стратегии и для своевременного

реагирования на внешние и внутренние изменения. Но одной комплексности недостаточно. Необходимо производить непрерывный мониторинг рынка по трем направлениям: экономическое сканирование (оценка макро- и микроэкономических показателей), техническое сканирование (оценка НТП на рынке, отслеживание появление ноу-хау и т. д.) и политическое (анализ политической ситуации, как в своем регионе, так и в других).

Для формирования финансовой стратегии компаний характерна селективность, то есть определение «своего» сегмента рынка, на котором и будет «хозяйствовать» компания.

Важно также помнить про принцип стратегической конкуренции, то есть учитывать конкурентное взаимодействие, оценивать риск своих действий и иметь запас свободных ресурсов, которые могут быть использованы компанией в данный момент.

Использованные источники:

1. Асанина А.В. Финансовая стратегия как необходимый фактор успеха предприятия в условиях нестабильной экономики // Проблемы повышения эффективности инфраструктуры. Сборник научных трудов. Вып. 30. - К.: НАУ, 2015. - С. 11-18.

2. Гринев А.В. Качество формирования финансовой стратегии предприятия // Финансы, 2016. - № 6. - С. 121-128.

3. Зорина М.С. Теоретико-методологические основы исследования механизма формирования финансовой стратегии промышленного предприятия в условиях глобализации // Финансы, учет, банки. Сб. науч. трудов. Вып. 1 (17). - 2017. - С. 105-112.

4. Радова Л.Д. Финансовая стратегия в системе управления предприятием // Государство и регионы, 2017. - № 2. - С. 130-135.

5. Чентуков Ю.И. Стратегии развития крупных промышленных комплексов в условиях глобальных трансформаций. - Дис. д-ра экон. наук. - Донецк: ДНУ, 2015. - 307 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.