Научная статья на тему 'Формирование финансовой политики организации и особенности ее реализации'

Формирование финансовой политики организации и особенности ее реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3163
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / FINANCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION / ФАКТОРЫ / ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ФИНАНСОВУЮ ПОЛИТИКУ / FACTORS THAT AFFECTING ON FISCAL POLICY / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ / THE FINAN-CIAL MECHANISM OF THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулекина Марина Николаевна

В статье исследуются понятие, роль и объекты финансовой политики предприятия, представлена схема формирования и реализации финансовой политики организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FINANCIAL POLICY OF THE ORGANIZATION AND ESPECIALLY ITS IMPLEMENTATION

The article examines the concept of the role of fiscal policy and objects of the company, is a diagram of the formation and implementation of financial policies of the organization

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой политики организации и особенности ее реализации»

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ М.Н. Шулекина, студент

Воронежский государственный технический университет

В статье исследуются понятие, роль и объекты финансовой политики предприятия, представлена схема формирования и реализации финансовой политики организации

Как известно, в нашей стране большинство предприятий испытывает трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Следовательно, для устранения этой проблемы необходимо создать такую систему управления финансами на предприятии, с помощью, которой, можно будет достичь поставленных перед предприятием стратегических и тактических целей его деятельности. Необходимо отметить, что формирование эффективной финансовой политики является неотъемлемой частью в развитии любого предприятия.

Современные экономисты, такие как Ю.В. Мар-даровская, О.Н. Лихачева, С.А. Щуров, полагают, что четкое определение единой концепции развития предприятия является основой финансовой политики, как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу. Единая концепция развития способствует выбору наиболее оптимальных механизмов, позволяющих достичь поставленных целей, а также разработать эффективные механизмы контроля [2].

Профессор В. В. Лавров, объясняя сущность финансовой политики, определил, что она связана с учетом и контролем над производством, количеством труда и распределением продуктов. Он считает что, для определения задач данные вопросы являются базовыми [3].

Еще один из экономистов, И. В. Левчук, подчеркивал, что в повышении производства финансовая политика играет значительную роль, отмечал, что эта политика призвана создать правильное сочетание в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов [4].

Финансовая политика является наиболее важным составным элемент от общей политики развития предприятия, которая также включает: инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую политику и другие. Финансовая политика предприятия в наибольшей степени направлена на стабилизацию финансового состояния предприятия. Реализация финансовой деятельности осуществляется путем исследования спроса на продукцию, также оцениваются ресурсы и прогнозы результатов хозяйственной деятельности. Целью финансовой политики предприятия, как правило, является максимальное увеличение и использование финансового потенциала предприятия.

В настоящее время выделяют неоднозначную классификацию видов финансовой политики организации, выделяемых с позиции финансово -экономических процессов. Структура видов финансовой политики организации неоднородна, отражает либо цель соответствующего вида финансовой политики организации, либо управленческие решения и действия по реализации элементов финансовой политики, или процессы формирования решений, а также сочетания названных признаков. Отдельные виды финансовой политики организации, в частности, в области управления оборотным капиталом, кредиторской задолженностью, формирования и распределения прибыли соответствуют элементам финансово-экономических процессов деятельности организации, к которым относятся активы, источники финансирования, доходы, расходы, финансовые результаты, хозяйственные операции, их совокупности. Для систематизации видов финансовой политики организации, обоснования связанных с их формированием задач А.С. Макаров предлагает структуру финансово-экономических процессов, определяющую состав и взаимосвязи элементов (рис. 1) [5].

Считаем, что предложенная А.С. Макаровым классификация объектов финансовой политики, позволяет наиболее точно определить виды и задачи разработки финансовой политики.

Разработка финансовой политики является неотъемлемой частью в деятельности любого предприятия, и она не может быть одинакова даже для однотипных предприятий, так как у каждого предприятия определена своя миссия. Финансовая политика предприятия, прежде всего, основывается на анализе его финансового состояния. После проведенного анализа состояния предприятия разрабатывают основные направления финансовой политики предприятия.

На рис. 2 представлена схема разработки и реализации финансовой политики организации.

Разрабатывать финансовую политику предприятия необходимо на весь период ее деятельности, однако, в зависимости от воздействий рыночной среды она может меняться, дополняться, но следовать его миссии. Правильно разработанная финансовая политика является, прежде всего, залогом эффективной деятельности предприятия.

Рис. 1. Объекты финансовой политики организации [5]

Финансовая стратегия организации - это генеральный план действий по обеспечению организации финансовыми ресурсами и их эффективному обеспечению

Система формирования финансовой политики организации (ФПО) Цель: построение эффективной системы управления финансами организации

Принципы разработки Виды ФПО: политики управления активами и пассивами, доходами и расходами, прибылями (убытками), стоимостью бизнеса, процессами Условия разработки: - внешние - внутренние

Организационно-методологическое обеспечение

Модели: финансовой отчетности, финансового учета, сценарного анализа Методы: расчетно-аналитические, эвристические Критерии: Классификации видов ФПО, Формирования и оценки решений Инструменты: финансовые, учетная политика, договорная политика Информаци онная база ФПО Алгоритм формирования ФПО

Финансовый механизм организации - совокупность средств реализации

финансовой политики

Рис. 2. Концептуальная схема формирования и реализации финансовой политики организации [5]

ЭКОНОМИНФО. 2014. № 22 49

Финансовую политику нельзя рассматривать отдельно от финансовой политики государства, так как макроэкономическая среда предприятия влияет на хозяйственную деятельность сильнее, чем микроэкономическая среда предприятия. Государственная финансовая политика в большей степени может обеспечить благоприятные условия для хозяйственной деятельности.

Несмотря на то, что в условиях рыночной экономики предприятия получили самостоятельность, их деятельность по-прежнему зависит и во многом определяется государственной политикой.

Одной из наиболее важных проблем финансовой политики в современных условиях считается применение эффективного планирования. Основные факторы, ограничивающие его использование:

-высокая степень неопределенности, связанная с глобальными изменениями в различных сферах (их неопределенность и непредсказуемость затрудняют планирование)

-небольшая доля предприятий, которые располагают финансовым потенциалом для того, чтобы осуществить серьёзные финансовые разработки;

-отсутствие нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

Крупные предприятия располагают большей возможностью осуществления финансового планирования, так как в их расположении имеется достаточное количество финансовых ресурсов, которые помогут привлечь высококвалифицированных специалистов, для проведения масштабной работы в области финансов. Малые предприятия намного больше нуждаются в финансовом планировании но, как правило, финансовые средства для этого отсутствуют и, для того чтобы обеспечить хозяйственную деятельность малые предприятия нуждаются в привлечении заемных средств. Внешняя среда таких предприятий практически не поддается контролю и более агрессивна. В результате чего будущее малого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.

В современных условиях можно выделить две сферы, которые нуждаются в применении планирования:

- вновь созданные частные компании;

- государственные предприятия.

Быстрый процесс накопления капитала осложнил деятельность вновь созданных частных предприятий, а также у них появилась потребность в разных формах планирования. Одной из главных проблем применения планирования является недоверие к формальному планированию, которое основывается на

мнении, что бизнес это умение правильно ориентироваться в текущей обстановке, что ведет к недостаточному вниманию даже к не очень отдаленному будущему. Однако крупные предприятия начали создавать подразделения планирования

Функция планирования для государственных предприятий является традиционной. Однако планирование этих предприятий носило только вторичный характер, так как отражало их деятельность лишь на центральном и отраслевом уровнях. Отсюда можно сделать вывод, что такое планирование не предполагало умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

Таким образом, предприятиям первого типа, государственным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

После проведения анализа причин обеспечивающих недостаточную эффективность функционирования целого ряда предприятий можно выделить существенные проблемы и сформулировать некоторые принципы планирования: «...планирование должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей»; в планировании необходимо учитывать изменения внешней среды, внешних и внутренних рисков; нужно планировать защитные действия для компенсации реальных угроз конкурентов, следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника; обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для руководителей и специалистов».[1]

Реализация этих принципов позволит построить и реализовать такую стратегию, которая будет нацелена на минимизацию вероятности потерь. Существенной трудностью при планировании является внедрение плана. Составленные планы должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы они учитывали желания руководителя предприятия. С точки зрения рынка план должен быть реалистичен, то есть необходимо провести маркетинговый анализ рынка, что компании чаще всего не учитывают. Для стратегического планирования ключевым является рынок, и главное здесь — попасть в точку, и не просчитаться. Еще один из главных аспектов планирования это потенциал предприятия. Необходимо просчитать, достаточно ли у предприятия ресурсов для того чтобы реализовать свою деятельность под хороший рынок. При внедрении плана также важным моментом является желание менеджеров реализовать этот план.

Проблемной считается именно область стратегического планирования, так как тактическое планиро-

вание пытаются, так или иначе, реализовывать. В большинстве случаев на стратегический уровень выходят лишь крупные и сильные предприятия. У них появляется возможность выхода на новый уровень бизнеса, который требует планирования совсем другого рода. Для удовлетворения такой потребности, предприятиям необходимо иметь информацию о том, как развивается данный бизнес в других странах и как может развиваться такой бизнес в России.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика предприятия - это, прежде всего, разработка мероприятий (как внешних, так и внутренних), которые позволяют эффективно использовать весь потенциал предприятия для достижения поставленных целей. Для проведения успешной финансовой политики необходимо реализовать последовательность этапов и использовать финансовые инструменты и механизмы, которые будут оказывать влияние на производственную систему.

В современных условиях существует множество методов, с помощью которых можно разработать такую финансовую политику, которая будет способствовать эффективному развитию предприятия, а также укреплению его положения на рынке.

Литература

1. Бочаров, В. Корпоративные финансы [Текст] / В. Бочаров. - СПб: Питер, 2001. - 256 с.: ил. - (Серия «Ключевые вопросы»).

2. Мардаровская, Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Мардаровская. - М.: ОО «Издательство» «Элит», 2007. - С. 11.

3. Попова, Р.Г. Финансы предприятий [Текст] / Р.Г. Попова. - СПб: Питер, 2001, с.23.

4. Андреева, О.А. Финансовая политика предприятия [Электронный ресурс] / О.А. Андреева. Режим доступа: http://www.executive.ru/wiki/index.php/ Финансовая_политика_предприятия.

5. Макаров, А.С. Теории и методологии формирования финансовой политики организации [Текст]: автореферат / А.С. Макаров. - Йошкар-Ола - 2011.

E-mail: mn.shulekina@yandex.ru

Ключевые слова: финансовая политика, финансовая стратегия организации, факторы, воздействующие на финансовую политику, финансовый механизм организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.