40 (130) - 2012
Инвестиционная политика
УДК 336.648
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ:
ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ
л. л. ИГОНИНА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов E-mail:igoninall@mail. ru
Ю. Г. МАКАРЕНКО,
соискатель кафедры финансов E-mail: umakarenko@krd. ru Институт экономики, права и гуманитарных специальностей
В статье рассмотрены вопросы формирования финансового механизма венчурного инвестирования, имеющего приоритетное значение для построения современной инновационно ориентированной экономики. Выделены основные этапы функционирования финансового механизма венчурного инвестирования как комбинированной институционально-экономической системы, раскрыты их ключевые характеристики. Определены направления дальнейшего развития указанного механизма.
Ключевые слова: финансовый механизм, венчурное инвестирование, венчурный фонд, формирование, этап.
Опыт многих зарубежных стран, добившихся мирового лидерства в темпах научно-технического прогресса, свидетельствует, что одним из наиболее действенных способов осуществления инновационного прорыва и модернизации производства является венчурное инвестирование. В этой связи особый интерес в современных научных исследованиях вызывает формирование финансового механизма венчурного инвестирования.
При всей актуальности данной проблематики в экономической литературе нет четкого представления об этом процессе, что прежде всего связано с отсутствием определения самого термина «финансовый механизм венчурного инвестирования». В большей части трудов, посвященных исследованию этого феномена, исследуется его практическая значимость, а не категориальная определенность, что обусловливает расхождения в характеристике составляющих данного механизма и его эволюции [5-7, 20].
На взгляд авторов, при установлении категориальной определенности финансового механизма венчурного инвестирования следует исходить из дефиниций родовых категорий «финансовый механизм» и «венчурное инвестирование».
Исследование сущности финансового механизма, раскрываемой в трудах отечественных экономистов, позволяет выделить несколько подходов, определяющих данную категорию как:
1) совокупность разнообразных форм, видов финансовых отношений, которые хозяйствующие субъекты устанавливают между собой для реализации своей финансовой политики [13, 9];
2) систему управления финансовыми ресурсами, включающую в себя методы, инструменты, рычаги и пр. [1, 2, 8];
3) совокупность форм, методов и способов организации финансовых отношений и управления ими [18, 21];
В экономической литературе также встречаются и другие определения финансового механизма, строящиеся на основе сочетания рассмотренных выше основных подходов [19]. Анализ существующих определений в их рамках позволяет сделать вывод о целесообразности применения комплексного подхода, в соответствии с которым финансовый механизм выступает как совокупность форм, методов и инструментов организации финансовых отношений, посредством которых осуществляются формирование, распределение и использование финансовых ресурсов.
На взгляд авторов, такой подход подчеркивает системность воздействия на процессы аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, протекающие в ходе инвестирования венчурного капитала. Необходимость рассмотрения методов и способов организации финансовых отношений при этом обусловливается высокой значимостью организационного-управленческого потенциала инвестора при осуществлении венчурной деятельности и зависимостью от инфраструктуры и опосредующих факторов.
Рассматривая экономическое содержание венчурного инвестирования, необходимо учитывать сложную экономическую природу этого процесса, представляющего собой комбинацию венчурного капитала, предоставляемого в той или иной фазе развития фирмы в условиях высокого риска, и управленческих действий по организации инвестиционного процесса.
По мнению авторов, именно организационные способности вкладчика выступают интегратором возможностей финансового и человеческого капитала при реализации инвестиционных проектов, сопровождая его контролем, менеджментом, информационным обеспечением, организационно-пра-
I
вовым оформлением. Венчурное инвестирование авторы понимают как процесс преобразования капитальных ресурсов в создание новаторских проектов с высоким уровнем риска, ориентированный на получение высокой нормы дохода на вложенный капитал посредством реализации организационно-управленческих способностей его участников.
На основе комбинирования ресурсных возможностей системного и субъектно-объектного подходов, анализа современных представлений о финансовом механизме и его элементной структуре, а также учета сложности и многообразия финансовых взаимосвязей между субъектом и объектом венчурного инвестирования авторы считают целесообразным рассматривать финансовый механизм венчурного инвестирования как систему организации финансовых отношений, возникающих при вложении капитала, распределении и использовании финансовых потоков в процессе венчурной деятельности. Эта система представлена комбинацией ресурсной, мобилизационной, инфраструктурной, информационной и нормативно-правовой составляющих ее подсистем, способствующих реализации функционального назначения (рис. 1).
За всю историю своего развития в России финансовый механизм венчурного инвестирования обеспечил более 16 млрд долл. США инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики. Ежегодно прирост в фондах венчурного капитала, по данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), составляет в среднем 3-5 % [16]. Благодаря активному участию венчурных инвестиций объем средне- и высокотехнологичных товаров в структуре российского экспорта в 2005-2009 гг.
Ресурсное обеспечение
Субъекты венчурного инвестирования
^Нормативно-правовое регулирование
X
X
X
X
Инфраструктурное обеспечение
Методы, инструменты, рычаги, способы мобилизации капитала
Объекты венчурного инвестирования
Информационное обеспечение
Рис. 1. Финансовый механизм венчурного инвестирования и его элементная структура с позиций системного и субъектно-объектного подходов
7х"
3
возрос до 4 % и составил около 11 млрд долл. [3]. Однако, несмотря на существенный прирост, уровень инновационного развития отечественной экономики по-прежнему остается сравнительно низким, что объясняется относительной неразвитостью венчурного инвестирования и слабой действенностью его финансового механизма.
В этой связи рассмотрение процесса формирования финансового механизма венчурного инвестирования в России позволит выявить основные факторы, препятствующие результативности его функционирования при достижении целей построения современной инновационно ориентированной экономики.
В исследованиях по вопросам венчурного инвестирования в России история формирования его финансового механизма представлена лишь в контексте общей проблематики возникновения и современного состояния и не является предметом специального анализа. При этом в качестве основного критерия периодизации венчурного инвестирования используются, как правило, его экономические [5, 7, 20] или институциональные [4, 20] характеристики.
По мнению авторов, для характеристики процесса формирования финансового механизма венчурного инвестирования необходимо использование комплексного подхода, учитывающего его элементную структуру. Таким образом, необходимость применения целостного анализа позволяет выработать собственное видение данного процесса в разрезе основных его этапов.
Стартовым периодом формирования финансового механизма венчурного инвестирования в России стал 1993 г., когда для поддержки развития малых и средних предприятий, созданных или приватизированных в рамках Государственной программы РФ, массовой приватизации правительствами стран «Большой семерки» было принято соглашение о выделении 700 млн долл., что обусловило появление в течение последующих 4 лет 37 фондов прямого и венчурного инвестирования общим объемом капитализации, согласно данным РАВИ, около 2,6 млрд долл. [16].
На начальном этапе (1994-2004 гг.) деятельность венчурных фондов и фондов прямых инвестиций слабо регламентировалась российским законодательством. Первым нормативным документом, устанавливающим порядок и сроки реализации системных мероприятий по формированию
в России системы венчурного инвестирования, стали одобренные в 1999 г. правительственной комиссией по научно-инновационной политике Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы [14]. Основной целью ставилось создание благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.
Согласно этому документу формирование национальной системы венчурного инвестирования включало три фундаментальных направления: нормативное, организационное и экономическое.
Нормативное направление включало принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере.
Организационное направление подразумевало образование федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, других элементов системы венчурного инвестирования, а также создание системы подготовки кадров.
Экономическое направление предусматривало формирование финансовых ресурсов для венчурного инвестирования с использованием бюджетных средств и частных капиталов.
В 2001 г. началом формирования нормативно-правовых основ финансового механизма венчурного инвестирования в России стало принятие Федерального закона «Об инвестиционных фондах», установившего состав активов этих акционерных учреждений, а также паевых инвестиционных фондов [12].
Позднее на этой основе Федеральная комиссия по ценным бумагам утвердила Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов. Документ установил обязательные требования к активам акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций [17].
Благодаря этим мерам действующие в России фонды венчурного капитала получили необходимое правовое закрепление, позволившее им осуществлять активную мобилизацию финансовых ресурсов в отечественный сектор высокорисковых инвести-
Таблица 1
Структура источников венчурного капитала на первом этапе формирования финансового механизма венчурного инвестирования в России (по группам субъектов венчурного инвестирования), %
Источник финансовых ресурсов Докризисный период (1994-1998 гг.) Послекризисный период (1999-2004 гг.)
Российские источники Зарубежные источники Российские источники Зарубежные источники
Всего источников 3 97 10 90
Из них: - промышленные предприятия 3 7 34 27
- институциональные инвесторы 11 38 26 47
- коммерческие банки 34 1 30 4
- частные лица - 9 9 8
- государственные средства и средства правительственных агентств 17 19 1 4
- межгосударственные финансовые организации - 26 - 10
ций. К 1998 г. количество действующих венчурных фондов всех типов составило 36, а к 2004 г. - 60. Фонды венчурного капитала представлены следующими группами:
- частные фонды - около 20 учреждений, суммарный заявленный капитал которых составил не менее 2,2 млрд долл.;
- фонды Европейского банка реконструкции и развития, включавшие 11 региональных венчурных фондов, и Российский технологический фонд суммарной капитализацией около 527 млн долл.;
- фонды с участием зарубежных межправительственных агентств, обеспечившие на начальном этапе около четверти всего капитала, авансируемого в высокорисковую сферу;
- государственные фонды, доля аккумулированного капитала которых в общем объеме финансовых ресурсов не превышала 10 %. Крупнейшими получателями инвестиций стали
компании потребительского сектора, финансовых услуг, медицины, энергетики и компьютерных технологий. В целом за рассматриваемый период с помощью механизма венчурного инвестирования было реализовано 190 проектов суммарной капитализацией 3,96 млрд долл., львиная доля которых (более 70 %) была мобилизована в 1994-1998 гг. Разразившийся финансовый кризис 1998 г. существенно снизил темпы фандрайзинга1 в России, и за
1 Фандрайзинг (от англ. Fundraismg) - привлечение денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.
последующие пять лет объем венчурных инвестиций в отечественные компании суммарно составил 1,02 млрд долл. [3].
В рассматриваемый период превалирующая часть финансовых ресурсов поступала из зарубежных источников, среди которых наиболее активными были профессиональные инвесторы - международные многопрофильные инвестиционные компании, ориентированные на развивающиеся рынки (табл. 1).
Среди российских инвесторов наиболее активными в рассматриваемый период оставались коммерческие банки и промышленные предприятия. Участие государства в основном выражалось в создании региональных и отраслевых фондов венчурного инвестирования.
По мнению экспертов РАВИ, слабая инвестиционная активность отечественных частных инвесторов и бизнес-ангелов объяснялась нежеланием открыто позиционировать свои финансовые возможности. На взгляд авторов, такая ситуация в большей степени была обусловлена масштабным сокращением инвестиционного потенциала в российской экономике, неразвитостью внутренних институциональных механизмов инвестирования и особенностями либеральной политики приватизации в начале рыночных реформ.
Благодаря вкладам межправительственных финансово-кредитных организаций стран «Большой семерки» процесс формирования финансового механизма венчурного инвестирования на первом этапе получил динамичный старт, однако его дальнейшее развитие сдерживалось следующими факторами:
• отсутствие в российском обществе знаний и опыта реализации финансового механизма венчурного инвестирования;
• высокая степень недоверия отечественных вкладчиков к финансовым посредникам и управляющим компаниям;
• отсутствие системы национальных финансовых институтов, осуществляющих долгосрочные диверсифицированные инвестиции (пенсионных фондов и фондов страховых компаний);
• слабая развитость инфраструктуры венчурного финансирования;
• преимущество иностранного капитала в формировании фондов венчурного капитала;
• слабое нормативное и информационное обеспечение деятельности субъектов венчурного инвестирования;
• отсутствие элементов инфраструктурной подсистемы финансового механизма венчурного инвестирования.
Второй этап (2005-2008 гг.) стал периодом существенной активизации усилий Правительства Российской Федерации в формировании финансового механизма венчурного инвестирования на основе энергичного использования механизма государственно-частного партнерства. В рассматриваемый период российский инновационный рынок получил возможности для активного вовлечения в инвестиционные процессы средств государственного и региональных бюджетов, выполняющих функции
катализаторов развития венчурного рынка и гарантов минимизации рисков для новых инвесторов.
Существенное увеличение расходов федерального бюджета на государственные инвестиции в 2006-2008 гг. позволило охарактеризовать расходы на обеспечение государственной поддержки крупных инфраструктурных и высокотехнологичных проектов как бюджет развития. Общий объем государственных капитальных вложений в создание инновационной экономики в 2005-2008 гг. составил более 1,7 трлн руб., что составило около половины всех привлеченных в венчурные инвестиционные проекты средств [15].
В рамках взаимодействия бизнеса и власти в России были сформированы следующие институты поддержки:
- региональные венчурные фонды для инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, создаваемые на основе партнерства федеральных и региональных властей с бизнесом;
- ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (ОАО «РИФИКТ»);
- ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»);
- госкорпорация «Роснанотех»;
- особые экономические зоны;
- технопарки в сфере интернет-технологий и др.
Произошла реструктуризация источников финансовых ресурсов в составе как российских, так и зарубежных инвесторов (табл. 2) [3].
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Источник финансовых Источники
ресурсов Российс- Зарубеж- Российс- Зарубеж- Российс- Зарубеж- Российс- Зарубеж-
кие ные кие ные кие ные кие ные
Всего источников 24 76 25 75 - - 46 54
Из них:
- промышленных 13 17 28 - - - - -
предприятий
- институциональные 39 20 39 72 49 - 67 76
инвесторы
- коммерческие банки 1 15 - 7 - - 10 -
- частные лица 7 29 29 17 36 - 5 28
- государственные средства 45 - 16 - 15 - 18 -
и средства правительствен-
ных агентств
- межгосударственные - 19 - - - - - -
финансовые организации
Таблица 2
Структура источников венчурного капитала на втором этапе формирования финансового механизма венчурного инвестирования в России (по группам субъектов венчурного инвестирования), %
Рост капитала из отечественных источников на протяжении второго этапа во многом был вызван увеличением количества фондов, образованных в форме закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций. За 2005-2008 гг. их число возросло с 7 до 28 (из всего сформированных 32 в 2008 г.) [3].
Особенностью второго этапа формирования финансового механизма венчурного инвестирования стало формирование системы информационного обеспечения. В 2008 г. наблюдался существенный рост количества организаций, оказывающих консультационные и посреднические услуги инновационным предпринимателям и способствующих привлечению инвестиций в стартапы. Так, при поддержке Роснауки и Рособразования еще в 2005 г. было создано 44 центра трансфера технологий, еще 20 подобных организаций позднее были созданы без помощи средств федерального бюджета.
Созданные на данном этапе ассоциации и сети бизнес-ангелов, занимавшиеся организацией форумов, интернет-сообществ, бизнес-встреч, круглых столов, оказали существенное влияние на формирование в России прослойки бизнес-ангелов, способствуя обмену опытом, поддержанию контактов, а также поиску и отбору проектов для инвестиций.
Впервые в России на втором этапе формирования финансового механизма венчурного инвестирования были использованы возможности привлечения финансовых ресурсов для формирования фондов венчурного капитала с помощью фондового рынка. В 2006 г. два из вновь созданных акционерных фондов венчурных инвестиций провели первичное публичное размещение акций.
Существенное воздействие на формирование финансового механизма венчурного инвестирования оказала политика государства в области создания эффективных мер косвенного стимулирования инновационной деятельности в России. В этот период Правительством РФ были приняты законодательные инициативы в налоговом, таможенном, патентном праве, учетной политике и иных областях, обеспечивающих конкурентные преимущества предприятиям, осуществляющим научно-исследовательские разработки и их внедрение в производственно-хозяйственную деятельность.
В частности, был принят Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных
налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», установивший следующие
налоговые стимулы:
- освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
- освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых технологий и продукции или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, независимо от источников оплаты;
- освобождение от обложения налогом на прибыль средств, получаемых научными организациями из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
- установление к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности;
- освобождение от обложения налогом на прибыль организаций средств, безвозмездно полученных организациями и фондами поддержки науки и образования на ведение научной деятельности;
- признание при формировании налоговой базы по налогу на прибыль расходов налогоплательщиков на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР) и отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования указанных работ, зарегистрированных в установленном порядке;
- увеличение норматива расходов налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
7х"
7
Кроме того, законом был расширен перечень научных фондов, средства которых, полученные в рамках целевого финансирования, не учитывались при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также дополнен перечень расходов, которые налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов, имея в виду расходы на патентование и научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2008 г. был впервые разработан документ, определивший концептуальные подходы к формированию налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2009-2011 гг., зафиксировавший основные цели создания стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также конкретные меры поддержания инноваций и модернизации в среднесрочной перспективе.
Таким образом, основными тенденциями второго этапа становления финансового механизма венчурного инвестирования стали:
- задействование программных методов финансирования расходов на НИОКР;
- сокращение государственного участия в капиталах фондов, возрастание доли участия институциональных инвесторов;
- рост объема инвестиций из отечественных источников;
- внедрение международных профессиональных стандартов в функционирование механизма венчурного инвестирования;
- активное использование возможностей государственно-частного партнерства;
- формирование фондов венчурного капитала посредством использования инструментов фондового рынка;
- появление институтов информационного обеспечения и консалтинга в сфере реализации инновационных и венчурных проектов;
- создание мер косвенного стимулирования венчурной и инновационной деятельности. Началом третьего этапа, по мнению авторов,
можно считать 2009 г., ставший стартом провозглашенного Президентом РФ курса на модернизацию и инновационное развитие экономики России, включающего шесть стратегических векторов эко-
номической модернизации России в сфере высоких технологий:
- достижение лидирующих позиций в производстве, транспортировке и использовании энергии. Разработку и выведение на внутренние и внешние рынки новых видов топлива;
- сохранение и вывод на новый качественный уровень ядерных технологий;
- совершенствование информационных технологий, достижение влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей с использованием суперкомпьютеров и другой необходимой материальной базы;
- обеспечение наземной и космической инфраструктуры для передачи всех видов информации;
- достижение передовых позиций в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний;
- сохранение лидерства в технологической модернизации вооружений [11].
Однако разразившийся в конце 2008-2009 гг. острый кризис ликвидности на мировых финансовых рынках скорректировал возможности реализации заявленных Правительством РФ мер и дальнейшее динамичное развитие финансового механизма венчурного инвестирования. Объем мобилизованного капитала в венчурный рынок сократился в 2009 г. более чем в 3 раза из-за оттока российского и иностранного капиталов (табл. 3) [3].
Необходимость переориентации экономического курса на реализацию антикризисных мер в экономике России обусловила приоритет политики институциализации механизма венчурного инвестирования. В посткризисном периоде 2009-2010 гг. государство проводило в основном нормативную
Таблица 3
Приток венчурного капитала и источники финансирования на третьем этапе формирования финансового механизма венчурного инвестирования в России
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Приток капитала, млн долл., 4 267 1 308 1 737 3 828
Из них:
- за счет российских 46 27 78
источников, %
- за счет зарубежных 54 53 22
источников, %
регламентацию заявленных действенных стимулов для развития венчурного предпринимательства, а также формировало элементы инфраструктурного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.
Так, в 2010 г. принят Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково», который позволит создать кластер высокотехнологичных производств и наукоемких предприятий, подобный американской Кремниевой долине. Работа центра ориентирована на приоритетные направления модернизации - энергетику, ядерные, информационные и биомедицинские технологии, телекоммуникации.
Для резидентов инновационного центра предусмотрены введение налоговых каникул, обнуление налогов на прибыль, имущество, земельного налога, НДС, отчисления в Фонды социального и обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд. Управляющая компания «Фонд «Сколково» финансирование высокотехнологичных стартапов осуществляет в виде выдачи грантов (в 2011 г. на это было предусмотрено 36,2 млрд руб.).
Развитию инфраструктуры финансового механизма венчурного инвестирования способствовало подписание весной 2010 г. между ключевыми российскими институтами развития (РОСНАНО, РВК, ММВБ и другими заинтересованными организациями) Соглашения о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Целью соглашения является организация взаимодействия сторон по определению потребностей инновационных компаний и их обеспечение инструментами, сервисами и условиями для эффективной реализации инновационных проектов в России и на глобальном рынке. Осуществление программы должно создать механизм обмена информацией, обеспечивающий постоянное взаимодействие участников соглашения при сопровождении и реализации инновационных проектов, а также обеспечить последовательную их передачу на сопровождение профильным институтам развития.
Для формирования благоприятного режима налогообложения венчурной деятельности осенью 2010 г. Министерством финансов Российской Федерации были опубликованы поправки в Налоговый кодекс РФ, уточняющие правила налогообложения компаний инновационного сектора в части предоставления такому бизнесу льгот по определению налоговой базы по налогам на прибыль и на имущество организаций.
От налогов на доходы физических лиц и на прибыль организаций были освобождены доходы, полученные при реализации акций российских компаний, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или обращающихся в его инновационных секторах, если на дату продажи те находились в собственности владельца более пяти лет.
В настоящее время к таким ценным бумагам могут быть отнесены инструменты, торгующиеся в биржевом секторе «Рынок инноваций и инвестиций» ММВБ, созданном в июне 2009 г. на базе действовавшего с 2007 г. сектора инновационных и растущих компаний. Этот специализированный сектор призван обеспечить финансирование высокотехнологичных компаний на основе использования биржевых механизмов, в том числе путем проведения закрытых размещений среди фондов и квалифицированных инвесторов. В новом секторе в 2010-2011 гг. произошло публичное размещение 12 эмитентов на сумму около 2,8 млрд руб. [10].
Формирование и реализация финансового механизма венчурного инвестирования и становление инновационной экономики правительством осуществлялись в основном посредством разработки государственных, региональных и местных стратегий развития образования, сферы исследований и разработок, поддержания инновационной активности, развития информационного общества, высокотехнологичных секторов экономики. Такое программное закрепление государственных ориентиров инвестиционного и инновационного развития направлено на поддержание макроэкономической стабильности при постепенном снижении бюджетных расходов на технологический прогресс посредством развития институтов привлечения финансовых ресурсов, на формирование благоприятного делового климата, а также организационное содействие венчурному инвестированию.
В январе 2011 г. Министерство экономического развития Российской Федерации разработало Стратегию развития науки и инноваций до 2020 года. Документ предусматривает, что при переходе на инновационную социально ориентированную модель развития к 2020 г. Россия займет 5-10 % рынка высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям и в 2 раза повысит долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 11 до 17-20 %).
Федеральным законом от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционных товариществах» создана новая организационно-правовая форма реализации финансо-
вого механизма венчурного инвестирования, способствующая формированию организационно-правовых условий для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов. Согласно закону деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных парт-нерств может осуществляться на основании договора инвестиционного товарищества. Новый закон призван устранить недостатки используемого в венчурной практике договора простого товарищества и создать возможности для гармонизации финансовых и организационно-управленческих ресурсов в реализации совместной инвестиционной деятельности инвесторов.
Таким образом, на третьем этапе развитию финансового механизма венчурного инвестирования способствовал ряд факторов:
- создание дополнительных налоговых и правовых стимулов, значительные финансовые ассигнования со стороны государства и его специализированных институтов развития;
- формирование инфраструктуры поддержки венчурной деятельности на различных этапах инвестиционного цикла;
- финансирование инновационных компаний за счет фондового инструментария на специализированных биржевых площадках;
- разработка отраслевых и региональных инновационных стратегий;
- создание новых организационно-правовых форм для венчурных инвестиций. В результате действия этих факторов к концу
2011 г. объем накопленной капитализации венчурного рынка превысил 20 млрд долл., а общее количество действующих и вновь созданных фондов - 174 [16]. Состав лидеров на всех этапах формирования финансового механизма венчурного и инвестирования является относительно постоянным, что указывает на приверженность субъектов венчурного инвестирования сегментам, которые ориентированы исключительно на внутренний рынок (рис. 2).
Выявленные особенности формирования и функционирования финансового механизма венчурного инвестирования в разрезе основных этапов позволяют сделать вывод, что произошедшие изменения создали устойчивые предпосылки для дальнейшего совершенствования организационно-экономического механизма финансирования венчурных инвестиций и инноваций, улучшения инвестиционного климата и правовой среды венчурного бизнеса в России, образования эффективных институциональных рычагов.
Тем не менее, чтобы инновационный сектор стал двигателем экономического прогресса в нашей стране, необходимы дальнейшее совершенствование действующих организационных форм мобилизации капитала в технологичные отрасли, активация
рычагов стимулирования венчурной деятельности, формирование правового и инфраструктурного режима благоприятствования инновационному процессу. Также необходима последовательная государственная политика по ликвидации диспропорций в структуре промышленного комплекса, региональной асимметрии, кадровой и технической отста-
Рис. 2. Направленность, количество и суммарная капитализация вновь образованных фондов лости, рьш°чных венчурного капитала по этапам формирования финансового механизма дисфункций.
венчурного инвестирования
Таким образом, основными направлениями дальнейшей эволюции финансового механизма венчурного инвестирования в российской экономике должны стать:
- снижение высокого удельного веса бюджетных расходов в структуре источников венчурного капитала;
- развитие альтернативных способов финансирования для молодых высокотехнологичных и инновационных компаний;
- преодоление асимметричности структуры инвестиционных вложений венчурного цикла (доминирование поздних стадий);
- появление достаточного количества фондов прямого и венчурного инвестирования малой и средней капитализации;
- сокращение разрыва между инвестиционным потенциалом российских вкладчиков и накопленной капитализацией венчурного рынка;
- совершенствование системы коммерциализации инновационных идей и придания им ликвидности;
- усиление инвестиционного спроса со стороны субъектов венчурного инвестирования;
- развитие биржевых механизмов привлечения капитала и преимущество частных способов выхода из инвестируемого венчурного объекта.
Список литературы
1. Базарова Г. В. Финансовый механизм управления промышленностью. М.: Финансы и статистика, 1985. С. 17-18.
2. Балабанов А. И. Балабанов И. Т. Финансы. Спб: Питер, 2000. С. 122.
3. Влияние инноваций на экономику. URL: http://www. micex. ru/markets/stock/emitents/rii.
4. Гладких И. О развитии инфраструктуры поддержки венчурного предпринимательства. URL: http://www. allventure. ru/articles/7/#replies_page1.
5. Гулькин П. Индустрия венчурных и прямых частных инвестиций в России: основные этапы. URL: http://www. csr-nw. ru/publications. php?code=1011.
6. Каржаув А. Т., Фоломьев А. Н. Национальная система венчурного инвестирования. М.: Экономика, 2005. С. 240.
7. Каширин А. И., Семенов А. С. Венчурное инвестирование в России. Москва. Вершина, 2007. С. 320.
8. Ковалев В. В. Финансовый анализ. М: Финансы и статистика, 2000. С. 50.
9. Литовченко В. П., Соловьев В. И. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. М., 2006. С. 17.
10. Марголит Г. ММВБ - высокотехнологичная биржа для высокотехнологичных компаний. URL: http://www. micex. ru/markets/stock/emitents/rii/ profile.
11. Медведев Д. А. Россия, вперед! URL: http:// www. cremlin. ru.
12. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29.11.2011 № 156-ФЗ.
13. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 63.
14. Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы: протокол Правительственной комиссии по научно-инновационной политике от 27.12.1999 № 1.
15. Основные результаты и направления бюджетной политики в 2007 году и среднесрочной перспективе: Министерство финансов РФ. URL: http://www1.mmfm. ru/ru/badget/policy.
16. Официальный сайт Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования. URL: http:// www. rvca. ru/rus/resource/library.
17. Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов: постановление ФКЦБ России от 14.08.2002 № 31/пс.
18. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 479.
19. Романова Т. Ф. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология М.: Финансы и статистика, 2002. С. 80
20. Симачев Ю., Кузык М. Институты в развитии // Прямые инвестиции. 2010. № 4.
21. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 90.