Научная статья на тему 'Формирование финансового механизма в научно-образовательном кластере'

Формирование финансового механизма в научно-образовательном кластере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / FINANCE / INNOVATION / RESEARCH AND EDUCATION CLUSTER / THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова А. Ю.

В XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов инновационного развития муниципалитета и региона. В современных условиях уделяется внимание интеграции вузовской науки и реального сектора экономики, в результате чего формируется непрерывная система образования. В статье данная система рассмотрена в рамках научно-образовательного кластера, где представлен финансовый механизм связей между его субъектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the financial mechanism in the scientific-educational cluster (Russia, Sochi)

In the XXI century it is the strengthening of the role of universities as important actors of the innovation development of the municipality and region. In modern conditions the attention is paid to the integration of school science and the real economy, resulting in the continuous education system. The article considers this system be in the framework of the scientific-educational cluster, presented the financial mechanism of relations between its subjects

Текст научной работы на тему «Формирование финансового механизма в научно-образовательном кластере»

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ш

7. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р «О комплексном плане мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг.» // http:// www.rg.ru/2014/04/04/standarty-site-dok.html

8. Постановление правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» // http://base.garant.ru/70304190/

9. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации // http://base.garant.ru/12183402/

10. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации // http://www. rg.ru/2011/12/09/finansi-dok.html

11. Затраты домохозяйств на учебу взрослых в 2003/2004 учебном году // Информационный бюллетень ГУ-ВШЭ. — М., 2005. — С. 24. http://isek.hse.ru/docs/infbul18.pdf.

12. Расчет на основе: O’Donnell K. Adult Education Participation in 2004-05 (NCES 2006-077). U.S. Department of Education. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2006. P. 2, 7. — http://nces.ed.gov/pubs2006/2006077.pdf.

13. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С.121-139. http://ecsocman .edu.ru: 8100/images/pubs/2003/12/13/0000139417/011 kOULMAN.pdf.;http://www.socialcapitalgateway.org.

14. Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амурстат. — Благовещенск, 2013. — 369 с.

15. Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) — (IFAC). Электронный ресурс: online.zakon.kz>Параграф-www>?doc_id=30123624

16. План деятельности Минфина России на 2013-2018 гг. Электронный ресурс: minfin.ru>ru/ministry/planMF/Plani/

17.Электронный ресурс: https://mail.yandex.ru/neo2/#message/

1 В большинстве стран мира информационно-консультационная служба (или служба «extension») зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики — модель «land-grant» Университетов, — где нашла наиболее широкое распространение и развитие.

2 Механизм признания МСФО на территории РФ полностью реализован. Приняты: Закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 — об утверждении Положения о признании МСФО; Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н — о введении в действие МСФО и разъяснений к ним на территории РФ.

3 Эти требования закреплены в Международных стандартах образования для профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) — (IFAC).

4 В 2001 г. действительным членом МФБ (IFAC) стал Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), который объединяет более 100 тысяч профессиональных бухгалтеров и аудиторов страны. При разработке системы повышения квалификации бухгалтеров ИПБР учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. С 01 мая 2014 года программы подготовки и аттестации, программы повышения профессионального уровня профессиональных бухгалтеров актуализированы.

5 Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амурстат-Б., 2013. — 369 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

А.Ю.Баранова,

начальник управления научных исследований, доцент кафедры экономической теории и финансов

Сочинского государственного университета, кандидат экономических наук baranovalla-77@mail.ru

В XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов инновационного развития муниципалитета и региона. В современных условиях уделяется внимание интеграции вузовской науки и реального сектора экономики, в результате чего формируется непрерывная система образования. В статье данная система рассмотрена в рамках научно-образовательного кластера, где представлен финансовый механизм связей между его субъектами.

Ключевые слова: финансы, инновации, научно-образовательный кластер, непрерывная система образования

УДК 336.6 ББК 65.2/4

Важнейшими источниками финансирования отечественной системы высшего профессионального образования являются средства, выделяемые из федерального бюджета в виде ассигнований и грантов, а также средства за счет оказания платных образовательных услуг. В настоящее время перед Россией стоит задача развития экономики знаний, а это значит, что одним из приоритетных направлений совершенствования современного профессионального образования является сотрудничество научно-образовательных организаций с реальным сектором экономики на инновационно-предпринимательской основе.

В современных условиях особенностью инновационных процессов является нелинейность. Устаревшая линейная схема: фундаментальные и прикладные исследования ^ опытно-конструкторские разработки ^ производство ^ маркетинг и сбыт, уже не отражает в полной мере всю многогранность данного процесса. Нелинейность инновационных процессов определяется следующими основными чертами:

— возникновение новой идеи на любом этапе инновационного цикла;

— генерация знаний на протяжении всего инновационного цикла;

37 1

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 1. Инновационная деятельность как институциональная система [1]

— необходимость взаимодействия и оформление партнерств между субъектами деятельности;

— наличие механизма регулирования отношений между экономическими субъектами по поводу финансирования, разработки, внедрения и реализации инноваций.

В современных условиях развитие инновационной деятельности организаций следует рассматривать как институциональную систему (рис. 1).

Субъектами инновационной деятельности являются сектора: академический, корпоративный, государственный, каждый из которых разрабатывает свои инновации. В корпоративном секторе можно выделить следующую последовательность действий, способствующую созданию инноваций на протяжении всего процесса:

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (инновация продукта, услуги);

— финансовые, трудовые, материально-технические и прочие ресурсы (инновации в финансировании, управлении);

— маркетинговые исследования (маркетинговые инновации);

— производство (технологические инновации);

— сбыт (инновации в продвижении нового продукта).

Задачей академического сектора является генерация знаний и их направление в корпоративный сектор (инновации в обучении). В соответствии законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ бюджетные, научные, образовательные организации и государственные академии наук имеют право без согласия собственника быть учредителями малых инновационных предприятий.

Государство в лице органов власти разрабатывает институциональные инновации, представленные в виде:

— законов, нормативно-правовых актов и т.п., регулирующих предпринимательскую деятельность экономических субъектов, а также их финансирование;

— форм и принципов взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности (частно-государственное партнерство, кластеры, государственный (муниципальный) заказ и т.п.).

Непосредственными разработчиками инноваций являются отдельные организации и предпринимательские структуры, представленные в корпоративном секторе. Данный сектор, создавая собственные инновации, аккумулирует нововведения, разработанные органами власти и научно-образовательными организациями, и поставляет конечный товар (услугу) потребителю. Степень востребованности нового товара (услуги) будет очевидна, исходя из увеличившегося или неизменившегося на него спроса со стороны клиента. Однако степень и быстрота процесса разработки и реализации конечных усовершенствованных продуктов зависит от институциональных инноваций и финансирования.

Субъектами финансирования инноваций являются:

1) государство в лице органов власти и государственных внебюджетных фондов, предоставляющие средства из бюджетов разных уровней в виде кредитов, грантов, субсидий, посредством государственных заказов и преимущественно на конкурсной основе;

2) среди представителей бизнеса финансирование осуществляют:

— венчурные фонды, выполняющие роль посредника между коллективными инвесторами и предпринимателями пос-

редством предоставления инвестиционного кредита или покупки большого пакета акций компании;

— бизнес-ангелы — состоятельные люди, инвестирующие собственные средства в частные компании на начальных стадиях развития, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога;

— прочие частные организации, заключившие договор о сотрудничестве или предоставлении коммерческого кредита.

Денежные средства с целью финансирования инноваций предоставляются государством на конкурсной основе (субсидии, гранты, государственные заказы), частными организациями — на возвратной основе (кредиты, инвестиции).

В результате взаимодействия субъектов рынка возникают альтернативные способы финансирования инноваций (лизинг, франчайзинг, концессия, государственный заказ и др.):

— лизинг — долгосрочная аренда актива с последующим выкупом;

— франчайзинг — право на использование известного бренда на основе договора;

— концессия — финансовая форма партнерства муниципалитета и бизнеса, заключенная на основе договора, при котором одна сторона — правообладатель (муниципалитет) обязуется предоставить другой стороне — субъекту бизнеса за вознаграждение, на срок или без указания срока, право использовать в предпринимательской деятельности имущество и комплекс исключительных прав, деловой репутации и т.п.;

— государственный (муниципальный) заказ осуществляется на конкурсной основе путем отбора заявок претендентов, имеющих определенный производственный и кадровый потенциал и готовых оказать услуги за бюджетные средства по низкой цене. Такая форма взаимодействия муниципалитета с организациями способствует рациональному использованию оптимизации финансовых потоков и стимулирует развитие инновационной деятельности.

Таким образом, субъектами инновационной деятельности являются государство, организации бизнеса, науки, образования и потребители инноваций (физические и юридические лица). С целью развития непрерывной системы профессионального образования необходимо сотрудничество между данными субъектами. Рассмотрим взаимодействие организаций в рамках научно-образовательных кластеров (англ. cluster скопление).

Под кластерным подходом в целом можно понимать вза-имо- и саморазвитие субъектов кластера, осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом [2, 3, 4].

С учетом инновационного подхода авторы научно-образовательный кластер рассматривают, с одной стороны, как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с организациями отрасли; с другой — как систему взаимообучения, генерации знаний и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, что в итоге приводит к разработке и реализации новых продуктов [5, 6, 7, 8, 9].

На основе выше представленных определений обобщим специфические черты научно-образовательных кластеров:

— интеграция организаций науки, образования, бизнеса;

— устойчивое ядро формирования и распространения новых знаний, технологий, продукции;

— осуществление НИОКР;

— междисциплинарность;

— высокая степень информатизации;

— цепочка межотраслевых и внутриотраслевых связей;

— усиление конкурентных преимуществ;

— взаимообучение и саморазвитие.

372

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Финансовые ресурсы

Трудовые ресурсы

С учетом того, что государство в России является одним из главных субъектов финансирования инновационной деятельности, а также в результате взаимодействия ресурсов в кластере образуются новые предпринимательские структуры (бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, интрапренерство и др.) и формируются новые финансовые связи посредством лизинга, аутсорсинга, субконтрактов, государственного заказа, то необходимо расширить понимание научно-образовательного кластера.

Таким образом, научно-образовательный кластер представляет собой интеграционное экономико-технологическое образование организаций науки, образования, бизнеса и органов власти, географически близко расположенных, способствующее трансформации ресурсов, возникновению новых предпринимательских структур, расширению финансовых связей и выпуску конкурентоспособной инновационной услуги (продукта).

Все организации, входящие в кластер, приходят со своими ресурсами: финансовыми, трудовыми, материально-техническими, информационными и др. В результате взаимодействия между субъектами образуются новые предпринимательские структуры, инновационные товары (услуги), квалифицированные кадры, происходит повышение образовательного уровня населения и прирост национального дохода (рис.2).

Среди вновь появившихся предпринимательских структур в кластере можно выделить:

1) интрапренерство (образование небольшого и временного коллектива для реализации конкретной задачи, необходимой для крупной организации);

2) инкубаторство (организация деятельности малой фирмы);

3) сателлитная форма (возникают обычно как результат реструктуризации организаций, т.е. путем выделения малой фирмы из крупной;

4) малые инновационные предприятия, создаваемые ВУЗами и НИИ.

Специфика финансовых отношений в научно-образовательном кластере характеризуется многообразием в результате функционирования организаций различных форм собственности, их подчиненности разным министерствам, в зависимости формирования некоторых товаров (услуг) от территориальных особенностей местности. Эффективное обеспечение организаций финансовыми ресурсами возможно через систему регулирования отношениями, которую часто называют «механизмом».

Определения сущности финансового механизма не являются однозначными. В экономических словарях можно обнаружить следующую трактовку данного понятия.

Финансовый механизм — составная часть хозяйственного механизма; совокупность инструментов, рычагов, форм и методов, обеспечивающих осуществление широкой системы распределительных и перераспределительных отношений, образование доходов и накоплений, создание и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [10, 11].

Многие авторы анализируют финансовый механизм как систему управления финансовыми отношениями организаций, связанными с аккумулированием, распределением и использованием ресурсов с помощью финансовых методов (учет, анализ, планирование, финансовый контроль, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование), применяя финансовые рычаги (прибыль, доход, санкции, цену, дивиденды, проценты, заработную плату, налоги) [12,13,14].

Управление финансовыми отношениями осуществляется на микро-, мезо-, и макроуровнях.

Финансовый механизм государства (макроуровень) вклю-

«§■

о

Новые предпринимательские структуры

Повышение образовательного уровня населения

Инновационные товары (услуги)

Прирост национального дохода

Квалифицированные кадры

Рис. 2. Модель трансформации ресурсов в научно-образовательном кластере

— способы аккумулирования денежных средств и создания денежных фондов (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные фонды);

— методы распределения национального дохода (государственный кредит, система налогообложения, межбюджетные трансферты);

— организационно-управленческие блоки (финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, оценка деятельности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовый механизм организаций (микроуровень) является составной частью хозяйственного механизма, сочетая формы и методы формирования, распределения и использования ресурсов экономических субъектов, с помощью которых достигаются намеченные рубежи финансовой устойчивости и рентабельности.

Финансовый механизм образования можно представить как взаимосвязанную систему финансовых методов, рычагов и форм организации управления, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование финансовых ресурсов с целью их эффективного использования и воздействия на развитие образования [15, 16].

Сегодня экономистами ведутся исследования финансового механизма применительно к различным направлениям и сферам деятельности (здравоохранения, образования, жилищнокоммунальной сферы и т.д.). Поэтому неслучайно под финансовым механизмом понимается система видов экономических отношений, форм их организации, методов формирования и распределения финансовых ресурсов, функционирующая в условиях заданных параметров институциональной среды и обеспечивающая взаимоотношения субъектов финансовой системы.

С целью структурирования множества элементов финансового механизма необходима его классификация, как по различным признакам, так и по уровням управления.

В зависимости от финансово-хозяйственной деятельности и отраслевой принадлежности тех или иных экономических субъектов определяется характер формируемых денежных фондов и направлений в системе распределения прибыли, взаимоотношениях с различными звеньями финансовой системы. Сложность и многообразие видов финансовых взаимосвязей и отношений обусловливают дискуссионность вопроса структурирования финансового механизма, поэтому целесообразно произвести его классификацию следующим образом:

1) по управлению финансовыми ресурсами: бюджетный, кредитный, страховой, налоговый;

2) по объектам управления: финансовые отношения, финансовые ресурсы;

3) по субъектам управления: руководители организаций, государственные (муниципальные) органы власти.

чает

373

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 3. Базовые элементы финансового механизма научно' образовательного кластера

4) по территориальному признаку: управление финансовыми отношениями (ресурсами) на федеральном, региональном, муниципальном уровнях (макро-, мезо-, микроуровень);

5) по отраслевому признаку: здравоохранения, образования, туризма, жилищно-коммунальной сферы и т.д.

Авторами, изучающими финансовый механизм, предлагаются способы и рычаги эффективного воздействия субъектов на объекты. Применительно к научно-образовательному кластеру, считаем необходимым уточнить рычаги и методы финансирования.

В целом финансовый механизм научно-образовательного кластера схематично изображен на рис.3 и включает следующие блоки: обеспечение, принципы управления, финансовые методы и рычаги, принципы и источники финансирования.

Рассмотрим вышеперечисленные блоки подробнее.

Главной целью финансового механизма является достижение устойчивого финансового обеспечения инновационной деятельности организаций кластера. Субъектами представленного механизма выступают органы государственной власти, заинтересованные в активизации инновационной деятельности, производители инноваций, потребители инноваций.

В качестве обеспечения выступают все виды финансовых, нормативно-правовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для реализации намеченных планов.

Основными источниками финансирования являются собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заемные (кредиты, займы), привлеченные (инвестиции, бюджетные ассигнования и др.)

Среди основных финансовых рычагов можно выделить прибыль, амортизационные отчисления, кредиты и займы, налоги и налоговые льготы, бюджетные ассигнования, ценные бумаги.

Представленные финансовые рычаги способствуют регулированию и стимулированию инновационной деятельности в научно-образовательном кластере посредством следующих методов финансирования: лизинг, аутсорсинг, концессия, государственный заказ, взаимозачеты, франчайзинг, инвестирование и др.

Финансирование инновационной деятельности должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

— комплексность — применение научных знаний и методов для финансирования, разработки, внедрения и реализации инноваций;

-системность — конструктивное взаимодействие всех участников инновационной деятельности, множественность источников финансирования;

— ориентирование на результат (при таком принципе сначала определяются цели, затем целевые показатели, а потом изыскиваются эффективные источники финансирования инноваций);

— минимизация рисков (особенно это касается инвестиционных вложений в инновации);

— объективность информации, сложно осуществлять финансирование инновационной деятельности без полной статистической информации о конъюнктуре рынка, потенциальных покупателях;

— прозрачность финансирования, то есть возможность отследить объемы финансирования объектов за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов, инвесторов.

Следующей составляющей данного механизма являются принципы управления: планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, оценка деятельности и др.

Структурные составляющие представленного механизма являются базовыми. Финансовые методы, рычаги, принципы, обеспечение позволяют субъектам воздействовать на объект комплексно. Данный механизм увязывает финансовые отношения между органами власти, производителями и потребителями инноваций в научно-образовательном кластере.

Литература

1. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Принципы и инструментарий финансирования инноваций в Российской Федерации: монография. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 194с.

2. Борликов Г.М., Манцаев Н.Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регионального университета в формировании культурно-образовательного пространства: Матер. междунар. науч.-практ. конф.(2010; Элиста). — Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.

3. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Алманах «Восток». — 2007. — Вып.1. — [электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm (дата обращения 02.01.2010г.).

4. Попкова Е.Г. Образовательный кластер на пути модернизации системы высшего образования в соответствии с европейскими стандартами. — http://www.marka-volga.ru/klastery/237-obrazovatelnyj-klaster-na-puti-modemizatsii-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-evropejskimi-standartami.html

5. Красикова Т.Ю. Оценка эффективности инвестиций в инновационный научно-образовательный кластер высшего профессионального образования: автореферат дисс ... канд. экон. наук. — Иркутск, 2013. — 20 с.

6. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в ВУЗе. — Казань, 2010. — 102 с.

7. Сташевская Г.Н. Формирование механизма развития инновационного кластера на базе профильного технопарка: авто-реф. дисс ... канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб, 2009. — 22 с.

8. Нанотехнологический словарь РОСНАНО. — [электронный ресурс]. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 (дата обращения 08.08.2014г.).

9. Образовательные кластеры: проблемы развития // http://arbir.ru/articles/a_3226.htm (Дата обращения 18.09.2012)

374

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ш

10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

11. Финансово-кредитный словарь / Под ред.Н.В. Гаретовского в 3-х тт. — М.: Финансы и статистика,1988. — Т.3. — 335 с.

12. Крамаренко Г.А. Финансовый анализ и планирование. — Днепропетровск: Изд-во ДАУБП, 2001. — С.8-12.

13. Шеремет А.Д., Сайфулин РС. Финансы предприятий: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999. — С.24.

14. Меркушев А.И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: автореф. дисс ... д.э.н. — М., 2008. — 36 с.

15. Миргалеева И.В. Финансовый механизм управления образованием в регионе: автореферат дисс ... д.э.н. — Йошкар-Ола, 2010. — 40 с.

16. Тараканов В.В. Модернизация финансового механизма высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы: автореф. дисс... д.э.н. — Ростов-на-Дону, 2010. — 50 с.

17. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Методология финансирования инноваций // Известия С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. — 2013. — №5(83). — С. 49-56.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.М.Бобиенко,

доцент Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань), кандидат педагогических наук olesia-tisbi@rambler.ru

В статье рассматривается технологический инструментарий преподавателя высшей школы в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование посредством специальной организации практической деятельности обучающихся. Изменение целевых ориентиров образовательного процесса ведет к трансформации методических задач педагога профессиональной школы. Его главной учебно-методической функцией становится не просто создание образовательного контента, а проектирование и реализация структурированной последовательности учебных заданий студентов, направленных на формирование компетенций.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированное образование, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, квазипрофессиональная деятельность, интерактивные образовательные технологии

УДК 378

Переход на новые государственные образовательные стандарты и компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить существующие противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемыми государством, обществом, работодателями, а также формирующимися международными рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.

Первые практические результаты работы по стандартам нового поколения позволяют констатировать, что наиболее проблемными для преподавателей образовательных организаций оказались вопросы применения компетентностно-ориентиро-ванных образовательных технологий. Актуальность модернизации технологических ресурсов преподавателей обусловлена еще и необходимостью создания условий для овладения студентами общими (в среднем профессиональном образовании) и общекультурными (в высшей школе) компетенциями1, которые осваиваются посредством специальной организации практической деятельности обучающихся.

По оценкам исследователей, реализация компетентностно-го подхода связана не столько с трансформацией содержания образования, сколько с проектированием и осуществлением способов его предъявления в учебном процессе [2, 6, 7]. Ком-петентностно-ориентированное образование носит принципиально деятельностный характер, при котором все компоненты учебного процесса ориентированы на достижение заявленных в образовательном стандарте итоговых образовательных результатов — компетенций. Знания, умения, опыт деятельности как промежуточные образовательные результаты не являются конечными целями, а выступают ресурсом, на основе которого осваиваются компетенции.

Понятно, что изменение целевых ориентиров образовательного процесса ведет к трансформации методических задач педагога профессиональной школы. Его главной учебно-ме-

тодической функцией становится не просто создание образовательного контента, а проектирование и реализация структурированной последовательности учебных заданий студентов, направленных на достижение целей обучения. Очевидно, что управление активностью требует более высокой педагогической квалификации, чем компоновка информации для усвоения. И именно в плоскости образовательных технологий2 в настоящее время находятся квалификационные дефициты преподавателей.

Компетентностно-ориентированный образовательный процесс характеризуется следующими основными параметрами:

— содержание образования скомпоновано в небольшие, относительно автономные информационные блоки, которые последовательно предъявляются студентам на лекциях, практических и семинарских занятиях и в ходе самостоятельной внеаудиторной работы;

— в рамках каждого занятия информирование студентов сопровождается выполнением практических работ с использованием введенных элементов теоретического содержания;

— непосредственно после работы с каждым информационным блоком организуется практическая учебная или квазипрофессиональная деятельность3 студентов на основе практических и (или) проектных заданий для индивидуальной и / или совместной работы в малых группах с консультационным сопровождением преподавателя;

— обучение реализуется на субъект-субъектной основе, при этом ролевой репертуар преподавателя значительно расширяется и обогащается: наряду с информационными функциями, усиливается его консультативно-координирующая роль в учебном взаимодействии, он реализует экспертные функции, занимает позиции модератора и тьютора;

— студенты большую часть времени занятия работают самостоятельно или в малой группе;

375

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.